Научная статья на тему 'Развитие компенсаторных умений как способ формирования речевых навыков при изучении английского языка'

Развитие компенсаторных умений как способ формирования речевых навыков при изучении английского языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
740
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕНСАТОРНЫЕ УМЕНИЯ / COMPENSATORY SKILLS / РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / FOREIGN LANGUAGE / ИЗУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА / LEARNING ENGLISH / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / НЕДОСТАТОК ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ / LACK OF LANGUAGE MEANS / УПРАЖНЕНИЯ / EXERCISES / НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ КОМПЕНСАТОРНЫХ УМЕНИЙ / AIMED AT FOSTERING COMPENSATORY SKILLS / COMMUNICATIVE SKILLS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Данцева Марина Владимировна, Глазина Юлия Андреевна, Невская Полина Вячеславовна

This article deals with such phenomenon as compensatory skills which can occur in the process of learning foreign languages. These skills can help to make speech more various and to express one’s thoughts in appropriate form. We will also offer the definition of concept “compensatory skills”, proposed by L. Bachman and which is considered to be basic idea of our research. And the article also deals with means of developing compensatory skills at school. Besides, this article deals with core principles of choosing material for creating exercises, necessary for fostering compensatory skills of students, involved in learning foreign languages. Moreover, we will subdivide some groups of exercises which can be concerned as the most effective for formation of communicative competence and as a result, for developing of compensatory skills. We will also study the basic methods which one can use, making speech in Russian language, lacking language means and which might be used in English language in such situation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developing of Compensatory Skills as a Means of Formation of Communicative Skills while Learning English Language

This article deals with such phenomenon as compensatory skills which can occur in the process of learning foreign languages. These skills can help to make speech more various and to express one’s thoughts in appropriate form. We will also offer the definition of concept “compensatory skills”, proposed by L. Bachman and which is considered to be basic idea of our research. And the article also deals with means of developing compensatory skills at school. Besides, this article deals with core principles of choosing material for creating exercises, necessary for fostering compensatory skills of students, involved in learning foreign languages. Moreover, we will subdivide some groups of exercises which can be concerned as the most effective for formation of communicative competence and as a result, for developing of compensatory skills. We will also study the basic methods which one can use, making speech in Russian language, lacking language means and which might be used in English language in such situation.

Текст научной работы на тему «Развитие компенсаторных умений как способ формирования речевых навыков при изучении английского языка»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

ДАНЦЕВА, Ю. А. ГЛАЗИНА, П. В. НЕВСКАЯ

Развитие компенсаторных умений как способ формирования речевых навыков при изучении английского языка

Понятие «компенсаторные умения» рассматривается как явление, владение которыми позволит разнообразить речь и выражать свои мысли в доступной форме. Определение понятия «компенсаторные умения», предложенное Л. Бахманом, явилось основополагающим при поведении нашего исследования. Изучены средства, направленные на формирование данных навыков у школьников.

Рассматриваются принципы отбора материала для создания упражнений, необходимых для развития компенсаторных умений у обучающихся иностранному языку. Выделены основные группы упражнений, наиболее эффективных для формирования коммуникативной компетенции и, как следствие, развития компенсаторных навыков. Также, для наиболее полного понимания формирования механизмов компенсаторных умений, изучены основные приемы, которые используются в русском языке для формирования высказывания при недостатке языковых средств и которые также могут быть применены при общении на иностранном языке

Ключевые слова: компенсаторные умения, речевые навыки, иностранный язык, изучение английского языка, коммуникативная компетенция, недостаток языковых средств, упражнения, направленные на развитие компенсаторных умений

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-04/ Дата публикации: 1.09.2018 № 4 (34). С. 150-154.

УДК 372.881.1 М. в.

Perspectives of Science & Education. 2018. 4 (34)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-04/ Accepted: 15 June 2018 Published: 1 September 2018 No. 4 (34). pp. 150-154.

M. v. DANTsEvA, Yu. A. GLAZiNA, P. v. Nevskaya

Developing of Compensatory Skills as a Means of Formation of Communicative Skills while Learning English Language

This article deals with such phenomenon as compensatory skills which can occur in the process of learning foreign languages. These skills can help to make speech more various and to express one's thoughts in appropriate form. We will also offer the definition of concept "compensatory skills", proposed by L. Bachman and which is considered to be basic idea of our research. And the article also deals with means of developing compensatory skills at school. Besides, this article deals with core principles of choosing material for creating exercises, necessary for fostering compensatory skills of students, involved in learning foreign languages. Moreover, we will subdivide some groups of exercises which can be concerned as the most effective for formation of communicative competence and as a result, for developing of compensatory skills. We will also study the basic methods which one can use, making speech in Russian language, lacking language means and which might be used in English language in such situation.

Key words: compensatory skills; communicative skills; foreign language; learning English; communicative competence; lack of language means; exercises; aimed at fostering compensatory skills

/ /^аждый человек сталкивался с про-I/ блемой нехватки лексических единиц для максимально точного выражения своих эмоций и мыслей на родном языке. Подобная ситуация может вполне возникнуть и при общении на иностранном языке. Знать весь словарный запас изучаемого языка невозможно. Необходимо определить, каким образом можно компенсировать недостаток языковых средств и донести свои мысли до собеседника в наиболее полной форме. Для решения данной проблемы при изучении иностранного языка особое внимание уделяется развитию так называемых компенсаторных умений, которые помогут восполнить недостающую логическую цепочку повествования взаимозаменяемыми лексическими еди -ницами или же полностью изменить структуру предложения в целом. Также следует отметить, что в связи с преобразованиями в области изучения иностранного языка в школе была отдельно вынесена обязательная для развития компенсаторная компетенция, как один из ключевых факторов успешного овладения иностранным языком, а именно речевыми навыками. В настоящий момент именно обучение разговорной речи является основополагающим на уроке английского языка. Таким образом, целью работы является изучения понятия «компенсаторные умения», их характеристики, а также способы развития данных умений в рамках урока английского языка в средней общеобразовательной школе. Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

1. Ознакомиться с определением понятия «компенсаторные умения»;

2. Определить основные характеристики данных принципов;

3. Выявить способы,направленные на развитие компенсаторных умений на уроке английского языка.

Компенсаторные умения или компенсаторная компетенция - это способность учащегося привлекать в условиях недостаточного владения изучаемым языком имеющиеся у него знания, умения и навыки пользования родным или иностранным языком. Является важной составляющей общей коммуникативной компетенции [1, с. 155]. Существует несколько определений понятия «компенсаторные умения», выделенных в соответствии с особенностями раскрываемых аспектов. Например, Л. Бахман определяет данное понятие как «определенные способности человека использовать языковые средства (языковая компетенция) и психомоторные умения в процессе общения»[2].

Известный доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, ученый в области теории и методики обучения иностранным языкам Инесса Львовна Бим отмечает: «Что касается компенсаторной компетенции, то её формирование предполагает развитие способности и го-

товности преодолевать дефицит своих иноязычных знаний, навыков, а именно:

1. Уметь при незнании какого-нибудь слова заменить его синонимом или описанием понятия;

2. Уметь переструктурировать своё высказывание;

3.Уметь «не зацикливаться» на незнакомом [3].

Кроме того, при изучении механизмов формирования компенсаторных навыков, не стоит забывать о связи иностранного языка с родным, так как обучение всем видам речевой деятельности происходит с опорой на родной язык. Иногда говорящий испытывает нехватку лексических единиц даже при выражении мыслей на своем языке и следующие приемы, как отмечают Н. Д. Гальскова и Н. И. Гез, помогут компенсировать недостаток языковых средств. Во-первых, к подобного рода стратегиям следует отнести как вербальные средства, например, возвращение к сказанному, что значительно позволит сэкономить время и окончательно сформулировать речевое высказывание; замена слова на одно-коренное или близкое по смыслу, замена на местоимение или на общее понятие; составление описания понятия с использованием специфической черты, присущей только ему; перифраз, так и невербальные средства, такие как жесты, мимика или характерные звуки при испытывании затруднений в выражении мыслей и чувств. Также одним из средств компенсации недостатка языковых средств может служить просьба помочь оформить речевое высказывание [4].

В статье Тепловой О. А. указано, что основными умениями, которые включены в компенсаторную компетенцию, являются:

• умение пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при чтении и аудировании;

• умение прогнозировать содержание текста по заголовку/началу текста, использовать текстовые опоры различного рода (подзаголовки, таблицы, графики, шрифтовые выделения, комментарии, сноски);

• умение игнорировать лексические и смысловые трудности, не влияющие на понимание основного содержания текста;

• умение использовать переспрос и словарные замены в процессе устноречевого общения [5].

Исходя из определения понятия «компенсаторные умения» мы можем сделать вывод об основных характеристиках данного феномена. Также, необходимо выделить отличительные особенности компенсаторных навыков. Во-первых, это умение использовать в речи синонимичные ряды при нехватке основных лексических единиц, уметь заменять слова на близкие по значению, которые не нарушат логичности повествования и помогут понять говорящего. Например, существует множество синонимов прилагательного «nice» - fine, pretty, pleasant, good, lovely, kind, dainty, delicate, handsome, sweet, beautiful. Конечно, существует небольшая разница в стилистической окраске данных слов,

но в целом, общее значение у них одно. Также можно использовать не только синонимичные, но и антонимичные ряды при объяснении слова. Кроме того, большую значимость имеет также и описательный метод, который позволит не только компенсировать недостаток речевых единиц, но и задействовать новые. В качестве примера рассмотрим пояснение слова «amateur» - любитель в случае, если оно выпало из памяти. It is a person who is involved in doing something because of interest. В таком случае слово, объясненное с помощью дефиниции, будет понятно собеседнику и, как следствие, не возникнет языкового барьера при общении.

Еще одной из характеристик данного феномена может являться замена грамматической структуры предложения. Если выразить свою мысль с использованием определенной грамматической конструкции оказывается невозможным, тогда необходимо заменить саму основу предложения на более подходящую. Например, предложение «Читать книги - интересно» на английском языке может звучать разными способами: «To read books is interesting», «Reading books is interesting», «Reading books always brings me lots of interest». Вариаций может быть огромное множество. Следует отметить, что перифраз, то есть замена грамматической структуры слова является одним из самых распространенных средств при формировании компенсаторных умений. Основные правила учебного перифраза:

1. Перифраз всегда необходимо оформлять на современном английском языке, независимо от времени написания оригинала, так как в речи всегда используются современные лексические единицы, ведь язык находится в постоянном развитии;

• Используя перифраз, нельзя механически заменять одни слова или словосочетания другими; следует передавать понятия, идеи, мысли другими языковыми средствами;

• Некоторые слова не могут быть изменены в силу своего значения и поэтому при перифразе их оставляют нетронутыми;

• Необходимо избегать собственных дополнений к тексту оригинала, и его оценки, так как могут быть утеряны оригинальные авторские мысли и может быть нарушена логика повествования;

• Перифраз исключает использование фигур речи и идиоматических выражений.

Как мы уже убедились, компенсаторные умения весьма полезны при формировании речевых навыков. На уроке английского языка, где главной целью обучения стало формирование и развитие коммуникативной компетенции, изучение основных принципов компенсаторных умений просто необходимо. В современных УМК по английскому языку данной теме уделяется повышенное внимание. Основными видами упражнений, направленными на развитие ком-

пенсаторных умений являются:

1. Упражнения лексического характера. К ним относятся такие задания, как поиск синонимов/ антонимов в тексте, составление синонимичных рядов, упражнения на обобщение понятий. Также к данной группе можно отнести и задания, направленные на объяснение определенных понятий и фраз.

2. Упражнения грамматического характера, которые направлены на изменение грамматической структуры предложения. К ним можно отнести задание на перефразирование предложения с использованием других грамматических конструкций.

Также необходимо выяснить, по каким критериям следует осуществлять отбор материала для упражнений, направленных на успешное формирование компенсаторных навыков.

Следует обратить внимание на то, что ключевым фактором в данном вопросе является выбор лексического материала, ведь компенсаторные навыки призваны в первую очередь помочь выразить свое мнение и оформить речевое высказывание именно при недостатке лексических средств. Как отмечают специалисты, не существует определенных критериев выбора лексики, но все-таки для более эффективного закрепления материала рекомендуют соблюдать баланс между содержанием задания и лексическими единицами. При использовании более сложной лексики необходимо подобрать задание с упрощенной коммуникативной задачей и наоборот, при наличии более легкой лексики выбрать упражнения с усложненным заданием.

Также в соответствии с другими классификациями можно выделить следующие типы упражнений, направленных на формирование компенсаторных навыков:

1. Упражнения вопросно-ответной формы. Данный, казалось бы очень простой и на первый взгляд примитивный вид упражнений способен помочь учащимся самостоятельно производить цельное высказывание, которое будет служить ответом на заданный вопрос и по возможности дополнять его собственными фразами. И именно эти упражнения способствуют формированию компенсаторных умений, ведь учащиеся самостоятельно осуществляют подбор лексики для ответа в рамках заданной темы;

2. Упражнения на соотнесение лексических единиц направлены на тренировку таких навыков, как внимательность, умения сравнивать, анализировать, обобщать, исключать лишнее и осуществлять прием прогнозирования, что является неотъемлемой частью при формировании компенсаторных умений.

3. Решение проблемных ситуаций также является очень действенным способом развития компенсаторных умений, так как вовлекает учащихся в поисковую деятельность, где необходимо использовать все виды речевой деятельности

и компенсировать недостаток языковых средств специальными приемами.

4. Наряду с решением проблемных ситуаций использование метода проектов также оказывается весьма полезным при формировании компенсаторных навыков. Также использование данного метода при обучении иностранному языку способствует развитию творческого мышления учащихся и выделению проблемы, поиску средств ее решения, активации речемыслитель-ных процессов.

Таким образом, можно убедиться в том, что развитие компенсаторных умений яв-

ляется далеко не последним фактором при изучении иностранного языка и успешным овладением коммуникативной компетенцией для точного и полного выражения своих чувств, мыслей и эмоций. Также нами были рассмотрены основные характеристики компенсаторных умений, и то, каким образом они проявляются в речи. Кроме того, нами были выделены основные группы упражнений, направленных на формирование компенсаторных навыков, грамотное владение которыми позволит без труда изъясняться на иностранном языке.

ЛИТЕРАТУРА

1. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009. С. 155.

2. Жустеева Г.А. Формирование компенсаторных умений при обучении чтению на английском языке как втором иностранном // Обучение, тестирование и оценка. 2016. № 16. С. 151-155.

3. Bachman L. F. Fundamental considerations in language testing. Oxford, 1991.

4. Федорова С. А. Развитие компенсаторных умений в целях обучения иностранному языку в языковом вузе // Вестник ТГУ. 2014. №7 (135). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kompensatornyh-umeniy-v-tselyah-obucheniya-inostrannomu-yazyku-v-yazykovom-vuze (дата обращения: 20.06.2018).

5. Куклина С. С. Компенсаторный компонент иноязычной коммуникативной компетенции учащихся общеобразовательной школы // Ярославский педагогический вестник. 2017. №5. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/kompensatornyy-komponent-inoyazychnoy-kommunikativnoy-kompetentsii-uchaschihsya-obscheobrazovatelnoy-shkoly (дата обращения: 20.06.2018).

6. Храмова Ю. Н., Хайруллин Р. Д. Формирование иноязычной компенсаторной компетенции как основная цель обучения профессиональному английскому языку // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-3. С. 246-252.

7. Rezida A. Fahrutdinova & Rifat R. Fahrutdinov. The Model of Forming Communicative Competence of Students in the Process of Teaching the English Language // International Journal of Environmental & Science Education, 2016, 11(6), 1285-1294

8. Castro Garcés, A. Y., & López Olivera, S. F. Communication strategies used by pre-service English teachers of different proficiency levels // HOW, 2014, 21(1), 10-25. http://dx.doi.org/10.19183/how.21.L12.

REFERENCES

1. A new vocabulary of methodical terms and concepts (theory and practice of teaching languages). Moscow: IKAR / E.G. Azimov, A.N. Shchukin. 2009. p. 155. (in Russian)

2. Zhusteeva G.A. Formation of compensatory skills in teaching reading in English as a second foreign language. Training, testing and evaluation. 2016. no. 16. pp. 151-155. (in Russian)

3. Bachman L. F. Fundamental considerations in language testing. Oxford, 1991. (in Russian)

4. Fedorova S.A. Development of compensatory skills for the purpose of teaching a foreign language in a language university. Vestnik TSU. 2014. no. 7 (135). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kompensatornyh-umeniy-v-tselyah-obucheniya-inostrannomu-yazyku-v-yazykovom-vuze (accessed 20 June 2018). (in Russian)

5. Kuklina S.S. Compensatory component of the communicative competence of the communicative competence of the pupils of the secondary school. Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2017. no. 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ kompensatornyy-komponent-inoyazychnoy-kommunikativnoy-kompetentsii-uchaschihsya-obscheobrazovatelnoy-shkoly (accessed 20 June 2018). (in Russian)

6. Khramova Yu.N., Khayrullin R.D. The formation of a compensatory competence that is another language as the main goal of teaching professional English. Problems of Modern Pedagogical Education. 2017. no. 56-3. pp. 246252. (in Russian)

7. Rezida A. Fahrutdinova & Rifat R. Fahrutdinov. The Model of Forming Communicative Competence of Students in the Process of Teaching the English Language. International Journal of Environmental & Science Education, 2016, no. 11 (6), pp. 1285-1294.

8. Castro Garcés, A.Y., & López Olivera, S.F. Communication teachers used by pre-service English teachers of different proficiency levels. HOW, 2014, 21 (1), 10-25. http://dx.doi.org/10.19183/how.21.L12.

Информация об авторах

Данцева Марина Владимировна (Россия, Краснодаский край, Славянский район, станица Анастасиевская) Учитель английского языка

МБОУ СОШ № 25 E-mail: dancevam@mail.ru

Глазина Юлия Андреевна

(Россия, г. Краснодар) Учитель английского языка Центр изучения иностранных языков Россия, Краснодарский край г. Краснодар

Невская Полина Вячеславовна

(Россия, г. Краснодар) Доктор искусствоведения, кандидат филологических наук, профессор Краснодарский государственный институт культуры

Information about the authors

Marina V. Dantseva

(Russia, Krasnodar region, Slavic region, Anastasievskaya village) English teacher, Municipal Budgetary Educational Institution Secondary School № 25 E-mail: dancevam@mail.ru

Yulia A. Glazina

(Russia, Krasnodar) English teacher Center for the Study of Foreign Languages Russia, Krasnodar Territory

Polina V. Nevskaya

(Russia, Krasnodar) Doctor of Arts, PhD in Philology, Professor Krasnodar State Institute of Culture

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.