I ПСИХОЛОГИЯ УДК 159.99
ВЗГЛЯД ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ АЗИАТСКИХ НАРОДОВ НА ПРИЧИНЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ
Е. А. Иванова
THE OPINION OF REPRESENTATIVES OF VARIOUS ASIAN NATIONS ON THE CAUSES THAT INFLUENCE THE EMERGENCE OF ETHNIC CONFLICTS
E. A. Ivanova
Выполнено в рамках гранта РГНФ 15-06-10673 «Факторы и особенности формирования патриотизма и межнационального согласия у молодежи азиатской России».
Предметом представленного исследования являются факторы, вызывающие рост межэтнической напряженности и появление межнациональных конфликтов. В статье приводятся данные широкомасштабного исследования в трех странах Азиатского региона - восточной части России, Китае и Монголии (опрошено более 1600 человек в возрасте от 17 до 21 года). Анализируются ответы респондентов на вопрос о том, что они считают причиной ухудшения межнациональных отношений в современном мире. Также приводятся психологические механизмы, которые при надлежащем использовании могли бы скорректировать многие негативные конфликтогенные факторы. Делается заключение о том, что психологические подходы к расширению сознания человека, принятию полиэтничности мира и разнообразия идей и способов самовыражения людей, установлению более естественных и эффективных отношений между представителями разных культур способствуют разрешению межнациональных конфликтов.
The subject of the study is the factors causing the growth of ethnic tensions and the emergence of inter-ethnic conflicts. The paper presents the results of the research in the three countries of the Asian region - the eastern part of Russia, China and Mongolia (authors studied more than 1600 people aged 17 to 21 years). It provides an analysis of responses to the question of what they believe to be the cause of the deterioration of inter-ethnic relations in the modern world. It also provides psychological mechanisms that may overcome many of the negative conflict-generating factors. It is concluded that psychological approaches to the expansion of human consciousness, the adoption of a world of multi-ethnicity and diversity of ideas and ways of human expression, more natural and effective relations between representatives of different cultures contribute to the resolution of ethnic conflicts.
Ключевые слова: межнациональное согласие, межнациональный конфликт, детерминанты межнациональных конфликтов, этноцентризм, межкультурная компетентность.
Keywords: inter-ethnic harmony, ethnic conflict, determinants of ethnic conflicts, ethnocentrism, intercultural competence.
Рост конфликтности современных людей - часто обсуждаемая проблема, которая однако находит оправдание в том, что многие конфликты, решение которых поставлено в конструктивное русло, приводят к улучшению законодательства, организации совместной жизнедеятельности, информированности и пр. Однако рост конфликтов на национальной и религиозной почве отнюдь нельзя назвать позитивным явлением по нескольким причинам:
- подавляющее большинство таких конфликтов происходит не между конкретными личностями, а между группами людей, что резко снижает шансы на скорое разрешение конфликта;
- большинство конфликтов на национальной и религиозной почве начавшихся многие годы назад так до сих пор и не имели разрешения, и с периодичностью в несколько лет вспыхивают все с новой силой.
От конфликтов, которые действительно зиждутся на почве межнациональных (или межкультурных) различий, стоит сразу отличать конфликты, имеющие в основе экономические факторы. Ведь многие авторы, долго и подробно анализирующие особенности «межнационального конфликта», на самом деле имеют в виду спор за территорию или природные богат-
ства, затеянный экономическими элитами и выдаваемый как межэтнический конфликт. Так, например, современный русско-украинский конфликт изначально имел экономическую подоплеку, и до сих пор подпи-тывается преимущественно экономическими причинами, что не позволяет отнести его однозначно к межнациональным конфликтам. Хотя с каждым прожитым днем таких серьезных конфликтных разногласий все острее ощущаются ухудшающиеся отношения друг к другу у представителей наших стран. И уже это позволяет предположить, что, не разрешив в ближайшее время данный экономический конфликт, правительства двух стран через 2 - 3 года столкнутся с «классическим» межкультурным конфликтом, в котором представители российского и украинского этносов будут предвзято относиться друг к другу только по причине принадлежности к другой национальности.
Многие ранние исследователи межнациональных конфликтов и напряженностей выделяют в качестве их основной причины устойчивые этнические стереотипы о предпочитаемой (а значит «правильной») внешности, еде, поведении и даже стиле общения, которые сложились в сознании носителей разных куль-
134 Е. А. Иванова
тур. Так, например, европеец с укоренившимися в его сознании стереотипами европейской жизни, может неодобрительно и даже раздраженно воспринимать такие «чуждые» ему атрибуты, как паранджа, наличие нескольких жен, и даже «неправильное» время завтрака или обеда. Соответственно, по мнению данных ученых, межнациональные конфликты вспыхивают на территориях, где проживают представители разных культур, которые сильно отличаются по внешности и избирают традиционные для себя формы поведения, общения, питания, хозяйствования и прочее. Часто в данном случае исследователи предлагали улучшить межнациональную ситуацию путем создания «единой» культурной среды.
Такой взгляд сегодня нельзя считать правильным, и тому есть ряд подтверждений:
- «интегрированные» в американское общество представители афроамериканской культуры, несмотря на «перенятые» традиции американской жизни, до сих пор ощущают межнациональное напряжение, а мы, в свою очередь, можем часто наблюдать вспышки конфликтности;
- в то же время Восточная Сибирь, в которой проживают народы очень непохожие ни внешностью, ни традициями, длительное время сосуществуют мирно.
Причины, влияющие на ухудше
Пусть фактор этнических стереотипов и внешних различий и может в некоторых случаях стать причиной межнационального конфликта, все же мы склонны предполагать более глубокие, личностные детерминанты, для изучения которых нужно общаться с представителями разных этносов. Также можно предположить, что данная причина (внешние различия) характерна для конфликтов между представителями не самых интеллектуально и духовно развитых слоев населения - данные конфликты очень часто встречаются в подростковой среде [5], а также среди малообразованных граждан.
Наше исследование, которое проходит в 2014 -2015 гг. в различных азиатских странах и регионах, это подтвердило. Исследование проводилось под руководством профессора Александра Карнышева, группой ученых Иркутского государственного университета -Е. А. Ивановой, О. А. Карнышевой, А. Ю. Качимской, Е. П. Володиной, Е. Л. Аршинской, М. М. Цыгановой, а также студентами факультета прикладной психологии. Было опрошено более 1600 человек из Азиатского региона - граждан различных российских районов (Республики Тывы, Бурятии, Иркутской области), а также граждан Монголии и Китая (таблица).
Таблица
е межнациональных отношений
Причина Россия Ирк. обл. (638респ.) Россия Бурятия (342 респ.) Россия Тыва (150 респ.) Китай (359респ.) Монголия (200респ.)
Самомнение, этноцентризм у представителей некоторых на- 41,7 % 41,2 % 41,3 % 58,5 % 40,0 %
родов
Отсутствие стремления узнавать особенности и традиции 34,8 % 32,7 % 41,3 % 32,9 % 39,0 %
других народов
Отсутствие соответствующей работы по международным до- 11,8 % 7,6 % 13,3 % 19,5 % 26,0 %
кументам о мире и согласии
Исторически сложившиеся традиции ксенофобии (боязни 22,1 % 31,0 % 21,3 % 34,3 % 27,0 %
чужих)
Действия политиков некоторых стран 32,3 % 35,4 % 34,7 % 16,7 % 19,0 %
Исконно присущая отдельным народам агрессивность 22,3 % 19,6 % 13,3 % 10,9 % 12,5 %
Различия в экономических интересах 5,8 % 4,7 % 6,7 % 10,9 % 7,0 %
Низкая культура межнациональных контактов 9,6 % 9,1 % 13,3 % 1,7 % 3,5 %
Несмотря на то, что есть различия во мнениях участников опроса о том, что именно приводит к ухудшению межнациональных отношений, во всех перечисленных регионах на 1 место поставили «Самомнение и этноцентризм», которые проявляются в преувеличении достоинств собственного этноса и уничижении качеств представителей других этносов. Т. е. именно данный фактор заставляет людей на-
строиться негативно к такому человеку и в дальнейшем может привести к конфликту. Как психолог, автор может отметить, что самомнение и этноцентризм - это достаточно часто встречающиеся личностные качества человека, причиной возникновения которых в большинстве случаев является неправильное воспитание в семье: родители или взрослые родственники позволяют себе унизительно высказываться о
Вестник Кемеровского государственного университета 2015 № 3 (63) Т. 3 \ 135
людях другой национальности, вызывая у ребенка возникновение чувства превосходства его расы над всеми другими. Особенно опасным такой человек становится при сочетании в его личности и других качеств, например, харизматичности, умении убеждать других людей и манипулировать их сознанием. В таком случае мы встречаем «феномен» Гитлера, развязавшего мировой конфликт, во многом базирующийся на личностном самомнении и этноцентризме этого человека.
Проведенный А. М. Кибизовым краткий исторический анализ, позволил ему утверждать в своей диссертационной работе, что подобные, основанные на этноцентризме, межнациональные конфликты были свойственны человечеству в самых различных периодах его развития, в результате чего автор пришел к выводу, что межнациональные конфликты присущи человеческому обществу в принципе, а причины их коренятся в природе самого человеческого существа [4]. Их постоянное воспроизведение говорит о том, что межнациональный фактор является исторически долговечным и постоянным.
На второе место среди факторов, влияющих на ухудшение межнациональных отношений, наши респонденты поставили:
- респонденты из Иркутской области, Тывы и Монголии - «Отсутствие стремления узнавать особенности и традиции других народов»;
- респонденты из Бурятии - «Действия политиков»;
- респонденты из Китая - «Исторически сложившиеся традиции ксенофобии (боязни чужих)».
Опять же, кроме фактора «действия политиков», остальные - это личностные особенности, не позволяющие человеку компетентно действовать в ситуации полиэтничности контактов. Конечно, если человек боится чужаков и не хочет узнавать об их особенностях и привычках, он может комфортно прожить в моноэтничном обществе и никогда не знать конфликтов. Однако в современном мире, склонном к все большей полиэтничности (особенно в профессиональной и туристической сферах), такой человек превратится в ходячий «конфликтоген»: в силу своего незнания, неумения, он может оскорбить человека другой национальности, даже не желая этого. Так поступают молодые российские туристки, гуляя по арабским странам в крошечных юбках, так поступают европейские туристы, не снимающие головной убор и спокойно фотографирующиеся в христианских храмах. Ведь в Европе в католических храмах это можно делать сколько угодно, тогда как в России народ с большей трепетностью относится к религиозным местам и памятникам воинской славы. Даже если человек уверен, что ему не пригодятся знания межэтнических и межкультурных различий, жизнь легко может нарушить эту его уверенность - сменившиеся экономические приоритеты могут заставить его переехать в другой регион, в другую страну или его дети могут захотеть поехать учиться за границу. Невозможно в поликультурном мире отгородиться от всех других. Так, например, некоторые трудящиеся из стран Средней Азии, приехавшие на заработки в Иркутскую область со всей своей семь-
ей, столкнулись с необходимостью давать одинаково качественное образование и девочкам, и мальчикам. Обратившись к учителям, они просили учить своих дочерей только самым элементарным вещам - писать и читать, мотивируя это тем, что девочка выйдет замуж и никогда не будет работать, не давать девочкам никакие дополнительные «бесполезные» кружки и секции - иностранный язык, шахматы и прочее. Однако учителя не пошли на встречу, не приняли во внимание «вековые традиции», ведь девочки будут жить в другом мире - мире разнообразных культур и религий.
Можно иметь какие угодно воззрения, привычки и даже принципы, но в современном мире межкультурная компетентность, как способность благополучно сосуществовать и сотрудничать с представителями самых разных культур, является необходимым условием цивилизованности человека.
Фактор «Действия политиков», как детерминанта межнационального напряжения, опять показывает сильную взаимосвязь между межнациональным и экономическим конфликтом. Примечательно, что этот фактор намного чаще (почти в два раза) выделяют респонденты из России (его отметили 35 % российских респондентов, 16,7 % респондентов из Китая и 19 % респондентов из Монголии). Причина, скорее всего, заключается в разных информационных воздействиях СМИ в наших странах. В России ежедневно в новостных и аналитических программах подчеркивается (и неоднократно) роль тех или иных политиков в разжигании конфликтов.
Респонденты из Китая несколько чаще, чем россияне и монголы, подчеркивают различия в экономических интересах разных народов как источнике конфликтов.
Выделенные респондентами личностные качества, лежащие в основе возникновения межнациональных конфликтов, при надлежащей работе (особенно с детского возраста) могут быть исправлены, скорректированы. Сегодня появляются все новые методы работы со школьниками и студентами по формированию у них межкультурной компетентности [1; 3; 6]. Особенно важно в данной работе учитывать региональный фактор [2].
Однако ни один из психологических способов урегулирования межнациональных конфликтов не является идеальным, так как ни один психологический механизм не способен разрешить социальные проблемы. Но, даже не изменяя социальную ситуацию, психологические подходы способствуют расширению сознания человека, принятию полиэтничности мира и разнообразия идей и способов самовыражения людей, установлению более естественных и эффективных отношений между представителями разных культур, проживающих в непосредственной близости друг от друга, объединению людей вокруг общих целей (в том числе глобальных - сохранение природы, красоты, доброты), уменьшению влияния на человеческие взаимоотношения грубых механизмов политического и экономического манипулирования. И для достижения этих благородных целей необходимо использовать все возможности.
136 Вестник Кемеровского государственного университета 2015 № 3 (63) Т. 3
Литература
1. Карнышев А. Д., Карнышева О. А., Иванова Е. А. Межкультурная компетентность и межэтническая толерантность студентов // Социология образования, 2013. № 06. С. 62 - 79.
2. Карнышев А. Д., Терехова Т. А., Трофимова Е. Л., Иванова Е. А., Карнышева О. А., Ефимова А. В. Межкультурная компетентность в реалиях жизни азиатских народов. Иркутск: Репроцентр А1, 2013.
3. Карнышев А. Д., Терехова Т. А., Трофимова Е. Л., Скорова Л. В., Иванова Е. А., Карнышева О. А. Психология межкультурной компетентности: сущность, региональная специфика, технологии формирования. Иркутск: Репроцентр А1, 2012. 438 с.
4. Кибизов А. М. Преступность на почве межнациональных конфликтов: криминологические проблемы: ав-тореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. 30 с.
5.Черкасова С. А. Детерминанты межэтнических конфликтов в подростковой среде // Прикладная психология и психоанализ. 2013. Т. 3. С. 9. Режим доступа: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: 10.05.2015).
6. Elena Ivanova De la formation en competence interculturelle des enseignants d'Irkotsk // Cultures, education, identite, Recompositions socioculturelles, transculturalite et interculturalite / Etudes reunies par Olivier Meunier. France. Artois presses universite. 2014. P. 251 - 256.
Информация об авторе:
Иванова Елена Александровна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и развития личности Педагогического института Иркутского государственного университета, ea444@yandex.ru.
Elena A. Ivanova - Candidate of Psychology, Assistant Professor at the Department of Educational Psychology and Personal Development, Pedagogical Institute, Irkutsk State University.
Статья поступила в редколлегию 26.05.2015 г.
УДК 159.99
ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ПАТРИОТИЗМА
И МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО СОГЛАСИЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБЩЕСТВЕ
А. Д. Карнышев
ETHNO-PSYCHOLOGICAL PROBLEMS OF INTERRELATION OF PATRIOTISM AND INTERETHNIC CONSENT IN A POLYCULTURAL SOCIETY
A. D. Karnyshev
Выполнено в рамках гранта РГНФ 15-06-10673 «Факторы и особенности формирования патриотизма и межнационального согласия у молодежи азиатской России».
В статье патриотизм рассматривается как любовь к отечеству, вытекающая из солидарности интересов граждан данного государства или членов данной нации. Основными проблемами взаимосвязи патриотизма и межнационального согласия является следующее: во-первых, быть патриотом для отдельных личностей - прежде всего противопоставление своих сокровенных национальных ценностей ценностям других народов. Люди, провозгласившие лозунг «Россия для русских», скорее всего, в своем большинстве являются патриотами, но вот в их активном стремлении к межнациональному согласию в своей полиэтничной стране можно усомниться. Во-вторых, многонациональные государства, такие как США, Канада, Швейцария, Россия и т. д. вынуждены искать «скрепы», которые ставят гражданскую идентичность своего населения над этнической идентичностью. В-третьих, нельзя уйти от противоречий между патриотизмом граждан страны и региональным патриотизмом, как любви к малой родине. Автор выделяет некоторые виды патриотизма: 1) воинственный патриотизм, 2) пафос-ный патриотизм, 3) житейский (обыденный) патриотизм. Существует также лжепатриотизм. Конкретными феноменами, в которых наиболее ярко прослеживается взаимосвязь патриотизма и межнационального согласия выступает эгоцентризм, национализм, космополитизм и т. п. На примере социального опроса среди студентов из разных регионов Сибири, Китая и Монголии в статье рассматриваются конкретные прикладные проблемы: связь уровня патриотизма и межнациональных отношений, мнение о будущем патриотической ориентаций в глобализирующемся обществе и т. д.
In the paper patriotism is considered as the love to the fatherland resulting from solidarity of interests of citizens of that state or members of that nation. The main problems of interrelation of patriotism and interethnic consent are the following: first, for some people being a patriot means primarily the opposition of the intimate national values to the values of other peoples. The people who proclaimed the slogan "Russia for Russians", most likely, are mostly patriots, but it is possible to doubt their active aspiration for international consent in the polyethnic country. Secondly, the multinational states, such as the USA, Canada, Switzerland, Russia etc., compelled to look for "clamps" which put civil identity of the population over ethnic identity. Thirdly, it is impossible to leave from contradictions between patriotism of
А. Д. Карнышев | 137