Научная статья на тему 'Этническая смешанность - несмешанность семей как фактор межнационального согласия и патриотизма'

Этническая смешанность - несмешанность семей как фактор межнационального согласия и патриотизма Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
163
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ СОГЛАСИЕ / INTERETHNIC HARMONY / СМЕШАННЫЕ И НЕСМЕШАННЫЕ СЕМЬИ / MIXED AND UNMIXED FAMILIES / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / INTERCULTURAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Карнышева Ольга Александровна

В статье анализируются различия между представителями из смешанных (многонациональных) и несмешанных (мононациональных) семей в вопросах межнационального взаимодействия, межнационального согласия и патриотизма. Данное исследование проводилось в 2015 году. В опросе участвовали более 600 студентов Байкальского региона. Исследование показало, что, несмотря на значительное количество совпадений, можно говорить о существовании значимых различий между представителями смешанных и несмешанных семей в их оценке межнациональных отношений, и явлений связанных с патриотизмом и межнациональным согласием. В данных вопросах можно с уверенностью говорить о позитивном влиянии такого фактора как смешанность семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Карнышева Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNICALLY MIXED (MULTINATIONAL) AND UNMIXED (MONO-ETHNIC) FAMILIES AS A FACTOR OF INTERETHNIC HARMONY AND PATRIOTISM

The paper analyzes the differences between the representatives of mixed (multinational) and unmixed (mono-ethnic) families in matters of inter-ethnic interaction, ethnic harmony and patriotism. This study was conducted in 2015. The survey involved more than 600 students of the Baikal region. The study showed that, despite a significant number of matches, it is possible to speak about the existence of significant differences between members of mixed and unmixed families in their assessment of interethnic relations, and phenomena associated with patriotism and interethnic consent. In these matters we can confidently speak about the positive impact of such factors as the heterogeneity of the family.

Текст научной работы на тему «Этническая смешанность - несмешанность семей как фактор межнационального согласия и патриотизма»

Литература

1. Карнышев А. Д., Винокуров М. А. Человек и этнос на своей земле (экономика и психология самобытности и сотрудничества народов Байкальской Сибири). Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2011. 348 с.

2. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995.

3. Ломоносов М. В. Древняя российская история. СПб.: Лениздат, 2014 256 с.

4. Образы, традиции и культура межнационального мира и согласия / отв. ред. А. Д. Карнышев. Иркутск: ИГУ, 2014.

5. Тард Г. Социальная логика. СПб.: Социально-психологический центр, 1996.

6. Шпенглер О. Человек и техника // Культурология. XX век: антология. М.: Юрист, 1995. С. 454 - 494.

7. Юнг К. Г. Тэвистокские лекции. Аналитическая психология: её теория и практика. Киев: СИНТО, 1995. VII. 236 с.

8. Яницкий М. С. Ценностное измерение массового сознания. Новосибирск: Издательство СО РАН, 2012. 237 с.

Информация об авторе:

Карнышев Александр Дмитриевич - доктор психологических наук, декан факультета прикладной психологии педагогического института Иркутского государственного университета, ale3441@yandex.ru.

Alexander D. Karnyshev - Doctor of Psychology, Dean of the Faculty of Applied Psychology, Pedagogical Institute, Irkutsk state University.

Статья поступила в редколлегию 26.05.2015 г.

УДК 159.99

ЭТНИЧЕСКАЯ СМЕШАННОСТЬ - НЕСМЕШАННОСТЬ СЕМЕЙ КАК ФАКТОР МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО СОГЛАСИЯ И ПАТРИОТИЗМА

О. А. Карнышева

ETHNICALLY MIXED (MULTINATIONAL) AND UNMIXED (MONO-ETHNIC) FAMILIES AS A FACTOR OF INTERETHNIC HARMONY AND PATRIOTISM

O. A. Karnysheva

Выполнено в рамках гранта РГНФ 15-06-10673 «Факторы и особенности формирования патриотизма и межнационального согласия у молодежи азиатской России».

В статье анализируются различия между представителями из смешанных (многонациональных) и несмешанных (мононациональных) семей в вопросах межнационального взаимодействия, межнационального согласия и патриотизма. Данное исследование проводилось в 2015 году. В опросе участвовали более 600 студентов Байкальского региона. Исследование показало, что, несмотря на значительное количество совпадений, можно говорить о существовании значимых различий между представителями смешанных и несмешанных семей в их оценке межнациональных отношений, и явлений связанных с патриотизмом и межнациональным согласием. В данных вопросах можно с уверенностью говорить о позитивном влиянии такого фактора как смешанность семьи.

The paper analyzes the differences between the representatives of mixed (multinational) and unmixed (mono-ethnic) families in matters of inter-ethnic interaction, ethnic harmony and patriotism. This study was conducted in 2015. The survey involved more than 600 students of the Baikal region. The study showed that, despite a significant number of matches, it is possible to speak about the existence of significant differences between members of mixed and unmixed families in their assessment of interethnic relations, and phenomena associated with patriotism and interethnic consent. In these matters we can confidently speak about the positive impact of such factors as the heterogeneity of the family.

Ключевые слова: патриотизм, межнациональное согласие, смешанные и несмешанные семьи, межкультурная компетентность.

Keywords: patriotism, interethnic harmony, mixed and unmixed families, intercultural competence.

В последнее время мы все чаще слышим и задумываемся о таком явлении как патриотизм. Растет понимание, что именно он является источником стабильности в обществе, он удерживает жителей от миграции в другие страны и города, он свидетельствует о благополучии людей на своей земле. Но патриотизм не имеет ничего общего с замыканием человека на уз-

ких национальных интересах. Истинный патриотизм по своей природе гуманистичен и включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным традициям и обычаям, к их самостоятельности и независимости и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. Если человек - патриот своей страны, он будет всегда исходить и действо-

вать в ее интересах, ставя во главу угла комфорт и благополучие (экономическое, социальное, политическое и пр.) своих соотечественников, но не в ущерб другим. Отсюда животрепещущим становится вопрос о формировании патриотизма у младших поколений.

На формирование ценностных ориентаций, мировосприятия и мировоззрения любого человека значительное влияние оказывает его семья и ближайшее окружение. Особенно существенно это влияние в раннем возрасте, когда большинство моделей поведения, представлений о мире и даже личностных качеств усваивается ребенком благодаря работе неосознаваемых и мало-осознаваемых механизмов. А потому, можно говорить о том, что особенности семьи будут обусловливать формирование межкультурной компетентности и патриотизма у младшего поколения.

Особенность нашего Байкальского региона состоит в том, что мы ближе географически к восточным странам. А в восточных народах сильна роль культурных традиций, роль семьи. Может быть это связано с тем, что представители восточных культур не так сильно включены в процессы миграции и глобализации. В западных же культурах эти процессы протекают довольно интенсивно. Жители западных стран гораздо чаще и сильнее подвергаются воздействию на себя представителей других культур с их ценностями, традициями и установками. И, конечно, такому интенсивному давлению трудно сопротивляться. Отсюда и те перемены, что происходят не только в мировосприятии западных народов, но и в их ценностных ориентациях. В том числе таких, как ценность семьи и брака, которая в настоящее время все больше заменяется такой декларируемой ценностью как «личная свобода и независимость».

Мы уже на протяжении нескольких лет проводим исследования и анализируем влияние на подрастающее поколение такого фактора, как этническая смешанность семьи. Что же дает человеку в психологическом плане возможность тесного общения и взаимодействия в повседневной жизни с представителями других национальностей? В первую очередь с нашей точки зрения она формирует бикультурность. Такой человек с детства погружается и имеет возможность близко наблюдать особенности жизни, быта, традиций представителей как минимум двух культур. Тем самым, они становятся для него привычны и понятны. Во-вторых, в Сибири часто смешанность осуществляется с местными аборигенами (бурятами, тувинцами, эвенками и др.). А это люди, которые чувствуют свою принадлежность этой земле, чьи предки веками жили на данной территории, и потому они по праву считают эту землю «своей, родной». А, следовательно, с психологической точки зрения они к ней более привязаны, у них сформировались веками существующие специфические для данной местности формы природопользования, трудовой деятельности человека. Возможно, с этим и связана их большая патриотичность. Вместе с тем патриотичностью отличались и русские старожилы в Сибири, представители казачества, старообрядчества. В-третьих, в процессе такого

совместного проживания с представителями разных культур, формируется и готовность к межнациональным контактам, к межнациональному взаимодействию. Данный фактор так же окажет впоследствии позитивное влияние на адаптацию человека в многонациональном обществе.

Проанализируем результаты нашего исследования, проведенного в 2015 г. среди студентов разных вузов Байкальского региона. Всего в исследовании участвовало 638 человек. Из них мы анализировали ответы тех, у кого есть родственники других национальностей (представители смешанных семей) и тех, у кого таких родственников нет (представители несмешанных семей).

В первую очередь нам было интересно, существуют ли значимые различия между этими категориями респондентов в их оценке основных жизненных ценностей. Наше исследование показало, что в этом вопросе представители обеих групп были практически едины. И те и другие на первые позиции ставят такие ценности как «уважение к родителям, родным и близким», затем «семью и брак», и далее «любовь и дружбу». В оценке других ценностей их позиции также сходны (диаграмма 1). Единственное серьезное различие в оценке жизненных ценностей между представителями из смешанных и несмешанных семей нами было выявлено по ценности «хорошие взаимоотношения между людьми разных национальностей». Представители смешанных семей данную жизненную ценность оценивают гораздо выше. Возможно, имея родственников другой национальности, они чаще замечают неуважение к представителям других культур, и это их больше заботит, так как всем нам присуще желание защитить и поддержать своих близких.

Довольно единодушны данные респонденты и в вопросе определения сущности патриотизма. Для тех и других он является обязательным условием и слагаемым нормальной жизни, и понимается ими как чувство единения с родной землей и ее жителями. Так ответили более половины всех опрашиваемых. Примечательно, что около 15 % респондентов ответили, что в данном вопросе придерживаются принципа «Где хорошо - там и родина». Мы думаем, что процент так ответивших людей среди жителей западного региона нашей страны был бы гораздо выше именно за счет их большей возможности миграции и выбора профессиональной деятельности, а следовательно, и места проживания.

Различия между мнением людей из смешанных и несмешанных семей отмечены в нашем исследовании по вопросу определения понятия «толерантность» (таблица 1). Так представители из смешанных семей гораздо чаще говорят о том, что «считают содержание понятия толерантность значимым и актуальным во всех современных ситуациях» (61,1 против 46,7 %). В то время как среди респондентов из несмешанных семей больше тех, что говорят о том, что понятие «толерантность» лучше вообще не использовать из-за накопившихся в его содержании противоречий (7,0 и 14,4 соответственно).

10

• ••♦•• Представители смешанных семей Представители несмешанных семей

Диаграмма 1. Оценка респондентами из смешанных и несмешанных семей уровня значимости для них различных жизненных ценностей (по 10-балльной шкале)

Таблица 1

Ответы респондентов из смешанных и несмешанных семей на вопрос «Ваше мнение по поводу понятия «толерантность»*

Вариант ответа Представители смешанных семей Представители несмешанных семей

Считаю содержание понятия толерантность значимым и актуальным во всех современных ситуациях 61,1 46,7

Слово хорошее, но его лучше не использовать по отношению к мигрантам 14,0 18,9

Слово хорошее, но его лучше не использовать по отношению к лицам с нетрадиционной сексуальной ориентацией 10,2 8,9

Слово хорошее, но его лучше не использовать по отношению к различиям в религиозных взглядах 4,2 5,6

Слово лучше вообще не использовать из-за накопившихся в его содержании противоречий 7,0 14,4

Примечание: *мнение тех респондентов, что не смогли ответить однозначно на вопрос, есть ли у них родственники - представители других национальностей здесь не приводятся.

При оценке межнациональных отношений, сложившихся в стране и регионе их проживания, и те и другие в большинстве случаев оценивают эти отношения как «нормальные, терпимые». Но все же, так же как и в наших прежних исследованиях, снова наблюдается такая картина, что респонденты из смешанных семей чаще, чем из несмешанных, склонны

оценивать межнациональные отношения как «хорошие, способствующие межнациональному согласию», а среди представителей из мононациональных семей больше тех, кто оценивает данные отношения как «конфликтные, тревожные» и даже «взрывоопасные, грозящие перейти в открытый конфликт» (таблица 2).

Таблица 2

Оценка межнациональных отношений, сложившихся в стране и регионе проживания респондентов

из смешанных и несмешанных семей*

Категории респондентов Вариант ответа

хорошие, способствующие межнациональному согласию нормальные, терпимые конфликтные, тревожные взрывоопасные, грозящие перейти в открытый конфликт

Представители смешанных семей 46,6 46,7 43,4 28,6

Представители несмешанных семей 8,5 14,6 20,5 42,9

Примечание: *мнение тех респондентов, что не смогли ответить однозначно на вопрос, есть ли у них родст-

венники - представители других национальностей здесь не приводятся.

Среди причин, значительнее всего ухудшающих межнациональные отношения и те и другие на первых позициях называют «самомнение и этноцентризм некоторых народов» и «отсутствие стремления узнавать особенности и традиции других народов». Далее среди причин у обеих категорий респондентов звучат такие, как «действия политиков некоторых стран». Значимые различия в данном вопросе между рассматриваемыми категориями респондентов обнаружены по варианту «исторически сложившиеся традиции ксенофобии (боязни чужих)». Данный ответ гораздо чаще давали представители из смешанных семей. (24,6 % против 13,3 %). Последние тем самым признают наличие подобных страхов у разных народов.

При анализе ответов данных категорий опрашиваемых на вопрос о слагаемых межкультурной компетентности, и о том, какие качества должен демонстрировать человек, обладающий межкультурной компетентностью, так же нами были обнаружены различия. Наиболее существенные различия были выявлены в оценке такого качества как «уважение к религиозным ценностям и ритуалам других народов» (диаграмма 2). Представители смешанных семей именно это качество назвали главенствующим и поставили при ранжировании на безусловное первое место. У представителей из мононациональных семей это качество оценено значительно ниже и в ранге занимает четвертую позицию. Возможно, приоритет этого качества у респондентов из смешанных семей связан с тем, что многочисленные сюжеты о межнациональных конфликтах в СМИ часто имеют в основе причину в неуважении религиозных обычаев и традиций (вспомним недавний разгром французской газеты, которая поместила у себя на страницах карикатуры на многих религиозных идолов, чем спровоцировала волну недовольства верующих). Представители из смешанных семей, возможно, как никто другой понимают, насколько конфессиональные традиции важны для представителей разных культур. В своей повседневной жизни они наверняка сталкивались с этим.

Далее испытуемые среди необходимых качеств называли «уважение к личности», «понимание традиций и обычаев других народов». И опять значительные различия мы зафиксировали в оценке такого ка-

честв как «понимание своеобразия разных народов» и «способность легко и быстро устанавливать отношения с людьми». Данные качества заняли 3 и 8 позиции. Но вот у респондентов мононациональных семей на третьем месте «Понимание своеобразия...», а на восьмом - «Способность устанавливать отношения», а у респондентов из несмешанных семей - все с точностью да наоборот. По остальным качествам статистически значимых различий мы не наблюдаем.

Важность для межнационального согласия такого качества как «уважение к религиозным ценностям и ритуалам других народов» лишний раз подтверждают ответы респондентов на вопрос оценки влияния религиозных взглядов человека на межнациональные отношения (таблица 3). Представители смешанных семей чаще говорят о положительном влиянии религиозных взглядов в данном вопросе (ответы «положительное» и «скорее положительное, чем отрицательное»).

В большинстве и литературных и научных источников отмечается, что патриотизм очень часто связан с отношением людей к природе своего края, своей малой родине. Именно это имел в виду Л. Н. Толстой, когда отмечал: «Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней» (цит. по: [8]).

Наши исследования этого плана по гранту РГНФ в 2007 г. так же продемонстрировали этот момент. Нами была установлена связь высокого уровня патриотичности с бережным отношением к природе. Поэтому мы решили рассмотреть данный аспект на примере смешанных и несмешанных семей. Мы предположили, что смешанные семьи, которые ближе к аборигенам, будут чаще показывать позицию о превалировании природы над человеком, что характерно для многих азиатских народов. Данное предположение подтвердилось. Так среди представителей из мононациональных семей больше чем в смешанных семьях тех, что определяют позицию человека «над природой». И видят предназначение человека в том, что он изменяет и совершенствует ее. Представителям смешанных семей более симпатична позиция, что природа главенствует над человеком и по своей сути человек - часть природы и во многом зависит от неё.

Диаграмма 2. Оценка значимости слагаемых межкультурной компетентности представителями смешанных и несмешанных семей (по 10-балльной шкале)

Таблица 3

Ответы респондентов на вопрос о том, какое влияние оказывают религиозные взгляды человека

на межнациональные отношения

— — — Представители смешанных семей Представители несмешанных семей

Вариант ответа Представители смешанных семей Представители несмешанных семей

Положительное 18,6 12,2

Скорее положительное, чем отрицательное 16,5 10,0

Никакого не оказывают 12,3 18,9

Скорее отрицательное, чем положительное 16,1 22,2

Отрицательное 19,6 15,6

Затрудняюсь ответить 16,9 21,1

Таким образом, несмотря на значительное количество совпадений, можно говорить о существовании значимых различий между представителями смешанных и несмешанных семей в их оценке межнациональных отношений, и явлений связанных с патриотизмом и межнациональным согласием. В данных вопросах можно с уверенностью говорить о позитивном влиянии такого фактора как смешанность семьи.

Так представители из смешанных семей при схожести в оценке большинства ценностей с представителями мононациональных семей, в отличие от вторых вперед выдвигают такую ценность как «хорошие взаимоотношения между людьми разных национальностей». Они оценивают межнациональные отношения, сложившиеся в регионе и стране их проживания,

как более благоприятные, но при этом их заботят проблемы ксенофобии, неуважения религиозных позиций и др. Среди слагаемых межкультурной компетентности для них самым важным является уважение к религиозным ценностям и ритуалам. В целом, они склонны видеть в религиозных воззрениях больше позитивных моментов для межнационального взаимодействия. Для них это довольно значимый вопрос. Сокровенный. То, что не терпит пренебрежения и вторжения других людей. Это проявилось и в том, что для них более важны не конкретные умения общаться с другими людьми, а важно в первую очередь понимание и уважительное отношение к тому, что является ценностью для другого, чем он дорожит.

Литература

1. Карнышев А. Д., Карнышева О. А., Иванова Е. А. Межкультурная компетентность и межэтническая толерантность студентов // Социология образования. 2013. № 06. С. 62 - 79.

2. Карнышев А. Д., Терехова Т. А., Трофимова Е. Л., Иванова Е. А., Карнышева О. А., Ефимова А. В. Межкультурная компетентность в реалиях жизни азиатских народов. Иркутск: Репроцентр А1, 2013.

3. Карнышев А. Д., Терехова Т. А., Трофимова Е. Л., Скорова Л. В., Иванова Е. А., Карнышева О. А. Психология межкультурной компетентности: сущность, региональная специфика, технологии формирования. Иркутск: Репроцентр А1, 2012. 438 с.

4. Карнышева О. А. Влияние семьи и ее особенностей на подготовку детей к эффективному межэтническому взаимодействию // Сибирский психологический журнал. 2012. № 46. С. 93 - 98.

5. Карнышева О. А. Этническая и личностная самооценка в семье и ее влияние на формирование межкультурной компетентности // Психолого-экономические и этнокультурные ресурсы улучшения межнациональных отношений в российских регионах: материалы Международной науч.-практ. конф. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2014. С. 154 - 159.

6. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М.: Институт психологии РАН, Академический проект, 1999. 320 с.

7. Чернявская Ю. В. Роль этнической самооценки в самосознании народа // Личность. Культура. Общество. 2001. Вып. 4(10). Т. 3. С. 269 - 277.

8. Ясная Поляна и вокруг неё // Литературная газета. 1987. 11 марта.

Информация об авторе:

Карнышева Ольга Александровна - старший преподаватель кафедры психологии образования и развития личности педагогического института Иркутского государственного университета, borisovvla@yandex.ru.

Olga A. Karnysheva - Senior Lecturer at the Department of Educational Psychology and Personal Development, Pedagogical Institute, Irkutsk State University.

Статья поступила в редколлегию 26.05.2015 г.

УДК 159.9

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВУХ ТИПОВ ХРОНОТОПИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНЕННОГО МИРА ЧЕЛОВЕКА

В. Е. Клочко, О. М. Краснорядцева, Н. В. Хван

INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF TWO TYPES OF CHRONOTOPICAL

ORGANIZATION OF HUMAN LIFEWORLD V. Е. Klochko, O. М. Krasnoryadtseva, N. V. Khvan

Исследование выполнено по заданию № 201/233 на выполнение государственных работ в сфере научной деятельности в рамках базовой части государственного задания Минобрнауки России, проект «Психотехническое обеспечение процесса развития когнитивного и коммуникативного потенциала бакалавров, магистрантов и аспирантов ведущего исследовательского университета».

Данная статья посвящена сложному, нелинейному характеру взаимосвязи параметров ценностно-смысловой сферы и особенностей временной перспективы человека. Временная перспектива и ценностно-смысловые измерения жизненного мира человека рассматриваются в их взаимообусловленности друг другом внутри целостного процесса жизнеосуществления, по отношению к которому они выступают в качестве «сквозных» его признаков; при этом индивидуальные характеристики этой взаимосвязи определяются особенностями хроното-пической организации человека. Временная перспектива, рассматриваемая в единстве с ценностно-смысловыми измерениями жизненного мира человека, раскрывается в новом содержательном составе (включающем смыс-ложизненные ориентации, экзистенциальную исполненность, базисные убеждения, значимые цели), поскольку выступает в качестве элемента в структуре более высокого целого-трансспективы жизнеосуществления. На основании эмпирических данных выявлены и описаны типологические способы хронотопической организации жизненного мира. Показано, что особенности временной перспективы и ценностно-смысловых характеристик, консолидирующиеся в образе мира человека, связаны с его предпочтением той или иной сферы трудовой занятости как одной из базовых составляющих образа жизни взрослого человека. Представлены эмпирические данные, свидетельствующие о том, что осознание и гармонизация временных локусов ценностно-смысловых параметров предоставляет человеку реальную возможность обрести свой «внутренний центр», перейти в режим самодетерминации и выбрать эмоционально обогащенную, осмысленную жизнь.

The paper focuses on the complex, non-linear nature of relations between the parameters of value-semantic sphere and features of human temporal perspective. Time perspective and value-semantic dimensions of human life-world are considered in their interdependence with each other within a holistic process of life-fulfillment, in relation to which they

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.