Научная статья на тему 'Специфика адаптации и навыков межличностного общения обучающихся'

Специфика адаптации и навыков межличностного общения обучающихся Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
731
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ / КОММУНИКАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / КАДЕТЫ / ШКОЛЬНИКИ / INTERPERSONAL COMMUNICATION / COMMUNICATION / ADAPTATION / SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / CADETS / SCHOOLCHILDREN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Перевозкина Юлия Михайловна, Тишкова Альбина Сергеевна, Ганпанцурова Ольга Борисовна

В статье рассматривается специфика адаптации и навыков межличностного общения кадетов и школьников в подростковом возрасте. Адаптационные процессы представлены в социально-психологическом контексте вхождения в образовательное учреждение и рассматриваются как неотъемлемая часть межличностного общения. При этом в данной работе межличностное общение выступает в качестве непременного условия любых форм социальной и индивидуальной жизни человека, а также детерминантой любого вида совместной деятельности индивидов. Отмечено, что вырабатывать новые стратегии адаптационных и коммуникативных возможностей обучающимся помогают специфические индивидуально-ориентированные навыки межличностного взаимодействия. Особое внимание уделяется психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в современном образовательном пространстве, заключающемуся в стимулировании и мотивировании обучающегося к развитию индивидуально-ориентированных навыков общения, овладении коммуникативными умениями и дальнейшем их совершенствовании в процессе адаптации. Приводятся результаты исследования, направленные на выявление специфики межличностного общения и адаптации обучающихся (кадетов и школьников). В частности, в основе успешной адаптации лежат индивидуально-ориентированные навыки межличностного общения, которые ребенок приобретает в процессе взаимодействия со значимыми взрослыми, в семейной среде и в процессе обучения и социализации. Отмечено, что структурированность и организованность данного процесса может рассматриваться как наиболее действенный способ для раскрытия коммуникативной стороны общения по отношению к адаптации.The article discusses the specifics of adaptation and interpersonal communication experiences of cadets and school children in teenage years. The adaptation processes are presented in the socio-psychological context of joining an educational institution and are considered as an integral part of interpersonal communication. The article consideres, interpersonal communication as an indispensable condition for any form of social and private life of a person, as well as a determinant of any type of individuals’ joint activity. It is noted that the specifics of individually-oriented interpersonal interaction skills help the students to develop new strategies for adaptive and communicative opportunities. Particular attention is paid to the psychological and pedagogical support of students in the modern educational space, presented by stimulating and motivating the student to develop individually-oriented communication skills, mastering communicative skills and their further improvement in the process of adaptation. The results of the study are aimed at identifying the specifics of interpersonal communication and adaptation of students (cadets and schoolchildren). In particular, the basis of successful adaptation lies in individually-oriented interpersonal communication experiences that the child acquires in the process of interaction with significant adults, in the family environment and in the process of learning and socialization. In conclusion, it is noted that the subsidiarity and organization of this process can be considered as the most effective way of revealing the communicative side of communication in relation to the adaptation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Перевозкина Юлия Михайловна, Тишкова Альбина Сергеевна, Ганпанцурова Ольга Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика адаптации и навыков межличностного общения обучающихся»

УДК 316.3

Специфика адаптации и навыков межличностного общения обучающихся

Ю. М. Перевозкина, А. С. Тишкова, О. Б. Ганпанцурова

Перевозкина Юлия Михайловна, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой практической и специальной психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, per@bk.ru

Тишкова Альбина Сергеевна, старший преподаватель кафедры практической и специальной психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, umarowa.albina@ yandex.ru

Ганпанцурова Ольга Борисовна, старший преподаватель кафедры практической и специальной психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, olgana74@ mail.ru

В статье рассматривается специфика адаптации и навыков межличностного общения кадетов и школьников в подростковом возрасте. Адаптационные процессы представлены в социально-психологическом контексте вхождения в образовательное учреждение и рассматриваются как неотъемлемая часть межличностного общения. При этом в данной работе межличностное общение выступает в качестве непременного условия любых форм социальной и индивидуальной жизни человека, а также детерминантой любого вида совместной деятельности индивидов. Отмечено, что вырабатывать новые стратегии адаптационных и коммуникативных возможностей обучающимся помогают специфические индивидуально-ориентированные навыки межличностного взаимодействия. Особое внимание уделяется психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в современном образовательном пространстве, заключающемуся в стимулировании и мотивировании обучающегося к развитию индивидуально-ориентированных навыков общения, овладении коммуникативными умениями и дальнейшем их совершенствовании в процессе адаптации. Приводятся результаты исследования, направленные на выявление специфики межличностного общения и адаптации обучающихся (кадетов и школьников). В частности, в основе успешной адаптации лежат индивидуально-ориентированные навыки межличностного общения, которые ребенок приобретает в процессе взаимодействия со значимыми взрослыми, в семейной среде и в процессе обучения и социализации. Отмечено, что структурированность и организованность данного процесса может рассматриваться как наиболее действенный способ для раскрытия коммуникативной стороны общения по отношению к адаптации. Ключевые слова: межличностное общение, коммуникация, адаптация, социально-психологическая адаптация, кадеты, школьники.

Поступила в редакцию: 22.01.2020 / Принята: 20.02.2020 / Опубликована: 01.06.2020

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)

Specificity of Adaptation and Skills of Interpersonal Communication of Students

Yu. M. Perevozkina, A. S. Tishkova, O. B. Ganpanzurova

Yulia M. Perevozkina, https://orcid.org/0000-0003-4201-3988, Novosibirsk State Pedagogical University, 28 Vilyuyskaya St., Novosibirsk 630126, Russia, per@bk.ru

Albina S. Tishkova, https://orcid.org/0000-0002-3854-982X, Novosibirsk State Pedagogical University, 28 Vilyuyskaya St., Novosibirsk 630126, Russia, umarowa.albina@yandex.ru

Olga B. Ganpantsurova, https://orcid.org/0000-0002-8884-4851, Novosibirsk State Pedagogical University, 28 Vilyuyskaya St., Novosibirsk 630126, Russia, olgana74@mail.ru

The article discusses the specifics of adaptation and interpersonal communication experiences of cadets and school children in teenage years. The adaptation processes are presented in the socio-psycho-logical context of joining an educational institution and are considered as an integral part of interpersonal communication. The article consideres, interpersonal communication as an indispensable condition for any form of social and private life of a person, as well as a determinant of any type of individuals' joint activity. It is noted that the specifics of individually-oriented interpersonal interaction skills help the students to develop new strategies for adaptive and communicative opportunities. Particular attention is paid to the psychological and pedagogical support of students in the modern educational space, presented by stimulating and motivating the student to develop individually-oriented communication skills, mastering communicative skills and their further improvement in the process of adaptation. The results of the study are aimed at identifying the specifics of interpersonal communication and adaptation of students (cadets and schoolchildren). In particular, the basis of successful adaptation lies in individually-oriented interpersonal communication experiences that the child acquires in the process of interaction with significant adults, in the family environment and in the process of learning and socialization. In conclusion, it is noted that the subsidiarity and organization of this process can be considered as the most effective way of revealing the communicative side of communication in relation to the adaptation. Keywords: interpersonal communication, communication, adaptation, socio-psychological adaptation, cadets, schoolchildren.

Received: 22.01.2020 / Accepted: 20.02.2020 / Published: 01.06.2020

This is an open access distributed under the terms of Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)

DOI: https://doi .org/10.18500/1818-9601 -2020-20-2-146-153

В современных социокультурных условиях предъявляются новые требования к специфическим индивидуально-ориентированным навыкам

межличностного взаимодействия, позволяющим личности вырабатывать новые стратегии адаптационных и коммуникативных возможностей. Адаптация выступает неотъемлемой частью межличностного общения. Межличностное общение является непременным условием любых форм социальной и индивидуальной жизни человека, а также детерминантой любого вида совместной деятельности индивидов по освоению окружающей действительности и удовлетворению своих собственных потребностей. Только в процессе общения формируются образцы и модели человеческого поведения, развивается способность к оценке, анализу и категоризации понятий и объектов окружающего мира. Многообразие ситуативных условий взаимодействия обусловливает потребность личности варьировать свое поведения с целью активного функционирования в обществе.

Смена социальной ситуации развития в период взросления актуализирует проблему социально-психологической адаптации личности. При этом гармоничное соотношение между требованиями изменяющейся социальной ситуации и интересами, потребностями и ценностями личности создает благоприятные условия для полноценного развития личности. В процессе межличностного общения с другими людьми личность включается в социальное взаимодействие и получает определенный социальный опыт, который активно преобразуется в собственные установки, ценности и позиции. Неотъемлемыми условиями личностного развития являются уровни социального взаимодействия и система отношений индивида с социумом. Этапы социализации ребенка всегда сопряжены с процессом адаптации к тому или иному образовательному учреждению, к педагогам, к коллективу сверстников. В основе успешной адаптации лежат индивидуально-ориентированные навыки межличностного общения, которые ребенок приобретает в процессе взаимодействия со значимыми взрослыми, в семейной среде и в процессе обучения и социализации.

Общение является сложным, многогранным процессом, имеющим определенную структуру, функции и описательные категории. Так, Б. Д. Парыгин охарактеризовал общение как одновременный процесс взаимодействия людей, процесс информационного обмена между ними, демонстрацию отношений людей друг к другу и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга1. Проблема межличностного общения и адаптации к условиям образовательного учреждения, по мнению Л. М. Буршит, проявляется в следующем: неадекватные формы поведения, неумение устанавливать конструктивное межличностное общение, страх перед будущем и неуверенность в себе2. В этой связи задачей современного образовательного пространства является стимулирование и

мотивирование обучающегося к развитию индивидуально-ориентированных навыков общения, овладение коммуникативными умениями и дальнейшее их совершенствование в процессе адаптации.

Для всех уровней образования становится актуальным развитие не только академических, теоретических знаний, которые сегодня принято обозначать как Hard skills навыки («жесткие» навыки). К этой категории навыков относятся все знания, контролируемые различными формами итогового контроля в образовательных учреждениях (ЕГЭ как одна из форм), все специальные навыки, приобретаемые в процессе профессионализации, также компьютерная грамотность и др. Поэтому в свете новой образовательной программы появляются обязательные компетенции, которые направлены на развитие Soft skills навыков («мягкие» навыки) - это индивидуально-ориентированные навыки, которые позволяют эффективно и гармонично взаимодействовать с другими людьми. К этим навыкам относятся: эмпатийное слушание; умение оказать вербальную помощь и поддержку; умение убеждать (без манипулятивных техник); навык ведения переговоров; умение разрешать конфликтные ситуации общения; групповое общение и многое другое. В настоящее время учащемуся недостаточно иметь только лишь теоретические знания и практические умения, для выживания и самореализации в современном мире ему необходимы определенные компетенции, т. е. индивидуально сформированные навыки эффективного общения и психологическая подготовка, позволяющие быстро адаптироваться в изменяющемся мире3. Повышение уровня коммуникативных умений представляет собой как самостоятельную цель, так и средство, позволяющее добиться значительных успехов во всех сферах развития обучаемых разных уровней, а также усовершенствовать процесс их адаптации к современным реалиям4.

В качестве одной из существенных составляющих взаимоотношений человека М. С. Соколова выделяет коммуникативную адаптацию (адаптацию к собеседнику), под которой понимает коммуникативное приспособление, основанное на ситуативных условиях общения и статусно-ролевых позиций его участников. При этом личность проявляет активность в поведении с целью достижения контакта с собеседником. На линию поведения участников коммуникации, по мнению автора, оказывает влияние ряд переменных: статусная и ролевая симметрия/асимметрия; психоэмоциональное состояние; когнитивные особенности; система ценностей языкового сообщества личности. Анализируя подходы к пониманию адаптации, М. С. Соколова предлагает ряд ключевых признаков коммуникативной адаптации: процессуальность (осознанный или неосознанный процесс); контекстуальность (влияние ситуативных условий на процесс обще-

ния); направленность на собеседника (учет вну-триличностных особенностей коммуниканта); прагматичность (реализация определенной задачи в общении); комплексность (взаимопонимание на разных уровнях общения); двусторонняя обусловленность (поведение каждого обусловлено характером общения); динамичность (изменение поведения в контексте взаимодействия); результативность (влияние на характер взаимодействия)5.

Существует понятие «коммуникативная адаптация», примененное Г. Джайлзом в своей теории коммуникативной адаптации. Профессор Калифорнийского университета Г. Джайлз, изучая взаимодействие людей в коммуникационном процессе, фокусировался на внутрилич-ностных и межличностных факторах, которые способствуют социально-психологической адаптации индивидов. В своей теории он описывает различные причины, по которым люди подчеркивают или, наоборот, сводят к минимуму социальные различия в процессе взаимодействия при помощи вербальной и невербальной коммуникации для достижения поставленных коммуникативных целей. Автор предлагает два процесса коммуникативной адаптации, необходимых для успешной социально-психологической адаптации личности. В первую очередь - это процесс коммуникативной конвергенции, к которому можно отнести все способы, умения и навыки, посредством которых индивиды приспосабливаются к коммуникативному поведению друг друга с целью сокращения существующей между ними социальной дистанции и достижения максимально эффективного общения. Во-вторых - это процесс коммуникативной дивергенции, рассматриваемый как обратный процесс и заключающийся в применении коммуникативных умений и навыков с целью акцентировать внимание на различиях в социальных статусах между собой и своим собеседником. При этом Г. Джайлз выделяет несколько факторов, имеющих ключевое значение для адаптивной коммуникативной ориентации: внутриличностные факторы (личностные особенности коммуникаторов, навыки общения, умения слушания собеседника); межгрупповые факторы (навыки общения в группе, навыки взаимодействия в команде, навыки ведения переговоров); исходные ориентации (навыки ассертивного общения, ориентация на решение конфликта)6.

В качестве основного показателя успешной социально-психологической адаптации, по мнению А. С. Кашапова, выступает наличие положительных отношений личности с окружающими людьми и отсутствие конфликтных ситуаций. Повышению уровня социальной адаптации субъекта способствует коммуникативная компетентность, источниками которой выступают: жизненный опыт, эстетическая деятельность, общая эрудиция и прогноз межличностного

взаимодействия с последующим повышением коммуникативной компетентности7. Ю. М. Перевозкина с соавторами отмечает, что одной из основных задач в развитии подростка является формирование коммуникативной стороны социализации как процесса. В результате проведенного экспериментального исследования авторами было доказано, что респонденты с успешной социализацией уверены в себе, имеют низкий уровень тревожности и обладают высоким уровнем коммуникативных способностей8.

Так, в диссертационном исследовании А. Д. Висловой было экспериментально подтверждено влияние негативных ассоциаций и моделей поведения подростков в контексте межличностного взаимодействия на способность к адаптации. Исследование взаимосвязи коммуникативной толерантности с адаптивными возможностями подростка, позволили А. Д. Висловой разделить респондентов на три группы в зависимости от степени выраженности адаптивности и характеристик коммуникативной толерантности. Первую группу - активно адаптирующихся - составили респонденты с высокой способностью не только к ориентации в социальной ситуации, но и к построению оптимальных взаимоотношений с другими людьми. Подростки следующей группы - пассивно адаптирующиеся - имеют оптимальный уровень принятия социальных норм и отношений с окружающими. В группе трудно адаптирующихся респонденты демонстрируют низкие показатели интеграции в окружающую среду и испытывают сложности в построении взаимоотношений с другими. Такие подростки с трудом идут на компромиссы с другими людьми в процессе общения9.

Как отмечала Н. В. Литвиненко, на каждой стадии психического развития изменяется место ребенка в системе человеческих отношений. Эмпирические исследования, проведенные автором, позволили выделить четыре группы подростков в зависимости от уровня социально-психологической адаптации: группа адаптации (17,7%), неполной адаптации (26,9%), затрудненной адаптации (32,7%) и группа дезадаптации (22,7%). Полученные данные позволили охарактеризовать специфику межличностного общения подростков каждой адаптационной группы. Так, при оптимальном уровне адаптации у респондентов отсутствуют затруднения в межличностном общении. Ученики с неполной адаптацией испытывают незначительные затруднения в общении, в отличие от респондентов с затрудненной адаптацией, которые имеют определенные сложности в системе взаимоотношений. В группе дезадаптированных школьников подросткового возраста были отмечены значительные нарушения межличностного общения со сверстниками10.

Экспериментальные исследования О. Г. Румбы с соавторами, выявляющие специфику со-циализированности подростков, обучающихся в

кадетской школе и общеобразовательной школе, позволили определить ряд сходств и различий по изучаемому параметру. В качестве критериев социализации авторы рассматривали следующие показатели: самоотношение; взаимоотношения с другими людьми и социометрический статус; представление о себе во временной перспективе; ценностные ориентации личности; отношение к школе. Проанализировав полученные результаты, авторы отмечают некоторые особенности социализации исследуемых групп. В первую очередь, в обеих группах у респондентов преобладают положительные характеристики в самоописании, такие как добрый, отзывчивый, умный, смелый и др. В особенностях временной перспективы у большинства из них отмечается позитивная интерпретация прошлого, гедонического настоящего и перспективного будущего. Что касается межличностного общения, то респонденты обеих групп наиболее важной для себя отмечают потребность быть принятым в референтной группе, избегать глубоких эмоциональных отношений и приспосабливаться в случае возникновения конфликтов. Различия в группе школьников и кадетов выявлены по показателю «Образ-Я», где у кадетов в большей степени выражается гражданственность. Кадеты в большей мере высказывают сомнение в адрес своего будущего, что может быть связано со сложностью дальнейшего самоопределения в военной профессии. В сфере межличностных отношений школьникам в большей степени присуще избегание ответственности и быть контролируемыми. В конфликтных ситуациях они склонны прибегать к компромиссу и сотрудничеству, тогда как кадеты предпочитают соперничество. Отношения внутри коллектива сверстников в целом более благоприятны у школьников, чем у кадетов11.

Целью нашего исследования стало выявление влияния специфики межличностного общения на социально-психологическую адаптацию обучающихся. В этой связи нами было проведено эмпирическое исследование с использованием методики «Диагностика социально-психологической адаптации» К. Роджерса, Р. Даймонда (СПА), «Диагностика уровня социальной изолированности личности» Д. Рассела и М. Фер-гюссона (УСИЛ) и методики «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири. В исследовании приняли участие 113 кадетов (76 мальчиков и 37 девочек) в возрасте от 13 до 16 лет, обучающихся в ГБОУ НСО «Кадетская школа-интернат "Сибирский Кадетский Корпус"», ГБОУ НСО «Сибирский авиационный кадетский корпус им. А. И. Покрышкина (школа-интернат)» и 127 школьников (49 мальчиков и 78 девочек) в возрасте от 14 до 16 лет, обучающихся в МБОУ СОШ № 105 г. Новосибирска. Для обработки полученных результатов использовался метод структурно-психологического анализа

А. В. Карпова12, включающий метод ранговой корреляции г-Спирмена. Все респонденты были разделены на две группы в зависимости от типа образовательного учреждения: первая группа -кадеты, вторая группа - школьники. Затем в каждой группе производился расчет коэффициентов корреляции и выявлялись индексы когерентности, дивергентности и организованности структуры социально-психологической адаптации и межличностных отношений.

В результате проведенного исследования социально-психологической адаптации обучающихся (кадетов и школьников) необходимо обратить внимание на то, что в целом по двум группам преобладает высокий (59%) и средний (25%) уровни социально-психологической адаптации. Низкий уровень адаптации имеют лишь 16% респондентов. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что большинство обучающихся обеих групп имеют высокий и средний уровень социально-психологической адаптации. Для преобладающего числа респондентов будет характерна способность приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям, а также устанавливать оптимальное соответствие с окружающей средой. Несмотря на высокие показатели адаптационного потенциала учащихся, в группе выявлено 16% респондентов, имеющих низкий уровень социально-психологической адаптации. В этой связи можно заключить, что данная группа испытуемых с трудом будет устанавливать динамическое равновесие с внешней средой в условиях образовательной организации.

Применение структурно-психологического анализа позволило установить закономерности структурной организации социально-психологической адаптации и особенностей межличностного общения в двух группах (кадеты и школьники, рисунок). Для подсчета организованности корреляционных плеяд в каждой из двух групп нами были использованы специальные индексы, предложенные А. В. Карповым: индекс дивер-гентности структуры (ИДС), индекс когерентности структуры (ИКС), индекс организованности структуры (ИОС). ИДС характеризует меру дифференцированности входящих в структуру качеств и определяется суммированием отрицательных корреляций; ИКС, напротив, позволяет проанализировать интегрированность качеств и определяется суммированием положительных корреляционных связей. Интегральный показатель ИОС дает соотношение этих индексов, в нем выражается мера общей скоординированно-сти качеств в структуре13.

Так, у кадетов обнаружен индекс когерентности структуры в 55 баллов, что незначительно выше в аналогичном индексе у школьников (48 баллов). Это указывает на наличие интегрирующих тенденций в структуре коммуникативных и адаптационных показателей обучающихся. Ре-

Структурные индексы социально-психологической адаптации межличностных отношений у кадетов и школьников, баллы

зультаты корреляционного анализа позволили более подробно охарактеризовать полученные закономерности структурной организации исходя из выраженностей ИКС у кадетов и школьников. Полученные данные демонстрируют, что доминирование находится в положительной взаимосвязи с адаптацией, внутренним контролем, принятием других и себя как у кадетов, так и у школьников. Это свидетельствует о том, что респонденты при демонстрации лидерских данных и склонности к доминированию будут более адаптированными, иметь высокую степень принятия своих и чужих личностных качеств, принимать ответственность за происходящие в жизни события. Конформизм, проявляющийся в уступчивости и подверженности влиянию группы, находится в прямой зависимости от принятия себя и других, ожидания внутреннего контроля у кадетов и школьников. Это может проявиться в излишней потребности в контроле со стороны, уступчивости и зависимости от мнения окружающих. Также, по полученным результатам, в прямой зависимости от отзывчивости у кадетов и школьников находятся адаптация, внутренний контроль, приятие себя и других. При наличии у обучающихся обеих групп потребности в заботе и помощи другим будет проявляться принятие своих личностных качеств и особенностей другого и возложение ответственности на происходящие события исключительно на себя. Такие подростки будут более общительны и адаптированы в группе сверстников.

Уверенность в себе положительно взаимосвязана с адаптацией, доминированием, внутренним контролем, принятием себя у кадетов. Это говорит о том, что чем выше независимость и уверенность в себе у кадета, тем лучше он будет адаптирован, проявлять стремление к лидерству, принимать свои личностные особенности и брать на себя ответственность за свои поступки. Напротив, кадеты, демонстрирующие уступ-

чивость и зависимость, будут более социально изолированы, склонны к уходу от проблем и конфликтов и испытывать эмоциональный дискомфорт. Следовательно, внутренняя гетерогенность и сложность личности кадета, соединяющая в себе противоречивые качества, образует предпосылку для разнообразия ее поведенческого репертуара в межличностном общении в процессе социально-психологической адаптации. Зависимость от мнения другого имеет положительную взаимосвязь с адаптированностью и уходом от проблем у кадетов, а у школьников эта особенность имеет положительную связь с внутренним контролем и уходом от проблем. Полученные данные могут свидетельствовать о том, что зависимые от мнения других кадеты будут лучше адаптированы и приняты в группе сверстников, а школьники, демонстрирующие зависимое поведение, склонны избегать конфликтных ситуаций, уходить от проблем и приписывать своим неудачам личную обусловленность. Кадеты с выраженным негативизмом будут иметь высокий уровень социальной изолированности.

Индекс дивергентности структуры у кадетов (25 баллов) значительно выше, чем у школьников (6 баллов), что свидетельствует о большей дифференцированности структуры социально-психологической адаптации и межличностного общения у кадетов в отличие от школьников. Результаты корреляционного анализа позволили более подробно охарактеризовать полученные закономерности структурной организации исходя из выраженности ИДС и заключались в следующем. Негативизм отрицательно связан с автономностью и адаптацией у респондентов обеих групп. Данные свидетельствуют о том, что школьники и кадеты при демонстрации подозрительности, обидчивости и злопамятности будут менее независимы и адаптированы в группе сверстников в процессе межличностного общения. Помимо этого, негативизм у кадетов еще и

отрицательно связан с внутренним контролем, принятием себя и других и эмоциональным ком -фортом. Это свидетельствует о том, что кадеты, которые «идут против системы» и не демонстрируют приверженности традициям и ценностям кадетского учреждения, склонны приписывать свои неудачи внешним обстоятельствам, не удовлетворены своими личностными чертами, имеют конфликты в межличностном взаимодействии и демонстрируют негативные эмоциональные переживания.

Степень организованности структуры выше у школьников (42 балла), чем у кадетов (30 баллов), и свидетельствует о том, что структура социально-психологической адаптации и межличностного общения у них является более согласованной и стабильной. Это может говорить о больших адаптационных возможностях в процессе межличностного общения у школьников. Структурированность и организованность в данном контексте может рассматриваться как наиболее действенный способ для раскрытия коммуникативной стороны общения по отношению к социально-психологической адаптации. Результаты корреляционного анализа позволили более подробно охарактеризовать полученные закономерности структурной организации исходя из выраженности ИОС и заключались в следующем. У школьников доминирование имеет отрицательную связь с уровнем социальной изолированности. Это может свидетельствовать о том, что школьники, которые склонны к уступчивости в общении с другими, будут чувствовать себя более социально адаптированными и принадлежащими к группе. Проявление конформизма у школьников имеет положительную связь с адаптацией и эмоциональным комфортом. Поэтому зависимые от мнения других школьники будут более адаптированы и менее эмоционально нестабильны. Выявлено, что школьники при проявлении консерватизма будут демонстрировать доминирование. То есть раздражительные и не принимающие свои особенности школьники будут склонны к доминированию в межличностном общении со сверстниками.

Таким образом, результаты корреляционного анализа позволили более подробно охарактеризовать полученные закономерности структурной организации социально-психологической адаптации и особенностей межличностного общения исходя из выраженностей индексов структуры у кадетов и школьников. Выявлено, что при выраженности социально-психологической адаптации особенности межличностных отношений обучающихся будут претерпевать определенные трансформации, связанные с психолого-педагогическими условиями образовательного учреждения. Отмечено, что условия образовательного учреждения оказывают влияние на структуру социально-психологической адаптации обучающихся. При этом у респондентов обеих групп

преобладающими в структуре социально-психологической адаптации и межличностного общения выступают интегрирующие тенденции, что свидетельствует о более высоких адаптационных и коммуникационных возможностях и открытости в процессе взаимодействия с окружающей средой. Однако помимо этого у кадетов наблюдается высокая степень выраженности дезинтегрированности. Это может проявляться в противоречивости и сложности структуры социально-психологической адаптации и межличностного общения кадетов. Данная тенденция, на наш взгляд, не носит парадоксального характера, а предполагает наличие логических взаимосвязей адаптационных и межличностных компонентов и способности разрешать возникающие адаптационные и коммуникативные противоречия.

Помимо этого, следует отметить, что школьники обладают большей структурированностью и организованностью, что свидетельствует о больших адаптационных возможностях в процессе межличностного общения, нежели у кадетов. Данная особенность может быть обусловлена несколькими факторами, продиктованными спецификой образовательного учреждения военизированного типа. В. А. Монастырский и Н. Ю. Милованова указывают на наличие повышенных требований к воспитанникам кадетского образовательного учреждения. При поступлении в учреждение обучающийся должен адаптироваться к новому укладу жизни: строгому распорядку и режиму дня, жесткой дисциплине, подчинению командирам и офицерам, дефициту свободного времени, усложненной учебной программе и физической нагрузке. В этих условиях у кадета должны сформироваться определенные личностные качества, позволяющие эффективно адаптироваться в условиях специализированного образовательного учреждения: выдержка и самообладание, исполнительность, дисциплинированность, ответственность, готовность выполнить приказы командиров и офицеров, решительность, устойчивость в ситуациях повышенной напряженности, высокая работоспособность и физическая выносливость14.

Специфика обучения в кадетском образовательном учреждении, по нашему мнению, обусловливает изменения в социальном статусе учащегося, а также в системе его взаимоотношений с окружением и предполагает пересмотр установок, представлений и отношений в своих социальных ролях с точки зрения адекватности условиям жизнедеятельности в кадетском корпусе. Наличие у кадетов внутренних мотивов к обучению способствует эффективности вхождения в социокультурное пространство и успешности освоения роли кадета в процессе социализа-ции15. Особую значимость для профессионального становления кадета в будущем, по мнению И. А. Федосеевой и Ю. М. Перевозкиной, имеет

формирование и сохранение моральных, нравственных, духовных и интеллектуальных составляющих будущего офицера16. В исследованиях О. Г. Румбы с соавторами было выявлено, что кадеты (в отличие от школьников) в большей степени высказывают сомнение по поводу своего будущего, что может быть связано со сложностью дальнейшего самоопределения в военной профессии. В процессе межличностного общения при возникновении конфликтных ситуаций школьники в большей степени прибегают к ком -промиссу и сотрудничеству, тогда как кадеты предпочитают соперничество17.

В заключение отметим, что в основе успешной адаптации лежат индивидуально-ориентированные навыки межличностного общения, которые ребенок приобретает в процессе взаимодействия со значимыми взрослыми, в семейной среде и в процессе обучения и социализации. Задачами психолого-педагогического сопровождения обучающихся являются стимулирование и мотивирование обучающегося к развитию индивидуально-ориентированных навыков общения, овладение коммуникативными умениями и дальнейшее их совершенствование в процессе адаптации.

В результате проведенного исследования социально-психологической адаптации обучающихся (кадетов и школьников) необходимо обратить внимание на то, что в целом по двум группам преобладает высокий и средний уровни социально-психологической адаптации. Для преобладающего числа респондентов будет характерна способность приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям, а также устанавливать оптимальное соответствие с окружающей средой. Низкий уровень адаптации имеют незначительное количество респондентов.

Исследование индексов структурной организации через изучение значимых корреляций у обучающихся (кадетов и школьников) позволило сформулировать ряд особенностей адаптивных и коммуникативных процессов. Преобладание интегрирующих тенденций в структуре коммуникативных и адаптационных показателей обучающихся свидетельствует о более высоких адаптационных и коммуникационных возможностях и открытости в процессе взаимодействия с окружающей средой в обеих группах. Индекс дивергентности структуры у кадетов значительно выше, чем у школьников, что свидетельствует о большей дифференцированности структуры социально-психологической адаптации и межличностного общения у кадетов в отличие от школьников. Это может проявляться в противоречивости и сложности структуры социально-психологической адаптации и межличностного общения кадетов. Данная тенденция, на наш взгляд, не носит парадоксального характера, а предполагает наличие логических взаимосвязей

адаптационных и межличностных компонентов и способности разрешать возникающие адаптационные и коммуникативные противоречия.

Помимо этого, следует отметить, что школьники обладают большей структурированностью и организованностью, что свидетельствует о больших адаптационных возможностях в процессе межличностного общения, нежели у кадетов. Данная особенность может быть обусловлена несколькими факторами, продиктованными спецификой образовательного учреждения военизированного типа.

Таким образом, на процесс социально-психологической адаптации и межличностного общения кадетов и школьников будут оказывать влияние: специфика образовательного учреждения; коммуникативные возможности; индивидуально-ориентированные навыки общения; выполнение личностью требований среды; эффективное выполнение ролевого репертуара, умение решать возникающие противоречия и конфликтные ситуации и другие внутренние и внешние факторы.

Примечания

1 См.: ПарыгинБ. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб. : ИГУП, 1999.

2 См.: Буршит Л. М. Формирование межличностных отношений воспитанников детского дома в разновозрастной группе как одно из условий их социальной адаптации // Психология и педагогика : методика и проблемы практического применения. 2011. № 21-1. С. 152-156.

3 См.: Skills for Social Progress : The Power of Social and Emotional Skills // OECD Skills Studies. 2015. URL: https://www.oecd.org/education/ceri/skills-for-social-progress-executive-summary.pdf (дата обращения: 20.01.2020).

4 См.: Зиновьева Л. В. Современные подходы психологического сопровождения в образовании // Вестн. психологии и педагогики Алт. госун-та. 2019. Т. 1, № 3. С. 45-54.

5 См.: СоколоваМ. С. Теоретические аспекты рассмотрения коммуникативной адаптации // Изв. ВГПУ. 2012. № 8 (72). С. 8-11.

6 См.: Giles H, Couplan N., Coupland J. Accommodation Theory : Communication, Context, and Consequence. N. Y. : Cambridge University Press, 1991.

7 См.: Кашапов А. С. Социально-психологическая адаптированность студентов : проблемы и решения. Ярославль : Индиго, 2015.

8 См.: Перевозкина Ю. М., Дмитриева Н. В., Перевоз-кин С. Б. Импазо-ролевое прогнозирование особенностей социализации в коммуникативной сфере подростков // СМАЛЬТА. 2015. № 4. С. 39-46.

9 См.: Вислова А. Д. Формирование толерантности в межличностных отношениях в детском и подростковом возрасте (на материале Кабардино-Балкарской Республики) : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2016.

10 См.: Литвиненко Н. В. Динамические особенности социально-психологической адаптации школьников в критические периоды развития // Интеграция образования. 2007. № 3-4 (48-49). С. 178-181.

11 См.: Румба О. Г., Марин А. П., Харитонова А. Г. Особенности внутреннего и внешнего проявлений социализации воспитанников кадетской спортивной школы Военного института физической культуры // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. 2016. № 4. С. 47-56.

12 См.: Карпов А. В. Метасистемная организация индивидуальных качеств личности. Ярославль : ЯрГУ, 2018.

13 Там же.

14 См.: Монастырский В. А., Милованова Н. Ю. Адаптация учащихся к жизнедеятельности кадетского корпуса // Гаудеамус : психолого-педагогический журнал. 2006. Т. 1, № 9. С. 122-127.

15 См.: Перевозкин С. Б., Перевозкина Ю. М. Взаимодетерминация учебной мотивации подростков кадетского корпуса и ролевой идентичности // Перспективы науки и образования. 2019. № 4. С. 225-235.

16 См.: Федосеева И. А., Перевозкина Ю. М. Феномен патриотизма сквозь призму психосемантического пространства современной молодежи // Учен. зап. ун-та им. П. Ф. Лесгафта. 2017. № 2 (144). С. 303-311.

17 Румба О. Г., Марин А. П., Харитонова А. Г. Указ. соч.

Образец для цитирования:

Перевозкина Ю. М., Тишкова А. С., Ганпанцурова О. Б. Специфика адаптации и навыков межличностного общения обучающихся // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2020. Т. 20, вып. 2. С. 146-153. DOI: https:// doi.org/10.18500/1818-9601-2020-20-2-146-153

Cite this article as:

Perevozkina Yu. M., Tishkova A. S., Ganpanzurova O. B. Specificity of Adaptation and Skills of Interpersonal Communication of Students. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Sociology. Politology, 2020, vol. 20, iss. 2, рр. 146-153 (in Russian). DOI: https:// doi.org/10.18500/1818-9601-2020-20-2-146-153

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.