Научная статья на тему 'Проблема формирования системы духовных и нравственных ценностей личности студента'

Проблема формирования системы духовных и нравственных ценностей личности студента Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
484
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ / ДУХОВНЫЕ И НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / САМОСОЗНАНИЕ / ДУШЕВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / БЕЗДУХОВНОСТЬ / КОНФЕССИИ / НРАВСТВЕННОСТЬ / КУЛЬТУРА / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / SPIRITUALITY / EDUCATION AND UPBRINGING / SPIRITUAL AND MORAL VALUES / SELF-AWARENESS / SOULFULNESS / SOCIAL ENVIRONMENT / LACK OF SPIRITUALITY / CONFESSIONS / MORALITY / CULTURE / CITIZENSHIP / PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дмитриева Юлия Вячеславовна, Кокорева Елена Анатольевна

В данной статье излагается авторский взгляд на проблематику и пути решения проблемы формирования системы духовных и нравственных ценностей личности в современном российском обществе в процессе образования и воспитания. Авторами выявлено, что, в связи с изменившимися социальными, политическими и экономическими условиями жизни людей в сегодняшней России возникла дилемма разрешения противоречия между потребностью личности в духовном развитии и состоянием образовательной и воспитательной среды. Авторы обозначили, что в настоящее время все заметнее становится развитие в современном обществе духовного кризиса личности. В ходе написания статьи авторами был поставлен вопрос, а что же служит предпосылками, т. е. той питательной почвой, в которой формируются противоречия современного социума в аспекте духовности, который опосредовал рассмотрение всего возрастного спектра россиян, однако в ходе рассмотрения данного вопроса, авторами определено, что именно для молодых людей неразрешенность духовных проблем, чаше всего, приводит к глубокому психологическому кризису личности. В связи с этим, авторы утверждают, что задача формирования в обществе такой системы духовных и нравственных ценностей, которая удовлетворяла бы современным жизненным устремлениям людей, восполняла бы образовавшийся «духовный вакуум» и сохраняла бы национальную самобытность российского менталитета, его всеобъемлющую духовность приобретает существенное значение. Авторы уверены, что при формировании духовной и нравственной системы ценностей, развиваются особенности мировосприятия личности. Личностные качества становятся ведущей предпосылкой формирования духовно-интеллектуальных качеств, поскольку основополагающая категория в формировании культуры человека это его личная духовность. Личность развивает свою духовную составляющую, вбирая в себя культурные и духовные аспекты окружающей ее социальной системы. Постигает смысл жизни, тем самым, формируя позицию активного гражданина как члена гражданского общества. Авторы считают, что в нашем российском социуме именно система образования и воспитания призвана помогать формированию знаний, умений и навыков, способных делать так, чтобы мир человеческих взаимоотношений находился в гармонии с окружающей средой. Там, где возникает диссонанс, теряется гармония отношений, возникает проблема в межличностной коммуникации, и в коммуникации между социально-демографическими группами, теряется самосознание личности и, как следствие этого, угасает её духовность. Авторы согласны с те, что термин «духовность» определяет составляющая духовного, неотъемлемой частью которого, является самосознание. Духовность формируется в зависимости от традиций, культуры, социальных структур и среды обитания человека и, в свою очередь, сама их формирует, выступая как порождающее сознание, как трудноопределимый исток культурно-исторической динамики. Духовность великий дар человечеству, его сущностное состояние. И если исчезает духовность, то рушится не только сама по себе личность, но и общество, и все государство в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Дмитриева Юлия Вячеславовна, Кокорева Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of formation of the system of spiritual and moral values of the person

This article presents the author's view on the problems and ways of solving the problem of formation of the system of spiritual and moral values of the individual in the modern Russian society in the process of education and upbringing. The authors have revealed that due to the changed social, political and economic conditions of people's life in today's Russia there is a dilemma of resolving the contradiction between the need of the individual in spiritual development and the state of the educational environment. The authors pointed out that at present the development of the spiritual crisis of personality in modern society is becoming more noticeable. In the course of writing the authors raised the question, and what is the background, i. e. the nutrient soil in which the contradictions of modern society in the aspect of spirituality, which mediated the consideration of the entire age range of Russians, however, during the consideration of this issue, the authors determined that it is for young people unresolved spiritual problems, most often, leads to a deep psychological crisis of the individual. In this regard, the authors argue that the task of forming in society such a system of spiritual and moral values that would satisfy the modern life aspirations of people, would fill the "spiritual vacuum" and would preserve the national identity of the Russian mentality, its comprehensive spirituality becomes essential. The authors believe that the formation of the spiritual and moral system of values, develop features of the worldview of the individual. Personal qualities become the leading prerequisite for the formation of spiritual and intellectual qualities, since the fundamental category in the formation of human culture is his personal spirituality. Personality develops its spiritual component, absorbing the cultural and spiritual aspects of the surrounding social system. Comprehends the meaning of life, thereby forming the position of an active citizen as a member of civil society. The authors believe that in our Russian society, it is the system of education and upbringing that is designed to help the formation of knowledge, skills and abilities that can make the world of human relations in harmony with the environment. Where there is a dissonance, the harmony of relations is lost, there is a problem in interpersonal communication, and in communication between socio-demographic groups, the self-consciousness of the individual is lost and, as a consequence, its spirituality is fading away. The authors agree that the term "spirituality" defines a component of the spiritual, an integral part of which is self -consciousness. Spirituality is formed depending on traditions, culture, social structures and human environment and, in turn, it forms them, acting as a generating consciousness, as a hard-to-determine source of cultural and historical dynamics. Spirituality is a great gift to humanity, its essential state. And if spirituality disappears, it collapses not only the individual, but also society, and the whole state as a whole.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования системы духовных и нравственных ценностей личности студента»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki. com 2019, №2, Том 7 / 2019, No 2, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-2-2019.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/01PDMN219.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Дмитриева Ю.В., Кокорева Е.А. Проблема формирования системы духовных и нравственных ценностей личности студента // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №2, https://mir-nauki.com/PDF/01PDMN219.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Dmitrieva Yu.V., Kokoreva E.A. (2019). The problem of formation of the system of spiritual and moral values of the person. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 2(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/01PDMN219.pdf (in Russian)

УДК 378 ГРНТИ 15.21.45

Дмитриева Юлия Вячеславовна

НАНО ВО «Институт мировых цивилизаций», Москва, Россия Специалист по учебно-методической работе

Доцент

E-mail: imc.dmitrieva@yandex.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=693595

Кокорева Елена Анатольевна

НАНО ВО «Институт мировых цивилизаций», Москва, Россия

Первый проректор E-mail: eakokoreva@mail.ru

Проблема формирования системы духовных и нравственных ценностей личности студента

Аннотация. В данной статье излагается авторский взгляд на проблематику и пути решения проблемы формирования системы духовных и нравственных ценностей личности в современном российском обществе в процессе образования и воспитания.

Авторами выявлено, что, в связи с изменившимися социальными, политическими и экономическими условиями жизни людей в сегодняшней России возникла дилемма разрешения противоречия между потребностью личности в духовном развитии и состоянием образовательной и воспитательной среды.

Авторы обозначили, что в настоящее время все заметнее становится развитие в современном обществе духовного кризиса личности.

В ходе написания статьи авторами был поставлен вопрос, а что же служит предпосылками, т. е. той питательной почвой, в которой формируются противоречия современного социума в аспекте духовности, который опосредовал рассмотрение всего возрастного спектра россиян, однако в ходе рассмотрения данного вопроса, авторами определено, что именно для молодых людей неразрешенность духовных проблем, чаше всего, приводит к глубокому психологическому кризису личности.

В связи с этим, авторы утверждают, что задача формирования в обществе такой системы духовных и нравственных ценностей, которая удовлетворяла бы современным жизненным устремлениям людей, восполняла бы образовавшийся «духовный вакуум» и сохраняла бы

национальную самобытность российского менталитета, его всеобъемлющую духовность приобретает существенное значение.

Авторы уверены, что при формировании духовной и нравственной системы ценностей, развиваются особенности мировосприятия личности. Личностные качества становятся ведущей предпосылкой формирования духовно-интеллектуальных качеств, поскольку основополагающая категория в формировании культуры человека - это его личная духовность. Личность развивает свою духовную составляющую, вбирая в себя культурные и духовные аспекты окружающей ее социальной системы. Постигает смысл жизни, тем самым, формируя позицию активного гражданина как члена гражданского общества.

Авторы считают, что в нашем российском социуме именно система образования и воспитания призвана помогать формированию знаний, умений и навыков, способных делать так, чтобы мир человеческих взаимоотношений находился в гармонии с окружающей средой. Там, где возникает диссонанс, теряется гармония отношений, возникает проблема в межличностной коммуникации, и в коммуникации между социально-демографическими группами, теряется самосознание личности и, как следствие этого, угасает её духовность.

Авторы согласны с те, что термин «духовность» - определяет составляющая духовного, неотъемлемой частью которого, - является самосознание.

Духовность формируется в зависимости от традиций, культуры, социальных структур и среды обитания человека и, в свою очередь, сама их формирует, выступая как порождающее сознание, как трудноопределимый исток культурно-исторической динамики.

Духовность - великий дар человечеству, его сущностное состояние. И если исчезает духовность, то рушится не только сама по себе личность, но и общество, и все государство в целом.

Ключевые слова: духовность; образование и воспитание; духовные и нравственные ценности; самосознание; душевность; социальная среда; бездуховность; конфессии; нравственность; духовность; культура; гражданственность; патриотизм

I. Теоретическая часть

С началом нового тысячелетия, личность становится на приоритетные позиции во всех сферах жизнедеятельности российского общества. Особенный интерес вызывает духовная составляющая личности нового типа, личности появившейся на свет и развивающейся в реалиях цифрового общества. Потребности в духовном развитии и способы, которые для этого выбираются личностью нового типа, существенно видоизменились. В эпоху цифрового общества, неизбежно назрела проблема потребности личности в духовном развитии, в том числе и саморазвитии, ведь состояние образовательной и воспитательной среды не всегда успевает за потребностями общества, что констатирует неизбежность укоренения в современном обществе мыслей о духовном кризисе личности.

Что же служит предпосылками, т. е. той питательной почвой, в которой формируются противоречия современного социума в аспекте духовности? Острота поставленного нами вопроса предполагает рассмотрение всего возрастного спектра и не зависит от конкретного возраста, однако, именно для молодежи возникновение неразрешенных проблем в сфере формирования духовности, означают наличие и усугубление психологического кризиса личности [1].

Как следствие этого, у общества формируется дорожная карта по сформированию новой системы духовно-нравственных ценностей, которая смогла бы вобрать в себя менталитет

https://mir-nauki.com

русского народа и основы основных мировых религий, т. к. Россия это светское государство, где, одновременно, соседствуют множество конфессий. Обновленная система духовно -нравственных ценностей помогла бы личности нового типа, цифровой личности преодолеть те, духовные пробелы, которые образовались в связи с бесповоротными изменениями в жизни нашей цивилизации и соответствовать потребностям эпохи цифрового общества.

При формировании обновленной системы духовно-нравственных ценностей, развиваются особенности мировосприятия личности. Личностные качества становятся ведущей предпосылкой формирования духовно-интеллектуальных качеств, ведь центральной категорией в культуре человека обновленного общества, является его личная духовность. Личность духовно развивается, впитывая в себя окружающую ее систему, берет курс на новые ориентиры и ставит для себя новые цели, органично вливаясь в гражданское общество как гражданин с активной жизненной позицией.

Мы считаем, что в нашем российском социуме именно система образования и воспитания способна стать тем проводником и полем дорожной карты, по которому личность постепенно доходит до этапа гармонии межличностных человеческих отношений с обществом в целом. В случае дисгармонии в сфере межличностных отношений и диссонанса коммуникации среди различных социальных слоев и групп в обществе, теряется самосознание личности и, как следствие этого, угасает её духовность, т. е. самосознание. Эти понятия настолько взаимосвязаны, что мы можем констатировать, если погибает духовность, погибает и самосознание личности, затем и сама личность и общество и государство и цивилизация в целом, ведь духовность это некая категория, которая вбирает в себя обычаи, традиции различных культур и особенности ареала обитания личности, в то же время, дополняя и развивая их.

Данное, уже неоднократно доказано историческими фактами. Отличается ли понятие духовная личность от понятия душевная личность? На это вопрос считаем правильным ответить следующим образом: «Где бы человек ни находился - в его разуме, чувствах или воле, - он является душевным. Если он действует и поступает посредством одной из этих трёх частей или если он живёт в одной из этих трёх частей, то он является душевным. Поскольку душевный человек живёт посредством разума, чувств или воли, то духовный человек так жить не должен. Душевный человек живёт не посредством духа, а посредством души, то духовный человек должен жить не в душе, а в духе.

В отличие от душевных людей, духовные не позволяют душе быть во всём господином, они не позволяют разуму, чувствам и воле души играть главную роль. Они живут посредством духа и в духе, и они позволяют лишь духу быть господином и источником их действий и поведения».

Необходимо научить обновленную личность с креативным типом мышления направлять свой потенциал в нужное русло, искореняя все то, что встает на пути ее гармоничного развития. Мысль о борьбе с ужасающей реальностью обновленного общества (преступностью, наркоманией, беспризорностью, бомжеванием и т. п.) должна приваливать в теории и практике образования и воспитания обновленного типа личности.

Думается, что в Российском образовании и воспитании личности сегодня имеется существенная брешь. Наглядным примером утраты обществом духовности может служить, остро стоящая проблема сегодняшнего дня, проблема национализма. общества. Вдохновившись идеей воспитания молодежи путем акцента на положительные примеры, уделяем крайне мало внимания настрою обновленной личности на активную борьбу со злом. Справедливо подчеркивая значимость достижения общечеловеческих идеалов, мы нередко

https://mir-nauki.com

забываем, что на пути к этим идеалам стоят препятствия, не преодолев которые, нельзя добиться полной гармонии жизни.

Разрыв в духовности общества и государства возникает в следствии неадекватного переноса отживших свой век постулатов в обновленные, развитием цивилизации, исторические условия. Это приводит к обеднению творческой мысли элит государства и как следствие беднеет их духовность. Проблемы духовности, обучения и воспитания были есть и будут основными проблемами, оказывающими влияние на адекватный процесс формирования личности. А личность, как известно, это первичная ячейка формирования сначала всего общества, потом и всего государства. Тот духовный вакуум, который имеет место быть в современном обновленном цифровом обществе вызывает серьезное беспокойство, т. к. его петрификаты, проникая в учебно-воспитательный процесс российской системы образования усложняют работу педагогам по все Российской Федерации. А ведь именно на них, педагогов всей системы образования и воспитания, возложена в государстве высокая миссия по подготовке обновленной личности как будущего русской нации и государства Российского. Необходимо создавать и постоянно обновлять нормативно-правовую и учебно-методическую базу, которая помогала бы воспитателям, учителям и преподавателям формировать в личности истинно русскую систему духовных ценностей. В связи с этим необходимо уделять особое внимание правильному формированию обновленной личности, личности 21 века с этапа дошкольных учебных заведений до этапа окончания ВУЗа, воспитанию в духе патриотизма с формированием исконно русского национального самобытного менталитета. Россию всегда населяли сильные и мужественные люди, которые имели определенный, в том числе и духовный стержень, настоящие граждане и патриоты ... вспомните хотя бы памятник гражданину Минину и князю Пожарскому ... рука об руку русские люди шли вместе, оберегая священную Русь от посягательств извне своей верой, верой в ее силу и мощь! Необходимо связать эту духовную нить, которая продляет связь времен и народов государства Российского.

В процессе обучения и воспитания, одновременно, осуществляется познание истины, формируется и преображается личность, происходит ее культурное рождение. Обучение и воспитание неразрывно связаны между собой.

Основные цели образовательного и воспитательного процесса идентичны и сводятся к ответу на вопрос: во благо ли человечества обновленная личность будет использовать полученные ей новые знания [2].

В этой связи необходимо достичь того, чтобы содержание образовательно-воспитательного процесса гармонично сочетало в себе ценностные ориентации Российского общества, плоды естественного развития человеческой цивилизации, актуальную ситуации в стране нормативную базу и адекватных педагогов, готовых нести этот бесценный дар в массы.

Очень грустно от того, что государство, прежде всего, заинтересовано в том, чтобы личность удовлетворяла его потребностям во всех сфера жизнедеятельности, но не продвигало их, путем креативной формы мышления. Все новое воспринимает почти везде в штыки, мы никак не можем избавиться от пережитков старого и быть во все оружия готовы к активным постоянным переменам в связи с развитием новой эры, эры информатизации общества [3].

На этом основано одно из противоречий российской системы образования и воспитания. Для государства важно, чтобы человек не осознанно усваивал информацию, а именно запомнил и шел по сформированной государством дорожной карте, это все, что от него требуется. Оно и создает адекватную этому посылу систему образования и воспитания. В этом проявляется ограниченность образовательной системы России, не допуская творческого креативного начала. Боже упаси креативить в системе государственных органов ... это приоритеты

https://mir-nauki.com

коммерческих структур, как они считают, поэтому государственные органы незыблемы, а коммерческие структуры совсем наоборот и очень часто.

Вот, например, как известно, действующий Федеральный государственный стандарт основного общего образования включает в себя обязательную предметную область «Духовно-нравственная культура народов России». Однако, в эту предметную область, в отличие от других, ни одного предмета не включено. Возникает вопрос: как же реализовать ее на практике? Из разъясняющего письма Министерства от 25 мая 2015 г. №08-761 вытекает, что реализация предметной области «Духовно-нравственная культура народов России», ее наполнение и организационные формы признаются компетенцией регионов и конкретных образовательных организаций. Со стороны федерального центра речь может идти только об установке общих концептуальных и методологических принципов, которые лежат в основе этой области, а также создания ряда альтернативных учебных программ и учебно-методических комплексов (УМК), прошедших профессиональную экспертизу и одобренных педагогическим сообществом. Большинство трудностей и конфликтов при внедрении данной предметной области связано, по нашему мнению, с недостатком вариативных курсов. Нет связи между учебными заведениями общего образования и теми учебными заведениями, которые готовят специалистов для социально-экономической сферы государства.

В настоящее время никто и ничто не ограничивает возможности самих конфессий участвовать в разработке курсов при соблюдении их культурологического характера. Уже имеются курсы, посвященные основам православной, мусульманской, буддистской, иудейской культур. Однако в обществе сохраняется и другая тенденция. Существует потребность в полностью светских, внеконфессиональных курсах. Такие курсы дают широкую картину того, как исторически, последовательно развивалось понимание того, что такое нравственность, духовность и культура.

Необходимо разрешить противоречие между развивающимся корпоративным капиталистическим строем и все более возрастающей потребностью общества в личности настоящего гражданина и патриота.

Государству необходимо создать целостную систему государственных и негосударственных институтов и информационную базу в виде нормативно-правовой и учебно-методической документации, формирующую индивидуальное и массовое сознание личности, и акцентирующую свое внимание на создании условий формирования духовных и нравственных ценностей исконно российского общества.

В настоящее время разработана Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», она является новым вариантом ранее принятых программ патриотического воспитания граждан Российской Федерации, и сохраняет преемственность в процессе формирования патриотического сознания граждан на основе инновационных технологий воспитания патриотизма в современных условиях. Данная программа предполагает взаимодействие государственных структур и гражданского общества в решении проблем развития патриотизма и массового сознания молодежи и студентов, в частности.

Поколению нового тысячелетия сейчас от 18 до 19 лет. Это как раз тот возраст, когда идет активное формирование личности детей, подростков, молодежи, - их осознанная активная социализация по средствам образовательных учреждений и окружающего мира. Их детские годы проходили в период коренного обновления России во все сферах жизнедеятельности и были ознаменованы заказными убийствами, террористическими актами, последствия которых, которые они практически ежедневно наблюдали и продолжают наблюдать в прямом эфире, страшными эпидемиями (лихорадка Эбола, птичий и свиной грипп, ВИЧ, атипичная

пневмония), но в тоже время и позитивными моментами как, например, развитие цифровых технологий или биотехнологий.

Мобильные телефоны и Интернет уже для 2-х летних детей - обыденность. В СМИ и на государственном уровне осуждаются секс, наркотики и табакокурение. Но, главное, наступила эра брэндов - молодежь предпочитает технику, одежду и продукты только «раскрученных брендов». Если ты все это имеешь, и следишь за всеми новостями, прорывами и новинками в любой сфере, то ты в тренде ... еще одно новое словечко!

Тренд - кредо молодых. Они увлекаются модными сейчас видами спорта: байками, роликами, баскетболом, стритболом, но не столько для достижения «результата», сколько для собственного удовольствия от того, что они в тренде. Они следуют модным течениям в питании. Если у них возникнут проблемы со здоровьем, они выберут брендовые, широко разрекламированные лекарства. Анорексия стала привычны и частым явлением.

Молодежь - за здоровый образ жизни, здоровое питание.

Она эрудированна, находчива, юридически подкована и нахальна. Она хочет работать, но не хочет, чтобы работа становилась их жизнью.

В отличие от предыдущих поколений, поколение нового тысячелетия баловали, воспитывали и развивали с младенчества по всевозможным новым методикам, ориентируя на успех. Молодежь сегодняшнего дня сама по себе уверена в своей ценности всесторонней развитости и образованности.

Его представителей отличает финансовая практичность. Сегодняшняя молодежь хорошо осведомлена о финансовой ненадежности, терзавшей предыдущие поколения, которые становились жертвами сокращений и разорения виртуальных компаний, и они оказываются сведущими, когда речь заходит о деньгах и накоплениях. Уже сегодня она думает о пенсионных схемах. Баланс между работой и жизнью для неё не пустые слова. В отличие от своих родителей, которые склонны делать карьеру приоритетом, самые юные работники заинтересованы в том, чтобы работа не мешала их семье и личной жизни. Они хотят гибкого графика, возможности работать из дома через интернет, способности перейти на частичную занятость или сделать перерыв в карьере. Ценность самореализации, ценность семьи повысилась, при том, что при свей своей юридической подкованности, молодежь не хочет связывать себя штампами и бумагами.

Представители молодого поколения не собираются надолго задерживаться на одной работе и даже в одной профессии. Они не любят долго делать одно и то же. Новое поколение умеет выполнять много дел одновременно как, ставший именем нарицательным, Юлий Цезарь: читать электронную почту, параллельно болтая по мобильному телефону и бродя в интернете. Конфликты из-за стиля одежды так же имеют место быть. Молодежь более привыкшая к непринужденному стилю - сланцам, открытым сандалиям, татуировкам, пирсингу и рваным шортам - обнаруживает, что в офисе необходим более строгий и сдержанный внешний вид и, для многих, необходимость скрывать татуированные участки тела, тоннели в ушах и пирсинг на лице становится реальной проблемой и они это воспринимают как нарушение прав и свобод человека и гражданина. Поколение нового тысячелетия было воспитано родителями, как никогда ориентированными на детей. Нынешняя молодежь не готова к воспитанию детей. Парадокс ценностной ориентации показывает, что им больше нравится воспитывать именно взрослых... И почти половина работодателей говорит, что молодые сотрудники невысоко ценят способности старших коллег [8].

Итак, главными ценностями молодежи сегодняшнего дня становятся: динамичные изменения окружающего их мира, оптимизм, общительность, эрудиция, юридическая грамотность, уверенность в себе, негативизм рутины, не желание подчиняться, желание

https://mir-nauki.com

получать немедленное вознаграждение за любую проделанную работу, патриотизм гражданственность, обновленные нормы морали, самоорганизованность и оптимизация процесса своего быта, быстрое достижение положительных результатов любыми средствами и способами, активное участие в политической жизни страны.

Мы провели анонимное анкетирование обучающихся 1-5 курсов нашего ВУЗа (Приложение

Приложение 1), а также их родителей (Приложение 2). Содержание вопросов было направлено на выявление ценностных ориентиров в семье, институте, общественных организациях, в социуме в целом.

Результаты анкетирования и выводы были обработаны и представлены в диаграммах в Приложение.

В условиях распада традиционных духовных и моральных ценностей, роста многомиллионной детской беспризорности, детской преступности, наркомании, а также сексуальной распущенности среди части молодежи, государство стремиться создать новую, адекватную современным реалиям систему формирования правовых знаний и морально-нравственных ценностей [4]. Поэтому, при построении алгоритма образовательного и воспитательного процесса будущего выпускника НАНО ВО «ИМЦ», и по идейному вдохновению учредителя нашего ВУЗа, В.В. Жириновского [5; 6; 7], мы учитываем данную необходимость и включаем в образовательный процесс механизмы инновационных педагогических технологий опережающего, проблемного, креативного обучения и др.

Концепция образования в НАНО ВО «ИМЦ» за свою основу берет гуманистическую парадигму, с ориентацией на исконно русские традиции. Например, с стенах нашего ВУЗа в апреле 2019 года уже в 3 раз планируется широкомасштабное мероприятие: весенний русский балл, в рамках возрождения лучших исконно русских традиций как передача той духовной линии от поколения к поколению.

II. Практическая часть

ЛИТЕРАТУРА

1. Гнездилов Г.В., Курдюмов А.Б., Кокорева Е.А., Киселев В.В. Возрастная психология и психология развития. Учебное пособие. (2-е издание, дополненное и переработанное) // М.: Издательский дом «БИБЛИО-ГЛОБУС», 2017. 228 с.

2. Islamov A.E., Rassolov I.M., Petunova S.A., Albovd A.P., Zaikina I.V., Shulga T.I. Students' tolerant behavior formation mechanisms // IEJME: Mathematics Education Т. 12, - 2017 - № 1. С. 43-50.

3. Попков А.А., Слоботчиков О.Н. Некоторые особенности экономической системы русской цивилизации // Образование. Наука. Научные кадры. - 2017 - № 3. С. 119-122.

4. Булавина М.А. Тенденции развития института прав человека в Российской Федерации Вестник Московского государственного открытого университета. Москва. Серия: Экономика и право. 2013. № 3. С. 48-55.

5. Жириновский В.В. Политическая классика. Москва, 1996. Том 1 О судьбах России. Монография. М.: АО "Астра-семь". 256 с. ISBN: 5-7642-0061-5.

6. Жириновский В.В. Политическая классика. Москва, 1997. Том 6 Геополитика и политика 1993-1994 годы. Монография. М.: Издательский Дом Грааль». 1997, 264 с. ISBN: 5-89579-004-6.

7. Жириновский В.В. Политическая классика. Том. 2. Политика и экономика / Монография. М.: АО «Астра-семь», 1996, 256 с. ISBN: 5-7642-0062-3.

8. Васильева Алина, Константинов Дмитрий, Баитова Яна Исследовательская работа «Исследование ценностей современных россиян в контексте межпоколенных отношений» https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2016/09/22/ issledovatelskaya-rabota-issledovanie-tsennostey-sovremennyh-rossiyan-v.

9. Гершунский Б.С. Прогнозирование в сфере образования: Теория и практика. М., 1994.

Dmitrieva Yulia Vyacheslavovna

Institute of world civilizations, Moscow, Russia E-mail: imc.dmitrieva@yandex.ru

Kokoreva Elena Anatolyevna

Institute of world civilizations, Moscow, Russia E-mail: eakokoreva@mail.ru

The problem of formation of the system of spiritual and moral values of the person

Abstract. This article presents the author's view on the problems and ways of solving the problem of formation of the system of spiritual and moral values of the individual in the modern Russian society in the process of education and upbringing.

The authors have revealed that due to the changed social, political and economic conditions of people's life in today's Russia there is a dilemma of resolving the contradiction between the need of the individual in spiritual development and the state of the educational environment.

The authors pointed out that at present the development of the spiritual crisis of personality in modern society is becoming more noticeable.

In the course of writing the authors raised the question, and what is the background, i. e. the nutrient soil in which the contradictions of modern society in the aspect of spirituality, which mediated the consideration of the entire age range of Russians, however, during the consideration of this issue, the authors determined that it is for young people unresolved spiritual problems, most often, leads to a deep psychological crisis of the individual.

In this regard, the authors argue that the task of forming in society such a system of spiritual and moral values that would satisfy the modern life aspirations of people, would fill the "spiritual vacuum" and would preserve the national identity of the Russian mentality, its comprehensive spirituality becomes essential.

The authors believe that the formation of the spiritual and moral system of values, develop features of the worldview of the individual. Personal qualities become the leading prerequisite for the formation of spiritual and intellectual qualities, since the fundamental category in the formation of human culture is his personal spirituality. Personality develops its spiritual component, absorbing the cultural and spiritual aspects of the surrounding social system. Comprehends the meaning of life, thereby forming the position of an active citizen as a member of civil society.

The authors believe that in our Russian society, it is the system of education and upbringing that is designed to help the formation of knowledge, skills and abilities that can make the world of human relations in harmony with the environment. Where there is a dissonance, the harmony of relations is lost, there is a problem in interpersonal communication, and in communication between socio-demographic groups, the self-consciousness of the individual is lost and, as a consequence, its spirituality is fading away.

The authors agree that the term "spirituality" - defines a component of the spiritual, an integral part of which is self -consciousness.

Spirituality is formed depending on traditions, culture, social structures and human environment and, in turn, it forms them, acting as a generating consciousness, as a hard-to-determine source of cultural and historical dynamics.

https://mir-nauki.com

Spirituality is a great gift to humanity, its essential state. And if spirituality disappears, it collapses not only the individual, but also society, and the whole state as a whole.

Keywords: spirituality; education and upbringing; spiritual and moral values; self-awareness; soulfulness; social environment; lack of spirituality; confessions; morality; spirituality; culture; citizenship; patriotism

01PDMN219

https://mir-nauki.com

Приложение Приложение 1

Уважаемые студенты 1-5 курсов НАНО ВО «ИМЦ»!

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мы преподаватели НАНО ВО «ИМЦ» проводим «Исследование формирования духовной и нравственной системы ценностей личности студента».

Просим Вас анонимно ответить на вопросы нашей анкеты. Ваше мнение очень Важно для нас!

1. Работают ли Ваши родители?_

2. Кем работают Ваши родители?_

3. Какие совместные занятия есть в кругу Вашей семьи?_

4. Имеют ли место в Вашей семье наказания детей, т. е. Вас?_

5. Есть ли у Вас в семье постоянные обязанности? Какие?_

6. Перечислите Ваши игры с друзьями (зима, весна, лето, осень)_

Чему учат эти игры?_

7. Какие у Вас есть увлечения, хобби. (например, сбор марок, фантиков, цветных стеклышек и др.)_

8. В какие компьютерные игры Вы играете? Чему они учат?_

9. Какие телепередачи Вы смотрите по телевизору?_

а) Научно-познавательные. Название:_

б) Развлекательные. Названия:_

в) Художественные фильмы Названия, жанр (ужастик, фантастика, приключения, комедия):_

г) Политические передачи. Названия:_

10. Как Вы готовитесь к учебным занятиям в ВУЗе?_

а) помогают родители; б) только сам(сама); в) выполняю задания в библиотеке или читальном зале; г) выполняю задания с помощью сети интернет_

11. Любите ли Вы читать книги. Где Вы их берете?_

а) в библиотеке; б) покупали в магазине; в) есть дома; г) не читаю.

12. Как Вы выбираете будущую профессию?_

а) выбираю сам (сама); б) мне выбирают родители; г) выбираю с другом (подружкой) или по совету друзей.

13. Участвуете ли Вы в студенческих мероприятиях? (например: сборе металлолома, сборе макулатуры, стеклотары, субботниках, КВН, концертах, елках для детей сотрудников)_

https://mir-nauki.com

14. Состоите ли вы в общественных организациях (партиях, молодежных организациях)?_

Как вы думаете, какое влияние они оказывают на личность?

15. Какие ценности формируют общественные организации у личности?_

16. Кто для Вас является примером для подражания?_

а) родители; б) ветераны войн; в) известные личности; г) никто.

17. Как Вы считаете семья или ВУЗ формирует систему духовных и нравственных ценностей личности?_

Спасибо большое за ваши ответы!

01PDMN219

https://mir-nauki.com

Приложение 2

Уважаемые родители студентов 1-5 курсов НАНО ВО «ИМЦ»!

Мы преподаватели НАНО ВО «ИМЦ» проводим «Исследование формирования духовной и нравственной системы ценностей личности студента».

Просим Вас анонимно ответить на вопросы нашей анкеты. Ваше мнение очень Важно для нас!

1. Работали ли Ваши родители, когда Вы были студентом ВУЗа?_

2. Кем работали ваши родители?_

3. Какие совместные занятия были в кругу вашей семьи в студенческие годы?_

4. Имели ли место в Вашей семье наказания детей т е. Вас в студенческие годы__

5. Были ли у Вас в семье постоянные обязанности в студенческие годы? Какие?_

6. Перечислите ваши игры с друзьями в студенческие годы (зима, весна, лето, осень)_

Чему учили эти игры?_

7. Какие у Вас были увлечения, хобби в студенческие год? (Например, сбор марок, фантиков, цветных стеклышек и др.)_

8. В какие компьютерные игры вы играли в студенческие годы? Чему они учили?_

9. Какие телепередачи вы смотрели по телевизору в студенческие годы?_

а) Научно-познавательные. Название:_

б) Развлекательные. Названия:_

в) Художественные фильмы Названия, жанр (ужастик, фантастика, приключения, комедия):_

г) Политические передачи. Названия:_

10. Как Вы готовились к учебным занятиям в ВУЗе?_

а) помогали родители; б) только сам(сама); в) выполнял задания в библиотеке или читальном зале; г) выполнял задания с помощью сети интернет_

11. Любили ли вы читать книги в студенческие годы? Где вы их брали?_

а) в библиотеке; б) покупали в магазине; в) есть дома; г) не читал(а).

12. Как Вы выбирали будущую профессию?_

а) выбирала сам (сама); б) мне выбрали родители; г) выбрали с другом (подружкой) или по совету друзей;

13. Участвовали ли Вы в студенческих мероприятиях? (например, сборе металлолома, сборе макулатуры, стеклотары, субботниках, КВН, концертах, елках для детей сотрудников)_

14. Состояли ли вы в общественных организациях в студенческие годы (партия, молодежные организации)?_

15. Какие ценности формируют общественные организации у личности?_

16. Кто для Вас являлся примером для подражания в студенческие годы?_

а) родители; б) ветераны войн; в) известные личности; г) никто.

17. Как Вы считаете семья или ВУЗ сформировали у Вас систему духовных и нравственных ценностей личности?_

Спасибо большое за ваши ответы!

Приложение 3

Вопрос №1. Работают (работали ли для родителей) ли Ваши родители?

Вывод: Занятость родителей современной молодежи, по сравнению с молодежью 90-гг.,

упала.

Приложение 4

Вопрос №2: Кем работают (работали для родителей) Ваши родители?

Вывод: У современной молодежи, по сравнению с молодежью 90-гг., родители как правило не работают.

Приложение 5

Вопрос №3. Какие совместные занятия есть (были для родителей) в кругу Вашей семьи:

Вывод: У современной молодежи, по сравнению с молодежью 90-гг., отсутствует культ семейного воспитания.

Приложение 6

Вопрос №4. Имеют (имели для родителей) ли место в Вашей семье наказания детей?

70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Наказания:

Семья 90-х Семья 2000-х

Били ремнем, ставили в угол 40 % Лишают гаджетов 52 %

Не отпускали гулять 19 % Серьезная беседа, ругают 24 %

Трудотерапия 12 % Лишают развлечений 16 %

Лишали развлечений 7 % Трудотерапия 8 %

Чтение книг 2 % Чтение книг 0 %

Вывод: Для современной молодежи, по сравнению с молодежью 90-гг., основным и самым жестоким наказанием является лишение общения с гаджетами.

да

нет

семья 90-х семья-2000-х

Приложение 7

Вопрос №5. Есть (были для родителей) ли у Вас в семье постоянные обязанности?

120%

100% 80% 60% 40% 20% 0%

Постоянные обязанности:

Семья 90-х Семья 2000-х

Помощь по хозяйству (уборка в комнате, мыть посуду) 54 % Помощь по дому (уборка в комнате, мыть посуду) 15 %

Выносить мусор 86 % Выносить мусор 18 %

Водиться с младшими 50 % Водиться с младшими 10 %

Гулять с домашними животными 56 % Гулять с домашними животными 26 %

Вывод: Для современной молодежи, по сравнению с молодежью 90-гг., характерна атрофия желания помогать с домашней работой.

Приложение 8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вопрос №6. Перечислите Ваши игры с друзьями...

■ Ряд 1

■ Ряд 2

Игры 90-х Игры 2000-х

75 разных игр 12 разных игр

Популярные: вышибала, классики, скакалка, лыжи, горки, игры с царь-горы, лапта, кондалы, мячом, догонялки, ручейки, казаки-разбойники. Популярные: снежки, он-лайн интернет игры.

Вывод: У современной молодежи, по сравнению с молодежью 90-гг., совместные игры это, в основном, только интернет-игры.

80

60

40

20

игры 90-х игры2000-х

0

Приложение 9

Вопрос №7. Какие у вас есть (были для родителей) увлечения, хобби?

Увлечения 90-х Увлечения 2000-х

35 разных увлечений, хобби 8 разных увлечений

Популярные: сбор фантиков, календариков, фото артистов, стекляшек, значков, марок, открыток, вязание, вышивание, чтение, песенники, анкеты и т. д. Рисование, танцы, футбол, компьютерные игры, фитнес, йога, соц. сети, сайты знакомств.

Вывод: У современной молодежи, по сравнению с молодежью 90-гг., оскудел круг увлечений. Нет желания заниматься тем, что требует активности и трудозатрат.

Вопрос №8. В какие компьютерные игры вы играете (играли для родителей)?

100% 80% 60% 40% 20% 0%

гонки стрелялки интеллектуальные аналоги жизни не играют

игры 90-х игры 2000-х

Вывод: Для современной молодежи характерны интеллектуальные игры. Наблюдается повышение уровня образования, юридической и политической грамотности.

Чему учат (учили для родителей) эти игры?

Вывод: Для современной молодежи компьютерные игры, по сравнению с молодежью 90-гг., являются превалирующими и нужны в качестве развлечения. Они не несут никакой смысловой.

Приложение 10

Вопрос №9. Какие телепередачи вы смотрите (смотрели для родителей)?

120% 100% 80% 60% 40% 20% 0%

научно-популярные

познавательные

художественные фильмы

студенты студенты политика

90-х 2000-х

Телепередачи 90-х Телепередачи 2000-х

Научно-познавательные Научно-познавательные

Познавательные: Популярные: В мире животных, Клуб путешественников, Вокруг света, Очевидное-невероятное, хочу все знать Познавательные: Популярные: тайны мира, Орел и Решка

Развлекательные Развлекательные

Популярные: Клуб знатоков Популярные: Битва экстрасенсов, Голос, Голос дети

Художественные фильмы: Приключения, комедии Художественные фильмы: Иностранные фильмы. Ужастики, фантастика, фильмы о войнах с участием России

Популярные: Неуловимые мстители, приключения Электроника, Гостья из будущего, Титаник, Кавказская пленница, Брильянтовая рука, Иван Васильевич меняет профессию, Три мушкетера Популярные: Мистические истории, Матрица, Гарри Поттер, Поворот не туда, Крик, Пункт назначения

Политические Политические

«Знак качества», «Акулы пера», «До 16 и старше» Москва 24, «Вести недели с Владимиром Киселевым». «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым». «Политические дебаты», «Человек и закон», «60 минут»

Вывод: Современная молодежь, по сравнению с молодежью 90-гг., крайне политизирована.

Приложение 11

Вопрос №10. Как Вы готовитесь к учебным занятиям в ВУЗе?

80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Самостоятельно

- С помощью сети

- интернет

■ С помощью

—|-1-1 библиотеки или

Семья Семья читального зала

90-х 2000-х

Вывод: Для современной молодежи, по сравнению с молодежью 90-гг., сеть интернет является основным источником знаний.

Приложение 12

Вопрос №11. Любили ли вы читать? Где берете книги для чтения?

100% 80% 60% 40% 20% 0%

х 2000-х

Вывод: Современная молодежь, по сравнению с молодежью 90-гг., не любит читать книги. В основном, берет в библиотеке учебную литературу лишь по необходимости.

Страница 25 из 30

01PDMN219

Uj

1

ffl 1

1

II"

библиотека в магазине есть дома не читаю

Семья 90- Семья

Приложение 13

Вопрос №12. Как Вы выбираете (выбирали для родителей) будущую профессию?

Вывод: Современная молодежь, по сравнению с молодежью 90-гг., более самостоятельна в своем выборе.

Приложение 14

Вопрос №13. Участвуете ли Вы в студенческих мероприятиях?

120% 100% 80% 60% 40% 20% 0%

90-е гг 2000 -е гг

■ участвовал

■ не участвовал

Вывод: Современной молодежи, по сравнению с молодежью 90-гг., интересно и хочется участвовать во всех мероприятиях ВУЗа.

Приложение 15

Вопрос №14. Состоите ли (состояли ли для родителей) Вы в общественных организациях (партия, молодежные организации)?

Вывод: Современная молодежь, по сравнению с молодежью 90-гг., принимает более активное участите в общественной и политической жизни страны.

Вопрос №15. Какие ценности формируют общественные организации у личности?

90-е гг. 2000-е гг.

Популярные: ответственность, честность, целеустремленность, порядочность, трудолюбие, уважение к старшим, взаимовыручка, добросовестность. Популярные: милосердие, доброта, гражданственность, патриотизм, права человека и гражданина.

Вывод: У современной молодежи, по сравнению с молодежью 90-гг., изменилась система духовных и нравственных ценностей личности.

Приложение 16

Вопрос №16. Кто является (являлся для родителей) для Вас является примером для подражания?

90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

■ родители

ветераны

известные люди

■ никто

90-е гг 2000-е гг

Вывод: Для современной молодежи, по сравнению с молодежью 90-гг., родители перестали быть основным примером для подражания и авторитетом. Наблюдается увеличение количества молодежи, у которых нет примером для подражания являются ветераны и известные люди, а также тех, кто не считает, что надо кому-то подражать.

Приложение 17

Вопрос №17. Как Вы считаете семья или ВУЗ формировали систему духовных и нравственных ценностей личности?

120% 100% 80% 60% 40% 20% 0%

семья ВУЗ

молодежь молодежь 90-х 2000-х

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вывод: У современной молодежи, по сравнению с молодежью 90-гг., именно ВУЗ формирует основную систему духовных и нравственных ценностей личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.