Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ'

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАТИКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СРЕДА / INNOVATION / E-LEARNING ENVIRONMENT / PROFESSIONAL EDUCATION / EDUCATIONAL PROCESS / E-LEARNING / EDUCATIONAL STANDARDS / PEDAGOGICAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Жидков Алексей Андреевич, Челнокова Елена Александровна, Барабина Ирина Евгеньевна

В данной статье рассматривается инновационная деятельность в электронной образовательной среде. Цель статьи заключается в определении роли и значимости электронной образовательной среды, как одного из направлений модернизация современного образования. Целью инновационной деятельности является поиск и реализация инноваций в целях расширения функционального наполнения современного образовательного процесса и повышения качества предоставляемого профессионального образования образовательными организациями, совершенствование технологий, методов и организации учебно-образовательного процесса. Выявлены направления инновационного преобразования системы образования: инновационные преобразования как отражение ключевых тенденций прогресса системы образования; инновационные преобразования в качестве уничтожения проблем, возникающих в функционировании структуры системы профессионального образования; инновационные преобразования в качестве предполагаемых желательных результатов грядущей обновлённой образовательной системы. Одним из направлений инновационной деятельности образовательных организаций является создание электронной образовательной среды и проведение занятий в электронной форме. Развитие информационных средств образования на данный момент проходит очень активно в профессиональном образовании. Так, инновационная деятельность, позволяющая создать электронную образовательную среду способствует обеспечению полного освоения обучающимися дисциплин независимо от местонахождения обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Жидков Алексей Андреевич, Челнокова Елена Александровна, Барабина Ирина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE ACTIVITIES IN THE ELECTRONIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT

This article discusses innovative activities in the electronic educational environment. The purpose of the article is to determine the role and significance of the electronic educational environment, as one of the areas of modernization of modern education. The purpose of innovation is the search and implementation of innovations in order to expand the functional content of the modern educational process and improve the quality of professional education provided by educational organizations, improve technologies, methods and organization of the educational process. During the research it was revealed that among the significant areas in the process of innovative transformation of the education system: innovative transformations as a reflection of the key trends in the progress of the education system; innovative transformations as the elimination of problems arising in the functioning of the structure of the vocational education system; innovative transformations as expected desirable outcomes of the forthcoming renewed educational system. One of the areas of innovative activity of educational organizations is the creation of an electronic educational environment and conducting classes in electronic form. The development of informational means of education is currently taking place very actively in professional education. Thus, innovative activity that allows creating an electronic educational environment contributes to ensuring the full mastering of disciplines by students, regardless of the location of the students.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

Vaganova Olga Igorevna, Zhidkov Aleksey Andreevich, Chelnokova Elena Alexandrovna and others INNOVATIVE ACTIVITIES IN THE ELECTRONIC EDUCATIONAL ...

pedagogical sciences

УДК 378.4:004

DOI: 10.26140/knz4-2020-0904-0016

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

© 2020

AuthorID: 284243 SPIN: 1890-0952 ResearcherID: J-3306-2017 ORCID: 0000-0001-8347-484X ScopusID: 57190967543

Ваганова Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами»

AuthorID: 1077588 SPIN: 6549-9515

Жидков Алексей Андреевич, магистрант

AuthorID: 720155 SPIN-код: 6568-6622 ORCID iD: 0000-0001-8673-6032 ScopusAuthorID 57188857236

Челнокова Елена Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента

AuthorID: 1055043 SPIN: 2184-3965 ResearcherID: AAB-2693-2020 ORCID: 0000-0003-4485-8108

Барабина Ирина Евгеньевна, магистрант

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: barabinaie@gmail.com) Аннотация. В данной статье рассматривается инновационная деятельность в электронной образовательной среде. Цель статьи заключается в определении роли и значимости электронной образовательной среды, как одного из направлений модернизация современного образования. Целью инновационной деятельности является поиск и реализация инноваций в целях расширения функционального наполнения современного образовательного процесса и повышения качества предоставляемого профессионального образования образовательными организациями, совершенствование технологий, методов и организации учебно-образовательного процесса. Выявлены направления инновационного преобразования системы образования: инновационные преобразования как отражение ключевых тенденций прогресса системы образования; инновационные преобразования в качестве уничтожения проблем, возникающих в функционировании структуры системы профессионального образования; инновационные преобразования в качестве предполагаемых желательных результатов грядущей обновлённой образовательной системы. Одним из направлений инновационной деятельности образовательных организаций является создание электронной образовательной среды и проведение занятий в электронной форме. Развитие информационных средств образования на данный момент проходит очень активно в профессиональном образовании. Так, инновационная деятельность, позволяющая создать электронную образовательную среду способствует обеспечению полного освоения обучающимися дисциплин независимо от местонахождения обучающихся.

Ключевые слова: инновационная деятельность, электронная образовательная среда, профессиональное образование, инноватика, образовательный процесс, электронное обучение, образовательные стандарты, педагогическая среда.

INNOVATIVE ACTIVITIES IN THE ELECTRONIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT

© 2020

Vaganova Olga Igorevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Zhidkov Aleksey Andreevich, magistrant Chelnokova Elena Alexandrovna, candidate of technical sciences, associate professor Barabina Irina Evgenievna, undergraduate department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Kozma Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail: barabinaie@gmail.com) Abstract. This article discusses innovative activities in the electronic educational environment. The purpose of the article is to determine the role and significance of the electronic educational environment, as one of the areas of modernization of modern education. The purpose of innovation is the search and implementation of innovations in order to expand the functional content of the modern educational process and improve the quality of professional education provided by educational organizations, improve technologies, methods and organization of the educational process. During the research it was revealed that among the significant areas in the process of innovative transformation of the education system: innovative transformations as a reflection of the key trends in the progress of the education system; innovative transformations as the elimination of problems arising in the functioning of the structure of the vocational education system; innovative transformations as expected desirable outcomes of the forthcoming renewed educational system. One of the areas of innovative activity of educational organizations is the creation of an electronic educational environment and conducting classes in electronic form. The development of informational means of education is currently taking place very actively in professional education. Thus, innovative activity that allows creating an electronic educational environment contributes to ensuring the full mastering of disciplines by students, regardless of the location of the students.

Keywords: innovation, e-learning environment, professional education, innovation, educational process, e-learning, educational standards, pedagogical environment.

ВВЕДЕНИЕ ными научными и практическими задачами.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важ- Деятельность, связанная с применением инноваций и

60

Karelian Scientific Journal. 2020. Т. 9. № 4(33)

педагогические науки

Ваганова Ольга Игоревна, Жидков Алексей Андреевич, Челнокова Елена Александровна и другие ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ...

нововведений, поэтапно становится всё более значимой в отечественном профессиональном образовании. Так, данная деятельность направлена на то, чтобы студенты в полной мере овладели различными инновационными методами обучения. В данной связи также следует отметить преобразование учебной деятельности посредством появления новых учебных подсистем и их структурных элементов.

О существенном влиянии инноваций в отечественном образовании начали говорить уже в конце двадцатого века. В настоящее время этот процесс активно развивается. Его подсистемой является педагогическая инноватика.

Процессы различного рода обновления системы образования, появления в ней инноваций, достаточно полно изучаются уже со второй половины двадцатого века. Сначала исследователи данной области решали задачи, которые связаны с теоретическим описание инноваций в педагогике и осведомлении общества о таких процессах [1]. Следующим этапом стало поэтапное расширение круга задач. Так, на данном этапе интерес исследователей больше перешёл в область оценки различного рода новшеств в педагогике, а также путях их внедрения. Не обошла интерес исследователей и проблема творческого развития педагогических работников, а также их экспериментальной деятельности в образовательной организации.

Это повлияло на появление педагогической инно-ватики в качестве независимой научной дисциплины, послужило появлением потребности в обобщении получаемых обучающимися знаний и их общей интеграции.

Можно выделить наиболее значительные направления в процессе инновационного преобразования системы образования:

- инновационные преобразования как отражение ключевых тенденций прогресса системы образования;

- инновационные преобразования в качестве уничтожения проблем, возникающих в функционировании структуры системы профессионального образования;

- инновационные преобразования в качестве предполагаемых желательных результатов грядущей обновлённой образовательной системы.

Государству сейчас наиболее важно развитие профессионального образования. Оно ставит цель их инновационного преобразования и модернизации для достижения наиболее высокого их качества. Для этого государство перестраивает систему профессионального образования, оптимизирует его подразделения и сеть организаций, а также различные профессии и специальности [3].

Рассматриваемая образовательная система находит своё развитие в инновационных процессах, которые также сопровождаются поддержкой государства в различных сферах её проявления [4]. Актуальные направления инновационных преобразований в системе профессионального образования нацелены на обеспечение соответствия темпов образовательного и социального прогресса.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Ряд важных аспектов инновационного развития образования раскрыт в трудах И.В. Бестужева-Лады, Д.Р. Вахитова, С.Ю. Глазьева, В.С. Дудченко, В.И. Кондратьева и др. В последние двадцать лет проблематика нововведений в области образования стала рассматриваться в работах отечественных педагогов и психологов Н.В. Горбуновой, В.И. Загвязинского, М.В. Кларина, В.С. Лазарева, В.Я. Ляудис и др.

Изучение результатов проведенных исследований показало, что в последнее десятилетие значительно расширились исследования в области научно-методического обеспечения инновационной деятельности. Так, рассматриваются принципы организации и функции

методической службы нового типа (Л.И. Белоусова, Э.Д. Идиатулина, Т.И. Олифиренко, ТА. Сергеева, Н.М. Уварова, И.В. Чистова и др.), направления модернизации методической деятельности и повышения квалификации педагогов в образовательных учреждениях (Т.П. Афанасьева, Т.А. Венедиктова, А.Т. Глазунов, Л.Я. Казакова, B.C. Калита и др.). Вместе с тем, изучение отечественного опыта позволили прийти к выводу, что исследований в области научно-методического обеспечения инновационной деятельности в профессиональном образовании недостаточно, функция методического сопровождения инновационной деятельности в учреждениях профессионального образования, востребованного педагогической практикой, является слабо разработанной в педагогической науке, что обусловило актуальность настоящего исследования.

Обосновывается актуальность исследования

Педагогическая инновация является качественной иным практическим состоянием системы образования.

В настоящее время в педагогике ключевую значимость имеют контексты инноваций, которые имеют разную природу:

- устранение проблематики, возникающей в образовательной системе также на федеральном уровне;

- применение системного принципа в экономическом аспекте управления системой образования;

- анализ функционала и эффективный выбор государственной федеральной политики по отношению к управлению образованием;

- стимулирование рынка услуг образовательной деятельности;

- анализ значения различных корпоративных организаций в системе образования;

- анализ ключевого значения такого общественного института, как семья;

- анализ значения образовательной организации в организации образовательной деятельности.

Инновациями, применяемыми в образовательной организации, являются:

- инновации в применении учебных технологий;

- технологические инновации вследствие технологического мирового прогресса;

- новейшая структура организации управления образованием как целостной системы.

Следует отметить, что процесс внедрения инноваций крайне важен. Под ним нужно понимать совокупную деятельность, связанную с разработкой, созданием, адаптации новейших технологий. Инновационная деятельность - совокупность действий, необходимых для инновационного развития системы образования. Её ключевые функции заключаются в преобразовании системы образования и учебной деятельности на качественном уровне.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Цель статьи заключается в анализе инновационной деятельности в электронной образовательной среде.

Постановка задания. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить сущность и значение инновационной деятельности в образовании;

- рассмотреть основные инновации, которые внедряются в современный образовательный процесс.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Электронная информационно-образовательная среда включается в себя различные информационные системы, телекоммуникационные технологии и средства, электронные образовательные ресурсы [5].

Одним из инновационных направлений в образовании является внедрение в образовательный процесс электронной образовательной среды. Данная среда предназначена для создания электронного образова-

Vaganova Olga Igorevna, Zhidkov Aleksey Andreevich, Chelnokova Elena Alexandrovna and others pedagogical

INNOVATIVE ACTIVITIES IN THE ELECTRONIC EDUCATIONAL ... sciences

тельного пространства в образовательной организации. Разработка данной среды происходит также с целью реализации дистанционного обучения. Для создания электронной образовательной среды специалистами создаются электронные ресурсы, которые наполняются специальным учебно-образовательным контентом.

Всё же, ключевой элемент в современных преобразованиях системы образования являются инновации, которые можно эффективно адаптировать с целью совершенствования самой образовательной системы.

Направления инновационных преобразований образовательных организаций профессионального образования:

1. Разработка нового содержания обучения в виде создания инновационных образовательных курсов и учебных дисциплин;

2. Создание новых инструментов осуществления образовательной деятельности и их адаптация;

3. Преобразования стиля мышления педагогических работников и обучающихся;

4. Развитие взаимоотношений между педагогическими работниками и обучающимися в сфере использования инноваций.

Инновационная деятельность ориентирована на разработку проектов инновационного типа, а также их адаптацию в образовательной организации. В данной связи также важная инфраструктура инновационного типа, и обеспечение её работоспособности [6].

В современных реалиях перед каждым профессиональным образовательным учреждением встала задача, которую трудно решить. Она состоит в разработке и внедрении новейшей инновационной информационной образовательной среды. Университету следует осуществлять разработку информационной среды, учитывая социальные требования. В настоящее время государство ориентировано на развитие информационных технологий, так как в экономическом производстве информация является ключевым двигателем доходности. Это есть качественно инновационная экономическая среда, которая влияет на учебно-образовательный процесс [7].

В процессе модернизации российского образования процесс информатизации образования выделяется в качестве одного из приоритетов и имеет стратегическое значение. В современных реалиях продолжается процесс информатизации образования, сопровождающийся развитием непрерывной и открытой системы образования, которая направлена на поэтапное личностное развитие человека в течение всей его жизнедеятельности.

Также процесс информатизации системы образования сочетает в себе тенденции создания единого информационного пространства в образовании, внедрения новейших технологий преподавания и обучения, которые ориентированы на использование информационно-коммуникационных технологий, сочетания традиционных и нетрадиционных средств и методов обучения, развития системы опережающего образования [8].

С целью определения значимости электронной образовательной среды в организации современного образовательного процесса был проведен опрос среди преподавателей различной квалификации, которым были заданы вопросы относительно их отношения к введению электронной среды в образовательной организации. С помощью анкетирования мы также предполагали выявить отношение педагогов к инновациям. Так, были опрошены 60 педагогов, работающих в разных образовательных организациях, в которых в процессе обучения используется электронное обучение. После того как респонденты ответили на заданные им вопросы, были получены следующие результаты. 59% опрошенных преподавателей готовы к внедрению в собственную деятельность электронной среды, готовы активно использовать ее инструменты для обучения студентов. 41% респондентов склоняется к ответу «скорее нет», поскольку им привычнее ориентироваться в традиционных услови-62

ях. На вопрос «Как Вы считаете, что будет способствовать развитию электронной среды в вузе?» большинство отметили такие показатели как: готовность технического и программного обеспечения электронного обучения - 20%; наличие сертифицированных электронных учебных курсов по всем образовательным программам, реализуемым через систему электронного обучения - 30%; организация поддержки работы преподавателей, сотрудников и студентов в информационно-образовательной среде электронного обучения - 35%. То есть преподаватели считают необходимым в своей работе использовать электронные курсы, которые позволяют студентам выполнять задания удаленно, делают их более мобильными [9]. При этом им необходима поддержка со стороны IT-специалистов [10].

Для реализации онлайн-курса образовательное учреждение обязано внедрить в свою систему электронную среду, которая должна, в свою очередь, включать в себя электронное информационное ресурсное обеспечение. Данная среда обязана обеспечить полное освоение обучающимися дисциплины или модуля автономно от пространства нахождения обучающихся и без проведения занятий в аудиториях [11-15].

Электронная информационно-образовательная среда профессионального образования необходима для того, чтобы:

- организовать сопровождение образовательного процесса по существующим в образовательной организации ключевым профессиональным учебным программам, а также образовательным программам дополнительного профессионального образования.

- обеспечить доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам и электронной учебной программе автономно от пространства их нахождения;

- дать обучающемуся выбор индивидуального образовательного пути;

- повысить качество образовательного процесса в пределах образовательной организации.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования. На данный момент в системе образования происходит ряд преобразований, которые связаны в первую очередь с новыми требованиями, которые прописаны в стандартах образования. Данные стандарты закрепляют внедрение в образовательный процесс инновационных технологий и систем, в частности это касается развития электронной образовательной среды в образовательных организациях. Что обеспечит вхождение России в глобальный процесс по модернизации и информатизации мирового образовательного пространства. Этот процесс сопровождается в разработке и применении инноваций в преподавании и обучении, которые позволят повысить качество и эффективность образовательного процесса.

Перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, инновационная деятельность в электронной образовательной среде образовательной организации позволяет обеспечить наиболее быстрый доступ обучающимся к получению информации, контролировать свой процесс обучения, успешно осваивать учебные дисциплины, активно развивать навыки самообразования и самообучения, что повышает самостоятельность студентов в изучении нового материала и закрепления знаний по уже пройденным темам. Электронная образовательная среда открывает новые возможности для обучающихся и позволяют получить доступ к образовательным ресурсам практически в любое удобное для них время. Также использование электронной образовательной среды в процессе образования обеспечивает становление у обучающихся более высокого уровня информационной культуры и умения ориентироваться в электронном информационном пространстве.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Голубева Л.Ф. Инновационная деятельность в вузовском образовании // Социально-экономические явления и процессы. 2013.

Karelian Scientific Journal. 2020. Т. 9. № 4(33)

педагогические науки

Ваганова Ольга Игоревна, Жидков Алексей Андреевич, Челнокова Елена Александровна и другие ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ...

№7 (053). URL: https://cyberleninka.ru/articWn/innovatsionnaya-deyatelnost-v-vuzovskom-obrazovanii (дата обращения: 13.05.2020).

2. Филатова О.Н., Прохорова М.П. Разработка методического сопровождения инновационной подготовки педагогов в вузе // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 4.; URL: http://science-education.m/ru/articWview?id=20908 (дата обращения: 14.05.2020).

3. Матвеева С.Е. Повышение эффективности инновационной деятельности в образовании как условие его модернизации // Вестник ТГГПУ. 2011. №25. URL: https://cyberleninka.rU/articWn/povyshenW effektivnosti-innovatsionnoy-deyatelnosti-v-obrazovanii-kak-uslovie-ego-modernizatsii (дата обращения: 14.05.2020).

4. Морозова Г.Н. Из опыта работы по реализации научно-методического обеспечения системы непрерывного образования «Школа-колледж-вуз» // КПЖ. 2006. №1. URL: https://cyberleninka.ru/articWn/ iz-opyta-raboty-po-realizatsii-nauchno-metodicheskogo-obespecheniya-sistemy-nepreryvnogo-obrazovaniya-shkola-kolledzh-vuz (дата обращения: 14.05.2020).

5. Овсянникова Н. Петровна Эффективность информационно-образовательной среды образовательного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. №5.

6. Инновационная деятельность в муниципальной системе образования: сборник нормативно-правовых документов и методических материалов [Текст] / сост.: Г.Т. Васильчук, И.В. Ионас, А.М. Степанова. — Кемерово: МБОУ ДПО «Научно-методический центр», 2015 - 48 с.

7. Нифонтов С.Н., Негадаева Н.П. Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов // Образование. Карьера. Общество. 2014. №3 (42). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/nauchno-metodicheskoe-soprovozhdenie-innovatsionnoy-deyatelnosti-pedagogov (дата обращения: 14.05.2020).

8. Парфентьева О.В. Инновационная деятельность в реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования на основе процессного подхода //ПСЭ. 2010. №3. URL: https://cyberleninka.ru/articWn/innovatsionnaya-deyatelnost-v-realizatsii-osnovnyh-obrazovatelnyh-programm-vysshego-professionalnogo-obrazovaniya-na-osnove (дата обращения: 14.05.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Пранов Б.М., Рассохина Т.В. Построение информационной образовательной среды в вузе // Вестник РМАТ. 2011. №2 (2). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/postroenie-informatsionnoy-obrazovatelnoy-sredy-v-vuze-1 (дата обращения: 14.05.2020).

10. Парфентьева О.В. Инновационная деятельность в реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования на основе процессного подхода //ПСЭ. 2010. №3. URL: https://cyberleninka.ru/articWn/innovatsionnaya-deyatelnost-v-realizatsii-osnovnyh-obrazovatelnyh-programm-vysshego-professionalnogo-obrazovaniya-na-osnove (дата обращения: 14.05.2020).

11. Ваганова О.И., СмирноваЖ.В., АбрамоваН.С. Проектирование учебного процесса по дисциплине с использованием онлайн-курсов // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 277-280.

12. Вольникова Е.А., Горбачева Ю.М. Возможности использования новейших интернет-ресурсов в образовательном процессе вуза (на примере изучения иностранных языков) //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2017. № 5-6 (39-40). С. 159-163.

13. Yarmolchuk T.M. Synchronous and asynchronous online tools, learning a foreign language in the process of professional training of specialists in information technology // Humanitarian Balkan Research. 2018. № 1. С. 75-79.

14. Латкин А.П., Кривошапов В.Г. Моделирование управления интеграцией вуза в национальной инновационной системе // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 181-186.

15. Мялкина Е.В. Диагностика качества образования в вузе // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С 4.

Статья поступила в редакцию 03.08.2020 Статья принята к публикации 20.11.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.