Научная статья на тему 'Личностно-ориентированный подход в обучении иноязычной профессиональной коммуникации студентов неязыковых специальностей'

Личностно-ориентированный подход в обучении иноязычной профессиональной коммуникации студентов неязыковых специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ / ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНОЯЗЫЧНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / УЧАСТНИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / PERSONALITY-ORIENTED APPROACH / THE PARADIGM OF EDUCATION / PERSONALITY-DEVELOPING POTENTIAL / FOREIGN-LANGUAGE PROFESSIONAL COMMUNICATION / LINGUISTIC PERSONALITY / PARTICIPANTS IN THE PEDAGOGICAL PROCESS / INTERACTION / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / EDUCATIONAL AND METHODICAL COMPLEX

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максимук Лариса Михайловна, Левонюк Лилия Евгеньевна

На современном этапе социально-политического, экономического и культурного развития общественной жизни республики Беларусь происходит смена образовательной парадигмы, в результате чего ведущим становится личностно-ориентированный подход, позволяющий создать условия для эффективной подготовки и дальнейшего профессионального развития личности специалиста, ее совершенствования и непрерывного образования. По нашему мнению, личностно-ориентированный подход в обучении иноязычной профессиональной коммуникации будущих специалистов в неязыковом вузе представляет собой такой процесс организации обучения, который максимально стимулирует проявление интеллектуальной активности обучающегося, способствует пробуждению его интереса к себе как к языковой личности. Данный подход реализуется через использование коммуникативных средств и ситуаций, побуждающих студента к активному поиску личностного смысла, ценности коммуникативного опыта для становления человека как личности. С целью оптимальной реализации стратегий личностно-ориентированного подхода при обучении иноязычной профессиональной коммуникации студентов неязыковых специальностей требуют решения следующие задачи: выработка единой стратегии в профессиональной подготовке студентов; пересмотр и доработка действующих учебных программ по дисциплине «Иностранный язык» для неязыковых специальностей; обеспечение учебно-методической литературой для аудиторной и самостоятельной подготовки студентов; использование на занятиях по иностранному языку инновационных технологий личностно-ориентированной направленности и интерактивных средств. Непременными условиями эффективности обучения иноязычной профессиональной коммуникации в контексте личностно-ориентированного подхода мы считаем: осуществление субъект-субъектных отношений между преподавателем и обучающимся; ведущая и направляющая роль преподавателя в образовательном процессе; использование традиционных и новейших педагогических технологий и методов, технических средств, активных и интерактивных форм обучения.At the present stage of the social and political, economic and cultural development of public life in Belarus, the educational paradigm is changing, as a result of which the personality-oriented approach is becoming the leading one, which allows creating the conditions for effective training and further professional development of the specialist’s personality, its improvement and continuing education. In our opinion, a personality-oriented approach to teaching foreign professional communication to future specialists at a non-linguistic university is such a process of organizing training that maximizes the manifestation of the student’s intellectual activity, helps to awaken his interest in himself as a linguistic person. This approach is implemented through the use of communicative tools and situations that encourage students to an active search of the personal meaning, of the value of communicative experience for the formation of his/her personality. In order to optimally implement the strategies of a personality-oriented approach when teaching foreign language professional communication to students of non-linguistic specialties, the following tasks need to be solved: development of a unified strategy in the professional training of students; review and revision of existing curricula in the discipline «Foreign Language» for non-linguistic specialties; providing educational and methodological literature for classroom and individual study of students; the use of innovative technologies of a personality-oriented approach and interactive tools in the foreign language classes. The indispensable conditions for the effectiveness of teaching foreign professional communication in the context of a personality-oriented approach, we consider: the implementation of the subject-subject relationship between the teacher and the student; the leading and guiding role of the teacher in the educational process; the use of traditional and innovative pedagogical technologies and methods, technical means, active and interactive forms of training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Максимук Лариса Михайловна, Левонюк Лилия Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личностно-ориентированный подход в обучении иноязычной профессиональной коммуникации студентов неязыковых специальностей»

UDC 372.881:811.111

DOI: 10.34671/SCH.BSR.2020.0402.0005

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

© 2020

AutorID: 375058 SPIN: 4657-7930 ORCID: 0000-0002-8163-0842 ResearcherID: K-9760-2018

Максимук Лариса Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков

AutorID: 1061252 SPIN: 2149-5306 ORCID: 0000-0002-1560-2747 ResearcherID: K-4500-2018

Левонюк Лилия Евгеньевна, старший преподаватель кафедры иностранных языков Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина (224016, Беларусь, Брест, бул. Космонавтов, 21, e-mail: levonyukl@mail.ru) Аннотация. На современном этапе социально-политического, экономического и культурного развития общественной жизни республики Беларусь происходит смена образовательной парадигмы, в результате чего ведущим становится личностно-ориентированный подход, позволяющий создать условия для эффективной подготовки и дальнейшего профессионального развития личности специалиста, ее совершенствования и непрерывного образования. По нашему мнению, личностно-ориентированный подход в обучении иноязычной профессиональной коммуникации будущих специалистов в неязыковом вузе представляет собой такой процесс организации обучения, который максимально стимулирует проявление интеллектуальной активности обучающегося, способствует пробуждению его интереса к себе как к языковой личности. Данный подход реализуется через использование коммуникативных средств и ситуаций, побуждающих студента к активному поиску личностного смысла, ценности коммуникативного опыта для становления человека как личности. С целью оптимальной реализации стратегий личностно-ориенти-рованного подхода при обучении иноязычной профессиональной коммуникации студентов неязыковых специальностей требуют решения следующие задачи: выработка единой стратегии в профессиональной подготовке студентов; пересмотр и доработка действующих учебных программ по дисциплине «Иностранный язык» для неязыковых специальностей; обеспечение учебно-методической литературой для аудиторной и самостоятельной подготовки студентов; использование на занятиях по иностранному языку инновационных технологий личностно-ориентиро-ванной направленности и интерактивных средств. Непременными условиями эффективности обучения иноязычной профессиональной коммуникации в контексте личностно-ориентированного подхода мы считаем: осуществление субъект-субъектных отношений между преподавателем и обучающимся; ведущая и направляющая роль преподавателя в образовательном процессе; использование традиционных и новейших педагогических технологий и методов, технических средств, активных и интерактивных форм обучения.

Ключевые слова: личностно-ориентированный подход, парадигма образования, личностно-развивающий потенциал, иноязычная профессиональная коммуникация, языковая личность, участники педагогического процесса, взаимодействие, педагогические технологии, учебно-методический комплекс.

PERSONAL-ORIENTED APPROACH IN TEACHING FOREIGN LANGUAGE PROFESSIONAL COMMUNICATION TO STUDENTS OF NON-LINGUISTIC SPECIALTIES

© 2020

Maksimuk Larisa Mihaylovna, candidate of pedagogical sciences, assistant professor, Head of Foreign Languages Department Levonyuk Lilia Yevgenyevna, sinior lecturer of the Department of Foreign Languages Department Brest State A. S. Pushkin University (224016, Belarus, Brest, blvd. Cosmonauts, 21, e-mail: levonyukl@mail.ru) Abstract. At the present stage of the social and political, economic and cultural development of public life in Belarus, the educational paradigm is changing, as a result of which the personality-oriented approach is becoming the leading one, which allows creating the conditions for effective training and further professional development of the specialist's personality, its improvement and continuing education. In our opinion, a personality-oriented approach to teaching foreign professional communication to future specialists at a non-linguistic university is such a process of organizing training that maximizes the manifestation of the student's intellectual activity, helps to awaken his interest in himself as a linguistic person. This approach is implemented through the use of communicative tools and situations that encourage students to an active search of the personal meaning, of the value of communicative experience for the formation of his/her personality. In order to optimally implement the strategies of a personality-oriented approach when teaching foreign language professional communication to students of non-linguistic specialties, the following tasks need to be solved: development of a unified strategy in the professional training of students; review and revision of existing curricula in the discipline «Foreign Language» for non-linguistic specialties; providing educational and methodological literature for classroom and individual study of students; the use of innovative technologies of a personality-oriented approach and interactive tools in the foreign language classes. The indispensable conditions for the effectiveness of teaching foreign professional communication in the context of a personality-oriented approach, we consider: the implementation of the subject-subject relationship between the teacher and the student; the leading and guiding role of the teacher in the educational process; the use of traditional and innovative pedagogical technologies and methods, technical means, active and interactive forms of training.

Keywords: personality-oriented approach, the paradigm of education, personality-developing potential, foreign-language professional communication, linguistic personality, participants in the pedagogical process, interaction, pedagogical technologies, educational and methodical complex.

ВВЕДЕНИЕ_Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важ-

ными научными и практическими задачами. Изменения в системе высшего образования Республики Беларусь, обусловленные социальными процессами, происходящими в обществе, переходом к рыночным механизмам хозяйствования, расширением международного сотрудничества в области науки и культуры, интеграцией страны в мировую образовательную систему, привели к смене образовательной парадигмы, в которой ведущим становится личностно-ориентированный подход, позволяющий создать условия для эффективной подготовки и дальнейшего профессионального развития личности специалиста, ее совершенствования и непрерывного образования.

Следовательно, в контексте личностно-ориентиро-ванного подхода в обучении профессиональному иноязычному общению студентов неязыковых специальностей необходимо подходить с особой тщательностью к определению целей, содержания, структуры и принципов обучения иностранному языку с учетом личностных интересов обучающихся, а также их индивидуальных особенностей; уделять особое внимание контролю результативности обучения; обеспечивать формирование профессиональной коммуникативной компетенции студентов; развивать такие качества личности будущих специалистов, как культура делового общения, умение работать в сотрудничестве, готовность к дальнейшему самообразованию в сфере иноязычной профессиональной подготовки [1, с. 260].

Несомненно, что изучение иностранного языка представляет собой системный, последовательный и сложный процесс, в ходе которого обучающиеся приобретают такие важные для успешного человека ценности, как качественное образование, стабильное материальное положение, самореализация, самосовершенствование, определенность профессиональной цели, жизненных планов и перспектив, характеризующие их профессиональную и общекультурную компетентность как будущих специалистов [2, с. 147].

Именно в этом контексте, на наш взгляд, актуализируется задача личностно-ориентированного подхода в обучении иностранному языку профессиональной направленности студентов неязыковых факультетов вузов, что предполагает развитие активности, самостоятельности, творчества, личностного роста обучающихся.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В процессе изучения вопросов личностно-ориентированного подхода в образовании мы обращались к работам Л. Хохленковой [1], Н. Сидаковой [2], С. Куклиной [3], И. Якиманской [5], Е. Полат [8], О. Олехник [9] и др. [10-13], в которых данный подход представлен в качестве ведущей стратегии высшего профессионального образования, определяющей основные векторы деятельности преподавателя иностранного языка, направленной на развитие личности студента в процессе обучения и воспитания при реализации педагогического взаимодействия как целостного системно-смыслового образования. Такая парадигма образования выдвигает студента в центр педагогического внимания как активного субъекта, приобретающего образование, навыки и умения в форме «личностного знания», которое, в свою очередь, делает субъекта личностью, «в прямом смысле образует (творит) и образовывает (развивает) интеллект» [3, с. 40].

Так С. Куклина считает, что личностно-ориентиро-ванный подход обладает большим личностно-развива-ющим потенциалом и обеспечивает развитие таких качеств личности, как умение работать в сотрудничестве, способность к самостоятельной работе и креативному мышлению [1, с. 260].

В свою очередь, Е. Полат утверждает, что личност-но-ориентированный подход вносит значительный вклад в развитие таких личностных качеств, которые 20

способствуют сопоставлению альтернативных вариантов и формулированию аргументированных обобщений и выводов [1, с. 260].

И. Якиманская рассматривает личностно ориентированное обучение как признание индивидуальности, самобытности, самооценки каждого человека, его развитие не как «коллективного субъекта», а прежде всего как индивида, наделенного своим неповторимым субъектным опытом [5, с. 28].

М. Акопова подчеркивает, что «личностно-ориенти-рованное образование основывается на такой организации взаимодействия субъектов образовательного процесса, когда создаются максимально возможные условия для развития у участников этого процесса способности к самообразованию, самоопределению, самостоятельности и самореализации себя в бытовой сфере и сфере профессиональной деятельности», делая особый акцент на двусторонности образовательного процесса, поскольку субъектами последнего являются как преподаватель, так и обучающийся. А взаимодействие между этими участниками ведет к их саморазвитию и самореализации, что и составляет, по мнению автора, сущность личностно-ориентированного образования [5, с. 310].

Мы считаем, что личностно-ориентированный подход в обучении иноязычной профессиональной коммуникации будущих специалистов в неязыковом вузе представляет собой такой процесс организации обучения, который максимально стимулирует проявление интеллектуальной активности обучающегося, способствует пробуждению его интереса к себе как к языковой личности, развивает умения самоанализа, рефлексии и стремление к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию. Практический опыт работы со студентами неязыковых специальностей показал, что данный подход наиболее эффективно реализуется через использование коммуникативных средств и ситуаций, побуждающих студентов к активному поиску личностного смысла, ценности коммуникативного опыта для становления человека как личности.

По нашему мнению, использование в процессе обучения иностранным языкам коммуникативных технологий личностно-ориентированной направленности создает условия для развития таких личностных свойств сознания студентов, как субъективность, мотивация, смыслотворчество, самореализация, рефлексивность, толерантность, профессиональная компетентность как совокупности профессиональных качеств личности, знаний, умений, навыков [2, с. 148].

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Цель данной статьи раскрыть сущность и роль личностно-ориентированно-го подхода в иноязычной профессиональной подготовке будущих специалистов, а также продемонстрировать способы организации практического применения данного метода в процессе обучения иноязычной профессиональной коммуникации студентов неязыкового профиля.

Постановка задания. С целью оптимальной реализации стратегий личностно-ориентированного подхода при обучении иноязычной профессиональной коммуникации студентов неязыковых специальностей, мы выделили следующие основные задачи: выработка единой стратегии в профессиональной подготовке студентов вуза не зависимо от изучаемого языка и специальности; пересмотр и доработка действующих учебных программ по учебной дисциплине «Иностранный язык» для неязыковых специальностей; обеспечение учебно-методической литературой для аудиторной и самостоятельной работы студентов (создание УМК (ЭУМК) по специальностям); использование на занятиях по иностранному языку технологий личностно-ориентированной направленности, инновационных методов обучения и интерактивных средств.

Используемые в исследовании методы, методики и Balkan Scientific Review. 2020. Т. 4. № 2(8)

технологии. Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования: теоретический междисциплинарный анализ и синтез педагогической, психологической, профессиональной литературы по заданной теме; методы обобщения, сравнения, эмпирического исследования: педагогический эксперимент, изучение опыта преподавания иностранного языка и составления учебно-методических пособий и комплексов на непрофильных факультетах вузов Беларуси.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В качестве основных целей учебной дисциплины «Иностранный язык» на неязыковых специальностях вуза мы выделяем следующие: формирование иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности будущих специалистов, овладение навыками чтения и обработки информации, навыками перевода, реферирования и аннотирования профессионально направленных текстов, совершенствование творческих способностей и «речемыслительной активности» обучающихся [6, с. 114].

На наш взгляд, в процессе обучения иностранный язык выступает как предмет, сопутствующий профилирующим дисциплинам, и является важным источником знаний по специальности, предоставляющим студентам огромные возможности для ознакомления с зарубежным опытом в избранной профессиональной области. Более того, немаловажно включение в содержание обучения иностранному языку страноведческих знаний, что дает возможность студентам овладеть реалиями национальной культуры страны изучаемого языка, расширить общий кругозор обучающихся, что будет способствовать не только формированию и развитию навыков иноязычного профессионального общения, но и повышению их интереса и мотивации в изучении иностранного языка.

На первом этапе нашего исследования нами была проведена работа по изучению опыта иноязычного профессионального образования в неязыковых вузах Беларуси, в результате которой с учетом парадигмы лич-ностно-ориентированного подхода были пересмотрены и переработаны учебные программы по учебной дисциплине «Иностранный язык» для непрофильных факультетов Брестского государственного университета имени А.С. Пушкина с целью модернизации и оптимизации иноязычной профессиональной подготовки будущих специалистов.

Второй этап работы по внедрению личностно-ори-ентированного подхода в обучении иноязычной профессиональной коммуникации студентов неязыкового профиля заключался в том, что преподавателями кафедры иностранных языков были разработаны учебно-методические (УМК) и электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК) для физико-математического, биологического, географического, юридического и других неязыковых факультетов университета по английскому, немецкому, французскому и испанскому языкам.

Данные УМК(ЭУМК) включают основной раздел, состоящий из тематических уроков по специальности, содержащих аутентичные научные и научно-публицистические тексты с разнообразными предтекстовыми и послетекстовыми упражнениями, направленными на овладение профессиональной лексикой, формирование навыков извлечения основной информации, реферирования и аннотирования текстов, составления презентаций по заданной проблеме, а также дополнительные тексты, представленные в виде диалогов и полилогов, моделирующих типичные коммуникативные ситуации реального профессионального общения, которые содержат информацию, связанную с этикетом и правилами делового общения, нравами и обычаями страны изучаемого языка, и сопровождаются системой упражнений, направленных на развитие навыков иноязычной профессиональной коммуникации будущих специалистов [14-

17]. В конце каждого тематического урока представлены лексико-грамматические тестовые задания для итогового контроля уровня усвоения изученного материала и сформированности навыков профессиональной коммуникации по изученной тематике.

Цель творческих заданий коммуникативной направленности (участие в интернет-форуме, дискуссии, видеоконференции), представленных в каждом тематическом уроке - формирование навыков креативного мышления, поиска и обработки дополнительной информации, составления аргументированного высказывания, умения логично и последовательно излагать свою точку зрения по проблеме.

Важно отметить, что упражнения и задания составлялись с учетом личностно-ориентированного подхода к обучению, следовательно, нами принимались в расчет следующие факторы: разный уровень языковой подготовки студентов, объем владения необходимой информацией, наличие умения получить дополнительную информацию по изучаемой тематике в процессе самостоятельной работы.

Более того, текстовый материал и система упражнений подобраны таким образом, чтобы способствовать не только развитию адекватного коммуникативного поведения, но и «лингвокреативного» мышления обучающихся, которое создает новые языковые категории, обогащает новым содержанием уже сформированные языковые понятия, формирует такие социально-личностные качества, как целеустремленность, рефлексия, самооценка» [7, с. 231]. В свою очередь, лингвокреатив-ное мышление порождает языковую и речевую активность студентов, развивает их языковые способности, в результате чего возникает чувство языка, которое необходимо компетентному специалисту в процессе межкультурной коммуникации.

Мы считаем, что языковые способности, формирующиеся у будущих специалистов в процессе обучения, обеспечивают успешное усвоение языкового материала и формирование умений нахождения правильного значения слова; самостоятельной догадки о значении нового иноязычного слова на основе контекста; подбора словосочетаний и фраз для выражения своих мыслей, своего мнения; употребления правильных выражений-связок, союзов, фраз-клише для начала, логического изложения и завершения высказывания; быстрого нахождения необходимых иноязычных словосочетаний для логического раскрытия и обоснования главной идеи текста; подбора фраз-клише для изложения выводов и заключения. Указанные выше языковые способности, на наш взгляд, значительно расширяют языковую базу обучающегося, постоянно обновляя его собственный языковой опыт, и тем самым «раскрывают язык как выстроенную лич-ностно-значимую систему» [7, с. 232].

Следующий раздел для внеаудиторной работы содержит тексты и упражнения к ним, направленные на закрепление и дальнейшее развитие навыков, приобретенных обучающимися в ходе аудиторных занятий, а также формирование навыков составления тематического глоссария и сообщения по заданной проблеме с использованием дополнительной информации. Следовательно, данный раздел главным образом направлен на формирование навыков самостоятельной работы студентов, что, на наш взгляд, немаловажно для реализации личност-но-ориентированного подхода в образовании, так как, по мнению И. Зимней, самостоятельная работа является высшей формой учебной деятельности, поскольку это свободная по выбору внутренняя мотивированная деятельность. Такая деятельность придает процессу обучения личностный смысл, самоорганизацию, качественное выполнение заданий, текущий и итоговый самоконтроль [7, с. 232].

В состав разработанных учебно-методических комплексов также включен раздел, содержащий грамматический справочник с тренировочными упражнениями

разной степени сложности. Основная цель данного раздела - сформировать навыки правильного употребления грамматических форм и синтаксических конструкций изучаемого языка, а также снять определенные смысловые трудности, которые могут возникнуть у обучающихся в процессе работы с текстами.

Третий и заключительный этап нашей работы заключался в практической апробации разработанных УМК(ЭУМК) на соответствующих факультетах университета и анализе результативности их использования в процессе обучения студентов иноязычному профессиональному общению.

Практическая работа с УМК(ЭУМК) на занятиях по иностранному языку выявила широкий спектр используемых преподавателями активных и интерактивных методов и форм обучения, которые способствуют формированию творческого мышления обучающегося, побуждая его к поиску быстрого и оптимального решения проблем, связанных с профессиональной сферой деятельности, с саморазвитием личности. К ним относятся: индивидуальная, парная, групповая работа; дискуссия; круглый стол; проектная деятельность; конкурс на лучший перевод текста по специальности; работа с компьютерными программами; презентации; просмотр обучающих фильмов; кейс-задания и др. Широко применяются ролевые игры в различных ситуациях, связанных с будущей профессиональной деятельностью студентов.

Анализ результатов обучения с использованием предложенных учебно-методических комплексов проводился на основе тематических и итогового контрольных срезов, включающих тесты, задания по переводу и аннотированию текстов по специальности, а также подготовку презентации по заданной проблеме с целью выступления на мини-конференции.

Также преподавателями кафедры была организована работа дискуссионного клуба для студентов, изучающих английский язык, на итоговом заседании которого, они должны были выступить со своим проектом решения проблемы загрязнения окружающей среды в Беларуси и за рубежом. Необходимо отметить, что деятельность в рамках дискуссионного клуба вызвала особый интерес у студентов, так как позволила им развить навыки групповой работы над проектом, ознакомиться с приемами ораторской речи (представление и защита проекта, ответы на вопросы участников дискуссии, аргументированное изложение своей точки зрения), а также применить полученные на занятиях и в ходе самостоятельной подготовки знания и умения в процессе совместной работы над проблемой.

Результаты проведенных контрольных срезов и тестов оказались хорошими (68 % студентов, принявших участие в эксперименте, показали хорошие и отличные знания по изученным темам, а 32 % - удовлетворительные). Что касается других видов работы, таких как круглый стол, пресс-конференция, республиканский конкурс on-line проектов, ролевые игры, а также мини-конференция и работа дискуссионного клуба, то в подобных видах деятельности студенты продемонстрировали хороший, а иногда и довольно высокий уровень владения навыками иноязычного профессионального общения, умение вести дискуссию и аргументировано излагать свою точку зрения.

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. Поскольку кафедра иностранных языков Брестского государственного университета имени А. Пушкина уже долгие годы работает в тесном сотрудничестве с другими вузами Республики Беларусь (Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка, Полесский государственный университет, Брестский государственный технический университет и др.), мы имели возможность изучить и сравнить результаты работы кафедр иностранных языков вышеперечисленных университетов в контексте личностно-ориентированного подхода в обучении ино-22

язычной профессиональной коммуникации студентов неязыковых специальностей.

Сравнительный анализ показал, что личностно-ори-ентированный подход в обучении иностранному языку является ведущим в образовательном процессе и осуществляется через создание УМК (ЭУМК) и учебных пособий по специальностям, имеющих ярко выраженную профессионально-коммуникативную направленность. На занятиях по иностранному языку преподаватели иностранных языков умело применяют как традиционные, так и новейшие педагогические технологии, широко используют возможности технических средств обучения и сети Интернет с целью формирования у обучающихся навыков профессионального и делового общения на изучаемом иностранном языке, развивают умение работать самостоятельно, самосовершенствоваться и развиваться как самостоятельная языковая личность.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования. Таким образом, в результате проведенной исследовательской работы по применению личностно-ориентированного подхода в обучении иноязычной профессиональной коммуникации мы пришли к следующим выводам:

- организация учебной деятельности обучающихся является эффективной в рамках данного подхода, если ведется последовательно с соблюдением всех задач и поставленных целей;

- важную роль играет наличие субъект-субъектных отношений в процессе обучения (совместная деятельность преподавателя и студента), которые являются непременной характеристикой межличностной коммуникации;

- роль преподавателя в учебном процессе является ведущей и направляющей и заключается в постоянном стимулировании работы обучающихся с целью повышения их мотивации к самоизучению, саморефлексии, развитию навыков саморегуляции и самообразования, которые являются неотъемлемыми элементами личност-но-ориентированного подхода в обучении иностранным языкам;

- умелое применение традиционных и новейших педагогических технологий и методов, технических средств, активных и интерактивных форм обучения существенно повышает уровень самостоятельности, ответственности, инициативности, развивает личностное творчество, познавательную активность студентов;

- непременным условием для осуществления успешной учебной деятельности по формированию и развитию иноязычных профессиональных компетенций будущих специалистов является обеспечение программной и учебно-методической литературой. В этом контексте УМК (ЭУМК) показали себя как наиболее эффективные в работе со студентами неязыковых специальностей по формированию навыков иноязычной профессиональной коммуникации.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. В настоящее время личностно-ориентиро-ванный подход в обучении иноязычной профессиональной коммуникации становится ведущим принципом процесса образования в университетах Беларуси, поскольку, приобщаясь к профессиональной деятельности на занятиях по иностранному языку, студент не только приобретает адекватные представления о профессии и собственных возможностях, но и активно развивается как поликультурная языковая личность. На наш взгляд, перспективы исследований в данной области безграничны, так как подразумевают акцентирование внимания не только на способах и возможностях развития и совершенствования личности обучающегося, но и, что немаловажно, на дальнейшем совершенствовании мастерства и становлении самой личности преподавателя.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Хохленкова Л.А., Юхненко Л.В. Личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку будущих специалистов соци-

Balkan Scientific Review. 2020. Т. 4. № 2(8)

окультурного направления. Вектор науки ТГУ. 2014. № 1. С. 260—263.

2. Сидакова Н.В. Личностно-ориентированный подход как стратегия системного и последовательного процесса обучения иностранному языку. Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 2(21). С. 146-149.

3. Сидакова Н.В. Концептуальная позиция в личностно-ориенти-рованном подходе при обучении иностранному языку. Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2016. Том 22. С. 40-43.

4. Якиманская И. С. Динамика готовности к инновациям у современных педагогов. Сборник научных трудов Sworld по материалам международной научно-практической конференции. 2014. Т. 21. № 3. С. 26-33.

5. Акопова М.А., Попова Н.В. Инновационные аспекты содержания обучения иностранным языкам в современном вузе. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского ГПУ. 2014. 2(171). С. 309-315.

6. Сидакова Н.В. Основные тенденции и ориентиры в иноязычном образовании студентов вуза. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 11-16.

7. Хохленкова Л. А. Личностно-ориентированный подход в обучении иноязычной монологической речи будущих специалистов в неязыковом вузе. Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3(16). С. 231-234.

8. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Москва: ACADEMIA, 2015. 272 с.

9. Олехник О. А. Методы и технологии личностно-ориентиро-ванного подхода в обучении иностранным языкам. Наука и образование: новое время. 2014. № 4. С. 304-307.

10. Цепкова А.Н. Развитие личностных форм нравственного сознания школьника как идея личностно ориентированного образования. Самарский научный вестник. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 269-273.

11. Смирнова Е.В. Аспекты личностно-ориентированного обучения при использовании средств икт в образовательносм процессе по иностранному языку. Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 33-37.

12. Шилова С.А. К вопросу о применении личностно-ориентиро-ванного контроля при обучении иностранному языку студентов неязыковых направлений. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 319-322.

13. Аббасова К.Я. Проблемы личностного саморазвития в современном образовании. XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 6 (28). С. 71-74.

14. Рачковская Л.А., Уарова О.В. Применение аутентичных видеоматериалов на занятиях по иностранному языку при обучении профессиональной коммуникации. Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 84-86.

15. Гриднева Н.А. Использование аутентичных материалов в обучении иностранному языку на уровне А1. Самарский научный вестник. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 210-214.

16. Кузнецова С.В. К вопросу об использовании аутентичных текстов профессиональной направленности в процессе обучения иностранному языку в вузе. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 96-99.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.