БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ерохин Н.Ф., Сычев А.Е. Ароматическая составляющая моделирования процесса диффузии., Сб. науч. трудов // Математические модели физических процессов и их свойства. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та. 2002. С. 55-58.
2. Перрен Ж., Атомы, М.: ГИИЛ. 1926.
3. Эйнштейн А., Смолуховский М. Броуновское движение: сб. ст. М.-Л.: ГИИЛ. 1936.
А.Н. Горбатюк, В.Ф. Горбатюк
МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ Е-ЬЕЛШЮО
Как и все процессы обучения, различные модели технологий электронного обучения строятся на основе главных компонент процесса обучения [1]: изложение и изучение предметного содержания; самостоятельная работа обучаемых; выполнение практических заданий; взаимодействие с преподавателем; взаимодействие обучаемых друг с другом; промежуточные и итоговая аттестации.
Рис. 1. Модель обучения
На рис. 1 приведена модель обучения, которая справедлива для всего живого мира. Как видно из рисунка, обучение любого живого существа является непрерывным циклическим процессом, в котором всегда присутствуют два элемента: получение (усвоение) знаний и применение (контроль) знаний. Любой учебный курс можно разделить на части (кванты, модули), система которых для каждого предмета специфическая. Каждый обучаемый по своей индивидуальной траектории усваивает (изучает) данный предмет. Процесс обучения контролируется путем выполнения практических (лабораторных) заданий, а также промежуточными и итоговой аттестациями.
Рис. 2. Модель обучения по технологиям E-Learning для курса ФИЗИКА (Учебные модули: 1 - механика; 2 - механические колебания, волны; 3 - МКТ; 4 - электромагнетизм; 5 - электромагнитные колебания, волны; 6 - оптика; 7 - квантовая физика; 8 - атом, атомное ядро)
На рис. 2 для примера показана модель обучения в вузе ( I I НИ) по технологиям Е-Ьеагт^ для курса ФИЗИКА. Чуть позже мы еще вернемся к этой модели. Термин "обучение с использованием технологий Е-Ьеагт^" обозначает различные образовательные модели, для которых общим является то, что обучаемым предоставляется обширный электронный ресурс:
- тексты, электронные книги, энциклопедии, справочники и т.п.;
- учебные программы;
- методики обучения;
- сценарии и методики выполнения заданий;
- требования к промежуточной и итоговой аттестации (контрольные работы, защита лабораторных работ, зачет, экзамен);
- обучающие и интерактивные модели;
- модели (в том числе интерактивные);
- медиафайлы (аудио, рисунки, фото, фильмы, презентации);
- лекции, задания для самостоятельной работы, лабораторные работы, тесты, презентации;
- библиотеки задач и решений;
- ссылки, ...
Рис. 3. Модель взаимодействия преподавателя (тьютора) и студента
Важным элементом модели обучения является взаимодействие преподавателя (тьютора) и студента. На рис. 3 представлена модель взаимодействия тьютора и студента. В моделях рис. 2 и рис. 3 присутствуют автоматизированная система управления обучением МООБЬЕ и электронный ресурс (хранилище данных). Номимо традиционного общения преподавателя и студента в аудитории, электронное обучение предлагает дополнительно возможность общения через чат, аудио- и видео- с помощью программы 8КУРЕ, через форум или чат в системе МООБЬЕ, а также по электронной почте. В настоящее время реализован доступ к системе МООБЬЕ и электронному ресурсу как через интернет-портал www.tgpi.ru:8083/, так и через локальную сеть ТГПИ. Авторский электронный ресурс по предмету ФИЗИКА размещен также на каждом компьютере в компьютерном классе 17к (фак. Информатики ТГНИ).
Рисунок 4 иллюстрирует высокую эффективность электронного обучения [1].
Рис. 4. Влияние Е-1вагп1щ на время обучения
Рисунок 5 демонстрирует сокращение затрат на обучение по технологиям электронного обучения [1]. Экономическая сторона электронного обучения в нашей стране проработана недостаточно и нуждается как в исследованиях специалистов, так и в нормативно-правовой поддержке. Ноддержка со стороны государства очень важна, так как это поддержка инновационных технологий в образовании.
Сокращение затрат
Справедливо для малого, среднего крупного бизнеса, для учебных заведений любого типа
юоо
сотрудников
ЮОО сотрудников
Рис. 5. Сокращение затрат на обучение
Ниже на рисунке 6 приведены требования к информационным технологиям при реализации технологий электронного обучения [1].
Рис. 6. Ключевые требования к информационным технологиям
На рисунке 7 показан интегрированный учебный портал непрерывного обучения [1].
Интегрированный учебный портал непрерывного обучения
■ Обеспечивает персонализированный доступ, навигацию к учебным ресурсам, средствам совместной работы, дополнительным информационным ресурсам.
■ Обеспечивает защищенный, персонализированный доступ к средствам формального и неформального обучения,поддержку на рабочих местах, управление компетенциями.
■ Интегрирован с необходимыми ресурсами для традиционных тренингов, virtual classroom, web-based training (WBT), средствами совместной работы, базой данных учебных объектов.
го
V
DÛ
ГО
H
О
о
CL
и;
го
X
л
ц
го
CL
S
DÛ
S
CL
X
S
Обучение в классе / WBT
Виртуальное
обучение
Оценка I Сертификация
Наставничество
Хранилище
учебного контента
Форумы
Action learning
Управление
обучением
Регистрация,
ведение
расписания
Управление компетенция ми,
формирован ие
индивиду ал ь ных
программ обучения
Возможность запуска и контроля за прохождение м курсов
Отчетность
Средства
совместной
работы
Поддержка неформально го обучения
Форумы в
рамках
обучения
Team Rooms
Виртуальные собрания
База
Управление данных
учебным учебных
контентом объектов
Единое Документы
хранение, Данные
повторное
использован Опыт
ие контента Технологии
Workflow. Стратегии
разработка разработки
последовате курсов
льности
доставки Тексты,
контента графика
Поддержка Аудио, видео
версионност
и; контроль
доступа к
курсам
Рис. 7. Учебный портал непрерывного обучения
Как следует из этой схемы, основной акцент сделан на индивидуальное обучение. Выделены все основные составляющие портала. Схема рис. 7 хорошо дополняет модели обучения, приведенные на рис. 2 и рис. 3.
В качестве примера на рис. 8 приведена внутрикорпоративная интегрированная система обучения [2]. Архитектура этой системы обучения также хорошо согласуется с нашими моделями, приведенными на рис. 2 и рис. 3. Результаты проведенного нами Интернет-поиска позволяет сделать вывод о том, что модель обучения, о которой идет речь в данной работе, адекватно описывает процесс обучения по технологиям электронного обучения. В зависимости от конкретного изучаемого предмета модель обучения будет конкретизироваться, но основные блоки модели сохраняются.
Совместная работа и общение
Action learning чат в рамках обучения Консул ьтацш экспертов Виртуальны* раб. группьи
Доставка контента
ПСИСХ иэмоойученин WBT Виртуальное обучение
Каталог
20&ЫТИЙ
Обучение на рабочих места:
Управление контентом
Разработка курсов
Taxonomy Management
:исгематизациф контента
Интерфейс
ффекти
Управление эффективностью
Управление навыками ¡пробелами) Индивидуальны план развития Оценка в нанес-рмультатов
Управление обучением
Регистрация на курсы
О
Управление Мйльздваталпм и
Отспаживани; результатов
Управление ресурсами
Интеграция с п р и л о жен ия м и
коммерческий
(Управление платежами}
документооборот
Финансовая си атвм [ERP)
MR система (ERP>
Рис. 8. Внутрикорпоративная система обучения
Выделяют следующие методические модели использования информационных технологий (ИТ) в учебном процессе [3]:
- "модель изучения" - модель, предназначенная для изучения компьютера, программных интерфейсов;
- "модель существования" ориентирована на использование программных сред, реализующих искусственные среды методом моделирования или создания виртуальной реальности;
- "модель управления собственной информацией". Обучаемый накапливает некоторые материалы, требующие особого внимания в смысле организации хранения, обновления и т.п.;
- "модель управления технологическим процессом". В учебном процессе может использоваться при компьютеризированном управлении физическими или химическими опытами;
- "модель творчества". При достаточном овладении компьютером перед обучаемым может быть поставлена задача, требующая нетривиального решения (творческого подхода);
- "модель общения". В основном данная модель связана с реализацией проектов взаимодействия между удаленными обучаемыми (или преподавателями);
- "модель просмотра" и "модель добывания информации". Данные модели связаны с самостоятельным отысканием материалов с использованием средств Internet, электронных энциклопедий и т.п.;
- "модель опосредованного взаимодействия" - непосредственное общение с компьютером участников учебного процесса не требуется, хотя полученная информация и определяет учебную деятельность.
Выводы
1. Предложенная модель обучения в вузе по технологиям электронного обучения (E-Learning) адекватно описывает процесс обучения.
2. Учитывая эффективность технологий электронного обучения (E-Learning) желательно расширить их использование и для других курсов.
3. Желательно организовать в ТГПИ семинар (конференцию) по использованию технологий электронного обучения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Е. Тихомирова, Д. Береснев. Смешанное обучение: методики и технологии для эффективной передачи знаний. Competentum Group, Долгопрудный, 2007.
2. Ю. Беляева. Современные модели обучения. Тенденции развития. IBM Corporation. М., 2006.
3. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации // Проблемы информатизации высшей школы. 1998. № 3-4 / ГосНИИ системной интеграции. М., 1998.
В.Ф. Горбатюк
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ Е-ЬЕАШЮО
В 2007 / 2008 учебном году автор начал проводить обучение студентов по курсу ФИЗИКА (2-й курс, фак. Информатики ТГНИ), используя элементы технологий электронного обучения [1]. Обучение прошло успешно и с одобрения каф. общей физики продолжается обучение по курсу ФИЗИКА уже с максимальным использованием технологий Е-Ьеатт^.