Научная статья на тему 'Проблемы межличностных отношений студентов технического вуза в условиях цифровизации общества'

Проблемы межличностных отношений студентов технического вуза в условиях цифровизации общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
491
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / РИСКИ / ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОБЩЕНИЕ / DIGITALIZATION / RISKS / ENGINEERING EDUCATION / PERSONALITY / INTERPERSONAL RELATIONS / INTERACTION / COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варламова Любовь Дмитриевна

В статье как обоснование рассматривается внедрение цифровизации во все сферы человеческой жизни, и отмечается глобальность и необратимость данного процесса. В рамках исследуемой проблемы обозначена фундаментальность происходящих изменений, отмечены положительные стороны и риски, связанные с внедрением глобальной цифровизации. Актуальность статьи связана с новыми подходами и требованиями к подготовке инженерных кадров. Цифровизация индустриальных процессов требует инженеров нового типа, способного организовывать взаимодействие подсистем новейшей техники, понимание особенностей развития технологий, концентрации и управления информационной перегрузкой, имеет аналитические способности для решения проблем, творческие навыки практического мышления, креативность в разрешении создавшихся ситуаций, во взаимодействии со смежными профессиями. Межличностные отношения фундаментальны для развития личности и являются составной частью взаимодействия, взаимосвязи между людьми. В статье приводятся результаты эмпирических исследований на констатирующем этапе, которые в какой-то степени доказывают имеющиеся проблемы межличностного отношения у студентов первого курса на этапе знакомства, обозначена тенденция к независимости, необщительности, избегания борьбы среди студентов старших курсов, что указывает на существующую проблему межличностных отношений. Автор надеется, что проведенные исследования могут быть дополнением для констатирования того факта, что внедрение цифрового образовательного пространства создают определенные проблемы в межличностном отношении, которая является фундаментом развития личности и вопрос требует всестороннего внимания исследователей педагогики и психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of interpersonal relations of students of a technical university in a digitalized society

The article considers the introduction of digitalization in all spheres of human life as a justification, and notes the globality and irreversibility of this process. Within the framework of the studied problem, the fundamental nature of the ongoing changes is indicated, the positive aspects and risks associated with the introduction of global digitalization are noted. The relevance of the article is associated with new approaches and requirements for the training of engineers. Digitalization of industrial processes requires engineers of a new type, able to organize the interaction of subsystems of the latest technology, understanding the features of technology development, concentration and management of information overload, has analytical abilities to solve problems, creative skills of practical thinking, creativity in resolving situations, in interaction with related professions. Interpersonal relationships are fundamental for the development of personality and are an integral part of the interaction, the relationship between people. The article presents the results of empirical studies at the ascertaining stage, which to some extent prove the existing problems of interpersonal relations among first-year students at the stage of acquaintance, the tendency to independence, lack of communication, avoidance of struggle among senior students, which indicates the existing problem of interpersonal relations. The author hopes that the conducted research can be an addition to stating the fact that the introduction of digital educational space creates certain problems in interpersonal relations, which is the Foundation of personal development and the issue requires the full attention of researchers of pedagogy and psychology.

Текст научной работы на тему «Проблемы межличностных отношений студентов технического вуза в условиях цифровизации общества»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №6, Том 7 / 2019, No 6, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-6-2019.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/90PDMN619.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Варламова Л. Д. Проблемы межличностных отношений студентов технического вуза в условиях цифровизации общества // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №6, https://mir-nauki.com/PDF/90PDMN619.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Varlamova L.D. (2019). Problems of interpersonal relations of students of a technical university in a digitalized society. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/90PDMN619.pdf (in Russian)

УДК 378.1

Варламова Любовь Дмитриевна

ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», Якутск, Россия

Доцент

Кандидат педагогических наук E-mail: varlamova.lyubov@list.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=534676

Проблемы межличностных отношений студентов технического вуза в условиях цифровизации общества

Аннотация. В статье как обоснование рассматривается внедрение цифровизации во все сферы человеческой жизни, и отмечается глобальность и необратимость данного процесса. В рамках исследуемой проблемы обозначена фундаментальность происходящих изменений, отмечены положительные стороны и риски, связанные с внедрением глобальной цифровизации. Актуальность статьи связана с новыми подходами и требованиями к подготовке инженерных кадров. Цифровизация индустриальных процессов требует инженеров нового типа, способного организовывать взаимодействие подсистем новейшей техники, понимание особенностей развития технологий, концентрации и управления информационной перегрузкой, имеет аналитические способности для решения проблем, творческие навыки практического мышления, креативность в разрешении создавшихся ситуаций, во взаимодействии со смежными профессиями. Межличностные отношения фундаментальны для развития личности и являются составной частью взаимодействия, взаимосвязи между людьми. В статье приводятся результаты эмпирических исследований на констатирующем этапе, которые в какой-то степени доказывают имеющиеся проблемы межличностного отношения у студентов первого курса на этапе знакомства, обозначена тенденция к независимости, необщительности, избегания борьбы среди студентов старших курсов, что указывает на существующую проблему межличностных отношений. Автор надеется, что проведенные исследования могут быть дополнением для констатирования того факта, что внедрение цифрового образовательного пространства создают определенные проблемы в межличностном отношении, которая является фундаментом развития личности и вопрос требует всестороннего внимания исследователей педагогики и психологии.

Ключевые слова: цифровизация; риски; инженерное образование; личность; межличностные отношения; взаимодействие; общение

https:// mir-nauki. com

В современном обществе цифровизация охватила все области мирового развития, сменяя информатизацию и компьютеризацию, она уверенно внедряется в разные сферы человеческой жизни. Цифровизация основана на цифровом представлении информации, который приводит к повышению эффективности экономики и улучшению качества жизни практически во всех областях. Хотя уровень использования информационно-телекоммуникационной сети интернет в России, как утверждают специалисты, ниже, чем в Европе и существует серьезный разрыв в цифровых навыках между отдельными группами населения, но процесс цифровизации в обычной жизни граждан возрастает [1]. Несмотря на свои достоинства и недостатки цифровизация - это необратимый глобальный процесс, и она имеет тенденцию охвата всего мира. В условиях цифровизации специалисты отмечают большой риск попадания людей в цифровое рабство, этому в большей степени могут быть подвергнуты молодые люди детского, юношеского возраста.

Ведущие специалисты обозначают фундаментальность происходящих изменений как период больших возможностей и потенциальных опасностей, при этом одну из ключевых областей, порождающих целый спектр разнообразных рисков, считают Российскую систему образования. Исследователи предполагают, что революционные изменения в организации образовательного процесса в высшей школе возможны только на основе разработки новых компетентностей, соответствующих цифровой экономике [2]. Высшие профессиональные образовательные учреждения, и, в частности, технические вузы, одними из первых перешли на информационно-коммуникационные технологии и активно используют электронную, дистанционную систему обучения, основанную на цифровых технологиях. Многие исследователи отмечают положительные стороны цифровых, онлайн технологий обучения, рассматривая переход к цифровизации образования как необходимое условие подготовки современных кадров цифровой эпохи. При этом цифровая образовательная среда рассматривается как огромный педагогический потенциал для формирования цифровой грамотности, цифровой компетенции и самостоятельности студентов в информационном онлайн-мире [3; 4]. Вместе с тем есть мнения о риске отрицательного результата внедрения полной цифровизации общества в целом и цифровизации образовательных услуг, которая предполагает снижение личных контактов студента и преподавателя, общения студентов в учебных группах, что создает проблему социализации молодых людей. Добывание информации, а не знаний, имеет вероятность негативных изменений, как уход от фундаментальности знаний, снижение личностных и профессиональных компетенций и интеллекта специалистов [5]. Рассматривая различное мнение исследователей, можно однозначно констатировать, что цифровизация образования внесет кардинальные изменения и потребует пересмотра содержания профессиональной подготовки современных кадров.

Актуальность формирования межличностных отношений профессионального становления личности инженера, можно обозначить, рассматривая некоторые современные подходы к инженерному образованию. Специалисты отмечают, что цифровизация индустриальных процессов требует инженеров нового типа. Если раньше от инженера требовалась разработка конкретного технического элемента, расчет параметров приборов, конструкций, проектирования, то роль современного инженера сводится к настройке параметров, умений организовывать взаимодействие подсистем новейшей техники, понимание особенностей развития технологий, концентрация и управление информационной перегрузкой, аналитические способности для решения проблем, творческие навыки практического мышления, креативность. Рутинная деятельность постепенно переходит к системам, машинам, роботам. При этом одним из основных требований к современному инженеру должна быть способность работы в команде, лидерские и организаторские способности, в том числе и в смежных профессиях - все это становится задачей воспитания специалиста нового типа [6; 7].

https:// mir-nauki. com

Таким образом, можно обозначить основное противоречие между внедрением электронных, дистанционных, виртуальных, цифровых методов обучения, с одной стороны, и потребностью студента к личностному общению, развивающей совместной деятельности в коллективе. Позитивно оценивая теоретический и практический опыт подготовки инженеров в современных технических вузах, можно констатировать тот факт, что в условиях цифровизации образовательной среды, внедрения новейших стандартов компетентностного подхода в подготовке кадров, недостаточно разработана проблема личностного становления инженеров, сужаются условия межличностного отношения, основанного на связях между членами общества благодаря невербальному и вербальному общению и это положение более выражено в технических вузах. Межличностные отношения фундаментальны для развития личности и являются составной частью взаимодействия, взаимосвязи между людьми, и они на наш взгляд не должны быть утеряны.

Каждый человек - это личность, и каждая личность усваивает и формирует жизненные ценности, принципы, моральные устои, жизненные позиции и приоритеты при социализации, когда он обитает в социуме, общается, встречается, знакомится и развивается вместе с другими людьми, которые его окружают. В условиях цифровизации образовательной среды снижается уровень взаимосвязи между студентами и создаются проблемы в межличностных отношениях, что в последствии может создать определенные сложности в личностном формировании и в профессиональной деятельности. Многие студенты цифровой эпохи, да и большинство людей развитых стран «живут» в глобальной сети интернет. Интернет во всем разнообразии его приложений является коммуникационной материей, взаимодействия современных молодых людей чаще происходят в социальных сетях, виртуально. Цифровизация создает условия для одиночества, просмотр различных интернет-сайтов, фильмов становится самостоятельным и независимым, часто уединенно на экранах своих компьютеров, планшетов, смартфонов и других электронных гаджетов. В этой связи М. Кастельс отмечает, что значительная часть форм массовой самокоммуникации ближе к электронному аутизму, чем к настоящей коммуникации [8]. Современная реальность действительно такова, что человек становится придатком машин, современные умные технологии незаметно, но эффективно окружили нас «заботой» во всем. Например, калькулятор лишает способности считать в уме, пульт управления - ограничивает нас в движении, автоматическая проверка орфографии делает нас безграмотными, наличие GPS навигаторов лишает нас способности ориентироваться на местности, мобильный телефон полностью заменил тактильно-визуальный контакт общения, и можно перечислить много других умных машин, которым мы сегодня доверяем свой интеллект [9]. В условиях цифрового образовательного пространства, студенты чаще используют большой объем «готовой» информации, лишая сознание привычной нормы рефлексии [10].

В современных условиях личностное, профессиональное и социальное развитие рассматривается как взаимодополняющие и взаимополагающие друг друга процессы. Способность к саморазвитию, самоизменению, самоуправлению должно стать потребностью у студента при этом ключевыми задачами должны выступить ценностные ориентации гуманистического характера и овладение этими способностями возможно только в общении с другими людьми. Наши исследования по ранжированию ценностных ориентаций, подтвердили результаты многих специалистов о переориентации современного студенчества с общественных идеалов на индивидуальные ценности, падение ценностей, направленных на патриотизм, гражданственность, любовь к Родине. Для многих студентов важны ценности субъективного характера - материальная обеспеченность, наличие друзей, любовь, но при этом они не всегда уверены в завтрашнем дне и не знают путей достижения своих целей. А результаты исследований среди студентов, занимающихся научно-исследовательской работой в научном кружке, которые ежедневно общаются, при схожести целей жизни, отмечены уверенность, ответственность, самостоятельность как средства достижения целей [11].

Рассматривая по А.А. Леонтьеву общение как что-то прибавляемое к индивидуальной деятельности, изменяющее её, вносящее в нее элементы социальной обусловленности можно определить межличностные отношения как: деятельность, взаимодействие, общение, контакт.

Для выявления проблем межличностных отношений мы провели опрос по использованию гаджетов среди студентов инженерно-технического института СевероВосточного федерального университета им. М.К. Аммосова (СВФУ), опросом были охвачены 386 молодых людей. Практически 100 % студентов отметили наличие телефонов, ноутбуков для использования в учебных целях, общения с друзьями, «зависания» в социальных сетях, игровых сетях, просмотра фильмов, решения финансовых, платежных вопросов, получения всевозможных услуг, покупок и т. д., 36 % из них отметили, что имеют гаджеты последних моделей, это определяет высокий статус среди сверстников, уважение. По времени обращения молодых людей со смартфонами выявлено следующее: 8 % - посвящают от 16 до18 часов, 47 % - отмечают 10-16 часов, 32 % - отдают 6-10 часов, и только 13 % - менее 6 часов и то в силу каких-то причин, обстоятельств и желали бы увеличить это время. При этом, многие отметили, что «живое» общение с преподавателями, с однокурсниками, совместная деятельность для достижения каких-то целей учебного, общественного характера они считают необходимым, и эмоционально востребованным.

Межличностные отношения развиваются в динамике - зарождаются, закрепляются и достигают определенной зрелости начиная со знакомства, затем они могут перерасти в приятельские, товарищеские и дружеские отношения. Знакомство осуществляется в зависимости от социокультурных норм общества, в институте знакомство начинается с учебных групп, куда попадает студент первого курса. За этапом знакомства должна быть сформирована готовность к межличностным отношения, то есть должны быть установлены приятельские отношения, затем должно происходить сближение взглядов, общие интересы, поддержка, помощь друг другу в различных вопросах, установление товарищеских отношений. Высшим уровнем межличностных отношений в студенческие годы становится дружба.

В целях определения развития динамики межличностных отношений в учебных группах на этапе знакомства, мы провели опрос среди студентов первых курсов, в опросе участвовало 189 студентов первых курсов инженерно-технического института (опрос проводился на начало учебного года в течение двух лет - 2018, 2019 годы), результаты опроса приведены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты опроса на этапе знакомства среди студентов первого курса

№ Вопросы Да Нет Не интересовался, (не замечал, не знаю, иногда)

1 Всех ли студентов группы вы знаете по имени и фамилии? 55 % 15 % 30 %

2 Здороваетесь ли со всеми заходя в группу? 60 % 30 % 10 %

3 Если у вас друзья в группе? 18 % 61 % 21 %

4 Общаетесь ли вы с однокурсниками вне учебного заведения? 34 % 56 % 10 %

5 Есть ли лидер в вашей группе? 15 % 62 % 23 %

6 Есть ли интерес, увлечение, объединяющее вас, кроме учебы? 31 % 45 % 24 %

7 Есть ли желание посещать всей группой театры, музеи, кино, каток и т. д.? 45 % 25 % 30 %

8 Сможете ли вы поделиться с одногруппниками о ваших проблемах и попросить помощи? 8 % 48 % 44 %

9 Мешает ли сплочению группы наличие микрогрупп, объединяющихся по каким-либо признакам (городские, общежитские, сельские и т. д.) 49 % 15 % 36 %

10 Умеешь ли высказывать свое мнение при всех в группе, если оно даже отлично от других? 23 % 65 % 12 %

11 Вас однокурсники раздражают и вам нравится быть одному? 12 % 67 % 21 %

№ Вопросы Да Нет Не интересовался, (не замечал, не знаю, иногда)

12 Вам приятнее посидеть с гаджетом, чем общаться с людьми? 58 % 18 % 24 %

13 Куратор имеет объединяющую роль среди студентов группы? 56 % 15 % 29 %

14 Проявляете ли вы инициативу для знакомства с новыми людьми? 16 % 60 % 24 %

15 Вам хотелось бы диалога, общения, непосредственного контакта с преподавателем при освоении нового материала? 75 % 15 % 20 %

На этапе знакомства, в учебной группе студенты должны знать друг друга по имени, фамилии, опрос показал, что чуть больше половины студентов 55 % знают друг друга, 30 % студентов не интересуются именем однокурсников. Не у всех установлены социокультурные нормы, в виде ежедневного приветствия. Больше половины студентов на первом курсе не поддерживают дружеских отношений, не признают лидера в группе, при этом чуть меньше половины готовы к формированию общих интересов, общей деятельности, еще 30 % при организации мероприятий возможно были бы открыты к совместным действиям. Категорических противников объединяющей общественной жизни группы всего 25 %. В группах наблюдается повышенное недоверие друг другу, всего 8 % готовы поделиться со своими проблемами, 48 % категорически отрицают эту возможность, но при этом 44 % студентов не знают, возможно они могли бы стать откровенными при адекватных межличностных отношениях. Большинство студентов 65 % первого курса признаются, что не умеют высказывать свое мнение, особенно если оно отлично от других, практически не умеют проявлять интерес и инициативу к знакомству. Большинство студентов 58 % готовы отводить больше времени общению со своим гаджетом. При всем этом, студенты первого курса не наблюдают раздражения, неприязни друг другу, они надеются на куратора, как на объединяющую силу в сплочении группы, также студенты отмечают необходимость взаимодействия и личностного контакта с преподавателями учебных дисциплин, при усвоении предмета. Таким образом, несмотря на предпочтение «цифры» современной молодежью, студенты первого курса на этапе знакомства проявляют готовность к дальнейшим межличностным отношениям в вузе и при этом создание доверительной среды, формирование положительного эмоционального отношения отводится воспитательной функции со стороны преподавателей, кураторов.

Для выявления готовности или неготовности к межличностным отношениям на этапе приятельских отношений, был проведен простой опрос среди 87 студентов 2 курсов, о готовности к совместной реализации научного или практического проекта, о готовности к взаимопомощи в учебе, к совместным посещениям культурно-развивающих мест, туристических походах. Ответ студентов был положительным, практически 85 % обозначили готовность взаимодействия по предложенным направлениям, только 15 % категорически отметили невозможность. Но из этих готовых к взаимодействию по предложенным направлениям, 35 % студентов отметили готовность участия в реализации проекта, но не готовность участия в разработке проектов, в силу отсутствия времени. Из числа студентов, положительно ответивших о готовности к взаимопомощи в учебе, 40 % из них предпочли бы, чтоб помогали ему, а не он. Совместные посещения театров, музеев, выставок также вызывают сомнения у 28 % студентов, из-за различных интересов, предпочтений, вкусов. Совместные туристические походы 38 % студентов сочли невозможным в силу отсутствия навыков жизни в походных условиях (установка палатки, разжигание костра, готовка еды и т. д.), из-за отсутствия комфортных условий, опасности для жизни. Таким образом, несмотря на готовность к приятельским межличностным отношениям на втором курсе учебы, студенты проявляют инертность, лень, эгоизм, недоверие, что при отсутствии воспитательного воздействия, межличностных отношений с преподавателями может не лучшим образом повлиять на профессиональное саморазвитие и самореализацию в дальнейшем.

Для рассмотрения характера межличностных отношений в группах старших курсов мы использовали методику «^-сортировка» Вильяма Стефансона. Тест предназначен для изучения представлений человека о себе и позволяет определить шесть основных тенденций поведения студента в группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие «борьбы», непринятие «борьбы», тест позволяет сделать взаимооценку о себе в сравнении с мнением каждого внутри группы [12]. В тестировании участвовали 176 студентов 12 учебных групп 3, 4 курсов, им предлагались 60 пунктов утверждений или названия свойств личности и на которые они должны были ответить «да», если утверждения или свойства соответствуют его представлению о себе, как члене данной конкретной группы. Ответ «нет» если убеждения и свойства личности противоречат его представлению. Ответ «сомневаюсь» нежелателен и возможен только в исключительных случаях. Используя ключ утверждений, и небольшой математический расчет мы взяли средние показатели утверждений, из десяти предлагаемых по каждой тенденции. Обработанные результаты тестирования представлены в диаграмме по усредненным утверждениям всех ответов (рис. 1).

Результаты теста '^-сортировка"

Избегание "борьбы" 9,9

Принятие "борьбы" 2 2

Необщительность 8,8

Общительность

Независимость 9,1

Зависимость ^ 2

0 2 4 6 8 10 12

Рисунок 1. Динамика основных тенденций поведения студентов в группе

Результаты тестирования, согласно интерпретации авторов теста, можно рассмотреть следующим образом, если количество ответов «да» оказывается равным количеству положительных ответов по противоположным тенденциям это возможно указывает на наличие внутреннего конфликта личности, истинность этого положения можно анализировать в совокупности с другими личностными качествами. Повышенная зависимость (9,3 утверждений в среднем из числа опрошенных), определена как внутреннее стремление студентов к принятию групповых стандартов социальных и морально этических ценностей, сопряжена с уступчивостью, пассивным подчинением, доверчивостью. Противоположная зависимости, тенденция независимости (9,1) характеризуется уверенностью в себе, требовательностью, скептицизмом, отрицанием групповых норм, противопоставлением себя лидеру, стремлением к лидерству, независимость студентов в тестированных группах также высока. Тенденция к общительности, также не маленький показатель (8,4) свидетельствует о контактности, открытости, стремлении образовывать эмоциональные связи, как в своей группе, так и за ее пределами. Тенденция к необщительности все же ненамного, но выше (8,8), она выражается в стремлении «уходить» от контактов, эмоционального общения, такой человек не проявляет дружелюбия и эмоционального сопереживания к другим и от других не ожидает сочувствия, соучастия и поддержки. Тенденция к принятию борьбы (3,2), рассматривается как активное стремление личности участвовать в жизни группы, стремится к более высокому статусу в системе межличностных отношений и нередко, путем манипуляций другими людьми, но показатели по этим утверждениям у наших студентов низкие. Тенденция избегания борьбы (9,9), свидетельствует о стремлении уйти от взаимодействия, сохранить нейтральную позицию

https:// mir-nauki. com

в конфликтной ситуации, в спорных вопросах, склонность к компромиссным решениям. Каждая из тенденций имеет внутреннюю и внешнюю характеристику, в связи с этим ответы могут быть истинными, внутренне присущими личности, а возможно внешними, скрывающими истинную характеристику личности. Но несмотря на допустимые погрешности тестирования, мы склонны рассматривать результаты тестирования таким образом, что наличие высоких показателей по тенденциям: независимости, необщительности, избегания борьбы указывает на существующую проблему межличностных отношений. В показателях этих тенденций обозначены отсутствие доверия, отрицание групповых норм, закрытость от других, уход от взаимодействия, отсутствие поддержки друг друга - все это не способствует укреплению товарищеских межличностных отношений. Дружеские межличностные отношения в студенческие годы должны сопровождаться интенсивными контактами, психологической насыщенностью, совместными действиями, общениями, эмоциональными сопереживаниями. Опрос среди студентов выпускных групп о приобретении друзей за студенческие годы показал, что близких друзей приобрели всего 15 % студентов, приятельские отношения поддерживают около 40 % студентов. Межличностные отношения интегрируют в себе психологические свойства личности и касаются разных уровней организации личности, в связи с этим полностью раскрыть человеческие отношения невозможно, тем не менее, для диагностики межличностных отношений существуют различные методики, которые позволяют проследить развитие межличностных отношений путем познания субъективного мира человека.

Таким образом, дефицит межличностных отношений современного студенчества в век цифровизации не вызывает сомнений и требует новых подходов в организации условий для воспитательного воздействия для социализации молодых людей и формирования межличностных отношений. Задача высшей школы сегодня заключается в подготовке специалистов, готовых к выполнению особых функций в будущем, специфически преломляющихся в сфере общения, формирование межличностных отношений способствует профессиональному саморазвитию, самоактуализации и самореализации. В современных вузах должны быть созданы условия для развития межличностных отношений на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях. Необходимо учитывать при этом, что межличностный механизм функционирует и в процессе взаимодействия студента со значимыми для него лицами, в вузах значимые люди это конечно профессорско-преподавательский состав, кураторы из их числа, руководители научно-исследовательских работ и т. д.

Выполненные нами эмпирические исследования в отдельно взятом техническом институте могут быть дополнением для констатирования того факта, что внедрение цифрового образовательного пространства, с одной стороны, веление времени, цифровая компетенция становится абсолютным условием для любого вида деятельности. С другой стороны, учитывая сокращение жизненного цикла инженерных профессий, в связи со стремительным развитием технологий, приборов, устройств для выпускников технических вузов на высоком уровне должна быть сформированность лидерских, организаторских, конкурентоспособных качеств, способность взаимодействия со смежными профессиями. При этом фундаментом личности будущего профессионала в условиях цифровизации могут выступать такие характеристики личности, как направленность, компетентность, гибкость, они являются формой проявления творческого потенциала, образа мыслей, отношения к общечеловеческим ценностям, отношения к себе, к окружающим. Интеграция характеристики личности молодого человека возможна только в условиях взаимодействия - в деятельности, в общении со сверстниками, с преподавателями, с профессионалами, в преодолении противоречий в межличностном отношении. Рассмотренная проблема требует дальнейших исследований, всестороннего внимания педагогов и психологов, разработки педагогических технологий, методики, модели для развития межличностных отношений студенческой молодежи, в условиях цифрового века.

ЛИТЕРАТУРА

1. Халин В.Г., Чернова Г.В. Цифровизация и ее влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски / В.Г. Халин, Г.В. Чернова // Управленческое консультирование. - 2018. - №10. - С. 46-63.

2. Рудской А.И., Боровков А.И., Романов П.И., Колосова О.В. Пути снижения рисков при построении в России цифровой экономики. Образовательный аспект // высшее образование в России. - 2019. - Т.28. №2. - С. 9-22.

3. Богословский В.И., Бусыгина А.Л., Аниськин В.Н. Концептуальные основы высшего образования в условиях цифровой экономики // Самарский научный вестник, 2019. Т.8. №1 (26) [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.m/article/n/kontseptualnye-osnovy-vysshego-obrazovaniya-v-usloviyah-tsifrovoy-ekonomiki/viewer, свободный.

4. Петрова Н.П., Бондарева Г.А. Цифровизация и цифровые технологии в образовании // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - №5 (78). - С. 353355.

5. Стрекалова Н.Б. Риски внедрения цифровых технологий в образовании // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019. Т.25. №2. 8488. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0445-2019-25-2-84.88.

6. Агамирзян И.Р., Крук Е.А., Прохорова В.Б. Некоторые современные подходы к инженерному образованию // Высшее образование в России. - 2017. - №11. - С. 43-48.

7. Вчерашний П.Н., Гафура Н.В., Румянцев М.В., Осипенко О.А. Инженерное образование: Смена формата // Высшее образование в России. - 2016. - №8/9 - С. 15-21.

8. Кастельс М. Власть коммуникации [Текст]: учеб. пособие / М. Кастельс: пер. с англ. Н.М. Тылевич; под науч. ред. А.И. Черных; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - 2016. - 564. [4] c.

9. Емелин В.А. Идентичность в информационном обществе. Монография. - М.: Издательство «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2018. - 360 с.

10. Лазаревич А.А. Глобальное коммуникационное общество / А.А. Лазаревич. -Минск: Белорусская наука, 2008. - 350 с.

11. Варламова Л.Д. Формирование ценностных ориентаций студентов технического вуза в условиях деятельности научного кружка // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №6, https://mir-nauki.com/PDF/08PDMN618.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

12. Истратова О.Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. - Изд. 10-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 375[1] c.: ил. -(Психология).

https:// mir-nauki. com

Varlamova Liubov Dmitrievna

North-eastern federal university M.K. Ammosov, Yakutsk, Russia

E-mail: varlamova.lyubov@list.ru

Problems of interpersonal relations of students of a technical university in a digitalized society

Abstract. The article considers the introduction of digitalization in all spheres of human life as a justification, and notes the globality and irreversibility of this process. Within the framework of the studied problem, the fundamental nature of the ongoing changes is indicated, the positive aspects and risks associated with the introduction of global digitalization are noted. The relevance of the article is associated with new approaches and requirements for the training of engineers. Digitalization of industrial processes requires engineers of a new type, able to organize the interaction of subsystems of the latest technology, understanding the features of technology development, concentration and management of information overload, has analytical abilities to solve problems, creative skills of practical thinking, creativity in resolving situations, in interaction with related professions. Interpersonal relationships are fundamental for the development of personality and are an integral part of the interaction, the relationship between people. The article presents the results of empirical studies at the ascertaining stage, which to some extent prove the existing problems of interpersonal relations among first-year students at the stage of acquaintance, the tendency to independence, lack of communication, avoidance of struggle among senior students, which indicates the existing problem of interpersonal relations. The author hopes that the conducted research can be an addition to stating the fact that the introduction of digital educational space creates certain problems in interpersonal relations, which is the Foundation of personal development and the issue requires the full attention of researchers of pedagogy and psychology.

Keywords: digitalization; risks; engineering education; personality; interpersonal relations; interaction; communication

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.