Научная статья на тему 'Ресурсы повышения конкурентоспособности частного образовательного учреждения высшего образования'

Ресурсы повышения конкурентоспособности частного образовательного учреждения высшего образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
293
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / PEST-АНАЛИЗ / SWOT-АНАЛИЗ / АНАЛИЗ КФУ (КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ УСПЕХА) / ИМИДЖ ВУЗА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дагаева Елена Александровна

В статье представлены результаты прикладного исследования, направленного на анализ и оценку конкурентоспособности ЧОУ ВО «Таганрогский институт управления и экономики». В ходе исследования была осуществлена оценка уровня конкурентоспособности ЧОУ ВО ТИУиЭ, включая методику КФУ, PEST-анализ, SWOT-анализ. Одним из значимых ресурсов повышения конкурентоспособности ЧОУ ВО ТИУиЭ по результатам исследования является имидж вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ресурсы повышения конкурентоспособности частного образовательного учреждения высшего образования»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАЦИИ

Е.А. ДАГАЕВА

Кандидат социологических наук Доцент кафедры управления, ЧОУ ВО ТИУиЭ, г. Таганрог

РЕСУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЧАСТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье представлены результаты прикладного исследования, направленного на анализ и оценку конкурентоспособности ЧОУ ВО «Таганрогский институт управления и экономики». В ходе исследования была осуществлена оценка

уровня конкурентоспособности ЧОУ ВО ТИУиЭ, включая методику КФУ, PEST-анализ, SWOT-анализ. Одним из значимых ресурсов повышения конкурентоспособности ЧОУ ВО ТИУиЭ по результатам исследования является имидж вуза.

Конкурентоспособность, частное образовательное учреждение высшего образования, PEST-анализ, SWOT-анализ, анализ КФУ (ключевые факторы успеха), имидж вуза. Тематический рубрикатор e-Library: 82.00.00.

E. DAGAEVA

RESOURCES OF INCREASE IN COMPETITIVENESS OF PRIVATE EDUCATIONAL INSTITUTION OF THE HIGHER EDUCATION

Results of the applied research directed to the analysis and assessment of competitiveness of CHOU WO «Taganrog institute of management and economy» are presented in article. During the research assessment of level of competitiveness of CHOU WO

TIUIE, including KFU technique, PEST analysis, SWOT analysis has been carried out. One of significant resources of increase in competitiveness of CHOU WO TIUIE, by results of a research, is the image of higher education institution.

Competitiveness, private educational institution of the higher education, PEST analysis, SWOT analysis, KFS analysis (key factors of success), image of higher education institution.

Вопреки сложившемуся негативному мнению в обществе частное высшее образование является значимым структурным элементом системы высшего образования в целом и выполняет ряд общественно-полезных функций. К их числу следует отнести удовлетворение спроса граждан на образовательные услуги; снижение нагрузки на федеральный и региональные бюджеты при подготовке специалистов за счет привлечения средств населения; сохранение и создание рабочих мест для научно-педагогических кадров и др.

Однако в последние годы ситуация на рынке образовательных услуг складывается не в пользу частного сектора. С одной стороны, произошло обострение конкурентной борьбы за абитуриента, связанное с последствиями так называемой «демографической ямы» [1]. С другой стороны, резко ужесточилась государственная политика в отношении частных образовательных учреждений высшего образования. Так, концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг.

предусматривает сокращение количества вузов на 40%, а их филиалов - на 80%, и данная тенденция касается, в первую очередь, частных образовательных учреждений высшего образования [2].

За четыре года, с января 2014-го по январь 2018-го, было ликвидировано 193 головных негосударственных (частных) вуза и 341 филиал. Количество негосударственных вузов и филиалов за четыре года было сокращено на 67,3% [3].

В связи со сложившейся ситуацией на рынке образовательных услуг актуальной задачей менеджмента частных образовательных учреждений высшего образования стал поиск путей повышения конкурентоспособности вуза, что, в свою очередь, невозможно без анализа и оценки конкурентных позиций высшего учебного заведения.

За последнее десятилетие появилось немало научных публикаций, посвященных проблемам формирования и развития организационно-экономического механизма конкурентоспособности современных вузов, факторам оценки конкурентоспособности выс-

шего учебного заведения, управлению конкурентоспособностью вуза в современных социально-экономических условиях и т.д. Вместе с тем проблемам повышения конкурентоспособности частных образовательных учреждений высшего образования уделяется незаслуженно мало внимания.

В данной статье представлены результаты прикладного исследования, направленного на анализ и оценку конкурентоспособности ЧОУ ВО «Таганрогский институт управления и экономики» (далее -ТИУиЭ).

В ходе исследования была осуществлена оценка уровня конкурентоспособности ЧОУ ВО ТИУиЭ, включая PEST-анализ, SWOT-анализ, а также методику КФУ (ключевые факторы успеха).

Характеристика объекта исследования. Частное образовательное учреждение высшего образования «Таганрогский институт управления и экономики» (ЧОУ ВО ТИУиЭ) было основано в 1993 г. и является лицензированным частным образовательным учреждением, осуществляющим набор по следующим направлениям бакалавриата и магистратуры: «Экономика», «Юриспруденция», «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление», «Управление персоналом».

Как гласит сайт вуза, «ЧОУ ВО «Таганрогский институт управления и экономики» - единственный в городе профильный экономико-правовой вуз, который готовит высококвалифицированных специалистов нового поколения, способных легко адаптироваться к системе рыночных отношений, по-современному решать производственные, правовые и финансовые вопросы, осваивать и применять новые технологии» [4].

Следует отметить, что в Таганроге, городе с численностью населения немногим более 250 тыс. человек, насчитывается пять вузов, среди них три филиала: Инженерно-технологическая академия ЮФУ (ТРТИ); Таганрогский институт имени А.П.Чехова (филиал) Ростовского государственного экономического университета (ТГПИ имени А.П.Чехова); Таган-

рогский институт управления и экономики (ЧОУ ВО ТИУиЭ); Таганрогский политехнический институт -филиал Донского государственного технического университета (ТПИ-ДГТУ); Таганрогский филиал Российского нового университета (РосНОУ) [5].

Начиная с 2004 г., учитывая общее снижение численности выпускников старших классов школ, как последствие так называемой «демографической ямы», борьба за абитуриента между таганрогскими вузами является достаточно напряженной.

Несмотря на статус частного образовательного учреждения, ТИУиЭ нельзя назвать аутсайдером среди вузов Таганрога и Ростовской области. Данные сайта Вузотека.ру на 11.06.2018 свидетельствуют о том, что ЧОУ ВО ТИУиЭ занимает 637-е место в рейтинге вузов России, опережая филиал РосНОУ и филиал РГЭУ (ТГПИ имени А.П.Чехова) - у вузов-конкурентов 1316-е и 1556-е место соответственно [6].

Согласно данным рейтинга Ассоциации негосударственных вузов на 2016 г., ЧОУ ВО ТИУиЭ занимал 86-е место из 168, входя в третью группу частных образовательных учреждений ВО [7].

Актуальной задачей менеджмента ЧОУ ВО ТИУиЭ на сегодняшний день является оценка его конкурентоспособности и поиск путей усиления конкурентных позиций.

Цель исследования - оценка и анализ конкурентоспособности ЧОУ ВО ТИУиЭ.

Методы исследования: экспертные оценки, методы стратегического анализа (SWOT-анализ, PEST-анализ), КФУ анализ (анализ ключевых факторов успеха).

Ход исследования и результаты. В ходе исследования нами была осуществлена оценка уровня конкурентоспособности ЧОУ ВО ТИУиЭ, включая методику КФУ, PEST-анализ, а также SWOT-анализ.

Специфичные внешние факторы, влияющие на структуру и содержание стратегии вуза, представлены в табл. 1.

Таблица 1

Политические - Изменения законодательства в области образования - Государственное и муниципальное регулирование и контроль деятельности - Введение профстандартов - Социальная политика малоресурсных групп (в том числе, в сфере образования) Экономические - Состояние экономики отрасли, непосредственно связанной с профилем деятельности вуза, и тенденции ее изменения - Средний уровень зарплаты в регионе. - Уровень инфляции - Потребность в выпускниках вуза и тенденции изменения

Социальные 1. Демографическая обстановка (в том числе миграционная ситуация) 2. Социокультурные ценности населения 3. Уровень социальной мобильности 4. Мнение потребителей/работодателей о частных учебных заведениях 5. Востребованность абитуриентами основных образовательных программ Технологические 1. Развитие образовательных технологий в России и мире 2. Финансирование научных исследований и разработок 3. Состояние и тенденции развития в методах образования и научных исследованиях 4. Технологическая грамотность потребителей

Таблица 2

PEST-анализ: оценка степени влияния факторов

Группы факторов Описание фактора Эксперт 1 Эксперт 2 Эксперт 3 Эксперт 4 Эксперт 5 Эксперт 6 Среднее значение

Политические Изменения законодательства в области образования 5 5 5 3 4 5 4,5

Государственное и муниципальное регулирование и контроль деятельности 5 4 5 4 3 3 4,0

Социальная политика малоресурсных групп (в том числе, в сфере образования) 4 4 3 3 2 2 3,0

Введение профстандартов 4 5 2 3 3 3 3,3

Экономические Состояние экономики отрасли, непосредственно связанной с профилем деятельности вуза, и тенденции ее изменения 3 2 2 4 4 3 3,0

Уровень инфляции 5 5 5 3 4 5 4,5

Средний уровень зарплаты в регионе 5 5 5 5 4 4 4,7

Потребность в выпускниках вуза и тенденции изменения 3 2 3 4 2 4 3,0

Социальные Мнение потребителей/работодателей о частных учебных заведениях 5 4 5 5 5 5 4,8

Уровень социальной мобильности 4 2 3 3 4 2 3,0

Социокультурные ценности населения 5 3 3 3 5 2 3,5

Востребованность абитуриентами основных образовательных программ 4 4 4 3 4 4 3,8

Демографическая обстановка (в том числе миграционная ситуация) 2 3 4 4 5 3 3,5

Технологические Технологическая грамотность потребителей 4 5 5 3 4 4 4,2

Финансирование научных исследований и разработок 5 3 4 4 3 5 4,0

Состояние и тенденции развития в методах образования и научных исследованиях 4 3 3 5 4 3 3,7

Развитие образовательных технологий в России и мире 5 5 5 4 5 5 4,8

На основе материалов таблицы был создан бланк опроса экспертов для проведения количественной оценки и проведен количественный PEST-анализ с использованием табличной формы.

В качестве экспертов выступили представители ЧОУ ВО ТИУиЭ, ФГБОУ ВПО «Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) РГЭУ (РИНХ)», ФГБОУ ВПО «Донской государственный технический университет» (ДГТУ), Институт управления в экономических, экологических и социальных системах Инженерно-технологической академии ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет».

Экспертам было предложено сначала оценить степень влияния каждого фактора во внешней среде по пятибалльной системе, где 1 - фактор оказывает слабое влияние, 5 - влияние фактора очень высоко.

Как видно из табл. 2, самыми влиятельными эксперты сочли такие факторы, как изменения законодательства в области образования (4,5), мнение потребителей/работодателей о частных учебных заведениях (4,8), средний уровень зарплаты в регионе (4,7), развитие образовательных технологий в России и мире (4,8).

На следующем этапе эксперты оценивали вероятность изменения каждого фактора на рынке образовательных услуг г. Таганрога. Им было предложено оценить вероятность изменения каждого фактора

внешней среды по пятибалльной системе, где 1 -минимальная вероятность изменения макроэкономического фактора; 5 - максимальная вероятность изменения.

По мнению экспертов, факторами с самой высокой вероятностью изменения оказались следующие факторы внешней среды: изменения законодательства в области образования (3,8), потребность в выпускниках вуза и тенденции изменения (3,5), развитие образовательных технологий в России и мире (3,7). Результаты оценки экспертами вероятности изменения факторов и реальной значимости факторов были обобщены в сводной табличной форме PEST-анализа (табл. 3).

Данные таблицы показывают, что можно выделить группу наиболее перспективных возможностей (факторы, имеющие ранг 1-6) и наиболее опасных угроз (факторы, имеющие ранг 11-17), на которых вуз должен заострить внимание.

Исходя из результатов PEST-анализа, ЧОУ ВО ТИУиЭ целесообразно воспользоваться следующими возможностями: развитием образовательных технологий в России и мире, технологической грамотностью потребителей, востребованностью абитуриентами основных образовательных программ, финансированием научных исследований и разработок,

состоянием и тенденциями развития в методах образования и научных исследованиях, введением проф-стандартов.

Необходимо уделить внимание следующим угрозам: состоянию экономики отрасли, непосредственно связанной с профилем деятельности вуза, и тенденциям ее изменения, потребности в выпускниках вуза и тенденциям ее изменения, государственному и муниципальному регулированию и контролю деятельности, уровню инфляции, демографической обстановке, мнению и отношению потребителей/работодателей к частным учебным заведениям, изменению законодательства в области образования.

На следующем этапе исследования для определения конкурентных позиций ЧОУ ВО ТИУиЭ нами был осуществлен анализ ключевых факторов успеха (КФУ).

Были выделены ключевые факторы успеха, которые действуют в сфере образовательных услуг, и

построена таблица оценки конкурентоспособности ЧОУ ВО ТИУиЭ (табл. 4).

Согласно экспертным оценкам, самым значимым фактором является «качество предоставляемой услуги».

При анализе деятельности ЧОУ ВО ТИУиЭ было выявлено, что максимально выраженными факторами также являются «наличие высококвалифицированного персонала», «цена образовательной услуги», «широкий ассортимент направлений обучения». Наименьший балл набрал такой фактор успеха, как «известность вуза и его благоприятный имидж».

В целом данные табл. 4 свидетельствуют о том, что ЧОУ ВО ТИУиЭ обладает средним уровнем конкурентоспособности, так как итоговое значение скорректированной оценки конкурентоспособности равно 3,8 балла (по пятибалльной шкале, где минимум равен 1, а максимум - 5 баллам).

Таблица 3

Ранжирование внешних факторов, влияющих на деятельность вузов г. Таганрога

Ранг фактора Описание фактора Реальная значимость фактора

1 Развитие образовательных технологий в России и мире +17,76

2 Технологическая грамотность потребителей +14,7

3 Востребованность абитуриентами основных образовательных программ +12,6

4 Финансирование научных исследований и разработок +12

5 Состояние и тенденции развития в методах образования и научных исследованиях +9,99

6 Введение профстандартов +9,9

7 Уровень социальной мобильности +8,4

8 Социокультурные ценности населения +4,55

9 Социальная политика малоресурсных групп (в том числе, в сфере образования) +3,9

10 Средний уровень зарплаты в регионе -6,11

11 Состояние экономики отрасли, непосредственно связанной с профилем деятельности вуза, и тенденции ее изменения -9

12 Потребность в выпускниках вуза и тенденции изменения -10,5

13 Государственное и муниципальное регулирование и контроль деятельности -13,5

14 Уровень инфляции -14

15 Демографическая обстановка (в том числе, миграционная ситуация) -14,7

16 Мнение потребителей/работодателей о частных учебных заведениях -15,84

17 Изменения законодательства в области образования -17,1

Таблица 4

Оценка конкурентных позиций ЧОУ ВО ТИУиЭ_

КФУ Вес фактора Балл (1-5) Скорректированная оценка (вес*балл)

Качество ОУ 0,2 4 0,8

Цена ОУ 0,15 4 0,6

Наличие высококвалифицированного персонала 0,1 5 0,5

Широкие возможности трудоустройства выпускников 0,15 3 0,45

Известность вуза и его благоприятный имидж 0,1 3 0,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Использование передовых технологий обучения 0,1 4 0,4

Широкий ассортимент направлений обучения 0,15 4 0,6

Материально-техническая оснащенность вуза 0,05 3 0,15

Итого: 1 3,8

Таблица 5

Сравнительная оценка основных конкурентов ЧОУ ВО ТИУиЭ_

КФУ Вес Оценка ИТА ЮФУ Оценка ДГТУ

фактора Балл Оценка Балл Оценка

Качество ОУ 0,2 4 0,8 4 0,8

Цена ОУ 0,15 3 0,45 4 0,6

Наличие

высококвалифицированного 0,1 5 0,5 4 0,4

персонала

Широкие возможности трудоустройства выпускников 0,1 5 0,5 4 0,4

Известность вуза и его благоприятный имидж 0,15 5 0,75 4 0,6

Использование передовых технологий обучения 0,1 5 0,5 4 0,4

Широкий ассортимент направлений обучения 0,15 5 0,75 4 0,6

Материально-техническая оснащенность вуза 0,05 4 0,2 3 0,15

Итого 1 4,45 3,95

Таблица 6

Матричная форма SWOT-анализа ЧОУ ВО ТИУиЭ_

Сильные стороны 1. Соответствие требованиям ФГОС квалификации ППС кадровому обеспечению и высокая квалификация персонала ТИУиЭ 2. Клиентоориентированный подход 3. Высокое качество предоставляемой потребителям услуги 4. Оптимизация соотношения цены и качества обучения 5. Удачное месторасположение и ярко выраженные стиль и эстетика и экстерьера и интерьера Слабые стороны 1. Ограниченные финансовые ресурсы 2. Устаревшее оборудование и физический износ собственности института 3. Слабо развитая система планирования 4. Плохо налажены коммуникационные потоки между подразделениями 5. Имидж и деловая репутация вуза

Возможности 1. Развитие образовательных технологий в России и мире 2. Технологическая грамотность потребителей 3. Востребованность абитуриентами основных образовательных программ 4. Финансирование научных исследований и разработок 5. Состояние и тенденции развития в методах образования и научных исследованиях Угрозы 1. Государственное и муниципальное регулирование и контроль деятельности 2. Уровень инфляции 3. Демографическая обстановка (в том числе миграционная ситуация) 4. Мнение потребителей/работодателей о частных учебных заведениях 5. Изменения законодательства в области образования

Однако конкурентоспособность любой организации анализируется в сравнении с её конкурентами. В связи с этим нами была проведена оценка ключевых факторов успеха двух основных конкурентов ЧОУ ВО ТИУиЭ - ФГБОУ ВПО «Донской государственный технический университет» (ДГТУ), Институт управления в экономических, экологических и социальных системах Инженерно-технологической академии ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет». Данные оценки конкурентоспособности представлены в табл. 5 и показывают, что при сравнении вузов-конкурентов между собой не наблюдается значительного разрыва в оценках, при том что ДГТУ уступает ИТА ЮФУ практически по всем показателям, кроме основного - качества ОУ (0,8).

По итогам произведенных расчетов можно сделать вывод о том, что ЧОУ ВО ТИУиЭ занимает недостаточно устойчивые позиции на рынке образо-

вательных услуг г. Таганрога, так как суммарная оценка вуза составляет 3,8 балла, что ниже, чем у выбранных вузов-конкурентов: 4,45 и 3,95 балла соответственно.

Учитывая результаты проведенного выше анализа ключевых факторов успеха ЧОУ ВО ТИУиЭ на рынке образовательных услуг г. Таганрога, можно сделать вывод о том, что вуз имеет ряд внутренних факторов, которые требуют значительной корректировки и дополнительного улучшения. Для усиления позиций на соответствующем рынке ЧОУ ВО ТИУиЭ следует улучшить такой показатель, как «известность вуза и его благоприятный имидж».

Комплексный подход к оценке конкурентных позиций вуза требует анализа его внутреннего контекста, эффективным инструментом которого является SWOT-анализ.

Анализ сильных и слабых сторон, а также возможностей и угроз подводит нас к выводу, что у

ЧОУ ВО ТИУиЭ существует потенциал к развитию и совершенствованию. Однако соотношение сильных и слабых сторон по своей значимости образовывает перевес в пользу слабых, что должно давать организации дополнительную мотивацию для закрепления своих позиций среди конкурентов.

На основе результатов матричной формы SWOT-анализа ЧОУ ВО ТИУиЭ нами была построена табличная форма SWOT-анализа. Экспертам было предложено оценить сильные, слабые стороны, возможности и угрозы ЧОУ ВО ТИУиЭ на основе шкалы, где +3 - максимальное взаимовлияние факторов, -3 - минимальное.

Исходя из полученных результатов, можно констатировать, что основными проблемами внутренней среды на данный момент являются ограниченные финансовые ресурсы, устаревшее оборудование и физический износ собственности института, имидж вуза.

Во внешней среде максимальную угрозу представляют государственное и муниципальное регулирование и контроль деятельности изменения законодательства в области образования, отношение потребителей/работодателей к частным учебным заведениям.

Вместе с тем у организации имеется достаточно ресурсов для повышения своей конкурентоспособности. Правильное их использование позволит вузу укрепить свои позиции на рынке образовательных услуг.

Выводы и рекомендации. Учитывая результаты проведенного выше анализа конкурентоспособности ЧОУ ВО ТИУиЭ на рынке образовательных услуг г.Таганрога, можно сделать вывод о том, что организация имеет ряд внутренних факторов, которые требуют значительной корректировки и дополнительного улучшения. В частности, для усиления позиций на соответствующем рынке ЧОУ ВО ТИУиЭ следует улучшить такой показатель, как «известность вуза и его благоприятный имидж», так как на данный момент этот показатель демонстрирует максимальную уязвимость и во внешней, и во внутренней среде вуза.

Адекватной мерой по решению таких проблем внешней среды, как государственное и муниципальное регулирование и контроль деятельности, а также изменения законодательства в области образования, по нашему мнению, является постоянный мониторинг изменений в сфере государственного и муниципального регулирования и контроля деятельности вузов и изменений в сфере законодательства в области образования.

Что касается мнения потребителей/работодателей о частных учебных заведениях, то отчасти данную проблему можно решить путем целенаправленной работы над имиджем вуза и укреплением его деловой репутации.

К числу эффективных мер, позволяющих решить такую внутреннюю проблему, как ограниченные финансовые ресурсы, могут быть отнесены следующие:

- расширение спектра оказываемых дополнительных образовательных услуг (программы дополнительного образования, специальные курсы, курсы углубленного изучения и т.д.), не входящих в содержание основных образовательных программ и государственного образовательного стандарта;

- реализация хозяйственной деятельности (сдача в аренду основных средств и имущества, предоставление посреднических услуг и т.д.);

- предоставление платных услуг в сфере проведения научных конференций, семинаров, форумов, научных публикаций;

- участие в конкурсах и тендерах на оказание платных образовательных услуг по федеральным, региональным и муниципальным программам;

- участие в зарубежных международных программах финансирования высших образовательных учреждений;

- проведение конференций с изданием сборников трудов на платной основе.

Решение проблемы физического износа собственности института и замены устаревшего оборудования на современное может быть найдено путем приобретения необходимого оборудования за счет финансирования грантов, выделяемых для реализации научных исследований и проектов, а также осуществления бартера с компаниями, реализующими компьютерную и оргтехнику, мебель, стройматериалы.

Наконец, оптимизация имиджа и укрепление деловой репутации вуза требуют разработки и реализации концепции управления имиджем вуза, а также включения в организационную структуру вуза такого подразделения, как PR-служба, которое выступало бы координационным центром, отвечающим за решение данной задачи.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гневашева В.А. Демографическая яма и ее роль в потребительском выборе услуг высшего профессионального образования // Знание. Понимание. Умение. - 2017 - №1.

2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы [Электронный ресурс]. - URL: https://минобр науки.рф/документы/5930/файл/4787/FCPRO_m_ 2016-2020_gody.pdf

3. Половина вузов России не сдали зачет [Электронный ресурс]. - URL: http://obrnadzor.gov.ru/ru/ press_center/press/index.php?id_4=6694

4. Сайт ЧОУ ВО ТИУиЭ [Электронный ресурс]. -URL: http://www.tmei.ru

5. Федеральный портал «Российское образование» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.edu.ru/vuz/region/rostovskaya

6. Вузотека.ру [Электронный ресурс]. - URL: http ://vuzoteka. ru/вузы/Таганрог

7. Рейтинг вуза [Электронный ресурс]. - URL: https://rg.ru/2016/02/02/v-rossii-poiavilsia-pervyj -rejting-negosudarstvennyh-vuzov.html

© Елена Александровна Дагаева, 2018 © Частное образовательное учреждение высшего образования «Таганрогский институт управления

и экономики», 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.