Научная статья на тему 'Доверие в структуре психологической безопасности личности'

Доверие в структуре психологической безопасности личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1137
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ДОВЕРИЕ / СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ / ВНУТРЕННИЕ РЕСУРСЫ ЛИЧНОСТИ / БЕЗОПАСНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ / PSYCHOLOGICAL SECURITY OF THE INDIVIDUAL / TRUST / STRUCTURE OF PSYCHOLOGICAL SECURITY / PSYCHOLOGICAL SECURITY / INTERNAL RESOURCES OF THE INDIVIDUAL / SAFETY OF THE SOCIAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Смык Юлия Викторовна

Статья посвящена проблеме психологической безопасности личности и роли доверия в структуре этого феномена. Автор придерживается субъектного направления в трактовке психологической безопасности личности, рассматривает совокупность внутренних индивидуально-психологических особенностей человека как мощный ресурс, позволяющий личности преодолевать различного рода неблагоприятные воздействия социальной среды для обеспечения собственной безопасности. В статье проанализированы различные субъектные факторы психологической безопасности личности, выделяемые в психологических исследованиях: психологическая защищенность, жизнестойкость, рефлексия и другие. Отдельно рассматривается доверие как базовый компонент личности, непосредственно связанный с успешным преодолением трудностей и обретением личностью чувства психологической безопасности. Доверие является психологическим образованием, формирующимся в межличностных отношениях. Доверие обеспечивает понимание личностью себя и других, существенно расширяет внутреннее пространство безопасности личности. В статье проанализированы различные подходы к пониманию доверия, сложившиеся в отечественной и зарубежной психологической науке. Постулируется, что доверие, являясь критерием психологической безопасности личности, входит в структуру этого сложного феномена. Доверие относится к личностно-перцептивным характеристикам психологической безопасности, влияет на восприятие и оценку окружающей действительности, прогнозирование развития социальной ситуации, принятие решения и реализацию выбранной поведенческой модели. Статья содержит результаты исследования о влиянии фактора доверия на показатели чувства психологической защищенности подростков в школьной среде. В исследовании показано, что подростки меньше доверяют себе в ситуациях школьного межличностного взаимодействия. Вследствие этого, подростки воспринимают школьную среду как наиболее наполненную угрозами и рисками. Отсутствие состояния доверия приводит подростков к оценке среды как угрожающей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trust in the structure of the psychological security of the personality

The article is devoted to the problem of psychological security of the individual and the role of trust in the structure of this phenomenon. The author adheres to the subjective direction in the interpretation of the psychological security of the individual, considers a set of internal individual psychological characteristics of a person as a significant resource that will allow an individual to overcome various adverse effects of the social environment for provide their own security. Various subjective factors of psychological security of a person, identified in psychological studies, are analyzed in the article. It is psychological security, resilience, reflection and others. Trust is considered separately, as a basic component of personality, directly related to the successful overcoming of difficulties and finding a person's feeling of psychological security. Trust is a psychological entity that is formed in interpersonal relationships. Trust provides an understanding of the personality of themselves and others, significantly expands the internal space of the security of the individual. Different approaches to understanding trust, established in domestic and foreign psychological science are analyzed in the article. It is postulated that trust, being a criterion of the psychological security of a person, is included in the structure of this complex phenomenon. Trust refers to the personality-perceptual characteristics of psychological security, affects the perception and assessment of the surrounding reality, forecasting the development of the social situation, making decisions and implementing the chosen behavioral model. The article contains the results of a study on the influence of the trust factor on the indicators of the psychological defenses of adolescents in the school environment. The study showed that adolescents trust themselves less in situations of school interpersonal interaction. As a result, the children perceive the school environment as the most filled with threats and risks. Lack of trust force teenagers evaluate the environment as threatening.

Текст научной работы на тему «Доверие в структуре психологической безопасности личности»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki. com

2019, №1, Том 7 / 2019, No 1, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-1-2019.html

URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/12PSMN119.pdf

Статья поступила в редакцию 10.01.2019; опубликована 28.02.2019

Ссылка для цитирования этой статьи:

Смык Ю.В. Доверие в структуре психологической безопасности личности // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №1, https://mir-nauki.com/PDF/12PSMN119.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Smyk Iu.V. (2019). Trust in the structure of the psychological security of the personality. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 1(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/12PSMN119.pdf (in Russian)

УДК 159.96 ГРНТИ 15.41.21

Смык Юлия Викторовна

ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», Иркутск, Россия Доцент кафедры «Психологии образования и развития личности» Кандидат психологических наук, доцент E-mail: smyk.75@mail.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0002-6567-5151 РИНЦ: https://elibrary. ru/author_profile.asp?id=439044

Доверие в структуре психологической безопасности личности

Аннотация. Статья посвящена проблеме психологической безопасности личности и роли доверия в структуре этого феномена. Автор придерживается субъектного направления в трактовке психологической безопасности личности, рассматривает совокупность внутренних индивидуально-психологических особенностей человека как мощный ресурс, позволяющий личности преодолевать различного рода неблагоприятные воздействия социальной среды для обеспечения собственной безопасности.

В статье проанализированы различные субъектные факторы психологической безопасности личности, выделяемые в психологических исследованиях: психологическая защищенность, жизнестойкость, рефлексия и другие. Отдельно рассматривается доверие как базовый компонент личности, непосредственно связанный с успешным преодолением трудностей и обретением личностью чувства психологической безопасности. Доверие является психологическим образованием, формирующимся в межличностных отношениях. Доверие обеспечивает понимание личностью себя и других, существенно расширяет внутреннее пространство безопасности личности.

В статье проанализированы различные подходы к пониманию доверия, сложившиеся в отечественной и зарубежной психологической науке. Постулируется, что доверие, являясь критерием психологической безопасности личности, входит в структуру этого сложного феномена. Доверие относится к личностно-перцептивным характеристикам психологической безопасности, влияет на восприятие и оценку окружающей действительности, прогнозирование развития социальной ситуации, принятие решения и реализацию выбранной поведенческой модели.

Статья содержит результаты исследования о влиянии фактора доверия на показатели чувства психологической защищенности подростков в школьной среде. В исследовании

показано, что подростки меньше доверяют себе в ситуациях школьного межличностного взаимодействия. Вследствие этого, подростки воспринимают школьную среду как наиболее наполненную угрозами и рисками. Отсутствие состояния доверия приводит подростков к оценке среды как угрожающей.

Ключевые слова: психологическая безопасность личности; доверие; структура психологической безопасности; психологическая защищенность; внутренние ресурсы личности; безопасность социальной среды

Проблематика безопасности личности обсуждается сегодня многими представителями различных областей науки. И на первый план выходят вопросы не столько социальной, экологической или экономической безопасности личности, сколько вопросы психологической ее защищенности, связанные с возможностью построения личностью глубоких и качественных взаимоотношений с нестабильным быстроизменяющимся окружающим миром. Действуя в неустойчивом социальном пространстве, при принятии решений личность вынуждена ориентироваться не на внешние признаки ситуации или ее когнитивную оценку, а обращаться к базовым личностным, во многом, стихийным собственным психологическим ресурсам. Таким ресурсом для личности становится доверие, принадлежащее к числу фундаментальных и важнейших психических состояний человека, возникающее в «круговороте общения» [1, с. 11], и превращающееся в установку, определяя отношение человека к себе и к миру, обнаруживая себя в оценке опасности или безопасности социума как пространства для личностной активности. Рассмотрение в едином научном поле двух различных психологических феноменов: психологической безопасности и доверия, и будет являться целью данной статьи.

Традиционно в отечественной психологии психологическая безопасность личности определяется как «состояние окружающей среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психологическое здоровье включенных в нее участников» [2, с. 34]. Подобная трактовка исходит из внешнего по отношению к личности понимания психологической безопасности.

Однако, в последнее время, в отечественной психологической науке в понимании психологической безопасности оформляется субъектное направление, рассматривающее человека в качестве активного, самостоятельного деятеля по обеспечению собственной психологической безопасности. Именно человек (субъект) с совокупностью своих индивидуально-психологических особенностей, системой взглядов и специфичным отношением к миру создает определенный ресурс, потенциал, совокупность возможностей, которые помогают, или помогут в будущем, преодолевать различного рода неблагоприятные воздействия для обеспечения личной безопасности [3].

Психологи в рамках субъектного направления обращаются к разнообразным психическим свойствам, способным стать основой личностного потенциала, обеспечить готовность личности к преодолению жизненных трудностей и собственной безопасности.

Так, в современных исследованиях трактовку психологической безопасности можно встретить через определение защищенности личности, положительного эмоционального переживания и осознание возможности удовлетворения базовых потребностей, открытость и своеобразный уровень равновесия и нравственного развития [4]. По мнению И.А. Баевой и

Н.Н. Баева, психологическая защищенность содержит некоторые особенности человека, приближающие его к достижению устойчивости для преодоления трудностей [5]. Сформированная внутренняя психологическая защищенность представляет для человека ресурс преодоления отрицательных воздействий.

В структуре психологической защищенности выделяют внутренний психологический потенциал личности и внешний (социальный), как реальные социальные обстоятельства и отношения внутри которых личность действует и существует. Развитый внутренний личностный компонент используется человеком для гармонизации внешнего, даже не всегда благоприятного, социального компонента.

В качестве внутренних ресурсов личности, способных обеспечить ее психологическую безопасность и нивелировать многие угрозы социальной среды, психологи рассматривают также следующие [6]:

• Чувство принадлежности к группе, ощущение себя членом группы с собственной позицией и статусом.

• Адекватная самооценка, как осознание и принятие личных проблем.

• Реалистичный уровень притязаний, как адекватная оценка своих возможностей и способов их достижения.

• Склонность к надситуативной активности, как способность видеть нетипичные пути достижения целей.

• Адекватная атрибуция ответственности, как способность нести ответственности перед людьми за свои поступки и обещания.

• Отсутствие повышенной тревожности, страхов, как способность осуществлять самоконтроль и саморегуляцию собственных состояний.

Юдин Н.В. в качестве базового компонента личности, непосредственно связанного с успешным преодолением трудностей, рассматривает жизнестойкость [7]. Собственные исследования и исследования коллег позволяют к ресурсному потенциалу безопасности личности относить личностные ценности, как инструменты, проявляющиеся в условиях ситуации и отражающие индивидуальный опыт человека [8; 9]. В исследованиях В.Ю. Дударева, И.Н. Семенова, А.В. Молокоедова и других авторов критериями безопасности личности, обеспечивающими внутреннее ощущение защищенности в конкретной жизненной ситуации, называются механизмы рефлексии [3; 10]. Развитая рефлексия, являясь интегративным многофункциональным свойством позволяет личности сохранять психологическую устойчивость и сопротивляться неблагоприятным воздействиям.

Таким образом, в исследованиях многих психологов рассматриваются множественные индивидуально-психологические особенности личности, способные обеспечить ее защищенность, адекватность реакций в ситуации угрозы, готовность к распознаванию, предвидению и уклонению от опасностей.

Дополняя множественные субъектные факторы психологической безопасности личности, считаем необходимым отметить еще одно психологическое образование - доверие, способное существенно расширить внутреннее пространство безопасности личности. Тем более, что доверие является переходным звеном между личностным внутренним содержанием и продуктивными межличностными отношениями человека, делает доступным для него понимание себя и других, позволяя ощущать психологическую безопасность. Поэтому полагаем, что доверие как критерий психологической безопасности личности органично вписывается в структуру этого сложного феномена.

С точки зрения структурной наполненности психологическая безопасность личности представляет собой сложно структурированную систему психических процессов, которую составляют [11, с. 107]:

• темпераментально-характерологические черты;

• направленность на безопасность по отношению к себе, другим людям и окружающей действительности;

• компетентность в области психологической, социальной, профессиональной безопасности;

• личностные характеристики, составляющие гибкость (интеллектуальную, эмоциональную, поведенческую), проявляющуюся, с одной стороны, в способности личности сохранять устойчивость (стабильность) в среде с психотравмирующими воздействиями, в сопротивляемости деструктивным внутренним и внешним воздействиям, с другой - проявлять эмоциональную экспрессивность, интеллектуальную, поведенческую вариативность, определяющую наилучшую позицию субъекта в конкретных средовых условиях;

• самосознание: самопознание (характеристики безопасной личности), самоотношение (адекватная самооценка), саморегуляция (уравновешенность).

Исходя из этого, психологическая безопасность представляет собой интегральное образование, обусловленное сочетанием личностно-характерологических и личностно-перцептивных особенностей.

В этой связи психологическое понимание доверия, позволяет относить его к личностно-перцептивным характеристикам, формирующимся в процессе социализации, создающим основу поведенческой активности личности и ее восстановительных ресурсов в случае возникновения трудностей.

Психологами всегда подчеркивались межличностные, коммуникативные корни доверия. Одним из первых проблематики доверия коснулся Э. Эриксон, рассматривая доверие как чувство (базовую установку) уверенности и внутренней определенности, выходящее из качества материнской заботы и позволяющее человеку воспринимать окружение как надежное и предсказуемое [12]. Согласно Э. Эриксону в разрешении дилеммы базового доверия и недоверия к окружающему миру субъект опирается на качество первичных отношений с матерью. И в дальнейшем, материнско-детские отношения выступают основой фундаментальной социальной доверительной (недоверительной) установки личности, определяющей развитие всех других видов ее отношений к миру, себе и другим.

В рамках когнитивного подхода доверие определяется как осознание человеком собственной уязвимости или риска, которые возникают в результате неопределенности мотивов, намерений и ожидаемых действий со стороны людей. Данная позиция отражена в работах Д. Левиса, С. Робинсона [12].

Дж. Роттер определял доверие в человеческих взаимоотношениях как «обобщенные ожидания человека относительно того, насколько можно положиться на слова, обещания, высказанные или письменные заявления другого человека или группы людей» [13, с. 87]. С точки зрения Дж. Роттера, доверие позволяет предсказывать поведение (интеракции) людей и является важной социальной характеристикой для выживания цивилизации.

Японский социолог Т. Ямагиши настаивает на связи доверия с представлениями о мотивах и установках потенциального партнера. С доверием тесно связано ожидание намерений действий другого, с оценкой надежности его личности. Э. Ульман-Маргалит,

рассматривая доверие, обозначает его как «уверенность в безопасности», которая достигается возможностью внешнего контроля и системой внутренней саморегуляции [14].

В целом, для зарубежной психологии свойственно осмысление феномена доверия через установки или системы установок по отношению к социальному миру и к самому себе. «Ожидания» - это маркер доверия в зарубежных концепциях.

Современные исследования доверия в зарубежной психологии сконцентрированы на изучении доверия в информационной среде. Так, исследования Butler L.P., Schmidt M.F.H. и других показали низкий уровень доверия детей к онлайновой информации, в оценке которой они проявляют достаточную долю критичности [15]. Также зарубежные исследования направлены на поиск новых маркеров межличностного доверия. В частности, Liberman Z. и Shaw A. в качестве маркера доверия использовали обмен детей секретами. Их исследование показало, что дети понимают социальную значимость обмена секретами (доверия) и используют этот феномен для построения важных прогнозов о социальном мире [16].

Отечественные психологи доверие наполняют другим содержанием. В работах Б.Ф. Поршнева доверие рассматривается как исходное психологическое отношение между людьми [17]. Бендюков М.А., Кедич С.И., Саврилова Н.С. определяют доверие в большей степени как рассудочный, нежели эмоциональный, феномен: «...результат рассудочной деятельности и оценки прошлого опыта взаимодействия, чем эмоциональных процессов и «чувства знания», понимаемого как компонент аттитюда...» [18, с. 88].

По В.П. Зинченко «...доверие может рассматриваться в рамках нашей собственной психической сферы», но доверие также организует «взгляд со стороны» на мир или на себя, существуя в рамках единой личности внутри системы «Я - второе Я» [1, с. 127].

Исходя из этого, можно выделить несколько важных личностно-перцептивных функций доверия, определяющих его организующее начало в обеспечении психологической безопасности личности:

• формирует восприятие и отношение личности к миру;

• определяет ожидания действий со стороны окружающих;

• регулирует взаимодействия в системе совместной деятельности;

• принимает участие в оценке прошлого опыта взаимодействия.

Представленная в исследованиях Н.С. Ефимовой уровневая организация психологической безопасности личности позволяет поэтапно проследить функции доверия в ее обеспечении (рис. 1) [19]. Можно видеть, что в механизме формирования и развития процесса психологической безопасности личности большую роль играет фактор доверия, детерминирующий поведение человека в различных ситуациях. В частности, фактор доверия активно проявляет себя при реализации второго и третьего уровней психологической безопасности, связанных с восприятием и оценкой окружающей действительности. В ситуации необходимости оценки и анализа окружающей действительности личность склонна опираться на свои базовые представления, порождаемые наличием или отсутствием сформированных доверительных отношений с миром. Прогнозирование безопасного будущего также будет преломляться через фильтр доверия, возможность оценивать личность и действия другого человека как доверительные. И наконец, окончательное принятие решения и реализация выбранной поведенческой модели также не обойдется без доверительной направленности в отношении себя и другого человека.

Рисунок 1. Уровневая организация психологической безопасности личности (по Л.Н. Шлыковой)

Таким образом, психологическая безопасность личности определяется особенностями индивидуального осмысления действительности. Выбор поведения и оценка ситуации личностью как опасной или безопасной продиктованы субъективными представлениями человека, которые, в свою очередь, детерминированы сформировавшимся чувством доверия (недоверия) человека к миру, в целом, и конкретной ситуации, в частности.

Представленные положения легли в основу нашего эмпирического исследования, направленного на доказательство гипотезы о влиянии фактора доверия на показатели чувства психологической защищенности подростков в школьной среде. Исследование проводилось в г. Ангарске Иркутской области. В исследовании приняли участие 67 подростков 14-15 лет.

Используя методику Т.П. Скрипкиной «Оценка доверия к себе», методику Дж. Роттера «Шкала межличностного (социального) доверия», адаптированную С.Г. Достоваловым [20] и метод анкетирования для дополнительной оценки показателей доверия и психологической безопасности подростков в школе, мы пришли к следующим результатам: соотношение между степенью доверия к себе в разных сферах у участников исследования является различным. Высокие показатели доверия к другим людям продемонстрировали лишь 26,3 % подростков, низкие - 34,8 %. Наиболее высокие показатели доверия к себе у подростков выявлены в следующих социальных сферах: отношения с друзьями (62,3 %), сфера бытовых проблем (67,2 %), сфера досуга (54,7 %). В рамках этих взаимоотношений подростки чувствуют себя достаточно комфортно, доверяют тому опыту, который у них имеется, способны успешно разрешать различные ситуации и преодолевать определенные трудности. Недостаточную степень доверия себе подростки обнаруживают в области интеллектуальной деятельности (45,2 %), в отношениях с вышестоящими по статусу людьми-педагогами (32,6 %), в отношениях с противоположным полом (42,2 %). Таким образом, можно заключить, что именно в школьном окружении, в ситуациях школьного межличностного взаимодействия подростки меньше всего доверяют себе, с сомнением делают выбор, не чувствуют самостоятельности. И это при том, что школьная микросреда является для подростков наиболее знакомым, естественным и достаточно предсказуемым местом общения.

Данные, полученные путем анкетирования, дополняют картину: 58 % подростков в ситуации трудностей доверяют матери, и только 34 % склонны за поддержкой обратиться к

отцу. Учитывая этот факт, можно констатировать, что большая часть подростков не воспринимает мужчину, своего отца, как «защитника», способного выполнять функции обеспечения безопасности близких. Эти результаты поднимают множество вопросов о роли отца в семье, его способности обеспечивать и формировать чувство безопасности ребенка, участвовать в поддержке его защищенности.

Говоря об оценке подростками безопасности школьной среды, стоит отметить, что школьная среда (в большей степени чем семья) оценивается и воспринимается ими как сфера, наиболее наполненная угрозами и рисками. В качестве школьных рисков для 54,7 % подростков выступают ситуации межличностного общения с педагогами, возможность педагогов к демонстрации властных отношений в ситуации оценки, поощрения/наказания, разрешения. Именно в этих отношениях подростки испытывают низкую степень доверия к себе, и, как следствие, отсутствие личностных ресурсов для разрешения противоречий и трудностей. В качестве рисков безопасности социальной среды 38,3 % подростков отмечают компьютер, тем самым, указывая на вопросы информационно-психологической безопасности школьника. 46,2 % подростков указывают на проблемы в области межличностных отношений со сверстниками, в том числе, 11,3 % отмечают возможность переживания одиночества в этих взаимоотношениях.

Обращает на себя внимание тот факт, что 17,8 % подростков в качестве ресурса для обеспечения безопасности в различных ситуациях социального взаимодействия отмечают доверие к себе, доверие к окружающим, способное существенно улучшить способность ориентироваться и принимать решения для выстраивания полноценных отношения с окружающим миром.

Итак, полученные результаты свидетельствуют о том, что фактор доверия участвует в поддержании ощущения психологической безопасности развивающейся личностью. Отсутствие состояния доверия приводит подростков к оценке среды как угрожающей. Вместе с тем, проведенное исследование ставит в изучении этой проблемы множество вопросов: о роли микросреды, ее субъектов в развитии доверия современных подростков, о механизмах, участвующих в его поддержании.

В целом, психологическая безопасность личности определяется особенностями индивидуального осмысления действительности, содержанием внутренних личностных ресурсов человека, выстраивающего многообразные отношения с современным окружающим миром. Доверие как устойчивый ресурс способно помочь личности ориентироваться на свой опыт, свои внутренние качества и, в соответствие с ними, выстраивать безопасные социальные отношения. Учитывая важную роль доверия в формировании и развитии механизма психологической безопасности личности, его стоит рассматривать как один из структурных личностных компонентов сложного феномена психологической безопасности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зинченко В.П. Психология доверия [Текст] / В.П. Зинченко. - Самара: Изд-во СИОКПП, 2001. - 104 с.

2. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании [Текст] / И.А. Баева. -СПб.: Изд-во «Союз», 2002. - 271 с.

3. Молокоедов А.В. Психологическая безопасность личности. Основы комплексного анализа [Текст] / А.В. Молокоедов, И.М. Слободчиков, С.В. Франц. - М.: Изд-во «Левъ», 2017. - 82 с.

4. Лобанова А.В. Изучение факторов, обеспечивающих психологическую безопасность личности подростков [Текст] / А.В. Лобанова, Л.С. Музыченко // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. - 2012. - №2. - С. 12-18.

https://mir-nauki.com

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11. 12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

Баева И.А. Психологические ресурсы защищенности студентов как показатель психологической безопасности личности [Электронный ресурс] / И.А. Баева, Н.Н. Баев // Психологическая наука и образование. - 2013. - №1. - Режим доступа: http://psyjoumals.ru/psyedu_ru/2013/n1/59061.shtml (доступ свободный). Кондратьев М.Ю. Психология отношений межличностной значимости [Текст] / М.Ю. Кондратьев, Ю.М. Кондратьев. - М.: Когито-Центр, 2006. - 350 с. Юдин Н.В. Личностные ресурсы психологической защищенности студентов вуза в трудных жизненных ситуациях [Текст] / Н.В. Юдин // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - №98. -С. 317-320.

Смык Ю.В. Ресурсный подход в развитии личности [Текст] / Ю.В. Смык // Материалы Всеросс. науч.-практ. конф. «Педагог-психолог в современном образовании: личностный потенциал и его развитие». - Иркутск: Изд-во Аспринт, 2017. - С. 12-17.

Качимская А.Ю. Безопасность личности в образовании и ее психологическое сопровождение / А.Ю. Качимская // Интернет-журнал «Мир науки». - 2018. - №4. -Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/26PSMN418.pdf (доступ свободный). Дударева В.Ю. Феноменология рефлексии и направления ее изучения в современной зарубежной психологии [Текст] / В.Ю. Дударева, И.Н. Семенов // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2008. - Т.5. - №1. - С. 101-120. Ефимова Н.С. Социальная психология [Текст] / Н.С. Ефимова, А.В. Литвинова. - М.: Юрайт, 2012. - 448 с.

Антоненко И.В. Доверие: социально-психологический феномен [Текст] / И.В. Антоненко. - М.: Социум; ГУУ, 2004. - 320 с.

Фрейджер Р. Теории личности и личностный рост [Текст] / Р. Фрейджер, Д. Фэйдимен. - М.: ОЛМА ПРЕСС, 2004. - 657 с.

Артамонова Я.С. Стабильность экономических отношений и разрушение института доверия (социологический анализ) [Текст] / Я.С. Артамонова // T-Comm - Телекоммуникации и Транспорт. - 2014. - №7. - С. 7-10. Butler L.P. Children's evaluation of verified and unverified claims / L.P. Butler, M.F.H. Schmidt, N.S. Tavassolie, H.M. Gibbs // Journal of Experimental Child Psychology - 2018 - Vol. 176 - Р. 73-83 DOI: 10.1016/j.jecp.2018.07.007.

Liberman Z. и Shaw A. Secret to friendship: Children make inferences about friendship based on secret sharing / Z. Liberman, A. Shaw // Developmental Psychology - 2018 -Vol.54. - Р. 2139-2151 DOI: 10.1037/dev0000603.

Белянин А.В. Доверие в экономике и общественной жизни [Текст] / А.В. Белянин, В.П. Зинченко. - М.: Либеральная миссия, 2010. - 164 с.

Бендюков М.А. Понимание феномена доверия в отечественной психологии [Электронный ресурс] / М.А. Бендюков, С.И. Кедич, Н.С. Саврилова // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Педагогика и психология. - 2016. - №2. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/ponimanie-fenomena-doveriya-v-otechestvennoy-psihologii (доступ свободный).

Ефимова Н.С. Формирование безопасности личности как психолого-педагогическая проблема [Электронный ресурс] / Н.С. Ефимова // Педагогически новости. - 2014. -№1. Режим доступа: http://pedagogicnews.uni-ruse.bg (доступ свободный). Леонова И.Ю. Психометрическая проверка структуры методики «Шкала межличностного доверия» Дж. Роттера в адаптации С.Г. Достовалова и ее модификация [Текст] / И.Ю. Леонова, И.Н. Леонов // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». - 2016. - Т.26. - Вып.2.

С. 93-110.

https://mir-nauki.com

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Smyk Iuliia Victorovna

Irkutsk state university, Irkutsk, Russia E-mail: smyk.75@mail.ru

Trust in the structure of the psychological security of the personality

Abstract. The article is devoted to the problem of psychological security of the individual and the role of trust in the structure of this phenomenon. The author adheres to the subjective direction in the interpretation of the psychological security of the individual, considers a set of internal individual psychological characteristics of a person as a significant resource that will allow an individual to overcome various adverse effects of the social environment for provide their own security.

Various subjective factors of psychological security of a person, identified in psychological studies, are analyzed in the article. It is psychological security, resilience, reflection and others. Trust is considered separately, as a basic component of personality, directly related to the successful overcoming of difficulties and finding a person's feeling of psychological security. Trust is a psychological entity that is formed in interpersonal relationships. Trust provides an understanding of the personality of themselves and others, significantly expands the internal space of the security of the individual.

Different approaches to understanding trust, established in domestic and foreign psychological science are analyzed in the article. It is postulated that trust, being a criterion of the psychological security of a person, is included in the structure of this complex phenomenon. Trust refers to the personality-perceptual characteristics of psychological security, affects the perception and assessment of the surrounding reality, forecasting the development of the social situation, making decisions and implementing the chosen behavioral model.

The article contains the results of a study on the influence of the trust factor on the indicators of the psychological defenses of adolescents in the school environment. The study showed that adolescents trust themselves less in situations of school interpersonal interaction. As a result, the children perceive the school environment as the most filled with threats and risks. Lack of trust force teenagers evaluate the environment as threatening.

Keywords: psychological security of the individual; trust; structure of psychological security; psychological security; internal resources of the individual; safety of the social environment

12PSMN119

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.