Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ 2016, Том 4, номер 6 (ноябрь - декабрь) http://mir-nauki.com/vol4-6.html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/04PSMN616.pdf Статья опубликована 12.12.2016 Ссылка для цитирования этой статьи:
Качимская А.Ю., Цыганова М.М. Формирование межнационального согласия в молодежной среде // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 6 http://mir-nauki.com/PDF/04PSMN616.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
Статья выполнена в рамках двухгодичного гранта РГНФ 15-06-10673 «Факторы и особенности формирования патриотизма и межнационального согласия у молодежи азиатской России» (2015-2016 гг.)
УДК 159.922.4
Качимская Анна Юрьевна
ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», Россия, Иркутск Доцент кафедры «Психологии образования и развития личности»
Кандидат психологических наук E-mail: [email protected]
Цыганова Маргарита Михайловна
ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», Россия, Иркутск
Аспирант E-mail: [email protected]
Формирование межнационального согласия в молодежной среде
Аннотация. В статье рассматриваются аспекты процесса формирования межнационального согласия у молодежи. Раскрываются некоторые факторы этого процесса, а именно школа и особенности взаимодействия субъектов образовательных отношений, средства массовой информации, социальные сети как факторы, оказывающие влияние на формирование в личности молодого человека межкультурной компетентности как основы межнационального согласия. Обсуждение эмпирических данных, полученных авторами в ходе исследований в иркутских школах, приводит их к мысли об отсутствии в учебных планах образовательных организаций курсов, теоретического или прикладного характера, освоение которых было бы нацелено на формирование у учащихся умений установления конструктивного взаимодействия с представителями других национальностей или навыков поведения в межнациональных конфликтах, способов их предупреждения. Описывается последовательность влияния школы, средств массовой информации и социальных семей в процессе социализации личности молодого человека. Обсуждаются эмпирические данные, полученные в ходе изучения отношения молодых людей к межнациональным различиям и готовности к формированию навыков установления межнационального согласия. Это дает основания полагать, что не только возможна, но и необходима целенаправленная работа, ориентированная на создание условий для развития когнитивных, поведенческих, коммуникативных навыков межнационального согласия в молодежной среде.
Ключевые слова: межнациональное согласие; этнокультурные различия; межкультурная компетентность
Процесс формирования межнационального согласия не может рассматриваться вне условий, в которых личность молодого человека развивается. Включенность человека в различные социальные группы является общим условием для всех молодых людей.
Формирование межнационального согласия представляет собой сложный многофакторный и многоэтапный поступательный процесс, который для каждого человека, представителя определенного этноса, берет свое начало в первом социальном институте -семье [3], [4], [7], [9]. Однако родительская семья не является единственным значимым источником формирования межкультурной компетентности ребенка. Еще одним социальным институтом становится школа. Это та среда, погруженным в которую, ребенок проводит самый длительный период своей социализации - одиннадцать лет и в силу возрастных особенностей - наиболее сензитивный для становления личности.
И здесь на первых план выступает образовательная политика, реализуемая в конкретной школе и стране в целом. Анализ учебных планов образовательных организаций Иркутской области позволяет утверждать, что в них практически не представлены учебные курсы, предметом рассмотрения которых является межкультурная компетентность или межнациональное согласие. В формате курсов по выбору существуют программы, содержащие отдельные разделы, раскрывающие этнические особенности людей. Но нет курсов теоретического или прикладного характера, освоение которых было бы нацелено на формирование у учащихся умений установления конструктивного взаимодействия с представителями других национальностей или навыков поведения в межнациональных конфликтах, способов их предупреждения.
Информативны, на наш взгляд, результаты исследований, полученные в ряде иркутских школ. По данным школьных психологов до 22% родителей учащихся начальных классов обращаются для прояснения вопроса о положительном или отрицательном влиянии на ребенка его двуязычия в семьях, где родители - представители разных этносов [3], [4], [5], [9]. В беседах с педагогами было установлено, что, по их мнению, на процесс овладения письмом и чтением двуязычие ребенка оказывает отрицательное влияние: ребенок на начальных этапах обучения путает буквы и звуки, медленней складывает и сливает слоги, затрудняется в орфографических характеристиках языка. Вместе с тем, данные психологических обследований свидетельствуют об относительном (ок. 11%) невербальном интеллектуальном превосходстве двуязычных младших школьников над сверстниками.
Вторую строку в беспокойстве родителей, по данным иркутских школьных психологических служб, занимает вопрос об уместности чтения ребенку литературы на их родном языке, пересказа легенд, преданий, рассказа о правилах поведения и обычаях людей другой (их родной) культуры. Обсуждение этого вопроса с учителями начальной школы позволило нам выяснить, что их отрицательное к этому отношение основано на необходимости улаживать межличностные конфликты учащихся, основанные на специфических способах поведения русских школьников и детей, воспитывающихся в условиях двуязычия. Педагоги отмечают, что такие младшие школьники при разборе межличностных конфликтов в диаде «ученик - ученик» отвечают на вопрос учителя: «Зачем ты ударил, пнул, толкнул и проч.?», говоря, что «индусские мужчины не позволяют себя бить!» или «азербайджанец не трус!», или «хотел доказать, что корейцы храбрые!». Такая позиция педагогов доказывает их неготовность к разрешению межнациональных конфликтов и недостаточную грамотность в вопросах межкультурного взаимодействия. Это со всей очевидностью требует целенаправленной психологической работы по формированию навыков межнационального согласия через повышение межкультурной компетентности, причем не только педагогов и учащихся, но и, в обязательном порядке, родителей.
В период обучения в средних классах, т.е. пубертатный период, во взаимоотношениях школьников наблюдается спад межличностных конфликтов, основанных на этнокультурных различиях (табл. 1).
Интересно, что для старшеклассников в основе возникновения, так называемых, этнокультурных конфликтов, лежат иные, в сравнении с младшими школьниками причины.
Таблица 1
Средние значения частоты межличностных конфликтов, основанных на этнокультурных различиях, на примере иркутских школьников, (составлено автором)
Ступень школьного обучения Частота конфликтов, %
Начальная школа (1 - 4 классы) 31
Средняя школа (5 - 9 классы) 9
Старшая школа (10 - 11 классы) 16
Если в начальный период обучения межличностные конфликты несут на себе отпечаток детских представлений о моделях поведения героев сказок и рассказов родителей о должном поведении, то в старшем школьном возрасте ученики, объясняя свое поведение, в большей степени апеллируют к собственным представлениям о должном поведении представителя их родной культуры, полученным, по их словам, из различных источников (СМИ, Интернет-ресурсы, разговоры со сверстниками и другое).
Очевидно, что перед школой ставится задача не просто подготовки ответственного гражданина, но и человека, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей, которые нередко являются представителями разных национальностей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьников и уровнем их межкультурной компетентности.
Все это заставляет нас задуматься о возможности использования средств массовой информации в воспитании детей и подростков при решении вопросов межнационального согласия [6].
Родители указывают, что источником получения их детьми информации о национальных различия людей и их культурных особенностях, являются, как правило, новостные каналы, освещающие политические и экономические конфликты, возникающие на национальной основе. Все это оставляет нереализованным потенциал российского телевидения.
Результаты опроса старшеклассников, учащихся 9-11 классов иркутских школ, с целью выяснения наиболее часто используемых ими источников информации о этнокультурных особенностях людей, представлены в рисунке 1.
Школьники, как видно из представленного рисунка, отдают предпочтение сети Интернет, объясняя это ее мобильностью, доступностью и разнообразием мнений, представленных в сети. Около 33% учащихся получает эту информацию из телепередач, хотя школьники указывают, что это «не детские» передачи: «Смотрю с отцом вечерние новости», «В новостных каналах встречается» и т.п. На третьем месте по удельному весу - книги. Школьники затрудняются назвать конкретные произведения, но, как правило, отмечают, что это электронные издания, читаемые в сети или скачанные на электронные носители.
Книги ТВ Интернет Газеты, Буклеты, На уроках
журналы листовки,
плакаты
□ Виды источников получения информации
Рисунок 1. Источники информации об этнокультурных особенностях людей, используемые
старшеклассниками (составлено автором)
Обращает на себя внимание 1% респондентов, указавших школьные уроки в качестве источника информации об этнических различиях. Крайне низкие значения школы, как источника получения информации подобного рода, еще раз акцентируют наше внимание на недостаточную разработанность этого вопроса, на отсутствие подготовленных педагогических кадров, на нехватку учебных пособий для школьников и практически полное отсутствие практикоориентированных учебных курсов для учащихся [10].
В 2014 году нами было проведено социально-психологическое обследование студентов Иркутского государственного университета для определения их отношения к представителям разных национальностей, что позволило нам сформировать представление об их грамотности в отношении межнациональных различий и готовности к формированию навыков установления межнационального согласия [2], [5].
В предлагаемой респондентам анонимной анкете им необходимо было выбрать представителя одной из национальностей (если бы человек приехал по обмену): американца, украинца, немца, француза, японца, китайца, англичанина, кавказца или «любой национальности», как родственника, друга, соседа, коллегу и т.д.
Опрос 58 студентов-первокурсников выявил следующее (табл. 2).
У студентов первого курса преобладает положительное отношение к представителям «любой» национальности и украинцам, которых готовы принять как родственников и граждан своей страны - 30,5% респондентов. Вместе с тем, получены высокие показатели по отношению к французам (39%) и англичанам (44,5%). Условия, на которых первокурсники готовы принять представителе других национальностей: порядок; бережное отношение к природе; уважительное отношение к жителям России.
Из таблицы видно, что положительное отношение к представителям «любой» национальности у первокурсников неоднородно. Так, в частности, доминирует отношение как к гостю, т.е. туристу - 55,5% и как к коллеге - 53%.
Негативное отношение демонстрируется к кавказцам - 44,5% студентов первого курса указывают, что не приняли бы их ни в коем случае. На наш взгляд, это связано с определенными стереотипами восприятия представителей данного этноса именно в Сибирском регионе.
45 п 40 35 30 25 '20 15 10 5 0
Таблица 2
Результаты изучения отношения первокурсников к представителям других национальностей (составлено автором), %
Приняли бы как ... Человека с национальностью ...
любой американца украинца немца француза японца китайца англичанина кавказца
как родственника 25 14 30,5 16,5 25 5,5 5,5 22 0
как близкого друга 28 25 25 19,5 30,5 11 8 44,5 5,5
как соседа 36 28 22 16,5 39 30,5 11 28 3
как коллегу 53 11 19,5 22 22 16,5 8 19,5 0
как гражданина своей страны 36 19,5 30,5 5,5 16,5 8 8 14 8
как гостя (туриста) 55,5 25 16,5 16,5 25 14 11 25 3
только по необходимости 36 11 3 5,5 5,5 3 11 5,5 11
не принял бы ни в коем случае 5,5 11 5,5 16,5 3 8 16,5 3 44,5
с некоторыми условиями 16,5 11 5,5 11 5,5 5,5 11 3 14
У 47 опрошенных студентов второго курса (табл. 3) сохраняется положительное отношение к украинцам - они готовы принять их как родственников - 40% и как граждан своей страны - 33%. Однако в сравнении со студентами-первокурсниками, в выборке студентов второго курса не преобладает отчетливо позитивное отношение к представителям какой-либо другой национальности.
В качестве условий, соблюдение которых обязательно для того, чтобы представителя другой национальности приняли бы «по обмену», студенты-второкурсники указывают только одно - отсутствие агрессии. Из таблицы 6 видно, что так же, как и у предыдущей группы респондентов, представители кавказских народов вызывают отрицательное отношение. Так в частности, 36,5% второкурсников не приняли бы их ни в коем случае.
Таблица 3
Результаты изучения отношения второкурсников к представителям других национальностей (составлено автором), %
Приняли бы как ... Человека с национальностью ...
любой американца украинца немца француза японца китайца англичанина кавказца
как родственника 40 26,5 40 20 30 16,5 10 23 10
как близкого друга 43 23 13 10 13 16,5 13 20 6,5
как соседа 60 6,5 20 3 13 10 3 10 3
как коллегу 53 20 10 10 16,5 10 10 10 0
как гражданина своей страны 36,5 13 33 6,5 20 10 10 16,5 6,5
как гостя (туриста) 60 16,5 6,5 13 16,5 20 13 16,5 0
только по необходимости 23 16,5 6,5 20 16,5 13 16,5 10 20
не принял бы ни в коем случае 3 6,5 3 16,5 3 10 16,5 6,5 36,5
Мир Науки
Приняли бы Человека с национальностью ...
как ... любой американца украинца немца француза японца китайца англичанина кавказца
с некоторыми условиями 13 6,5 10 0 3 0 3 3 6,5
Результаты анкетирования студентов третьего курса представлены в таблице 4.
В этой выборке респондентов получены результаты, количественно близкие к данным предыдущих групп студентов.
Таблица 4
Результаты изучения отношения третьекурсников к представителям других национальностей (составлено автором), %
Приняли бы как ... Человека с национальностью ...
любой американца украинца немца француза японца китайца англичанина кавказца
как родственника 20 6,5 33 13 13 6,5 0 6,5 13
как близкого друга 26,5 13 33 20 26,5 0 6,5 26,5 6,5
как соседа 40 20 33 13 20 13 13 20 6,5
как коллегу 46,5 6,5 20 0 6,5 6,5 0 6,5 6,5
как гражданина своей страны 33 13 33 6,5 13 13 13 26,5 13
как гостя (туриста) 60 20 6,5 6,5 13 6,5 0 20 0
только по необходимости 60 13 6,5 6,5 0 13 6,5 0 13
не принял бы ни в коем случае 0 0 6,5 13 13 0 13 6,5 20
с условиями 13 13 0 0 6,5 6,5 0 0 0
Вместе с тем, есть различия по негативному отношению, в частности, к кавказцам. Третьекурсники наиболее терпимы по отношению к представителям данной национальности в сравнении со всеми прочими группами респондентов (табл. 4). На наш взгляд, во многом это следует объяснять теми социально-экономическими событиями, которые разворачиваются на протяжении последнего года (эскалация международного конфликта, ужесточение санкций по отношению к нашей стране со стороны европейских государств и проч.).
Обобщая полученный эмпирический материал, следует заключить, что у опрошенных нами студентов сформировано понимание межкультурных этнических различий. Они осознают значение гражданской идентичности и следующую из нее терпимость к представителям других культур.
Необходимо отметить, что в последнее десятилетие значимо изменился канал передачи значимой для школьников и молодежи информации. На первое место по востребованности выходит Интернет ресурс. Дети и молодежь самостоятельно ищут интересующую их информацию в сети Интернет [8].
Нельзя не отметить, что школьники и студенты большую часть информации об этнокультурных особенностях людей получают, согласно их собственным ответам (см. рис. 2), из ресурсов Интернет. Поэтому, становится очевидным необходимость корректного использования Интернет источников в воспитательных и образовательных целях [1]. В первую очередь, это социальные сети.
В 2012 году нами были опрошены иркутские школьники в составе более 3 тысяч человек и ок. 1 тысячи студентов вузов города. Одной из задач опроса являлось изучение влияния социальных сетей в процессе формирования межкультурной компетентности и межнационального согласия. Респондентам, в числе прочих, был задан вопрос о том, зарегистрированы ли они хоть в одной социальной сети. Все 100% опрошенных дали положительный ответ, при этом 78% отметили, что они зарегистрированы в более чем трех
видах социальных сетей, а 92,5% респондентов оказались зарегистрированы в двух видах социальных сетей. Все опрошенные нами школьники и учащаяся молодежь указывают, что относятся к информации, находящейся в пространстве социальных сетей критически, т.к. «там много мусора», «есть противоречия», «там пишут всякую ерунду», «трудно разобраться, где правда» и т.п.
Отмечаются возрастные особенности интернет-пользователей. Так в частности, социальная сеть «ВКонтакт» в большей мере используется в возрасте 12 - 18 лет; «Фэйсбук» - старше 18 лет; взрослые пользователи предпочитают сеть «Одноклассники».
Проблемы, которые наиболее актуальны в процессе общения школьников и молодежи в социальных сетях, ранжируются нашими респондентами следующим образом:
а) первый ранг присваивается вопросам, касающимся обсуждения музыки, модных тенденций в одежде и местах отдыха;
б) второй-пятый ранги - обсуждение сериалов и медийных лиц, политические и финансовые вопросы, межличностные отношения и проч.;
в) последние ранги отданы проблемам культуры, образования и вопросам межэтнического взаимодействия в социально значимых сообществах.
Все наши респонденты отмечают, что Интернет ресурсы в целом и социальные сети, в частности, являются источником распространения компьютерных игр. Информативно, что эти игры разработаны европейскими создателями и, как следствие, не могут быть нацелены на патриотическое отношение для российских пользователей. Наиболее популярны у современных школьников и молодых людей игры: «Call of Duty», «Modern Warfare», «Wolftnftein», характеризующиеся выраженным антироссийским уклоном, где Россию выставляют как всемирного агрессора и врага всего человечества. В указанных и других компьютерных играх отмечается подмена исторической действительности, как российской, так и мировой.
Вместе с тем, понятно, что общение в социальных сетях становится все более масштабным процессом и постепенно вытесняет непосредственное взаимодействие и даже телефонный обмен информацией. Это со всей очевидностью требует разработки специальных ресурсов, поддерживаемых социальными сетями, цель которых - информирование и просвещение пользователей социальных сетей в вопросах этнокультурных аспектов и способах установления межнационального согласия.
Это в первую очередь полезно целому ряду различных молодежных организаций, зачастую функционирующих именно в пространстве социальных сетей. Исследования показывают, что как формальные молодежные организации, так и неформальные, в равной мере организуют до 90% общения своих членов в пространстве социальных сетей. Это дает возможность предполагать, что сетевое общение членов молодежной организации можно рассматривать как одни из каналов информирования молодежи, как ресурс просветительской и даже профилактической работы, как в части предупреждения межэтнических конфликтов, так и в направлении обучения способам межнационального согласия.
Резюмируя сказанное, необходимо отметить существенное влияние на готовность молодежи к формированию межнационального согласия таких его субъектов, как средняя и высшая школа, средства массовой информации, социальные сети. Это дает основания полагать, что не только возможна, но и необходима целенаправленная работа, ориентированная на создание условий для развития когнитивных, поведенческих, коммуникативных навыков межнационального согласия в молодежной среде.
ЛИТЕРАТУРА
1. Долган А.Г., Кочетова И.Д. Теоретическое обоснование разработки содержания межкультурной компетентности студентов-дальневосточников, формирующейся при обучении иностранным языкам // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 1 http://mir-nauki.com /PDF/21PDMN116.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
2. Карнышев А.Д., Карнышева О.А., Иванова Е.А. Межкультурная компетентность и межэтническая толерантность студентов [Текст] / А.Д. Карнышев, О.А. Карнышева, Е.А. Иванова // Социология образования. - 2013. - №6. - С. 62-79.
3. Карнышев А.Д., Костин А.К., Иванова Е.А. Межнациональное согласие рождается в семье и школе [Текст] / А.Д. Карнышев, А.К. Костин, Е.А. Иванова; Вост.-Сиб. гос. акад. образования, Иркут. ин-т повышения квалификации работников образования. - Иркутск: ИД Сарма, 2013. - 150 с.
4. Карнышева О.А. Программа работы с семьями учащихся по повышению компетентности родителей в формировании МК детей [Текст] / О.А. Карнышева // Поликультурное образование как основа межнационального согласия / ВСГАО. - Иркутск, 2013. - С. 184-195.
5. Качимская А.Ю. Отношение старшеклассников и студентов к представителям разных национальностей [Текст] / А.Ю. Качимская // Вестник КемГУ, 2015. -Вып.3. Т. 3. - С. 8-14.
6. Качимская А.Ю. Роль телевидения в формировании экономической культуры школьников / Пятнадцатая международная научно-практическая юбилейная конференция «Экономическая психология: современные проблемы и перспективы развития» 24-27 ноября 2015 г.: Материалы конференции. - СПб.: Изд-во ИМЦ «НВШ-СПб», 2015. - С. 127-134.
7. Магомедова З.М. Проблемы поликультурного воспитания в межнациональной семье // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 1 http://mir-nauki.com/PDF/23PDMN116.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
8. Проблемы и ресурсы психологии патриотизма и межнационального согласия: монография / науч. ред. А.Д. Карнышев. - Иркутск: Изд-во ИГУ, 2015 - 427 с.
9. Смык Ю.В. Определение понятия «жестокое обращение с детьми в семье»: ценностный контекст [Текст] / Ю.В. Смык // Вестн. Томск. гос. пед. ун-та, 2015. - №6 (159). - С. 38-41.
10. Смык Ю.В. Специфика преподавания психологических дисциплин студентам непсихологических направлений подготовки [Текст] / Ю.В. Смык // Вестник Саратовского института развития образования. 2015. №4. С. 95-100.
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
Kachimskaya Anna Yuryevna
Irkutsk state university, Russia, Irkutsk E-mail: [email protected]
Tsyganova Margarita Mihaqlovna
Irkutsk state university, Russia, Irkutsk E-mail: [email protected]
The factors of formation of inter-ethnic harmony
among the youth
Abstract. This article discusses aspects of the process of formation of interethnic-tional consensus among young people. Disclosed are some of the factors of this process, namely, the school, and interaction of subjects of educational relations, means of mass-owl information, social networking as factors that influence the formation of the young man of intercultural competence as bases of inter-ethnic harmony in the individual. Discussion of empirical data obtained by the authors in studies in Irkutsk schools, leading them to think about the absence in the curricula of educational institutions courses, theoretical or applied research, the development of which would be aimed at developing students' abilities to establish constructive the interaction-tions with the representatives of other nationalities or skills of behavior in international conflicts, ways to prevent them. It describes the sequence of influence SQA-ly, the media and social family in the socialization process of the young person's personality. We discuss the empirical data obtained during the study otno-sheniya young people to ethnic differences and a willingness to form Nawa-ing the establishment of inter-ethnic harmony. This suggests that it is not only possible, but necessary and purposeful work, focused on the creation of conditions for the development of cognitive, behavioral, communication skills inter-ethnic harmony among the youth.
Keywords: inter-ethnic harmony; ethnic and cultural differences; intercultural competence
Мир Науки