Научная статья на тему 'Роль доверия в формировании психологической безопасности подростков, воспитывающихся в депривационных условиях'

Роль доверия в формировании психологической безопасности подростков, воспитывающихся в депривационных условиях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
354
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психологическая безопасность личности / психическая депривация / доверие к себе и к миру / депривация доверия / подростки / psychological security of personality / mental deprivation / trust in oneself and the world / deprivation of trust / adolescents

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Полина А. В., Овчарова Е. В.

В статье рассматривается проблема психологической безопасности личности подростков, воспитывающихся в условиях психической депривации и изучения роли доверия в ее формировании. Проведен теоретический анализ понятий «психологическая безопасность личности», «доверие», «психическая депривация». В работе рассматривается проблема доверия и психологической безопасности личности как взаимовлияющий процесс. С одной стороны, одним из условий возникновения доверия является значимость и безопасность объектов, с другой стороны, для формирования психологической безопасности человеку необходимо базовое доверие к себе и к миру. Доверие к себе и к миру выделено как базовый фактор, влияющий на все компоненты структуры психологической безопасности личности (аффективный, когнитивный и поведенческий). В работе представлены результаты эмпирического исследования личности подростков, воспитывающихся в разных социальных условиях. Выявлено, что у подростков, воспитывающихся в депривационных условиях, интенсивнее проявляются такие симптомокомплексы, как: тревожность, враждебность, чувство незащищённости, трудности в общении и депрессивность. Описаны особенности проявления агрессивных и враждебных реакций у подростков экспериментальной группы. Выявлено, что в группе депривированных подростков уровень доверия к себе значительно ниже по всем исследуемым шкалам. Сделан вывод, что подростки, воспитывающиеся в депривационных условиях, испытывают чувство незащищенности, тревожность, недоверие к себе, что приводит к невозможности формирования у них психологической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF TRUST IN THE FORMATION OF PSYCHOLOGICAL SAFETY OF ADOLESCENTS BROUGHT UP IN DEPRIVATION CONDITIONS

The article deals with the problem of psychological security of the personality of adolescents brought up in conditions of mental deprivation and the study of the role of trust in its formation. The theoretical analysis of the concepts "psychological security of the person", "trust", "mental deprivation"is carried out. The paper deals with the problem of trust and psychological security of the individual as a mutually influencing process. On the one hand, one of the conditions for the emergence of trust is the importance and safety of objects, on the other hand, for the formation of psychological security, a person needs a basic trust in himself and the world. Confidence in yourself and the world is highlighted as a basic factor affecting all components of the structure of psychological security of the individual (affective, cognitive and behavioral). The paper presents the results of an empirical study of the personality of adolescents raised in different social conditions. It was revealed that adolescents who are brought up in deprivation conditions have more intense symptoms such as anxiety, hostility, feelings of insecurity, difficulties in communication and depression. The features of manifestation of aggressive and hostile reactions in adolescents of the experimental group are presented. It was revealed that in the group of deprived adolescents the level of self-confidence is much lower on all the scales. It is concluded that adolescents who are brought up in deprivation conditions experience a sense of insecurity, anxiety, selfdistrust, which leads to the impossibility of forming their psychological security.

Текст научной работы на тему «Роль доверия в формировании психологической безопасности подростков, воспитывающихся в депривационных условиях»

"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "сознание"

УДК 159.922

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2019-21-9-11-17

РОЛЬ ДОВЕРИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДЕПРИВАЦИОННЫХ УСЛОВИЯХ

Полина А.В., Овчарова Е.В.

Волжский филиал ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет», г. Волжский, Российская Федерация

THE ROLE OF TRUST IN THE FORMATION OF PSYCHOLOGICAL SAFETY OF ADOLESCENTS BROUGHT UP IN DEPRIVATION CONDITIONS

Polina A.V., Ovcharova E.V.

Volzhsky branch "Volgograd state University», Volzhsky, Russian Federation

Аннотация: В статье рассматривается проблема психологической безопасности личности

подростков, воспитывающихся в условиях психической депривации и изучения роли доверия в ее формировании. Проведен теоретический анализ понятий «психологическая безопасность личности», «доверие», «психическая депривация». В работе рассматривается проблема доверия и психологической безопасности личности как взаимовлияющий процесс. С одной стороны, одним из условий возникновения доверия является значимость и безопасность объектов, с другой стороны, для формирования психологической безопасности человеку необходимо базовое доверие к себе и к миру. Доверие к себе и к миру выделено как базовый фактор, влияющий на все компоненты структуры психологической безопасности личности

(аффективный, когнитивный и поведенческий). В работе представлены результаты эмпирического исследования личности подростков,

воспитывающихся в разных социальных условиях. Выявлено, что у подростков, воспитывающихся в депривационных условиях, интенсивнее проявляются такие симптомокомплексы, как: тревожность, враждебность, чувство незащищённости, трудности в общении и депрессивность. Описаны особенности проявления агрессивных и враждебных реакций у подростков экспериментальной группы.

Annotation: The article deals with the problem ofpsy-chological security of the personality of adolescents brought up in conditions of mental deprivation and the study of the role of trust in its formation. The theoretical analysis of the concepts "psychological security of the person", "trust", "mental deprivation"is carried out. The paper deals with the problem of trust and psychological security of the individual as a mutually influencing process. On the one hand, one of the conditions for the emergence of trust is the importance and safety of objects, on the other hand, for the formation of psychological security, a person needs a basic trust in himself and the world. Confidence in yourself and the world is highlighted as a basic factor affecting all components of the structure ofpsychological security of the individual (affective, cognitive and behavioral). The paper presents the results ofan empirical study of the personality of adolescents raised in different social conditions. It was revealed that adolescents who are brought up in deprivation conditions have more intense symptoms such as anxiety, hostility, feelings of insecurity, difficulties in communication and depression. The features of manifestation of aggressive and hostile reactions in adolescents of the experimental group are presented. It was revealed that in the group of deprived adolescents the level of self-confidence is much lower on all the scales. It is concluded that ad-

Э-

Выявлено, что в группе депривированных подростков уровень доверия к себе значительно ниже по всем исследуемым шкалам. Сделан вывод, что подростки, воспитывающиеся в депривационных условиях, испытывают чувство незащищенности,

тревожность, недоверие к себе, что приводит к невозможности формирования у них психологической безопасности.

Ключевые слова: психологическая безопасность личности, психическая депривация, доверие к себе и к миру, депривация доверия, подростки.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Баева И. А. Психологическая безопасность образовательной среды (Теоретические основы и технологии создания): дис. ... д-ра психол. наук: Санкт-Петербург, 2002.

[2] Петрушина О. В. Психологическая безопасность воспитанников интернатного учреждения // Вестник ВятГУ, 2011. № 2-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya -bezopasnost - vospitannikov-internatnogo -uchrezhdeniya (дата обращения: 23.08.2019)

[3] Бубнова О.В., Куликова О.В. Психологическая безопасность личности как условие социальной адаптации молодых специалистов // Современные проблемы науки и образования, 2015. № 11. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=17777 (дата обращения: 20.08.2019)

[4] Скрипкина Т.П. Доверие к себе как условие развития личности // Вопросы психологии. 2002. -№1. С. 80-86.

[5] Скрипкина Т.П. Психология доверия. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000. — 264 с.

[6] Sears R.R. Dependency motivation. In M. R. Jones, Lincoln: University of Nebraska Press. 1963. V. 11.

[7] Полина А.В. Депривация доверия в детском возрасте: Монография. - Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2008.

[8] Полина А.В. Доверие и онтогенетическое развитие в детском возрасте // Доверие в социально-психологическом взаимодействии: коллективная монография. - Ростов н/Д : Изд-во РГПУ, 2006. - С. 181 - 208.

olescents who are brought up in deprivation conditions experience a sense of insecurity, anxiety, self-distrust, which leads to the impossibility of forming their psychological security.

Key words: psychological security of personality, mental deprivation, trust in oneself and the world, deprivation of trust, adolescents.

REFERENCES

[1]Baeva I. A. Psihologicheskaja bezopasnost' obrazovatel'noj sredy (Teoreticheskie osnovy i tehnologii sozdanija): dis. ... d-ra psihol. nauk: Sankt-Peterburg, 2002.

[2]Petrushina O. V. Psihologicheskaja bezopasnost' vospitannikov internatnogo uchrezhdenija // Vest-nik VjatGU, 2011. № 2-3. URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/psihologicheskaya - bezopasnost - vospitannikov-internatnogo - uchrezhdeniya (data obrashhenija: 23.08.2019)

[3]Bubnova O.V., Kulikova O.V. Psihologicheskaja bezopasnost' lichnosti kak uslovie social'noj adap-tacii molodyh specialistov // Sovremennye prob-lemy nauki i obrazovanija, 2015. № 1-1. URL: http://www.science-education.ru/ru/arti-cle/view?id=17777 (data obrashhenija: 20.08.2019)

[4] Skripkina T.P. Doverie k sebe kak uslovie razvitija lichnosti // Voprosy psihologii. 2002. - №1. S. 8086.

[5] Skripkina T.P. Psihologija doverija. Ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij. -M.: Akademija, 2000. — 264 s.

[6] Sears R.R. Dependency motivation. In M. R. Jones, Lincoln: University of Nebraska Press. 1963.V. 11.

[7]Polina A.V. Deprivacija doverija v detskom voz-raste: Monografija. - Volgograd: Volgograd-skoe nauchnoe izdatel'stvo, 2008.

[8]Polina A.V. Doverie i ontogeneticheskoe razvitie v detskom vozraste // Doverie v social'no-psi-hologicheskom vzaimodejstvii: kollektivnaja

[9] Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства 2-е изд. СПб.: Питер, 2005.

[10] Овчарова Е.В. Особенности общения у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в условиях психической депривации // Психическая депривация в детском возрасте и возможности ее коррекции: коллективная монография. - Волгоград: Волгоградское научное изд-во, 2014. - С.173 - 190.

monografja. - Rostov n/D : Izd-vo RGPU, 2006. - S. 181 - 208.

[9] Prihozhan A.M., Tolstyh N.N. Psihologija sirot-stva 2-e izd. SPb.: Piter, 2005.

[10] Ovcharova E.V. Osobennosti obshhenija u de-tej mladshego shkol'nogo vozrasta, vospityvajush-hihsja v uslovijah psihicheskoj deprivacii // Psihicheskaja deprivacija v detskom vozraste i vozmozhnosti ee korrekcii: kollektivnaja monografija. - Volgograd: Volgogradskoe nauchnoe izd-vo, 2014. - S.173 - 190.

Объективная реальность современной жизни такова, что человеку часто приходится сталкиваться со сложными ситуациями, опасными как для его здоровья, так и несущими материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности. Встает вопрос о психологической безопасности, об адекватном отражении опасности и конструктивной регуляции поведения с целью сохранения целостности и стабильности самого человека.

Анализ научной литературы позволяет сделать вывод о наличии различных подходов к психологической безопасности личности как в отечественной психологии (C.B. Белов, И.А. Баева, А.В. Брушлинский, В.П. Соломин, Г.В. Грачев, А.И. Петренко и др.), так и у зарубежных авторов (Baer M., Bell P.A, Frese M., Fisher J.D., Loomis R.J.).

В рамках концепции психологической безопасности образовательной среды (И.А. Баева, Е.В. Бурмистрова, О.В. Петрушина и др.) под психологической безопасностью принято понимать недопустимость ущемления чувства собственного достоинства, личного статуса. Авторы определяют «безопасность» как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, поддержание баланса между негативными воздействиями на человека окружающей его среды и его устойчивостью, способностью преодолеть такие воздействия собственными ресурсами или с помощью защитных факторов среды [1, 2]. Ограничение потребности в безопасности, как состояния сохранности, и защищенности, как системы мер по предупреждению угроз является одним из факторов нарушения психологической безопасности.

В современных исследованиях авторы (Бубнова О.В., Куликова О.В.) рассматривают психологическую безопасность человека как состояние защищенности сознания, обеспечивающее целостность личности как активного социального субъекта и возможности взаимодействия с окружающей средой [3].

Под «психологической безопасностью личности» принято понимать интегративное объединение, отражающее физическую и психическую защищенность личности, восприятие существующего качества жизни как адекватного, надежного и безопасного, наличие ресурса сопротивляемости внешним и внутренним деструктивным воздействиям [3]. На процесс формирования психологической безопасности личности оказывает влияние взаимодействие человека с окружающим миром.

Как известно из работ многих исследователей, доверие является базовым фактором, определяющим психологическое благополучие в жизни человека. Большинство исследователей подчеркивает, что базовая установка на доверие формируется в раннем детстве и затем

выступает системным свойством, определяющим постоянные способы взаимодействия индивида с миром (В.П. Зинченко, Э. Гидденс, К. Роджерс, Э. Эриксон). В зарубежной психологии проблема доверия давно и активно разрабатывается и на эмпирическом уровне. В отечественной психологии Т.П. Скрипкина впервые выделила феномен доверия в качестве самостоятельного предмета исследования. Ею анализируется доверие как самостоятельный социально-психологический феномен, который выполняет базовые функции в жизнедеятельности человека. Т. П. Скрипкиной была построена концепция, в основе которой лежит положение о том, что доверие выполняет роль системообразующей функции в процессе взаимодействия человека с разными сторонами мира, в том числе в формировании психологической безопасности [4]. Придерживаясь точки зрения Т.П. Скрипкиной, что без доверия человек лишается возможности познавать и преобразовывать мир, мы в нашем исследовании рассматриваем доверие, как одно из важных условий формирования психологической безопасности.

В связи с тем, что наше исследование посвящено изучению роли доверия в формировании психологической безопасности подростков в депривационных условиях, важно еще одно положение подхода, развиваемого Т.П. Скрипкиной. Оно заключается в том, что основными универсальными условиями возникновения доверия для человека являются значимость и безопасность тех объектов, с которыми человек собирается вступать во взаимодействие и с которыми он взаимодействует. Если не сохраняется хотя бы одно из этих условий, то доверительные отношения личности нарушаются, а это, в свою очередь, сильно деформирует не только сами отношения, но и личность взаимодействующих субъектов [5]. В этой связи, можно предположить, что депривированные подростки, у которых и без того в силу сложившего сценария их жизни, не сформирована базовая установка на доверие к миру, испытывают дефицит доверия близких, они, в первую очередь, лишены чувства безопасности, которое переживается, как наличие постоянной тревоги и незащищенности, что определяет невозможность формирования у них психологической безопасности.

Р. Сирс считал, что важнейшей потребностью детей и подростков является потребность в привязанности к значимым взрослым, которую нельзя игнорировать [6]. Можно предположить, исходя из известных особенностей поведения подростков, воспитывающихся в условиях психической депривации, насколько фрустрирована их потребность в привязанности.

Мы считаем, что фрустрация потребности в привязанности связана с отсутствием базового чувства безопасности и чувства защищенности. На этой основе доверие к другим людям, как взрослым, так и к сверстникам, невозможно, так как доверие к себе формируется на основе доверия близких взрослых к ребенку. В результате, у подростков, лишенных родителей, имеет место депривация доверия [7]. Поэтому у подростков, воспитывающихся в условиях психической депривации, депривация доверия ведет, с одной стороны, к развитию неадекватных способов взаимодействия с людьми, связанных с повышенной конфликтностью, агрессивностью и общим неконструктивным характером отношений, а с другой стороны, все это связано с деформациями психологической безопасности [8].

Основываясь на структуру психологической безопасности личности, предложенной О.В. Петрушиной (аффективный, когнитивный и поведенческий компоненты) [2], в результате проведенного теоретического анализа, нами выделен базовый фактор, влияющий на все компоненты структуры психологической безопасности личности - доверие к себе и к миру. Исходя из вышесказанного, доверие к себе и к миру оказывает влияние на эмоциональное отношение к опасным ситуациям, эмоциональную устойчивость (аффективный компонент); влияет

—--—

~ 14 ~

на содержание «Я-концепции», восприятие субъекта как безопасного (когнитивный компонент); определяет адекватные способы планирования и осуществления стратегий поведения для самообеспечения психологической безопасности (поведенческий компонент).

Проблема формирования личности детей и подростков, воспитывающихся в деприва-ционных условиях, достаточно актуальна и рассматривается в современных психологических исследованиях (И.В. Дубровина, B.C. Мухина, А.М. Прихожан, Т.П. Скрипкина, H.H. Толстых, М.И. Лисина). Авторы отмечают, что в условиях социальной депривации не реализуется потребность подростка в безопасности, происходит дестабилизация картины мира. Особо встает вопрос не о безопасности вообще, а о психологической безопасности, без которой личность не может нормально развиваться [9]. Под психической депривацией понимается психическое состояние, возникшее в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения его важнейших потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени. Формирование личности подростка в деприва-ционных условиях нарушает базовые характеристики доверия, происходит деформация в эмоционально-волевой, ценностно-мотивационной, когнитивно-познавательной сферах [4, 8]. Это влияет на развитие общения, социальную идентификацию и психологическую безопасность подростка. Происходит деформация многих базовых установок личности, связанных с полноценной социализацией, в частности социально-доверительные отношения к миру и его различным составляющим [10]. Подростки, находящиеся в условиях психической депривации, лишены любви со стороны родителей, заботы, ласки, чувства признания, принадлежности к семье, кругу близких людей. Депривационные факторы редко встречаются в изолированном виде. Они образуют сложную иерархическую структуру, где один и тот же ребёнок страдает несколькими формами депривации. В депривационных условиях вопрос психологической безопасности личности подростка связан и с восприятием существующего у них качества жизни как адекватного, надежного, безопасного, создающего реальные возможности удовлетворения естественных и социальных потребностей в настоящем и будущем, способствующего успешной адаптации в обществе [8; 10].

Таким образом, большую роль в формировании психологической безопасности играет доверие к себе как глобальное чувство безопасности и защищенности близкими людьми. Проведённый анализ научных источников позволяет говорить о недостаточной разработанности проблемы психологической безопасности депривированных подростков и роли доверия в ее формировании.

С целью изучения роли доверия в формировании психологической безопасности подростков, воспитывающихся в депривационных условиях, проведено эмпирическое исследование.

В качестве эмпирической базы выступили МБОУ СШ № 32 «Эврика - развитие» г. Волжского, ГКСУ СО «Волжский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних». В исследовании приняло участие 40 подростков в возрасте 14 - 16 лет. По результатам анамнеза испытуемые были поделены на две группы: контрольную и экспериментальную. В контрольную группу вошли 20 подростков, воспитывающихся в социально-благоприятных условиях, имеющие полные семьи. В экспериментальную группу вошли 20 подростков, воспитывающихся в депривационных условиях.

Учитывая психологические особенности выборки (депривированные подростки), нами был подобран банк психодиагностических методик: проективная методика «Дом-Дерево-Человек» Дж. Бука (модификация Р.Ф. Беляускайте); опросник измерения агрессивных и враждебных реакций А. Басса и А. Дарки (адаптация А.К.Осницкого); методика «Оценка доверия к себе» Т. П. Скрипкиной.

Посредством методики «Дом-Дерево-Человек» Дж. Бука были выявлены симптомо-комплексы личности (незащищённость, тревожность, недоверие к себе, чувство неполноценности, враждебность, конфликтность, трудности в общении, депрессивность) у подростков обеих групп. У подростков из экспериментальной группы (воспитывающихся в депривирован-ных условиях) все симптомокомплексы, кроме «чувства неполноценности», значительно выше, чем у подростков из контрольной группы (воспитывающихся в социально-благоприятных условиях). Подтвердив статистическую значимость этих различий с помощью 1- критерия Стьюдента, можно сделать вывод, что у подростков в депривационных условиях намного интенсивнее проявляется тревожность (1эмп = 2,9 при р<0,01), враждебность (1эмп = 2,4 при р<0,01), конфликтность (1эмп = 3,4 при р<0,01), им свойственно чувство незащищённости (1эмп = 2,7 при р<0,01), трудности в общении (1эмп = 3,4 при р<0,01) и депрессивность (1эмп = 2,8 при р<0,01). Можно заключить, что в результате психической депривации происходит неудовлетворение потребности в безопасности, что приводит подростка к таким негативным эмоциональным состояниям, как тревожность и депрессивность. Подросток чувствует себя незащищённым, что вынуждает его защищать себя, проявляя агрессию и враждебность или направлять эту агрессию на себя, что часто ведет к депрессивным состояниям или аутоагрессии.

Социально - эмоциональное состояние подростков из экспериментальной группы, их внутренний дискомфорт выражены в рисунках и в поведении во время рисования: человек, нарисован схематично, из палочек; дерево изображено с края листа, обрезанным с низу (без опоры и корней); рисунок занимает весь лист или наоборот, в углу листа или строго по центру, что символизирует незащищённость, депрессивность. Цветовая гамма в рисунках чаще всего однообразна: рисунки выполнены чаще простым карандашом или ручкой, крайне примитивно. Негативизм проявлялся в отказе от обследования, хаотичном выполнении заданий, нарушении инструкции, в задавании вопросов: «А зачем вам это надо?», «Что вы хотите узнать?»

Однако, проведя сравнительный анализ по шкале «чувство неполноценности» между подростками обеих групп, выявилось, что результаты по этому параметру оказались статистически незначимы. Это можно объяснить тем, что в связи с внешними и внутренними изменениями в данный период своей жизни подростки относятся к себе с критикой, то есть чувство неполноценности проявляется у подростков независимо от тех условий, в каких они находятся, а является психологической особенностью подросткового возраста.

С помощью методики А.Басса и А.Дарки были определены особенности проявления агрессивных и враждебных реакций у подростков, воспитывающихся в разных социальных условиях. Нами были получены статистически значимые различия между контрольной и экспериментальной группой (1-критерий Стьюдента). Так, показатели всех форм агрессии в группе депривированных подростков значительно выше, чем у подростков, воспитывающихся в социально-благоприятных условиях: физическая агрессия (1эмп = 2,8 при р<0,01), вербальная агрессия (1эмп = 2,7 при р<0,01), косвенная агрессия (1эмп = 3,0 при р<0,01), подозрительность (1эмп = 3,4 при р<0,01), обидчивость (1эмп = 2,6 при р<0,01), аутоагрессия (1эмп = 3,1 при р<0,01).

Можно сделать вывод, что подростки в условиях депривации выражают в большей степени

—--—

~ 16 ~

негативные чувства, которые проявляются в форме крика, визга, угроз, распространение сплетен, физической силы против другого лица; очень осторожны и подозрительны по отношению к людям, не доверчивы, считают, что другие планируют и приносят им вред; аутоагрессия выражается в возможном убеждение самого себя, что он является плохим или нанесением себе всевозможных порезов. Все это ведет к снижению самооценки, возникновения чувства незащищённости, которые связаны с невозможностью формирования установки на доверие себе.

Результаты методики Т.П. Скрипкиной позволили выявить показатели уровня доверия к себе у подростков контрольной и экспериментальной групп. Проведя сравнительный анализ, можно сделать вывод, что в группе подростков, воспитывающихся в депривационных условиях, уровень доверия значительно ниже, чем у подростков, воспитывающихся в социально-благоприятных условиях по следующим шкалам: «доверие к себе в учебной деятельности» Оомп = 2,8 при р<0,01); «доверие к себе в интеллектуальной сфере» (1эмп = 2,8 при р<0,01); «доверие к себе в умении строить взаимоотношения с друзьями» (1эмп = 3,4 при р<0,01); «доверие к себе в умении строить взаимоотношения с учителями» (1эмп = 3,0 при р<0,01); «доверие к себе в умении строить взаимоотношения с родителями» (1эмп = 2,9 при р<0,01); «доверие к себе в умении интересно проводить досуг» (1эмп = 3,0 при р<0,01). Можно заключить, что депривиро-ваные подростки мало доверяют себе. Это сказывается во всех сферах деятельности: в учебной, досуговой и интеллектуальной. Они не могут взять ответственность на себя за какие-то собственные достижения; не доверяют себе в решении учебных задач; не способны противостоять мнению окружающих, в частности одноклассников, чаще всего полагаются на чужое мнение; считают, что не смогут добиться профессиональных успехов, значимых для себя, не верят в свои интеллектуальные способности; сомневаются в стратегии выбранного поведения.

Такие подростки не способны проявить надситуативную активность, где это необходимо; у них подрывается потребность в самоуважении; происходит разрушение внутренних смыслов и ценностей; проявляется перенапряжение защитных механизмов; ярко выражен психологический дискомфорт.

Таким образом, можно сделать вывод, что подростки, воспитывающихся в деприваци-онных условиях, испытывают депривацию доверия: им в большей степени, чем подросткам из благоприятных условий воспитания, свойственно чувство незащищённости, внутреннее напряжение, повышенная тревожность, враждебность, конфликтность, трудности в общении, депрессивность, что является следствием отсутствия опыта доверия со стороны окружающих.

Депривированные подростки не приобретают навыков конструктивного общения, предполагающего доверие к другим людям, отсюда выраженность качеств, связанных с враждебностью, агрессивностью, депрессивностью. Все это ведет к возникновению чувства незащищённости, снижению самооценки, которые связаны с невозможностью формирования установки на доверие к себе. То есть, чувство незащищенности, которое испытывает подросток в неблагоприятных условиях, ведет к депривации доверия к себе, развитию деструктивного поведения через агрессию и враждебность к другим, что приводит к невозможности формирования у них психологической безопасности.

*Публикация осуществлена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 19-013-00331

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.