Г. А. Михеева
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ
Работа представлена кафедрой педагогики Пятигорского государственного лингвистического университета. Научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор В. В. Лезина
В статье рассматриваются взаимодействие студентов в вузе, межличностные отношения в студенческом коллективе, культура общения субъектов образовательного процесса.
The article dwells upon students' interrelations in high school, interpersonal attitudes in students' community, communication culture of educational process participants.
«Взаимодействие - это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Главную особенность взаимодействия составляет причинная обусловленность, когда каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что определяет развитие объектов и их структур»1. Сначала возникает взаимодействие, а потом уже, как его следствие, общественные и психологические отношения между людьми.
Взаимодействие студентов в вузе предполагает их межличностные отношения. Понятие «межличностный» указывает не только на то, что объектом отношений выступает другой человек, но и на взаимную направленность этих
отношений. Тем самым межличностные отношения отличаются от отношения к себе, отношения к предметам и др. Понятие «межличностные отношения» акцентирует внимание на эмоционально-чувственном аспекте взаимодействия между людьми и вводит фактор времени в анализ общения, поскольку только при условии постоянной межличностной связи, путем непрерывного обмена лич-ностно значимой информацией возникают и персональная зависимость вступивших в контакт людей друг от друга, и их взаимная ответственность за сложившиеся отношения. Следовательно, межличностные отношения - это взаимные ориентации, которые складываются у индивидов, находящихся в контакте. Выделяется более десятка крупнейших направлений, занятых изучением межличностных отношений. X. Блэлок и П. Уилкин разрабатывали бихевиоральный
подход, основанный на теории диади-ческого взаимодействия (1979); изучением специфических условий взаимодействия, которые повышают или снижают эффективность межличностного кооперирования, занимались Г. Оллпорт (1950), К. Стефан (1985), С. Кук (1956); исследование межличностных отношений в сфере управления организацией проводили Г. Левитт (1978), Р. Лайкерт (1967), Р. Браун (1978); исследования влияния меньшинства как источника инноваций в обществе принадлежат С. Московией (1976), Д. Левайн (1980), М. Доме и Э. Ван Эвермет (1980); опираясь на индивидуальные потребности теории социальной идентичности, У. Дуаз (1973), Г. Джерард и М. Хойт
(1974), Г. Тэджфел (1971), Д. Тернер
(1975) выявили механизмы межличностного взаимодействия, основанные на формировании чувства идентичности индивида с группой.
В настоящее время существует большое количество исследований, посвященных различным аспектам проблемы межличностных отношений. Роль и место межличностных отношений в образовательном пространстве подчеркивали А. А. Реан, Я. Л. Коломинский, Д. Н. Исаев, В. Е. Каган, Н. Е. Колызаева, И. С. Кон, В. А. Лосенков, Т. В. Корнилова, Е. Л. Григоренко, Т. С. Кошманова, Н. В. Кузьмина. Проблемы межличностного общения получили разностороннее и детальное освещение в трудах Б. Г. Ананьева, А. А. Бодалева, А. А. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, Б. Д. Парыгина, А. В. Петровского, а также зарубежных ученых: М. Аргайла, Э. Банлаки, Э. Берна, А. Джерарда, И. Джоунса, М. Кроута, Ф. Ленарда, Г. Олпорта, А. Олсена, Я. Яноушека и др.
Общепедагогический аспект межличностного общения предполагает также ориентацию на этику как отрасль знаний, описывающую речевые нормы, этические правила и нормы общения.
Это необходимо в силу того, что для полноценного межличностного общения требуется знание принципов и норм гуманистической морали и отношений, соответствие ценностным ориентирам, сформированность гуманистической этики, которая базируется на целом ряде общечеловеческих нравственных ценностей: честь, достоинство, доброжелательность, доброта, терпимость, доверие, бескорыстие. Процесс межличностного общения предполагает наличие нравственной культуры личности, высокий уровень сознания, нравственное отношений с окружающими, культуру общения и поведения, этикет.
В процессе становления личности формируется ее базовая культура, содержание которой складывается из культуры жизненного самоопределения, интеллектуальной и физической культуры, культуры общения и культуры семейных отношений, экономической, политической (демократической), правовой, экологической, художественной культуры, культуры труда ит. д.
С этих позиций суть процесса становления личности заключается в овладении культурой деятельности, культурой мышления, культурой общения, эстетико-художественной культурой. В процессе этого у личности развивается способность к непрерывному самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию, поскольку при этом человек глубже и всестороннее познает себя, он самоопределяется, эффективно управляет собой, ориентирован на непрерывное саморазвитие, стремится к самореализации в любых видах деятельности.
Содержательные характеристики культуры общения как базового основания личности связаны с понятием о потребностях как объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности.
Потребности рассматриваются как особое состояние психики индивида,
ощущаемое или осознаваемое им «напряжение», «неудовлетворенность», т. е. отражение несоответствия между внутренним состоянием и внешними условиями деятельности или общения. Потребности выражаются во влечениях и мотивах, проявляются в самореализации и самоутверждении.
Среди богатого спектра потребностей в контексте нашего исследования особенно значимой выступает потребность в общении как одна из составляющих культуры общения личности. В общении человек познает не только других, но и себя, овладевает опытом социальной жизни. Потребность в общении способствует установлению многообразных связей с людьми, стимулирует обмен знаниями и опытом, чувствами и мнениями и может проявляться в форме частной потребности в друге, дружеских связях на фоне коллективных взаимоотношений. Как и всякая другая, потребность в общении является источником активности личности. Это сложное структурное образование, в котором взаимодействуют два компонента: потребность в эмоциональном контакте и потребность в уединении2.
Потребность в эмоциональном контакте можно трактовать как переживаемую (не всегда осознанную) нужду человека в двусторонних или многосторонних отношениях, в которых личность:
а) чувствует себя предметом интереса и симпатии со стороны других людей;
б) проявляет солидарность с окружающими, переживая их горести и радости. Основной сферой реализации потребности в эмоциональном контакте являются межличностные отношения, в которые вступает личность с окружающими ее людьми в семье, в студенческой группе и т. п. Возможности для реализации потребности в эмоциональных контактах представляет личности совместная жизнедеятельность, которая должна быть
разнообразной, насыщенной, эмоционально привлекательной.
Общение студентов - это обмен духовными ценностями (общепризнанными и специфическими для половозрастных и групповых ценностных ориентации), который происходит в форме диалога личности как с «другими Я», так и в процессе взаимодействия с окружающими людьми. Этому обмену свойственны возрастные особенности, и он оказывает как стихийное, так и в определенной мере педагогически направляемое влияние на становление и жизнедеятельность групп, коллективов и отдельных личностей.
Общение не только самостоятельная сфера жизнедеятельности студента, но и важнейшее условие процесса его личностного становления. В различных психолого-педагогических источниках выделяют следующие воспитательные функции общения студентов:
• нормативную, в которой общение выступает как нормативный процесс, отражающий освоение личностью норм социально-типического поведения;
• познавательную, в которой общение выступает как познавательный процесс, отражающий приобретение личностью индивидуального социального опыта;
• эмоциональную, в которой общение выступает как аффективный про -цесс, отражающий восприятие личностью других людей;
• актуализирующую, в которой общение выступает как способ и средство социального утверждения личности, отражающее реализацию в общении типических и индивидуальных сторон личности субъекта жизнедеятельности.
Оптимальная реализация личности в формальной группе происходит тогда, когда жизнь коллектива настолько насыщенна и привлекательна для нее, что создает возможности для удовлетворяющего общения с товарищами и вызывает
стремление общаться с ними. К сожалению, эти условия далеко не всегда имеются на практике. В результате мы наблюдаем уменьшение роли коллектива в жизни современного человека, стремление удовлетворить свои интересы и потребности, в том числе и потребности в общении, вне формальной группы.
Вторая составляющая потребности в общении - потребность в уединении -это переживаемая и не всегда осознаваемая потребность личности вести внутренний диалог с самим собой или с кем-то воображаемым. Реализация потребности в уединении возможна в связи с тем, что у человека происходит «разделение личности сознанием на «Я - другой», или на «Я - не я», или, наконец, отождествление партнера с любой другой личностью, вымышленной. Сюда следует отнести также наделение духовными качествами неодушевленные объекты и включение их во внутренний диалог как полноправных коммуникантов.
Общение - важнейшая детерминанта эмоциональных состояний человека. Весь спектр человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей. Общение всегда определенным образом эмоционально окрашено. Благодаря этому в процессе общения люди передают друг другу не только определенный текст, но и эмоциональный подтекст3.
Среди содержательных характеристик культуры общения как базового основания личности большое место занимают чувства. Наличие разнообразных чувств придает полноту межличностному общению, делает его разносторонним и эмоционально-насыщенным. Чувство как свойство личности представляет собой эмоциональное отношение к действительности, по своему содержанию и социальной значимости оно может быть или положительное, или отрицательное.
В особую реально существующую категорию отношений входят практически
все виды межличностного общения, в которые активно включаются студенты в процессе своей жизнедеятельности с педагогами, родителями, сверстниками-студентами и другими людьми. Несмотря на тесную взаимосвязь общения и отношений, необходимо подчеркнуть, что они не тождественны.
Система межличностных отношений в студенческой группе в силу своей внутренней психологической обусловленности и сложности зачастую складывается стихийно. В большинстве случаев, будучи трудно различимой в педагогическом процессе, она организационно не оформлена, особенно в начальный период вузовского обучения.
Результаты исследований, педагогическая практика показывают, что в контексте образовательного процесса высшей школы не все студенческие группы имеют ярко выраженный статус сплоченного коллектива (А. А. Вербицкий, Г. К. Селевко, Г. А. Цукерман). Некоторые из них отличает межличностная обособленность, яркая конфронтация одних группировок другим, подавленность, отстраненность отдельных членов группы.
Педагогическая наука находится в поиске средств реализации личностно -ориентированного образования, однако в педагогической практике данная идея реализуется не всегда успешно, поскольку не всегда учитываются закономерности групповой динамики, факторы статусного положения студентов в группе.
В течение долгого времени педагогические исследования были посвящены изучению проблемы деловых отношений, организационной структуры студенческого коллектива, воспитания актива. Исследования группы в школьной и вузовской педагогике почти не затрагивали вопросов личных взаимоотношений. При попытке диагностирования личностных характеристик учащихся социальная среда группы представлялась как неизменная, аморфная.
Представляется очевидной необходимость целостного педагогического анализа системы внутригрупповых отношений студентов, рассмотрение в качестве субъектов образовательного процесса не только педагога и учащихся, но и группы, составляющей, по мнению Г. А. Ро-кова, не просто сумму статистически независимых величин, а особую групповую индивидуальность, иначе - совокупный коллективный субъект, рассматриваемый в работах Б. Ф. Ломова, И. А. Зимней, В. П. Панюшкина4.
Студенческую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, которая выделяет и обособляет группу, делает ее относительно автономным социально-психологическим образованием. Эта общность может обнаруживаться по разным характеристикам - от внешних (например, территориальная общность людей как соседей) до глубоких внутренних (например, члены одной семьи).
Мера общности определяет сплоченность группы - одной из основных характеристик уровня ее развития. Структуру межличностного общения, или обмена деловой и личностной информацией, именуют каналами коммуникаций, нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений - психологическим климатом группы. Общие правила поведения, которых придерживаются члены группы, называют групповыми нормами.
Пространственное и временное общение студентов дает возможность их личных контактов, которые включают интерактивные, информационные, перцептивные аспекты общения и взаимодействия. Американские исследователи (Д. Брунер, К. Девис, Д. Дженнингс, Г. Кэлли, Г. Линдсей, Г. Оллпорт, Л. Хай-дер, П. Хари и др.) считают, что перцептивные аспекты - главное, так как они позволяют человеку воспринимать индивидуальность всех других членов в группе. Взаимодействие - активность
каждого, это одновременно стимул и реакция на всех остальных.
В студенческой группе определяющими являются непосредственные взаимоотношения и взаимодействия между ее членами, эмоциональный контакт, податливость или сопротивление групповому давлению, социально-психологическая совместимость, цели, задачи и ценности совместной деятельности и т. д. Наличие у студентов постоянной цели совместной деятельности, ее реализация как некий предвосхищаемый результат какой-либо деятельности способствуют реализации потребностей каждого студента и в то же время соответствуют общим потребностям. Цель как прообраз результата и начальный момент совместной деятельности определяет динамику функционирования студенческой группы. Наличие в студенческой группе организующего начала может быть персонифицировано в ком-либо из членов группы (в лидере, старосте, руководителе), а может и нет, но это не означает, что нет организующего начала. Функция руководства распределена между членами студенческой группы, и лидерство носит ситуативно-специфический характер (в определенной ситуации человек, более успешный в данной сфере, нежели другие, принимает на себя функции лидера). Разделение и дифференциация персональных ролей не является одно -родной, они вносят разный вклад в совместную деятельность, играют дифференцированные роли. Наличие эмоциональных отношений между членами студенческой группы, которые влияют на групповую активность, могут приводить к разделению группы на подгруппы, формируют внутреннюю структуру межличностных отношений в студенческой группе. Выработка специфической групповой культуры - нормы, правила, стандарты жизни, поведения - определяют ожидания членов группы по отношению друг к другу и обусловливают групповую
динамику. Эти нормы - важнейший признак групповой целостности. О сформировавшейся норме можно говорить, если она детерминирует поведение большинства членов группы, несмотря на все их различия. Отклонение от групповых стандартов, норм, как правило, позволяется только лидеру. Статус индивида в студенческой группе - реальная характеристика его положения в системе внут-ригрупповых отношений, степень действительной авторитетности для остальных студентов. Когда о студенте говорят, что он занимает определенную позицию, то этим подчеркивается его официальное должностное положение в группе (председатель студенческого совета, староста и т. п.). Если же о студенте говорят, что он имеет высокий статус, то под этим подразумевается, что данный студент пользуется признанием и авторитетом среди товарищей, вызывает доверие к себе и способен оказывать на членов студенческой группы существенное влияние.
Внутренняя установка студента в системе внутригрупповых отношений -это личное, субъективное восприятие им своего собственного статуса, то, как он оценивает свое реальное положение, свой авторитет и степень влияния на остальных членов студенческой группы. Действительный статус и его восприятие могут совпадать или расходиться. Например, студент, считающий, что сокурсники его уважают, на самом деле может обладать посредственным и даже низким статусом, а студент, который думает, что его авторитет в группе низок, напротив, может пользоваться большим влиянием на товарищей.
Следующее понятие, характеризующее положение студента в группе, - это роль. Роль определяется как нормативно заданный и коллективно одобряемый образец поведения, ожидаемого от человека, занимающего в группе определенную позицию. Роль может определяться
официальной должностью, может избираться самим членом группы (роль лидера, «шута» и др.). Войдя в определенную роль в данной группе, человек постепенно привыкает к ней, и сами члены группы начинают ожидать от него поведения, соответствующего заданной или избранной роли. Принятая на себя роль во многом определяет восприятие и оценку человека в системе внутригрупповых отношений. Отношения в студенческих группах закономерно изменяются. Сначала, на исходном этапе группового развития, они бывают относительно безразличными (студенты, не знающие или слабо знающие друг друга, не могут определенно относиться друг к другу), затем могут становиться конфликтными, а при благоприятных условиях превращаться в коллективистские. Все это обычно происходит за сравнительно короткое время, в течение которого студенты, составляющие группу, не могут измениться как личности.
У каждого человека есть свои положительные и отрицательные черты, достоинства и недостатки. То, какой стороной, положительной или отрицательной, он выступает во взаимоотношениях с людьми, зависит от этих людей и социального окружения, от особенностей группы, в которую он включен в данный момент времени. Иначе говоря, поведение человека в группе определено не только личностью, но и особенностями группы. В понимании того, как личность влияет на группу и группа на личность, важное значение имеет восприятие и понимание людьми друг друга, оно всегда присутствует в контактах людей.
Один из механизмов восприятия и понимания людьми друг друга получил название имплицитная теория личности. Она представляет собой представление человека о том, как в людях взаимосвязаны черты характера, внешний облик и поведение. Имплицитная теория личности складывается в индивидуальном опы-
те общения с людьми и становится достаточно устойчивой структурой, определяющей восприятие человека человеком. Пользуясь ею, индивид на основе внешнего облика человека судит о его возможных личностных чертах, вероятных поступках и заранее настраивается на определенные формы поведения по отношению к соответствующему человеку. Имплицитная теория личности формирует установку человека по отношению к людям, имеющим определенные особенности внешности. Она же позволяет на основе ограниченной информации о другом судить о том, что ему присуще. Например, если в структуру имплицитной теории личности входит знание о том, что смелость как черта личности обычно сочетается с порядочностью, то индивид, обладающий соответствующим знанием, будет автоматически считать порядочными всех смелых людей (на самом деле связь между этими чертами личности может оказаться случайной).
Для того чтобы правильно воспринять и оценить человека, необходимо внимательно наблюдать за его поведением в тех ситуациях, где он раскрывает себя как личность, в трех основных сферах человеческой деятельности: учении, общении и труде.
Важное значение для более глубокого понимания того, как люди воспринимают и оценивают друг друга, имеет широко исследованное в социальной психологии явление каузальной атрибуции. Процессы каузальной атрибуции подчиняются следующим закономерностям, которые оказывают влияние на понимание людьми друг друга:
• те события, которые часто повторяются и сопровождают наблюдаемое явление, предшествуя ему или появляясь одновременно, обычно рассматриваются как его возможные причины;
• если тот поступок, который мы хотим объяснить, необычен и ему предшествовало какое-либо уникальное событие,
то мы склонны именно его считать основной причиной совершенного поступка;
• неверное объяснение поступков людей имеет место тогда, когда есть много различных, равновероятных возможностей для их интерпретации и человек, предлагающий свое объяснение, волен выбирать устраивающий лично его вариант. На практике такой выбор нередко определяется отношением оценивающего человека к тому, чей поступок подлежит объяснению.
Немаловажное значение для успеш-ной учебы и работы студенческой группы имеют сложившиеся в ней личные взаимоотношения. Взаимные симпатии и антипатии, интенсивность и эмоциональная окраска межличностных контактов, другие формы взаимодействия и взаимо -отношений по-разному сказываются на эффективности взаимоотношений и культуры общения в студенческой группе.
В настоящее время широко исследуется явление так называемой совместимости или несовместимости людей. Собранные при этом факты показывают, что названная большая или меньшая совместимость сильнее всего дает себя знать именно в общении людей, прямо определяя, как они проявляют себя как объекты и субъекты общения.
Возможности человеческого сообщества для развития личности, растущего человека подводят к выводу о том, что для создания оптимальных условий его развития необходимо развитие у каждого человека умения правильно общаться и эффективно взаимодействовать с окружающими людьми. Одна из задач социализации студентов - конструирование межгрупповых отношений в процессе повседневного общения. От характера межличностного взаимодействия студентов зависит положительное развитие отношений - уважение друг к другу, взаимовыручка, поддержка в трудную минуту, сотрудничество - и отрицательное - ссоры, конфронтация и конфликтные ситуации.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 ЛеонтъевА. А. Психология общения. 3-е изд. М.: Смысл, 1999. С. 246. 2МудрикА. В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984.
3 Ломов Б. Ф. Общение как проблема общей психологии //Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
4 Ферапонтова О. И. Влияние внутригрупповых отношений на развитие личности студента как будущего профессионала // Педагогика, 2002, № 1. С. 24.