Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ 2016, Том 4, номер 4 (июль - август) http ://mir-nauki.com/vol4-4. html URL статьи: http://mir-nauki. com/PDF/39PSMN416.pdf Статья опубликована 01.09.2016 Ссылка для цитирования этой статьи:
Качимская А.Ю. К вопросу о способах психологической защиты детей в современном коммуникативном пространстве // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 4 http://mir-nauki.com/PDF/39PSMN416.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 371 (075)
Качимская Анна Юрьевна
ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», Россия, Иркутск1 Доцент кафедры «Психологии образования и развития личности»
Кандидат психологических наук E-mail: [email protected]
К вопросу о способах психологической защиты детей в современном коммуникативном пространстве
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с нарастанием негативного влияния Интернет-контента на личность и здоровье школьников. Приводятся данные по Иркутской области и образовательным организациям г. Иркутска в рамках изучения пользовательской активности несовершеннолетних информационно-телекоммуникационными ресурсами. Обсуждается необходимость целенаправленного содействия учащимся в обучении их способам психологической защиты от угрожающего негативного воздействия запрещенной и ограниченной к распространению информации. Описываются ведущие психологические угрозы, актуально действующие в коммуникативном пространстве. В статье представлены апробированные варианты психологической защиты личности учащихся и некоторые данные, полученные в рамках прикладного изучения вопросов психологической защиты от медиа угроз в современном коммуникативном пространстве. Критериями оценки результативности стали следующие психологические характеристики личности учащихся: личностная тревожность, конфликтность в отношениях с родителями и одноклассниками и Интернет-аддикция. Полученные автором данные позволяют говорить о наибольшей эффективности такой модели психологической защиты как социально значимое проектирование, специфика которого в данном исследовании состоит в том, что, и реализаторами, и целевой аудиторией проекта являются сами учащиеся. Наименьшую эффективность показал информационный и профилактический обучающий спецкурс для учащихся.
Ключевые слова: психологическая защита личности; психологические угрозы; коммуникативное пространство; Интернет-аддикция
В настоящее время в научных теоретических и прикладных исследованиях все большее место занимают работы, посвященные рассмотрению проблемы психологической безопасности личности. В работах И.А. Баевой [2] мы находим, что психологическая безопасность как научная категория может быть рассмотрена, как минимум, на трех уровнях:
1 664057, г. Иркутск, пр. Жукова, 12-14
1) уровень социума - как характеристика общественной (государственной, национальной) безопасности, которую обеспечивают различные социальные институты;
2) уровень конкретной среды - это семья, профессиональное сообщество, учебные и другие группы;
3) уровень личности - как переживание собственной защищенности или незащищенности от действия психологической угрозы или насилия.
Раскрывая понятие «психологическая безопасность» в рамках его прикладного аспекта, мы вслед за И.А. Баевой [3] и А.Ю. Коджаспировым [5], понимаем такое состояние конкретной среды (образовательной, семейной и проч.), которое свободно от проявлений психологического насилия во взаимодействии всех субъектов образовательных и других отношений и способствует удовлетворению их потребностей в личностно-доверительном общении.
Анализируя исследования, посвященные межличностному взаимодействию, психологической защите, психологии конфликта и психологическому климату, О.О. Андроникова [1] определяет параметр психологической безопасности как фактор необходимый для формирования и развития личности ребенка.
Проблема психологической безопасности и защиты детей в последнее десятилетие не нуждается в обосновании. Рост ее актуальности связан с целым рядом факторов, ведущими среди которых являются увеличение количества несовершеннолетних пользователей информационно-коммуникационных сетей и усиление влияния негативного контента Интернет-среды. По данным, предоставляемым Центром Безопасного Интернета, в России более 10 миллионов школьников активно используют Интернет.
Данные, ежегодно получаемые в ходе социально-психологических исследований, проводимых специалистами Иркутского областного государственного казенного учреждения «Центр социальных и информационных услуг для молодежи», позволяют заключить, что более 85% детей дошкольного возраста пользуются сетью Интернет вместе с родителями; около 50% младших школьников самостоятельно используют ресурсы Интернет; в подростковом возрасте школьники не контролируются родителями в вопросе использования Сети; до 30% школьников иркутских образовательных организаций посещают сайты, содержащие информацию о насилии, порнографии, экстремизме и других социально негативных явлениях. Около 40-45% родителей иркутских школьников занимают воспитательную позицию, согласно которой, родительский контроль за использованием их детьми ресурсов Интернет не считается необходимым, т.к. подобная самостоятельность «готовит детей к взрослой жизни» [8].
Из всего сказанного со всей очевидностью следует мысль о необходимости специальных усилий, со стороны субъектов образовательного пространства, направленных на обеспечение психологической безопасности детей.
В Федеральном законе №436-Ф3 от 29.12.2010 года «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» рассматривается информационная безопасность как состояние защищенности, при котором отсутствует риск причинения вреда здоровью и/или физическому, психическому, нравственному развитию детей. Очевидно, что для достижения такой безопасности в современном коммуникативном пространстве требуются целенаправленные действия всех субъектов образовательных отношений и семьи.
В ряде иркутских школ нами было проведено исследование в течение 2014-2016 гг. (объем выборки составил 2678 школьников), позволяющее сформулировать перечень
доминирующих психологических угроз, актуально действующих в виртуальном коммуникативном пространстве.
1. Сексуальное насилие. Результаты наших исследований свидетельствуют о том, что более 85% школьников в возрасте 10-14 лет знакомы с порнографией и около половины из них целенаправленно отправляли запросы на сайты с порнографическим содержанием. Среди таких активных пользователей до 35% школьников подвергались в сети Интернет сексуальным угрозам.
2. Виртуальные знакомства. Каждый пятый опрошенный в возрасте от 7 до 9 лет и каждый второй в возрасте от 10 до 17 лет имеет неперсонифицированных виртуальных друзей. Из анализа ответов школьников следует, что каждый из них минимум единожды подвергался киберхулиганству, виртуальными контактами с кибермошенниками, киберунижениям представителей экстремистских групп и прочее. Подобные виртуальные варианты буллинга могут осуществляться и через электронную почту, социальные сети и мобильную связь [6].
3. Экстремистские и террористические Интернет-сообщества. Опрос подростковой Интернет-аудитории показал, что до 65% школьников в возрасте 14-17 лет посещают сайты, содержащие материалы террористического и/или экстремистского характера. При этом их родители не знают (ок. 74%), или не расценивают (до 40%) такие действия своих детей как угрозу их физическому, психическому здоровью и полноценному развитию их личности.
4. Пропаганда суицидального поведения и деструктивных религиозных сект. Не менее 40% опрошенных нами школьников отмечают, что принимают на веру те идеи, которые, по их мнению, «грамотно изложены» и проиллюстрированы «научными данными». Под негативное влияние суицидальных сообществ или религиозных сект подростки попадают, как правило, вступая во взаимодействие через просмотр видео или фото-информации, чтение соответствующего материала.
Кроме действия описанных Интернет-угроз, школьники подвергаются риску формирования Интернет-зависимости, которая, как вариант аддиктивного поведения, проявляется в неконтролируемом желании неограниченно долго осуществлять сетевое общение. Интернет-аддикция может проявляться в формах видео и игровой зависимости, в виртуальном общении и веб-серфинге и негативно влияет не только на психическое и физическое самочувствие ребенка, но и нарушает внутреннюю картину здоровья ребенка [7].
Анализ полученных в исследовании данных привел нас к необходимости разработки и реализации способов психологической защиты школьников от информации, несущей угрозу здоровью и развитию личности [4]. В исследовании, проводимом в течение учебного года, принимали участие школьники 9-11 классов трех иркутских школ. Соблюдая принцип конфиденциальности, мы в данной статье используем условное обозначение образовательных организаций.
В школе «А» реализован разработанный нами образовательный спецкурс по медиабезопасности «Психологическая безопасность личности в коммуникативном пространстве», обучение по которому прошли 254 ученика. Цель курса - формирование у школьников навыков ответственного и ценностного поведения в информационной и телекоммуникационной среде. Ее достижение предусматривало:
а) ознакомление старшеклассников с видами Интернет-угроз (видами информации, которая может причинить вред их здоровью), с вариантами негативных последствий влияния такой информации;
б) информирование школьников о каналах распространения запрещенной или ограниченной информации;
в) профилактику Интернет-аддикции у старшеклассников;
г) формирование у учащихся навыков защиты от информационно-телекоммуникационных угроз.
Данный образовательный курс преподавался учащимся 9, 10 и 11 классов в режиме элективного курса в течение всего учебного года. Встречи с учащимися проходили один раз в учебную неделю, длительность каждого занятия определялась одним академическим часом. Занятия в течение первой учебной четверти носили, преимущественно, теоретический характер, занятия, проходившие во второй и третьей четвертях учебного года, были практикоориентированными, а в конце учебного года занятия носили творческий характер и подготавливались самими школьниками.
В школе «В» 289 учащихся и их родители из 347 школьников 9-11 классов (т.е. около 83%), приняли участие в проводившемся в течение учебного года семинаре-тренинге. Совместные занятия для родителей и их детей реализовывались дважды в месяц по подготовленной нами программе «Психологическая защита личности».
Программа тренинга предусматривала теоретический и прикладной блоки, содержание которых было нацелено на формирование у участников адекватных представлений об Интернет-угрозах и роли семьи в обеспечении ответственного поведения детей при использовании ресурсов Интернет. Участники занятий обучались способам организации эффективного семейного межличностного взаимодействия, формирующего основу для доверительного общения в диаде «родитель - ребенок», что является профилактикой неконтролируемого использования ресурсов Сети.
Представляется необходимым отметить, что, если в течение первых занятий родительская активность значительно уступала активности их детей, то к началу второй учебной четверти именно родители контролировали посещение занятий и их длительность. К окончанию учебного года родительская часть участников тренинговых групп выразила желание принимать участие в определении темы следующего занятия, путем формулирования собственных детско-родительских трудностей, используя для этого форму «почтовый ящик».
Школа «С» стала площадкой для реализации комплексного социально значимого проекта, получившего название «ПСИ-Щит». В его реализации на протяжении всего учебного года были задействованы 223 учащихся старших классов. Данный проект предусматривал подготовку и проведение самими старшеклассниками классных часов для учащихся младших и средних классов, посвященных ознакомлению учеников 1 -8 классов с угрозами, распространяемыми через сеть Интернет и способами защиты от них.
В сотрудничестве с классными руководителями и под руководством школьного педагога-психолога, учащиеся 9-11 классов, прошедшие предварительную восемнадцатичасовую подготовку, проводили интерактивные классные часы. В ходе таких занятий и сами старшеклассники-реализаторы проекта, и школьники младших и средних классов (целевая аудитория), не только знакомились со способами правильного поведения в виртуальном пространстве, но и в моделируемых ситуациях апробировали эти защитные варианты поведения.
39р8мж1б
Цель проекта - формирование представлений у школьников о видах психологических угроз в коммуникативном пространстве Интернет и моделях защитного поведения пользователей информационно-коммуникационных сетей.
В задачи проекта входило:
1. Подготовка старшеклассников к реализации проекта (18-ти часовая обучающая программа, содержащая сжатую информацию по вопросам психологического насилия и угроз и способам защиты).
2. Составление сценарных планов классных часов для школьников младших и средних классов (принимали участие классные руководители и старшеклассники-реализаторы проекта, под руководством педагога-психолога).
3. Привлечение общественного внимания к обозначенной проблеме (администрация образовательной организации, родительский комитет, Интернет-сообщества).
На подготовительном этапе реализовывался образовательный курс для старшеклассников, подготавливался материал для классных часов в соответствии с возрастными особенностями целевой аудитории школьников, осуществлялся подбор видео материала и структурировались классные часы.
Основной этап предусматривал согласование с администрацией школы времени проведения и собственно само проведение классных часов.
Заключительный этап проекта, кроме, так называемых, «отчетных» классных часов в каждой параллели, включал в себя получение от каждого участника проекта «обратной связи» о том, насколько интересными, информативными и полезными, на их взгляд, были классные часы. На этом же этапе была проведена итоговая встреча для организаторов проекта в формате рефлексии.
В конце учебного года, во всех трех образовательных организациях, где проводилась экспериментальная работа, нами была проведена повторная диагностика. Как и на констатирующем этапе исследования, она включала в себя не только опрос учащихся 9-11 классов по отдельным аспектам безопасности личности в коммуникативном пространстве, но и оценку тревожности (шкала социально-ситуативной тревоги Кондаша), уровня конфликтности с родителями и одноклассниками (тест К. Томаса), и Интернет-аддикции (шкала Интернет-зависимости). В таблице представлены данные только по высокому уровню выраженности измеряемых психологических параметров (см. таблицу).
Таблица
Обобщенные данные констатирующего и контрольного этапов исследования
(составлено автором), %
Диагностируемые параметры Школа «А», п = 254 Школа «В», п = 289 Школа «С», п = 223
к.д. Контр. Д к.д. Контр. Д. К.Д. Контр. Д.
Тревожность личности 41,0 26,0 38,0 23,5 40,5 28,5
Конфликтность с родителями 56,5 32,5 62,0 29,5 53,5 34,0
Конфликтность с одноклассниками 37,0 29,5 40,0 30,5 39,0 29,0
Интернет-зависимость 22,0 12,0 17,3 14,5 18,0 16,5
Примечание: К.Д. - данные констатирующего этапа диагностики; Контр. Д. - данные, полученные на контрольном диагностическом этапе
Для выявления значимости различий констатирующего и контрольного замеров нами использовался критерий ф* (угловое преобразование Фишера).
На этапе контрольной диагностики мы вычислили достоверность распределения испытуемых по каждому измеряемому психологическому параметру. Между испытуемыми всех трех групп не выявлено статистически значимых различий, что свидетельствует об однородности наших групп и возможности их последующего сравнения по измеряемым параметрам. Так, в частности, «тревожность личности» ф* = 1,384 (школа «А»); ф* = 1,446 (школа «Б»); ф* = 1,685 (школа «С»); при ф* = 2,33 (р < 0,01). «Конфликтность с родителями» ф* = 1,623 (школа «А»); ф* = 0,283 (школа «Б»); ф* = 1,411 (школа «С»); при ф* = 2,31 (р < 0,01). Параметр «конфликтность с одноклассниками» ф* = 0,176 (школа «А»); ф* = 1,184 (школа «Б»); ф* = 1,621 (школа «С»); при ф* = 2,64 (р < 0,01). «Интернет-зависимость» ф* = 1,318 (школа «А»); ф* = 1,662 (школа «Б»); ф* = 0,107 (школа «С»); при ф* = 2,31 (р < 0,01).
Анализ табличных данных позволяет нам говорить о наличии выраженной положительной динамики на этапе второго диагностического среза по всем измеряемым параметрам психического развития, за исключением Интернет-зависимости. Наиболее отчетливые положительные изменения наблюдаются у испытуемых по показателю «тревожность» и «конфликтность с родителями». При этом если снижение высокого уровня личностной тревожности выражено во всех трех группах испытуемых, то снижение высокого уровня конфликтов с родителями наиболее выражено у испытуемых школы «В», где реализовывались совместные детско-родительские тренинговые занятия. Неярко выраженные положительные изменения по параметру «Интернет-зависимость» объясняются отсутствием специальной работы, направленной на нивелирование данного вида аддикции во всех трех школах.
Качественный анализ эмпирического материала дает основание говорить о том, что наиболее выраженный положительный формирующий эффект был получен в школе «С», где осуществлялся разработанный нами социально значимый проект, реализаторами которого стали сами учащиеся. Самостоятельно подготавливая информацию для проведения классных часов с младшими учащимися, старшеклассники максимально активно включались в профилактические и просветительские мероприятия. В этом случае, они становились не только исполнителями, но и опосредовано получали положительное воздействие. Школьники 9-11 классов под руководством педагога-психолога, моделировали ситуации, в которые могу попасть их сверстники в коммуникативном Интернет-пространстве и сами же принимали участие в обсуждении и выборе способов психологической защиты, моделей поведения школьника, обеспечивающих безопасность личности.
Второй, по степени эффективности, стала школа «В», в которой на протяжении учебного года осуществлялось проведение совместных занятий для старшеклассников и их родителей. Эти занятия проводилась школьным психологом и рядом приглашенных специалистов. Программа занятий была рассчитана на преподавание теоретической части и практических навыков. В ходе ее реализации в работе, как с учащимися, так и с родителями, акцент ставился на прикладных аспектах занятий. Участники тренинговых групп научались эффективному бесконфликтному взаимодействию в диаде «родитель - ребенок», что повышало, по отзывам самих участников, их готовность к доверительному внутрисемейному общению. Это, в свою очередь, способствовало большей открытости во взаимодействии, готовности заменять виртуальное общение непосредственным межличностным
39рбмж16
взаимодействием внутри семьи, сокращению психологической дистанции в коммуникативном пространстве семьи.
На третьем месте по степени эффективности оказалась школа «А», где преподавался спецкурс для учащихся 9-11 классов, нацеленный на формирование навыков медиабезопасности. Несмотря на использование интерактивных методов обучения, проектных и творческих заданий, эффективность такого способа психологической защиты школьников оказалась невысока в сравнении с двумя другими.
Математическая обработка эмпирических данных контрольного этапа исследования с использованием критерия Фишера позволяет нам говорить о наличии статистически значимых различий испытуемых всех трех школ по параметрам: «тревожность личности», «конфликты с родителями» и «конфликты с одноклассниками», при р < 0,01. Статистически значимые различия по параметру «Интернет-аддикция» не обнаружены.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андронникова, О.О. Психологическая безопасность образовательной среды вуза [Электронный ресурс]. - М. - Режим доступа: http://[email protected]., свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.
2. Баева, И.А. Психологическая безопасность в образовании [Текст]: Монография / И.А. Баева. - СПб., 2002. - 271 с.
3. Баева, И.А. Психологическая характеристика образовательной среды: диагностика и оценка [Текст] / И.А. Баева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2002. - №3. - Т. 2. - С. 16-25.
4. Качимская А.Ю. Психологическая безопасность личности и ее сопровождение в образовании [Текст]: Учебно-методическое пособие / А.Ю. Качимская. -ВСГАО, 2013 - 100 с.
5. Коджаспиров, А.Ю. Безопасность личности в образовательной среде школы как психолого-педагогическая проблема [Текст] / А.Ю. Коджаспиров // Безопасность образовательной среды: Сборник статей / Ответственный редактор и составитель Г.М. Коджаспирова. - М., Экон-Информ, 2008. - С. 36-42.
6. Мандаева, Г.Ж. Психоло-педагогическая профилактика киберэкстремизма среди подростков, страдающих одиночеством // Интернет-журнал «Мир науки» 2015 №4 http://mir-nauki.com/PDF/11PSMN415.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
7. Руслякова, Е.Е. Отношение к здоровью и внутренняя картина здоровья школьников // Интернет-журнал «Мир науки» 2015 №3 http://mir-nauki.com/PDF/09PSMN315.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
8. Смык, Ю.В. Жестокое обращение как ценностная проблема [Текст] / Ю.В. Смык // Культура. Наука. Образование. 2012. №3. С. 141-146.
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
Kachimskaya Anna Yuryevna
Irkutsk state university, Russia, Irkutsk E-mail: [email protected]
On the question of the methods of psychological protection of children in the modern communicative space
Abstract. The article deals with issues related to the increase of the negative impact of Internet content to the personality and health of schoolchildren. The data on the Irkutsk region and educational organizations of Irkutsk in the study of user activity juvenile information and telecommunication resources. We discuss the need for a focused assist students in learning their methods of psychological protection from the negative impacts of threatening prohibited or restricted to the dissemination of information. It describes the major psychological threats, actually acting in the communicative space. The article presents the proven options of psychological protection of the personality of students and some of the data obtained in the framework of applied study issues of psychological protection against threats to the media in the modern communicative space. The criteria for evaluating the results were the following efficiency-psychological characteristics of students' personality: Personality-tion anxiety, conflicts in relationships with parents and classmates and Inter, no addiction. These data allow the author to talk about the most effectively-sti a model of psychological protection as a socially significant design, which spec-fic in this study is that, and implementers, and target audi-Tories of the project are the students themselves. The lowest efficiency of the displayed data-onny and preventive teaching a special course for students.
Keywords: psychological protection of the personality; psychological threats; communicative space; Internet addiction
Мир Науки
REFERENCES
1. Andronnikova, O.O. Psikhologicheskaya bezopasnost' obrazovatel'noy sredy vuza [Elektronnyy resurs]. - M. - Rezhim dostupa: http://[email protected]., svobodnyy. - Zagl. s ekrana. - Yaz. rus., angl.
2. Baeva, I.A. Psikhologicheskaya bezopasnost' v obrazovanii [Tekst]: Monografiya / I.A. Baeva. - SPb., 2002. - 271 s.
3. Baeva, I.A. Psikhologicheskaya kharakteristika obrazovatel'noy sredy: diagnostika i otsenka [Tekst] / I.A. Baeva // Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena. - 2002. - №3. - T. 2. - S. 16-25.
4. Kachimskaya A.Yu. Psikhologicheskaya bezopasnost' lichnosti i ee soprovozhdenie v obrazovanii [Tekst]: Uchebno-metodicheskoe posobie / A.Yu. Kachimskaya. -VSGAO, 2013 - 100 s.
5. Kodzhaspirov, A.Yu. Bezopasnost' lichnosti v obrazovatel'noy srede shkoly kak psikhologo-pedagogicheskaya problema [Tekst] / A.Yu. Kodzhaspirov // Bezopasnost' obrazovatel'noy sredy: Sbornik statey / Otvetstvennyy redaktor i sostavitel' G.M. Kodzhaspirova. - M., Ekon-Inform, 2008. - S. 36-42.
6. Mandaeva, G.Zh. Psikholo-pedagogicheskaya profilaktika kiberekstremizma sredi podrostkov, stradayushchikh odinochestvom // Internet-zhurnal «Mir nauki» 2015 №4 http://mir-nauki.com/PDF/11PSMN415.pdf (dostup svobodnyy). Zagl. s ekrana. Yaz. rus., angl.
7. Ruslyakova, E.E. Otnoshenie k zdorov'yu i vnutrennyaya kartina zdorov'ya shkol'nikov // Internet-zhurnal «Mir nauki» 2015 №3 http://mir-nauki.com/PDF/09PSMN315.pdf (dostup svobodnyy). Zagl. s ekrana. Yaz. rus., angl.
8. Smyk, Yu.V. Zhestokoe obrashchenie kak tsennostnaya problema [Tekst] / Yu.V. Smyk // Kul'tura. Nauka. Obrazovanie. 2012. №3. S. 141-146.