Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА'

РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
293
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ / СТУДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ФУНКЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ / КОМПОНЕНТЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ / INTERPERSONAL RELATIONS / HIGHER EDUCATION INSTITUTION / PROFESSIONAL EDUCATION / STUDENTS / STUDENT AGE / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / FUNCTIONS OF INTERPERSONAL RELATIONS / COMPONENTS OF INTERPERSONAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лапшова Анна Владимировна, Коростелев Александр Алексеевич, Барабина Ирина Евгеньевна

В динамично развивающихся образовательных условиях к профессиональной подготовке студентов высших учебных заведений предъявляются все более высокие требования. В данных условиях становится важным не только высокий уровень профессиональной компетентности, но и личностные качества, позволяющие студенту ставить выполнимые цели, адаптироваться к новым условиям, взаимодействовать с другими участниками учебного процесса, развивать межличностные отношения. Межличностные отношения представляют собой взаимодействие людей, осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого воздействия между несколькими людьми, в результате которого происходит психологический контакт и определенные отношения между участниками взаимоотношений. В статье раскрываются особенности межличностных отношений студентов, позволяющие выстраивать результативный процесс обучения. Определены их функции и компоненты. К функциям межличностных взаимоотношений относят внешние проявления свойств человека в процессе его общения. Можно выделить следующие функции: контактная, информационная, побудительная, координационная, функция понимания и установления отношений, а также функция оказания влияния. Межличностные отношения состоят из трех компонентов: коммуникативного, интерактивного и перцептивного. Все эти компоненты связаны между собой, и каждый компонент в отдельности в процессе взаимоотношений приобретает свои особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INTERPERSONAL RELATIONS OF UNIVERSITY STUDENTS

In a dynamically developing educational environment, higher demands are made on the professional training of university students. In these conditions, it becomes important not only the development of a high level of professional competence, but also the formed set of personal qualities that allows the student to set feasible goals, adapt to new conditions, interact with other participants in the educational process, and develop interpersonal relationships. Interpersonal relationships are the interaction of people through speech and non-speech means between several people, resulting in psychological contact and certain relationships between participants in the relationship. The article reveals the features of interpersonal relations of students, allowing to build an effective learning process. Their functions and components are defined. The functions of interpersonal relationships include external manifestations of a person’s properties in the process of his communication. The following functions can be distinguished: contact, information, incentive, coordination, the function of understanding and establishing relationships, as well as the function of exerting influence. Interpersonal relationships consist of three components: communicative, interactive, and perceptual. All these components are interconnected, and each component individually in the process of relationships acquires its own characteristics.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА»

Lapshova Anna Vladimirovna, Korostelev Aleksandr Alekseevich, Barabina Irina Evgenievna DEVELOPMENT OF INTERPERSONAL RELATIONS OF UNIVERSITY ...

pedagogical sciences

УДК 378.1

DOI: 10.26140/bgz3-2020-0904-0007

РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА

© 2020

AuthorlD: 737272 SPIN-код: 8001-9256 ResearcherlD: J-3273-2017 ORCID: 0000-0001-7017-3589 ScopusID: 57201130316

Лапшова Анна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами»

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: any19.10@mail.ru) SPIN-код: 2796-5077 AuthorlD: 352094 ORCID: 0000-0002-7602-7758 ScopusID: 57209175728

Коростелев Александр Алексеевич, доктор педагогических наук, доцент, директор центра научных журналов Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, д. 14, e-mail: v11e11g12a12@yandex.ru) AuthorID: 1055043 SPIN: 2184-3965 ResearcherID: AAB-2693-2020 ORCID: 0000-0003-4485-8108

Барабина Ирина Евгеньевна, магистрант

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: barabinaie@gmail.com) Аннотация. В динамично развивающихся образовательных условиях к профессиональной подготовке студентов высших учебных заведений предъявляются все более высокие требования. В данных условиях становится важным не только высокий уровень профессиональной компетентности, но и личностные качества, позволяющие студенту ставить выполнимые цели, адаптироваться к новым условиям, взаимодействовать с другими участниками учебного процесса, развивать межличностные отношения. Межличностные отношения представляют собой взаимодействие людей, осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого воздействия между несколькими людьми, в результате которого происходит психологический контакт и определенные отношения между участниками взаимоотношений. В статье раскрываются особенности межличностных отношений студентов, позволяющие выстраивать результативный процесс обучения. Определены их функции и компоненты. К функциям межличностных взаимоотношений относят внешние проявления свойств человека в процессе его общения. Можно выделить следующие функции: контактная, информационная, побудительная, координационная, функция понимания и установления отношений, а также функция оказания влияния. Межличностные отношения состоят из трех компонентов: коммуникативного, интерактивного и перцептивного. Все эти компоненты связаны между собой, и каждый компонент в отдельности в процессе взаимоотношений приобретает свои особенности.

Ключевые слова: межличностные отношения, высшее учебное заведение, профессиональное образование, студенты, студенческий возраст, образовательная среда, функции межличностных отношений, компоненты межличностных отношений.

DEVELOPMENT OF INTERPERSONAL RELATIONS OF UNIVERSITY STUDENTS

© 2020

Lapshova Anna Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail: any19.10@mail.ru) Korostelev Aleksandr Alekseevich, doctor of pedagogical sciences, associate professor, director

of the Center of scientific journals Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, st. Belarusian, house 14, e-mail: v11e11g12a12@yandex.ru) Barabina Irina Evgenievna, undergraduate department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Kozma Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail: barabinaie@gmail.com) Abstract. In a dynamically developing educational environment, higher demands are made on the professional training of university students. In these conditions, it becomes important not only the development of a high level of professional competence, but also the formed set of personal qualities that allows the student to set feasible goals, adapt to new conditions, interact with other participants in the educational process, and develop interpersonal relationships. Interpersonal relationships are the interaction of people through speech and non-speech means between several people, resulting in psychological contact and certain relationships between participants in the relationship. The article reveals the features of interpersonal relations of students, allowing to build an effective learning process. Their functions and components are defined. The functions of interpersonal relationships include external manifestations of a person's properties in the process of his communication. The following functions can be distinguished: contact, information, incentive, coordination, the function of understanding and establishing relationships, as well as the function of exerting influence. Interpersonal relationships consist of three components: communicative, interactive, and perceptual. All these components are interconnected, and each component individually in the process of relationships acquires its own characteristics.

Keywords: interpersonal relations, higher education institution, professional education, students, student age, educational environment, functions of interpersonal relations, components of interpersonal relations._

114 Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 4(33)

педагогические науки

Лапшова Анна Владимировна, Коростелев Александр Алексеевич, Барабина Ирина Евгеньевна РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТУДЕНТОВ ...

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

В результате включения в систему межличностных отношений с другими субъектами образовательного процесса происходит успешное овладение будущим специалистом профессиональными знаниями и умениями, а также происходит процесс формирования его личности. Таким образом, эффективное межличностное общение студентов в процессе обучения становится важным фактором успешной профессиональной подготовки будущих специалистов. Построение межличностных отношений имеет свои особенности, учет которых необходим для результативной подготовки студентов.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Изучением аспектов межличностных отношений занимались многие исследователи: Куницына В.Н., Мясищев В.Н, Андреева Т.В, Долгова В.И, Ильин Е.П, Леонтьев А.А. и др. Представили и обобщили преимущества сотрудничества в подготовке студентов А.Ю. Уваров, Т.А. Ильина, В.Я. Ляудис и другие. Типы взаимодействия и межличностных отношений отражены в работах В.П. Дьяченко, В.А. Петровского и других.

Обосновывается актуальность исследования.

Построение межличностных отношений имеет свои особенности. Их учет необходим для результативной подготовки студентов.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Цель данной статьи заключается в анализе особенностей межличностных отношений студентов в высшем учебном заведении.

Постановка задания. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить сущность межличностных отношений;

- выделить особенности межличностных отношений для студенческого возраста.

Используемые методы, методики и технологии. Методологическую основу исследования составляют научные труды отечественных ученых в области развития межличностных отношений в рамка обучения в высшем учебном заведении. Нами были использованы методы анализа, синтеза и обобщения.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Межличностные отношения - это взаимодействие людей, осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого воздействия между несколькими людьми, в результате которого происходит психологический контакт и определенные отношения между участниками взаимоотношений [1]. Для студентов, как участников образовательного процесса, - это отношения в диадах «преподаватель - студент», «студент - студент», а также внутригрупповые отношения. В процессе развития межличностных отношений происходит передача и прием информации с помощью вербальных и невербальных средств. В ходе развития межличностных отношений происходит обмен мыслями и чувствами, мотивацией к действию в целях взаимопонимания [4]. Таким образом, процесс развития межличностных отношений включает как прямую, так и обратную связь, в результате чего происходит обмен информацией между участниками отношений. Содержание отношений - информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому [2-6].

Управление межличностными отношениями студентов осуществляется в соответствии с возрастными особенностями. Студенческим возрастом является возраст от 17 до 22 лет. Это второй период юности или первый период зрелости, который характеризуется сложность установления личности. В этот период происходит «консолидация психических сил человека», т.е.

их укрепление и устойчивость к внешним и внутренним факторам, что способствует благоприятному развитию социальных возможностей человека. В этот период происходит усиление социальных мотивов поведения, проявляются такие качества, как целеустремлённость, настойчивость, самостоятельность, решительность [7-11]. Отличительными особенностями студенческого периода, является проявление креативности, коммуникабельности, расширение кругозора и развитие умственных способностей. Б.Г. Ананьевым студенческий возраст рассматривается, как особая онтогенетическая стадия социализация индивида.

Ученые также выдели закономерности период студенческого возраста:

- активное развитие профессиональных и познавательных интересов;

- усиление потребности в профессиональной деятельности и возможности самостоятельному планированию своей жизни;

- повышение общественной активности и потребность в этой активности;

- формирование своего жизненного выбора [12-14].

По мнению А.Н. Леонтьева, в период перехода от

юношества к ранней зрелости происходит смена ведущей деятельности и переход в новую систему отношений.

Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин отмечали, что в этот период внутри человека происходит особая психологическая работа, когда преобразуются структуры личности человека и возникает новая ситуация развития - социальная.

Важным этапом формирования и созревания личности, является кризис юности. Он заключается в достижении идентичности, когда человек делает выбор в формировании своей личности и происходит попытка достичь непротиворечивого образа самого себя. В этот период закладываются будущие основы психологического и социального благополучия.

Основные линии развития неадекватной идентичности:

- избегание близких отношений или уход от тесных межличностных контактов;

- утрата ощущение времени, когда человек не способен планировать свое время;

- потеря способности к продуктивной работе, сложно эффективно использовать свои внутренние ресурсы в работе;

- выбор противоположной идентичности, а не той, которой отдают предпочтение в семье или в ближайшем окружении [15, 16, 17].

Студенческие годы так же возникает нормативный кризис. Преодолению этого кризиса способствует период адаптации к обучению в вузе, и он так же связан с поиском идентичности. Иногда этот кризис может приобретать затяжной характер, когда возникающие трудности человек предпочитает не решать, а откладывать на потом из-за нежелания что-то делать, прилагать усилия [18-20].

Признаки кризиса:

- возникает сильная фрустрация, которая проявляется в переживании неудовлетворенной потребности;

- обострение ролевых конфликтов "студент - преподаватель" и «студент-студент»;

- наблюдается ценностно-смысловая неопределенность, неструктурированность личности;

- проявляется инфантильность в поведении.

Если возникающие проблемы не решать, то начинают возникать негативные чувства к необходимости заниматься, также ухудшаются отношения к преподавателям, появляются конфликты с товарищами. Процесс поиска своей идентичности тесно связан с процессом развития взаимоотношений. В юношеском возрасте межличностные отношения способствуют самораскрытию, самопредъявлению и развитию личности. В юно-

Lapshova Anna Vladimirovna, Korostelev Aleksandr Alekseevich, Barabina Irina Evgenievna pedagogical

DEVELOPMENT OF INTERPERSONAL RELATIONS OF UNIVERSITY ... sciences

шеском возрасте, межличностные отношения всегда играют особую роль, ведь взаимоотношения выступают не только как времяпрепровождение, как средство для самовыражения, возможность установить контакты. В этом возрасте становится понятно, что человек, умеющий грамотно выстроить своё общение с окружающими, обладает высоким уровнем развития своей личности. Здесь становится понятно, что общение, это особый процесс, который позволяет сформировать личность, проявить свой творческий и профессиональный потенциал. Студенческая среда и особенности студенческой группы оказывают сильное воздействие на личность студента. Поведение в группе имеет свою специфику, так как в группе человек зачастую вынужден подчиняться правилам и ценностям группы.

Для студенческого возраста, также характерно возникновение различных противоречий, которые должны быть разрешены к окончанию обучения в вузе. Самарин Ю.А. выделяет: в период ранней зрелости происходит возрастание интеллектуальных и физических сил студента, но при этом наблюдается дефицит времени и ограничение экономических возможностей. Это противоречие можно назвать социально-психологическим. Следующее противоречие, это противоречие дидактического характера. Оно возникает, когда у студента возрастает стремление к самостоятельности, а точнее в самостоятельном выборе количества и характера знаний, но притом обучение всегда ограничено довольно жёсткими формами и методами подготовки специалиста конкретного профиля. Это противоречие способно привести как студентов, так и преподавателей к чувству неудовлетворённости результатов учебной деятельности.

В период обучения в вузе студент получает огромное количество информации, которая поступает ему через различные каналы. Эта информация призвана, с одной стороны, расширить знания студента и его профессиональный кругозор, но с другой стороны обилие этой информации при жёстком лимите времени может привести к возникновению достаточно поверхностных знаний и мышления. Причиной таких поверхностных знаний может быть, также нежелание студента осмысленно перерабатывать большой объём информации. Преодоление этого противоречия требует специального подхода и особой работы по углублению знаний, интересов и умений со стороны преподавателей.

Важным будет отметить то, что студент в процессе обучения усваивает образцы поведения в обществе. Он соотносит себя с определённой социальной группе, а также соотносит своё поведение с номами и ценностями той группы. Одной из таких социальных групп обычно является учебная группа, через которую общество так же оказывает влияние на личность в сфере образования. Потому, можно сделать вывод о том, что студенческая группа является не только средой для получения профессиональных знаний, но и значимой средой для личностного формирования.

К функциям межличностных взаимоотношений относят внешние проявления свойств человека в процессе его общения. Можно выделить следующие функции: контактная, информационная, побудительная, координационная, функция понимания и установления отношений, а также функция оказания влияния. Педагог, при организации учебного процесса должен помнить о важности процесса общения, его особенностях, о том, что оно позволяет сформировать личность увидеть и развить в ней те или иные качества. В процессе взаимодействия студентов с образовательной средой, возникает развитие профессиональных интересов, повышение интеллектуальной активности, раскрывается возможность развития мотивационно-потребностной сферы личности.

Межличностные отношения состоят из трех компонентов: коммуникативного, интерактивного и перцептивного. Все эти компоненты связаны между собой, и каждый компонент в отдельности в процессе взаимо-116

отношений приобретает свои особенности. В условиях образовательного процесса коммуникативная сторона будет состоять в обмене информацией между участниками этого процесса. Интерактивная сторона отношений в образовательном процессе состоит из совместной деятельности между его участниками. Перцептивный компонент включает процесс восприятия и познания друг друга, а также освоение социальных ролей и формирование идентичности.

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях.

Организация межличностных взаимоотношений - многогранный процесс, который имеет множество особенностей. В данной статье раскрываются особенности, касающиеся вопроса отношений студентов высших учебных заведений в процессе их подготовки. Их учет позволяет выстроить между ними результативные взаимоотношения, отношения в сотрудничестве, способствующие наилучшему выполнению заданий, развитию самостоятельности в процессе решения различных задач. Ю.Е. Алешина выделяет социально-психологические аспекты межличностных отношений. В.К. Вилюнас представил в своих работах механизмы, побуждающие студента к развитию межличностных взаимоотношений. Мы в своей работе раскрыли влияние различных, в том числе возрастных особенностей студентов на формирование межличностных отношений.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В процессе работы нами были выявлены особенности развития межличностных отношений студентов высших учебных заведений.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении.

Поскольку межличностные отношения между студентами обладают сложной структурой и в современной среде обретают новые черты - необходим постоянный контроль и построение процесса обучения с учетом особенностей взаимоотношений современных студентов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Прохорова М.П., Семченко А.А. Вовлечение обучающихся — будущих педагогов профессионального обучения в проектную деятельность в рамках дисциплины // Вестник Мининского университета, 2018, 6 (2), 6. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-2-6.

2. Сайфутдиярова Е.Ф., Ахматханова Л.А. Взаимосвязь типов этнической идентичности с толерантными установками в межличностных отношениях студенческой молодежи //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 1 (10). С. 53-56.

3. Яструб О.А. Групповые формы внеаудиторной воспитательной работы по формированию культуры межличностного взаимодействия студентов // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 85-88.

4. Чекалдин А.М. Причины организационных конфликтов и способы их устранения //Вестник НГИЭИ. 2015. № 9 (52). С. 73-77.

5. Забродина Л.А., Забродина О.В., Мухина Ю.Р. Эмоционально-личностный компонент в структуре толерантного отношения подростков к учителям // Балканское научное обозрение. 2019. Т. 3. № 4 (6). С. 71-75.

6. Klinkov G.T. The specificity of manifestation of pedagogical communication as a special construct // Scientific Vector of the Balkans. 2018. № 1. С. 51-52.

7. Ваганова О.И., Иляшенко Л.К. Основные направления реализации технологий студентоцентрированного обучения в вузе // Вестник Мининского университета, 2018, 6 (3), с. 2. DOI: 10.26795 / 2307-12812018-6-3-2

8. Иванова О.Э., Рябинина Е.В. Проблемы управления молодой генерацией работников // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 150-153.

9. Сизоненко К.Н. Мотивы, побуждающие студентов вуза заниматься физической культурой // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. № 80. С. 71-72.

10. Васюра С.А., Кузьмина О.В. Мотивы выбора профессии у старшеклассников с разным отношением к прошлому, настоящему и будущему // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 285-288.

11. Гордеева Д.С., Хайруллина А.Ф. Формирование эколого-эко-номических мотивов управленческой деятельности у будущих менеджеров в процессе обучения // Балканское научное обозрение. 2019. Т. 3. № 4 (6). С. 24-28.

12. Ivanova N.L., Korostelev A.A. The impact of competitive approach on students' motivation in sport // Amazonia Investiga. 2019. Т. 8. № 18.

Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 4(33)

педагогические науки

Лапшова Анна Владимировна, Коростелев Александр Алексеевич, Барабина Ирина Евгеньевна РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТУДЕНТОВ ...

С. 483-490.

13. Rakhimbaeva I.E., Korostelev A.A., Shakirova I.A., Ayshwarya B., Nguyen P.T., Hashim W., Maseleno A. Integration of the educational and didactic systems in the training of future teachers//International Journal of Applied Exercise Physiology. 2019. Т. 8. № 2.1. С. 1131-1136.

14. Grigoriev S. G., Shabunina V. A., Tsarapkina Ju. M., Dunaeva N. V. Electronic library system as a means of self-development of students of digital generation Z (on the example of studying the course "Basics of the counselor activity"), Scientific and technical libraries, 2019, 7, 78-99.

15. Павлюченкова Н.В., Кананчук Л.А., Смолева Т.О. Рефлексия как средство преодоления личностью страха неудачи // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 164-168.

16. Парменов А.А. Социальная активность личности как системообразующий фактор формирования образа жизни //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 1 (23). С. 42-50.

17. Гаврилова М.И., Одарич И.Н. Развитие профессиональной компетентности будущего специалиста как качества личности // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 36-38.

18. Гасымова К.В. Поликультурное образование как основа формирования толерантности в мультикультурном пространстве // Гуманитарные балканские исследования. 2019. Т. 3. № 4 (6). С. 14-18.

19. Велиева В.И. Роль познавательной деятельности в формировании профессиональной идентичности у будущих юристов // Балканское научное обозрение. 2019. Т. 3. № 4 (6). С. 68-70.

20. Аверкин М.Г. Экономические предпосылки формирования социальной идентичности в современном обществе // Вестник НГИЭИ. 2016. № 5 (60). С. 129-137.

Статья поступила в редакцию 10.05.2020 Статья принята к публикации 27.11.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.