Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
455
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ОБЩЕНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СТУДЕНТЫ / ЛИЧНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИИ / КОММУНИКАЦИЯ / СОТРУДНИЧЕСТВО / МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНТАКТ / МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERPERSONAL RELATIONS / COMMUNICATION / INTERACTION / SOCIO-PSYCHOLOGICAL APPROACH / STUDENTS / PERSONALITY / TECHNOLOGY / COOPERATION / INTERPERSONAL CONTACT / INTERPERSONAL COMMUNICATION / INTERPERSONAL INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Смирнова Жанна Венедиктовна

В эпоху реформационных процессов в сфере профессионального образования, в условиях информатизации общества и научно-технического прогресса становится актуальным вопрос регуляции взаимодействия студентов в активно трансформирующейся среде. Цель статьи заключается в анализе особенностей межличностных отношений студентов в современных высших образовательных учреждениях. Межличностные отношения представляют высокую значимость в формировании студента как активного субъекта образовательного процесса. В статье представлены критерии, функции и виды межличностных отношений. Межличностные отношения в педагогической психологии представлены как результат образовательного процесса, как инструмент обучения и развития, как элемент педагогической среды. Рассматривая особенности межличностных отношений, в статье акцентируется внимание на фундаменте межличностных отношений - эмоциональных, мотивационных процессах, ценностях и личностных смыслах студента. Были выявлены особенности межличностных отношений и их влияние на формирование профессиональной компетентности. Используемые в процессе исследования технологии, способствующие развитию коммуникации и сотрудничества в группе студентов, позволили достичь положительных образовательных результатов. Доверительные отношения в группе, положительный эмоциональный фон способствуют более результативной профессиональной подготовке студентов. Межличностные отношения, являются важным условием психического, личностного и социального развития человека, влияющего на качество его профессиональной подготовки.In the era of reform processes in the field of vocational education, in the context of informatization of society and scientific and technological progress, the issue of regulating the interaction of students in an actively transforming environment becomes relevant. The purpose of the article is to analyze the characteristics of interpersonal relations of students in modern higher educational institutions. Interpersonal relations are of high importance in the formation of the student as an active subject of the educational process. The article presents the criteria, functions and types of interpersonal relationships. Interpersonal relations in educational psychology are presented as a result of the educational process, as a tool for learning and development, as an element of the pedagogical environment. Considering the features of interpersonal relationships, the article focuses on the foundation of interpersonal relationships - emotional, motivational processes, values and personal meanings of the student. The technologies used in the research process that contribute to the development of communication and cooperation in a group of students have allowed us to achieve positive educational results. Trust relationships in the group, a positive emotional background contribute to more effective professional training of students. Interpersonal relations are an important condition for the mental, personal and social development of a person, affecting the quality of his professional training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

педагогически науки

Ваганова Ольга Игоревна, Смирнова Жанна Венедиктовна РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТУДЕНТОВ ...

UDC 378.1

DOI: 10.34671/SCH.HBR.2020.0402.0005

РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© 2020

AuthorlD: 284243 SPIN: 1890-0952 ResearcherlD: J-3306-2017 ORCID: 0000-0001-8347-484X ScopusID: 57190967543

Ваганова Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами»

AuthorID: 438630 SPIN: 6841-2205 ORCID: 0000-0001-9950-9824 ScopusID: 57190127620

Смирнова Жанна Венедиктовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Технологий сервиса и технологического образования» Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: z.v.smirnova@mininuniver.ru) Аннотация. В эпоху реформационных процессов в сфере профессионального образования, в условиях информатизации общества и научно-технического прогресса становится актуальным вопрос регуляции взаимодействия студентов в активно трансформирующейся среде. Цель статьи заключается в анализе особенностей межличностных отношений студентов в современных высших образовательных учреждениях. Межличностные отношения представляют высокую значимость в формировании студента как активного субъекта образовательного процесса. В статье представлены критерии, функции и виды межличностных отношений. Межличностные отношения в педагогической психологии представлены как результат образовательного процесса, как инструмент обучения и развития, как элемент педагогической среды. Рассматривая особенности межличностных отношений, в статье акцентируется внимание на фундаменте межличностных отношений - эмоциональных, мотивационных процессах, ценностях и личностных смыслах студента. Были выявлены особенности межличностных отношений и их влияние на формирование профессиональной компетентности. Используемые в процессе исследования технологии, способствующие развитию коммуникации и сотрудничества в группе студентов, позволили достичь положительных образовательных результатов. Доверительные отношения в группе, положительный эмоциональный фон способствуют более результативной профессиональной подготовке студентов. Межличностные отношения, являются важным условием психического, личностного и социального развития человека, влияющего на качество его профессиональной подготовки.

Ключевые слова: межличностные отношения, общение, взаимодействие, социально-психологический подход, студенты, личность, технологии, коммуникация, сотрудничество, межличностный контакт, межличностная коммуникация, межличностное взаимодействие.

DEVELOPMENT OF INTERPERSONAL RELATIONS OF STUDENTS IN PROFESSIONAL EDUCATIONAL ACTIVITIES

© 2020

Vaganova Olga Igorevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Smirnova Zhanna Venediktovna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of «Technology of Service and Technological Education» Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Cheluskintsev St. 9, e-mail: z.v.smirnova@mininuniver.ru) Abstract. In the era of reform processes in the field of vocational education, in the context of informatization of society and scientific and technological progress, the issue of regulating the interaction of students in an actively transforming environment becomes relevant. The purpose of the article is to analyze the characteristics of interpersonal relations of students in modern higher educational institutions. Interpersonal relations are of high importance in the formation of the student as an active subject of the educational process. The article presents the criteria, functions and types of interpersonal relationships. Interpersonal relations in educational psychology are presented as a result of the educational process, as a tool for learning and development, as an element of the pedagogical environment. Considering the features of interpersonal relationships, the article focuses on the foundation of interpersonal relationships - emotional, motivational processes, values and personal meanings of the student. The technologies used in the research process that contribute to the development of communication and cooperation in a group of students have allowed us to achieve positive educational results. Trust relationships in the group, a positive emotional background contribute to more effective professional training of students. Interpersonal relations are an important condition for the mental, personal and social development of a person, affecting the quality of his professional training.

Keywords: interpersonal relations, communication, interaction, socio-psychological approach, students, personality, technology, communication, cooperation, interpersonal contact, interpersonal communication, interpersonal interaction.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Разобщенные представления о динамике, механизмах и влиянии межличностных отношений субъектов образовательного процесса на успешность подготовки студентов обуславливают необходимость подробного рассмотрения вопроса об особенностях межличностных

отношений обучающихся.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Среди ученых, посвятивших свои работы межличностным отношениям студентов стоит выделить Г.М. Андрееву, Л.Я. Гозман, Н.Н. Обозова и других.

Vaganova Olga Igorevna, Smirnova Zhanna Venediktovna pedagogical

DEVELOPMENT OF INTERPERSONAL RELATIONS OF STUDENTS ... sciences

Рассматривая функции межличностного общения, Н.В. Казаринова выделяла следующие: информационную; эмотивную; контактную; побудительную; координационную; функцию понимания; функцию установления отношений и оказания помощи.

Формирование личности происходит через познание других людей и общества в целом, что оказывает влияние на её психологическую структуру и на все свойства входящие в неё. Роль и место межличностных отношений в системе профессионального образования раскрывают Н.Э. Касаткина, А.Р. Лурия, Е.Ю. Клепцова и другие. Метапроцессы и метасистемную организацию психической деятельности в рамках межличностных отношений рассматривают А.В. Карпов, И.М. Скитяева, С.М. Халин и другие.

Обосновывается актуальность исследования

Вместе с увлечением объема обезличенных форм обучения и возрастающими объемами учебных задач, решаемых через электронные системы - уменьшается реальное количество межличностных контактов в ходе учебной деятельности. Появляется потребность в изучении данной тенденции и особенностей появляющихся межличностных отношений. Кроме того, появляется необходимость в формировании личности обучающегося, которая способна к высокому уровню саморегуляции и самоорганизации в условиях компетентностного подхода. Выявление особенностей современного взаимодействия студентов способствует развитию личности специалиста.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Цель данной статьи заключается в анализе особенностей межличностных отношений студентов.

Постановка задания. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- выявить роль межличностных отношений студентов в организации профессиональной учебной деятельности;

- раскрыть функции межличностных отношений студентов.

Используемые методы, методики и технологии. В основу исследования были положены методологические принципы системности и развития. Методологическую основу исследования составляют научные труды отечественных и зарубежных ученых в сфере развития межличностных отношений студентов как важной психологической составляющей развития личности обучающегося.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Традиционно межличностные отношения трактуются с позиции социально-психологического подхода, который позволяет учитывать поведенческие, внешние наблюдаемые проявления отношений между людьми. Межличностные отношения включают в себя систему установок, ожиданий и стереотипов, которые помогают людям оценивать и воспринимать друг друга в процессе общения [1]. Важно, что в процессе межличностных отношений или взаимодействия людьми осваиваются определённые социальные роли. Человек в формирует собственную идентичность [2]. В процессе развития межличностных отношений возникают определённые субъективно переживаемые взаимосвязи [3].

Безусловно, межличностное общение способно поддерживать эмоциональнее равновесие людей, когда человек ищет благоприятные условия взаимодействия, которые будут способствовать раскрытию его личности, его самовыражению и самопознанию [4]. В личностно-ориентированном общении участники понимают незаменимость своего партнёра, его уникальность, учитывают его эмоциональное состояние, личностные характеристики, а так же уровень его самооценки [5].

В основе межличностного общения лежит взаимодействие людей, которые вступили в общение, а 24

это предполагает, что участники этого общения будут оказывать влияние друг на друга, возможно, изменяя взгляды, установки и стереотипы друг друга [6]. Фундаментом межличностных отношений являются эмоциональные, мотивационные процессы, ценности и личностные смыслы.

В совокупности с понятием «межличностное общение» было бы правильно, так же рассмотреть такие понятия, как: «межличностный контакт», «межличностная коммуникация», «межличностное взаимодействие» и «межличностное общение» [7]. Каждое из этих понятий, безусловно, похожи, но в то же время каждое имеет своё содержание [8]. Межличностный контакт предполагает нахождение партнёров по общению в непосредственной близости друг к другу [9]. Межличностная коммуникация включает в себя анализ различных способов обмена информацией между людьми, её приёмом и переработкой [10].

Межличностное взаимодействие связано с активностью партнеров по общению, которую они проявляют по отношению друг к другу [11]. Эта активность очень важна, так как позволяет партнёрам по общению исследовать все виды и формы индивидуальных действий, которые способны привести к к взаимным изменениям в поведении, деятельности, а так же в отношении друг к другу и в установках [12]. Межличностное отношение заключает в себе тот факт, что общение людей всегда подразумевает эмоционально-чувственный аспект, без которого невозможно общение между людьми [13].

Выделяют три вида межличностных отношений: личностно - ориентированное, социально-ориентированное, предметно-ориентированное [14].

Функции межличностных отношений:

- установление контактов (партнеры готовы к приёму и передаче информации, а так же готовы поддерживать это общение);

- обмен информацией (информационная функция) -когда партнёры по общению обмениваются сообщениями, своим мнением, решением, замыслами и т.д [15].

- побуждение к общению (побудительная функция)

- когда партнёры по общению используют различные способы стимуляции, побуждения партнёра к общению, с целью направить его на выполнение каких либо действий [16];

- координация общения (координационная функция)

- когда партнеры по общению при организации совместной деятельности для достижения общей цели, начинают взаимно согласовывать свои действия и ориентировать друг друга на достижение желаемого результата [17];

- понимание общения (функция понимания) - когда партнёры по общению способны к адекватному восприятию друг друга, пониманию смысла полученной от партнера информации, а также понимание установок, переживаний, намерений и состояний друг друга [18];

- эмоции в общении (эмотивная функция) - когда партнёры по общению побуждают друг друга испытывать те или иные эмоциональные переживания, а так же, ориентируясь на свои собственные состояния, изменяют их;

- установление отношений - когда каждый из партнеров по общению осознает свое место в межличностном взаимодействии [19].

В коммуникативном общении выделяют:

- вербальную коммуникацию;

- невербальную коммуникацию [20].

Вербальная коммуникация связана с речевым обменом информацией, т.е. при помощи естественного звукового языка. Речь, принято считать самым доступным способном обмена информацией, она передаёт смысл сообщения [21]. Невербальная коммуникация, в отличии от вербальной, использует другие способы обмены информацией, другие системы знаков, помимо речи: Визуальная система - это общения по средствам же-

Humanitarian Balkan Research. 2020. Т. 4. № 2(8)

педагогически науки

Ваганова Ольга Игоревна, Смирнова Жанна Венедиктовна РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТУДЕНТОВ ...

стов, позы и мимики, контакт глазами, а так же влияние на общение пространственно-временной организации. Акустическая система - это включение в общение таких аспектов, как тембр голоса, его диапазон и тональность [22]. А также использование в речи, таких приёмов, как пауза, покашливание, смех или плач. Тактильная система - это использование в общении таких приёмов, как пожатие, объятие, поцелуи. Ольфакторная система - это когда на общение оказывают влияние запахи окружающей среды, они могут быть приятными или неприятными, искусственными или естественными запахами человека [23]. Интерактивная сторона общения включает в себя тех компонентов общения, которые относятся к взаимодействию людей и связаны с организацией из совместной деятельности, т.е. построению общей стратегии взаимодействия. Понятно, что общение является необходимым компонентом совместной деятельности и, безусловно, без организации этого процесса невозможна социальная активность, которая будет продуктивна. Интерактивную сторону общения ещё можно назвать инструментально-технологической, т.е. по средствам чего происходит общение. Интерактивная сторона общения включает в себя разработку участниками общение общих программ и планов эти программы могут быть связанны как в тактическим так и стратегическим взаимодействием. Форма интеракция может делиться на два типа взаимодействия: конкуренция и кооперация. Это два совершенно противоположных типа взаимодействия. В зависимости от типа взаимодействия интеракция в содержательном плане может привести кровному и спокойному взаимодействию или эмоциональной яркому участию в совместной деятельности. Конкуренция заключается в том, что партнёры по общению заинтересованы в достижении своего собственного успеха. Конкуренция это прежде всего соперничество когда участники интерактивный группы соревнуются между собой. Это соперничество может создать атмосфера недоверия, привести к отчуждению участников группы и возникновения социального конфликта. Кооперация это ещё один вид стратегии поведения она предполагает объединение сил участников необходимых для достижения, как общих целей, так и целей каждого участника в отдельности. Кооперация, безусловно, является необходимым условием для совместной деятельности. Так как кооперация предполагает взаимопонимание людей, то она затруднена или невозможна, если у участников общения разное мировоззрение, точки зрения и позиции. Кроме конкуренции и кооперации, в литературе можно встретить ещё такие стратегии поведения, как: компромисс, который порой необходим для сохранения отношений, его равенства. Компромисс предполагает промежуточное или временное достижения целей партнёров; устойчивость или приспособление, необходимы порой для достижения целей партнеров по общению, это выражается в отказе от достижения собственных целей; избегание или отклонение, выражаются в избегании общения, в нежелании идти к достижению своей цели ради исключения выигрыша другого.

В процессе обучения студентов высшего учебного заведения были использованы технологии, направленные на развитие коммуникации и сотрудничества студентов. Среди них были игровые, дискусиионные, проектные технологии. Целенаправленное воздействие на систему межличностных отношений студентов была зафиксирована динамика, идущая в направлении формирования комплексов и связей элементов, соотносимых с результативностью учебной деятельности. В экспериментальных группах, в отличие от контрольных, были отмечены более сложные, разветвленные функциональные связи, которые позволяют оптимизировать протекание учебной деятельности и ее результативность.

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. Исследования, проводимые такими учеными как Е.Б. Старовойтенко, Я.Л. Морено,

А.А. Бодалев и другими, исследовавшими межличностные отношения как отдельную систему, выделяли влияние межличностных отношений на психологический климат в группе студентов. Нами были выявлены особенности межличностных отношений и их влияние на профессиональную подготовку обучающихся.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Используемые нами в процессе исследования технологии, способствующие развитию коммуникации и сотрудничества в группе студентов позволили достичь положительных образовательных результатов. Доверительные отношения в группе, положительный эмоциональный фон способствуют более результативной профессиональной подготовке студентов.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении.

Опираясь на выявленные особенности межличностных отношений студентов в условиях информатизации общества и возрастающих объемов учебных задач, решаемых через электронные системы, мы можем сказать о необходимости использования на аудиторных занятиях технологий, развивающих сотрудничество и коммуникацию между студентами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. ПрохороваМ.П., Семченко А.А. Вовлечение обучающихся — будущих педагогов профессионального обучения в проектную деятельность в рамках дисциплины // Вестник Мининского университета, 2018, 6 (2), 6. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-2-6.

2. Chirva A.N., Chirva O.G. Contents and method of professionally oriented training of informatic disciplines of future teachers of technologies // Scientific Vector of the Balkans, 2018, No. 1 pp.27-31

3. Denysenko S.M. Application of quest technology in the professional training OF Bachelor of Publishing and Polygraphy in Higher School // Balkan Scientific Review, 2018, No. 1 pp. 29-33.

4. Garnevska S.M. opportunities for forming communication technology images in training in technology and entrepreneurship // Balkan Scientific Review, 2018, No. 1 pp. 34-37.

5. Абдуллаева С.Г.К., Патраков Э.В., Гордеева Е.Е. О ценностях гуманных межличностных отношений в условиях поликультурной образовательной среды // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 128-131.

6. Kamenez N.V., Smirnova Zh. V., Vaganova O. I., Bystrova N.V., Tsarapkina J.M., Development of Instructing Techniques in Professional Training // International Journal of Mechanical Engineering and Technology, 2019, 10(02), 899-907.

7. Klinkov G.T. The specificity of manifestation of pedagogical communication as a special construct (2018) Scientific Vector of the Balkans 2018 No. 1 pp.51-52

8. Ваганова О.И., Иляшенко Л.К. Основные направления реализации технологий студентоцентрированного обучения в вузе // Вестник Мининскогоуниверситета, 2018, 6 (3), с. 2. DOI: 10.26795 /2307-12812018-6-3-2

9. Koshechko N.V. Innovations from educational discipline "Pedagogical conflictology" in professional preparation of students // Scientific Vector of the Balkans, 2018, No. 1 pp.59-63

10. Makhometa T.M., Tiahai I.M. The use of interactive learning in the process ofpreparing future math teachers // Balkan Scientific Review, 2018, No. 1 pp. 48-52.

11. Ахаев А.В., Стеблецова И.С., Ахаева Н.В. Теоретико-методологические и практические аспекты конструирования системы педагогического сопровождения организаций дополнительного образования в условиях обновленного содержания образования // Балканско научно обозрение, 3, 4 (6), 2019, с. 5-9.

12. Pometun O.I., Gupan N.M. Studying history as an educational space of students'critical thinking development // Humanitarian Balkan Research, 2018. No. 1 pp. 60-63.

13. Ivanova, Natalia L.; Korostelev, Aleksandr A. The impact of competitive approach on students' motivation in sport // Amazonia investiga, 2019, Volume 8 Issue 18 Page 483-490.

14. Игнатьева Н.Ю. Невербальные средства общения при обучении студентов иноязычной речи в современном коммуникативном пространстве // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 50-53.

15. Ilyashenko L. K., Smirnova Zh. V., Vaganova O. I., Chelnokova, E. A., Kaznacheeva, S.N. Methods of Conducting Practical Training on the Subject "Power Sources for Welding" // International Journal of Mechanical Engineering and Technology,2019, 10 (02), 908-917.

16. Raven, J. Education and Sociocybernetics // Azimuth of Scientific Researches: Economics and Management, 2017. 6, 3 (20), 289-297.

17. Пичугина Г.А., Жилякова ДА. Cтруктурирование организации процесса сотворчества //Научен вектор на Балканите, 3, 3 (5), 2019, с. 55-58.

18. Tolkanuk Z. A. Professional self-determination of youth as a factor of training of a competent specialist // Balkan Scientific Review, 3, 2 (4),

Vaganova Olga Igorevna, Smirnova Zhanna Venediktovna DEVELOPMENT OF INTERPERSONAL RELATIONS OF STUDENTS ..

pedagogical sciences

2019, 57-59.

19. Halatsyn K.A., Feshchuk, A.M. Diagnosing motivational-and-valu-able component of the communicative culture of students in higher technical educational institutions //Balkan Scientific Review, 3, 2 (4), 2019, 17-20.

20. Bakharev N. P., Creativity - a prerequisite for the formation of professional competences in specialists of technical direction of training // Scientific Vector of the Balkans, 3, 4 (6), 2019, 17-21.

21. Rakhimbaeva Inga E., Korostelev Aleksandr A., Shakirova Indira A., Ayshwarya B., Phong Thanh Nguyen Hashim Wahidah, Maseleno Andino // International journal of applied exercise physiology, Integration of the Educational and Didactic Systems in the Training of Future Teachers, 2019, 8 (2.1), c. 1131-1136.

22. Grigoriev S. G., Shabunina V. A., Tsarapkina Ju. M., Dunaeva N. V. Electronic library system as a means of self-development of students of digital generation Z (on the example of studying the course "Basics of the counselor activity"), Scientific and technical libraries, 2019, 7, 78-99.

26

Humanitarian Balkan Research. 2020. X 4. № 2(8)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.