Научная статья на тему 'Предположительная модель любого процесса обучения на примере группы техz-111'

Предположительная модель любого процесса обучения на примере группы техz-111 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ ОБУЧЕНИЯ / ДИАГРАММА ВРЕМЕНИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ / МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ / САМООБУЧЕНИЕ / ЕСТЕСТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ELECTRONIC LEARNING LOG / A TIMING CHART OF THE ASSIGNMENT / TRAINING MODEL / SELF-LEARNING / NATURAL INTELLIGENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбатюк Владимир Феофанович

В настоящей работе продолжается исследование предложенной автором модели обучения, основанной на принципах синергетики. Структура мозга и центральной нервной системе у всех без исключения носителей естественного интеллекта похожа усложняясь от насекомых к млекопитающим. Формы обучения, самообучения и взаимного обучения систем естественного интеллекта общие. Предложена модель любого процесса обучения естественного интеллекта. Приведены экспериментальные результаты обучения студентов первого курса заочного отделения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Presumably ANY MODEL OF LEARNING THE EXAMPLE OF GROUPS TEHZ-111

In this paper, the author continues the research of the learning model based on the principles of synergy. The structure of the brain and central nervous system at all, without exception, the carriers of natural intelligence is similar becoming more complex from insects to mammals. Forms of education, self-study and peer learning of natural intelligence systems general. A model of any process of training of natural intelligence. Experimental results of learning first-year students of the correspondence department.

Текст научной работы на тему «Предположительная модель любого процесса обучения на примере группы техz-111»

Раздел II. Педагогика и психология В.Ф. Горбатюк

ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ЛЮБОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ГРУППЫ ТЕХZ-Ш

Аннотация: В настоящей работе продолжается исследование предложенной автором модели обучения, основанной на принципах синергетики. Структура мозга и центральной нервной системе у всех без исключения носителей естественного интеллекта похожа - усложняясь от насекомых к млекопитающим. Формы обучения, самообучения и взаимного обучения систем естественного интеллекта - общие. Предложена модель любого процесса обучения естественного интеллекта. Приведены экспериментальные результаты обучения студентов первого курса заочного отделения

Ключевые слова: электронный журнал обучения, диаграмма времени выполнения задания, модель обучения, самообучение, естественный интеллект.

V.F. Gorbatyuk

PRESUMABLY ANY MODEL OF LEARNING THE EXAMPLE OF GROUPS TEHZ-111

Abstract: In this paper, the author continues the research of the learning model based on the principles of synergy. The structure of the brain and central nervous system at all, without exception, the carriers of natural intelligence is similar - becoming more complex from insects to mammals. Forms of education, self-study and peer learning of natural intelligence systems - general. A model of any process of training of natural intelligence. Experimental results of learning first-year students of the correspondence department.

Key words: electronic learning log, a timing chart of the assignment, training model, self-learning, natural intelligence.

Оптимизм - это нежелание принимать реальность такой, какая она есть...

Как строение головного мозга и центральной нервной системы всех живых организмов на нашей планете Земля, так и обучение интеллекта имеют схожесть. Хотя мы до сих пор не можем ответить на вопрос о происхождении и зарождении Жизни на Земле. И хотя даже само понятие интеллекта до сих пор не определено и чётко сформулировано, интенсивные исследования в этой области продолжаются. Что интересно, достижения в области искусственного и естественного интеллекта идут параллельно и стимулируют, взаимно обогащают друг друга, взаимно подпиты-ваясь идеями. Появилось много новых наук: нейрокибернетика, нейроинформатика и даже ней-ропедагогика. В нейрокибернетике используют подход к разработке машин, демонстрирующих "разумное" поведение, на основе архитектур, напоминающих устройство мозга и называемых нейронными сетями (НС). Одна из ключевых особенностей нейронных сетей состоит в том, что они способны обучаться на основе опыта, полученного в обучающей среде. Сложилась ситуация, при которой мы многое знаем о разновидностях интеллекта, умеем отличать одну от другой и даже определять, более того, формировать некоторые из них, но не умеем определить интеллект как таковой [9]. Автор пришёл к мысли, что учебная группа студентов имеет некоторое, хотя и весьма отдалённое сходство с нейронной сетью и с роевым интеллектом [9,10]. Отличие учебной группы как от нейронной сети, так и от систем роевого интеллекта: каждый элемент учебной группы (а это человек, студент) не является простым и обладает мощным (человеческим) интеллектом и способен не только взаимодействовать с другими элементами системы (с другими членами группы), но и самоорганизовываться, саморазвиваться, самообучаться.

В настоящей работе продолжается исследование предложенной автором модели обучения, основанной на принципах синергетики: самоорганизация-самообучение. Автором создаётся ситуация конструктивного хаоса, применяются идеи взаимного самообучения, что повышает эффективность обучения и способствует включению и развитию процессов самоорганизации и самообучения в студенческой группе. Результаты некоторых исследований отражены в работах автора [5 - 9]. Ранее автором была введена модель обучения, которая справедлива для всего живого мира. Обучение любого живого существа является непрерывным циклическим процессом, в котором всегда присутствуют два элемента: получение знаний и применение знаний. Каждый обучаемый по своей индивидуальной траектории усваивает данный предмет. Процесс обучения контролируется путем выполнения заданий (практических, лабораторных и пр.), а также промежуточными и итоговой аттестациями.

Цель исследования: Попытаться исследовать предложенную модель процесса обучения на примере учебной группы заочного обучения TEXZ-111.

Существует более десятка определений феномена «обучение» [2]. Известно ещё одно, относящееся к обучению животных, определение У. Торпа (Thorpe, 1963). Обучение - это появление адаптивных изменений индивидуального поведения в результате приобретения опыта [3]. Но поскольку речь идёт об обучении носителей естественного интеллекта, то это определение отбрасывать не стоит.

Индивидуально-приспособительная деятельность, помимо разных форм обучения, включает в себя и такой важнейший элемент, как рассудочная деятельность (который мы рассмотрим ниже). Обучение играет исключительно важную роль в жизни животных и человека, поэтому изучению этой проблемы посвящено огромное количество научных исследований. Классификации форм обучения. Формы обучения животных весьма многообразны и поэтому существует целый ряд их классификаций. В частности, З.А. Зорина и И.П. Полетаева (2001), на основе данных О. Меннинга (1992), Д. Дьюсбери (1981), Р. Томаса (1996), Дж. Пирса (1998) и др., предлагают следующую классификацию форм индивидуально-приспособительной деятельности животных [3]:

o неассоциативное обучение: сенсибилизация; привыкание;

o ассоциативное обучение: классические условные рефлексы; инструментальные условные рефлексы;

o когнитивные процессы: латентное обучение; выбор по образцу; обучение, основанное на представлениях о пространстве, порядке стимулов, времени, числе.

О. Меннинг и Д. Дьюсбери включали в свои классификации также и инсайт-обучение. Однако и когнитивные процессы, и инсайт-обучение в большой степени относятся к области рассудочной деятельности.

Неассоциативное обучение заключается в ослаблении реакции при повторных предъявлениях раздражителя. Способность к обучению базируется на присущем центральной нервной системе (ЦНС) свойстве пластичности, которая проявляется в способности системы изменять реакции на повторяющийся многократно раздражитель, а также в случаях его совместного действия с другими факторами. Пластичность может иметь разную направленность: чувствительность к раздражителю может повышаться - это явление называется сенсибилизацией, или снижаться, - тогда говорят о привыкании. Привыкание и сенсибилизация относятся к самым примитивным видам индивидуально вырабатываемых реакций.

Сенсибилизацией называется повышение чувствительности организма к воздействию какого-либо агента. В качестве примера сенсибилизации можно привести аллергию, когда повышается чувствительность к определенным химическим стимулам, обычно безвредным, но у сенсибилизированных организмов способным вызывать целый комплекс патологических реакций. Сенсибилизацией называют три типа реакций, имеющих между собой мало общего. Главное, а может быть, и единственное, что их объединяет, - это повышение возбудимости организма по отношению к определенным раздражителям.

При ассоциативном обучении в ЦНС формируется временная связь между двумя стимулами, один из которых изначально был для животного безразличен, а другой - выполнял роль вознаграждения или наказания. Формирование этой связи обнаруживается в виде изменений в поведении животного, которые называются условными рефлексами.

Нейронная сеть мозга. Исследователи корпорации IBM составили самый детальный на данный момент неврологический атлас [1]. В качестве исходного материала послужил мозг макаки. Сделано это в целях так называемого обратного инжиниринга, то есть создания нейронных когнитивных компьютерных чипов, которые будут «думать» так же мощно и эффективно, как и биологический мозг. К сожалению, подобные работы встречаются не так часто, что говорит о больших трудностях исследования мозга. Полученные данные о многослойности нейронной сети мозга макаки (рис. 1.) наталкивают на сходство с современной иерархической теорией интеллекта - модель Grand Design, предложенная членом-корреспондентом РАН, профессором Борисом Митрофановичем Величковским [4]. Согласно его концепции механизмы человеческого интеллекта работают на шести уровнях, образуя глобальную архитектуру, опирающуюся на нейрофизиологические механизмы. На нижних уровнях протекают гораздо более древние в эволюционном плане процессы. Они отвечают за рефлексы, координацию движений, учёт окружающей обстановки - и только на верхних уровнях появляются речевые структуры и самосознание. Ценность теории Б.М. Величковского в том, что она перекидывает мостик между физиологией и сознанием человека, а интеллект в ней перестает быть «чёрным ящиком». Но пока неясно, как применять эту теорию в прикладных задачах...

Рис. 1. Многослойность нейронной сети мозга макаки

То, что приходится рассматривать формы обучения животных, нисколько не принижает обучение человеческого интеллекта. Речь идёт об общих законах развития и саморазвития (а обучение и самообучение - это важнейший элемент развития и саморазвития) различных форм Жизни, к которым относится не только человек. Можно утверждать, что любой процесс обучения начинается с привыкания и сенсибилизации (неассоциативное обучение). Можно вспомнить поведение не только животных, но и маленьких детей, которые одинаково реагируют на появление незнакомого человека или незнакомой обстановки. Через какое-то время ЦНС изменяет реакцию на повторяющийся многократно раздражитель. Происходит привыкание и сенсибилизация. Привыкание распространено чрезвычайно широко: от примитивных существ до человека включительно. Оно обеспечивает адекватность реакций организма, устраняя все лишние, необязательные, не приносящие ощутимой пользы, не затрагивая лишь самые необходимые, что позволяет экономить массу энергии.

Аналогичную реакцию студентов (возможно не так ярко выраженную и не всегда заметную) многократно наблюдал автор на первых встречах с новыми студенческими группами в начале семестра. Но благодаря большому опыту, личному обаянию и открытости автора как преподавателя сенсибилизация и привыкание происходило очень быстро, на первой же встрече. Как пример, когда автор давал всей студенческой группе свой электронный адрес и номер мобильного телефона и предлагал студентам дать ему свои номера мобильных телефонов, практически все студенты без сомнений и колебаний давали номера своих мобильных телефонов. Это означает не только привыкание, но и зарождение доверия студентов к преподавателю, когда студенты убеждаются в открытости, доброжелательности, «интересности» преподавателя и начинают понимать смысл предлагаемой авторской технологии обучения по данному предмету.

Для студенческой группы ассоциативное обучение означает формирование временной связи между двумя стимулами (или последовательностью стимулов), один из которых является выполнением задания преподавателя (или системы авторских заданий преподавателя по предмету), а другой - вознаграждением (бонусом) за своевременное и качественное выполнение задания (каждого из системы заданий) или наказанием (штрафом) за несвоевременное и (или) некачественное выполнение задания.

Когнитивные процессы: латентное обучение; выбор по образцу; обучение, основанное на представлениях о пространстве, порядке стимулов, времени, числе. Некоторые исследователи (О. Меннинг, Д. Дьюсбери) включали в свои классификации также и инсайт-обучение. Однако и когнитивные процессы, и инсайт-обучение в большой степени относятся к области рассудочной деятельности. Автору пока не удалось найти результаты исследований, обнаруживших рассудочную, осмысленную, творческую деятельность у каких-либо носителей естественного интеллекта, кроме людей. Поэтому далее будет рассматриваться обучение людей как одних из носителей естественного интеллекта без рассмотрения аналогий в животном мире.

Современная педагогическая наука и образовательная практика ориентированы на новые технологии обучения в процессе подготовки специалистов в высшей школе.

Суть их состоит в том, чтобы пробудить познавательную активность студента, содействовать становлению самостоятельности в мышлении и деятельности. Для этого студент должен подходить к учебе как к творческому процессу, а это требует такой технологии обучения, при которой учебные занятия сопровождаются, направляются, поддерживаются способами, активизирующими самостоятельную познавательную деятельность обучающегося. Особая роль среди современных технологий образования отводится технологиям активного обучения, которые позволяют наряду с усвоением профессиональных знаний развивать необходимые профессиональные способности и качества: инициативу, самостоятельность, творческие способности, готовность к действию, ответственность, решительность, умение осуществлять намеченные цели, обосновывать и отстаивать свои решения. Перечисленные преимущества активных технологий обучения в полной мере относятся к технологии проектного обучения как инновационной технологии, формирующей профессиональную компетентность специалиста методом погружения в конкретные ситуации, имеющие профессиональную направленность.

При обучении людей мы вряд ли сможем написать математические формулы, которые будут определять аттракторы перехода к самообучению. Но описать условия, при которых самоорганизация сможет возникать и развиваться в учебной группе, можно попытаться. Ключевой является создаваемая ситуация конструктивного хаоса. Что может претендовать на роль аттрактора? На наш взгляд - важно, чтобы у обучаемого были мотив и смысл обучения. Мотив создает преподаватель, будучи интересным, хорошо зная свой предмет и проводя занятия так, чтобы студентам захотелось его изучать. Как иногда об этом говорят, надо «зажечь» студента. Большую роль играют вводимые бонусы для самых активных студентов за лучшие задания, выполненные в срок. В учебной группе возникает обстановка состязания: кто сделает лучше и быстрее. А награда от преподавателя в виде бонуса - является хорошим стимулом. Студенту хочется заработать бонус и избежать штрафа. Очень важными элементами являются свобода действий студентов и возможность взаимодействия [7].

Впервые приведены экспериментальные результаты обучения студентов заочного отделения факультета физики, математики, информатики на примере группы TEXZ-111. В весеннем семестре 2015/2016 учебного года часть группы TEXZ-111 изучала предметы по выбору «Основы стандартизации, метрологии и технических измерений» и «Основы создания видео и мультимедиа обучающих средств». В сентябре во время установочной сессии преподавателем были проведены необходимые занятия, чтобы студенты могли выполнить все задания и успешно сдать зимнюю экзаменационную сессию. В том числе были выданы электронные образовательные ресурсы по предметам и проведены мастер-классы по работе с программой «Интерактивная физика» при выполнении лабораторных работ и по работе с программой нелинейного видеомонтажа.

Группа TEXZ-111 - полная (20 чел.), поэтому вся группа разделена на две подгруппы, каждая из которых изучает один из двух предметов по выбору: Б1.В.ДВ.8.1 «Основы стандартизации, метрологии и технических измерений» или Б1.В.ДВ.8.2 «Технологии обеспечения безопасности на производстве и в школе», а также один из двух предметов по выбору: Б1.В.ДВ.7.1 «Основы создания видео и мультимедиа обучающих средств» или Б1.В.ДВ.7.2 «Технология обработки конструкционных материалов с элементами машиноведения». На рис. 2 и рис. 7 приведены электронные журналы обучения гр. гр. TEXZ-111 по предмету «Основы стандартизации, метрологии и технических измерений» и по предмету «Основы создания видео и мультимедиа обучающих средств».

Метрология Группа TEXZ 1112015/2016учебныйгод 144час.

№ ФИО Лаб. 1 Лаб. J Лаб.З Реферат Бонус Презентация Экзамен

1 Наталья Анатольевна П. 22.11.15 22.11.15 22.11.15 23.12.15 02.01.lt 17.12.2015 Отлично 14.01.2016

2 Дмнгрнй Андреевич П. 22.01.1« 22.01.1« 22.01.1« 22.01.1« 20.01.2016 Хорошо 22.01.2016

3 Вячеслав Игоревич С. 21.01.1« 21.01.1« 21.01.1« 21.01.1« Хорошо 21.01.2016

4 Татьяна Александровна С. 20.01.1«? 21.01.1« 20.01.1«? 21.01.1« 20.01.1«? 21.01.1« 11.01.1«? 20.0U016 25.11.2015 Хорошо 21.01.2016

5 Ал ександр Илларионович С. 16.01.15? 20.01.16 16.01.16? 20.01.16 16.01.16? 20.01.16 16.01.16? 20.01.16 Хорошо 20.01.2016

7 Елена Сергеевна Ф. 1S.01.16 16.01.1« 16.01.16 16.01.1« 16.01.16 Отлично 16.01.2016

S Ирина Ивановна X. 14.01.1« 14.01.1« 14.01.1« 15.01.1« 15.01.16 13.01.2016 Отлично 16.01.2016

9 Людмила Николаевна Ш 20.01.1« 20.01.16 20.01.1« 12.01.1« 12.01.2016 Хорошо 20.01.2016

10 Кристина ВладимировиаЩ. 20.01.1« 20.01.1« 20.01.1« 1Í.01.1S? 20,01.16 Хорошо 20.01.2016

Рис. 2. Электронный журнал гр. ТЕХZ-111 по предмету «Основы стандартизации, метрологии и технических измерений»

Из диаграммы выполнения Лаб. работ 1,2,3 и реферата во времени (рис. 3) видно, что только одна студентка-лидер (с номером 1) выполнила задания в течение семестра (за 43 дня). Осталь-

48

ные студенты выполняли задания во время экзаменационной сессии. Из рис. 4 видно, что задания выполнили все студенты (100%) за 104 дня (считая от даты первого занятия 10.10.2015 - во время установочной сессии). Вся группа выполнила Лаб. работы 1,2,3 и реферат как одно задание. Это может быть объяснено заочной формой обучения.

Гр. ГЕХ2-111 Ллб работы 1,2,3, р«ф<рдт - с 10.102015 по 24.01.2016

ШШ5

1641.201« Ы.01Л01« 22.01.2016

16

32

80

96

43 64

Время (днп с 10.10.2015)

Рис. 3 .Диаграмма выполнения Лаб. работ 1, 2, 3 и реферата во времени

112

дни проценты

Уи 22.11 12.11 43 11,11

и.1 1Д.1 96 22,22

-69- ГД 1*1 1Е.1 93 зззз

201 2В.1 102 66,67

201 21.1. 103

лп ЯП 22.1 104 100,00

211

211

221

"згг

Первое 5а ШТТЧЕ 10.10.2015

-:Нг СКСИП ДО ¿4.01.2015

1 ^ Э г А з е 4 «

Рис. 4. График времени выполнения Лаб. работ 1, 2, 3 и реферата

I I I I I I I I I I I I I I I

Гр.ТЕХ2-111 Провинция - с 10.10.2015 по 24.012016

15.111015

Ж

13.01.2016 7

11«1^01« I эдиш

16

32

80

43 64

Время (днп с 10.10.2015)

Рис. 5. Диаграмма выполнения презентации во времени

Э6

112

Из диаграммы выполнения Презентации во времени (рис. 5) видно, что уже две студентки-лидеры (с номерами 4 и 1) выполнили презентацию в течение семестра (за 46 и 68 дней соответственно). Остальные студенты выполняли презентацию во время экзаменационной сессии. Из рис. 6 видно, что задания выполнили не все студенты (только 66,67%) за 102 дня (считая от даты первого занятия 10.10.2015 - во время установочной сессии). Это можно объяснить тем, что презентация - не обязательное, а бонусное задание. Что интересно (рис. 4), Лаб. работы 1,2,3 и реферат 66,67% студентов выполнили тоже за 102 дня (считая от даты первого занятия 10.10.2015 -во время установочной сессии).

Рис. 6. График времени выполнения презентации

Основы создаииявидео и мультимедиа обучающих средств. Гр ТЕХ2-111 2015 2016 уч.год 144часа

№ ФИО Заравве1 Задавав 2 За^авне 3 Задавай 4 Задавав 5 Закаев«« Задавве 7 Зкммев

1 Наталья АнатольевиаП. 17.12.2015 17.12.2015 17.12.2015 17.12.2015 17.12.2015 05.01.2016 11.01.2016 11.01.2016 От.1нчво14.012016

2 Дмитрий Андреевич П. 20.01.2016 20.01.2016? 20.01.2016 20.01.2016? 20.01.2016 20.01.2016? 20.01.2016 20.01.2016 Хорошо 20.01.2016

3 Вячеслав Игоревич С. 20.01.2016 20.01.2016? 20.01.2016? 20.01.2016 20.01.2016 20.01.2016? 20.01.2016 Хорошо 20.01.2016

4 Татьят АлександроЕнаС. 26.11.2015 25.11.2015 25.11.2015? 26.11.2015? 26.11.2015 25.11.2015 Хорошо 14.01.2016

5 Ал ександр Илларионович С. 16.01.2016 16.01.2016? 20.01.2016 20.01.2016? 16.01.2016 16.01.2016? 20.01.2016 20.01.2016 16.01.2016 Хорошо 20.012016

6 Елена Сергеевна ф. 20.01.2016 20.01.2016? 20.01.2016? 20.01.2016 Хдовд. 20.01.2016

7 Ирина Ивановна X. 11.01.2016 11.01.2016 11.01.2016 11.01.2016 11.01.2016 11.01.2016 11.01.2016 0т.тпчно20.01.2016

8 Людмила Николаевна Ш. 11.01.2016 11.01.2016 11.01.2016 11.01.2016 11.01.2016? 11.01.2016 Хорошо 20.01.2016

9 Крнстина БладнмнровнаЩ. 11.01.2016 11.01.2016? 20.01.2016 11.01.2016? 20.01.2016 11.01.2016? 20.01.2016 11.01.2016? 20.01.2016 11.01.2016 Хорошо 20.01.2016

Рис. 7. Электронный журнал гр. ТЕХZ-111 по предмету «Основы создания видео и мультимедиа обучающих средств»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11111111111111 Гр.ЖК-!11 Задание! - с 10.10.2015 по 24.01.2016

4

О

1Т.И2Ш

Ф

I

20.01,2016 I

3

1Ш.2016 »

*

7

16.011016 I

16

32

30

43 Б4

Время (деп с 10.10.2015)

Рис. 8. Диаграмма выполнения Задания 1 во времени Для Заданий 2, 3, 4 и 5 - диаграммы аналогичны

Из диаграммы выполнения Задания 1 (а также 2, 3, 4 и 5) во времени (рис. 8) видно, что только две студентки-лидеры (с номерами 4 и 1) выполнили задание 1 в течение семестра (за 47 и 68 дней соответственно). Остальные студенты выполняли задания во время экзаменационной сессии. Из рис. 9 видно, что задание 1 (а также 2, 3, 4 и 5) выполнили все студенты (100%) за 102 дня (считая от даты первого занятия 10.10.2015 - во время установочной сессии).

Из диаграммы выполнения Задания 6 во времени (рис. 10) видно, что студенты выполняли задания во время экзаменационной сессии. Из рис. 11 видно, что задание 6 (причём только Задание 6.1) выполнили не все студенты (55,56%) за 102 дня (считая от даты первого занятия 10.10.2015 - во время установочной сессии). Это может быть объяснено заочной формой обучения.

Рис. 9. График времени выполнения Задания 1. Для Заданий 2, 3, 4 и 5 - графики аналогичны

11111111111111

Гр. ТЕХ2-111 Задание б - с 10.102015 по 24.012016

20.01.2016 >

16

32

80

43 64

Время (дев с 10.10.2015) Рис. 10. Диаграмма выполнения Задания 6 во времени

86

эр ф е|4 ф ф

Рис. 11. График времени выполнения Задания 6

11111111111111

Гр.1ЕХг-Ш Задание 7 - с 10.102015 по 24.012016

16

32

30

36

43 64

Время (дни с 10.10.2015)

Рис. 12. Диаграмма выполнения Задания 7 во времени Из диаграммы выполнения Задания 7 во времени (рис. 12) видно, что студенты выполняли задания во время экзаменационной сессии. Из рис. 13 видно, что задание 7 выполнили не все

студенты (44,44%) за 102 дня (считая от даты первого занятия 10.10.2015 - во время установочной сессии). Это может быть объяснено как повышенной сложностью Задания 7, так и заочной формой обучения.

Обучение прошло успешно. Студенты выполнили задания преподавателя и сдали в сессию экзамен по каждому предмету. Построенные диаграммы выполнения Заданий показали наличие лидеров, в данном случае это были 1 -2 студента, выполнивших Задания до экзаменационной сессии. Время общения преподавателя со студентами при заочной форме обучения непродолжительное, поэтому достоверно выявить процессы взаимного обучения (рис. 14) не удалось (хотя эти процессы еле всякого сомнения в группе существуют).

Рис. 14. Модель обучения (образование связей) для группы TEXZ-111 по предмету «Основы стандартизации, метрологии и технических измерений» и по предмету «Основы создания видео и мультимедиа обучающих средств»

В США как-то поняли простую вещь. Она заключается в том, что "мир сложен". А для того, чтобы в нём существовать и не исчезнуть, "нужно видеть образы и потоки". До широкой публики эту невесть какую новость Камерон доносит в своем Аватаре. А американские профессора и дяди с широкими погонами талдычут об этом на конференциях типа Creative Strategic Intelligence Analysis and Decision Making Within the Elements of National Power, апеллируя к советской системе, которая образование давала не клиповое, а широкое, и глаза молодым людям раскрывала (отсылаю к докладу Gunthram Wether, Proteus Future Workshop, August, 2007). Как молитву повторяют: "Основная цель современного образования - научить видеть образы и потоки".

Итак, можно утверждать, что приведённые выше результаты подтверждают работоспособность авторской модели обучения. Причём, авторская модель работает как при очном, так и при заочном обучении студентов.

Обучение людей - сложный эволюционный процесс, исследование которого результативнее проводить на стыке наук: синергетика, педагогика, психология. Преподаватель является неотъемлемой частью учебной группы, изучающей его предмет. Он должен выступать не как «не-

52

божитель», а как равноправный член учебной группы, доступный для общения, с которым студенты могут и хотят общаться. Такое положение нисколько не принижает роли преподавателя, а наоборот - повышает его до фасилитатора, тьютора, организатора и координатора эволюционного процесса обучения (и воспитания).

Не стоит забывать очевидную истину о предназначении: все учебные заведения созданы для обучаемых, в нашем случае высшие учебные заведения - для студентов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. OFF: IBM составила подробнейшую карту мозга | Форум. ГЭлектронный ресурс] Режим доступа: http://www.forum.mista.ru/topic.php?id=496542

2. Обучение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5.

3. Обучение животных. Классификации форм обучения. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.zooeco.com/eco-mlek/eco-mlek136-20-1.html

4. Величковский, Б.М. Исследование когнитивных функций и современные технологии // Вестник РАН. - 2010. - № 80 (5-6). - С. 440-446.

5. Горбатюк В.Ф. Синергетика самообучения: монография / В.Ф. Горбатюк; науч. ред. И.В. Абакумова. - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та имени А.П. Чехова. 2013. - 180 с.

6. Горбатюк В.Ф. Синергетика в современном обучении: монография - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та им. А.П. Чехова, 2012. - 208 с.

7. Горбатюк В.Ф. Динамическая модель обучения учебной группы. // Дистанционное и виртуальное обучение, Изд-во СГУ, №3, 2016, с. 102-113.

8. Горбатюк В.Ф. Хаос, самоорганизация и самообучение: монография / В.Ф. Горбатюк; науч. ред. И.В. Абакумова. -Таганрог: Изд-во Таганрог. ин-та имени А.П. Чехова, 2014. - 204 с.

9. Горбатюк, В.Ф. Обучение самоорганизующихся систем естественного интеллекта: монография / В.Ф. Горбатюк. // Таганрог: Изд. отдел Таганрог. ин-та имени А.П. Чехова, 2015. - 204 с.

10. Горбатюк, В.Ф. Самоорганизация, самообучение и взаимное обучение в студенческой группе // Сборник трудов 7-й Всероссийской научной конференции «Системный синтез и прикладная синергетика» (ССПС-2015). - Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2015, с. 334-344.

В.А. Грибанова

ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ

Аннотация: В статье рассматривается личностно-деятельностный подход как условие совершенствования профессиональной подготовки социальных педагогов. Описываются особенности личностного подхода (отношение преподавателя к студенту как к личности, полноценному субъекту личного развития) и деятельностного подхода (деятельность как способ развития и формирования личности) в вопросе обучения и воспитания студентов в вузе.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, социальный педагог, личностно-деятельностный подход, организация профессиональной подготовки, воспитательная работы вуза.

V. A. Gribanova

THE PERSONALITY-ACTIVITY APPROACH AS A CONDITION FOR IMPROVEMENT PROFESSIONAL PREPARATION OF SOCIAL TEACHERS *

Abstract: the article examines the personality-activity approach as a condition of professional training of social teachers. Describes the features of a personal approach (the ratio of teacher to student as an individual, the full subject of personal development) and activity (activity as a way of development and formation of personality) the issue of training and education of University students.

Key words: professional training, social worker, personal-activity approach, organization of training, educational work of the University.

* Статья написана при финансовой поддержке гранта РГНФ № 15-06-00039 «Подготовка будущих социальных педагогов в современном контексте профессионализации социально-педагогической деятельности»

Сегодня в российском образовании в связи с внедрением ФГОСов происходит ориентация на подготовку не только «знающего»специалиста, но и профессионала, «способного и желающего действовать» (стремящегося к саморазвитию, способного самостоятельно мыслить, принимать решения, грамотно выполнять действия и нести ответственность за свои действия). Особенно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.