Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ЦЕНТРОМ'

МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ЦЕНТРОМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ЦЕНТРОМ / МОДЕЛЬ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ЦЕНТРОМ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / MANAGEMENT / EDUCATIONAL CENTER MANAGEMENT / MODEL / MODELING / EDUCATIONAL CENTER MANAGEMENT DEVELOPMENT STRATEGIES / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / EDUCATIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лапшова Анна Владимировна, Коновалова Елена Юрьевна, Барабина Ирина Евгеньевна

Современная образовательная среда характеризуется динамичными изменениями. К организации управления образовательным учреждением предъявляются все более высокие требования. В настоящее время актуализировалась проблема исследования организации деятельности образовательных центров. Необходимы изменения, касающиеся совершенствования процесса управления центрами в соответствии с современными запросами государства и общества для сохранения их конкурентоспособности и предоставления качественных услуг потребителям. В статье представлена разработка модели управления образовательным центром, включающая целевой, содержательный, процессуальный и результативный блоки. Для реализации модели была разработана Программа развития образовательного центра. В условиях изменения механизма отношений с участниками образовательного процесса Программа способствует построению эффективного процесса обучения и воспитания. В Программе представлены различные проектные линии, которые способствовали построению нового образовательного пространства, изменению процесса управления образовательным учреждением. Разработанная нами модель позволяет повысить эффективность работы детского образовательного центра, оптимизировать процессы управления, включающие оценку реального состояния управляемой системы, принятие управленческих решений и мониторинг их выполнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лапшова Анна Владимировна, Коновалова Елена Юрьевна, Барабина Ирина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL CENTER MANAGEMENT MODEL

A special type of institution of continuing education for children is the children's health and educational center, which implements a set of social and pedagogical functions for the rehabilitation, recreation, animation, upbringing and non-formal education of children. Currently, the problem of researching the organization of the educational center has become relevant. Changes are needed regarding the improvement of the management of centers in accordance with modern requirements of the state and society in order to maintain their competitiveness and provide quality services to consumers. The article presents the development of a model for managing an educational center, including targeted, substantive, procedural and productive blocks. To implement the model, an educational center development program was developed. In the context of changing the mechanism of relations with participants in the educational process, the Program contributes to the construction of an effective process of training and education. The program presents various design lines that contributed to the construction of a new educational space, a change in the process of managing an educational institution. The model we developed allows us to increase the efficiency of the children's educational center, optimize management processes, including assessing the real state of the managed system, making managerial decisions and monitoring their implementation.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ЦЕНТРОМ»

Lapshova Anna Vladimirovna, Konovalova Elena Yurievna, Barabina Irina Evgenievna EDUCATIONAL CENTER MANAGEMENT ...

pedagogical sciences

УДК 378.1

DOI: 10.26140/bgz3-2020-0904-0006

МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ЦЕНТРОМ

© 2020

AuthorlD: 737272 SPIN-код: 8001-9256 ResearcherlD: J-3273-2017 ORCID: 0000-0001-7017-3589 ScopusID: 57201130316

Лапшова Анна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами»

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: any19.10@mail.ru) SPIN-код: 6732-0847 AuthorlD: 349698 ORCID: 0000-0002-6540-8221 ScopusID: 57211294837

Коновалова Елена Юрьевна, кандидат педагогических наук, начальник организационного отдела департамента образования мэрии г.о. Тольятти, аналитик научного образовательного центра «Перспектива»

Тольяттинский государственный университет 445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, д. 14, e-mail: key1103@yandex.ru) AuthorID: 1055043 SPIN: 2184-3965 ResearcherID: AAB-2693-2020 ORCID: 0000-0003-4485-8108

Барабина Ирина Евгеньевна, магистрант

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: barabinaie@gmail.com) Аннотация. Современная образовательная среда характеризуется динамичными изменениями. К организации управления образовательным учреждением предъявляются все более высокие требования. В настоящее время актуализировалась проблема исследования организации деятельности образовательных центров. Необходимы изменения, касающиеся совершенствования процесса управления центрами в соответствии с современными запросами государства и общества для сохранения их конкурентоспособности и предоставления качественных услуг потребителям. В статье представлена разработка модели управления образовательным центром, включающая целевой, содержательный, процессуальный и результативный блоки. Для реализации модели была разработана Программа развития образовательного центра. В условиях изменения механизма отношений с участниками образовательного процесса Программа способствует построению эффективного процесса обучения и воспитания. В Программе представлены различные проектные линии, которые способствовали построению нового образовательного пространства, изменению процесса управления образовательным учреждением. Разработанная нами модель позволяет повысить эффективность работы детского образовательного центра, оптимизировать процессы управления, включающие оценку реального состояния управляемой системы, принятие управленческих решений и мониторинг их выполнения.

Ключевые слова: управление, управление образовательным центром, модель, моделирование, стратегии развития управления образовательным центром, федеральный государственный образовательный стандарт, развитие образования.

EDUCATIONAL CENTER MANAGEMENT MODEL

© 2020

Lapshova Anna Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail: any19.10@mail.ru) Konovalova Elena Yurievna, candidate of pedagogical sciences, head of the organizational department of the department of education, city hall Togliatti, analyst of the scientific educational center "Perspective" Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, st. Belarusian, house 14, e-mail: key1103@yandex.ru) Barabina Irina Evgenievna, undergraduate department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail: barabinaie@gmail.com) Abstract. A special type of institution of continuing education for children is the children's health and educational center, which implements a set of social and pedagogical functions for the rehabilitation, recreation, animation, upbringing and non-formal education of children. Currently, the problem of researching the organization of the educational center has become relevant. Changes are needed regarding the improvement of the management of centers in accordance with modern requirements of the state and society in order to maintain their competitiveness and provide quality services to consumers. The article presents the development of a model for managing an educational center, including targeted, substantive, procedural and productive blocks. To implement the model, an educational center development program was developed. In the context of changing the mechanism of relations with participants in the educational process, the Program contributes to the construction of an effective process of training and education. The program presents various design lines that contributed to the construction of a new educational space, a change in the process of managing an educational institution. The model we developed allows us to increase the efficiency of the children's educational center, optimize management processes, in-110 Baltic Humanitarian Journal. 2020. T. 9. № 4(33)

педагогические науки

Лапшова Анна Владимировна, Коновалова Елена Юрьевна, Барабина Ирина Евгеньевна

МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ...

eluding assessing the real state of the managed system, making managerial decisions and monitoring their implementation.

Keywords: management, educational center management, model, modeling, educational center management development strategies, federal state educational standard, educational development.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Особым видом учреждения дополнительного образования детей является детский оздоровительно-образовательный центр, в котором реализуется совокупность социально-педагогических функций по оздоровлению, рекреации, анимации, воспитанию и неформальному образованию детей. В условиях реализации требований новых федеральных государственных образовательных стандартов управление образовательным центром требует новых решений.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Различные аспекты исследования вопроса управления образовательными центрами рассмотрены в работах В.И. Азара, Н.А. Восколович, Г.А. Карповой и других. Дискуссионность данной проблематики отражена в трудах А.Т. Быкова, О.Н. Быковой, В.И. Лимонова и других.

Обосновывается актуальность исследования

Исходя из реально сложившихся в области условий развития образования, в части вопросов, касающихся системы дополнительного образования, на первый план выдвигаются задачи: сохранение и развитие сети учреждений дополнительного образования в объемах, позволяющих удовлетворять образовательные потребности детей; обновление содержания дополнительного образования на принципах разноуровневости и вариативности, создание программ и учебно-методических пособий нового поколения в образовательных областях; создание условий в системе дополнительного образования для обучения и воспитания детей с опережающим развитием; приведение нормативно-правовой базы учреждений в соответствие с новыми социально-экономическими условиями; продолжение работы по созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров дополнительного образования. Необходимо постоянное совершенствование модели управления образовательными учреждениями.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Цель данной статьи заключается в анализе опыта управления образовательным центром.

Постановка задания. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть понятие и сущность управления образовательным центром;

- раскрыть особенности управления детским образовательным центром в условиях реализации ФГОС.

Используемые методы, методики и технологии. Методологическую основу исследования составляют научные труды отечественных ученых в области управления сферой образования и организации работы в образовательном центре [1].

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Управление является самостоятельным видом деятельности. Его сущность заключается в возможности влиять на процессы, происходящие в образовательной организации. Управление образовательным центром -это систематическое и целенаправленное воздействие администрации центра на социальный объект для обеспечения его эффективного функционирования, планирования и организации учебного процесса, выбора оптимальных и эффективных методов, форм и средств реализации педагогического процесса, а также взаимодействия между всеми участниками [2-5].

Управленческая деятельность руководителя в обще-

образовательной организации осуществляется по отношению к конкретному педагогу, педагогическому коллективу и по отношению к общей системе работы. Общее руководство образовательным процессом осуществляет руководитель (директор) [6]. Непосредственным организатором образовательным процессом является заместитель директора по воспитательной работе [7]. В процессе управления образовательным процессом в детском образовательном центре принимают участие также социальный педагог, педагог-психолог, старшая вожатая, классные руководители, педагоги дополнительного образования. Директор осуществляет общее руководство образовательной организацией [8]. Заместитель директора по воспитательной работе определяет цели и задачи воспитательной работы, составляет план воспитательной работы на учебный год и осуществляет руководство деятельностью педагогов (классных руководителей, социального педагога, педагога-психолога, старшей вожатой, педагогов дополнительного образования) [9].

Осуществление социальной работы входит в компетенцию социального педагога. Старшая вожатая организует работу детского объединения, принимает участие в организации и проведении мероприятий.

Далее рассмотрим реализацию мотивации в управлении образовательной деятельностью. Используются следующие методы мотивации педагогов к достижению боле высоких результатов деятельности:

- вынесение благодарности в приказе;

- награждение грамотой администрации;

- премирование работников;

- установление стимулирующих денежных выплат педагогам [10-13].

Функция планирования в процессе управления образовательной деятельностью реализуется посредством разработки и реализации плана работы. Контрольная функция управления реализуется посредством организации внутреннего контроля. Контроль является одной из функций управления, посредством которого осуществляется выявление проблем и корректировка деятельности. В ходе осуществления внутреннего контроля используются следующие методы:

- наблюдение (исследование и изучение наблюдаемого объекта);

- анализ (разбор с выявлением причин и определение тенденции развития) ;

- беседа;

- анкетирование (опрос по заранее составленным вопросам) ;

- изучение документации [14-18].

Повысить эффективность принимаемых решений в сфере управления образовательным центром, помогает использование современных методов моделирования [18].

Моделирование организационно-экономического управления в мультиагентной социальной системе образовательного сектора предполагает определение устойчивости системы образования, составление прогноза

затрат, необходимых для функционирования и совершенствования системы и определение стратегий взаимодействия ее субъектов. В рамках агент-ориентированного моделирования, система управления понимается как единый кластер, который основывается на поиске условий для устойчивого развития всех его элементов [19, 20]. По нашему мнению, необходимо, определить наиболее перспективные направления развития системы управления, и уже исходя из этого, изыскивать необходимые финансовые и организационные ресурсы.

Нами разработана модель управления образовательным центром. Цель предложенной модели определена как оптимизация процесса управления, включающая в

Lapshova Anna Vladimirovna, Konovalova Elena Yurievna, Barabina Irina Evgenievna pedagogical

EDUCATIONAL CENTER MANAGEMENT ... sciences

себя оценку реального состояния управляемой системы, принятие управленческих решений и мониторинг их выполнения.

В рамках содержательного блока реализуется содержание Программы развития детского образовательного центра для обеспечения эффективности его деятельности. Программа развития образовательного центра, целью которой является обеспечение эффективности деятельности Центра как инновационной многопрофильной образовательной организации с помощью повышения качества управления. Программа включает в себя пояснительную записку, введение, паспорт, условия реализации Программы, сведения о детском образовательном центре, концептуальные основания Программы развития образовательного центра, анализ тенденций и основных проблем развития системы дополнительного образования в Российской Федерации, управленческая деятельность образовательного центра, повышение эффективности управления развития образовательным центром. В Программе представлены различные проектные линии, которые способствовали построению нового образовательного пространства, изменению процесса управления образовательным учреждением. В основу модели Программы положены факторы, влияющие на формирование в учреждении пространства устойчивого развития, способствующего успешной самореализации и социализации участников образовательно-воспитательного процесса и повышение конкурентоспособности учреждения в условиях изменяющегося социального запроса и государственного заказа.

Такими факторами являются:

- высокое качество образования и воспитания, учёт современных тенденций в образовании, в частности требований ФГОС основного образования,

- открытость;

- модернизация;

- партнёрский стиль отношений, командный дух;

- включение участников образовательного процесса в социально-значимую деятельность;

- развитие сетевого взаимодействия и создание условий для демонстрации достижений участников образовательного процесс;

- сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Этапы и периоды реализации программ:

1 этап (подготовительный) - план действий по реализации задач:

- определение стратегических направлений развития Учреждения;

- проведение общественного обсуждения и согласование Программы развития Учреждения;

- перспективное планирование мероприятий по реализации Программы развития Учреждения;

2 этап (внедренческий) - реализация плановых мероприятий Программы развития Учреждения:

- реализация проектов (подпрограмм) и мероприятий Программы развития Учреждения;

- разработка критериев и показателей эффективности реализации Программы;

- мониторинг результативности реализации Программы развития Учреждения.

3 этап (завершающий) - оценка достигнутых результатов Программы развития Учреждения:

- анализ эффективности реализации Программы развития Учреждения.

Процессуальный блок включает создание нового структурного подразделения в детском образовательном центре, осуществляющего управление. В нем будут сосредоточены кадры осуществляющие непосредственное управление Центром. Для повышения качества управления образовательной деятельностью будут произведено расширение спектра образовательных услуг с учетом современных запросов детей, родителей, общества. Для осуществления оперативного управления учреждением и осуществление качественной образовательной дея-112

тельности в рамках реализации модели будет осуществляться развитие информационной образовательной среды, основанной на внедрении современного оборудования и технологий.

Результат: оптимизация процесса управления, включающая в себя оценку реального состояния управляемой системы, принятие управленческих решений и мониторинг их выполнения.

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. В настоящее время при определении стратегии развития управления образовательным центром, продолжает господствовать подход к освоению бюджетных средств, выделяемых на функционирование системы. Программы развития разрабатываются, исходя из имеющегося бюджетного финансирования. Однако, такой подход малоэффективен. Он позволяет поддерживать указанную сферу, но не решает задач ее качественного совершенствования. Разработанная нами модель позволяет повысить эффективность работы детского образовательного центра, оптимизировать процессы управления, включающие оценку реального состояния управляемой системы, принятие управленческих решений и мониторинг их выполнения. Научные исследования К.Н. Волкова, В.Д. Иванова, Л.И. Уманского и многих других ученых посвящены теме управления образовательными центрами. В нашей работе мы предложили модель управления образовательным центром, расширяющую традиционные подходы к данному вопросу, позволяющую внести современные решения в деятельность образовательного учреждения.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Разработанная нами модель позволяет повысить эффективность работы детского образовательного центра, оптимизировать процессы управления, включающие оценку реального состояния управляемой системы, принятие управленческих решений и мониторинг их выполнения.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении.

Управление образовательными центрами - сложный и многогранный процесс, который требует большого внимания. Кроме того, в условиях развития научно-технического прогресса и активных социально-экономических изменений необходим постоянный контроль и модернизация управления Учреждениями данного типа для сохранения их конкурентоспособности. Поэтому с течением времени потребуется внесение изменений в разработанную нами модель.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Прохорова М.П., Семченко А.А. Вовлечение обучающихся — будущих педагогов профессионального обучения в проектную деятельность в рамках дисциплины // Вестник Мининского университета, 2018, 6 (2), 6. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-2-6.

2. Сыротюк С.Д. Корректирующая методика внутрифирменной подготовки кадров смарт-организации по программе «управление процессами накопления и трансферта знаний» //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 240-243.

3. Щеглова Е.А. Организация и функционирование молодёжного центра технического вуза на основе концепции эгомаркетин-га //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 6 (28). С. 169-173.

4. Сутягина Н.И. Моделирование деятельности многофункционального центра как системы массового обслуживания // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 199-203.

5. Никитина Е.А. Региональный центр для одаренных детей как инфраструктура поддержки молодых талантов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 131-134.

6. Klinkov G.T. The specificity of manifestation of pedagogical communication as a spécial construct // Scientific Vector of the Balkans. 2018. № 1. С. 51-52.

7. Коростелев А.А. Современные подходы к моделированию технологии аналитической деятельности //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 1 (23). С. 334-337.

8. Клинков Г.Т., Найденова В.Н. Современное обучение математике и взаимосвязь с экономической теорией и практико-методиче-скими деловыми аспектами// Гуманитарные балканские исследования. 2019. Т. 3. № 3 (5). С. 37-40.

9. Коростелёв А.А. Теоретический аспект ролевого значения аналитической деятельности руководителей образовательных уч-

Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 4(33)

педагогические науки

Лапшова Анна Владимировна, Коновалова Елена Юрьевна, Барабина Ирина Евгеньевна

МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ...

реждений во внутришкольном управлении // Вестник психотерапии. 2007. № 24 (29). С. 96-100.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Болдырев К.А. Стимулирующие мотиваторы творческой деятельности персонала современных организаций // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 53-56.

11. Жигун Л.А. Методологические основы построения системы ключевых показателей эффективности для стимулирования участников проектной деятельности в органах исполнительной власти // Актуальные проблемы экономики и права. 2018. Т. 12. № 4. С. 775-788.

12. Ivanova N.L., Korostelev A.A. The impact of competitive approach on students' motivation in sport // Amazonia Investiga. 2019. Т. 8. № 18. С. 483-490.

13. Rakhimbaeva I.E., Korostelev A.A., Shakirova I.A., Ayshwarya B., Nguyen P.T., Hashim W., Maseleno A. Integration of the educational and didactic systems in the training of future teachers//International Journal of Applied Exercise Physiology. 2019. Т. 8. № 2.1. С. 1131-1136.

14. Grigoriev S. G., Shabunina V. A., Tsarapkina Ju. M., Dunaeva N. V. Electronic library system as a means of self-development of students of digital generation Z (on the example of studying the course "Basics of the counselor activity"), Scientific and technical libraries, 2019, 7, 78-99.

15. Dobudko T.V., Gorbatov S.V., Korostelev A.A., Kurochkin A.V., Akhmetov L.G. The organization of the university educational process in terms of digitalization of education // Humanities and Social Sciences Reviews. 2019. Т. 7. № 4. С. 1148-1154.

16. Коростелев А.А. Информационное обеспечение аналитической деятельности в технологии анализа результатов работы образовательной системы (ТАРРОС) // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2012. № 1. С. 13-22.

17. Ярыгин О.Н., Коростелев А.А., Роганов Е.С. Оптимизация управленческих решений в логистике и менеджменте // Тольятти, 2012.

18. Коростелев А.А., Ярыгин А.Н. Экономическая результативность управления //В сборнике: Проблемы университетского образования. Компетентностный подход в образовании. Сборник материалов III Всероссийской научно-методической конференции: в 2 томах. 2007. С. 300-304.

19. Шнайдер О.В. Устойчивое развитие: цель, задачи, условия, концепция //Научный вектор Балкан. 2019. Т. 3. № 3 (5). С. 98-101.

20. Султанова Т.А. Концептуальное моделирование прогнозирования развития школы //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 250-253.

Статья поступила в редакцию 22.06.2020 Статья принята к публикации 27.11.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.