Научная статья на тему 'Рейтинг вуза как способ изучения выбора абитуриентами профессии и учебного заведения'

Рейтинг вуза как способ изучения выбора абитуриентами профессии и учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
258
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЙТИНГ / ВЫБОР / ПОТРЕБИТЕЛЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коновалова Надежда Владимировна

В статье рассмотрены теоретические вопросы о рейтинге вуза. Рейтинг влияет на конкурентоспособность вуза, взаимоотношения между абитуриентом и образовательным учреждением, свидетельствует о наличии лояльности потребителей образовательных услуг к учреждению. На уровне анализа научной литературы были рассмотрены цели, группы и функции рейтинга. В эмпирической части статьи приведены результаты опроса студентов о первых впечатлениях обучения в выбранном ими учебном заведении. Представлены ответы студентов и их анализ. Сделана попытка объяснить причины выбора студентами данного учебного заведения. Сделан анализ по опросу и предложены варианты формирования имиджа вуза на основе мнения потребителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коновалова Надежда Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рейтинг вуза как способ изучения выбора абитуриентами профессии и учебного заведения»

Н.В. КОНОВАЛОВА

Кандидат психол. наук Доцент кафедры гуманитарных дисциплин, ЧОУ ВО ТИУиЭ, г. Таганрог

РЕЙТИНГ ВУЗА КАК СПОСОБ ИЗУЧЕНИЯ ВЫБОРА АБИТУРИЕНТАМИ ПРОФЕССИИ И УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

В статье рассмотрены теоретические вопросы о рейтинге вуза. Рейтинг влияет на конкурентоспособность вуза, взаимоотношения между абитуриентом и образовательным учреждением, свидетельствует о наличии лояльности потребителей образовательных услуг к учреждению. На уровне анализа научной литературы были рассмотрены цели, группы и функции рейтинга. В

эмпирической части статьи приведены результаты опроса студентов о первых впечатлениях обучения в выбранном ими учебном заведении. Представлены ответы студентов и их анализ. Сделана попытка объяснить причины выбора студентами данного учебного заведения. Сделан анализ по опросу и предложены варианты формирования имиджа вуза на основе мнения потребителя.

Рейтинг, выбор, потребитель, образовательное учреждение. Тематический рубрикатор e-Library: 06.35.31

N. V.KONOVALOVA

RATING OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION AS A WAY OF STUDYING APPLICANTS' CHOICE OF PROFESSION AND EDUCATIONAL INSTITUTION

The article presents theoretical questions of the rating of higher education institution. The rating influences competitiveness of higher education institution, relationship between an applicant and an educational institution, existence of loyalty of educational services' consumers to the establishment. At the level of the analysis of scientific literature the purposes, groups and functions of rating have been considered. In an

Rating, choice, consumer, educational institution.

empirical part of the article the results of students' survey on the first impressions of training are given. Answers of students and their analysis are submitted. The attempt to explain the reasons of the choice by students of this educational institution is made. The analysis of the survey is made and options of shaping a higher education institution's image on the basis of consumers' opinions are offered.

Для российских вузов, которые на протяжении последних лет активно занимались развитием образовательных программ и привлечением обучающихся на коммерческой основе, эта задача не нова, но никогда вопросы конкурентоспособности не стояли для них столь остро, что обусловлено объективными условиями социально-экономического и демографического развития страны. В настоящее время у вузов та же задача, что и у любой коммерческой организации, - добиться устойчивого успеха, основанного на удовлетворении потребностей и ожиданий заинтересованных сторон [3].

Высшее учебное заведение, участвующее в конкурентной борьбе, должно быстро отслеживать все тенденции, связанные с выбором абитуриентами вуза, разрабатывать новые методики обучения, организовывать мероприятия по привлечению абитуриентов, предлагать студентам возможность трудоустройства и др. [1].

А.В. Барыбин говорит о том, что организация и проведение мероприятий по привлечению абитуриентов является основой для профориентационной деятельности вуза. Подобные мероприятия должны проводиться регулярно с привлечением учащихся 10-11-х и даже 9-х классов. Организация мероприя-

тий для старших школьников (олимпиад, спортивных соревнований, интеллектуальных марафонов, научно-практических конференций, кавээнов и др.) с участием действующих студентов способствует их привлечению в вуз. Взаимовыгодное сотрудничество вуза со школами и средними специальными учебными заведениями плодотворно влияет на узнаваемость вуза и повышение количества желающих учиться в нем [2].

Поток сообщений, касающихся выбора учебного заведения, огромен, выпускнику, желающему продолжить свое образование, становится все труднее сделать выбор. Противоречия, с которыми сталкивается молодежь на этапе перехода из школы в структуру высшего образования, - это расхождение между понятиями «работа» и «профессия», между оплатой работы и собственными интересами. Часто не готовый к выбору абитуриент подает документы в несколько вузов с одной установкой - «лишь бы куда-нибудь поступить» [5].

В выборе абитуриентом вуза важно учитывать рейтинг образовательного учреждения. На сегодняшний день выделяются следующие группы рейтингов:

• институциональный рейтинг - это рейтинг деятельности высшего учебного заведения в целом как организации;

• рейтинг программ - это рейтинг образовательных программ, специальностей по различным направлениям;

• национальные - рейтинги вузов на уровне одной страны;

• глобальные - рейтинги вузов различных стран. Рейтинги вузов публикуются в средствах массовой информации или в интернете [5].

Целями рейтинга могут быть предоставление информации для принятия решений (абитуриентам и их родителям, политикам, фондам, работодателям, международным организациям); способствование развитию конкуренции высших учебных заведений; стимулирование работы по созданию и развитию центров обеспечения качества образовательных услуг внутри вузов [6].

Применительно к рейтингам вузов содержание функций выглядит следующим образом [6]. Информационная функция рейтинга состоит в информировании потребителей о сравнительном уровне репутации университетов, удовлетворяя тем самым потребности каждого человека в отдельности и общества в целом в получении интересующих их сведений.

Мотивационная функция рейтинга заключается в возможности мотивировать университеты к повышению своих репутационных характеристик и одновременно - к усилению подотчетности перед обществом, возможности влиять на потребительские предпочтения участников рынка образовательных услуг [6].

При анализе рейтинга вуза важно учитывать, что для повышения уровня лояльности и приверженности со стороны потребителей образовательных услуг необходимы анализ опыта взаимоотношений с потребителями образовательных услуг; исследование лучших практик взаимоотношений между вузами, обучающимися, выпускниками и работодателями; разработка новых моделей взаимоотношений; формирование программ лояльности и др. На уровень рейтинга вуза влияет оценка удовлетворенности потребителей образовательных услуг и достигнутых результатов: уровень удовлетворенности обучающихся, наличие негативных тенденций, оценка уровня удовлетворенности работодателей, определение их потребностей и ожиданий, формирование предложений по повышению уровня удовлетворенности [3].

В данной статье приводятся результаты анализа мнений студентов, обучающихся в вузе, проведённого с целью определения причин выбора ими места обучения и построения грамотной стратегии привлечения абитуриентов. По результатам анализа будут предложены направления по совершенствованию профориентационной и рекламной деятельности, проводимой образовательным учреждением.

Рассмотрим ответы студентов, которые раскрывают причины выбора ими места обучения. Был задан вопрос: «По каким причинам Вы решили получить образование в данном учебном заведении?». 87% студентов ответили, что они хотели получить профессию, 69% студентов хотели найти

хорошо оплачиваемую работу в будущем, 48% студентов желали получить диплом. Студентам предложили ответить на вопрос: «Почему Вы выбрали именно это учебное заведение?». 75% студентов ответили, что они слышали положительные отзывы о вузе и им нравится выбранная профессия. 36% студентов выбрали данный вуз из-за приемлемой оплаты обучения; 27% студентов потому, что проще было поступить.

Для определения дальнейшего развития стратегии вуза важно учитывать данные вопросы. Образовательное учреждение должно отслеживать изменения на рынке труда, какие вакансии будут востребованы через 5-10 лет, как меняется настроение основных потребителей услуг - и абитуриентов, и работодателей. Вузу также следует обратить внимание на организацию приема документов вузами-конкурентами, что позволит сориентироваться в данной ситуации и реорганизовать работу приемной комиссии с учетом повышения сложности вступительных испытаний вузами-конкурентами. Это позволит увеличить количество абитуриентов.

Далее был задан вопрос: «Интересовались ли Вы или Ваши родители при подаче заявления в учебное заведение официальными документами, которые дают ему право на ведение образовательных услуг (лицензия, аккредитация)?». 72% студентов дали положительный ответ, 28% студентов ответили отрицательно. Это является частью нечистой конку-ренций со стороны вузов. Вузы-конкуренты могут распространять слухи о деятельности организации.

Интересно было рассмотреть впечатления студентов после первых месяцев обучения в нашем вузе. Это также является одним из способов формирования мнения об образовательном учреждении, что может в дальнейшем повлиять на его выбор. Студентам был задан вопрос: «Ваши первые впечатления говорят о том, что ТИУиЭ...». Участники давали разные ответы - от «это элитный вуз» до «здесь можно получить качественное образование». Рассмотрим более подробно полученные ответы. 70% студентов отметили, что это хороший вуз, 65% выразили мнение о том, что это институт, где профессионально обучают выбранной профессии. 35% студентов считают, что вуз дает возможность для построения собственной карьеры. 25% студентов подчеркнули, что в вузе работают высококвалифицированные преподаватели, которые проводят интересные лекции и практические занятия.

Что это может дать вузу? Как вуз может использовать полученную информацию в рамках своего развития? Есть направление в стратегическом управлении - маркетинг услуг. Каждый вуз создает маркетинговую стратегию образовательных услуг, делая акцент на своих сильных сторонах. Анализируя ответы студентов, можно сделать вывод, что сильные стороны нашего вуза - это гарантия получения профессии, уверенность в том, что вуз предоставляет знания по выбранной специальности, дает возможности для построения собственной карьеры, это сильный преподавательский состав, организующий процесс обучения как поэтапное вхождение в профессию. В настоящее время это является одним из

приоритетных направлений в деятельности крупных вузов. Наше образовательное учреждение, будучи коммерческой организацией, уделяет этому пристальное внимание.

Важно также быть в курсе того, что рассказывают студенты о вузе за его пределами. Рассмотрим ответы на вопрос: «Что Вы можете рассказать об институте друзьям, знакомым?». 80% студентов готовы рекомендовать вуз как хорошее учебное заведение с «крутыми» преподавателями. 65% студентов отмечают, что сотрудники вуза создают приятную атмосферу, которая мотивирует получать знания. 50% студентов готовы рассказывать о профессиональном и высококвалифицированном профессорско-преподавательском составе. Студенты говорят о том, что преподаватели создают позитивный настрой для приобретения прочных знаний и умений, которые пригодятся в будущем. 25% студентов отмечают, что вуз дает возможность развиваться не только в профессиональном, но ив творческом плане. Они рассказывают о яркой, насыщенной жизни вне занятий. 20% студентов отмечают хорошую организацию учебного процесса: удобное расписание, хорошие условия для проведения интересных лекций и практических занятий и др.

Здесь нужно обратить внимание на общее отношение студентов к деятельности вуза. Студенты под впечатлением от первых занятий и мероприятий как в учебное, так и в свободное время, начинают говорить об образовательном учреждении как в положительном, так и в негативном ключе. Это может привести к резкой смене отношения к вузу в целом. Необходимо постараться сохранить благоприятные впечатления о вузе, использовать положительное мнение о преподавателях как инструмент влияния на взаимоотношения между студентами.

Студентам предложили поразмыслить над вопросом: «Что, на Ваш взгляд, может привлечь больше учащихся в вуз?». Их ответы можно представить как этапы формирования маркетинговой стратегии вуза: хорошая реклама - классные условия для обучения -профессиональные преподаватели - востребованные профессии - приемлемая плата за обучение - благоприятная атмосфера для получения знаний. Студенты отмечают, что важно делать упор на внеурочное время, т.к. предоставляются возможности для расширения собственного кругозора и способностей. Для этого нужно организовывать различные конкурсы. Если воспользоваться предложениями студентов, то можно повысить уровень привлекательности вуза для абитуриентов. В разговоре о вузе с будущими студентами нужно рассказывать о его истории, атмосфере образовательного процесса, удобстве и комфорте его реализации. Преподаватели умеют организовывать занятия так, чтобы студенты почувствовали максимальный интерес к получаемой профессии. Вуз предоставляет возможности для творческого роста не только в учебном и научном плане, но и вне рамок образовательного процесса. Это является одной из основ рекламной деятельности вуза.

Полученные результаты не являются секретом, студенты говорят об этих аспектах в каждом опросе. Они ставят их на первые места. По мнению студен-

тов, рекламная стратегия вуза должна выстраиваться через позиционирование вуза как образовательного учреждения, которое может предоставить качественное образование в атмосфере комфорта. Вуз предоставляет возможности для расширения знаний не только за счет собственных ресурсов, но и за счет участия в проектах различных уровней. В нашем вузе есть возможность реализации программы «Профессия в руки», которая направлена на формирование устойчивого мнения о том, что вуз готовит специалистов к реальной работе на предприятиях разных форм собственности.

Таким образом, анализ ответов студентов показал, что вуз может использовать наработки реализации программы «Профессия в руки», которая направлена на повышение конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг. Конкурентоспособный выпускник образовательного учреждения, демонстрируя уровень своей профессиональной подготовки, способствует повышению востребованности оказываемых высшей школой услуг. Образовательное учреждение решает несколько вопросов, связанных с привлечением абитуриентов, сохранением контингента, а также с формированием мнения о высоком уровне подготовки будущего специалиста. Конкурентоспособность частного образовательного учреждения связана с развитием межличностных отношений между преподавателем и студентом, с предоставлением возможностей для реализации способностей студента. Конкурентоспособность вуза можно определить как способность вести подготовку высококвалифицированных специалистов в соответствии с требованиями рынка труда, предоставлять качественные образовательные услуги, удовлетворять запросы потребителей по достижению соответствующего уровня образования, как наличие у вуза конкурентных преимуществ [7].

Таким образом, в статье рассмотрена проблема выбора абитуриентом образовательного учреждения на платформе рейтинга вуза. Рейтинг вуза позволяет организовывать маркетинговую и рекламную деятельность в рамках расширения своей деятельности на рынке образовательных услуг. Основной задачей образовательного учреждения является повышение своего рейтинга как в глазах абитуриентов, так и на рынке образовательных услуг. Рейтинг образовательного учреждения влияет на рынок работодателей, рынок абитуриентов, на возможности взаимодействия между отечественными и зарубежными вузами.

БИБЛИОГРА ФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Антоненко В.В. Мотивация абитуриентов г. Волгограда при выборе высшего учебного заведения / В.В.Антоненко //Научный диалог. - 2013. -№12(24).

2. Барыбин А.В. Вуз на волне перемен. О мерах повышения конкурентоспособности современного вуза в условиях изменяющегося рынка образовательных услуг / А.В. Барыбин, Е.В. Рогинко // Креативная экономика. - 2013. - № 12.

3. Брюханова Н.В. Маркетинговая стратегия вуза как ключевой фактор повышения его конкурентоспособности / Н.В. Брюханова // Менеджмент и

образование. - 2016. - №1 (114) [Электронный ресурс]. - URL:journal_sfs_safbd_2016-1.131-137.pdf

4. Воронов С.И. Информационная система помощи абитуриентам в выборе направления подготовки первого высшего образования / С.И. Воронов // Фундаментальные исследования. - 2015. -№ 12-2 [Электронный ресурс]. - URL: http://fundamental-research. ru/ru/article/view?id=39420.

5. Романова Е.В., Власова Э.И. Критерии выбора профессии и учебного заведения абитуриентами и студентами строительного вуза / Е.В. Романова, Э.И. Власова // Психология, социология и педа-

гогика. - 2014. - № 7 [Электронный ресурс]. -URL: http://psychology.snauka.ru/2014/07/3371.

6. Ягудина Л.Р., Ягудин И.И. Эффективность рейтингов университетов: реализация информационной и мотивационной функций / Л.Р. Ягудина, И.И. Ягудин // Высшее образование в России. -2016.-№11 (206).

7. Konovalova N. The Question of the Competitiveness of the University through Consentaneousness Student /N. Konovalova // Norwegian Journal of Development of the International Sciences. - 2017. - № 11.

© Коновалова Надежда Владимировна, 2018 © Частное образовательное учреждение высшего образования «Таганрогский институт управления

и экономики», 2018

НАУЧНЫЙ ДЕБЮТ

13-14 апреля 2018 г. в Таганрогском институте управления и экономики успешно прошла XIX научно-практическая конференция преподавателей, студентов, аспирантов и молодых ученых.

Ежегодная конференция всегда является знаменательным событием в жизни института. В конференции приняли участие все кафедры вуза, всего поступило более 200 докладов от преподавателей, студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантов.

На первом пленарном заседании с приветствием к участникам конференции обратился ректор ТИУиЭ, д-р экон.наук, профессор С.Ю. Аваков. Далее с докладом о результатах и перспективах развития научно-исследовательской деятельности ТИУиЭ выступила проректор по научной работе, канд.пед.наук, доцент А.А. Левицкая.

Во время конференции работали девять секций:

• Проблемы качества образования

• Национальные основы государства и права

• Борьба с преступностью на современном этапе: уголовно-правовой и криминологический аспекты

• Проблемы международного и частного права

• Актуальные проблемы современной экономики

• Математические методы, модели и информационные технологии

• Управление в региональных социально-экономических системах

• Коммуникативная культура специалиста

• Гуманитарные технологии и образовательные практики в профессиональной культуре специалиста

В рамках секции «Борьба с преступностью на современном этапе» работал круглый стол «Тенденции развития и направления оптимизации современной уголовно-правовой политики противодействия преступности в России и зарубежных странах», на кото-

ром присутствовали представители прокуратуры г.Таганрога, Управления МВД по г.Таганрогу и Донской духовной семинарии. Всего в заседаниях различных секций приняли участие более 20 профильных специалистов и сотрудников других вузов, включая ЮФУ и РГЭУ РИНХ.

14 апреля на секции «Проблемы качества образования» было заслушано три доклада. Проректор по учебной работе, д-р филол.наук Л.А. Беловольская проинформировала об актуальных изменениях в системе высшего и среднего профессионального образования.

Начальник ИАУ, канд.техн.наук, доцент О.И. Ов-чаренко ознакомила слушателей с новыми возможностями образовательной среды института для реализации образовательного процесса.

Заведующая отделом аспирантуры, канд. экон. наук, доцент И.А. Синявская представила доклад об основных этапах развития подготовки научно-педагогических кадров в России и перспективах развития аспирантуры в ТИУиЭ.

С одной стороны, конференция традиционно позволяет подвести итоги научно-исследовательской и научно-методической работы коллектива института за прошедший год, с другой - служит стимулом к определению перспектив на будущее, тем более что в следующем году конференция будет юбилейной, двадцатой.

В соответствии с решением компетентного жюри работы студентов, занявшие первые места по секциям, были рекомендованы к опубликованию в научном журнале «Вестник ТИУиЭ». Эти работы мы предлагаем вниманию читателей в рубрике «Научный дебют».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.