ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНИМАНИЯ ФЕНОМЕНА «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СЕМЬИ»
Е.В. Ахмадеева, старший преподаватель Башкирский государственный университет (Россия, г. Уфа)
DOr.10.244n/2500-1000-2019-n377
Аннотация. В статье излагается одно из условий, способствующих формированию адекватного понимания феномена «психологическая безопасность семьи» у будущих молодоженов, основанного на чувствах любви, уважения, доверия и моральной ответственности, с целью качественной подготовки к созданию семьи и вступлению в брак. Отмечено, что в научных изысканиях семейная среда как территория психологической безопасности мало изучена и как самостоятельный предмет научного исследования не выделяется. Определены основные психологические угрозы психологической безопасности семьи. Подчеркнуто, что моделирование психологически безопасной семейной жизни требует от современного человека подготовленного и осмысленного отношения к ней.
Ключевые слова: понимание, угроза, семья, психологическая безопасность личности, психологическая безопасность семьи.
Вступление в брак является одним из серьезных решений, принимаемых человеком в процессе жизни. Брачно-семейные отношения являются ведущими в человеческих взаимоотношениях, поэтому первоочередная задача для современного общества заключается в создании специальных условий, обеспечивающих подрастающему поколению подготовку к семейным отношениям, воспитании культуры семейных ценностей, заострении внимания на общность взглядов об окружающем мире, формировании адекватного понимания в воспитании детей, распределении обязанностей, проведении досуга и ответственности за собственные действия.
Прочность, гармоничность и продолжительность семейных отношений зависит от готовности молодежи к семейной жизни, понимания социальной роли брака. Многие молодые люди вступают в брак на стадии влюбленности, принимая ее за настоящую любовь. На наш взгляд, в этот период они психологически недостаточно готовы выстраивать сознательные супружеские отношения, что в конечном итоге отражается на психологической безопасности личности и, как следствие, благополучии брака [1].
В научных исследованиях категория «безопасность» определяется как коорди-
натор ресурсов человеческой психики в экстремальных ситуациях, в условиях неопределенности и нестабильности [2].
Феномен «психологическая безопасность» достаточно изучен в различных направлениях: национальная безопасность, информационная безопасность, социально-психологическая безопасность, безопасность личности, безопасность профессиональной деятельности, безопасность образовательной среды (И.А. Баева, П.И. Беляева, Г.В. Грачев, Б.А. Еремеев, Ю.П. Зинченко, О.Ю. Зотова, М.А. Котик, Т.М. Краснянская, О.В. Петрушина,
А.Д. Тырсикова).
Проанализировав литературу, рассматривающую психологическую безопасность личности в различных направлениях, мы можем сделать вывод, что психологическая безопасность личности в семейных отношениях и семейная среда как территория психологической безопасности мало изучена и как самостоятельный предмет научного исследования не выделяется. Следовательно, изучение понимания феномена «психологическая безопасность семьи» и проблема «психологическая безопасность личности в семейных отношениях» становится актуальной и своевременной.
Известно, что усвоенные модели поведения в семье ребенок сохраняет в течение всей жизни. На наш взгляд, изучение данного аспекта психологической безопасности является приоритетным и перспективным, особенно для представителей молодого поколения, готовящихся к созданию семьи, состояние которой определяется внутрисемейными межличностными отношениями.
Мы придерживаемся мнения авторов, определяющих психологическую безопасность личности как проявление способности сохранять устойчивость в среде с определёнными параметрами, в том числе и с психотравмирующими воздействиями, в сопротивляемости деструктивным внутренним и внешним воздействиям. Психологическая безопасность личности выражается в переживании своей защищённости или незащищённости в конкретной жизненной ситуации и реализуется в среде [3].
Безусловно, комфортная среда обитания, под которой мы предполагаем облегченный быт, наличие собственного жилья, транспорта, развитость и доступность инфраструктуры, позитивные и доверительные отношения между членами семьи, полный состав семьи, отсутствие разного рода зависимостей у ее членов, возможность самореализации и саморазвития выступает одним из показателей психологически безопасной среды.
На наш взгляд, личность, максимально адаптированная к среде, вступающая с ней в отношения, которые можно назвать психологически безопасными, имеет больше шансов на высокое качество жизни.
В данной работе в роли такой среды выступает семья, поскольку психологическая безопасность каждого супруга тесно связана с их отношениями. Мы считаем, что при рассмотрении личности в ее взаимодействии со средой, одной из основных категорий становится «переживание», без которого не существует понятие «отношения». Система отношений является определяющим фактором формирования переживаний личности.
Одним из показателей психологической безопасности считают отсутствие психо-
логического насилия. По мнению Орлова А.Б. существуют следующие его виды: активное - к нему относятся психологические воздействия (угрозы, оскорбления, запреты, обесценивание); пассивное - психологические эффекты (тревожность, депрессия, агрессивность); интерактивное -психологические взаимодействия (непредсказуемость, безответственность и т. д.) [4].
Под психологической безопасностью семьи мы подразумеваем состояние, при котором у супругов удовлетворены все базовые потребности в семейной жизни, сформирована способность к прогнозированию событий, развито умение сопротивляться угрозам семейных отношений (недоверие, измена, агрессия со стороны одного из супругов, унижение, насилие), а также выработаны оптимальные модели поведения в неблагоприятных обстоятельствах [5].
В качестве критериев психологической безопасности семьи мы выделили: отношение к вступлению в брак и семейной жизни (позитивное, нейтральное, негативное); сохранение личного достоинства; удовлетворенность межличностными отношениями, базовыми, социальными и познавательными потребностями в семье; доверие между членами семьи; личностная и социальная зрелость супругов; адекватное распределение членов семьи основных семейных функций; защищенность от внешних и внутренних угроз семейным отношениям, выражающаяся в знаниях о возможных угрозах семейной жизни и умениях противостоять им.
По утверждению большинства исследователей (А.Г. Асмолов., Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев,
Д.И. Фельдштейн), формирование и развитие личности представляет собой целенаправленное развитие личности или каких-либо ее сторон, качеств под влиянием воспитания и обучения; процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений. Крайне важно, чтобы условия окружающей среды способствовали формированию адекватного понимания понятий «семья», «семейная роль», «брак», «психологическая безопасность»,
«угрозы психологической безопасности семьи».
Рассматривая понимание как результативно-процессуальный феномен, в рамках многопрофильной психологической подготовки в вузе необходимо создавать специальные условия обучения [6].
Под психолого-педагогическими условиями мы подразумеваем организацию образовательного процесса в комплексе методов, конкретных способов педагогического взаимодействия, информационного содержания образования, педагогических средств, обеспечивающую возможность целенаправленного педагогического воздействия на обучающихся и созданную для сохранения и поддержания психологического здоровья личности.
Одним из условий выступает внедрение в высшие образовательные организации воспитательного проекта «Школа семейного искусства», обеспечивающего будущим молодоженам качественную подготовку к семейной жизни. Цели данного проекта заключаются в формировании у молодых людей адекватного понимания семейной жизни, основанной на чувствах любви, уважении, доверии и моральной ответственности.
Без сомнения, гармоничные отношения супругов в значительной степени определяются тем, какими мотивами руководствовались молодые люди, вступившие в брак, и совпадали ли эти мотивы. На наш взгляд, от мотивов во многом зависит психологическая безопасность личности молодых супругов, а неблагоприятное развитие процесса становления брачно-супружеской пары может явиться основой для возникновения непредвиденных ситуаций, несущих угрозы как собственному благополучию, так и психологической безопасности членам семьи. Известно, что безопасность тесно связана с угрозами и опасностями, которые являются неотъемлемой частью жизни людей, в том числе и в семейной жизни. В связи с этим необходимо обеспечить молодежь знаниями безопасного реагирования на различные виды угроз, под которыми мы имплицируем обещание причинить человеку непри-
ятность, зло с целью внушения тревоги или страха.
Среди основных угроз особое место занимают психологические угрозы. К ним можно отнести несогласованность совместных эмоциональных переживаний, низкую адаптацию супругов к изменившемуся образу жизни, привыкание к увлечениям, проявлениям характера друг друга, разные взгляды на организацию совместной жизни, отсутствие взаимопонимания и доверия, неудовлетворенные потребности, связанные с семейной жизнью, грубость, неуважительное отношение друг к другу, различия в духовных интересах и потребностях, супружеские измены, в том числе осуществляемые в виртуальном пространстве и с виртуальным партнером, физическое и сексуальное насилие по отношению к одному из супругов.
Мы считаем, что выбор определенного поведения в ответ на угрозы семейным отношениям обусловлен социально-психологическими и личностными особенностями личности. Поэтому следует, во-первых, сформировать неискаженное, адекватное понимание способов реагирования на вышеперечисленные угрозы психологической безопасности семьи.
Во-вторых, развить понимание о психологической безопасности семьи с позиции традиционных культурных и духовных ценностей, поскольку на современном этапе, по мнению ряда исследователей, сама ценность семьи и брака вытесняется установками на достижение материального успеха, личной свободы, выгоды и независимости. Установлено, что молодежь не стремится оформлять отношения официально, а предпочитает сожительство, многообразие партнеров и свободные отношения.
Задачи проекта состоят в том, чтобы обучающиеся ориентировались в существующих формах брака и понимали последствия выбора одного из них; знали закономерности функционирования и развития семьи на разных этапах ее жизненного цикла; разбирались в личностных свойствах партнера; ознакомились с возможными угрозами психологической безопасности
семьи и способами безопасного реагиро- мопонимание. Моделирование психологи-вания на них. чески безопасной семейной жизни требует
Реализация программ, направленных на от современного человека подготовленно-укрепление института семьи, должна осу- го и осмысленного отношения к ней. Бу-ществляться при непосредственной госу- дущим молодоженам крайне необходимо дарственной поддержке на всех уровнях. выработать в себе умение сопротивляться Необходимо заранее готовить молодых угрозам психологической безопасности людей к созданию семьи в официальном семейным отношениям, вести переговоры браке, рождению детей в полной семье, по всем аспектам семейной жизни и стре-ответственному выполнению родитель- миться к эмоционально-психологическому ских функций и супружеских обязанно- единству с супругом. стей, развивая эмпатию, доверие и взаи-
Библиографический список
1. Галяутдинова С.И., Ахмадеева Е.В. Подготовка к семейной жизни современной молодежи в условиях проекта «Школа семейного искусства» // Вестник Башкирского университета. - 2015. - № 3 (20). - С. 1109-1113.
2. Донцов А.И., Зинченко Ю.П., Зотова О.Ю., Перелыгина Е.Б. Психология безопасности. - М.: Юрайт, 2018. - 276 с.
3. Баев Н.Н., Баева И.А. Психологические ресурсы защищенности студентов как показатель психологической безопасности личности [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. - 2013. - №1. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/1/Baev_Baeva.phtml (дата обращения: 05.12.2017).
4. Орлов А.Б. Психологическое насилие в семье — определение, аспекты, основные направления оказания психологической помощи // Психолог в детском саду. - 2000. - № 2-3. - С. 182-187.
5. Галяутдинова С.И., Ахмадеева Е.В., Гумерова Р.Б. Понимание семейных ценностей и психологической безопасности семьи. Монография. Уфа: РИЦ БашГУ, 2014 - 156 с.
6. Асафьева Н.В. Психолого-педагогические условия формирования образа безопасного будущего у современных студентов // Психологические аспекты антитеррористической безопасности в Евразийском пространстве: материалы Международной научно-практической конференции (г. Уфа, 15-16 декабря 2016 г.) / отв. редактор С И. Галяутдинова. Уфа: РИЦ БашГУ, 2016. - 162 с.
PSYCHOLOGICAL-EDUCATIONAL CONDITIONS OF ORGANIZATION OF UNDERSTANDING THE PHENOMENON «PSYCHOLOGICAL SAFETY OF THE FAMILY»
E.V. Akhmadeeva, Senior Lecturer Bashkir State University (Russia, Ufa)
Abstract. The article describes one of the conditions that contribute to the formation of an adequate understanding of the phenomenon of «psychological safety of the family» in future new-lyweds, based on feelings of love, respect, trust and moral responsibility for high-quality preparation for creating a family and marriage. It was noted that the family as a territory of psychological security has been little studied and is not highlighted as an independent subject of scientific research. The main psychological threats to the psychological safety of the family have been identified. It was emphasized that the simulation of a psychologically safe family life requires from a modern person a prepared and meaningful attitude towards it.
Keywords: understanding, threat, family, psychological safety of a person, psychological safety of a family.