Научная статья на тему 'Психологическая характеристика общения и межличностных отношений студентов из мордовской диаспоры'

Психологическая характеристика общения и межличностных отношений студентов из мордовской диаспоры Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
818
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МОРДОВСКАЯ ДИАСПОРА / ОБЩЕНИЕ / СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ / СТУДЕНТЫ / ЭМПАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ионова Мария Сергеевна, Кувшинова Виктория Викторовна

В статье представлена психологическая характеристика общения и межличностных отношений студентов из мордовской диаспоры. На основе результатов проведенного эмпирического исследования сделаны выводы о необходимости оптимизации общения и межличностных отношений студентов разных национальностей в условиях вуза посредством проведения специализированных тренингов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents a psychological characteristics of communication and interpersonal relations of university students from Mordvinian diasporas. Considering the survey results, the authors conclude on the need for optimization of communication and interpersonal relations of students of different nationalities through specialized university trainings.

Текст научной работы на тему «Психологическая характеристика общения и межличностных отношений студентов из мордовской диаспоры»

ИОНОВА М. С., КУВШИНОВА В. В.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕНИЯ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТУДЕНТОВ ИЗ МОРДОВСКОЙ ДИАСПОРЫ Аннотация. В статье представлена психологическая характеристика общения и межличностных отношений студентов из мордовской диаспоры. На основе результатов проведенного эмпирического исследования сделаны выводы о необходимости оптимизации общения и межличностных отношений студентов разных национальностей в условиях вуза посредством проведения специализированных тренингов.

Ключевые слова: общение, межличностные отношения, мордовская диаспора, студенты, стратегии поведения в конфликте, коммуникативные способности, эмпатические способности.

IONOVA M. S., KUVSHINOVA V. V. PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF COMMUNICATION AND INTERPERSONAL RELATIONS OF UNIVERSITY STUDENTS FROM MORDVINIAN DIASPORAS Abstract. The article presents a psychological characteristics of communication and interpersonal relations of university students from Mordvinian diasporas. Considering the survey results, the authors conclude on the need for optimization of communication and interpersonal relations of students of different nationalities through specialized university trainings.

Keywords: communication, interpersonal relations, Mordvinian diaspora, university students, strategy of behavior in conflict, communication skills, empathic abilities.

Современное общество предъявляет высокие требования к выпускникам вузов, к их профессиональным и личностным качествам. Для того, чтобы быть конкурентоспособным современному специалисту недостаточно обладать определенным запасом знаний в профессиональной сфере. Необходимо владеть развитыми коммуникативными навыками, уметь выстраивать и поддерживать стабильные продуктивные межличностные отношения в коллективе. Педагогам-кураторам и психологам-сотрудникам психологических служб вузов следует уделять данным вопросам особое внимание в процессе работы со студентами.

Студенческие группы объединяют людей, отличающихся по национальности, вероисповеданию, цвету кожи и др. Однако эти различия не должны препятствовать формированию благоприятных взаимоотношений между ними. Для решения указанной проблемы психологам и педагогам необходимо иметь четкое представление об особенностях

общения и межличностных отношений представителей разных этносов. В данной работе мы обращаемся к исследованию особенностей общения и межличностных отношений студентов из мордовской диаспоры.

Проблемы общения и межличностных отношений разрабатывались многими учеными. В их числе: Ч. Кули, Г. Салливен, А. А. Бодалев, А. А. Леонтьев, В. Н. Мясищев, Н. Н. Обозов, М. И. Лисина, А. А. Кроник и др. [2; 4; 6-10; 12; 14].

Анализ психологической литературы показывает, что проблема общения действительно относится к числу актуальных и активно разрабатываемых в психологии. Общение анализируется как категория общей, социальной и педагогической психологии, как диалог в практической психологии и консультировании. Общение представляет существенную сторону социальной действительности. Оно выступает ведущим фактором психического развития [2; 10-11].

В процессе общения возникают и формируются межличностные отношения, которые представляют готовность к определенному типу взаимодействия. Межличностные отношения характеризуются выраженными эмоционально-чувственными переживаниями и регулируются уровнем значимости или социальной аттракцией. Различные типы межличностных отношений выделяются по принципу определенной степени эмоциональной близости [7; 12; 14].

Начиная с юношеского возраста в процессе межличностного общения устанавливаются избирательные и значимые отношения. С поступлением в вуз меняется круг общения и его содержание. Взаимоотношения между студентами становятся центральным компонентом, ядром социально-психологического климата в студенческой группе [11].

Цель эмпирического исследования, проведенного нами на базе Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва, заключалась в изучении общения и межличностных отношений студентов из мордовской диаспоры.

Исследователи характеризуют стиль общения и межличностных отношений представителей мордовского народа следующим образом: справедливость и честность в собственных поступках по отношению к другим людям, а также упорство и некоторое упрямство в отстаивании собственной позиции; консервативность и тщательная избирательность в межличностных отношениях, что предполагает менее выраженную способность адаптироваться в новом социальном окружении [1]. При этом представителям мордовской национальности свойственно проявление доброжелательности, гостеприимства и радушия, которое способствует установлению первоначально позитивных отношений с другим человеком [1; 3; 13]. В работах ученых, безусловно, содержится интересный и

ценный материал по рассматриваемой проблеме. Однако приходится констатировать недостаток данных именно психологических исследований.

В данном исследовании приняли участие студенты разных курсов и направлений подготовки в количестве 50 человек (26 - представители принимающего сообщества, т. е. лица, постоянно проживающие в Мордовии; 24 - представители мордовской диаспоры). Студенты-представители принимающего сообщества были включены в группу А. Группу В составили студенты из мордовской диаспоры.

Применение методики диагностики коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2) позволило получить данные, представленные в таблицах 1 и 2 [15]. Статистическая обработка данных осуществлялась с помощью ^критерия Стьюдента.

Таблица 1

Уровень коммуникативных склонностей студентов

Уровень коммуникативных склонностей Студенты Значение tэмп

Группа А Группа В

Абс. % Абс. %

1 Очень низкий 4 15 5 21 2,165 (р<0,05*)

2 Низкий 4 15 7 29

3 Средний 7 27 7 29

4 Высокий 8 31 4 17

5 Высший 3 12 1 4

^=2,011 при р<0,05* ^р=2,682при р<0,01**

Данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что студенты принимающего сообщества (группы А) характеризуются более высокими показателями коммуникативных склонностей, чем студенты представителей мордовской диаспоры (группы В). Результаты статистической обработки показали значимые различия по уровню выраженности коммуникативных способностей ^эмп=2,165 при р<0,05*).

Такие данные можно объяснить большей коммуникативной активностью и эмоциональной приспосабливаемостью студентов из принимающего сообщества в условиях поликультурного общения. Студенты из национальной диаспоры отличаются большей консервативностью в общении, устоявшимися принципами и нормами взаимодействия.

В таблице 2 отражены показатели уровня организаторских склонностей студентов-представителей принимающего сообщества и студентов из мордовской диаспоры.

Таблица 2

Уровень организаторских склонностей студентов

Уровень организаторских склонностей Студенты Значение tэмп

Группа А Группа В

Абс. % Абс. %

1 Очень низкий 5 19 4 17 1,932 Ф<0,1)

2 Низкий 5 19 6 25

3 Средний 8 31 5 21

4 Высокий 6 23 5 21

5 Высший 2 8 4 17

^=2,011 при р<0,05* tкр=2,682при р<0,01**

Данные таблицы 2 свидетельствуют о том, что у студентов-представителей принимающего сообщества (группа А) показатели организаторских склонностей чуть ниже, чем у представителей мордовской диаспоры (группа В). Однако, по данным статистической обработки, различия в показателях организаторских склонностей у студентов из принимающего сообщества и студентов-представителей мордовской диаспоры выявлены лишь на уровне статистической тенденции tэмп=1,932 ^<0,1). Это, предположительно, свидетельствует скорее о большей роли индивидуально-личностных, чем этнопсихологических особенностей в сфере межличностного общения.

Применение теста на оценку самоконтроля в общении М. Снайдера [15] позволило получить данные, представленные в таблице 3.

Таблица 3

Уровень коммуникативного контроля студентов

Уровень Студенты Значение

коммуникативного Группа А Группа В tэмп

контроля Абс. % Абс. %

1 Низкий 15 57 8 33 2,859

2 Средний 8 31 6 25 (р<0,01**)

3 Высокий 3 12 10 42

^=2,011 при р<0,05* ^р=2,682при р<0,01**

Данные таблицы 3 свидетельствуют о том, что уровень коммуникативного контроля студентов-представителей принимающего сообщества ниже, чем у студентов из мордовской диаспоры. И, соответственно, для студентов-представителей мордовской диаспоры характерен более высокий уровень коммуникативного контроля по сравнению со студентами-представителями принимающего сообщества. Различия обнаружены на высоком уровне статистической значимости ^эмп=2,859 при р<0,01**). Возможно, это отчасти связано

с тем, что русский язык не является родным для представителей мордовской диаспоры. Оказавшись в новом сообществе, они говорят преимущественно на русском языке, тщательно контролируя свою речь. Кроме того, студенты, переехавшие из других регионов, и оказавшиеся в новых социокультурных условиях, естественно, ведут себя более сдержанно и осторожно, чем студенты, постоянно проживающие в Мордовии.

Изучение стиля межличностных отношений осуществлялось с помощью методики диагностики предрасположенности личности к определенной стратегии поведения в конфликте (по К. Томасу) [15]. Полученные данные отражены в таблице 4.

Таблица 4

Стратегии поведения студентов в конфликте

Стратегия поведения в конфликте Студенты

Группа А Группа В

Абс. % Абс. %

Соперничество 4 15 10 42

С отрудничество 6 23 3 13

Компромисс 8 31 1 4

Избегание 3 12 3 13

Приспособление 5 19 7 29

Данные таблицы 4 свидетельствуют о том, что студенты-представители принимающего сообщества в большей степени склонны придерживаться тактики компромисса в конфликте, а также тактики сотрудничества. Студенты-представители мордовской диаспоры предпочитают стратегию соперничества и стратегию приспособления при решении конфликтных ситуаций. Результаты применения методики диагностики уровня эмпатических способностей (по В. В. Бойко) представлены в таблице 5.

Таблица 5

Уровень эмпатических способностей студентов

Уровень эмпатических Студенты

способностей Группа А Группа В Значение tэмп

Абс. % Абс. %

Очень низкий 2 8 4 17 3,205

Заниженный 4 15 12 50 (р<0,01**)

Средний 15 58 6 25

Очень высокий 5 19 2 8

^=2,011 при р<0,05* ^р=2,682при р<0,01**

Данные таблицы 5 свидетельствуют о том, что представители мордовской диаспоры в большей степени характеризуются заниженным уровнем эмпатических способностей, а

студенты-представители принимающего сообщества - средним уровнем эмпатических способностей. По результатам статистической обработки данных был установлен факт существования значимых различий в уровне развития эмпатических способностей ^эмп=3,205 при р<0,01**) студентов групп А и В.

Представленные результаты эмпирического исследования позволяют охарактеризовать некоторые стороны общения и межличностных отношений студентов-представителей мордовской диаспоры.

Во-первых, факт повышенного коммуникативного контроля свидетельствует о достаточной степени напряженности в общении. Представителям мордовской диаспоры (студентам, переехавшим в Мордовию из других регионов) свойственно проявление постоянного контроля за собственным поведением и повышенная степень управления эмоциями.

Во-вторых, приоритетная стратегия соперничества в конфликтных взаимоотношениях свидетельствует об упорстве в отстаивании собственной позиции и некотором упрямстве, проявляемом в межличностном общении. Полученные данные подтверждают представление о соответствующей черте в национальном характере мордовского народа, достаточно распространенное в научной литературе [3; 13].

В-третьих, существующая тенденция к проявлению стратегии приспособления в межличностном общении свидетельствует о готовности приспособиться, привыкнуть к новым условиям жизнедеятельности в данном социокультурном сообществе.

Существование таких противоречивых и двойственных стратегий поведения в социальном взаимодействии подтверждает, высказанное В. К. Абрамовым, представление об особенностях адаптации мордовского народа к новым социальным условиям. Как отмечает ученый, представители мордвы стремятся приспособиться к новому социокультурному окружению с условием сохранения собственного национального имиджа [1]. Здесь, действительно, наблюдается единство стойкого и упорного сохранения собственной позиции при попытках активного приспособления к данному окружению. Также важно отметить, что выраженность стратегии приспособления свидетельствует об изначально доброжелательном, открытом и радушном отношении к новому человеку при знакомстве с ним и формировании межличностных отношений. Эта особенность - доброжелательного отношения при установлении новых контактов также зафиксирована в этнографических исследованиях мордвы многими учеными [1; 3; 13].

В-четвертых, заниженный уровень эмпатических способностей может препятствовать выстраиванию стратегий компромисса и сотрудничества, требующих достаточно высокой степени взаимопонимания и сопереживания другому человеку.

Полученные эмпирические данные в отношении факта заниженного уровня эмпатических способностей у студентов из мордовской диаспоры должны быть рассмотрены как вполне естественные для ситуации общения с представителями принимающего сообщества. Поскольку последние могут характеризоваться способами поведения и привычками, которые распространены и понятны в данном социальном окружении, но для студентов, приехавших из другого региона, могут представляться непривычными и чуждыми. Поэтому на первоначальных этапах адаптации в поликультурных условиях обучения в высшем учебном заведении студенты из мордовской диаспоры склонны принимать позицию эмоционального отчуждения, которая не располагает к высокому проявлению эмпатии.

Представленные характеристики свидетельствуют о некоторых сложностях адаптации студентов из мордовской диаспоры в условиях поликультурной среды вуза. Оптимизация общения и межличностных отношений студентов разных национальностей (в том числе представителей диаспор) возможна посредством проведения специализированных тренингов сотрудниками психологических служб вузов [5]. При организации тренинговых занятий следует ориентироваться на формирование коммуникативной компетентности студентов. Особое внимание необходимо уделять навыкам социального познания, конструктивным способам разрешения конфликтных ситуаций, а также актуализации позитивного межкультурного диалога и этнической толерантности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамов В. К. Мордовский народ (1897-1939). - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та,

1996. - 412 с.

2. Бодалев А. А. Личность и общение: Избранные психологические труды. - М.:

Педагогика, 2003. - 272 с.

3. Волгаева Т. А. Менталитет мордовского этноса: истоки и сущность: историко-

культурологический аспект: дис. ... канд. истор. наук. - Саранск, 2007. - 249 с.

4. Гарри Стек Салливан и межличностная теория психиатрии [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://psychojoumal.ru/psychologists/259-garri-stek-sallivan-i-mezhlichnostnaya-teoriya-psihiatrii.html.

5. Ионова М. С., Ковалева Н. А. Динамика ностальгических переживаний студентов-первокурсников из национальных диаспор // Международная научно-практическая конференция «Социализация и воспитание подростков и молодежи в институтах общего и профессионального образования: теория и практика, содержание и технологии», 28 - 29 октября 2013 г.: материалы. - Прага: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2013. - С. 58-59.

6. История социологии в Западной Европе и США: учебник для вузов / Отв. ред. Г. В. Осипов. - М.: НОРМА, 2001. - 576 с.

7. Кроник А. А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: Психология значимых отношений. - М.: Мысль, 1989. - 204 с.

8. Кули Ч. Х. Человеческая природа и социальный порядок. - М.: Идея-Пресс; Дом интеллектуальной книги, 2000. - 320 с.

9. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. Т. 1. / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко и др. - М.: Педагогика, 1983. - 389 с.

10. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. - М.: Моск. психолого-социальный ин-т; Воронеж: МОДЭК, 1997. - 383 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Мудрик А. В. Юношеский тип общения // Общение как фактор воспитания школьников. - М.: Педагогика, 1984. - С. 59-69.

12. Мясищев В. Н. Психология отношений. - М.: МПСИ, 2005. - 158 с.

13. Никитина Э. В. Этноменталитет мордвы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.national-mentalities.ru/ diversity/ nacionalnopsihologicheskie_ osobennosti_etnosov_rossii/povolzhe/etnomentalitet_mordvy_e_v_nikitina/.

14. Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. - Киев: Лыбидь, 1990. -191 с.

15. Психология А.-Я.: тесты, тренинги, словарь, статьи [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://azps.ru/tests/index.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.