УДК 159.922.4+159.94
ПРОФИЛАКТИКА ЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Е. Л. Аршинская
PREVENTION OF ETHNIC CONFLICTS THROUGH THE DEVELOPMENT OF INTERCULTURAL COMPETENCE OF TEENAGERS E. L. Arshinskaya
Выполнено в рамках гранта РГНФ 15-06-10673 «Факторы и особенности формирования патриотизма и межнационального согласия у молодежи азиатской России».
В статье рассматриваются возможности современной школы по развитию навыков эффективного межличностного и межгруппового взаимодействия как способа профилактики этических конфликтов. На основе проведенных исследований обосновывается необходимость осуществления профилактики этнических конфликтов через развитие межкультурной компетентности подростков. Межэтнические и межнациональные конфликты рассматриваются как частный случай социального конфликта, когда конфликтующие группы сформированы по этническому основанию. Представлены результаты проведения психопрофилактической работы, направленной на развитие составляющих межкультурной компетентности, коммуникативной толерантности и умение принимать других. Полученные данные позволяют сделать выводы о том, что формировать межкультурную компетентность можно посредством психопрофилактических программ, направленных на снижение конфликтности, развитие коммуникативных навыков и обогащение знаниями о культуре и традициях других народов. Наиболее значимые изменения отмечены в таких показателях межкультурной компетентности, как терпимость к противоположным взглядам и мнениям, способность избегать конфликтных ситуаций, понимание своеобразия разных народов.
The paper discusses the possibilities of the modern school in the development of skills for effective interpersonal and inter-group interaction as a means to prevent ethical conflicts. On the basis of the conducted research the author proves the necessity of prevention of ethnic conflicts through the development of intercultural competence of adolescents. Inter-ethnic conflicts are considered as a special case of social conflict when conflicting groups have been formed on an ethnic basis. The paper presents the results of the psycho-prophylactic work aimed at the development of the components of intercultural competence, communicative tolerance and ability to accept others. The obtained data allow drawing conclusions that intercultural competence can be instilled through prevention programmes aimed at the reduction of conflict, the development of communicative skills and learning about the culture and traditions of other nations. The most significant changes are observed in such indicators of intercultural competence as the tolerance to opposing views and opinions, the ability to avoid conflict situations and understanding the peculiarities of different nations.
Ключевые слова: этнические отношения, межкультурная компетентность, подростки, конфликт, взаимодействие.
^ywords: ethnic relations, intercultural competence, teenagers, conflict, cooperation.
Обострение этнических проблем и как следствие возникновение межнациональных, этнополитеческих конфликтов выдвигают необходимость поиска путей их профилактики. Большинство исследователей отмечает, что подобные конфликты носят эмоционально-иррациональный характер протекания, ведут к многочисленным жертвам среди мирного населения. В конце 80-х - начале 90-х гг. этнополитические конфликты нашли свое выражение в больших и малых войнах в Азербайджане, Армении, Таджикистане, Молдове, Чечне, Грузии, Северной Осетии, Ингушетии. И сегодня события, происходящие в России и за рубежом, свидетельствуют о дезинтеграционных разрушительных тенденциях, угрожающих возникновением новых конфликтов.
Изучение межнациональных отношений в Байкальском регионе, проведенное А. Д. Карнышевым, Е. А. Ивановой, позволяет отметить, что в период с 90-х гг. по 2003 г. отмечалось определенное ухудшение оценок характера межнациональных отношений,
к 2008 г. эта ситуация начала улучшаться, данные представлены на рис. 1 [3, с. 35 - 39].
В конце 1990-х гг. 27 % респондентов оценили межнациональные отношения как хорошие, способствующие межнациональному согласию, а в 2003 г. только 11 % посчитало, что межнациональные отношения в регионе являются хорошими. В 2008 г. эта ситуация изменилась в лучшую сторону, но не достигла уровня 1990-х гг. Хорошими межнациональные отношения посчитали только 17 % опрошенных.
В конце 90-х межнациональные отношения, сложившиеся в регионе, были оценены как конфликтные и тевожные 5 % опршенных, а в 2003 г. было отмечено значительное увеличение таких оценок до 19 %, к 2008 г. этих оценок оказалось меньше 12 %. Таким образом, мы можем говорить только о незначительном улучшении межнациональных отношений в Байкальском регионе.
хорошие нормальные конфликтные опасные затрудняюсь
тревожные ответить
конец 1990 ■ конец 2003 начало 2003
Рис. 1. Оценка характера межнационалных отношений в динамике
В настоящее время продолжаются этнические миграции, вызванные политическими, экономическими, военными причинами, в результате чего увеличивается вероятность возникновения групп со смешанным этническим составом, в которых велик конфликтогенный потенциал.
Опрос старшеклассников из различных населенных пунктов Байкальского региона показал, что в школьной среде существуют конфликты на почве межнациональных различий. Как видно на рисунках 2 и 3 представлены результаты опроса старшеклассников в 2008 г. и в 2014 г. Здесь мы можем отметить, что в 2008 г. чаще конфликтные отношения на национальной почве встречались в сельской местности. В 2014 г. ситуация
несколько изменилась: 16 % старшеклассников, проживающих в городе, оценили отношения как конфликтные и тревожные, а 4 % оценили межнациональные отношения как взрывоопасные, грозящие перейти в конфликт. В то время как старшеклассники, проживающие в сельской местности, поселках городского типа и в селе, оценили отношения как конфликтные 11 % и 10 % соответственно, а как опасные и грозящие перейти в конфликт - 7 % и 3 %.
Таким образом, результаты опросов позволяют говорить о необходимости принятия мер по улучшению межнациональных отношений в регионе как среди взрослого населения, так и среди молодежи.
Рис. 2. Оценка характера межнациональных отношений старшеклассниками из различных населенных пунктов Байкальского региона 2008 г.
Рис. 3. Оценка характера межнациональных отношений старшеклассниками из различных населенных пунктов Байкальского региона 2014 г.
Изучению межнациональных и межэтнических конфликтов посвящены работы В. А. Тишкова, Л. М. Дробижева, А. Н. Ямскова, З. В. Сикевича и др. Многие исследователи считают этнический конфликт частным случаем социального конфликта, обладающего определенными особенностями, в частности тем, что конфликтующие группы сформированы по этническому основанию. Зачастую причиной возникновения подобных конфликтов являются не только политические и социальные разногласия этнических групп, а неумение решать возникающие проблемы на стадии возникновения и правильно организовать межкультурное взаимодействие. Поэтому стабилизация межнациональных, межэтнических отношений должна осуществляться во всех сферах жизнедеятельности. Особое внимание должно уделяться этой проблеме в образовательных учреждениях, где формируется будущая личность, закладываются ценности, жизненные установки, в том числе и отношение к людям различных социальных, этнических и конфессиональных групп.
Свободная, самостоятельная, поликультурная и творческая личность может развиваться только в контексте общечеловеческих ценностей и без этого невозможно представить современное образование. Сегодня школа призвана сформировать систему ключевых компетенций, где важная роль отводится межкультурной компетенции, которая выступает фактором формирования универсальных качеств личности, необходимых для жизни в современном поликультурном обществе [6]. Умение эффективно выстраивать социальные и межэтнические отношения также является составной частью межкультурной компетентности.
Необходимо отметить, что в социальной психологии нет общепринятого названия области, изучающей взаимодействие этнических групп. Часто используются такие термины, как «межгрупповые отношения» (Т. Г. Стефаненко, Н. П. Шихирев), «межгрупповое взаимодействие» (В. С. Агеев) «межгрупповое поведение» (М. Шериф), «межгрупповое общение» (Н. М. Лебедева), «взаимоотношения групп» (И. Р. Сушков), «межэтническое восприятие» (В. Н. Павленко). Каж-
дый из вышеприведенных терминов затрагивает определенный аспект рассматриваемой предметной области. Понятие «межэтнические отношения» А. Н. Та-тарко и Н. М. Лебедевой определяются как совокупность осознаваемых, эмоционально окрашенных представлений и оценок, объектами которых выступают этнокультурные группы или конкретные представители этих групп [4, с. 9 - 10].
Следует обратить внимание на то, что не существует особых, свойственных исключительно межэтническим отношениям, психологических явлений и процессов: все они являются универсальными для межгрупповых отношений. Британский социальный психолог А. Тэшфел все отношения между людьми располагал на континууме, полюса которого составляют межличностные отношения и межгрупповые отношения между представителями конкретных и ясно различимых групп. При такой постановке вопроса практически все отношения между людьми окажутся межгрупповыми. Поскольку человек одновременно является членом многих групп, то хотя бы одна из его групповых принадлежностей будет отличаться от групповой принадлежности людей, с которыми он вступает в контакт. Например, общаться могут люди одного возраста, одного пола, одной профессии, но если они идентифицируют себя с разными этносами, на их взаимодействие большое влияние будут оказывать как особенности двух групп, так и взаимоотношения между ними. Межгрупповые отношения, особенно отношения между этническими и другими большими социальными группами, детерминированы политическими, экономическими, культурными процессами, идущими в обществе.
Что касается соотношения понятий «межэтнические отношения» и «отношения межгрупповые», то межэтнические отношения являются разновидностью межгрупповых. Межэтническим отношениям присущи все феномены, свойственные межгрупповым отношениям, - ингрупповой фаворитизм и аутгрупповая дискриминация, межгрупповые конфликты, стереотипиза-ция. Понятие межэтнических отношений включено в понятие межгрупповых, но не полностью, так как ме-
жэтнические отношения имеют специфические явления, связанные только с ними, например, этноцентризм, аккультурация, этническая картина мира и др. [4, с. 9 - 11].
Задача современной школы научить школьников эффективному межличностному и межгрупповому взаимодействию, что является залогом личного и профессионального успеха в будущем. А так как на территории Байкальского региона проживает множество народов и народностей, то формирование эффективных межэтнических отношений должно происходить в рамках формирования межкультурной компетентности школьников.
А. Д. Карнышев отмечает, что формирование межкультурной компетентности должно быть максимально приближено к межкультурным особенностям конкретных мест взаимодействия народов [2, с. 9 - 10].
Е. А. Иванова выделяет общие принципы и направления формирования межкультурной компетентности и отмечает, что совершенствование межэтнического взаимодействия будет более эффективным, если учитывать возрастные особенности испытуемых, социально-экономическую и политическую ситуации в регионе, этнические и индивидуальные особенности. Дети изначально включены в ту или иную систему связей, сложившихся между народами страны, республики, области, провинции, и они оказывают определяющее влияние на формирование культуры межнациональных контактов, на формирование у детей отношения к людям разных национальностей.
Учитывая эти положения, нами была разработана программа профилактики этнических конфликтов через формирование межкультурной компетентности, рассчитанная на учебный год. Занятия со старшеклассниками проводились два раза в неделю, одно занятие проходило в форме тренинга характера, а второе занятие обычно было выездным - экскурсии, посещение музеев, национальных праздников и т. д. При этом мы учитывали, что составляющие межкультурной компетентности это:
- способность легко и быстро устанавливать отношения с людьми;
- терпимость к противоположным взглядам и мнениям;
- способность избегать конфликтных ситуаций;
- умение сопереживать любому человеку;
- понимание своеобразия разных народов;
- умение найти подход к представителям других национальностей;
- осмотрительность и осторожность;
- умение быстро ориентироваться в особенностях других народов;
- способность чувствовать себя хорошо в любой стране.
Перед проведением программы старшеклассникам предлагалось оценить у себя уровень сформированно-сти (развитости) перечисленных составляющих межкультурной компетентности по 4-х балльной шкале. Отсутствие, либо очень низкое развитие качества, оценивалось в 1 балл, если данное качество проявляется, но редко, необходимо было поставить 2 балла, в том случае, когда определенная способность или качество
развито, но не всегда проявляется в повседневном взаимодействии - 3 балла, наличие способности и умение проявлять данное качество в жизни на высоком уровне оценивалось в 4 балла.
Поскольку программа носила профилактический характер, мы опирались на базовые принципы психопрофилактики. При разнообразии мнений по поводу построения психопрофилактических программ можно выделить основные принципы, которым должны отвечать психопрофилактические программы:
- гарантированной безопасности;
- раннего вмешательства;
- опоры на установление возрастно-психологиче-ских и личностных критериев благополучия в развитии ребенка;
- комплексности решаемых задач;
- дифференциации и приоритетности задач;
- компетентности [5, с. 52 - 55].
Цель программы: профилактика возникновения этнических конфликтов через формирование межкультурной компетентности.
Задачи:
1. Познакомить с понятием конфликт, видами, функциями конфликтов, стратегиями взаимодействия в конфликте, способами взаимодействия в конфликте.
2. Развитие коммуникативных навыков.
3. Формирование толерантного отношения к представителям других культур через развитие эмпатии, понимание своеобразия разных народов;
4. Познакомить школьников с культурой и историей этносов, проживающих в Байкальском регионе.
Формы и методы: опрос, анкетирование, кейс-методы, дискуссии, экскурсии, элементы социально-психологического тренинга.
Блоки программы:
1. Диагностический: анкета «Самооценка межкультурной компетентности», диагностика коммуникативной толерантности (В. В. Бойко), диагностика принятия других (по шкале Фейя)
2. Развивающий - состоял из тех этапов:
а) мотивационный - цель данного этапа привлечь внимание старшеклассников к проблеме, пробудить осознанное желание заниматься по данной программе, создать положительный эмоциональный настрой на занятия.
б) теоретический - цель этого этапа представить в доступной форме знания о конфликте, его видах и способах разрешения конфликтов, познакомить со спецификой протекания этнических конфликтов. Знакомство с историей и культурой различных этносов, проживающих в Байкальском регионе.
в) практический - предполагал в рамках социально-психологического тренинга отработать навыки взаимодействия с представителями различных культур, способы взаимодействия в конфликте, а также овладение приемами предотвращения и профилактики конфликтов, способами урегулирования конфликтов.
3. Рефлексивный - цель этапа определить результативность работы, отследить динамику личностных изменений.
Как было сказано выше, критериями оценки результативности программы были выделены состав-
ляющие межкультурной компетентности, а также показатель принятия других и коммуникативная толерантность.
Динамика результатов представлена в таблице, где мы можем наблюдать, что по всем представленным критериям отмечаются положительные изменения. По таким показателям, как умение сопереживать другому человеку, осмотрительность и осторожность, способность чувствовать себя хорошо, мы можем наблюдать незначительные положительные изменения в сторону среднего, достаточного и высокого уровней, разница составила 2 - 6 %.
Значительные изменения произошли в развитии таких качеств, как способность быстро устанавливать
Сравнение результатов пр
отношения с людьми, умение найти подход к представителям других национальностей, умение быстро ориентироваться в особенностях других народов. Здесь отмечается снижение низкого уровня на 10 -12 % и увеличение числа школьников, оценивающих у себя эти способности на достаточном и высоком уровне на 12 - 18 %.
Самая значительная динамика отмечена в развитии таких качеств, как терпимость к противоположным взглядам и мнениям, способность избегать конфликтных ситуаций, понимание своеобразия разных народов. В развитии этих способностей мы можем наблюдать динамику с разницей в 20 - 26 %.
Таблица
галактической программы
I. Составляющие межкультурной компетентности Самооценка уровня развития, %
низкий средний достаточный высокий
до после до после до после до после
Способность легко и быстро устанавливать отношения с людьми 32 20 40 28 28 20 20 32
Терпимость к противоположным взглядам и мнениям 42 14 38 16 8 38 12 32
Способность избегать конфликтных ситуаций 36 12 28 10 20 36 16 42
Умение сопереживать любому человеку 16 10 16 18 28 36 40 36
Понимание своеобразия разных народов 38 12 40 15 10 48 12 25
Умение найти подход к представителям других национальностей 42 32 38 28 12 18 8 22
Осмотрительность и осторожность 17 15 17 17 28 30 38 38
Умение быстро ориентироваться в особенностях других народов 36 22 42 24 12 26 10 28
Способность чувствовать себя хорошо в любой стране 12 10 18 18 30 32 40 40
II. Диагностика принятия других 32 12 24 12 26 40 18 36
III. Коммуникативная толерантность Уровень развития
низкий средний высокий
38 32 40 34 22 34
Показатели принятия других также имели положительную динамику. Здесь можно наблюдать, что до участия в программе в группе преобладали подростки с низким уровнем развития этого качества - 32 %, а школьники с высокими показателями принятия других находились в меньшинстве - 18 %. После занятий у большинства подростков, а это составило 40 %, был диагностирован достаточный уровень, у 36 % - высокий, остальные так и остались на среднем и низком уровнях.
Следует отметить, что в развитии коммуникативной толерантности у школьников отмечены незначительные положительные изменения. Если до начала программы в группе преобладали средний и низкий показатели развитости этого качества, то после занятий смещение произошло в сторону высокого уровня.
Таким образом, можно сделать выводы о том, что формировать межкультурную компетентность можно посредством психопрофилактических программ, направленных на снижение конфликтности, развитие коммуникативных навыков и обогащение знаниями о
культуре и традициях других народов. В результате прохождения программы наибольшие изменения отмечаются по таким составляющим межкультурной компетентности: терпимость к противоположным взглядам и мнениям, способность избегать конфликтных ситуаций, понимание своеобразия разных народов.
Отзывы учащихся:
- «я понял, что лучше при возникновении любых разногласий лучше договориться, хотя порой бывает очень сложно, чем начинать доказывать свою правоту силой»;
- «для меня стали открытием некоторые обычаи других народов, и я понял, что надо уважать традиции и обычаи других народов, какими бы странными они не казались, тогда и будет взаимопонимание»;
- «многих людей нужно принимать такими, какими они есть и учитывать эти особенности в общении, а не «раздувать» из этого неразрешимую проблему».
Литература
1. Карнышев А. Д., Иванова Е. А. Социально-психологические механизмы и особенности этнической и экономической социализации // Сибирский психологический журнал. 2001. № 39. С. 43 - 59.
2. Карнышев А. Д., Терехова Т. А., Трофимова Е. Л., Скорова Л. В., Иванова Е. А., Карнышева О. А. Психолого-педагогическое сопровождение формирования межкультурной компетентности: учебно-методическое пособие. Иркутск: РепоцентА1, 2012. 332 с.
3. Карнышев А. Д., Костин А. К., Иванова Е. А. Межнациональное согласие рождается в семье и школе. Иркутск: Сарма, 2013. 128 с.
4. Лебедева Н. М., Татарко А. Н. Кросс-культурный анализ социально-психологических факторов этнической толерантности и типичные стратегии межгруппового взаимодействия в поликультурных регионах России // Этническая толерантность в поликультурных регионах России / под ред. Н. М. Лебедевой, А. Н. Татарко. М.: Изд-во РУДН, 2002. С. 252 - 285.
5. Пахальян В. Э. Психопрофилактика в практической психологии образования: учебное пособие. М.: ПЕР СЭ, 2003. 208 с.
6. Психология общения. Энциклопедический словарь / под общ. ред. А. А. Бодалева. М.: Когито-Центр, 2011. Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/1095/word/mezhkultumaja-kompetencija
7. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М. АРКТИ, 2006. 320 с.
8. Сушков И. Р. Психология взаимоотношений групп в социальной системе: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2002. 50 с.
Информация об авторе:
Аршинская Елена Леонидовна - старший преподаватель кафедры психологии образования и развития личности Педагогического института Иркутского государственного университета, larshinskaya@yandex.ru.
Elena L. Arshinskaya - Senior Lecturer at the Department of Educational Psychology and Personal Development, Pedagogical Institute, Irkutsk state University.
Статья поступила в редколлегию 26.05.2015 г.
УДК 159.9
ВЗАИМОСВЯЗЬ СОВМЕСТНОГО КОПИНГА И УРОВНЯ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ ПРИ ВЫРАБОТКЕ ГРУППОВОГО РЕШЕНИЯ
Е. П. Белинская, А. А. Икрамова
THE CORRELATION OF JOINT COPING AND THE LEVEL OF GROUP COHESION IN THE FORMULATION OF GROUP DECISIONS
E. P. Belinskaya, A. A. Ikramova
Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 14-06-00640 «Культура как образующая личности: современные тенденции и механизмы».
В статье рассматривается проблема группового копинга; отмечается, что сегодня ситуации групповых реакций на возникающие трудности изучаются преимущественно в рамках диадического взаимодействия (семейный копинг) или же в рамках больших социальных групп (коллективный копинг). Ставится задача исследования собственно группового совладания с трудностями на уровне малой группы. Под групповым копингом понимается единый для всех членов группы способ совладания с объективной стрессовой ситуацией, угрожающей целостности группы и мобилизующей её ресурсы. Приводятся данные экспериментального исследования, показывающего, что стратегии группового совладания не являются совокупностью индивидуальных копингов членов группы, а также что существует взаимосвязь стратегий группового совладания с эффективностью группового решения и уровнем сплоченности группы.
The paper addresses the problem of group coping. The authors note that today the situation of group reactions to difficulties are studied mainly in the framework of dyadic interaction (family coping) or within large social groups (collective coping). The study focused on group coping with the difficulties at the level of small groups, an attempt is made to distinguish it from group defense mechanisms. Group coping refers to the way shared by all group members to cope with the objective stressful situation that threatens the integrity of the group and mobilizes its resources. The paper presents the data of an experimental study showing that the strategies of group coping are not a set of group members' individual copings, and that there is a correlation between the strategies of group coping with the effectiveness of group decisions and the level of group cohesion.