Научная статья на тему 'Развитие коммуникативных учебных действий подростков в условиях психологического проектирования'

Развитие коммуникативных учебных действий подростков в условиях психологического проектирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ УМЕЛОСТИ / УЧЕБНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / УРОКИ ПСИХОЛОГИИ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ / КОММУНИКАТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES / COMMUNICATIVE UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES / DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE SKILLS / EDUCATIONAL DESIGN / PSYCHOLOGY LESSONS FOR ADOLESCENTS / COMMUNICATIVE ACTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Качимская Анна Юрьевна

В статье раскрывается понимание коммуникативных учебных действий в структуре учебной деятельности и личности подростков. Дается определение коммуникативных действий как умений, помогающих школьнику осуществлять общение, вступать в диалог и межличностное взаимодействие, принимать участие в групповом обсуждении проблем, формулировать собственные мысли и адекватно передавать их сверстникам, сравнивать точки зрения разных людей на одну и ту же ситуацию, отстаивать собственную позицию и искать альтернативные модели общения. Автор аргументирует мысль о том, что подростничество характеризуется определенными возрастно-психологическими особенностями, которые являются предпосылками формирования коммуникативных учебных действий. Измерение уровня сформированности отдельных аспектов коммуникативных универсальных учебных действий подростков позволило автору говорить о недостаточной их развитости: подростки характеризуются недостаточностью учета интересов Другого и стремлением отстоять свои интересы в межличностном взаимодействии, частичной согласованностью действий, нечеткостью передачи информации и ее искажение при восприятии, частичное принятие других позиций в общении, преимущественно тогда, когда они не противоречат своей. В проведенном исследовании описываются развивающие ресурсы учебного проектирования, встроенного в уроки психологии для подростков. Специфическим отличием разработанных автором уроков стало включение в структуру урока проектных заданий и групповых проектных работ, ориентированных на разработку проблем коммуникативной направленности. В ходе работы над проектами по проблемам межличностных взаимоотношений, отношений со сверстниками, способов разрешения конфликтов, наблюдалось развитие у учащихся мотивации к самопознанию, формирование адекватной самооценки, навыков сотрудничества и т. п. Результаты контрольной диагностики и последующая математическая обработка эмпирических данных подтвердили наличие положительных сдвигов в измеряемом параметре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of communicative educational activities of adolescents in terms of psychological design

The article reveals an understanding of communicative learning activities in the structure of learning activities and the personality of adolescents. Communicative actions are defined as skills that help a student to communicate, engage in dialogue and interpersonal interaction, participate in group discussion of problems, formulate their own thoughts and adequately transfer them to their peers, compare the points of view of different people on the same situation, defend own position and look for alternative communication models. The author argues the idea that adolescence is characterized by certain age-psychological features, which are prerequisites for the formation of communicative learning activities. Measuring the level of formation of certain aspects of the communicative universal educational activities of adolescents allowed the author to talk about their insufficient development: adolescents are characterized by inadequate consideration of the interests of the Other and the desire to defend their interests in interpersonal interaction, partial coordination of actions, lack of information transmission and its distortion in perception, partial acceptance of other positions in communication, mostly when they do not contradict theirs. The study describes the educational resources of educational design, embedded in the lessons of psychology for adolescents. The specific distinction of the lessons developed by the author was the inclusion of project tasks and group project works focused on the development of communicative problems in the lesson structure. During the work on projects on the problems of interpersonal relationships, relationships with peers, methods of conflict resolution, there was observed the development of students' motivation for self-knowledge, the formation of adequate self-esteem, cooperation skills, etc. The results of the test diagnostics and the subsequent mathematical processing of empirical data confirmed the presence of positive shifts in the measured parameter.

Текст научной работы на тему «Развитие коммуникативных учебных действий подростков в условиях психологического проектирования»

https://mir-nauki.com

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki. com

2019, №1, Том 7 / 2019, No 1, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-1-2019.html

URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/97PSMN119.pdf

Статья поступила в редакцию 14.02.2019; опубликована 05.04.2019

Ссылка для цитирования этой статьи:

Качимская А.Ю. Развитие коммуникативных учебных действий подростков в условиях психологического проектирования // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №1, https://mir-nauki.com/PDF/97PSMN119.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

Kachimskaya A.Yu. (2019). Development of communicative educational activities of adolescents in terms of psychological design. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 1(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/97PSMN119.pdf (in Russian)

Развитие коммуникативных учебных действий подростков в условиях психологического проектирования

Аннотация. В статье раскрывается понимание коммуникативных учебных действий в структуре учебной деятельности и личности подростков. Дается определение коммуникативных действий как умений, помогающих школьнику осуществлять общение, вступать в диалог и межличностное взаимодействие, принимать участие в групповом обсуждении проблем, формулировать собственные мысли и адекватно передавать их сверстникам, сравнивать точки зрения разных людей на одну и ту же ситуацию, отстаивать собственную позицию и искать альтернативные модели общения.

Автор аргументирует мысль о том, что подростничество характеризуется определенными возрастно-психологическими особенностями, которые являются предпосылками формирования коммуникативных учебных действий. Измерение уровня сформированности отдельных аспектов коммуникативных универсальных учебных действий подростков позволило автору говорить о недостаточной их развитости: подростки характеризуются недостаточностью учета интересов Другого и стремлением отстоять свои интересы в межличностном взаимодействии, частичной согласованностью действий, нечеткостью передачи информации и ее искажение при восприятии, частичное принятие других позиций в общении, преимущественно тогда, когда они не противоречат своей.

В проведенном исследовании описываются развивающие ресурсы учебного проектирования, встроенного в уроки психологии для подростков. Специфическим отличием разработанных автором уроков стало включение в структуру урока проектных заданий и групповых проектных работ, ориентированных на разработку проблем коммуникативной направленности. В ходе работы над проектами по проблемам межличностных взаимоотношений, отношений со сверстниками, способов разрешения конфликтов, наблюдалось развитие у учащихся мотивации к самопознанию, формирование адекватной самооценки, навыков сотрудничества и т. п. Результаты контрольной диагностики и

For citation:

УДК 37.015.3(075.8)

Качимская Анна Юрьевна

ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», Иркутск, Россия Доцент кафедры «Психологии образования и развития личности» Кандидат психологических наук, доцент E-mail: max115221@list.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=340400

последующая математическая обработка эмпирических данных подтвердили наличие положительных сдвигов в измеряемом параметре.

Ключевые слова: универсальные учебные действия; коммуникативные универсальные учебные действия; развитие коммуникативной умелости; учебное проектирование; уроки психологии для подростков; коммуникативные действия

Интерес современной образовательной практики к коммуникативной составляющей личности обусловлен, с одной стороны, требованиями Федерального государственного образовательного стандарта [1; 2], с другой - спецификой развития личности в разных школьных возрастах.

Коммуникативные универсальные действия, в логике деятельностного подхода, содействуют формированию у школьников умения ориентироваться на партнера по общению, вступать в диалог и поддерживать его, взаимодействовать со сверстниками, обеспечивать основу для сотрудничества с другими людьми [3; 4; 5]. В исследованиях последних лет описывают разные аспекты развития коммуникативных действий учащихся в урочном и внеурочном видах деятельности [6; 7]. Вместе с тем, средства, используемые для развития коммуникативных учебных действий школьников, не являются эффективными, что подтверждается психологической и педагогической диагностикой указанных учебных действий. Акцент на развитие коммуникативных умений школьников целесообразно ставить в младшем подростковом возрасте, когда закладывается предпосылка межличностной коммуникации в качестве основы ведущей деятельности возрастного периода.

В качестве одной из возможных эффективных форм развития коммуникативных универсальных действий школьников может быть рассмотрен учебный проект. Анализ литературы по обозначенному вопросу свидетельствует о том, что потенциал проектной деятельности школьников в отношении развития коммуникативных универсальных действий не изучен [8; 9]. Все это задает ряд противоречий между значимостью коммуникативных учебных умений школьников и недостаточным их формированием в учебном процессе; между потенциалом проектной деятельности для развития коммуникативных действий и недостаточной изученностью этого вопроса в практике образования.

Правомерно предположить, что развитие коммуникативных действий школьников в условиях их вовлечения в проектную деятельность в школе будет эффективным в том случае, если проектирование будет реализовываться в структуре урока и в групповой форме. Коммуникативные учебные действия, являясь одной из разновидностей универсальных учебных действий школьников, включают в себя умения, содействующие общению, участию и поддержанию диалога, участию в коллективном обсуждении, формулировке и донесению до слушателей собственных мыслей, отстаиванию своей позиции во взаимодействии, возможности сравнивать различные точки зрения и проч.

Знакомство с работами А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, O.A. Карабановой и др. [10; 11] дает возможность определить некоторые критерии, на основе которых появляется возможность измерить сформированность коммуникативных учебных действий школьников. На наш взгляд, наиболее информативными будут:

1. согласованность действий, способность сотрудничать, т. е. умение ученика учитывать интересы партнера по общению и согласовывать с ним свои действия;

2. способность выделять и отображать в речи существенные ориентиры действия, передавать их партнеру по общению, т. е. умение правильно и точно воспринимать и передавать информацию;

3. способность учитывать позицию собеседника, т. е. умение понимать точку зрения другого, иными словами, понимание наличия разных точек зрения.

Указанные критерии целесообразно измерять с использованием методик, разработанных Г.А. Цукерман и/или Г.В. Бурменской. Они позволяют оценить сформированность коммуникативных навыков:

1. со стороны кооперации, т. е. сотрудничества;

2. со стороны интерактивного компонента, т. е. межличностного взаимодействия;

3. со стороны понимания содержания общения, т. е. ценностную сторону общения.

Эмпирическая часть нашего исследования была проведена в 2018 году в двух иркутских гимназиях1. В исследовании принимали участие подростки 5-6 классов в составе 987 человек. Диагностический инструментарий исследования представлен тремя валидными методиками: «Совместная сортировка» и «Дорога к дому», разработанные Г.В. Бурменской и «Кто прав», автора Г.А. Цукерман.

Изучение коммуникативного сотрудничества учащихся 11-13 лет позволяет говорить о том, что высокий уровень сформированности коммуникативных учебных действий, отражающих навыки сотрудничества и кооперации, наблюдается у 17,5 % испытуемых. У этой группы школьников сформированы умения согласовывать собственные действия с действиями других участников ситуации общения, что позволяет им, как правило, достигать целей взаимодействия (см. рис. 1).

60 -| 50 -40 -

% 30 20

10--- -

0 1---1---1--

НУ СУ ВУ

Уровни выраженности

Примечание: НУ - низкий уровень выраженности измеряемого параметра; СУ - средний уровень выраженности измеряемого параметра; ВУ - высокий уровень выраженности измеряемого параметра

Рисунок 1. Обобщенные данные, полученные по методике «Совместная сортировка» (составлено автором)

Средний уровень коммуникативных действий сотрудничества или кооперации выявлен у 32 % учащихся. Эти школьники в ситуации столкновения интересов стремятся настаивать на учете собственных интересов, и в меньшей степени ориентированы на интересы сверстника. Они не стремятся оказывать помощь в процессе выполнения задания, но общий эмоциональный фон взаимодействия у них положительный.

1 Согласно Федеральному закону от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» номера образовательных организаций не указаны.

У 50,5 % испытуемых отмечается низкий уровень коммуникативных действий сотрудничества и кооперации. Школьники этой группы характеризуются существенными трудностями в ситуациях межличностного взаимодействия при столкновении разнонаправленных интересов, т. к. не умеют договариваться, аргументировать собственную позицию. Нередко эмоциональный фон общения определяется как негативный. Одним из наиболее ярких показателей недостаточной сформированности данного вида коммуникативных умений является неумение школьников договориться.

Измерение коммуникативных навыков по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества подростков, свидетельствует о том, что многие учащиеся в процессе согласования усилий испытывают затруднения и, следовательно, нередко не достигают результата.

Еще один критерий, измеряемый в нашем исследовании, - умение школьников выделять и отображать в речи существенные ориентиры действия и передавать эти ориентиры партнеру по взаимодействию (см. рис. 2).

60 -50 -

40 % 30

20--- -

10--- -

0 -I---i---i--

НУ СУ ВУ

Уровни выраженности

Примечание: НУ - низкий уровень выраженности измеряемого параметра; СУ - средний уровень выраженности измеряемого параметра; ВУ - высокий уровень выраженности измеряемого параметра

Рисунок 2. Обобщенные данные, полученные по методике «Дорога к дому» (составлено автором)

У 22 % испытуемых-подростков выявлен высокий уровень сформированности измеряемого коммуникативного умения. Эти школьники четко и ясно передают ориентиры собственных действий в речи, их словесные инструкции просты, доступны и верно отражают их намерения. Как следствие, оппонент по общению может адекватно выполнить совместное задание. Такая ситуация описывает высокий уровень сформированности у школьников планирующей и регулирующей функции речи.

Средний уровень выраженности измеряемого коммуникативного умения отмечается у 48 % испытуемых. Школьники этой группы допускают ошибки в, связанные с неточностью передачи информации, в результате чего их партнер п общению неправильно выполнял действия.

У 30 % участников исследования выявлен низкий уровень сформированности измеряемого параметра коммуникативных универсальных действий. Эти подростки характеризуются наличием существенных трудностей в процессе выполнения тестового задания. При этом, трудности отмечаются как в передаче информации, так и в ее правильном восприятии.

Таким образом, измерение навыка выделять и отображать в речи ориентиры действия, передавать, т. е. транслировать информацию, позволяет заключить, что подростки характеризуются наличием трудностей, основные из которых состоят в нарушении четкости и точности передачи информации, с помощью которой организуется совместная деятельность. Это проявляется в искажении содержания передаваемой информации и сложностях ее адекватного восприятия.

Третий измеряемый параметр коммуникативных умений - действия школьников, направленные на учет позиции собеседника в ситуации межличностного взаимодействия (см. рис. 3).

50 -|

45---

40-------

35-------

30-------

% 25-------

20----- -

15-------

10----- -

5-------

0 -I---i---i--

НУ СУ ВУ

Уровни выраженности

Примечание: НУ - низкий уровень выраженности измеряемого параметра; СУ - средний уровень выраженности

измеряемого параметра; ВУ - высокий уровень выраженности измеряемого параметра

Рисунок 3. Обобщенные данные, полученные по методике «Кто прав» (составлено автором)

Высокий уровень сформированности данного коммуникативного умения наблюдается у 12,5 % испытуемых. Подростки с высоким уровнем выраженности действий, направленных на учет позиции собеседника в ситуации межличностного взаимодействия, правильно дают ответы, умеют встать на позицию собеседника и учесть его точку зрения.

У 41 % выявлен средний уровень сформированности данного коммуникативного умения. Эти школьники могут представить различные позиции и точки зрения собеседников, ориентироваться на них, однако, не каждая ситуация взаимодействия в этой группе характеризовалась такой умелостью учащихся. Нередко собственное мнение подростков доминирует над содержанием ситуации общения.

Низкий уровень обнаружен у 46,5 % участников исследования. Учащиеся этой группы характеризуются трудностями понимания содержания самой ситуации общения и, как следствие, передачи этого содержания в процессе реализации совместных действий.

Данные, полученные в ходе изучения коммуникативных действий, направленных на учет позиции собеседника, свидетельствуют о различном уровне их сформированности у школьников. Они понимают наличие разных позиций и взглядов в ситуации общения, могут занять позицию собеседника в конкретной ситуации взаимодействия, вместе с тем, во взаимодействии подростков доминируют собственные интересы.

Обобщая результаты изучения уровня сформированности коммуникативных учебных действий учащихся, следует отметить, что у испытуемых доминируют средний и низкий уровень их выраженности. Школьники демонстрируют недостаточный учет интересов

собеседника, стремление отстоять собственные интересы в ситуации общения, у них сформирована частичная согласованность действий и нечеткая передача информации в межличностном взаимодействии. Подростки склонны к искажению восприятия информации, частично принимают позицию собеседника, в большинстве случаев тогда, когда она не противоречит их собственной позиции.

Все это приводит нас к пониманию необходимости целенаправленного развития коммуникативных действий, что позволит не только качественно улучшить коммуникацию, но и положительно изменить ее продуктивность в учебной деятельности подростков.

С этой целью нами была разработана программа курса уроков психологии, в рамках которой предусмотрено учебное проектирование. Предлагаемая программа призвана решать задачи:

1. развитие мотивации к самопознанию и познанию Другого как партнера по общению;

2. развитие навыков согласованности учебных действий и способности к учебному сотрудничеству;

3. развитие способности правильно и точно транслировать информацию в ситуации учебного взаимодействия, учитывая позицию Другого как собеседника.

Включение в уроки психологии учебного проектирования позволяет формировать в течение учебного года коммуникативные навыки как основу коммуникативных универсальных учебных действий в следующих направлениях:

• адекватность (соответствие наличной ситуации) использования коммуникативных средств взаимодействия для решения проектных заданий;

• реализовывать прием и трансляцию (передачу информации без искажения) учебной информации в ситуации группового проектного взаимодействия;

• организовывать проектное вербальное общение в ситуациях учебного сотрудничества, профилактируя ситуации конфликта;

• согласовывать внутригрупповое взаимодействие с учетом позиции отдельных участников учебного проекта.

На наш взгляд, наиболее продуктивное развитие коммуникативных учебных действий будет реализовываться в том случае, если учебные проекты содержательно будут ориентированы на разработку школьниками проблем межличностного взаимодействия. Поэтому, темы, предлагаемые подросткам для разработки в формате учебного группового проекта, раскрывают: взаимоотношения мальчиков и девочек в классе, межличностное взаимодействие одноклассников, конфликты, наиболее часто возникающие в сфере общения школьников и проч.

Результативность развития коммуникативных учебных действий в условиях учебного проектирования обусловлена, на наш взгляд, следующими особенностями проектного метода:

1. учебный проект, встроенный в структуру урока (в нашем исследовании - в структуру урока психологии), следует рассматривать как структурированную систему последовательных проектных заданий, ориентированных на формирование у школьников коммуникативных и познавательных учебных навыков;

2. проект, выполняемый на уроке, инициирует самостоятельную регуляцию коммуникативной активности школьников, задействуя у них умение работать в группе, т. е. с необходимостью согласовывать учебное общение;

3. учебный проект по своему содержанию имеет метапредметный, т. е. надпредметный характер, а, следовательно, содействует развитию универсальных учебных действий, к числу которых относятся и коммуникативные.

Эффективны такие приемы, используемые на разных этапах учебного проектирования, которые активизируют все стороны коммуникативных учебных умений. В нашем исследовании, в ходе проектирования на уроках психологии, мы использовали следующие.

Перекрестная дискуссия, дискуссия «совместный поиск», «двухрядный круглый стол», прием «плюс - минус - интересно» (Эдвард де Боно), стратегия «таблица-синтез» (Загашев И.О.), стратегия «знаю - хочу узнать - узнал» (Донна Огл), «бортовые журналы», «двойные (двухчастные) дневники», стратегия «трехчастные дневники» (Черил Форбс), «ключевые термины», «свободное письменное задание», «десятиминутное сочинение и другие свободные письменные задания», «пятиминутное эссе», «письменное интервью», «синквейн», «портфолио» и др. Все они могут быть реализованы в учебной деятельности подростков и уже зарекомендовали себя.

Полезным будет создание игрового пространства, включенного в канву урока психологии. Нами апробированы такие психологические игры как «Следопыт», «Репортер», «Виртуальный мир», «Перекресток», «Островитяне» [12; 13] и др. Их использование позволяет: обучать школьников-подростков навыкам коммуникативной самоорганизации; развивать коммуникативную умелость; обеспечивать психологическую поддержку в ситуации общения и проч.

Такие психологические коммуникативные игры дают возможность решать задачи: развития саморегуляции и навыков речевого планирования действий в команде (учебной группе); формирование навыков самоконтроля и кооперации в деятельности.

Психолог же, являясь руководителем группового проекта школьников, и содействуя развитию коммуникативных универсальных действий учащихся, должен быть готов к выполнению следующих функций:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. консультативной, которая проявляется в инициировании проектной активности школьника путем формулирования группе учащихся проблемных вопросов, в моделировании (проектировании) заведомо сложных ситуаций, требующих группового нестандартного решения;

2. мотивационной, обеспечивающей возможность создания руководителем проекта ситуации выбора способов работы над проектом;

3. помогающей, которая проявляется в оказании помощи участникам проектной работы;

4. наблюдательской, выраженной в собирании психологом информации об особенностях деятельности учащихся для организации консультирования школьников в направлении «что нужно улучшить».

Анализ деятельности и роли учителя психологии на любом этапе выполнения школьником проектной работы позволяет заключить, что позиция педагога может быть описана формулой: «не вместо, а вместе». При этом эффективность руководства проектной

https://mir-nauki.com

работой состоит для педагога в умении инициировать собственную активность школьника в направлении приобретения им коммуникативных компетенций.

На втором, контрольном этапе нашего исследования эмпирический материал был подвергнут статистической обработке, что позволяет нам говорить о его достоверности. Качественный анализ данных, позволяет нам говорить о том, что подростки, вовлеченные в учебное проектирование на протяжении всего учебного года, стали характеризоваться более высокой потребностью в межличностном взаимодействии, стремлением устанавливать положительное эмоциональное общение, склонностью согласовывать свои действия в общении и договариваться с партнером по общению. Стали реже возникать конфликтные ситуации, подростки стали четче выражать свои мысли в ситуациях межличностного взаимодействия со сверстниками и педагогами, точнее передавать информацию и воспринимать ее.

ЛИТЕРАТУРА

1. Качимская, А.Ю. Психологический мониторинг образовательных результатов в коммуникативном пространстве современной школы [Текст] // Образование и развитие личности в современном коммуникативном пространстве: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Под общей редакцией И.М. Кыштымовой. - Иркутск: Изд-во Аспринт, 2016 - С.

340-348.

2. Милованова, Л.А. Инновационная деятельность учителя начальных классов [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №6, nauki.com/PDF/20PDMN618.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

3. Смык, Ю.В. Инкультурация как механизм самомоделирования ребенком психологически безопасной социальной среды [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 4 Ы*р://тп-nauki.com/PDF/33PSMN417.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

4. Качимская, А.Ю. Коммуникативная компетентность старшеклассников в поликультурной образовательной среде [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №1, https://mir-nauki.com/PDF/20PSMN118.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

5. Журавлева, С.В., Ксенофонтова А.Н. Структурно-функциональная модель формирования коммуникативных умений старшеклассника в информационно-образовательной среде [Электронный ресурс] [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №1, https://mir-nauki.com/PDF/17PDMN118.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

6. Николаева, Н.Т. Формирование универсальных учебных действий в иноязычной учебной деятельности бакалавра на занятиях по иностранному языку [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, №2 http://mirnauki.com/PDF/27PDMN217.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

7. Качимская, А.Ю. К вопросу о проектировании системы мониторинга универсальных учебных действий обучающихся основной школы [Текст] // Культура. Наука. Образование, № 3 (28) - 2013. - С. 131-141.

8. Кириченко, Д.В. Модель развития готовности к проектной деятельности и методика ее реализации [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 1 http://mir-nauki.com/PDF/52PDMN117.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

9. Егоров, Е.Е., Анисенко, А.В., Бурлакова, Ю.В., Быкова, Н.С. Проектная деятельность как инновационная технология в системе современных подходов к обучению [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 4 http://mir-nauki.com/PDF/13PDMN416.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

10. Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.В. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов [Текст] - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.

11. Митичева, Т.И., Маслова, В.С., Феоктистова, Е.А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеучебной деятельности [Текст] / Митичева Т.И., Маслова В.С., Феоктистова Е.А. - Альманах современной науки и образования. 2015. № 5 (95). С. 129-131.

12. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками [Текст] /под ред. М.Р. Битяновой. - СПб. Питер, 2008. - 304 с.

13. Лидерс, А.Г. Психологический тренинг с подростками [Текст] / М.: Академия, 2001. - 184 с.

https://mir-nauki.com

Kachimskaya Anna Yuryevna

Irkutsk state university, Irkutsk, Russia E-mail: max115221@list.ru

Development of communicative educational activities of adolescents in terms of psychological design

Abstract. The article reveals an understanding of communicative learning activities in the structure of learning activities and the personality of adolescents. Communicative actions are defined as skills that help a student to communicate, engage in dialogue and interpersonal interaction, participate in group discussion of problems, formulate their own thoughts and adequately transfer them to their peers, compare the points of view of different people on the same situation, defend own position and look for alternative communication models.

The author argues the idea that adolescence is characterized by certain age-psychological features, which are prerequisites for the formation of communicative learning activities. Measuring the level of formation of certain aspects of the communicative universal educational activities of adolescents allowed the author to talk about their insufficient development: adolescents are characterized by inadequate consideration of the interests of the Other and the desire to defend their interests in interpersonal interaction, partial coordination of actions, lack of information transmission and its distortion in perception, partial acceptance of other positions in communication, mostly when they do not contradict theirs.

The study describes the educational resources of educational design, embedded in the lessons of psychology for adolescents. The specific distinction of the lessons developed by the author was the inclusion of project tasks and group project works focused on the development of communicative problems in the lesson structure.

During the work on projects on the problems of interpersonal relationships, relationships with peers, methods of conflict resolution, there was observed the development of students' motivation for self-knowledge, the formation of adequate self-esteem, cooperation skills, etc. The results of the test diagnostics and the subsequent mathematical processing of empirical data confirmed the presence of positive shifts in the measured parameter.

Keywords: universal learning activities; communicative universal learning activities; the development of communicative skills; educational design; psychology lessons for adolescents; communicative actions

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.