Научная статья на тему 'Психодиагностика профессионального общения'

Психодиагностика профессионального общения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
604
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОТЕХНИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СТУДЕНТЫ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ЛИЧНОСТЬ / PSYCHOTECHNICS / PROFESSIONAL COMMUNICATION / PROFESSIONAL EDUCATION / INTERACTION / STUDENTS / LEARNERS / WORKING CAPACITY / PROFESSIONAL ACTIVITY / COOPERATION / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Лапшова Анна Владимировна

Современная личностно-ориентированная психология, опираясь на общепсихологическую идею саморазвития отражает гуманистическую сущность человека, где общение между людьми выступает одним из самых значимых процессов. В процессе профессиональной подготовки студентов общение влияет на успешность их будущей профессиональной деятельности, поэтому возникает потребность в регулярной диагностике общения обучающихся. В статье представлен опыт проведения психодиагностики общения студентов, раскрыты принципы профессионального общения, способствующие построению успешного общения. Общение это многоплановый процесс развития контактов между людьми, который порождается потребностями конкретной группы. Он позволяет сформировать личность, раскрывает ее творческий и профессиональный потенциал. Во время общения человек выстраивает свою линию поведения и непроизвольно оказывает разного рода воздействия на своих собеседников. Среди факторов, влияющих на процесс профессионального общения выделены мотивы, смыслы и способы восприятия, значимость профессиональной общности для конкретного обучающегося, кооперация, конфронтация, расслоение, сотрудничество. Проведена диагностика общения студентов, показавшая увеличение количества студентов с высоким уровнем общительности, который оказывающий влияние на формирование профессиональной компетентности. Высокий уровень профессионального общения обучающихся способствует повышению конкурентоспособности студентов на рынке труда.Modern personality-oriented psychology, based on the general psychological idea of self-development, reflects the humanistic essence of man, where communication between people is one of the most significant processes. In the process of training students, communication affects the success of their future professional activities, so there is a need for regular diagnosis of students' communication. The article presents the experience of conducting psychodiagnostics of student communication, discloses the principles of professional communication that contribute to building successful communication. Communication is a multifaceted process of developing contacts between people, which is generated by the needs of a particular group. It allows you to create a personality, reveals its creative and professional potential. During communication, a person builds his line of behavior and involuntarily exerts various kinds of influence on his interlocutors. Among the factors affecting the process of professional communication, motives, meanings and ways of perception, the importance of professional community for a particular student, cooperation, confrontation, stratification, cooperation are highlighted. We carried out a diagnosis of student communication, which showed an increase in the number of students with a high level of sociability, which affects the formation of professional competence. The high level of professional communication of students contributes to the competitiveness of students in the labor market.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психодиагностика профессионального общения»

Vaganova Olga Igorevna, Lapshova Anna Vladimirovna

PSYCHODIAGNOSIS OF PROFESSIONAL ...

psychological science

UDC 159.98

DOI: 10.34671/SCH.BSR.2020.0402.0011

ПСИХОДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

© 2020

AuthorID: 284243 SPIN: 1890-0952 ResearcherID: J-3306-2017 ORCID: 0000-0001-8347-484X ScopusID: 57190967543

Ваганова Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами»

AuthorID: 737272 SPIN-код: 8001-9256 ResearcherID: J-3273-2017 ORCID: 0000-0001-7017-3589 ScopusID: 57201130316

Лапшова Анна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами» Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: any19.10@mail.ru) Аннотация. Современная личностно-ориентированная психология, опираясь на общепсихологическую идею саморазвития отражает гуманистическую сущность человека, где общение между людьми выступает одним из самых значимых процессов. В процессе профессиональной подготовки студентов общение влияет на успешность их будущей профессиональной деятельности, поэтому возникает потребность в регулярной диагностике общения обучающихся. В статье представлен опыт проведения психодиагностики общения студентов, раскрыты принципы профессионального общения, способствующие построению успешного общения. Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, который порождается потребностями конкретной группы. Он позволяет сформировать личность, раскрывает ее творческий и профессиональный потенциал. Во время общения человек выстраивает свою линию поведения и непроизвольно оказывает разного рода воздействия на своих собеседников. Среди факторов, влияющих на процесс профессионального общения выделены мотивы, смыслы и способы восприятия, значимость профессиональной общности для конкретного обучающегося, кооперация, конфронтация, расслоение, сотрудничество. Проведена диагностика общения студентов, показавшая увеличение количества студентов с высоким уровнем общительности, который оказывающий влияние на формирование профессиональной компетентности. Высокий уровень профессионального общения обучающихся способствует повышению конкурентоспособности студентов на рынке труда.

Ключевые слова: психотехника, профессиональное общение, профессиональное образование, взаимодействие, студенты, обучающиеся, работоспособность, профессиональная деятельность, сотрудничество, личность.

PSYCHODIAGNOSIS OF PROFESSIONAL COMMUNICATION

© 2020

Vaganova Olga Igorevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Lapshova Anna Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail: any19.10@mail.ru) Abstract. Modern personality-oriented psychology, based on the general psychological idea of self-development, reflects the humanistic essence of man, where communication between people is one of the most significant processes. In the process of training students, communication affects the success of their future professional activities, so there is a need for regular diagnosis of students' communication. The article presents the experience of conducting psychodiagnostics of student communication, discloses the principles of professional communication that contribute to building successful communication. Communication is a multifaceted process of developing contacts between people, which is generated by the needs of a particular group. It allows you to create a personality, reveals its creative and professional potential. During communication, a person builds his line of behavior and involuntarily exerts various kinds of influence on his interlocutors. Among the factors affecting the process of professional communication, motives, meanings and ways of perception, the importance of professional community for a particular student, cooperation, confrontation, stratification, cooperation are highlighted. We carried out a diagnosis of student communication, which showed an increase in the number of students with a high level of sociability, which affects the formation of professional competence. The high level of professional communication of students contributes to the competitiveness of students in the labor market.

Keywords: psychotechnics, professional communication, professional education, interaction, students, learners, working capacity, professional activity, cooperation, personality.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Общение является одной из важнейших категорий современной психологии, однако она значительно менее оформлена в измерительном психодиагностическом плане в сравнении с другими психологическими понятиями, например, такими как мышление или память. Диагностика общения - сложный и многомерный процесс, который требует совершенствования и поиска новых методик для более точного анализа общения современных студентов

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Среди ученых, занимавшихся разработкой вопроса профессионального общения с психологической точки зрения стоит отметить А.Н. Гусева, В.А. Лосенкова, Н.Д. Творогову и других. Исследователями были разработаны методики, относящиеся к диагностике общения.

Обосновывается актуальность исследования Психологические особенности подготовки современных студентов обуславливают необходимость поис-

психологически науки

Ваганова Ольга Игоревна, Лапшова Анна Владимировна ПСИХОДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ...

ка новых методик диагностики общения. Стоит уделить внимание процессу психодиагностики профессионального общения современных студентов высших учебных заведений.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Цель данной статьи заключается в анализе опыта проведения психодиагностики общения студентов.

Постановка задания. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть принципы профессионального общения;

- раскрыть особенности общения;

- выявить методики, исследующие различные аспекты общения.

Используемые методы, методики и технологии. Методологическую основу исследования составляют научные труды исследователей в области диагностики профессионального общения [1].

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Психотехника позволяет изучить психологию труда, в данной статье мы рассматриваем профессиональное общение как часть будущей профессиональной деятельности студентов. Профессиональное общение - это многосторонний процесс, который связан с развитием и установлением контактов между людьми. Этот процесс возникает в связи с потребностями в совместной деятельности, и желанием достичь общей цели.

В процессе взаимодействия студентов с образовательной средой, возникает развитие профессиональных интересов, повышение интеллектуальной активности, раскрывается возможность развития мотивационно-по-требностной сферы личности.

Социальные контакты с окружающим миром играют огромную роль в жизни каждого человека. Во время общения человек выстраивает свою линию поведения и непроизвольно оказывает разного рода воздействия на своих собеседников. Есть люди, испытывающие трудности в общении, им сложно найти общий язык с окружающими людьми, а есть наоборот, люди которые легко взаимодействует с окружающими. Специалисты утверждают, что для того чтобы процесс общения был успешным и продуктивным важно знать принципы взаимодействия. Один из первых принципов - это значимость внешнего вида человека, ведь именно внешний вид формирует самые первые впечатления о человеке. Особую значимость внешний вид приобретает для человека занимающего руководствующую должность, человека, который взаимодействует с аудиторией - например, преподавателя. Для такого человека важно создать определенное впечатление на группу, поэтому ему всегда нужно иметь опрятный внешний вид, следить за выражением лица, осанкой. Если внешний вид руководителя группы производит отталкивающее впечатление, то это может стать серьезным барьером для процесса межличностного общения. Принцип первых четырёх минут. Специалисты утверждают, что базовые впечатления о человеке производят первые четыре минуты общения. Это ещё один важный принцип межличностного общения, так как именно в первые минуты общения активно работают все органы чувств, при помощи которых мы формируем целостное представление о другом человеке. В течении первых минут человеку становится понятно своё отношение к собеседнику - есть ли расположение к взаимному общению или нет.

Первое впечатление всегда достаточно устойчиво, хотя в процессе общения оно может изменяться, и тогда можно говорить об обманчивости первого впечатления, его недостоверности. Но, смотря на это, каждый руководитель должен помнить о том, как важно произвести первое впечатление.

Принцип использования улыбки, является очень важным в профессиональном общении. Улыбка, обра-

щённая как к собеседнику, так и к себе является залогом хорошего настроения и высокого уровня работоспособности.

Принцип использования утвердительных ответов является очень эффективным в межличностном общении. Этот принцип указывает на то, что не нужно начинать общение с тех вопросов, по которым мнения расходится. Исходя из этого следует, что в начале общения желательно задавать вопросы гарантирующий утвердительный ответ. Очень полезно периодически использовать принцип утвердительных ответов на протяжении всего общения. Это будет способствовать « накоплению согласия» между собеседниками. Такой подход способствовать разрешению сложных, спорных вопросов, формированию доверия в общении и общему положительному настрою. Принцип избегания критики. Не менее важным принципом общения, будет принцип, заключающийся в избегании критики и уходе от жалоб на других людей и обстоятельства. Принцип избегания споров. Этот принцип особенно важен в групповых формах работы. Споры чаще носят негативный характер и способны нарушить взаимопонимание в группе. Вместо словесной перепалки эффективнее будет спокойно выслушать члена группы, а после постараться сконцентрироваться на поиске путей разрешения проблемы. Попытка переспорить собеседника не дает положительного результата, в отличие от разумного компромисса. Стремление человека вступить в спор, часто может указывать на его желание самоутвердиться. Принцип исключения приказаний. Одной из основных целей общения является убедить собеседника в своей точке зрения, мотивация его на определённые действия. Поэтому в общении важно уметь убедить, пробудить в желание к действию, если делать это в приказной форме, что вряд ли можно добиться желаемого результата. Принцип уважения чужого мнения. Во время общения очень важно не забывать об этом принципе и проявлять уважение к мнению и позиции собеседника.

Принцип личного обращения. Во время общения важно помнить имена собеседников, личное обращение более эффективно в общении, и всегда приятно собеседнику.

В любом обществе есть своя система норм и правил поведения, которая выполняет определённые социально-культурные функции. Эти нормы и правила поведения человека формируются в связи с потребностью выживания и нормального функционирования социального организма. Основу современного общения составляют общие принципы, которые соблюдаются во всём мире. Профессиональная деятельность или учебная деятельность всегда требует соблюдения всех закономерностей и принципов профессионального общения.

Человек, умеющий грамотно выстроить своё общение с окружающими, обладает высоким уровнем развития своей личности. Здесь становится понятно, что общение, это особый процесс, который позволяет сформировать личность, проявить свой творческий и профессиональный потенциал. Студенческая среда и особенности студенческой группы оказывают сильное воздействие на личность студента. Поведение в группе имеет свою специфику, так как в группе человек зачастую вынужден подчиняться правилам и ценностям группы. Нами была проведена психологическая диагностика общения среди студентов высшего учебного заведения на основе методики, разработанной Г.В. Акоповым и Т.В. Семеновой. Методика позволяет выявить особенности профессионального общения. Во-первых, с точки зрения общительности в целом (высокая, средняя, низкая), во-вторых - установок в общении (по модальности - когнитивная, аффективная, организационная направленность); по объекту (тот, на кого направлено общение), в-третьих -стилей и уровней общения. Для комплексной психологической диагностики респондентам было предложено пройти опрос, включающий утверждения о различных

Балканско научно обозрение. 2020. Т. 4. № 2(8)

47

Vaganova Olga Igorevna, Lapshova Anna Vladimirovna PSYCHODIAGNOSIS OF PROFESSIONAL ...

psychological science

аспектах общения. Респондентам необходимо либо подтвердить, либо опровергнуть данные утверждения. В таблице 1 представлен фрагмент опроса для комплексной психологической диагностики общения. Степень согласия респондента оценивается в баллах по шкале от 1 до 5, где 1 - не согласен, 2 - скорее не согласен, 3 - не уверен, что согласен, 4 - скорее согласен, 5 - абсолютно согласен. Результаты оцениваются как в сильном позитивном ключе (+), в нейтральном (0), так и в негативном (-). Оценка позитивных и нейтральных утверждений осуществляется по прямой шкале (от 1 до 5), негативные - по обратной от 5 до 1.

Таблица 1 - Суждения для комплексной психологической диагностики общения студентов

№ Суждения Баллы

1 Я очень общительный человек от 1 до 5

2 При необходимости я общаюсь и со знакомыми и с незнакомыми людьми от 1 до 5

3 Я не считаю себя общительным человеком от 1 до 5

4 Общение с людьми приносит мне удовольствие от 1 до 5

5 Общение с людьми не приносит мне удовольствие от 1 до 5

6 Длительное общение утомляет меня от 1 до 5

7 Обычно я выступаю инициатором общения с незнакомыми людьми от 1 до 5

8 Находясь среди незнакомых людей, я, как правило, не начинаю разговор первым от 1 до 5

9 Я часто обращаюсь за советами к незнакомым людям от 1 до 5

10 Когда я узнаю что-то новое, то стремлюсь поделиться этой информацией с друзьями и знакомыми от 1 до 5

* составлено Г.В. Акоповым и Т.В. Семеновой Результаты диагностики уровня общительности представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Результаты диагностики уровня общительности студентов высшего учебного заведения в 2017 - 2019 годах

Полученные результаты говорят о том, что к 2019 году возросло число студентов с высокой и средней общительностью.

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. Ученые исследуют профессиональное общение в целом. В данной статье мы проводим диагностику общения студентов высших учебных заведений, обращаем внимание на профессиональную сферу подготовки обучающихся.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

Нами была проведена диагностика общения студентов, которая показала увеличение количества студентов с высоким уровнем общительности, который влияет на формирование профессиональной компетентности.

Высокий уровень профессионального общения обучающихся способствует повышению конкурентоспособности студентов на рынке труда.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении.

Разнообразные методики для проведения диагностики общения позволяют определить уровень профессионального общения. Однако, требуется изыскание единой методики, которая бы способствовала наиболее точной оценке профессионального общения. Каждое поколение студентов отличается друг от друга психологическими особенностями. Соответственно с течением времени требуется не только совершенствование методик, но и разработка новых, учитывающих специфику психологии обучающихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Прохорова М.П., Семченко А.А. Вовлечение обучающихся — будущих педагогов профессионального обучения в проектную деятельность в рамках дисциплины // Вестник Мининского университета, 2018, 6 (2), 6. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-2-6.

2. Chirva A.N., Chirva O.G. Contents and method of professionally oriented training of informatic disciplines of future teachers of technologies //Scientific Vector of the Balkans, 2018, No. 1 pp.27-31

3. Denysenko S.M. Application of quest technology in the professional training OF Bachelor of Publishing and Polygraphy in Higher School // Balkan Scientific Review, 2018, No. 1 pp. 29-33.

4. Garnevska S.M. opportunities for forming communication technology images in training in technology and entrepreneurship // Balkan ScientificReview, 2018, No. 1 pp. 34-37.

5. Ihnatenko H.V., Ihnatenko K.V. Formation of self-dependence as a professional ly-important personality trait of a future vocational education teacher by means of case-technology // Humanitarian Balkan Research,

2018, No. 1 pp. 40-42.

6. Klinkov G.T. The specificity of manifestation of pedagogical communication as a special construct (2018) Scientific Vector of the Balkans 2018 No. 1 pp.51-52

7. Ваганова О.И., Иляшенко Л.К. Основные направления реализации технологий студентоцентрированного обучения в вузе //Вестник Мининского университета, 2018, 6 (3), с. 2. DOI: 10.26795 / 2307-12812018-6-3-2

8. Koshechko N.V. Innovations from educational discipline "Pedagogical conflictology" in professional preparation of students // Scientific Vector of the Balkans, 2018, No. 1 pp.59-63

9. Makhometa T.M., Tiahai I.M. The use of interactive learning in the process of preparing future math teachers //Balkan Scientific Review, 2018, No. 1 pp. 48-52.

10. Ахаев А.В., Стеблецова И.С., Ахаева Н.В. Теоретико-методологические и практические аспекты конструирования системы педагогического сопровождения организаций дополнительного образования в условиях обновленного содержания образования // Балканско научно обозрение, 3, 4 (6), 2019, c. 5-9.

11. Pometun O.I., Gupan N.M. Studying history as an educational space of students'critical thinking development // Humanitarian Balkan Research, 2018. No. 1 pp. 60-63.

12. Ivanova, Natalia L.; Korostelev, Aleksandr A. The impact of competitive approach on students' motivation in sport // Amazonia investiga, 2019, Volume 8 Issue 18 Page 483-490.

13. Rakhimbaeva Inga E., Korostelev Aleksandr A., Shakirova Indira A., Ayshwarya B., Phong Thanh Nguyen Hashim Wahidah, Maseleno Andino // International journal of applied exercise physiology, Integration of the Educational and Didactic Systems in the Training of Future Teachers,

2019, 8 (2.1), c. 1131-1136.

14. Grigoriev S. G., Shabunina V. A., Tsarapkina Ju. M., Dunaeva N. V. Electronic library system as a means of self-development of students of digital generation Z (on the example of studying the course "Basics of the counselor activity"), Scientific and technical libraries, 2019, 7, 78-99.

15. Васьковская Г.А. Особенности реализации педагогических технологий профильного обучения //Балканско научно обозрение,1,

2018, c. 76-79.

16. Raven, J. Education and Sociocybernetics // Azimuth of Scientific Researches: Economics and Management, 2017. 6, 3 (20), 289-297.

17. Пичугина Г.А., Жилякова ДА. Структурирование организации процесса сотворчества //Научен вектор на Балканите, 3, 3 (5), 2019, с. 55-58.

18. Tolkanuk Z. A. Professional self-determination of youth as a factor of training of a competent specialist // Balkan Scientific Review, 3, 2 (4),

2019, 57-59.

19. Halatsyn K.A., Feshchuk, A.M. Diagnosing motivational-and-valu-able component of the communicative culture of students in higher technical educational institutions //Balkan Scientific Review, 3, 2 (4), 2019, 17-20.

20. Bakharev N. P., Creativity - a prerequisite for the formation of professional competences in specialists of technical direction of training // Scientific Vector of the Balkans, 3, 4 (6), 2019, 17-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.