Б01: 10.12731/2218-7405-2017-4-2-140-146
АНАЛИЗ СРЕДЫ ЧАСТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Коновалова Н.В.
ОЯСГО: 0000-0002-0720-3332, Таганрогский институт управления и экономики, г. Таганрог, Россия
Рассмотрены факторы внешней среды частотного образовательного учреждения. В статье сделан акцент на выявления основных преимуществ частного вуза по сравнению с федеральными. Основное отличие частного образовательного учреждения от федерального состоит в том, что частный вуз - структура, финансируемая во основном за счет средствами поступающих от обучающихся. Положительное восприятие частного образовательного учреждения зависит от его позиционирования и продвижения в образовательной отрасли. Анализ внешней среды частного вуза предполагает оценку выявленных возможностей и угроз окружающей среды конкурентов вуза, которая является исходными условиями для разработки его стратегии.
Результаты работы заключаются в том, что выявлены доминирующие факторы РЕБТ-анализа по шкалам вероятности шкале значимости его проявления. Эксперты проранжировали факторы РЕБТ-анализа по силе воздействия параметра внешней среды. Значимыми параметрами по шкалам вероятности и значимости являются известность вуза, репутация вуза и удовлетворенность потребителей качеством оказываемых услуг. Автор предлагает рекомендации по совершенствованию деятельности вуза на основе РЕБТ-анализа.
Ключевые слова: РЕБТ-анализ; образовательное учреждение; внешняя среда образовательного учреждения.
ANALYSIS OF THE ENVIRONMENT OF THE PRIVATE EDUCATIONAL INSTITUTION
Konovalova N. V.
ORCID: 0000-0002-0720-3332, Taganrog Institute of Management and Economics, Taganrog, Russian Federation
Factors of the external environment of frequency educational institution are considered. In article the emphasis on identifications of the main benefits of private higher education institution in comparison with federal is placed. The main difference of private educational institution from federal consists that private higher education institution - the structure financed in the basic for the account by means arriving from students. Positive perception of private educational institution depends on its positioning and promotion in an educational industry. The analysis of the external environment of private higher education institution assumes assessment ofthe revealed opportunities and threats of the environment of competitors of higher education institution which is original conditions for development of its strategy.
Results of work are that the dominating PEST-analysis factors on probability scales to a scale of the importance of its manifestation are revealed. Experts ranged PEST analysis factors on force of impact of parameter of the external environment. Significant parameters on scales of probability and importance are popularity of higher education institution, reputation of higher education institution and a consumer satisfaction quality of the rendered services. The author offers recommendations about enhancement of activities of higher education institution on the basis of PEST analysis.
Keywords: PEST-analysis; private educational institution; external environment of an educational institution.
Выбор и разработка стратегии высшего учебного заведения начинается с анализа внешней среды. Внешняя среда организации
представляет собой совокупность активно действующих субъектов и сил, которые находятся вне сферы непосредственного контроля со стороны руководства организации и могут оказать влияние на ее стратегию.
Стратегический анализ внешней среды помогает определить потенциал, на который может опираться вуз в реализации стратегии образовательного учреждения.
Целью стратегического анализа внешней среды является:
1. Обнаружение признаков возможных изменений, способных оказать воздействие на жизнедеятельность высшего учебного заведения;
2. Отслеживание специфических тенденций и структур макроокружения;
3. Прогнозирование направленности будущих изменений макросреды;
4. Оценка существующих и будущих тенденций с точки зрения их вероятных воздействий на деятельность высшего учебного заведения [4].
Ключевые факторы успеха вуза - конкурентные возможности, результаты деятельности, определяющие успех вуза. Ключевые факторы успеха имеют большое значение для формирования стратегии вуза. Четкое представление о факторах, играющих решающую роль в достижении долгосрочного конкурентного преимущества, способствует разработке успешной стратегии.
Цель исследования - разработать направления совершенствование деятельности образовательного учреждения.
Предметом исследования является стратегический потенциал некоммерческого образовательного учреждения, а объектом - деятельность образовательного учреждения (на примере ЧОУ ТИУЭ).
Методами исследования являются РЕ8Т-анализ и экспертная оценка. В качестве экспертов выступили руководителями некоммерческого образовательного учреждения.
Результаты РЕ8Т-анализа показали, что во внешней среде частного образовательного учреждения можно выделить не только по-
литические, экономические факторы, но и известность вуза как экономического агента.
К политическим аспектам относят изменения законодательства РФ в образовательной сфере и расширение выбора направлений и специальностей определяемых Министерством образования. Исходными правилами участия вузов деятельности в образовательном пространстве, которыми установлены государство:
- гарантирование права на образование на протяжении всей жизни в соответствии с образовательными или профессиональными потребностями;
- равенство и конкуренция субъектов, осуществляющих образовательную деятельность в том числе, образовательных организация различных форм собственности и индивидуальных предпринимателей, что имеет под собой явный принцип гражданского права;
- открытость системы образования внешним запросам, т. е. в системе образования впредь будет развиваться механизм общественного участия в управлении и общественно-профессиональной аккредитации, участие в сетевых формах ведения образовательной деятельности [2,3].
К изменениям относят в образовательной сфере:
- ограничение и сокращение номенклатуры специальностей;
- ограничение бюджетных мест определенные специальности;
- изменение правил лицензирования, аккредитации аттестации вуза;
- изменение ФГОСов специальностей.
Экономические аспекты РЕвТ-анализа представлены:
- уровнем конкурентной борьбы;
- ростом спроса на оказываемые услуги;
- расширением научно-консалтинговой деятельности в регионе и за его пределами;
- ростом дохода населения;
- удовлетворенностью потребителей качеством оказываемых услуг.
Уровень конкурентной борьбы предопределен количеством вузов частных и федеральных и их филиалами. Расширение научно-консалтинговой деятельности в регионе и за его пределами представлено участием его сотрудников на конференциях разного уровня, получение грантов, участие в различных фондах под держивающие образовательную деятельность. К внешним фактором, регулирующие, финансовую деятельность вуза необходимо возможность создания комфортных условий для оплаты образования в том числе предоставление системы скидок, учет правовых механизмов регулирование оплаты за обучение и т.д. Также на развитие деятельности образовательного учреждения влияют рост дохода населения и спрос на оказываемые услуги.
Социальные аспекты включают репутация ТИУиЭ; известность ТИУиЭ; престижность высшего учебного заведения (отношение к вузу); отношение родителей и абитуриентов к частным учебным заведениям и Отзывы учителей школ о работе вуза. Данные аспекты отражают представление о вузе и положение в регионе.
Технологические аспекты отражают развитие новых технологий, обеспечивающий образовательный процесс; технологическая грамотность потребителей, требование к уровню образования и компьютерной грамотности профессорско-преподавательский состав. Представленные аспекты отражают уровень развития персонала.
Таким образом, РЕ8Т-анализ показал, что анализ внешней среды образовательного учреждения на развитие и становление вуза влияют не только экономическое состояние населения и региона в целом, но и постоянные изменения в законодательстве. На удовлетворенность потребителя деятельности образовательного учреждения влияет как профессорско-преподавательской состав, так и вспомогательный персонал вуза.
Рассмотрены на конкретном примере как вышеуказанные факторы влияют на деятельность предприятия. Была использована 5 бальная шкала, где 1-минимальное знание, 5-максимальная знанием. В ходе исследования были опрошены 7 экспертов. После усреднения дан— 144 —
ных. Оценка факторов по РЕБТ-анализу представлена в описании частотно-процентного анализа обработки данных.
Доминирующими факторами РЕвТ-анализа по оценке вероятности проявления являются «Репутация ТИУиЭ» (4,3); «Удовлетворенность потребителей качеством оказываемых услуг» (4) и «Известность ТИУиЭ» (3,8). Среди указанных факторов к социальным относят такие как «Известность ТИУиЭ» и «Репутация ТИУиЭ». Наименее значимыми факторами оказались «Требование к уровню образования и к компьютерной грамотности ППС» (3,5); «Оптимизация соотношения цены и качества за обучение» (3,5) и «Развитие новых технологий, обеспечивающий образовательный процесс» (3,3). Эти факторы относят к техническим.
По оценки значимости проявления фактора на первых трех местах расположились «Известность ТИУиЭ» (4,8); «Оптимизация соотношения цены и качества за обучение» (4,6) и «Удовлетворенность потребителей качеством оказываемых услуг» (4,5). Выделенные факторы, в основном, относят к параметру экономические. На последних местах расположились факторы «Требование к уровню образования и к компьютерной грамотности ППС» (3,2) и «Развитие новых технологий, обеспечивающий образовательный процесс» (3,2). Выделенные факторы в основном относят к параметру технологические.
Результаты эмпирического исследования позволили сделать следующие рекомендации по развитию частного образовательного учреждения «ТИУиЭ»:
¡.Привлечение абитуриентов: расширение географии, повышение качественного состава и использование современных инструментов привлечения.
2. Ориентация образовательного процесса на требования работодателей и профессиональные стандарты, а также интеграцию с научным процессом и инновационной деятельностью
3. Обеспечение экономической эффективности образовательного процесса без потери качества.
4. Развитие кадрового потенциала (привлечение, развитие, удержание персонала).
5. Эффективный маркетинг рынка и территорий, активное позиционирование и продвижение образовательное учреждение.
Список литературы
1. Веретенникова О.Б. Разработка стратегии образовательного учреждения: Методические рекомендации / О.Б. Веретенникова, Н.В. Дрантусова, А.К. Клюев, Е.А. Князев, C.B. Кортов, В.И. Май-даник, JI.A. Малышева, JI.H. Попова [Текст] / Под ред. Е.А. Князева, А.К. Клюева. Екатеринбург, 2012.
2. Волкова Н.С. Дмитриев Ю.А., Еремина О.Е, Жукова Т.В., Кирилловых А.А, Павлушкин A.B., Пуляева Е.В., Пугало Н.В. Научно-практический комментарий к Федеральному к закону «Об образовании в Российской Федерации» / A.A. Кирилловых // [Электронный ресурс] // Деловой двор. 2013. Режим доступа: http://base.consultant. m/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=CMB;n=17372;dst=100625 (дата обращения 18.10. 2016).
3. Тищук М.О. Новшества законодательства в сфере образования: субъекты и образовательная деятельность // Молодой ученый. 2014.
4. Сидорин A.B. Менеджмент устойчивого развития технического университета // Интернет-журнал «Науковедение». 2012 №4 (13) [Электронный ресурс]. М., 2012. Ид. номер ФГУП НТЦ «Информ-регистр» 0421100136008. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/ sbornik6/4.pdf, свободный (дата обращения 17.10.2016).
5. Стратегии развития российских вузов: ответы на новые вызовы / Под науч. ред. H.JI. Титовой [Текст]. М.: МАКС Пресс, 2012.
6. Подопригора М.Г. К вопросу об эффективности и конкурентноспособности российских вузов II М.Г. Подопригора [Текст] II Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2012, № 2. С. 64—71.
7. Михайлова Е.И., Саввинов В.М. Университет как институт развития региона. «Высшее образование в России» № 10. 2016. С. 37-47.