Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЧАСТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЧАСТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
DEVELOPMENT MANAGEMENT / PRIVATE EDUCATIONAL INSTITUTION / PROJECT / PROFESSIONAL ORIENTATION CENTER / ADDITIONAL EDUCATIONAL SERVICES / УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ / ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ПРОЕКТ / ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галустов Р.А., Герлах И.В., Кириллов А.А.

В статье рассмотрен вопрос о том, как можно целенаправленно организовать проектную деятельность частного образовательного учреждения, направленную на его развитие и формирование финансовой устойчивости на современном рынке дополнительных образовательных услуг. В качестве примера представлен проект управления развитием частного образовательного учреждения «Точки роста», реализованного на базе Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Центр профессиональной ориентации» г. Армавира. Проанализированы условия оптимальной организации управления развитием частного образовательного учреждения и эффективной реализации проектной деятельности, направленной на развитие частного образовательного учреждения. Представлены модели проектной деятельности, направленной на развитие частного образовательного учреждения и управления развитием частного образовательного учреждения, включающие в себя критерии эффективности данной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGING THE DEVELOPMENT OF A PRIVATE EDUCATIONAL INSTITUTION BY MEANS OF PROJECT ACTIVITIES

The article considers the question of how to purposefully organize the project activities of a private educational institution aimed at its development and formation of financial stability in the modern market of additional educational services. As an example, the project of managing the development of a private educational institution "Points of growth", implemented on the basis of a Private educational institution of additional professional education "Сenter for professional orientation" in Armavir, is presented. The conditions of optimal organization of management of development of a private educational institution and effective implementation of project activities aimed at the development of a private educational institution are analyzed. Models of project activities aimed at the development of a private educational institution and management of the development of a private educational institution, including criteria for the effectiveness of this activity, are presented.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЧАСТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

PEDAGOGICAL SICENCES

MANAGING THE DEVELOPMENT OF A PRIVATE EDUCATIONAL INSTITUTION BY MEANS

OF PROJECT ACTIVITIES

Galustov R.

doctor ofpedagogical Sciences, Professor, Professor of the Department of theory, history ofpedagogy and

educational practice of Armavir state pedagogical University

Gerlach I.

candidate ofpedagogical Sciences, associate Professor, associate Professor of the Department of theory, history of pedagogy and educational practice of Armavir state pedagogical University

Kirillov A.

master's student of the Department of theory, history ofpedagogy and educational practice of Armavir state

pedagogical University»

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЧАСТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Галустов Р.А.

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории, истории педагогики и образовательной практики ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет»

Герлах И.В.

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории, истории педагогики и образовательной практики ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет»

Кириллов А.А.

магистрант кафедры теории, истории педагогики и образовательной практики ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет»

Abstract

The article considers the question of how to purposefully organize the project activities of a private educational institution aimed at its development and formation of financial stability in the modern market of additional educational services. As an example, the project of managing the development of a private educational institution "Points of growth", implemented on the basis of a Private educational institution of additional professional education 'tenter for professional orientation" in Armavir, is presented.

The conditions of optimal organization of management of development of a private educational institution and effective implementation of project activities aimed at the development of a private educational institution are analyzed. Models of project activities aimed at the development of a private educational institution and management of the development of a private educational institution, including criteria for the effectiveness of this activity, are presented.

Аннотация

В статье рассмотрен вопрос о том, как можно целенаправленно организовать проектную деятельность частного образовательного учреждения, направленную на его развитие и формирование финансовой устойчивости на современном рынке дополнительных образовательных услуг. В качестве примера представлен проект управления развитием частного образовательного учреждения «Точки роста», реализованного на базе Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Центр профессиональной ориентации» г. Армавира.

Проанализированы условия оптимальной организации управления развитием частного образовательного учреждения и эффективной реализации проектной деятельности, направленной на развитие частного образовательного учреждения. Представлены модели проектной деятельности, направленной на развитие частного образовательного учреждения и управления развитием частного образовательного учреждения, включающие в себя критерии эффективности данной деятельности.

Keywords: development management, private educational institution, project, professional orientation center, additional educational services.

Ключевые слова: управление развитием, частное образовательное учреждение, проект, центр профессиональной ориентации, дополнительные образовательные услуги.

Образование предусматривает: гибкость и многообразие форм предоставления услуг; поддержку и более полное использование образовательного потенциала семей, индивидуализацию,

ориентацию на практические навыки, фундаментальные умения [1]. Речь идёт о повышении профессиональной, коммуникативной, информационной и правовой компетентности руководящих работников образовательного учреждения, об

актуальности эффективного управления образовательным учреждением с использованием информационно-коммуникационных технологий, современных механизмов финансирования, а, следовательно, о новых требованиях к управлению развитием образовательного учреждения. Данный подход в равной мере относится как к государственным и муниципальным образовательным организациям, так и к частным образовательным учреждениям.

Проектирование является одной из наиболее эффективных форм организации деятельности образовательного учреждения, включая в себя такие важные элементы (функции управления), как актуализация деятельности, выявление и постановка проблемы, целеполагание, субординация рабочих задач, дифференциация методов их решения, планирование, формулирование ожидаемых результатов, выработку критериев эффективности, мониторинг, контроль и коррекцию.

Поэтому мы полагаем, что важно углублённо рассмотреть вопрос о том, как можно целенаправленно организовать проектную деятельность частного образовательного учреждения, направленную на его развитие и формирование финансовой устойчивости на современном рынке дополнительных образовательных услуг. Проект может быть представлен в виде Программы развития.

В связи с этим, необходимо определить, что собою представляет проектная деятельность, определить её эффективность в сфере развития частного образовательного учреждения. Проектирование рассматривается, как конструктивная, творческая деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта или сферы проектной деятельности, разработке путей и средств достижения поставленных целей.

В нашем случае проект представляет собой систематизированную, целенаправленную деятельность, предназначенную для решения значимых проблем управления развитием частного образовательного учреждения. Такой подход к осуществлению проектной деятельности предполагает постановку в ней ряда целей, имеющих большое управленческое значение: 1) достижение прогрессивных изменений в функциональной и управленческой структурах образовательного учреждения; 2) создание механизмов устойчивого развития образовательного учреждения; 3) поддержания экономической стабильности образовательного учреждения.

Проанализировав имеющиеся данные, отражённые в работах ряда исследователей: Е.С. Полат, В.Н. Коваленко, Н.Ю. Слабжанина, Г.К. Селевко, О.О. Степановой, М.П. Горчаковой-Сибирской и др., мы пришли к выводу о том, что к проектной деятельности образовательных организаций и к её результатам можно предъявить ряд требований:

1. Любой проект в сфере образования должен быть ориентирован на самостоятельную деятельность, которую его участники выполняют в течение определённого времени. Это развивает ряд качеств,

необходимых современному педагогу, специалисту: организованность, самостоятельность, инициативность, находчивость, умение импровизировать, находить выход из проблемных ситуаций.

2. Основой и гарантией успеха данной деятельности является личная заинтересованность участников проекта в успешных результатах работы, связанная с вопросом мотивов участия в проектной деятельности.

Выделяют следующие мотивы участия в проектной деятельности: познавательные (удовлетворение потребности в знаниях, умениях и навыках); материальные (удовлетворение потребности в продуктах питания, одежде, предметах быта и т.д.); социально-профессиональные (удовлетворение потребности в социально-профессиональном самоопределении); духовные (удовлетворение потребности в самопознании, самореализации и самосовершенствовании) и др. [2, с.11].

Все эти группы мотивов в той или иной степени удовлетворяются в процессе участия членов коллектива частного образовательного учреждения в проектной деятельности.

Также можно выделить требования, касающиеся содержательной части проекта: целостность, сжатость, конкретность, ясность, реалистичность, убедительность. Особенное значение они приобретают в случае привлечения внешнего финансирования для реализации проекта.

Критерии оценивания эффективности проекта могут быть классифицированы:

• по показателям общественного мнения;

• по показателям социального, духовного и интеллектуально-творческого развития личности участников проекта;

• по показателям профессионального роста участников проекта;

• по технологическим показателям (уровень организации мероприятий, четкость и эффективность управления, организационная культура участников, качественное выполнение работ в соответствии с календарным планом, соответствие всех проводимых мероприятий основному содержанию проекта);

• по экономическим показателям;

• по количественным показателям.

Успешная реализация проекта любого вида

(учебного, воспитательного, творческого, социального, социально-педагогического и др.) возможна только при наличии ряда определённых условий, связанных с целью проектной деятельности. Обозначим условия эффективной реализации проектной деятельности, направленной на развитие частного образовательного учреждения:

- психологические: 1) организация профессионального взаимодействия, характер которого обеспечивает участие членов рабочего коллектива в проектной деятельности; 2) удовлетворение в проектной деятельности личностных потребностей членов рабочего коллектива; 3) создание общего положительного эмоционального фона; 4) испытание

участниками проектной деятельности удовлетворения от продуктивного взаимодействия - верного выполнения проектных действий;

- социальные: 1) вовлечение участников проекта в активную профессиональную деятельность, которая стимулируется привлекательными для них, близкими их личностям проектными поручениями;

2) учёт в проектной деятельности профессионального опыта и уровня компетентности участников, их социальных навыков и творческого потенциала;

3) использование положительных образцов проектной деятельности;

- организационно-педагогические: 1) вовлечение участников проекта в самостоятельную творческую профессиональную деятельность; 2) применение корректных положительных и отрицательных стимулов со стороны руководителя образовательного учреждения (руководителя проекта); 3) создание условий труда, требующих включения в процесс самообразования и саморазвития;

- организационно-методические: 1) создание ситуаций для совместного коллективного принятия решений, сотрудничества при выполнении проектной деятельности; 2) создания ситуаций информационного обмена на всех этапах реализации проекта; 3) проведение обязательного конечного анализа проекта.

- материально-технические: 1) выделение средств или привлечение источников финансирования проекта; 2) наличие материально-технической базы для реализации проектных мероприятий (помещение, оборудование, программное обеспечение и т.п.).

Обобщение вышесказанного нашло отражение в модели проектной деятельности (программы развития), направленной на развитие частного образовательного учреждения. Она включает в себя ключевые этапы данного процесса, сгруппированные и соотнесённые с блоками с соответствующим содержанием. Мы обозначили три блока реализации программы развития частного образовательного учреждения:

1) подготовительный блок, включающий в себя постановку проблем в области организационной и финансовой устойчивости образовательного учреждения, определение цели и задач программы, диагностику её реализации, прогнозирование хода выполнения, проектирование и планирование работы, объединение программных средств, выработку критериев эффективности программы;

2) основной блок, в ходе которого происходит реализация программы: организация и проведение РR-компании (реклама образовательного учреждения), получение разносторонней поддержки программы, проведение подготовительных и основных программных мероприятий;

3) рефлексивно-результативный блок направлен на анализ и осмысление эффективности и процесса деятельности, формирование и закрепление полученных результатов: создание механизмов устойчивого развития частного образовательного учреждения и поддержания его экономической ста-

бильности посредством совершенствования функциональной и управленческой структуры учреждения с использованием современных инструментов целенаправленного организационного развития. Рефлексия рассматривается нами в двух аспектах: онтологическом - связанном с содержанием самой программной деятельности, и психологическом -обращённом к субъектам деятельности и самой деятельности.

Опираясь на модель развития, мы можем построить модель управления развитием частного образовательного учреждения, которая включает в себя управление развитием дополнительного образования; управление финансовой деятельностью учреждения, формирование и развитие управленческой и корпоративной культуры. Кроме того, она отражает условия оптимальной организации управления развитием частного образовательного учреждения:

-оригинальные открытого типа программы дополнительного образования;

-учёт особых образовательных потребностей обучающихся;

-приоритетное отношение к обучающимся, находящимся в трудной жизненной ситуации;

-отсутствие возрастного ценза обучающихся;

-использование комплексного подхода к выбору форм обучения;

- возможность выбора образовательных траекторий, обеспечивающих личностную реализацию обучающихся в различных видах деятельности;

-многоканальное финансирование (платные услуги, гранты);

-вариативность оплаты за обучение;

- современные подходы к организации бухгалтерского учёта;

- политику сохранения и развития высокого образовательного статуса и репутации учреждения;

- создание мотивирующей среды продуктивной деятельности педагогического коллектива (корпоративные мероприятия, повышение квалификации).

Обозначенные нами условия могут быть соотнесены с психологическими, социальными, организационно-педагогическими, организационно-методическими и материально-технические условиями, включёнными в Модель развития.

Очевидно, что невозможно определить динамику развития организации без введения критериев оценки эффективности модели управления развитием данной организации. В данном случае критериями эффективности развития частного образовательного учреждения выступают:

• рост показателей позитивного общественного мнения;

• социальное и интеллектуально-творческое развитие личностей членов коллектива образовательного учреждения;

• профессиональный рост членов коллектива образовательного учреждения;

• уровень организации мероприятий программы развития, четкость и эффективность управ-

ления, организационная культура членов коллектива образовательного учреждения, качественное выполнение работ в соответствии с планом развития;

• достижение экономической устойчивости и финансовой стабильности образовательного учреждения;

- высокие количественные и качественные показатели.

На основе теоретического осмысления сущности управления развитием частного образовательного учреждения, обобщения и анализа исторического материала, в соответствии с гипотезой исследования нами был разработан проект управления развитием частного образовательного учреждения «Точки роста», реализованный на базе Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Центр профессиональной ориентации» г. Армавира в 2019 - 2020 гг. [3].

Проект «Точки роста», представляет собой комплекс современных ресурсоэффективных технологий (повышение кадрового потенциала сотрудников, создание и поддержка сайта, модернизация процесса ведения бухгалтерской отчетности), способствующих быстрому развитию данного образовательного учреждения и достижения им финансовой устойчивости.

Целью проекта стало создание механизмов устойчивого развития ЧОУ дополнительного профессионального образования «Центр профессиональной ориентации» и поддержания его экономической стабильности посредством совершенствования функциональной и управленческой структуры учреждения с использованием современных инструментов целенаправленного организационного развития.

Для достижения поставленной цели было необходимо решить следующие задачи:

1. Создать условия повышения кадрового потенциала и развития корпоративной культуры организации.

2. Повысить эффективность информационной и рекламной деятельности ЧОУ дополнительного профессионального образования «Центр профессиональной ориентации» по продвижению деятельности организации на рынке образовательных услуг;

3. Модернизировать процесс ведения бухгалтерской отчётности, адаптированной к специфическим особенностям частных образовательных учреждений.

4. Расширить перечень образовательных программ и оказываемых услуг.

Для каждой задачи были последовательно указаны мероприятия/шаги, которые приведут к ее решению, сроки выполнения и сотрудники, ответственные за их реализацию. Таким образом, задачи, методы реализации и календарный план проекта были объединены и логически связаны между собой. В рамках проекта были реализованы следующие мероприятия:

1. Обучение преподавателей центра на курсах повышения квалификации по программе «Современные подходы к психолого-педагогическому сопровождению учебного процесса в образовательном учреждении».

2. Проведение тренингов для сотрудников по созданию корпоративной культуры и мобилизации внутренних ресурсов: готовности к эффективной работе с применением инновационных технологий и, постоянному профессиональному росту

3. Разработка логотипа организации.

4. Разработка, создание и поддержка сайта организации.

5. Выпуск полноцветного глянцевого информационно-имиджевого журнала.

6. Разработка рекламной видеопрезентации и её размещение на мониторах в сетевых магазина и троллейбусах города.

7. Проведение Дня открытых дверей.

8. Приобретение, установка и использование нового современного программного обеспечения.

9. Подготовка пакета документов и получение лицензии на ведение образовательной деятельности по новым программам профессиональной подготовки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Введение новых платных консультационных услуг.

Нами были разработаны индикаторы успешности проекта «Точкироста», которые продемонстрировали достижение заявленных результатов проекта в области организационно-финансовой устойчивости организации:

1.Предварительная оценка ожидаемой эффективности деятельности в рамках проекта базируется на системе основных целевых индикаторов и показателей деятельности Центра профессиональной ориентации. Эта система позволяет оценить ход и результативность решения поставленных задач.

2.Используемые в рамках проекта технологии дадут значительный эффект и проявятся в течение длительного времени.

3.Организационное развитие и финансовую устойчивость Центра профессиональной ориентации обеспечат:

- увеличение на 20% спроса на образовательные услуги и услуги по профессиональной ориентации и психологической поддержке как следствие работы сайта организации;

- повышение квалификации не менее 7 представителей преподавательского состава учреждения;

- повышение эффективности деятельности учреждения за счет применения современных управленческих ресурсоэффективных технологий;

- повышение качества образовательных услуг, оказываемых Центром профессиональной ориентации;

- неограниченное расширение рекламно-информационных возможностей на созданном сайте организации;

- высокая востребованность на рынке труда работников, получивших профессиональную подготовку по программам, получившим лицензию в рамках проекта;

- постоянно возрастающий спрос на услуги по психологической поддержке и услуги по профессиональной ориентации.

При разработке проекта были учтены и возможные риски проекта, оценён их уровень и предложены меры по их минимизации: постоянный финансовый мониторинг исполнения проекта; внедрение гибкой системы оплаты предоставляемых услуг: рассрочка платежа, скидки; адекватная ценовая политика, предложение потребителям уникального образовательного продукта; высокий уровень оказываемых образовательных услуг.

Результаты реализации проекта «Точки роста» (качественные изменения):

• создание условий повышения кадрового потенциала и развития корпоративной культуры организации,

• повышение эффективности информационной и рекламной деятельности по продвижению деятельности организации на рынке образовательных услуг,

• модернизация процесса ведения бухгалтерской отчётности, адаптированной к специфическим особенностям частных образовательных учреждений,

• расширение перечня образовательных программ и оказываемых услуг,

• получение новых ресурсов, что даст возможность не только существованию, но и развитию организации.

Результаты реализации проекта «Точки роста» (количественные изменения):

• показатель «Активность преподавателей в обучении на курсах повышения квалификации» вырос на 100%;

• показатель «Проведение тренингов по созданию корпоративной культуры» вырос на 100%;

• показатель «Организация информационной и рекламной деятельности» вырос на 80%;

• показатель «Количество участников мероприятия «День открытых дверей»» вырос на 100 %;

• показатель «Наличие современного программного обеспечения» вырос на 100%;

• показатель «Разработка программ профессионального обучения» вырос на 20%;

• показатель «Участие членов коллектива Центра в конкурсах грантов (с положительным результатом)» вырос на 100%;

• показатель «Количество обучающихся на платной основе» вырос на 45%;

• показатель «Количество платных индивидуальных психологических консультаций» вырос на 43%.

Мониторинг проведённой работы показал, что решающую роль в достижении высоких показателей развития Центра профессиональной ориентации сыграли принятые управленческие решения:

1. Формирование корпоративной культуры образовательного учреждения. Корпоративная культура организации как экономического субъекта -это достигнутый в процессе деятельности уровень развития ее материального и духовного потенциалов, проявляющийся в формах и способах организации труда и степени вовлеченности персонала в достижение ее целей. Сегодня корпоративная культура становится решающим фактором повышения эффективности бизнеса. Исходя из вышеизложенного, считаем, что повышение качества личностных характеристик преподавателей, стимулирование их продвижения в направлении достижения целей и выполнения миссии учреждения способствовало достижению нового качества деятельности образовательного учреждения, обеспечивающего поступательное организационное развитие и финансовую устойчивость организации.

2. Осуществление Интернет-поддержки организации. Наличие интернет - представительства /сайта/ положительно повлияло на имидж образовательного учреждения, стало показателем её открытости, стабильности работы. Web-ресурс помог установить стабильное взаимодействие с традиционными и электронными СМИ, проявляющими повышенный интерес к Интернету, как источнику первичной информации, на котором журналисты получают свободный доступ к документам, иллюстрациям и другим материалам, формирующим представление о деятельности организации, позволил представить развернутую информацию об образовательных программах, новых услугах. В рамках сайта были размещёны: каталог продукции с ценами и подробным описанием презентуемых услуг, разнообразные материалы, которые пользователи могут скачать, изучить и распечатать самостоятельно. Интернет - ресурс позволил получать обратную связь от посетителей сайта: проведение опросов, анкетирование, анализ статистики посещений. В будущем они помогут скорректировать работу Центра профессиональной ориентации и максимально приблизить её результаты к запросам целевых аудиторий. Посетитель сайта, получивший подробную информацию об образовательном учреждении, о предлагаемых программах и услугах, является заранее подготовленным клиентом, который точно знает, что ему нужно. Собственный полноценный динамичный сайт с постоянно обновляемой информацией, с использованием интерактивных форм связей с общественностью обеспечивает возможность расширения целевой аудитории, стимулирует потребительский спрос на услуги организации.

3. Качественное развитие информационной инфраструктуры бухгалтерского учёта, повысилась эффективность финансового управления организации.

Таким образом, все задачи проекта «Точки роста» были выполнены в полном объёме. Благодаря его реализации сформировалась финансовая устойчивость Центра профессиональной ориентации. Повысился спрос на образовательные услуги, оказываемые данным образовательным учреждением.

Укрепилась его конкурентоспособность на рынке дополнительных образовательных услуг Краснодарского края.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Жукова В.В. Особенности управления развитием образовательного учреждения в условиях современной модели образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://infourok.ru/osobennosti-upravleniya-razvitiem-

obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-v-usloviyah-sovremennoy-modeli-obrazovaniya-3435688.html

2. Матяш Н.В., Семёнова Н.В. Подготовка будущих учителей технологии к обучению школьников проектной деятельности. - Брянск: Изд-во Брянского ГПУ им. И.Г. Петровского, 2000. - 120 с.

3. Основные положения: ЧОУ ДПО «Центр профессиональной ориентации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://profarmavir.ru/professional.

PECULIARITIES OF HIGHER EDUCATION DEVELOPMENT IN UKRAINE

Wen Mingming

Ph.D, associate professor School of Management, Guangdong Ocean University, China

Liu Chang

Ph.D., Associate Professor, Institute of electronics and information engineering, Guangdong Ocean University, China Mamonov K.

Doctor of Economics, Professor, O. M. Beketov National University of Urban Economy in Kharkiv,

Ukraine

Abstract

It is proved that the development of the state depends on the quality and level of higher education. The problems that hinder the development of higher education in Ukraine have been identified. The aim of the study is to highlight the features of the development of higher education in Ukraine. To achieve this goal, the following tasks have been set: the formation of a regulatory framework for the functioning of higher education in Ukraine, determination of the stages of development of higher education in Ukraine. The regulatory framework of higher education has been formed, the features of its application have been identified. At the present stage, the legal framework allows regulating and monitoring the higher education system, developing modern trends and introducing appropriate tools. However, it should be noted that the effectiveness of its application in the system of providing and implementing the acquired knowledge should be reduced.

In such conditions, the implementation of the developed strategic directions of student-oriented higher education acquires great importance.

Keywords: higher education, development, stages of development, regulatory support, higher educational institutions.

This arcitle are supported by the project of Enhancing School With Innovation of Guangdong Ocean University's (230420023), by thepro-gram for scientific research startup funds of Guangdong Ocean University, and planning project for Educational Science Planning of Heilongjiang Province (GJB1319104).

The development of the state depends on the quality and level of higher education. Unfortunately, in the modern conditions of Ukraine there is an inhibition of the development of both higher education in general and higher education in particular. Summarizing the directions of development of higher education in Ukraine, a complex of problems of its functioning has been identified: the scattered network of universities; low competitiveness of most of them; slow development of autonomy; lack of modern systems of internal quality; weakness of the research and innovation basis for training specialists; low level of internationalization; inefficiency of financial mechanisms of resource provision.

Thus, the issue of determining the peculiarities of the development of higher education in Ukraine is relevant.

The purpose of the study is to highlight the features of the development of higher education in Ukraine. To achieve this goal the following tasks are set:

- formation of the regulatory framework for the functioning of higher education in Ukraine;

- determining the stages of development of higher education in Ukraine.

To date, the documents of the Ministry of Education and Science of Ukraine have been developed and are being implemented for the development of higher education in Ukraine:

1. Horizon 2020 [1].

2. EUROPE 2020: A strategy for smart, sustainable and inclusive growth [2].

3. National doctrine of educational development

[3].

4. Law of Ukraine «On Higher Education" [4].

5. Order of the Ministry of Education and Science of Ukraine «On approval of the Concept for the development of inclusive education» [5].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.