Мир Науки
Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ 2016, Том 4, номер 6 (ноябрь - декабрь) http://mir-nauki.com/vol4-6.html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/16PDMN616.pdf Статья опубликована 21.12.2016 Ссылка для цитирования этой статьи:
Володина Е.П. Факторы, влияющие на формирование общенациональных ценностей молодежи // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 6 http://mir-nauki.com/PDF/16PDMN616.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
Статья выполнена в рамках двухгодичного гранта РГНФ 15-06-10673 «Факторы и особенности формирования патриотизма и межнационального согласия у молодежи азиатской России»
УДК 159.922.26
Володина Елена Павловна
ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет», Россия, Иркутск
Старший преподаватель Аспирант кафедры «Психодиагностики и практической психологии»
E-mail: [email protected]
Факторы, влияющие на формирование общенациональных ценностей молодежи
Аннотация. В данной статье рассматриваются основные факторы, оказывающие влияние на формирование общенациональных ценностей молодежи. В работе отражена часть данных масштабного кросс - культурного исследования, проведенного коллективом ученых под руководством докт. психол. наук, профессора А.Д. Карнышева. Целью исследования являлось определение и описание основных факторов, оказывающих непосредственное влияние на формирование индивидуальных и общечеловеческих ценностей молодежи разных национальностей. В исследовании приняли участие более 1500 студентов русской, бурятской и тувинской национальностей, проживающих в Иркутской области, в республике Бурятия и в республике Тыва. Формирование общенациональных ценностей невозможно в отрыве от личностных особенностей (параметров) человека, поэтому в работе представлена личностно -деятельностная концепция, которая позволяет выделить взаимоувязанные друг с другом и с «целостностью» компоненты структуры личности. Результаты проведенного исследования показали, что на формирование и развитие общенациональных ценностей молодежи влияет ряд факторов макро - и микро среды. В жизненных ценностях молодых людей разных национальностей, проживающих в родном регионе выявлены отличия, указывающие на характерные национальные особенности. Общечеловеческие, базовые жизненные ценности, вне зависимости от национальной принадлежности и региона проживания занимают значимые места в структуре ценностных ориентаций молодых людей. Результаты нашего исследования использовались для разработки программ, направленных на формирование и развитие патриотизма и межнационального согласия среди студенческой молодежи.
Ключевые слова: ценности жизни; структура ценностных ориентаций; студенты; этнос; этнопсихологический аспект
Кардинальные трансформации, происходящие сейчас в социально - экономической сфере общества, оказывают влияние на ценностные ориентации современной молодежи [5], представленной разными национальностями [8]. В настоящее время, в связи с социально -экономическими преобразованиями в стране и в мире, актуальность приобретает изучение
Мир Науки
отношения молодого поколения к своему этносу, культуре, традициям [6], образованию, профессиональной деятельности, обусловленное динамическими системами их ценностей и ценностных ориентаций, личностных смыслов.
Формирование и развитие общенациональных ценностей молодежи связано не только с различными личностными свойствами [1, 2], также большое влияние на структуру ценностных ориентаций молодого поколения оказывает ряд факторов макро - и микро среды. Молодые люди разных национальностей, проживающие в родном регионе отличаются личностными характеристиками и по - разному адаптируются, изменяют свои приоритеты и ценностные ориентации, когда внешние социальные условия жизни становятся нестабильными [3]. Именно в юношеском возрасте происходит интенсивное развитие и формирование этнической и психологической культуры [1, с. 131].
Определяя основные факторы, способные оказывать непосредственное влияние на формирование общенациональных ценностей молодого поколения, мы опирались на уже неоднократно апробированную и показавшую свою работоспособность личностно -деятельностную концепцию, представленную на рис. 1, предложенную А.Д. Карнышевым, которая рассматривает личность как совокупность детальных и конкретных параметров [9, с. 164].
Рисунок 1. Основные параметры личности [9]
Данная концепция позволяет выделить взаимоувязанные друг с другом и с «целостностью» компоненты структуры личности:
1. Биопсихические или психофизиологические свойства личности отражающие ее природные (генетически сформировавшиеся) истоки отношения к себе и миру в целом.
2. Направленность личности, включающую в себя мировоззренческие установки, ценности, потребности, интересы, мотивы.
3. Способности, знания и умения.
4. Самооценка и самоуважение личности.
5. Коммуникативные качества.
На основе некоторых составляющих параметров личности, отраженных в личностно -деятельностной концепции, мы ставим перед собой цель - выделить и описать основные факторы, оказывающие влияние на формирование ценностей и ценностных ориентаций личности молодежи разных национальностей. В представленной работе показана часть данных масштабного кросс - культурного исследования, проведенного коллективом ученых под руководством докт. психол. наук, профессора А.Д. Карнышева Статья выполнена в рамках двухгодичного гранта РГНФ 15-06-10673 «Факторы и особенности формирования патриотизма и межнационального согласия у молодежи азиатской России».
Изучение формирования общенациональных ценностей невозможно в отрыве от личностных особенностей (в данном случае параметров) и их связи с социальными отношениями человека. Результаты проведенного исследования показали, что на формирование и развитие общенациональных ценностей молодежи влияет ряд факторов макро - и микросреды. Так, макрофакторы, и связанные с ними глобальные проблемы современного мира (межнациональные конфликты, политическая нестабильность, неконтролируемый рост населения в одних странах и уменьшение его численности в других), определяют условия жизни, больших групп людей, живущих в разных странах, и оказывают прямое или косвенное влияние, прежде всего, на социализацию молодых поколений. На развитие человека в общем, и на социализацию подрастающего поколения в частности, большое влияние оказывает географический фактор (природная среда). Проживание в родном регионе оказывает влияние на национальное самосознание молодого поколения, во многом определяет ценностные ориентиры и характер межличностных отношений. Непосредственное влияние на формирование общенациональных ценностей молодежи оказывают микро факторы, к которым относятся семья, образовательные учреждения и группы сверстников. Для достижения поставленной цели был использован метод анкетирования. В исследовании приняли участие более 1500 студентов русской, бурятской и тувинской национальностей, проживающих в Иркутской области, в республике Бурятия и в республике Тыва. Результаты предыдущих исследований свидетельствуют о том, что на формирование общенациональных ценностей молодежи непосредственное влияние оказывает географический фактор проживания [3]. В связи с этим исследовательскую выборку составили представители разных национальностей, проживающие на родной земле. По нашему мнению высокое воздействие на общенациональные ценности, при их формировании оказывает ряд мезо- и микро-средовых факторов, а также важное значение имеет индивидуальная структура ценностных ориентаций, в которой отражены в первую очередь жизненные ценности человека. Для того, чтобы выделить и изучить общенациональные ценности, студентам был предложен авторский список, состоящий из 12 жизненных ценностей:
1. Интересная работа.
2. Уважение к родителям, родным, близким.
3. Семья, брак.
4. Любовь и дружба.
5. Хорошие взаимоотношения между людьми разных национальностей.
6. Здоровье, спорт.
7. Возможность общения со сверстниками, интересными людьми, в том числе через интернет.
8. Учеба, самообразование.
9. Независимость мнений и поступков, личная свобода.
16РВМЫ616
10. Возможность творчества, самовыражения.
11. Лидерство, авторитет в молодежной среде.
12. Общение с природным окружением.
Необходимо отметить, что авторский список содержит в себе неповторимое и оригинальное группирование жизненных ценностей (преимущественно терминальных). Большинство методик, направленных на изучение ценностно - смысловой сферы личности человека представлены большими списками ценностей и зачастую дают общее представление о структуре ценностных ориентаций личности. В авторский список в особой комбинации входят, как базовые общечеловеческие ценности, так и ценности, представляющие для человека личную значимость, в которых отражается стремление человека к саморазвитию, коммуникации, здоровью и др. Такое сочетание жизненных ценностей, по нашему мнению, позволяет наиболее глубоко и полно изучить структуру ценностных ориентаций личности в энтопсихологическом аспекте. Так, ценность «общение с природным окружением» в такой формулировке в которой она представлена в списке способна выявить ее истинную прагматическую значимость в структуре ценностных ориентаций молодых людей. В классической методике Р. Рокича данная ценность обозначена как «красота природы и искусства» и отражает только эстетическую значимость для человека данной ценности. Жизненные ценности, такие как «хорошие взаимоотношения между людьми разных национальностей» и «лидерство, авторитет в молодежной среде», являются важными характеристиками личности, ориентация на которые, наряду с другими ценностями из списка позволяет достичь цели исследования. Данные жизненные ценности также не отражены в методиках других авторов, направленных на изучение ценностей и смыслов.
Респондентам было предложено каждую ценность из списка оценить по десятибалльной шкале значимых для них жизненных ценностей. Далее, заполненные анкеты были подвергнуты обработке и анализу. Достоверность результатов исследования обеспечивалась использованием статистических методов обработки данных, достоверность отличий по всему профилю определялась непараметрическим критерием Манна-Уитни. Для проверки различий по уровню выраженности изучаемого признака был использован критерий Н-Крускала-Уоллеса. Обработка данных принесла следующие результаты (см. таблицу 1).
Таблица 1
Оценка респондентами жизненных ценностей
№ Регион проживания
Иркутская область Республика Бурятия Республика Тыва
Русские Отличия Буряты Отличия Тувинцы
1 7,95 * 8,01 * 9,01
2 9,02 9,13 9,56
3 8,55 8,59 8,06
4 8,39 8,46 8,85
5 7,08 7,24 * 8,38
6 7,86 7,89 * 8,83
7 7,12 7,05 8,11
8 8,01 7,88 * 9,03
9 8,23 7,59 8,62
10 7,69 7,41 8,04
11 7,19 7,12 7,30
12 7,14 6,96 * 7,97
Примечание: 1 - интересная работа, 2 - уважение к родителям, родным, близким, 3 - семья, брак, 4 - любовь и дружба, 5 - хорошие взаимоотношения между людьми разных национальностей, 6 - здоровье, спорт, 7 - возможность общения со сверстниками, интересными людьми, в том числе через интернет, 8 - учеба, самообразование, 9 - независимость мнений и поступков, личная свобода, 10 - возможность творчества, самовыражения, 11 - лидерство, авторитет в молодежной среде, 12 - общение с природным окружением; * статистически значимые отличия (р<0.05) (разработано авторами)
Результаты проведенного исследования показали, что в структуре ценностных ориентаций молодых людей имеются отличия, указывающие на характерные национальные особенности. Структура ценностных ориентаций тувинцев значительное отличается от структуры ценностных ориентаций русских и бурят по пяти жизненным ценностям. Для студентов тувинцев большое значение имеет учеба и самообразование как предпосылка получения интересной работы после окончания вуза. Тувинские студенты также выше оценивают здоровье и возможность заниматься спортом по сравнению со студентами других национальностей, для них большое значение имеет сохранение хороших взаимоотношений между людьми разных национальностей. У тувинцев общение с природой родного края ценится значительно выше, по сравнению со студентами, представленными другими национальностями, проживающими на родной земле. Следует отметить, что структуры ценностных ориентаций русских и бурят оказались более схожими, т.к. представленные в них отдельные жизненные ценности близки по степени значимости для тех и других.
Ценностный мир каждого человека уникален, но вместе с тем, любая социальная система предполагает существование общечеловеческих ценностей, которые независимо от пола, национальности, религии и других различий разделяет большинство людей. Национальные ценности во многом складываются из индивидуальных базовых общечеловеческих ценностей и понимаются нами как совокупность материальных и духовных ценностей страны, которым присущи вполне определенные мировоззренческие, исторические, культурологические, социально-экономические, географические и демографические признаки. Каждый этнос характеризуется специфическим набором и иерархией общечеловеческих и общенациональных ценностей, система которых достаточно устойчива в «историческом времени» [4]. Общечеловеческие, базовые жизненные ценности, такие как уважение к родным и близким, семья и брак, любовь и дружба, вне зависимости от национальной принадлежности и региона проживания занимают значимые места в структуре ценностных ориентаций молодых людей.
Результаты нашего исследования успешно внедрены в процесс обучения студентов психологов в вузе. Полученные данные внесли практический вклад в область исследований изучения психологии патриотизма и межнационального согласия [7; 10].
16РВМЫ616
ЛИТЕРАТУРА
• Володина, Е.П. Особенности жизненных ценностей и их динамика у интеллектуально одаренных молодых специалистов-психологов // Бюлл. ВСНЦ СО РАМН. - 2015. - №4 (104). - С. 34-38.
• Володина, Е.П. Уровень национального достоинства и особенности самооценки современных студентов вуза [Текст] / Е.П. Володина // Модернизация образования и векторы развития современного поколения: Сборник статей / Ответственный редактор и составитель Ю.И. Щербаков. - М., ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2016. - С. 228 - 229.
• Володина, Е.П. Этнопсихологический аспект структуры ценностных ориентаций студентов Байкальского региона [Текст] / Е.П. Володина // Вестник КемГУ. - 2015 - №3 (63). Т.3 - С. 107-110.
• Журавлева, Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе / Н.А. Журавлева. - М.: Институт психологии РАН, 2006. - 335 с.
• Карпушина, Л.В., Капцов, А.В. Психология ценностей российской молодежи: монография / Л.В. Карпушина, А.В. Капцов. - Самара: СНЦ РАН, 2009. - 252 с.
• Карнышев, А.Д., Винокуров, М.А. Этнокультурные традиции и инновации в экономической психологии. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. -480 с.
• Карнышев, А.Д., Карнышева О.А., Иванова Е.А. Межкультурная компетентность и межэтническая толерантность студентов // Социология образования, 2013. - №06. - с. 62-79.
• Карнышев, А.Д. Межкультурная компетентность в реалиях жизни азиатских народов / Карнышев А.Д., Терехова Т.А., Трофимова Е.Л., Иванова Е.А, Карнышева О.А., Ефимова А.В.-Иркутск: Изд-во Репроцентр А1, 2013.-502 с.
• Проблемы и ресурсы психологии патриотизма и межнационального согласия: монография / науч. ред. А.Д. Карнышев. - Иркутск: Изд-во ИГУ, 2015. - 427 с.
• Психолого - педагогическое сопровождение формирования межкультурной компетентноти: Учебно-методическое пособие / Карнышев А.Д., Терехова Т.А., Трофимова Е.Л., Скорова Л.В., Иванова Е.А, Карнышева О.А., Ефимова А.В.Иркутск: Изд-во Репроцентр А1, 2012. - 332 с.
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
Volodina Elena Pavlovna
Irkutsk state university, Russia, Irkutsk E-mail: [email protected]
The factors which influence the formation of national values of youth
Abstract. This article discusses the main factors influencing the formation of the national values of young people. The paper reflects the scale of the data cross - cultural study conducted by a team of scientists led by Doctor of Psychology, Professor A.D. Karnysheva. The aim of the research is to identify and describe the key factors that have a direct influence on the formation of individual and universal values of young people of different nationalities. The study involved more than 1,500 students of Russian, Buryat and Tuva ethnic groups living in the Irkutsk region, Buryatia and Tuva republic. Formation of national values can not be divorced from personal characteristics (parameters) of a person. So this article provides the personal - activity-a concept that allows to identify components of structure of personality interrelated with each other and with the "integrity". The results of the research shows that the formation and development of the youth national values influenced by a number of factors of macro - and micro environment. It reveals that there are some differences in the life values of young people of different nationalities who live in their native region. It is caused by specific national circumstances. But universal, basic life values occupy a significant place in the structure of value orientations of young people regardless of the nationality and residence of the region. The results of our study were used to develop programs aimed at the formation and development of inter-ethnic harmony and patriotism among students.
Keywords: the values of life; the structure of value orientations; students; ethnicity and ethno-psychological aspect
REFERENCES
1. Volodina E.P. Features of life values and their dynamics in intellectually gifted young professionals-psychologists. VSNC SO RAMN, 2015, no. 4, pp. 100-102.
2. Volodina, E.P. The level of national dignity and self-assessment features of modern university students. Modernizacija obrazovanija i vektory razvitija sovremennogo pokolenija. - Moscow, OGUP "Shadrinskij Dom Pechati" Publ., 2016. - pp. 228-229.
3. Volodina, E.P. Ethnopsychological aspect of the structure of valuable orientations of students of the Baikal region. Vestnik KemGU, 2015, no.3, pp. 107-110.
4. Zhuravleva N.A. Dynamics of valuable orientations of a person in the Russian society. Moscow, Institute of Psychology RAN PUBL., 2007. 335 p.
5. Karpushina L.V., Kaptsov A.V. Psychology of values of the Russian youth. Samara, Scientific Center RAS, 2009. 252 p.
6. Karnyshev, A.D., Vinokurov, M.A. Ethno-cultural tradition and innovation in economic psychology Moscow, "Institut psihologii RAN" Publ., 2010. 480 p.
7. Karnyshev, A.D., Karnysheva O.A., Ivanova E.A. Intercultural competence and interethnic tolerance of students. Sociologija obrazovanija, 2013, no. 6, pp. 62-79.
8. Karnyshev, A.D. Intercultural competence in the realities of life of Asian people. Irkutsk, Reprocentr A1 Publ., 2013. 502 p.
9. A.D. Karnyshev Problems and psychology patriotism resources and inter-ethnic harmony. Irkutsk, IGU Publ., 2015. 427 p.
10. Karnyshev A.D., Terehova T.A., Trofimova E.L., Skorova L.V., Ivanova E.A, Karnysheva O.A., Efimova A.V. Psycho - pedagogical support of formation of intercultural competence. Irkutsk, Reprocentr A1Publ., 2012. 332 p.
Мир Науки