Научная статья на тему 'Модели и структура профессионально-ориентированного обучения иностранному языку в инженерном вузе'

Модели и структура профессионально-ориентированного обучения иностранному языку в инженерном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
350
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ / FOREIGN LANGUAGES / ОБУЧЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД / COMMUNICATIVE APPROACH / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / МОДЕЛЬ / MODEL / СТРУКТУРА / STRUCTURE / EDUCATION/TEACHING / PROFESSIONAL-ORIENTED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нурутдинова А. Р., Романова Г. В.

Особую актуальность приобретает профессионально-ориентированный подход к обучению иностранного языка на неязыковых факультетах вузов, который предусматривает формирование у студентов способности иноязычного общения в конкретных профессиональных, деловых, научных сферах и ситуациях с учетом особенностей профессионального мышления, при организации мотивационно-побудительной и ориентировочно-исследовательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нурутдинова А. Р., Романова Г. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professionally-oriented approach to learning a foreign language which includes the formation of the students' ability of foreign language communication in specific professional, business, academic fields and situations, as well as taking into account the peculiarities of professional thinking, organizing and motivating motivational orientation and exploratory activity is of great importance.

Текст научной работы на тему «Модели и структура профессионально-ориентированного обучения иностранному языку в инженерном вузе»

УДК 378.147:801

А. Р. Нурутдинова, Г. В. Романова

МОДЕЛИ И СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ИНЖЕНЕРНОМ ВУЗЕ

Ключевые слова: иностранные языки, обучение, коммуникативный подход, профессионально-ориентированное обучение,

модель, структура.

Особую актуальность приобретает профессионально-ориентированный подход к обучению иностранного языка на неязыковых факультетах вузов, который предусматривает формирование у студентов способности иноязычного общения в конкретных профессиональных, деловых, научных сферах и ситуациях с учетом особенностей профессионального мышления, при организации мотивационно-побудительной и ориентировочно-исследовательской деятельности.

Keywords: foreign languages, education/teaching, communicative approach, professional-oriented approach, model, structure.

Professionally-oriented approach to learning a foreign language which includes the formation of the students' ability of foreign language communication in specific professional, business, academic fields and situations, as well as taking into account the peculiarities of professional thinking, organizing and motivating motivational orientation and exploratory activity - is of great importance.

В настоящее время возрастает роль межкультурных коммуникаций в области образования, экономики, науки; требуются специалисты, готовые решать глобальные задачи на благо устойчивого развития мирового сообщества. Складывающиеся экономические условия во всем мире заставляют страны объединять свои усилия для достижения взаимовыгодных целей в экономике и политике. В соответствии с изменившимися тенденциями развития современного общества меняются направления и уровень подготовки будущего специалиста, особенно инженера. [1]

Современное инженерное образование сталкивается с новыми вызовами и проблемами, которые требуют концептуального осмысления и новых подходов, учитывающих развивающиеся инновационные процессы и направления изменений в сфере техники и технологий. [2]

Современный специалист должен обладать всесторонней профессиональной компетентностью, неотъемлемой составляющей которой является межкультурная компетенция как способность успешно осуществлять личное и профессиональное общение с представителями других культур. Таким образом, особую актуальность приобретает профессионально-ориентированное обучение

иностранному языку.

Под профессионально-ориентированным понимается обучение, основанное на учете потребностей студентов в изучении иностранного языка, диктуемого особенностями будущей профессии/специальности и предполагает сочетание овладения профессионально-ориентированным иностранным языком с развитием личностных качеств обучающихся, знанием культуры страны изучаемого языка и приобретением специальных навыков, основанных на профессиональных и лингвистических знаниях. Сущность

профессионально-ориентированного обучения

иностранному языку заключается в его интеграции со специальными дисциплинами с целью получения дополнительных профессиональных знаний и

формирования профессионально значимых качеств личности. Иностранный язык выступает средством повышения профессиональной компетентности и личностно-профессионального развития студентов и является необходимым условием успешной профессиональной деятельности специалиста (выпускника высшей школы). Проблема формирования системы профессиональной языковой подготовки будущих специалистов на неязыковых факультетах вузов характеризуется многоаспектностью. [3]

В научной и научно-методическоиП литературе иностранный язык как учебныиП предмет в системе высшего профессионального образования раскрывается авторами с различных позиций:

• проблемы обучения иностранному языку как средству общения (И.Л. Бим, Н.Н. Гез, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, И.В. Карпов, Б.А. Лапидус и др.);

• проблемы формирования коммуникативных умении □ средствами иностранного языка (И.А. Зимняя, В.Л. Кузовлев, В.Г. Костомаров, А. А. Леонтьев, Е.И. Пассов и др.);

• формирование профессиональной направленности (Л.Ш. Гегечкори, Н.И. Гез, М.А. Давыдова, Б.К. Есипович, М.К. Кабардов, Г.А. Китайгородская, Р.П. Мильруд, И.И. Халеева и др.);

• коммуникативный подход в обучении иностранному языку (И.Л. Бим, А.Н. Леонтьев, Е.И. Пассов, Г.В. Рогова).

Анализ научных и научно-методических источников показал, что в настоящее время в педагогической науке разработано достаточное количество моделей обучения иностранному языку на неязыковых факультетах вузов. В связи с этим необходимо проанализировать некоторые модели, заслуживающие особого внимания в рамках данной проблемы [4].

Л.Е. Алексеевой предложена модель процесса обучения иноязычному профессионально-ориентированному общению студентов факультета

международных отношений, которая выглядит следующим образом: задание - звено - этап. Модель каждого занятия или нескольких занятий, тематически объединенных в отдельный блок, состоит из ряда этапов: ознакомление, тренировка и речевая практика. Каждый этап предлагается расширить введением звеньев как более мелких, чем этап, единиц учебного процесса. Включение в модель этих звеньев обеспечивает формирование и тренировку речевых знании □ и навыков. Каждое звено нацелено на выполнение ряда задании □, объединенных одним конкретным требованием. Результативность использования модели в учебном процессе зависит от того, насколько верно преподаватель выберет приемы обучения, исходя из психологических особенностей и манеры поведения студентов [5].

Разработанная О.Н. Хаустовым модель системы профессионального обучения

иностранному языку спроектирована с учётом социального заказа на обучение и формирование личности квалифицированного специалиста. Выделены следующие компоненты:

• целевой;

• мотивационный;

• содержательный;

• личностно-деятельностный;

• процессуально - коммуникативный;

• управленческий;

• оценочно - результативный. Спроектированная модель системы

профессионального обучения иностранному языку предусматривает 3 основных этапа обучения и 1 дополнительный, которые соотносятся с уровнями профессиональной компетентности специалистов в области иностранного языка. Целями обучения -являются формирование базового, функционального и профессионального уровней профессиональной □ компетентности в области иностранного языка [6].

По-иному выглядит модель

профессионального педагогического общения, способствующая формированию коммуникативных способностей студентов неязыковых

специальностей, представленная Л.А. Хохленковой. Основу модели составляет интенсивно -коммуникативное профессионально

ориентированное обучение устной и письменной коммуникации, которое состоит из двух блоков:

• I блок - информационно-теоретический;

• II блок - речедеятельностный компонент. Особый интерес представляет разработанная

З.И. Конновой теоретическая модель процесса развития профессиональной иноязычной компетенции специалиста при многоуровневом обучении в современном вузе. Фундаментом служит целостная система непрерывной языковой подготовки, включающая все уровни обучения и нацеленная на развитие профессиональной иноязычной компетенции будущего специалиста. Основными компонентами являются:

• мотивационно - ценностный;

• содержательный;

• процессуально-управленческий;

• коммуникативный.

Особое внимание автором уделено роли содержательного компонента в структуре иноязычной профессиональной компетенции.

Анализ существующих моделей обучения иностранному языку студентов неязыковых факультетов вузов показал, что, к сожалению, ни одна из них не является универсальной, и в большинстве случает они носят узкопрофильный характер [7].

Таким образом, возникает необходимость разработки такой модели профессионально-ориентированного обучения иностранному языку (далее по тексту ПООИЯ), которая обеспечит успешность и результативность языковой подготовки студентов неязыковых факультетов вузов. При проектировании данной модели считается целесообразным учесть достоинства существующих подходов обучения [8].

Модель ПООИЯ - это дидактическая система, направленная на реализацию механизма языковой подготовки студентов неязыковых факультетов вузов и предполагающая научное обоснование организационных подходов к определению целей обучения, отбору и структурированию содержания иноязычного обучения, выбору форм, методов и средств обучения, контролю результатов обучения и его коррекции. Разработка и проектирование модели, реализующей механизм языковой подготовки студентов неязыковых факультетов вузов с учетом профессиональной направленности, предполагает определение и научное обоснование организационных подходов к определению целей обучения, к отбору и структурированию содержания иноязычного обучения, к выбору форм, методов и средств обучения, контроля результатов обучения и его коррекции [9].

Эта проблема особенно остро стоит при подготовке специалистов технического профиля, в частности в исследовательских университетах [10].

Так, в Казанском национальном исследовательском технологическом университете много делается для создания биллингвальной образовательной среды. На кафедре ИЯПК проводятся специальные занятия для преподавателей с целью интеграция профессиональной и языковой подготовки, нацеленные на развитие лингвистических способностей преподавательского состава, они позволяют организовывать проведение лекций и проектов на иностранном языке по различным химическим специальностям. Метод проектов, являясь одним из личностно-ориентированных методов обучения, считается одним из самых доступных методов самообразования. Применение проектного метода в ходе учебного процесса позволяет поддерживать интерес к предмету и эффективно развивать у студентов внутренние мотивы к обучению иностранному языку [11].

Анализ педагогической и научно-методической литературы, изучение опыта работы преподавателей кафедры иностранных языков,

анкетирование студентов неязыковых факультетов привели к выводу о том, что в структуру рассматриваемой модели ПООИЯ целесообразно включить следующие компоненты:

1. Целевой - определение блока целей и задач обучения иностранному языку на неязыковых факультетах вузов.

2. Мотивационный - наличие потребности овладения иностранным языком, стремление его совершенствовать, применять на практике.

3. Содержательный - отбор содержания учебного материала.

4. Процессуальный - выбор методов, форм и средств обучения.

5. Контрольно-оценочный компонент -периодическая проверка хода педагогического процесса и оценка результатов.

Литература

1. Ю.Н.Зиятдинова, Э.Э. Валеева, Вестник казанского технологического университета, №16, 292-299 (2011)

2. Г.С. Дьяконов, В.Г. Иванов, В.В. Кондратьев, Вестник казанского технологического университета, 16, 16, 7-12 (2013)

3. Ю.К. Бабанский, Методы обучения в современной общеобразовательной школе. Просвещение, Москва, 1985. 208 с.

4. Н.Д. Галльская, Н.И. Гез, Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: учебное пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. Академия, Москва, 2004. 246 с.

5. А.Р. Нурутдинова Вестник МАПРЯЛ, №56, 31- 35 (2008)

6. Г.В. Глотова, Интеграция образования, №1, 34-39 (2006)

7. С.Р. Абзалова, Ф.Л. Мазитова, Вестник казанского технологического университета, 16, 9, 342-345 (2013)

8. А.Р. Нурутдинова, Педагогическое образование: современные проблемы, концепции, теории и практика: сб. науч. ст. - СПб.: Учреждение РАО ИПО, 141 - 144 (2009)

9. Г.В. Романова, Вестник казанского технологического университета, 15, 20, 232-236 (2012)

10. Г.В. Романова, Э.Н. Островская, Вестник казанского технологического университета, №15, 21-26 (2011)

11. М.Б. Ганачевская, Вестник казанского технологического университета, 16, 16, 98-102 (2013)

© А. Р. Нурутдинова - канд. пед. наук, доцент каф. иностранных языков в профессиональной коммуникации КНИТУ, [email protected]; Г. В. Романова - канд. пед. наук, доцент той же кафедры, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.