Научная статья на тему 'Обучение жанровому сочинению в свете требований ФГОС к формированию коммуникативной компетентности обучающихся'

Обучение жанровому сочинению в свете требований ФГОС к формированию коммуникативной компетентности обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
877
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЖАНРОВОЕ СОЧИНЕНИЕ / СОЧИНЕНИЕ-ЭССЕ / COMMUNICATIVE ACTIONS / COMMUNICATIVE ABILITIES AND SKILLS / COMMUNICATIVE COMPETENCE / GENRE COMPOSITION / ESSAY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дресвянина Светлана Дмитриевна

Раскрывается одно из ключевых требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования – формирование коммуникативной компетентности обучающихся. Отмечается важность развития у школьников коммуникативных умений и навыков для успешной социализации, адаптации и самореализации в обществе. Уточняются понятия «коммуникативные действия», «коммуникативные умения», «коммуникативная компетенция», «коммуникативная компетентность». Обоснована необходимость обучения жанровому сочинению в свете требований ФГОС к формированию коммуникативной компетентности обучающихся. Представлены результаты экспериментально-опытной работы по формированию коммуникативных умений старшеклассников в процессе обучения эссе как жанру сочинения. Разработанная и апробированная методика позволила получить высокий уровень сформированности коммуникативных умений и навыков старшеклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals one of the key requirements of the Federal State Educational Standard to the results of mastering the basic educational program of basic general and secondary general education the formation of communicative competence of students. As mandatory skills that ensure the communicative nature of the individual, the FSES emphasizes the ability to consciously use speech tools in accordance with the task of communication to express their feelings, thoughts and needs, to plan and regulate their activities; ability to use oral and written speech, monologic contextual speech. The content of communicative competence is the ability to set and solve a certain type of communicative tasks that is the use of the acquired knowledge, skills, and skills of speech activity in practice. The importance of development of communicative skills and abilities for successful socialization, adaptation and self-realization in the society is noted. The notions “communicative actions”, “communicative abilities and skills”, “communicative competence” are specified. The necessity of teaching the genre composition in view of the FSES requirements to the formation of the communicative competence of the students is substantiated. The results of experimental work on the formation of genre-communicative skills of students on the example of teaching essays as a genre of writing are presented. Teaching essays is chosen as a key to provide a modern man with necessary skills in his speech practice. The presented method of teaching essay is built on the activation of the personal experience of students. In the learning process, spe cial methods for the development of associative thinking, traditional and non-standard methods of developing communicative abilities and skills are used. The developed and tested technique allowed to get a high level of communication abilities and skills of high school students.

Текст научной работы на тему «Обучение жанровому сочинению в свете требований ФГОС к формированию коммуникативной компетентности обучающихся»

УДК 37 . 013 . 32

DOI: 10 .23951/1609-624Х-2018-1-45-51

ОБУЧЕНИЕ ЖАНРОВОМУ СОЧИНЕНИЮ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С. Д. Дресвянина

Вологодский государственный университет, Вологда

Раскрывается одно из ключевых требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования - формирование коммуникативной компетентности обучающихся. Отмечается важность развития у школьников коммуникативных умений и навыков для успешной социализации, адаптации и самореализации в обществе. Уточняются понятия «коммуникативные действия», «коммуникативные умения», «коммуникативная компетенция», «коммуникативная компетентность». Обоснована необходимость обучения жанровому сочинению в свете требований ФГОС к формированию коммуникативной компетентности обучающихся. Представлены результаты экспериментально-опытной работы по формированию коммуникативных умений старшеклассников в процессе обучения эссе как жанру сочинения. Разработанная и апробированная методика позволила получить высокий уровень сформированности коммуникативных умений и навыков старшеклассников.

Ключевые слова: коммуникативные действия, коммуникативные умения и навыки, коммуникативная компетенция, коммуникативная компетентность, жанровое сочинение, сочинение-эссе.

На современном этапе развития общества важнейшим фактором культуры, оказывающим влияние на формирование всей системы духовных ценностей и потребностей человечества, является коммуникация. Особую значимость сегодня приобретают коммуникативные действия человека: компетентность в общении, гармоничное взаимодействие и сотрудничество с другими людьми.

Формирование коммуникативной компетентности - одно из основных требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). По ФГОС личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования отражают «навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности» [1]. В числе метапред-метных результатов стандарт называет «умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты» [1]. Таким образом, формирование и развитие коммуникативных умений и навыков федеральный государственный образовательный стандарт определяет одними из приоритетных направлений образования.

Сформированность коммуникативной компетентности обучающихся на уроках русского языка приобретает особую значимость в свете требований ФГОС к уровню связной устной и письменной речи обучающихся. Выпускник должен уметь свободно общаться на разные темы, вести конструктивный диалог. В числе требований к результатам

изучения дисциплины «Русский язык и литература» названы «владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью, владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров» [1].

Цель данного исследования - обосновать актуальность и необходимость обучения жанровому сочинению в свете требований ФГОС к формированию коммуникативной компетентности обучающихся.

Вопросы развития и формирования коммуникативных умений и навыков рассматриваются в трудах отечественных психологов (Л. С. Выготского, Б. Г. Ананьева, А. А. Леонтьева, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, И. С. Кона, М. И. Лисиной, А. В. Мудрика, П. М. Якобсона и др.) и методистов (Н. А. Ипполитовой, Т. А. Ладыженской, Л. Г. Антоновой, М. Т. Баранова, М. Р. Львова, М. Б. Успенского, Т. М. Пахновой, Т. М. Воителевой, В. И. Ка-пинос, Е. А. Быстровой, Г. С. Демидчик и др.). Ученые-психологи указывают на важность общения в формировании личности человека. Так, А. А. Леонтьев убежден, что у детей с раннего детства нужно развивать навыки общения: «...умение определять коммуникативную задачу (чего я хочу добиться), осознавать свою речь, делать ее произвольной и уметь адекватно подбирать языковые и речевые средства для достижения поставленных целей» [2, с. 426]. Современные методисты справедливо считают, что овладение коммуникативны-

ми умениями и навыками является необходимой составляющей полноценного развития личности. По мнению Е. И. Литневской, коммуникативные умения и навыки дают возможность учащемуся применять «свои знания и представления о типовых способах описания в бесконечном числе речевых ситуаций» [3, с. 100].

В методической литературе (М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, Л. Г. Антонова, М. Р. Львов и др.) коммуникативные умения традиционно рассматриваются как умения, связанные с пониманием и продуцированием устной и письменной речи.

Следует пояснить, что в Федеральном государственном образовательном стандарте отсутствуют термины «знания», «умения», «навыки». Основой учебных программ являются универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные) - «совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса» [4, с. 32]. По ФГОС коммуникативные действия «направлены на осуществление межличностного общения, умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем» [там же, с. 32].

Коммуникативные действия должны стать основой формирования коммуникативной компетенции и в итоге - коммуникативной компетентности. А. Н. Щукин уточняет, что понятие «коммуникативная компетенция» стало ведущим в системе компетенций [5]. По мнению большинства ученых, методистов (Е. В. Архипова, Т. М. Воителева, А. Д. Дейкина и др.), «формирование коммуникативной компетенции предполагает знания о речи, ее функциях, развитие умений в области четырех основных видов речевой деятельности (говорения, слушания, письма, чтения)... Основное же умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции, - умение создавать и воспринимать тексты как результат речевой деятельности» [6, с. 5]. Соответственно, применение полученных знаний, умений, навыков речевой деятельности на практике составляет содержание коммуникативной компетентности.

Требование формирования коммуникативной личности в средней общеобразовательной школе чаще всего предъявляется к урокам русского языка и литературы. Отмечается особая роль дисциплины «Русский язык» в развитии личности обучающегося. В связи с тем что усилен коммуникативно-деятельностный компонент преподавания русского языка, требует пересмотра проблема развития жанрового опыта обучающихся. «В рамках коммуника-

тивно-деятельностного подхода, который является одним из стратегических направлений в развитии современного школьного курса русского языка, появилась возможность по-новому решать традиционные проблемы обучения школьников написанию сочинений. Практическая цель - формирование коммуникативных умений и навыков, навыков общения -выдвигается при этом на первый план» [7, с. 141].

Разработанная методика обучения сочинению в жанре эссе, построенная на активизации личностного опыта обучающихся, способствует формированию коммуникативной компетентности личности. Экспериментально-опытное обучение осуществлялось с 2014 по 2017 г. в средних общеобразовательных школах № 4, № 15 г. Вологды.

Вначале было проведено анкетирование среди учителей русского языка с тем, чтобы опытные педагоги поделились опытом по формированию жан-рово-коммуникативных умений обучающихся, по обучению эссе. В числе вопросов, заданных учителям-словесникам, были следующие:

1. По какой программе на уроках русского языка Вы работаете? Отражает ли она, на Ваш взгляд, требования ФГОС к современной школе? Содержит ли необходимые упражнения, способствующие развитию речи обучающихся?

2. Знакомы ли Вы с другими программами по дисциплине «Русский язык»? Какую бы выбрали Вы и почему?

3. Какие типы сочинений Вы чаще практикуете на уроках русского языка? (сочинение-рассуждение, рецензия, отзыв, эссе и др.)?

4. Какие типы сочинений наиболее востребованы обучающимися, чему они отдают приоритет? Почему?

5. Необходимы ли навыки написания эссе при подготовке к ЕГЭ по русскому языку?

6. На формирование каких жанрово-коммуника-тивных умений обучающихся ориентирован этот жанр?

Все опрошенные учителя работают по программе Н. Г. Гольцовой, Н. В. Шамшина, М. А. Мищери-ной к учебнику «Русский язык. 10-11 классы». Связано это с тем, что в г. Вологде школьные библиотеки оснащены в основном учебно-методическими комплексами данных авторов. По мнению педагогов, в программе Н. Г. Гольцовой, Н. В. Шамшина, М. А. Мищериной не отражены в полной мере требования ФГОС к формированию коммуникативной компетентности обучающихся: не предусмотрено обучение разным жанрам сочинений; в качестве альтернативы для развития связной речи используется составление сочинений-миниатюр, тезисов, реферирование, пересказ. В то же время учителями положительно были отмечены современные учебно-методические комплексы:

1. УМК «Русский язык и литература. Русский язык. Углубленный уровень» для 10-11 классов В. В. Бабайцевой, направленный на формирование коммуникативной компетентности обучающихся.

2. УМК «Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень)» для 10-11 классов Т. М. Пахно-вой, содержащий разные виды практических заданий, развивающих умение работать с текстом, формирующих коммуникативные умения и навыки.

3. УМК «Русский язык и литература. Русский язык: в 2 ч. (базовый уровень)» для 10-11 классов автора Т. М. Воителевой, имеющий речевую направленность, содержащий разные виды заданий, направленных на подготовку к Единому государственному экзамену по русскому языку.

Учителя-предметники уверены, что система уроков по развитию речи обучающихся должна строиться на жанровом подходе. В числе наиболее востребованных и актуальных типов письменных работ педагогами были названы сочинение-рассуждение и сочинение в жанре эссе. Связано это в первую очередь с тем, что навыки подобных видов письменных работ необходимы на ЕГЭ по русскому языку. Для обучающихся наиболее привлекателен жанр эссе, так как он, в отличие от традиционного сочинения, предполагает большую свободу самовыражения. Учителя считают, что обучение сочинению в жанре эссе развивает и формирует такие коммуникативные умения обучающихся, как умение нестандартно и свободно выражать свою точку зрения, давать авторское толкование проблемы, использовать индивидуальные авторские сред-

Формирование умений и навыков написания со

ства художественной выразительности и др. Учителя отметили, что сочинение как вид письменной работы является наиболее востребованным в современную эпоху коммуникаций. Успех делового человека во многом зависит от умения создавать связный текст, свободно и грамотно говорить и писать.

В настоящее время в методике развития связной речи отсутствуют подходы к формированию коммуникативных умений обучающихся в работе с эссе как жанром речи.

В нашем опыте (табл. 1) обучение сочинению в жанре эссе построено на активизации личностного опыта обучающихся. В процессе обучения используются специальные методики развития ассоциативного мышления, традиционные и нестандартные приемы развития коммуникативных умений и навыков. «Письменная творческая работа учит находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать выводы. Эссе как жанр школьного сочинения требует от обучающихся самостоятельности, привлечения личностного опыта, высокого напряжения всех творческих сил» [8, с. 81].

Отличительными признаками жанра эссе является небольшой объем, свободная композиция и неполная трактовка предмета. «Эссе (фр. essai -попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание, exigo - взвешиваю) - прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные» [9, с. 963].

Таблица 1

шения в жанре эссе по ступеням образования

Ступень образования Содержание работы Результат

7-9-е классы 1. Обучение аргументированному ответу с помощью приема «незаконченного предложения»: «По моему мнению, я считаю.». 2. Обучение приемам аргументации собственной позиции. 3. Обучение умению собирать, систематизировать и анализировать информацию. 4. Обучение приемам использования в сочинении «яркого пятна»: цитата, стихотворение, необычные факты, вопрос, размышления и т. д. 5. Введение начального понятия «эссе», эссе-воспоминание («Моя первая встреча с поэтом», «Памятная встреча с писателем» и т. д.) На достаточном уровне владеют навыками аргументации собственной позиции, приемами анализа, синтеза, сравнения, умеют использовать личностный опыт в сочинении, владеют практическими навыками, в том числе стилем, присущим жанровому сочинению

Старшая школа 1. Определение существенных характеристик жанра эссе. 2. Определение требований к структуре эссе. 3. Определение требований к наполнению содержания эссе. 4. Узнавание разновидностей эссе. 5. Отработка навыка написания сочинения в жанре эссе Умеют самостоятельно мыслить, анализировать информацию, делать выводы и обобщения, четко и ясно выражать свою точку зрения, личное отношение к проблеме, на высоком уровне владеют практическими навыками написания сочинения в жанре эссе, умеют определять разновидности эссе, отличать от других сопутствующих жанров

Особенностью жанра эссе является открытость, подчеркнуто выраженный взгляд на тот или иной предмет, объект речи. Автор непременно вступает в диалог и прежде всего с самим собой. Это дает возможность обучающимся рассуждать на разные темы, позволяет в свободной форме представить размышления о любом предмете, нередко даже случайном.

Умение и навыки написания эссе закладываются в 7-9-х классах и окончательно формируются в 10-11-х классах.

Подготовка к написанию сочинения в жанре эссе предполагает несколько этапов:

1. Подготовительный этап. Знакомство с жанром эссе.

2. Основной этап. Анализ литературных образцов эссе.

3. Заключительный этап. Анализ образцов сочинений обучающихся и написание творческих работ.

На этапе знакомства с жанром эссе определяется специфика эссе как жанра, уточняются его жанровые признаки, анализируются литературные формы жанра, указываются разновидности эссе.

Основной этап подготовки к написанию сочинения в жанре эссе предполагает анализ литературных образцов эссеистики. Виды деятельности обучающихся сводятся к следующим видам работ: анализ литературно-критического эссе, в том числе написанных в форме слова; сравнение эссе и очерка (слова, письма, моральной исповеди, проповеди и т. д.), сравнение эссе на одну и ту же тему, написанные разными авторами т. п. На основном этапе мы постепенно готовим обучающихся к написанию сочинения в жанре эссе.

Заключительный этап предполагает анализ сочинений-эссе учеников прошлых лет и творческие задания для обучающихся. На этом этапе идет творческое применение знаний и умений. Обучающиеся создают небольшие сочинения-эссе, построенные на ассоциациях, пишут сочинения в эпистолярном стиле, эссе в форме слова, письма, речи и т. д., анализируют ученические работы, составляют рецензии на сочинения обучающихся. Данный опыт позволяет школьникам реализовать полученные знания о жанре эссе на практике в процессе создания собственного речевого высказывания.

Замечено, что жанр эссе чаще выбирают люди с особым ассоциативным мышлением. Очень важно при анализе текстов научить обучающихся воспринимать ассоциации писателей. Для анализа предлагаем, например, фрагменты «Эссе о так называемых неприятных словах» Андрея Битова. Обучающимся даются задания: прочитать размышления писателя, найти новые, неожиданные сравнения, ассоциации, попытаться создать свое эссе по «типу Набокова» о каких-то словах, буквах.

Творческая самостоятельная работа позволяет школьникам получать принципиально новые для них знания, познать себя, свой внутренний мир. В качестве образца «личностного» эссе может быть использован текст произведения В. Розанова «Уединенное». Предлагаем обучающимся понаблюдать за жизнью своей души в течение одного дня и выразить в кратких записях «типа Розанова» самые яркие моменты. Работы такого плана активизируют мыслительную деятельность, личностный опыт, способствуют совершенствованию аналитических способностей обучающихся, повышают уровень их самостоятельности.

Практический опыт показал, что жанр эссе будет усвоен школьниками успешно, если преподаватель учитывает возраст обучающихся и предлагает им для размышления темы близкие и понятные. Например, «Памятная встреча с поэтом, писателем», «Слово о любимом писателе», «Перестанет ли существовать книга», «Письмо из века нынешнего в век минувший», «О человеке труда», «О ценности жизни», «О милосердии» и др. Вопросы, поднимаемые в сочинениях, всегда актуальны, нацелены на нравственный или эстетический выбор личности.

Первые результаты опытно-экспериментальной работы показали, что у обучающихся, занимающихся по специальной методике, сформированы базовые коммуникативные и речевые умения, связанные с написанием сочинения-эссе. Представляется необходимым определить уровень самостоятельной деятельности обучающихся в написании эссе до и после опытного обучения. Характеристика параметров самостоятельной деятельности обучающихся 11-го класса (экспериментального) в написании эссе до и после опытного обучения представлена в табл. 2.

Результаты опытно-экспериментальной работы показали:

на начальном этапе опытного эксперимента обладают:

- высоким уровнем самостоятельной деятельности в написании сочинения-эссе - 14 % (4 человека) обучающихся - экспериментальная группа;

- средним уровнем самостоятельной деятельности в написании сочинения-эссе - 28 % (8 человек) обучающихся - экспериментальная группа;

- низким уровнем самостоятельной деятельности в написании сочинения-эссе - 64 % (16 человек) обучающихся - экспериментальная группа;

на заключительном этапе опытного эксперимента обладают:

- высоким уровнем самостоятельной деятельности в написании сочинения-эссе - 43 % (12 человек) обучающихся - экспериментальная группа;

- средним уровнем самостоятельной деятельности в написании сочинения-эссе - 39 % (11 человек) обучающихся - экспериментальная группа;

Таблица 2

Характеристика параметров самостоятельной деятельности обучающихся 11-го класса (экспериментального) в написании эссе до и после опытного обучения

Критерии Параметры Обучающиеся в % до опытного обучения Обучающиеся в % после опытного обучения

1. Общее владение темой. Авторская оригинальность а) сочинение полностью соответствует избранной теме, автор демонстрирует глубину и оригинальность толкования проблемы; б) сочинение полностью соответствует избранной теме; в) в сочинении есть фрагменты, которые не соответствуют избранной теме 11 (3 человека) 18 (5 человек) 71 (20 человек) 50 (14 человек) 32 (9 человек) 18 (5 человек)

2. Уровень полноты содержания и фактоло-гичности а) интерпретация темы глубока и самостоятельна, тезисы и примеры убедительны, суждения свидетельствуют о широте кругозора автора, сочинение очень интересно читать; б) интерпретация темы недостаточно глубока и самостоятельна, тезисы и примеры не всегда убедительны, автор пользуется традиционными приемами доказательства, сочинение не очень интересно читать; в) интерпретация темы поверхностна и несамостоятельна, тезисы и примеры не убедительны, суждения автора явно заимствованы, сочинение неинтересно читать 14 (4 человека) 32 (9 человек) 54 (15 человек) 46 (13 человек) 36 (10 человек) 18 (5 человек)

3. Уровень логики организации и построения рассуждения а) сочинение логично построено, хорошо структурировано, имеет плавные переходы между фрагментами; б) в сочинении имеются нарушения логики, последовательности повествования, есть не вполне удачные переходы между фрагментами; в) логика повествования многократно нарушается, текст не сконструирован, фрагменты часто не связаны между собой 29 (8 человек) 32 (9 человек) 39 (11 человек) 50 (14 человек) 39 (11 человек) 11 (3 человека)

4. Уровень речевой выразительности а) богатый словарный запас, лексические и стилистические средства употребляются полностью адекватно и выразительно, активно используются индивидуально-авторские средства выразительности; б) достаточный словарный запас, но лексические и стилистические средства иногда употребляются стилистически небрежно; в) бедный словарный запас, лексические и стилистические средства часто употребляются неадекватно в контексте письменного высказывания 14 (4 человека) 32 (9 человек) 54 (15 человек) 53 (15 человек) 28 (8 человек) 18 (5 человек)

5. Уровень правильности речевого оформления а) текст полностью отвечает требованиям точности и правильности речи, допущены отдельные (1-2) речевые или стилистические недочеты; б) текст в целом оформлен правильно, но имеются отдельные грамматические и стилистические ошибки; в) текст содержит грамматические и стилистические ошибки, встречаются отдельные нарушения требований орфографического и пунктуационного режима; г) грамматические и стилистические ошибки искажают смысл повествования, серьезно нарушаются требования орфографического и пунктуационного режима 11 (3 человека) 18 (5 человек) 43 (12 человек) 29 (8 человек) 18 (5 человек) 53 (15 человек) 18 (5 человек) 11 (3 человека)

— низким уровнем самостоятельной деятельнос- Таким образом, у большинства обучающихся ти в написании сочинения-эссе - 18 % (5 человек) экспериментальной группы сформированы необхо-обучающихся - экспериментальная группа. димые коммуникативные умения и навыки: умение

следовать избранной теме, умение продемонстрировать глубину и оригинальность толкования проблемы, умение глубоко и самостоятельно интерпретировать тему, умение приводить убедительные тезисы и примеры, опираясь на свой интеллектуальный багаж и опыт своей жизни, умение строить письменный текст-рассуждение в соответствии с требованиями цельности и связности, логичности, умение адекватно и выразительно использовать лексические и стилистические

средства, умение вводить индивидуально-авторские средства выразительности, приемы речевого воздействия, умение оформлять письменное высказывание, соблюдая требования стилевого единства, грамматической и языковой правильности речи.

Безусловно, обучение сочинению в жанре эссе на уроках русского языка является эффективным средством формирования коммуникативных умений и навыков обучающихся.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (10-11 кл .) // Министерство образования и науки

Российской Федерации . URL: М1р://минобрнауки .рф/документы/2365 (дата обращения: 23.07 .2017) .

2 . Леонтьев А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: Избранные психологические труды . Москва: Изд-во

Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.536 с.

3 . Литневская Е . И ., Багрянцева В . А. Методика преподавания русского языка в средней школе: учебное пособие для студентов высших

учебных заведений / под ред . Е . И . Литневской . М . : Академический проект, 2006. 588 с .

4 . Лысова О . В . Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка // Русский язык в школе . 2013 .

№ 5 . С.32-35.

5 . Щукин А. Н . Компетенция или компетентность: взгляд методиста на актуальную проблему лингводидактики // Русский язык за рубежом .

2008. № 5 .С .14-20 .

6 . Теория и практика обучения русскому языку: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности

032900 (050301) «Русский язык и литература» / под ред . Р . Б . Сабаткоева . 2-е изд ., испр . и доп . М .: Академия, 2007 . 335 c .

7 . Дресвянина С . Д . Обучение жанровому сочинению как способ формирования коммуникативных умений обучающихся старших классов //

Риторика и культура речи в современном научно-педагогическом процессе и общественно-коммуникативной практике: сб . материалов XXI

Междунар . науч . конф . по риторике, 1-3 февраля 2017 г. / отв. ред . В . И . Аннушкин . М. , 2017 . С . 140-147 .

8 . Дресвянина С . Д . Виды универсальных учебных действий обучающихся в работе с эссе как жанром речи // Проблемы риторики, поэтики и

стилистики в современном информационном обществе: межвузовский сб . науч . тр . / под ред . И . Ю . Чистяковой; сост . Е . Н . Бадалова . Астрахань: Астраханский гос . ун-т, 2016 . 92 с .

9 . Краткая литературная энциклопедия . Т. 8: Флобер-Яшпал . М .: Советская энциклопедия, 1975.1136 с.

Дресвянина Светлана Дмитриевна, аспирант, Вологодский государственный университет (ул. Ленина, 15, Вологда,

Россия, 160000). E-mail: [email protected]; [email protected]

Материал поступил в редакцию 26.07.2017.

DOI: 10 .23951/1609-624X-2018-1-45-51

RELEVANCE OF TEACHING GENRE COMPOSITION IN VIEW OF THE FSES REQUIREMENTS TO THE FORMATION OF STUDENTS' COMMUNICATIVE COMPETENCE

S. D. Dresvyanina

Vologda State University, Vologda, Russian Federation

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article reveals one of the key requirements of the Federal State Educational Standard to the results of mastering the basic educational program of basic general and secondary general education - the formation of communicative competence of students. As mandatory skills that ensure the communicative nature of the individual, the FSES emphasizes the ability to consciously use speech tools in accordance with the task of communication to express their feelings, thoughts and needs, to plan and regulate their activities; ability to use oral and written speech, monologic contextual speech. The content of communicative competence is the ability to set and solve a certain type of communicative tasks that is the use of the acquired knowledge, skills, and skills of speech activity in practice. The importance of development of communicative skills and abilities for successful socialization, adaptation and self-realization in the society is noted. The notions "communicative actions", "communicative abilities and skills", "communicative competence" are specified. The necessity of teaching the genre composition in view of the FSES requirements to the formation of the communicative competence of the students is substantiated. The results of experimental work on the formation of genre-communicative skills of students on the example of teaching essays as a genre of writing are presented. Teaching essays is chosen as a key to provide a modern man with necessary skills in his speech practice. The presented method of teaching essay is built on the activation of the personal experience of students. In the learning process, spe-

cial methods for the development of associative thinking, traditional and non-standard methods of developing communicative abilities and skills are used. The developed and tested technique allowed to get a high level of communication abilities and skills of high school students.

Key words: communicative actions, communicative abilities and skills, communicative competence, genre composition, essay.

References

1. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart srednego obshchego obrazovaniya (10-11 kl .) [Federal state standart of secondary general education (10-11 form)] . Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii [Ministry of education and science of the Russian Federation] (in Russian) . URL : http://minobrnauki . rf/dokumenty/2365 (accessed 23.07 . 17)

2 . Leont'ev A. A . Yazyk i rechevaya deyatel'nost' v obshchey i pedagogicheskoy psikhologii: Izbrannye psikhologicheskiye trudy [Language and

communication in basic and pedagogical psychology: Selected psychological papers] . Moscow, Moscow Psychological and Social Institute Publ . ; Voronezh, Izdatel'stvoNPO «MODEK» Publ . , 2003 .536 p .(in Russian) .

3 . Litnevskaya E . I ., Bagryantseva V. A. Metodika prepodavaniya russkogo yazyka v sredney shkole: ucheb. posobiye dlya studentov vysshikh

uchebnykh zavedeniy [Methodics of teaching Russian language in secondary school: training manual for university students] Moscow, Akademicheskiy proekt Publ ., 2006 . 588 p . (in Russian) .

4 . Lysova O . V. Formirovaniye kommunikativnykh universal'nykh uchebnykh deystviy na urokakh russkogo yazyka [Formation of communicative

universal teaching actions in lessons of the Russian language] . Russkiy yazyk v shkole - Russian language at school, 2013, no . 5, pp . 32-35 (in Russian)

5 . Shchukin A. N . Kompetentsiya ili kompetentnost': vzglyad metodista na aktual'nuyu problemu lingvodidaktiki [Competence or competency:

methodist's view on topical problems of lingvodidactics] . Russkiy yazyk za rubezhom - Russian Language Abroad, 2008, no . 5, pp . 14-20 (in Russian)

6 . Teoriya i praktika obucheniya russkomu yazyku: uchebnoye posobiye dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy, obuchayushchikhsya po

spetsial'nosti 032900 (050301) - «Russkiy yazyk i literatura» [Theory and practice of teaching the Russian language: manual for students of universities studying 032900 (050301) programm - Russian language and literature] . 2 edition . Moscow, Akademiya Publ ., 2007 . 335 pp . (in Russian)

7 . Dresvyanina S . D . Obucheniye zhanrovomu sochineniyu kak sposob formirovaniya kommunikativnykh umeniy obuchayushchikhsya starshikh

klassov [Teaching genre composition as a way to form communicative skills of the high school students] . Ritorika i kul'tura rechi v sovremennom nauchno-pedagogicheskom protsesse i obshchestvenno-kommunikativnoy praktike: sbornik materialov XXI Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii po ritorike, 1-3 fevralya 2017 g. Otv. red. V. I. Annushkin [Rhetoric and culture of speech in modern pedagogical process and social-communicative practice: collection of materials of XXI International scientific conference of rhetoric, February, 1-3, 2017 . Ed . V. I . Annushkin] . Moscow, 2017 . Pp . 140-147 (in Russian) .

8 . Dresvyanina S . D . Vidy universal'nykh uchebnykh deystviy obuchayushchikhsya v rabote s esse kak zhanrom rechi [Types of universal teaching

actions of students working with essay as a genre of speech] . Problemy ritoriki, poetiki i stilistiki v sovremennom informatsionnom obshchestve: mezhvuzovskiy sbornik nauchnykh trudov [Problems of rhetoric, poetics and stylistics in modern information society: inter-institutional collection of scientific papers] . Astrakhan, Astrakhan State University Publ . , 2016 . pp . 92 (in Russian) .

9 . Kratkaya literaturnaya entsiklopediya T. 8: Flober-Yashpal [Short literary encyclopedia . Volume 8: Flober-Yashpal] . Moscow, Sovetskaya

entsiklopediya Publ . , 1975. 1136 p . (in Russian) .

Dresvyanina S. D., Vologda State University (ul. Lenina, 15, Vologda, Russian Federation, 160000). E-mail: [email protected]. ru; [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.