Научная статья на тему 'Информационно-коммуникационные технологии и цифровая грамотность педагога'

Информационно-коммуникационные технологии и цифровая грамотность педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1686
666
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ICT / ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / DIGITAL LITERACY / ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС / ELECTRONIC RESOURCES / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / E-LEARNING / СИСТЕМА ЗАДАНИЙ / SYSTEM TASKS / ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ / ОБЛАЧНЫЕ И МОБИЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / CLOUD AND MOBILE TECHNOLOGIES / E-ZINE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якунин А.Ф.

По мнению автора, в 21-м веке обучение без информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) немыслимо. Важную роль играет цифровая грамотность педагога качество, которое включает в себя: уверенное пользование персональным компьютером; наличие электронного адреса и обмен как с коллегами по работе, так и со студентами; использование в своей преподавательской деятельности технологий электронного обучения; систему заданий по каждому предмету, которые студенты выполняют в электронном виде; наличие и постоянное обновление преподавателем своего электронного ресурса по каждому предмету, который он ведёт; ведение электронного журнала учета результатов выполнения заданий, который всегда доступен для студентов; использование облачных и, по возможности, мобильных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

According to the author, in the 21st century, learning without information and communication technology (ICT) is unthinkable. It plays an important role digital literacy teacher a quality that includes: a confident use of a personal computer; availability of e-mail and exchange with both colleagues and students; use in their teaching e-learning technologies; System tasks for each subject that students perform in electronic form; availability and constant updating of its electronic resource teacher for each subject, which he leads; keeping records of the results of the electronic journal assignments, which is always available for students. Using the cloud and, if possible, of mobile technology.

Текст научной работы на тему «Информационно-коммуникационные технологии и цифровая грамотность педагога»

УДК 378.126 ББК 32.97

А.Ф. Якунин

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ПЕДАГОГА

Аннотация. По мнению автора, в 21-м веке обучение без информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) немыслимо. Важную роль играет цифровая грамотность педагога - качество, которое включает в себя: уверенное пользование персональным компьютером; наличие электронного адреса и обмен как с коллегами по работе, так и со студентами; использование в своей преподавательской деятельности технологий электронного обучения; систему заданий по каждому предмету, которые студенты выполняют в электронном виде; наличие и постоянное обновление преподавателем своего электронного ресурса по каждому предмету, который он ведёт; ведение электронного журнала учета результатов выполнения заданий, который всегда доступен для студентов; использование облачных и, по возможности, мобильных технологий.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, цифровая грамотность, электронный ресурс, электронное обучение, система заданий, электронный журнал, облачные и мобильные технологии.

A.F. Yakunin

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY AND DIGITAL LITERACY TEACHER

Abstract. According to the author, in the 21st century, learning without information and communication technology (ICT) is unthinkable. It plays an important role digital literacy teacher - a quality that includes: a confident use of a personal computer; availability of e-mail and exchange with both colleagues and students; use in their teaching e-learning technologies; System tasks for each subject that students perform in electronic form; availability and constant updating of its electronic resource teacher for each subject, which he leads; keeping records of the results of the electronic journal assignments, which is always available for students. Using the cloud and, if possible, of mobile technology.

Keywords: ICT, digital literacy, electronic resources, e-learning, system tasks, e-zine, cloud and mobile technologies.

Информационно-образовательная среда ТИ имени А.П. Чехова - это программно-телекоммуникационная среда, обеспечивающая едиными технологическими средствами ведение учебного процесса, его информационную поддержку и документирование в среде Интернет любому числу обучаемых, независимо от их профессиональной специализации и уровня образования. Чуть ниже перечислены основные элементы информационно-образовательной среды нашего вуза: техника и люди.

Участниками информационно-образовательной среды нашего вуза являются в первую очередь студенты, для обучения которых и создан вуз. Преподаватели наравне со студентами также являются участниками информационно-образовательной среды вуза, являясь лидерами, фасилиза-торами, дирижерами, организаторами собственно учебного процесса. Также неотъемлемой частью информационно-образовательный среды вуза является технический персонал, обеспечивающий надёжное функционирование и развитие информационно-образовательной среды вуза. И, наконец, руководство вуза (на всех уровнях), которое ставит задачи, обеспечивает и контролирует их своевременное выполнение.

В институте имеется материальная база, на основе которой ведется НИР: учебные и научные лаборатории, 19 компьютерных классов, компьютерный музыкальный класс; лаборатория программного и технического обеспечения, библиотека. В институте имеется единая вычислительная сеть. Все пользователи (в том числе студенты) имеют доступ в Интернет. В вузе имеется вузовская электронная библиотека, где помещены полные тексты книг, научных сборников, учебных пособий и статей преподавателей вуза [1].

В учебном процессе используются информационно-коммуникационные технологии (компьютерный контроль различного уровня, мультимедийное сопровождение лекций и др.). В образовательном процессе используются 420 компьютеров, в том числе 236 компьютеров можно использовать для тестирования в режиме on-line и off-line. На все учебные компьютеры установлено лицензионное или свободно распространяемое программное обеспечение [1].

Основными источниками информационно-методического обеспечения являются: библиотечный фонд, информационные источники на электронных носителях, информационные ресурсы Интернет, традиционный и электронный доступ в центральные российские и зарубежные библиотеки.

С 1999 года в библиотеке ведется электронный каталог, организованный на базе программы «МАРК-SQL». Доступ к базам данных предоставляется через локальную библиотечную сеть. Студентами вуза в учебной деятельности используются: электронные учебно-методические комплексы, электронная библиотека, учебные сайты факультетов. В 2014 году количество поступивших изданий на электронных носителях насчитывает 130 экземпляров [1].

На наш взгляд, приемлемой для ТИ имени А.П. Чехова является бесплатная система управления обучением MOODLE - Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment. (официальный сайт: www.moodle.org ; поддержка IMS/SCORM спецификаций; платформа PHP, MySQL, PostgreSQL ; лицензия GNU General Public License (GPL); поддержка русского языка есть).

На мой взгляд, цифровая грамотность педагога - это качество, которое включает в себя:

1) уверенное пользование персональным компьютером (желательно иметь свой собственный персональный компьютер).

В нашем вузе примерно 250 преподавателей, 213 человек имеют ученую степень и/или ученое звание (в том числе 37 докторов наук, профессоров). Средний возраст научно-педагогических работников составляет 49 лет. В институте 6 факультетов, 25 кафедр, примерно 5000 студентов [1]. Цифровая грамотность ректората, деканов и большинства зав. кафедрами вуза высокая. У преподавателей ситуация похуже. Более молодые и недостаточно опытные преподаватели (хотя их не так много) имеют уровень цифровой грамотности высокий, выше среднего. У многих опытнейших преподавателей предпенсионного и пенсионного возраста уровень цифровой грамотности недостаточно высокий, ниже среднего. Уровень цифровой грамотности зависит от места работы (кафедра и факультет) и в меньшей степени от индивидуальности каждого преподавателя. В.Ф. Горбатюк в предложенной им «Концепции открытого образования и дистанционного обучения ТГПИ» предлагал провести переподготовку всех штатных преподавателей [6]. Но преподавателей много, а всех обучить за короткое время затруднительно. В.Ф. Горбатюк предпринимал попытку создать группу тьюторов, которые могли бы также проводить обучение, но не все согласны на дополнительную нагрузку (а у преподавателей уже второй год учебная нагрузка 900 часов за уч. год). К тому же первые три группы В.Ф. Горбатюк обучал при финансировании институтом (слушатели - бесплатно, В.Ф. Горбатюк - почасовик). Сейчас всё изменилось, слушатели должны оплачивать своё обучение. А это не всем подходит, поэтому преподаватели обучаются только при острой необходимости;

2) наличие электронного адреса и обмен как с коллегами по работе, так и со студентами (для этого e-mail должен быть известен). Все выполненные задания студенты предоставляют в электронном виде (присылают преподавателю по электронной почте либо приносят на флэшках);

3) использование в своей преподавательской деятельности технологий электронного обучения для своих обучаемых (как минимум - элементов электронного обучения), что подразумевает сведение к минимуму или даже полное исключение бумажных носителей информации. Преподаватель по своим курсам должен сам составить цифровой электронный образовательный ресурс (бесплатный вообще и бесплатный для студентов в частности). Каждый электронный образовательный ресурс должен включать в себя электронные книги и учебники по предмету, мультимедиа, бесплатное программное обеспечение. Электронный ресурс выдаётся бесплатно каждому студенту (записывается на флэшку старосте на первом занятии, а остальная группа переписывает у старосты). Занятия лучше проводить в компьютерных классах (практические или лабораторные) с электронной интерактивной доской и проектором, а лекции в аудитории с проектором, экраном и шторами на окнах. Все лекции должны быть в электронном виде как презентации с мультимедиа по теме. В конце каждой лекции староста или представитель учебной группы переписывает текущую лекцию на флэшку и распространяет в своей группе;

4) по каждому предмету преподавателем должна быть разработана система заданий, выполнение которых студентами позволяет судить об усвоении, речь идёт не об абстрактных теоретических знаниях, а об умении практически использовать эти знания. Все выполненные задания студенты предоставляют в электронном виде (присылают преподавателю по электронной почте либо приносят на флэшках). Это справедливо для практических и лабораторных занятий, когда студентам нужно выполнять задания преподавателя. На лекциях всё иначе: преподаватель не должен устраивать диктанты. Ведь у студентов имеется электронный ресурс по данному предмету. Желательно объявлять тему лекции заранее и просить студентов изучить по теме будущей лекции соответствующий раздел электронного ресурса. Из собственного опыта В.Ф. Горбатюк предлагает на лекциях обсуждать проблемы, непонятные и трудные разделы предмета и проводить мастер-классы.

В.Ф. Горбатюком успешно используются идеи мета-проектного обучения в процессе преподавания ряда предметов в ТИ имени А.П. Чехова [2-5]. В основе метода мета-проектов лежит развитие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Модель используемого мета-проектного обучения проста. Любой учебный курс можно разделить на части (кванты, модули), система которых для каждого предмета специфическая. По каждому модулю (или кванту) студенту предлагается выполнить мета-проект. Личностная ориентация педагогического процесса невозможна без изменения образовательных технологий. Образовательная технология должна способствовать раскрытию субъектного опыта ученика: формированию личност-но значимых для него способов учебной работы; овладению умениями самообразования. Этим требованиям отвечают педагогические технологии практической направленности Дж. Дьюи. Они в совокупности с изучаемыми информационными технологиями и современной информационной средой учебного заведения обеспечивают деятельностный подход к обучению, позволяющий быстрее и легче реализовать сверхзадачу - перевод обучающегося в режим саморазвития. Именно поэтому и предлагается использовать идеи мета-проектного обучения;

5) преподаватель должен постоянно обновлять свой электронный ресурс по каждому предмету, который он ведёт. Это очень трудоёмкая и кропотливая работа, которая к тому же вузом (государством) не оплачивается. Но это необходимо делать, чтобы преподавание предмета оставалось на современном уровне.

Для справки: каждый электронный ресурс содержит необходимые электронные учебники и программы, обеспечивающие выполнение заданий преподавателя по предмету, а также образцы выполнения этих заданий. Электронный ресурс выдаётся на первых занятиях всем студентам. Преподаватель взял на себя достаточно утомительный труд постоянно обновлять все свои электронные ресурсы по всем предметам. Хотя всё, что помещено в электронный ресурс, найдено преподавателем в сети интернет как бесплатное, но из-за несовершенства нашего законодательства и зыбкости границы между платным и бесплатным контентом автор электронного ресурса не рискует выкладывать свои достаточно объёмные электронные ресурсы даже в локальную сеть института, чтобы не разделить печальную судьбу без вины виноватого и через какое-то время оправданного директора одной российской школы. Если всё закрыть и запретить, то невозможно будет не только учить и учиться, но и работать! Видимо это и сдерживает наших чрезмерно прытких законодателей...

6) преподаватель ведёт электронный журнал учета результатов выполнения заданий, который всегда доступен для студентов. В.Ф. Горбатюк несколько лет искал и отрабатывал методики обработки данных электронного журнала, приведенных в докладах, статьях и монографиях [2-4]. Особенностью модели самообучения, предложенной В.Ф. Горбатюком, является ведение электронного журнала учета обучения для каждой учебной группы по каждому предмету. Предлагаемый электронный журнал преподавателя представляет собой таблицу, в ячейках которой приведены фамилия, имя отчество каждого студента и указаны все задания по предмету, которые студентам предстоит выполнить в ходе обучения. В ячейки таблицы преподаватель заносит дату выполнения каждого задания. Иногда студенты с первого раза не сдают задание. В этом случае в ячейке таблицы могут быть две и более даты. В электронный журнал удобно заносить и результаты аттестации: зачет и экзамен. Чтобы данные электронного журнала можно было обрабатывать и анализировать, необходимо в каждой ячейке оставить только одну дату, последнюю. Затем данные электронного журнала копируются и переносятся в электронную таблицу Microsoft Excel. Далее преобразуется формат данных в формат дата «Образец: 14.3». В ходе обработки данных у автора возникла идея обрабатывать данные по столбцам, используя сортировку данных в электронной таблице Microsoft Excel. Сначала В.Ф. Горбатюк предложил строить по данным журнала графики, затем точечные диаграммы. И только в своих последних работах и монографиях [3-4] предлагается по данным электронного журнала строить диаграммы выполнения заданий во времени и графики времени выполнения заданий. Отсчет времени удобнее вести от первого занятия по предмету. Тогда можно получить информацию о том, сколько времени затратил каждый студент на выполнение задания.

Предложенная В.Ф. Горбатюком модель самообучения успешно используется при обучении студентов по разным предметам все последние годы. Процесс обучения каждого студента документируется в электронном журнале преподавателя. Все задания представляются только в электронном виде и хранятся в папках учебной группы отдельно для каждого студента. Например, у В.Ф. Горбатюка уже накопилась внушительная библиотека выполненных заданий.

Можно ещё перечислять другие качества преподавателя, определяющие его цифровую грамотность, но главные названы.

Факторы, сдерживающие повышение цифровой грамотности преподавателей нашего конкретного вуза, недостаточное финансирование и отсутствие стимулов. Даже преподаватели, ак-

тивно использующие технологии электронного обучения, никак не стимулируются, а при этом много личного времени без оплаты тратится на работу и общение со студентами (по электронной почте, по телефону, в системе MOODLE), и особенно на обновление электронных ресурсов по предмету. Если это изменить, ситуация может измениться в лучшую сторону, а качество обучения возрастёт.

Достаточно полно методы обучения с применением ИКТ отражены в работах [2-5]. Новые информационные и коммуникационные технологии вынуждают менять устоявшиеся методы обучения, поскольку неудержимый научно-технический прогресс и лавина новой информации не дают нам иного выбора, как создание новых методов обучения людей, адекватных вызовам современности. Как и все используемые модели обучения, различные технологии e-learning строятся на основе главных компонентов процесса обучения: изложения и изучения предметного содержания; самостоятельной работы обучаемых; выполнения практических заданий; взаимодействия с преподавателем; взаимодействия обучаемых друг с другом; промежуточных и итоговых аттестаций.

Облачные технологии в условиях нашего вуза применяются в основном как хранилища данных. При обмене данными большого объёма с коллегами (при учёбе на курсах повышения квалификации) или со студентами, которые присылают преподавателю выполненные задания (особенно по мультимедиа и т.п.), используются облачные технологии.

Мобильное обучение у нас пока не в моде. Хотя студенты часто пользуются мобильным интернетом. Студенты хранят часть электронных ресурсов по предмету на своих мобильных телефонах (особенно книги) и пользуются ими при необходимости. Но крупный недостаток - очень мелкий шрифт, при длительном использовании можно испортить зрение. Уж лучше планшеты и ноутбуки. Это пока доступно чаще для студентов, чем для многих преподавателей.

Социальные сети для своих занятий преподаватели, как правило, не используют. А зачем? Но! студенты общаются, обмениваются информацией, и это им помогает учиться. Это общение внутри группы, взаимное обучение. Преподаватели в этом общении не участвуют. Резюме:

1. Информационно-образовательная среда ТИ имени А.П. Чехова - это программно-телекоммуникационная среда, обеспечивающая едиными технологическими средствами ведение учебного процесса, его информационную поддержку и документирование в среде Интернет любому числу обучаемых, независимо от их профессиональной специализации и уровня образования. Перечислены основные элементы информационно-образовательной среды нашего вуза: техника и люди.

2. Важную роль играет цифровая грамотность педагога - качество, которое включает в себя: o уверенное пользование персональным компьютером;

o наличие электронного адреса и обмен информацией как с коллегами по работе, так и со студентами;

o использование в своей преподавательской деятельности технологий электронного обучения; o система заданий по каждому предмету, которые студенты выполняют в электронном виде; o наличие и постоянное обновление преподавателем своего электронного ресурса по каждому

предмету, который он ведёт; o ведение электронного журнала учета результатов выполнения заданий, который всегда доступен для студентов.

3. Использование облачных и, по возможности, мобильных технологий в нашем вузе находится на начальной стадии.

4. Факторы, сдерживающие повышение цифровой грамотности преподавателей нашего конкретного вуза, недостаточное финансирование и отсутствие стимулов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Аналитическая часть отчета о самообследовании за 2015 год. - URL: http://www.tgpi.ru/about/self-analysing

2. Горбатюк, В.Ф. Синергетика в современном обучении: монография / В.Ф. Горбатюк. - Таганрог: Изд-во

Таганрог. гос. пед. ин-та им. А.П. Чехова, 2012. - 208 с.

3. Горбатюк, В.Ф. Синергетика самообучения: монография / В.Ф. Горбатюк; науч. ред. И.В. Абакумова. -

Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та имени А.П. Чехова. 2013. - 180 с.

4. Горбатюк, В.Ф. Хаос, самоорганизация и самообучение: монография / В.Ф. Горбатюк; науч. ред. И.В. Аба-

кумова. - Таганрог: Изд-во Таганрог. ин-та имени А.П. Чехова, 2014. - 204 с.

5. Горбатюк, В.Ф. Обучение самоорганизующихся систем естественного интеллекта: монография / В.Ф. Горба-

тюк. - Таганрог: Изд-во Таганрог. ин-та имени А.П. Чехова, 2015. - 204 с.

6. Горбатюк, В.Ф. Развитие дистанционного образования в ТГПИ. // Вестник Таганрогского государственного

педагогического института. Физико-математические и естественные науки. - 2008. № 1, с. 101-105.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.