ISSN 1998-4812
1109
УДК 159.9
раздел ПЕДАГОГИКА и ПСИХОЛОГИЯ
ПОДГОТОВКА К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ПРОЕКТА «ШКОЛА СЕМЕЙНОГО ИСКУССТВА»
© С. И. Галяутдинова, Е. В. Ахмадеева*
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. К. Маркса, 3/4.
Тел./факс: +7 (347) 229 96 05.
*Email: Elena-ram@yandex.ru
В статье рассматриваются категории «понимание», «безопасность», «психологическая безопасность семьи», используемые в современной научной литературе. Излагаются результаты исследования, направленного на выяснение понимания современной молодежью таких понятий, как «психологическая безопасность семьи», «угрозы семейной жизни». Освещается одно из условий формирования адекватного понимания психологической безопасности семьи -создание воспитательного проекта «Школа семейного искусства», направленного на подготовку современной молодежи к браку.
Ключевые слова: понимание, молодежь, воспитание, семья, психологическая безопасность.
В современном обществе продолжаются социально-экономические перемены, появляются различные субкультуры, разнообразные формы браков, либеральные взгляды на половые отношения, которые сопровождаются существенными изменениями в сознании и мироощущении людей, изменяя всю систему традиционных ценностных ориентаций и влияя на стандарты и ориентиры социального поведения современной молодежи. На наш взгляд, это проявляется в широко распространенной позиции молодых людей к добрачным сексуальным контактам; в увеличении ранних браков преимущественно в форме сожительства; в переменах внутри семьи, где женщины стремятся исполнять роль профессионала и материально не зависеть от мужчины. Ситуация осложняется стремлением молодежи к индивидуализму, пришедшему после отмены идеологического воспитания и коллективизма, который приводит к тому, что семьи создаются недостаточно зрелыми в личностном отношении молодыми людьми, психологически не готовыми выстраивать сознательные супружеские отношения. Поэтому возникает необходимость в формировании у современной молодежи адекватного понимания семьи, брака, психологической безопасности семьи и угрозах для нее.
В семье с раннего возраста человек становится носителем передающихся из поколения в поколение традиций и нравственных ценностей, которые, по нашему мнению, вырабатывают сопротивляемость внешним воздействиям и являются залогом формирования у современного молодого человека чувства психологической безопасности.
Как отмечают исследователи, потребность в безопасности является базовой потребностью человека, удовлетворение которой «требует постоянного усилия со стороны личности, причем как при воздействии стрессоров разной интенсивности, так и без их ощутимого влияния на субъекта» [1].
Понятие «безопасность» в самом общем смысле интерпретируется как состояние защищенности от внешних и внутренних угроз [2].
Анализ имеющихся работ в области психологической безопасности (И. А. Баева, П. И Беляева, Г. В. Грачев, Ю. П. Зинченко, О. Ю. Зотова, Т. С. Кабаченко, Т. М. Краснянская, Т. В. Эксакусто) позволяет утверждать, что большинство исследователей едины в понимании того, что психологическая безопасность -состояние психологической защищенности человека, а
также его способности отражать и преодолевать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия.
Опираясь на такое понимание авторами психологической безопасности, мы определяем психологическую безопасность семьи как состояние психологической защищенности членов семьи, способности семьи отражать и преодолевать внутренние и внешние угрозы, направленные на ее разрушение.
Учитывая, что понимание личности о том или ином явлении субъективно, способы реагирования на определенные события в конкретной жизненной ситуации также индивидуальны и могут быть определены особенностями семейного воспитания. Влияние семейного воспитания возможно и на специфику понимания молодежью феномена психологической безопасности семьи.
В. М. Минияров, изучив специфику условий, определяющих детско-родительские отношения, выделил семь стилей семейного воспитания: гармоничный, конформный, доминирующий, сензитивный, инфантильный, тревожный, интровертивный, соотнеся их с характерологическими свойствами личности, отмечая, что «изучение социально-психологического типа личности вытекает из того детерминированного сценария воспитания, который складывается под влиянием социальных факторов и средств педагогического воздействия» [3].
Исходя из вышесказанного, возникает необходимость изучения понимания личностью психологической безопасности семьи и стилей семейного воспитания.
Понимание есть основа эффективного взаимодействия и правильного выбора.
Психологически «понимание» - это способность постичь смысл и значение чего-либо и достигнутый результат или возникшее в результате воздействия состояние сознания субъекта, фиксируемое как уверенность в адекватности возникших представлений содержанию воздействия.
По мнению О. К. Тихомирова и В. В. Знакова, необходимым «атрибутом понимания» выступает эмоциональное отношение к предметной ситуации, событиям и явления [4], что, на наш взгляд, наиболее значимо в условиях семейной жизни.
Исследования показывают, что понимание субъектом объекта в большей степени определяется его представлениями о нормах и ценностях относительно предмета понимания. Особенное значение проблема понимания приобретает в русле семейных отношений, в частности понимания психологической безопасности семьи.
В настоящее время из-за деформации внутрисемейных отношений молодежь, принимая наиболее важные решения, к которым, безусловно, относится создание и моделирование семьи, ориентируется не на образ родительской семьи, а на массовую культуру, различные социальные слои, многочисленные интернет-сообщества, стандарты западной современной культуры. В результате у молодого поколения формируется искаженное понимание о ценностях, нормах и правилах социального поведения. Поэтому для формирования адекватного понимания семейных отношений, возможных угрозах психологической безопасности семьи, существует необходимость внедрения в учебные заведения специальных образовательных программ, спецкурсов по подготовке молодежи к вступлению в брак и моделированию крепкой гармоничной семьи. В связи с этим одним из вариантов подобного образовательного проекта может выступить создание в вузе воспитательного проекта «Школа семейного искусства».
Целевая аудитория проекта - молодежь, готовящаяся создать стабильные семейные отношения либо находящаяся в состоянии кризиса отношений.
Проект направлен на формирование у слушателей адекватного понимания психологической безопасности семьи с помощью образовательно-воспитательных воздействий, учитывающих выявленные в первоначальной диагностике пробелов в знаниях о семье, ее функциях и понимании феномена «психологическая безопасность семьи».
Программа курса должна обеспечить формирование когнитивных, эмоциональных и поведенческих компонентов понимания студентами психологической безопасности семьи (ПБС). Когнитивный компонент понимания ПБС состоит в усвоении знаний о понятиях «брак», «семья», «функции семьи», «семейные роли», «безопасность», «угроза», «психологическая безопасность семьи». Формирование эмоционального компонента понимания ПБС заключается в приобретении, в условиях тренинга, опыта адекватных эмоций, проявляющихся в ситуациях семейной жизни. Развитие поведенческого компонента понимания ПБС реализуется в проекте выработки у молодежи умений и навыков планировать и осуществлять защитные меры для обеспечения психологической безопасности и включает в себя выполнение основных функций семейной роли, активной эмпатии, супружеской верности.
Таким образом, кроме теоретических знаний, студенты приобретут практический опыт преодоления трудных ситуаций, способствующий развитию умений, навыков, качеств личности, необходимых для адекватного понимания о возможных угрозах семейной жизни и психологической безопасности семьи, что будет осуществляться через тренинги и ролевые игры. Как отмечает В. Франкл, всякая трудная ситуация, принесшая страдание, только тогда имеет смысл, когда она делает человека лучше, имеет развивающее и обучающее воздействие [7].
Необходимость разработки и реализации воспитательного проекта «Школа семейного искусства» подтверждена проведенным исследованием, направленным на выяснение понимания современной молодежью таких понятий, как «психологическая безопасность семьи», «возможные угрозы семейной жизни», «семейные ценности», «супружеская измена».
Респондентами стали 74 студента (из них 47 девушек, 27 юношей). Средний возраст 22.5 лет. Студен-
ты, получающие профессиональную подготовку по экономике (28 человек), психологии (24 человека), архитектуре (22 человека). Среди испытуемых 40 студентов состоят в супружеских отношениях, из них 26 человек - в гражданском браке (65%).
Как показало исследование, студенты откладывают официальное вступление в брак. Вне зависимости от пола большая часть респондентов уверена, что лучше всего официально заключать брак в возрасте 27-32 лет, а в более раннем возрасте предпочтительнее иметь ни к чему не обязывающие отношения, к примеру, сожительство.
На вопросы о причинах, откладывающих регистрацию брака, и причинах, способствующих заключению брака, были получены следующие ответы. Относительно откладывания регистрации брака в качестве причин все студенты назвали отсутствие собственного жилья, высокооплачиваемой работы и нестабильное финансовое положение, а в качестве причин, подталкивающих к заключению брака, девушки назвали: «нежелательная беременность», «любовь», «уйти от родителей». Юноши так же, как и девушки, выделили «любовь», «нежелательную беременность», «настойчивость девушки», «улучшить жилищные условия».
На вопрос: «Какие формы брака для вас являются предпочтительными?» большинство студентов (51.7%) сделали свой выбор в пользу официального брака, 41.2% молодежи предпочли форму сожительства, 7.1% студентов не задумывались над этим. Несмотря на то, что большая часть студентов выбирает зарегистрированный брак, процент, выбравших сожительство, подтверждает тенденцию предпочтения молодежи свободных отношений и незарегистрированных браков. Мы попытались выяснить, что привлекает молодежь в сожительстве. Как юноши, так и девушки, основной положительной стороной подобного союза назвали «возможность разойтись без формальностей» (55.4%). В то же время большинство юношей (75%) отметили «отсутствие обязательств», «адаптироваться друг к другу» (16.6%), «так принято» (8.3%).
По результатам опроса мы определили, что для девушек сожительство является менее привлекательной формой брачно-семейных отношений, чем для юношей, большинство девушек склоняется к официальному заключению брака. Соотношение официального брака и сожительства составляет примерно у юношей 36 и 64% , у девушек - 75 и 25%. На вопрос «Назовите причины создания семьи и вступления в официальный брак?» при возможности выбора трех вариантов по степени важности (очень важно / важно / менее важно) ответы респондентов распределились следующим образом. У юношей наиболее популярными ответами явились: «стать самостоятельным и свободным» (55.5%), любовь (20.1%), «так принято» (24.4%). Для девушек особенно значимыми причинами вступления в брак стали: «желание уйти от родителей» (42.5%), «любовь» (35.6%), «решить материальные проблемы» (21.9%).
По данным нашего исследования, в ответах респондентов в категории «очень важно» выделены ответы «стать самостоятельным и свободным» и «желание уйти от родителей». Понятие «рождение детей» у опрашиваемых встречалось крайне редко. К тому же часть девушек связывает вступление в брак с возможностью улучшить материальное положение, что свидетельствует о наличии у них выраженных прагматических целей.
Для того чтобы определить, как молодые люди представляют себе психологическую безопасность семьи, им предлагалось продолжить предложение:
ISSN 1998-4812
Вестник Башкирского университета. 2015. Т. 20. №3
1111
«Психологическая безопасность семьи - это ....» и назвать не более шести ассоциаций, которые возникали у них в сознании при данном понятии. Далее мы проранжировали названные ассоциации респондентов в соответствии с частотой употребления, исключив случайные ассоциации, которые выявлялись у одного или двух респондентов. Затем было выделено 10 наиболее часто встречающихся ассоциаций с понятием «психологическая безопасность семьи»: любовь, нежность в отношениях, сексуальная гармония, финансовая стабильность, материальный достаток, супружеская верность, вера в Бога, соблюдение традиций, доверие, наличие собственного жилья.
Затем названные ассоциации мы распределили на три группы, выделив эмоциональный компонент (любовь, нежность в отношениях, сексуальная гармония); материальный компонент (финансовая стабильность, материальный достаток, наличие собственного жилья) и морально-нравственный компонент (вера в Бога, супружеская верность, соблюдение традиций).
В результате обнаружилось, что 23% респондентов (11 юношей и 6 девушек) вообще затруднились продолжить предложение. Вероятно, это свидетельствует о том, что студенты либо не задумывались над этим явлением, либо вообще не знакомы с данным понятием. Большинство юношей 41.6% (от общего количества ответивших) с понятием «психологическая безопасность семьи» связали ассоциации, входящие в эмоциональную группу, в то же время у 68.8% девушек преобладали ассоциации, связанные с материальной группой. На втором месте по упоминанию ответов у 38.7% юношей преобладали ассоциации, связанные с материальной группой, а у 63.0% девушек - с эмоциональной группой. Ассоциации, связанные с морально-нравственной группой, выявились у 36.9% юношей и 58.4% девушек.
Таким образом, психологическая безопасность семьи для юношей в первую очередь ассоциируется с эмоциональными ценностями, а для девушек - с материальными ценностями.
На вопрос «Обеспечивают ли семейные ценности психологическую безопасность семьи?» большинство респондентов ответили положительно. К семейным ценностям, которые обеспечивают психологическую безопасность семьи, большинство юношей и девушек отнесли любовь, уважительное отношение к старшим, ответственность, соблюдение традиций. В то же время такая традиционная семейная ценность, как «супружеская верность» не была упомянута ни одним участником опроса. Возможно, для современной молодежи данное явление перестало быть ценностью.
На вопрос: «Что является угрозами семейной жизни?» респонденты ответили следующим образом. Большинство юношей (48.1%) выделили такие угрозы, как «борьба за власть», «ссоры между супругами», «алкогольная зависимость», «неумение вести домашнее хозяйство». 33.3% - «отсутствие у супругов взаимопонимания», «сексуальная неудовлетворенность друг другом», «болезнь детей», «неумение уступать друг другу». 18.5% - «незапланированная беременность», «отсутствие доверия», «необоснованная ревность одного из супругов», «недоверие друг другу».
Ответы девушек распределились следующим образом: 51.0% считают угрозами семейной жизни супружескую измену. Тогда как подобная угроза в ответе юношей вообще не представлена. В то же время девушки не выделяют «отсутствие детей» как угрозу гармоничной семейной жизни.
Известно, что одной из угроз для психологической безопасности семьи выступает супружеская измена. Данное явление, безусловно, относится к трудным жизненным ситуациям и в большинстве случаев тяжело переживается.
Систематические и эпизодические внебрачные половые связи, в литературе обобщенно называемые супружеской изменой, являются одной из основных причин, приводящих к разрушению семейных взаимоотношений. В некоторых случаях измена рассматривается как проявление сексуальной зависимости одного из партнеров [5; с. 142]. Тем не менее у каждого человека существует собственное представление относительно супружеской измены [6; с.108]. Это зависит от воспитания в родительской семье, установок личности и не всегда соотносится с сексуальным контактом.
Участники нашего опроса продолжили предложение «Супружеская измена - это ....» следующим образом. Преобладающая часть юношей (56.5%) связали с этим явлением такие понятия, как «предательство», «разрыв отношений», «проверка чувств», «приобретение нового опыта». Ответы девушек распределились следующим образом. 36.2% респондентов супружескую измену ассоциируют с «переживанием сильной боли и беспомощности»; 21.5% испытуемых -с «местью изменнику»; 19.1% студенток с «прекращением отношений»; 12.5.0% участников опроса с «ненавистью к сопернице»; 10.7% - с «ревностью».
Проведенное исследование показало, что большинство юношей и девушек примерно в одинаковой степени считают измену «предвестником разрыва отношений», т.е. они не рассматривают, что случаи подобного явления подлежат анализу, пониманию, прощению. Часть участников опроса считают измену «неотъемлемой составляющей семейной жизни», поскольку данное явление наблюдалось в родительской семье. При этом можно отметить, что юноши супружескую измену ассоциируют преимущественно с действиями, а девушки с выражением эмоций.
В психологической литературе описаны различные виды супружеской измены и причины ее возникновения. На сегодняшний день в современных психологических исследованиях изучение виртуальных романов в Интернете является перспективной проблемой. Несколько лет назад невозможно было себе представить, чтобы люди знакомились, флиртовали, влюблялись и изменяли своим партнерам, не выходя из дома перед монитором компьютера. Однако с появлением Интернета это стало возможным. По мнению экспертов и исследователей, появился новый вид удовлетворения сексуальных потребностей -виртуальный секс (Е. А. Кащенко, И. С. Кон, О. П. Ма-кушина, Э. Мирошникова, Н. Д. Узлов, Н. Гурза, M. Griffiths, Ф. Алонсо-Фернандес, A. Cooper, D. Delmo-nico, R. Burg, S. R. Leiblum, Дж. Сулер, Ш. Таркл, K. Young).
В нашем исследовании мы затронули угрозу для психологической безопасности семьи, которой является виртуальное пространство, предоставляющее возможность удовлетворить сексуальную потребность с виртуальным партнером. Данный вид сексуального поведения приобретает все большую популярность. И в настоящее время среди исследователей нет однозначного ответа на вопрос: являются сексуальные контакты в виртуальном пространстве супружеской изменой или их можно назвать своеобразным развлечением.
Косвенным подтверждением этому является распределение ответов на вопрос об отношении к сексуальному удовлетворению с виртуальным партнером. Так, юноши к этому явлению относятся преимуще-
ственно с интересом 71.1%, и лишь 19.9% негативно и 9.0% - не определились. Тем не менее три четверти негативно относящихся к виртуальному сексу испытуемых удовлетворение сексуальных потребностей в виртуальном пространстве воспринимают как «развлечение» и оставшаяся часть как «эмоциональную разгрузку».
На вопрос «Как вы относитесь к виртуальному сексу?» 42.9% юношей ответили «с интересом» и 57.1% - «негативно». Удовлетворение сексуальных потребностей в виртуальном пространстве 21.4% испытуемых-юношей соотносят с «развлечением», 19.6% юношей служит «для приобретения опыта», 59.0% -«психическим расстройством».
Ответы девушек об отношении к виртуальному сексу распределились следующим образом. Они считают, что подобная форма удовлетворения сексуальных потребностей в виртуальном пространстве является: супружеской изменой (63.6 %), психическим расстройством (24.3%), «новизной ощущений, если со своим партнером» (7.1%), развлечением (5.0%).
Таким образом, наше исследование показало, что у современной молодежи понимание психологической безопасности семьи и угрозах семейной жизни неоднозначное, недостаточно полное, а в некоторых случаях полностью отсутствует.
Анализ имеющихся работ по психологической безопасности позволяет утверждать, что в системе объектов психологической безопасности семья как предмет научного исследования не выделена. Данная проблема как никогда актуальна и требует тщательного изучения. Поэтому мы считаем необходимым создание проекта «Школа семейного искусства», способствующего формированию правильного понимания о психологической безопасности семьи, развитию адекватных в семейной жизни эмоций, становлению умений и навыков противодействия угрозам психологической безопасности семьи, ответственности за собственные действия. На наш взгляд, будущим молодоженам крайне необходимо получить необходимую информацию и выработать в себе умение сопротивляться негативным воздействиям, к которым, безусловно, относятся измена, агрессия, физическое и сексуальное насилие по отношению к одному из супругов, вести переговоры по всем аспектам семейной жизни и стремление к эмоционально-психологическому единству с супругом.
Подготовленность молодежи к созданию семьи является важнейшим условием благополучия семьи. Предложенный нами проект сможет проинформиро-
вать молодое поколение о наиболее важных аспектах семьи, брака, о возможных угрозах психологической безопасности семьи, а также сформировать правильное понимание психологической безопасности семьи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Харламенкова Н. Е. Половые и гендерные различия в представлениях о психологической безопасности // Социальная психология и общество. 2015. Т. 6, №2. С. 51-60.
2. Active Study Dictionary. Longman, Pearson Education, 2010. P. 785.
3. Минияров В. М. Психология семейного воспитания (диа-гностико-коррекционный аспект). М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: изд-во НПО «МОДЭК», 2000. 256 с.
4. Тихомиров О. К., Знаков В. В. Мышление, знание и понимание // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1989. №>2. С. 6-16.
5. Прокопенко Ю. П. Сексологический иллюстрированный словарь. М., 1995. 254 с.
6. Целуйко В. М. Психология современной семьи. М.: ВЛАДОС, 2004.
7. Victor E. Frankl. Man's Search for meaning. Washington Square Press. 1985.
8. Ахмадеева Е. В. Виртуальное пространство как угроза психологической безопасности семьи // Вестник Башкирского университета. 2014. №1. С. 242-247.
9. Веккер Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998. 685 с.
10. Галяутдинова С. И., Ахмадеева Е. В. Понимание супружеской измены пользователями интернет-пространства // Вестник Башкирского университета. 2013. Т. 18, №3. С. 906-911.
11. Знаков В. В. Понимание в мышлении, общении, человеческом бытии. М.: Институт психологии РАН, 2007. 479 с.
12. Зуев К. Б. Психология семьи в современной России: некоторые тенденции (вместо предисловия) // Семья, брак и родительство в современной России. М.: Когито-Центр, 2014. С. 7-9.
13. Минияров В. М. Педагогическая психология. М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008.
14. Никандров В. В. Психология. М.: ТК Велби, Проспект, 2007. 912 с.
15. Рубинштейн С. Л. О понимании // Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.
16. Брушлинский, А. В. Субъект безопасности и безопасность субъекта // Проблемы информационно-психологической безопасности (Сборник статей и мат-лов конференций). М., 1996. С. 39-43.
17. Cooper M. D., Phillips R. A. Exploratory analysis of the safety climate and safety behaviour relationship. 2004. №35. Р. 497-512.
18. Elena Akhmadeeva Motives for Choosing «Civil» Marriages by Modern Young People. Procedia - Social and Behavioral Sciences. Elsevier. Volume 86, 10 October 2013. P. 339-342.
19. Golberg S., Grusec J. E. Confidence in protection: Arguments for a narrow definition of attachment // journal of Familly Psy-choligy. V. 13(4). Dec. 1999. P. 475-483.
20. Kimberly S. Psychological Safety - A Key Component to Students' Motivation. URL: http://edtheory.blogspot.com/ 2010/10/psychological-safety-key-component html)
Поступила в редакцию 06.09.2015 г.
ISSN 1998-4812
BecTHHK EamKHpcKoro yHHBepcHTeTa. 2015. T. 20. №3
1113
PREPARING FOR FAMILY LIFE IN THE MODERN YOUTH PROJECT "SCHOOL OF FAMILY ART"
© S. I. Galyautdinova, E. V. Ahmadeeva*
Bashkir State University 3/4 Karl Marx St., 450076 Ufa, Bashkortostan Republic, Russia.
Phone: +7 (347) 229 96 05.
*Email: elena-ram@yandex.ru
In the article, the categories of "understanding", "safety", "psychological safety of the family" that are used in the modern scientific literature are considered. The results of research, which purpose is to find out the understanding by modern youth of such concepts as the "psychological safety of the family", "threat of family life" are given. One of the conditions for the formation of an adequate understanding of the psychological safety of the family is the creation of an educational project "School of family art" is highlighted. Its purpose is to prepare today's youth for marriage, to inform the modern youth about the possible threats concerning the family life and also to form a correct understanding of the psychological safety of the family life.
Keywords: understanding, youth, upbringing, family, psychological safety.
Published in Russian. Do not hesitate to contact us at bulletin_bsu@mail.ru if you need translation of the article.
REFERENCES
1. Kharlamenkova N. E. Sotsial'naya psikhologiya i obshchestvo. 2015. Vol. 6, No. 2. Pp. 51-60.
2. Active Study Dictionary. Longman, Pearson Education, 2010. Pp. 785.
3. Miniyarov V. M. Psikhologiya semeinogo vospitaniya (diagnostiko-korrektsionnyi aspekt). Moscow: Moskovskii psikholo-go-sotsial'nyi institut; Voronezh: izd-vo NPO «MODEK», 2000.
4. Tikhomirov O. K., Znakov V. V. Vestnik MGU. Ser. 14. Psikhologiya. 1989. No. 2. Pp. 6-16.
5. Prokopenko Yu. P. Seksologicheskii illyustrirovannyi slovar' [Illustrated sexological dictionary]. Moscow, 1995.
6. Tseluiko V. M. Psikhologiya sovremennoi sem'I [Psychology of modern family]. Moscow: VLADOS, 2004.
7. Victor E. Frankl. Man's Search for meaning. Washington Square Press. 1985.
8. Akhmadeeva E. V. Vestnik Bashkirskogo universiteta. 2014. No. 1. Pp. 242-247.
9. Vekker L. M. Psikhika i real'nost': edinaya teoriya psikhicheskikh protsessov [Mind and reality: unified theory of mental processes]. Moscow: Smysl, 1998.
10. Galyautdinova S. I., Akhmadeeva E. V. Vestnik Bashkirskogo universiteta. 2013. Vol. 18, No. 3. Pp. 906-911.
11. Znakov V. V. Ponimanie v myshlenii, obshchenii, chelovecheskom bytii [The understanding in thinking, communication, human existence]. Moscow: Institut psikhologii RAN, 2007.
12. Zuev K. B. Sem'ya, brak i roditel'stvo v sovremennoi Rossii. Moscow: Kogito-Tsentr, 2014. Pp. 7-9.
13. Miniyarov V. M. Pedagogicheskaya psikhologiya [Educational psychology]. Moscow: NOU VPO Moskovskii psikhologo-sotsial'nyi institut, 2008.
14. Nikandrov V. V. Psikhologiya [Psychology]. Moscow: TK Velbi, Prospekt, 2007.
15. Rubinshtein S. L. O ponimanii. Problemy obshchei psikhologii. Moscow: Pedagogika, 1973.
16. Brushlinskii, A. V. Problemy informatsionno-psikhologicheskoi bezopasnosti (Sbornik statei i mat-lov konferentsii). Moscow, 1996. Pp. 39-43.
17. Cooper M. D., Phillips R. A. Exploratory analysis of the safety climate and safety behaviour relationship. 2004. No. 35. Pp. 497-512.
18. Elena Akhmadeeva Motives for Choosing «Civil» Marriages by Modern Young People. Procedia - Social and Behavioral Sciences. Elsevier. Volume 86, 10 October 2013. Pp. 339-342.
19. Golberg S., Grusec J. E. journal of Familly Psycholigy. Vol. 13(4). Dec. 1999. Pp. 475-483.
20. Kimberly S. Psychological Safety - A Key Component to Students' Motivation. URL: http://edtheory.blogspot.com/2010/10/psycholog ical-safety-key-component html)
Received 06.09.2015.