pp. 43-47.
3. Kenareva, L. F. (2017), "Psychologo-pedagogical and physiological aspects of musical accompaniment at classes of health-improving physical culture and sports", Science in the modern information society : materials of the XII international scientific and practical conference, North Charleston, USA, June 19-20, 2017, pp. 30-35.
4. Lavrenticheva, M.A. (2019), "Psycho-pedagogical support of continuous physical education of younger schoolchildren in the implementation of the GEF", Innovations and traditions in modern physical education: materials of the Intercollegiate scientific and practical conference, Moscow, March 21, 2018, pp. 40-44.
5. Parfenova, L.A. and Glazkova, G.B. (2018), "Organizational and pedagogical conditions of accompanying the curriculum on physical culture for secondary school age students with deviations in health status", Problems of modern pedagogical education, Vol. 56, No. 3, pp. 22-26.
6. Petrik, A. A. (2018,) "Pedagogical support of children of primary school age at the lessons of physical culture", Physical-cultural and health-improving activities and socialization of youth in modern society: materials of the II all-Russian scientific and practical conference of students and young scientists, Krasnoyarsk, pp. 128-131.
7. Siukova, L.N. and Tarasenko, E.P. (2019) "Health-Saving technologies as part of a health-saving educational environment", Actual issues of physical and adaptive physical education in the education system : materials of the I all-Russian scientific and practical conference with international participation, Volgograd, pp. 80-83.
8. Tantsikuzhin, N.O., Astafev, N. V. and Nain, A.A. (2019), "The Role of All-Russian Physical Culture-Sports "Ready For Labor and Defense" (GTO) Complex in the System of Junior School Children Education", Proceedings of the first international Volga region conference on economics, humanities and sports, France, Atlantis Press, pp. 811-813.
9. Decree of the President of the Russian Federation (2020), On measures to ensure the sanitary and epidemiological well-being of the population on the territory of the Russian Federation in connection with the spread of a new coronavirus infection (COVID-19), available at: https://xn--80aesfpebagmfblc0a.xn--p1ai/info/ofdoc/president.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 05.07.2020
УДК 373.1
ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ КАК ОБЪЕКТ
УПРАВЛЕНИЯ
Сергей Владимирович Типушков, директор, Средняя общеобразовательная школа №44
имени С. Ф. Бароненко, Копейск
Аннотация
Образование является одной из динамично реагирующих сфер жизни на происходящие инновационные изменения в мире и определяет направление инновационной деятельности человека благодаря созданию инновационного пространства и повышению конкурентоспособности экономики в целом. Развитие инноваций в сфере образования приводит к появлению и развитию инновационной среды и методов управления ней. В статье рассмотрены понятия инновационная образовательная среда, образовательное пространство, инновационный процесс, проведён теоретический анализ исследований и опыта формирования инновационной среды в образовательной организации, выявлены внутренние и внешние компоненты образовательной среды. Задачами исследования являлось определение понятийного аппарата и характеристики инновационной среды образовательного учреждения как феномена педагогической практики, рассмотрение и изучение природы и причин возникновения инновационной среды, характеристика компонентов инновационной среды и их значение в развитии организации. Рассмотрена система взаимодействия современного образовательного учреждения системы общего образования с учреждением высшего образования - определены основные особенности взаимодействия и направления работы, представлен план реализации совместных действий, методы достижения эффективной реализации совместных проектов.
Ключевые слова: образовательное пространство, образовательная среда, инновационная образовательная среда, инновационный проект, управление.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.7.p394-400
INNOVATIVE EDUCATIONAL SCHOOL ENVIRONMENT AS AN OBJECT OF
MANAGEMENT
Sergey Vladimirovich Tipushkov, the director, Secondary school № 44 named after S.F. Bar-
onenko, Kopeysk
Abstract
Education is our sphere of life, which dynamically reacts to the innovative world changes. Education determines the direction of innovative human activity through the creation of innovative space and increasing the economy competitiveness as a whole. The development of innovations in educational field leads to the emergence and development of innovative environment and its management methods. The article discusses the concepts of innovative environment, educational space, and innovation process, carries out theoretical analysis of research and experience in the formation of innovative environment in educational organization, identifies internal and external educational environment components. The purpose of the study is the definition of the conceptual framework and characteristics of the innovative environment as a phenomenon of pedagogical practice, study of nature and causes of innovative environment creation, the characteristics of innovative environment components and their significance in the development of organization. Also it is considered the system of modern educational interaction between the institution of general education and the institution of higher education. And as a result of this work the main features of interaction and areas of work are identified, plan for the implementation of joint actions, methods for achieving effective join projects realization are presented.
Keywords: educational space, educational environment, innovative educational environment, innovative project, management.
Современный мир характеризуется масштабными изменениями во всех сферах: культуры, экономики, образования, политической и общественной жизни. Инновационные процессы позволяют ускорить развитие всех сторон изменений. Развивающемуся обществу нужны высокообразованные, амбициозные, активные граждане, умеющие самостоятельно принимать решение в ситуации неопределенности и мозаичности выбора, способные к сотрудничеству в рамках межкультурного взаимодействия, готовых нести ответственность за свои действия и поступки.
Для обозначения происходящих изменений была предложена аббревиатура VUCA-мир, где V (volatility) - изменчивость, нестабильность, U (uncertainty) - неопределенность, C (complexity) - сложность, A (ambiguilty) - неясность, неоднозначность.
В ответ на этот вызов современного мира появилось симметричное VUCA-решение - те шаги, которые должен совершить руководитель, предвидящий необходимость изменений, где: V - ценности - убеждения культура; U - понимание и управление стрессом - понимание опасности и умение мотивировать коллектив; C - уверенность -понимание собственных страхов и методов борьбы с ними; A - «живость», гибкость - немедленная качественная связь.
Практика работы в образовательной организации показывает, что при изменении цели и задач - изменяется структура, формы и методы управления.
Инновационная образовательная среда способствует развитию инновационных процессов в организации. Говоря об образовательном пространстве, многие исследователи подразумевают набор связанных между собой условий, которые оказывают влияние на обучающегося.
В свою очередь, мы рассматриваем образовательное пространство как объективный мир, совокупность имеющих отношение к образованию объектов, создающих и наполняющих это пространство, и одновременно предмет субъективной деятельности, заключающийся в восприятии, действии и воздействии субъектов на это пространство. (С.В. Иванова) [1]. Образовательное пространство может различаться по территориальному принципу: мировое образовательное пространство, образовательное пространство
страны, региональное образовательное пространство и образовательное пространство учебного заведения.
Что представляет собой «образовательная среда»? Это окружение участников образовательного процесса в пространстве образования, включающее педагогические условия, ситуации, систему отношений между людьми, объединёнными общностью педагогической и учебной деятельностью. (С.В. Иванова) [1].
Образовательная среда включает в себя также основные нормативно-правовые документы, регулирующие отношения в обществе, социальной среде, экономические отношения и правовые документы, относящиеся к образованию - федеральные и региональные законы, положения, стандарты, программы и пр. В определении образовательной среды говорится о факторах и условиях, влияющих на образование, межличностные отношения и, следовательно, на личность субъекта образования.
Инновационный процесс в образовании - процесс совершенствования образовательной практики, развития образовательных систем на основе нововведений. Он отражает формирование и развитие содержания и организации нового. Инновационный процесс в образовательном учреждении - планомерная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению современных и эффективных новшеств (проектов, теорий, методик, технологий и т. п.). Это процесс преобразования научного знания в инновацию, процесс последовательного превращения идеи в продукт, технологию или услугу; процесс мотивированный, целенаправленный, сознательный, ставящий своей целью перевод системы образования в новое качественное состояние, в режим развития (Т. И. Шамова) [2].
Постоянно меняющаяся внешнее образовательное пространство и среда становятся источниками инноваций. Инновационные изменения в образовании способствуют появлению различных механизмов организации образовательного пространства на разных уровнях, начиная от класса - и до пространства межгосударственного уровня. Школа живёт в постоянно меняющемся образовательном пространстве, следовательно, мы можем говорить об инновационной образовательной среде.
Под инновационным образовательным пространством будем понимать мотивирующую информационно-образовательную среду, в рамках которой реализуется система управления учебного, методического сопровождения, обеспечивается ресурсно-материальная база, создаются условия для реализации профессионального самосовершенствования и личностного роста педагогов и обучающихся.
Объектам управления в образовательной организации являются направления инновационной деятельности, связанные с процессами создания и реализации новых образовательных проектов, формирование ценностей, их распространение и использование в качестве готовых продуктов и услуг. Появляются новые функции управления инновациями: формирование и корректировка инновационных целей и программ; прогнозирование и планирование конечного результата инновационной деятельности; управление инновационными проектами; управление изменениями в случае реализации инновационных проектов; стратегический контроль за инновационными изменениями; формирование инновационного потенциала организации.
Организация управления любой инновационной деятельностью требует системности, содержательности, организованности и результативности всех направлений работы, исходя их этого, определяется содержание управленческой деятельности руководителей образовательной организации. Будем рассматривать управление инновационными процессами в образовательной организации, как реализацию системы инновационных проектов в рамках проектно-делового метода. Каждый проект предполагает наличие основных компонентов:
- базовых параметров, характеризующих состояние проекта (показатели оснащенности оборудованием и аудиторным фондом, численность учителей и обучающихся и
др.);
- параметров, характеризующих наличие ресурсов управления (финансовый и материальные ресурсы);
- ограничений на ресурсы управления;
- модели инновационного процесса;
- показателей качество инновационного проекта (оценка изменений показателей успеваемости др.);
- цели управления проектом.
В соответствии с данной методологией моделей инновационных проектов разрабатывается модель системы инновационных проектов в целом. Как правило, инновационные проекты имеют следующие блоки:
1. Программы достижения наилучших значений показателей качества проектов в соответствии с выбранными целевыми установками, которые реализуются в виде организационного и учебно-методического комплекса, содержащего планы организационных и управленческих мероприятий, методик обучения и воспитания, планы внедрения нового материально-технического обеспечения, планы повышения квалификации педагогического персонала.
2. Внедрение инновационных проектов в практику работы образовательного учреждения, включающих план внедрения проекта, коллектив руководителей и исполнителей, ответственных за реализацию направлений проекта, график выполнения направлений проекта и проекта в целом, систему поощрения исполнителей и руководителей проекта.
3. Анализ результатов реализации проекта, включающего сравнительный анализ достигнутых значений основных показателей проекта с их значениями в предшествующие периоды, выводов по результатам сравнительного анализа, устранение замечаний и рекомендаций, содержащихся в выводах.
4. Программы тиражирования положительного опыта и результатов реализации проекта, включающие систему тиражирования документации; проведение информационного оповещения заинтересованных образовательных учреждений; систему обмена опытом, обучения и повышения квалификации педагогического персонала, публикации и распространение полученных положительных результатов в научных сборниках и СМИ.
Данный подход к процессам управления инновационной образовательной средой в системе общего образования позволяет четко их структурировать, разрабатывать программы реализации проектов и реализовывать внедрение полученных результатов в практическую деятельность.
Потребность в инновационной деятельности заставляет образовательные организации развивать систему взаимодействия с учреждениями высшего образования. Основные особенности данного сотрудничества:
- возможность руководствоваться принципами систематичности в реализации специальных государственных документов: Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы, Государственная программа Челябинской области "Развитие образования в Челябинской области" на 2018-2025 годы, Национального проекта «Образование»;
- возрастание самостоятельности образовательных организаций, прямого управления, возможности сочетания потоков прямой, обратной и дополнительных управленческой информации на региональном, муниципальном уровне и уровне образовательной организации;
- отказ от единообразия, унификации системы образования, в пользу обогащенной разумным многообразием гуманной образовательной системы, учитывающей региональные, социально-экономические, национальные и другие условия, способствующие саморазвитию, самоопределению и самореализации ученика;
Взаимодействие образовательной организации с высшими учебными заведениями организованно как системный инновационный проект с «ключевыми» направлениями совместной деятельности. Учреждения высшего образования оказывают содействие в разработке структуры содержания общего образования в той части, которая связана с наполнением регионального, школьного компонента базисных учебных планов, с методикой и реализацией профильного образования, мониторингом качества образовательной деятельности, аттестацией и повышением квалификации педагогического персонала. Управление образования муниципалитета, конкретная образовательная организация способствуют обеспечению решений комплексной проблемы подготовки педагогических кадров с высшим образованием и научно-педагогических кадров высшей квалификационной категории.
При совместной реализации проекта находят отражение:
- концептуально-теоретическая проработка идеи;
- достижение в региональном образовательном пространстве идейного и смыслового единства;
- взвешенная, методологическая, теоретическая и методическая обоснованная экспериментальная работа, не разрушающая «до основания» всю систему образования;
- разработка с учетом региональных особенностей современных методик и педагогических технологий с личностно ориентированным эффектом, информационные технологии, цифровая образовательная среда и их распространение.
Учитывая и оценивая сложившуюся ситуацию, в 2018 году администрация МОУ «СОШ № 44 имени С.Ф. Бароненко» Копейского городского округа заключила соглашение о сотрудничестве в сфере науки и образования с Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет».
Совместно с научным руководителем, курирующим проект, определены основные направления сотрудничества:
- научная разработка и внедрение педагогических новаций в сфере содержания образования. Оказание содействия в осуществлении эксперимента по модернизации структуры и содержания на федеральных и региональных инновационных площадках (ФИП, РИП), организации профильного обучения, реализации целевых программ федерального, регионального, муниципального масштаба;
- совместная разработка общественно значимых для региона проблем и задач социального воспитания, социальной педагогики и педагогики дополнительного образования;
- проведение совместных занятий, учебной и педагогической практик;
- развития инициативы и творчества обучающихся, руководство работой НОУ, проведение олимпиад и творческих конкурсов различного уровня;
- участие в совместной разработке проектов законодательных актов в сфере образования муниципалитета, региона по молодежной политике, статуса педагога и т.д.;
- организация совместных научно-исследовательских лабораторий, проведение совместных научно-исследовательских работ, конференций и семинаров;
- в ходе реализации инновационного проекта составлен план совместных действий, отвечающий государственным программам в области образования;
- на базе образовательного учреждения создан «проектный офис» для разработки образовательных проектов и целевых программ, способствующих решению актуальных проблем образования и воспитания;
- достигнуто соглашение на кафедрах и факультетах университета по оказанию консультативной помощи педагогическим работникам учреждения, занимающимся диссертационными исследованиями;
- разработан перспективный план проведения совместных научно-практических конференций, семинаров по актуальным проблемам образования;
- внесены изменения в положение об оплате труда работников образовательной организации в части материального стимулирования сотрудников, участвующих в реализации планов совместных действий.
Таким образом, в ходе управления инновационной образовательной средой произошли изменения по двум показателям: насыщенность (ресурсный потенциал) и структурированность (способы организации).
Для руководителя инновационный потенциал педагогического коллектива - это совокупность социокультурных и творческих характеристик, которые выражаются в готовности педагогических работников совершенствовать педагогическую деятельность. Наличие инновационного потенциала связано со способностью продуцировать (создавать) новые идеи, а главное моделировать их в практической деятельности.
Для осуществления инновационного процесса в образовательной организации необходим особый настрой всех членов педагогического коллектива, так как сформированная мотивация педагогов выступает важнейшим условием и гарантией положительного освоения того или иного запланированного новшества (инновации).
Эффективность любого процесса во многом зависит от управления данным процессом. Поэтому главными направлениями и задачами управления развитием инновационного потенциала педагогического коллектива, на наш взгляд, следует считать:
- разработку и осуществление единой инновационной политики;
- определение системы стратегий, проектов, программ;
- ресурсное обеспечение и контроль за ходом инновационной деятельности;
- формирование мотивации педагогического коллектива к инновационной деятельности;
- подготовку и обучение педагогов; формирование целевых творческих групп, осуществляющих инновационные проекты.
В ходе реализации инновационного проекта используются различные формы интеграции инновационных усилий, повышения инновационного потенциала педагогических кадров: педагогические, методические советы, круглые столы, дискуссии; деловые, эвристические игры по генерированию новых педагогических идей; творческая работа педагогических работников в методических объединениях, временных творческих коллективах; самообразование, работа с научно-методической литературой; самостоятельная исследовательская, творческая деятельность над методической темой, участие в коллективной исследовательской деятельности в рамках общей проблемы; практикумы, тренинги; инновационные технологии обучения, интерактивные методы научно-методической работы; описание инновации как опыта работы, выступления на научно-практических конференциях, семинарах; творческие отчеты педагогических работников по обобщению опыта и др.
В целях эффективной реализации проекта сформированы временные творческие коллективы из числа педагогических работников, разрабатывающие определенные проблемные вопросы в рамках инновационного проекта. Результаты работы представлялись на заседаниях педагогического совета, методических совещаниях, заседаниях городских и областных методических объединений.
Такой подход обеспечил привлечение к реализации инновационного проекта не только педагогических работников школы, но и сотрудников иных сотрудников, например, библиотеки, отдел кадров и др. Для поддержки и развития активной инновационной деятельности педагогических работников и сотрудников школы создана система мотивации.
Для обучающихся инновационная образовательная среда - естественное или искусственно создаваемое социокультурное окружение, включающее различные виды
средств и содержания образования, способные обеспечивать его продуктивную деятельность.
В инновационной образовательной среде элементы системы взаимодействий обеспечивают достижение единой цели - развитие личности обучающегося. Школа учится, не только прогнозировать изменения, но и внедрять инновации таким образом, чтобы получить для себя конкурентные преимущества. Поэтому мы, вслед за Л.С. Выготским, определяем образовательное пространство как поле активного взаимодействия трех компо-нентов: школьника, педагога и среды между ними.
ЛИТЕРАТУРА
1. Иванова, С.В. Образовательное пространство в научных исследованиях и правовых документах: понятия, практика применения, сложности и риски / С.В. Иванова // Ценности и смыслы. - 2014. - № 5 (33). - С. 4-17.
2. Шамова, Т.И. Воспитательная система: сущность, содержание, управление / Т.И. Ша-мова, Г.Н. Шибанова. - Москва : ЦГЛ. 2003. - 200 с.
REFERENCES
1. Ivanova, S.B. (2014), "Educational space in scientific researches and legal documents: concepts, application practice, difficulties and risks", Values and meanings, No. 5 (33), pp. 4-17
2. Shamova, T.I. and Shibanova, G.N. (2003), Educational system: essence, content, management, TSGL, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.07.2020
УДК 796.422.093.352
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БЕГУНОВ НА 400 М С БАРЬЕРАМИ
Елена Петровна Титова, кандидат педагогических наук, Могилевский институт Министерства внутренних дел, Республика Беларусь
Аннотация
В статье представлены структура и содержание методики развития специальной выносливости квалифицированных бегунов на 400 м с барьерами на основе использования беговых нагрузок различной направленности. Разработанная методика сочетает в себе традиционный подход и блоковую систему построения годичного цикла подготовки. Общеподготовительный этап соответствует блоку А (базовая подготовка, направленная на развитие общей выносливости), специально-подготовительный этап - блоку В (преимущественное развитие специальной выносливости), соревновательный этап - блоку С (соревновательная подготовка, направленная на максимальное развитие специальной выносливости). На различных этапах круглогодичной тренировки осуществляется комплексное развитие физических качеств барьеристов с доминирующим воздействием на развитие специальной выносливости посредством применения определенного соотношения беговых нагрузок различной направленности.
Ключевые слова: барьерный бег, квалифицированные спортсмены, методика, блоковая система, годичный цикл подготовки, специальная выносливость, беговые нагрузки различной направленности.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.7.p400-405
METHODOLOGY OF DEVELOPMENT OF SPECIAL ENDURANCE OF QUALIFIED
RUNNERS ON 400 M HURDLES
Elena Petrovna Titova, the candidate ofpedagogical sciences, Mogilev Institute of the Ministry
of internal Affairs, Republic of Belarus