Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
640
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВАЯ ИГРА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ / СТАНОВЛЕНИЕ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА / ПРАКТИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ / СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / АКТИВИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЕ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / BUSINESS GAME / PEDAGOGICAL DISCIPLINES / PROFESSIONAL TRAINING / PROBLEM SITUATION / FORMATION OF A HIGHLY QUALIFIED SPECIALIST / PRACTICAL COMPETENCE / PEDAGOGICAL SITUATIONS / SYSTEM THINKING / FEEDBACK / ACTIVE METHODS / ACTIVATION OF TRAINING / CRITICAL THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лапшова Анна Владимировна, Булаева Марина Николаевна, Воронина Ирина Романовна, Барабина Ирина Евгеньевна

Качество подготовки специалиста в вузе определяет статус выпускника на рынке труда, его дальнейшее трудоустройство, что создает необходимость использования активных методов обучения, способствующих эффективному развитию способностей студентов к системности мышления, самообучению, самостоятельности. Целью работы является раскрытие возможностей метода деловой игры при изучении таких педагогических дисциплин, как «Общая и профессиональная педагогика», «Основы педагогических измерений» и «Методика профессионального обучения». Использование метода деловой игры становится мощным стимулом активизации самостоятельной деятельности студентов по приобретению профессиональных компетенций в образовательном процессе. Среди целей использования деловых игр при изучении педагогических дисциплин выделены следующие: обучение методам моделирования; развитие познавательных и профессиональных мотивов; передача целостного представления о будущей профессиональной деятельности и др. Выделено содержание основных этапов деловых игр: подготовительного, проведения деловой игры, заключительного - этапа анализа и обобщения, каждый из которых основан на принципах, среди которых принципы моделирования, проблемного обучения, диалогического общения, учебного моделирования, коллектива и триединой цели. Возможностями деловых игр при изучении педагогических дисциплин является формирование знаний категориального аппарата педагогики; раскрытие особенностей развития личности в процессе профессионального обучения и воспитания; развитие практических компетенций, навыков критического мышления. В статье выделен ряд особенностей таких, как наличие проблемной ситуации, ролевых целей цепочки решений, организация взаимодействия участников, исполняющих различные роли. В комплекс методов активного обучения, входящих в организации деловой игры, входят такие, как дискуссия, мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций и т. д. Метод деловой игры провоцирует включение рефлексивных процессов и представляет возможность осмысливания полученных результатов и их интерпретации. В рамках изучения педагогических дисциплин данный метод становится наиболее эффективным условием активизации процесса обучения, формирования профессиональных педагогических компетенций, способствующих становлению высококвалифицированного конкурентоспособного специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лапшова Анна Владимировна, Булаева Марина Николаевна, Воронина Ирина Романовна, Барабина Ирина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING THE BUSINESS GAME IN THE STUDY OF PEDAGOGICAL DISCIPLINES

The quality of specialist training at the University determines the status of the graduate in the labor market, his further employment, which creates the need to use active teaching methods that contribute to the effective development of students ' abilities to system thinking, self-learning, independence. The purpose of the work is to reveal the possibilities of the business game method in the study of such pedagogical disciplines as" General and professional pedagogy"," Fundamentals of pedagogical measurements "and "Methods of professional training". The use of the business game method becomes a powerful incentive to activate independent activity of students to acquire professional competencies in the educational process. Among the goals of using business games in the study of pedagogical disciplines are the following: training in modeling methods; development of cognitive and professional motives; transfer of a holistic view of future professional activities, etc. There are three main stages of business games: preparatory, conducting a business game, and the final stage of analysis and generalization, each of which is based on principles, including the principles of modeling, problem-based learning, Dialogic communication, educational modeling, the team, and the triune goal. The possibilities of business games in the study of pedagogical disciplines are the formation of knowledge of the categorical apparatus of pedagogy; the disclosure of the features of personal development in the process of professional training and education; the development of practical competencies, critical thinking skills. The article highlights a number of features, such as the presence of a problem situation, role goals of the decision chain, and the organization of interaction between participants performing various roles. The complex of active learning methods included in the organization of business games includes such as discussion, brainstorming, analysis of specific situations, and so on.the method of business games provokes the inclusion of reflexive processes and provides an opportunity to comprehend the results obtained and their interpretation. As part of the study of pedagogical disciplines, this method becomes the most effective condition for the activation of the learning process, the formation of professional pedagogical competencies that contribute to the formation of a highly qualified competitive specialist.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН»

УДК 378

DOI: 10.26140/anip-2020-0904-0012

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

© 2020

AuthorID: 737272 SPIN-код: 8001-9256 ResearcherID: J-3273-2017 ORCID: 0000-0001-7017-3589 ScopusID: 57201130316

Лапшова Анна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами»

AuthorID: 552980 SPIN: 9176-6390 ResearcherID: J-3277-2017 ORCID: 0000-0002-9928-9451 ScopusID: 57191840566

Булаева Марина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами»

AuthorID: 1058445 SPIN-код: 1900-1994 ORCID: 0000-0003-1778-6372

Воронина Ирина Романовна, студент

AuthorID: 1055043 SPIN: 2184-3965 ResearcherID: AAB-2693-2020 ORCID: 0000-0003-4485-8108

Барабина Ирина Евгеньевна, магистрант

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: [email protected]) Аннотация. Качество подготовки специалиста в вузе определяет статус выпускника на рынке труда, его дальнейшее трудоустройство, что создает необходимость использования активных методов обучения, способствующих эффективному развитию способностей студентов к системности мышления, самообучению, самостоятельности. Целью работы является раскрытие возможностей метода деловой игры при изучении таких педагогических дисциплин, как «Общая и профессиональная педагогика», «Основы педагогических измерений» и «Методика профессионального обучения». Использование метода деловой игры становится мощным стимулом активизации самостоятельной деятельности студентов по приобретению профессиональных компетенций в образовательном процессе. Среди целей использования деловых игр при изучении педагогических дисциплин выделены следующие: обучение методам моделирования; развитие познавательных и профессиональных мотивов; передача целостного представления о будущей профессиональной деятельности и др. Выделено содержание основных этапов деловых игр: подготовительного, проведения деловой игры, заключительного - этапа анализа и обобщения, каждый из которых основан на принципах, среди которых принципы моделирования, проблемного обучения, диалогического общения, учебного моделирования, коллектива и триединой цели. Возможностями деловых игр при изучении педагогических дисциплин является формирование знаний категориального аппарата педагогики; раскрытие особенностей развития личности в процессе профессионального обучения и воспитания; развитие практических компетенций, навыков критического мышления. В статье выделен ряд особенностей таких, как наличие проблемной ситуации, ролевых целей цепочки решений, организация взаимодействия участников, исполняющих различные роли. В комплекс методов активного обучения, входящих в организации деловой игры, входят такие, как дискуссия, мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций и т. д. Метод деловой игры провоцирует включение рефлексивных процессов и представляет возможность осмысливания полученных результатов и их интерпретации. В рамках изучения педагогических дисциплин данный метод становится наиболее эффективным условием активизации процесса обучения, формирования профессиональных педагогических компетенций, способствующих становлению высококвалифицированного конкурентоспособного специалиста.

Ключевые слова: деловая игра, педагогические дисциплины, профессиональное обучение, проблемная ситуация, становление высококвалифицированного специалиста, практические компетенции, педагогические ситуации, системное мышление, обратная связь, активные методы, активизация обучение, критическое мышление.

USING THE BUSINESS GAME IN THE STUDY OF PEDAGOGICAL DISCIPLINES

© 2020

Lapshova Anna Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department

of «Professional Education and Management of Educational Systems» Bulaeva Marina Nikolaevna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Voronina Irina Romanovna, student Barabina Irina Evgenievna, undergraduate department of «Professional Education and Management

of Educational Systems» Kozma Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail: [email protected]) Abstract. The quality of specialist training at the University determines the status of the graduate in the labor market, his further employment, which creates the need to use active teaching methods that contribute to the effective development of students ' abilities to system thinking, self-learning, independence. The purpose of the work is to reveal the possibilities of the business game method in the study of such pedagogical disciplines as" General and professional pedagogy"," Fundamentals of pedagogical measurements "and "Methods of professional training". The use of the business game method becomes a powerful incentive to activate independent activity of students to acquire professional competencies in the educational Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 4(33) 65

Lapshova Anna Vladimirovna, Bulaeva Marina Nikolaevna, Voronina Irina Romanovna and others USING THE BUSINESS GAME IN THE STUDY OF PEDAGOGICAL ...

pedagogical sciences

process. Among the goals of using business games in the study of pedagogical disciplines are the following: training in modeling methods; development of cognitive and professional motives; transfer of a holistic view of future professional activities, etc. There are three main stages of business games: preparatory, conducting a business game, and the final stage of analysis and generalization, each of which is based on principles, including the principles of modeling, problem-based learning, Dialogic communication, educational modeling, the team, and the triune goal. The possibilities of business games in the study of pedagogical disciplines are the formation of knowledge of the categorical apparatus of pedagogy; the disclosure of the features of personal development in the process of professional training and education; the development of practical competencies, critical thinking skills. The article highlights a number of features, such as the presence of a problem situation, role goals of the decision chain, and the organization of interaction between participants performing various roles. The complex of active learning methods included in the organization of business games includes such as discussion, brainstorming, analysis of specific situations, and so on.the method of business games provokes the inclusion of reflexive processes and provides an opportunity to comprehend the results obtained and their interpretation. As part of the study of pedagogical disciplines, this method becomes the most effective condition for the activation of the learning process, the formation of professional pedagogical competencies that contribute to the formation of a highly qualified competitive specialist.

Keywords: business game, pedagogical disciplines, professional training, problem situation, formation of a highly qualified specialist, practical competence, pedagogical situations, system thinking, feedback, active methods, activation of training, critical thinking.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

В современном мире основополагающей задачей высших образовательных учреждений становится подготовка высококвалифицированных специалистов, обладающих гибкими навыками, высоким уровнем теоретических знаний и развитых практических умений, наличием критического мышления и коммуникативных способностей. В связи с чем актуализируется реализация активных методов обучения в образовательном процессе. Метод деловых игр выступает одним из наиболее эффективных способов активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся. Он направлен на обеспечение обратной связи, качественного взаимодействия, где студенты выступают в качестве напарников, соучастников, а педагог в роли тьютора, организатора.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Вопрос определения деловой игры нашел отражение в ряде научных исследований таких авторов, как А.А. Вербицкий, Б.Т. Лихачев, Л.С. Выготский, В.Я. Платов, И.В. Кулешова, Г.С. Абрамова и т. д. Так, по мнению А.А. Вербицкого, деловая игра выступает в качестве формы воссоздания социального и предметного содержания будущей профессиональной деятельности студента, моделирования отношений, которые характерны для этой деятельности [1]. В вопросе изучения аспектов разработки и проведения деловых игр А.С. Макаренко и Л.С. Выготский отметили эффективность метода деловой игры в образовательном процессе как источника формирования развития личностных компетенций и определенных навыков [2]. В работе И.В. Кулешова и Г.С. Абрамова упоминается, что деловая игра является как методом, так и формой обучения, формирующей общественный, учебный и профессиональный компоненты деятельности [3].

Обосновывается актуальность исследования. Изучение дисциплин педагогического цикла предполагает тесное взаимодействие теоретических знаний и оперативного, своевременного принятия решения. Для качественного усвоения материала, обучающийся должен владеть высокой теоретической базой, уметь находить информацию, оценивать ресурсы, анализировать, систематизировать их, а также принимать научно-обоснованные решения в типичных и нетипичных ситуациях за минимальное количество времени. Метод деловой игры при изучении педагогических дисциплин становится площадкой для тренировки принятия решений, выработки эффективной стратегии и оценки последствий. Такой формат работы способен подготовить студентов к профессиональной практической деятельности в наиболее простой и понятной форме, раскрывая при этом

личностный потенциал обучающихся.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Цель статьи заключается в анализе возможностей метода деловой игры при изучении педагогических дисциплин в профессиональном обучении для повышения качества организации образовательной деятельности.

Постановка задания. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить роль метода деловой игры при изучении педагогических дисциплин в профессиональном образовании;

- рассмотреть виды, особенности, возможности и перспективы метода деловой игры профессионального образования.

Используемые методы, методики и технологии. В статье используется метод анализа, синтеза, сравнения.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Деловая игра - комплексный метод обучения, основанный на имитации и моделировании механизмов принятия решений посредством использования организационной и математической моделей [4]. Метод заключается в создании определенной модели типичной или нетипичной производственной ситуации, в ходе которой студенты, высказывая свои доказательные мнения, коллективно ищут оптимальные решения проблемного вопроса. Студенты на занятии погружаются в сферу профессиональной деятельности, в определенную конфликтную ситуацию информационной неопределённости и в диалоговом режиме учатся, используя знания и практический опыт, разрешить ситуацию. Приобретаемые в процессе деловой игры умения позволяют выпускнику избежать ошибок на начальных стадиях работы, которые возможны при переходе к самостоятельной деятельности [5].

Педагогическая суть деловой игры заключается в активизации мышления обучающихся, повышении самостоятельности; развитие творческих способностей; создании взаимодействия, где каждый студент может продиагностировать свои возможности в ходе совместной деятельности [6].

Целями использования деловых игр при изучении педагогических дисциплин являются следующие: формирование и развитие познавательных и профессиональных мотивов; обучение методам моделирования; обучение коллективной мыслительной и практической работе; передача целостного представления о будущей профессиональной деятельности [7]. Также метод деловых игр направлен на воспитание системного мышления специалиста; развитие критического мышления и творческих способностей; воспитание качества ответственности, уважения к установкам коллектива и социальным ценностям; формирование навыков индивидуального и

совместного принятия решении и т. д.

Главной особенностью деловоИ игры является наличие имитационной модели, представляющей технологию производства определенной деятельности. Также для данного метода характеры такие особенности, как осуществление коллективной деятельности; наличие проблемной ситуации; цепочки решений, ролевых целей и общей цели всего коллектива; а также организация взаимодействия участников, исполняющих различные роли [8].

Деловые игры на занятиях по педагогическим дисциплинам порождают мощное игровое психологическое поле, вызывая большой эмоциональный подъем путем вовлечения в действие всех участников образовательного процесса. Игра предоставляет возможность студенту проявить творческие способности, самореализоваться; подтвердить или изменить статус в группе. А в рамках педагогических дисциплин деловая игра направлена на раскрытие специфики проявления и развития педагогических способностей, особенностей педагогической деятельности, общения и творчества преподавателя [9].

Для успешного проведения педагогических деловых игр необходимо соблюдать ряд принципов, среди которых принципы моделирования, диалогического общения, проблемного обучения, учебного моделирования, коллектива и триединой цели. Так, метод моделирования основан на приеме интерактивного обучения: реальность процесса и предполагает имитацию определенных ситуаций с учетом динамики профессионального процесса. Принцип диалогического общения заключается во ведении дискуссий, диалогов внутри команды, т. е. наличие обсуждения теоретического материала по предложенной теме занятия. Принцип проблемного обучения основывается на моделировании конфликтной ситуации, где студенты нацелены на постижение истины. Под принципом учебного моделирования понимают наличие у студентов познавательной активности, их необходимости в поиске углубленной теоретической базы [8]. Принцип коллектива предполагает осуществление совместной деятельности, подразумевающий затрату большого количества времени на разработку педагогической игры. Преподавателю в рамках данного принципа предстоит учесть все возможные точки соприкосновения обучающихся. Принцип триединой цели обусловлен обучением в игровом пространстве, где цель, поставленная перед группами, завуалированно выводит их к поиску ответов на вопросы [10].

Основными атрибутами деловых игр являются следующие: условный характер; целенаправленная деятельность; система правил и установок; пространственно-временные характеристики моделируемой деятельности и контур регулирования, состоящий из судейского, постановочного, сценического, концептуального, сценарного блоков, блока обеспечения информацией, рефлексии и критики. В рамках изучения педагогических дисциплин коллективный метод обучения, представленный в форме деловой игры, способствует формированию умений работы в группах, защите собственной группы, выработке коллективных решений [11].

Педагогические дисциплины направлены на формирование у студентов научных представлений об основах педагогической деятельности. Задачами образовательного процесса в этом случае является формирование навыков проведения научно-педагогических исследований; осуществление профессионально-педагогической рефлексии; формирование личностного отношения к ценностным основаниям педагогической профессии и др. Деловая игра при изучении педагогических дисциплин рассматривается как метод эффективного обучения за счет того, что устраняет противоречия между реальным характером профессиональной деятельности и абстрактным характером дисциплины. Деловая игра является симулятором профессиональной деятельности, в рамках которой обучающийся имеет возможность при-

йти к результату за счет разработки различных способов в предложенной ситуации. Деловая игра способствует воспитанию правильной самооценки, учит работать коллективно, интерпретировать получаемую информацию, формирует умение аргументировано защищать свою точку зрения, что соответствует задачам курса дисциплин педагогических направлений [12].

Для деловых педагогических игр характерно наличие нескольких этапов: подготовительный, проведение деловой игры, заключительный - этап анализа и обобщения. Подготовительный этап включает разработку игры, написание сценария, проведение инструктажа, формулирование целей занятия, постановку проблемного вопроса. Подготовительный этап включает подготовку рабочих мест [13]. На этапе реализации педагог определяет цель и ролевые отношения студентов, уточняет задачи, информирует об оценке результатов деловой игры. Преподаватель выступает в качестве наставника, он направляет участников, изменяет направление игры, разрешает разногласия, создает новые проблемные ситуации [14]. В ходе основной работы осуществляется межгрупповая дискуссия, групповая работа над заданием, На этапе оценивания преподаватель выслушивает положения «группы экспертов», которые следили за ходом игры, по вопросам достижения поставленных целей и других возможных путях достижения этих же целей. После обсуждения, анализа результатов игры, определения позитивные и негативные сторон осуществляется завершающий этап - оценка и самооценка работы, рефлексия. Такая организация игры способствует открытию новых возможностей планирования. Деловые игры дают возможность приблизить образовательный процесс к реальной жизни [15].

Данный метод организации образовательного процесса позволяет интегрировать глубину осмысления проблем и их широкий охват [16]. Игровая форма в процессе изучения педагогики готовит студентов к профессиональному общению, соответствует логике деятельности, а также включает момент социального взаимодействия. Цели игры согласуются с практическими потребностями обучающихся, планом и требованиями преподавания педагогических дисциплин. Результатом применения деловой педагогической игры становится формирование знания категориального аппарата педагогики; раскрытие особенностей развития личности в процессе профессионального обучения и воспитания [17]. Деловая игра насыщена обратной связью, причем более содержательной по сравнению с применяемой в традиционных методах. В наиболее простой форме корректируется самооценка, преодолеваются стереотипы, а также игре формируются установки профессиональной деятельности [18].

Выделяют три вида деловых педагогических игр: имитационные, операционные и исполнение ролей. Реализация того или иного вида игры в образовательном процессе зависит от преследуемых целей занятия, принципов и этапов работы. Применение имитационных деловых игр подразумевает имитацию обстановки, событий, деятельности профессиональной работы [1923]. Например, реализация данного вида деловой игры может быть зафиксирована при изучении дисциплины «Основы педагогических измерений» или «Методика профессионального обучения». Преподаватель может провести деловую игру «Педагогические приемы создания ситуации успеха», основанной на сотрудничестве, в целях формирования новых мотивов к деятельности, повышения уровня самооценки. Студентам будет необходимо собрать банк педагогических идей, привести примеры создания ситуаций успеха с помощью приемов: «Эмоциональный всплеск», «Обмен ролями», «Заражение» и «Радость познания». Каждой группе обучающихся предлагается выдвинуть свои варианты, направленные на разрешение проблемной ситуации. В основе такой имитационной деловой игры заложен

Lapshova Anna Vladimirovna, Bulaeva Marina Nikolaevna, Voronina Irina Romanovna and others USING THE BUSINESS GAME IN THE STUDY OF PEDAGOGICAL ...

pedagogical sciences

принцип повторения ранее изученного материала, зафиксированных действий с целью их освоения [24].

Реализация операционных деловых игр возможна при изучении дисциплины «Педагогические технологии», где студентам будет необходимо выполнить ряд специфических операций, например, отработать применение метода «круглого стола» или технологии «дебаты», «проблемное обучение» [25]. В данном случае педагог моделирует соответствующий педагогический процесс, где студенты учатся применять различные средства, приемы, технологии в процессе обучения. Вид деловой игры «Исполнение ролей» может быть реализован в ходе занятия по дисциплине «Общая и профессиональная педагогика», где педагог может в качестве домашнего задания поручить студентам подготовить педагогическую пьесу-ситуацию по теме «Конфликты обучающихся и способы их разрешения». Деловая игра «Исполнение ролей» требует распределение действий каждого обучающегося группы, ролей с «обязательным содержанием». В ходе применения данного метода студенты получают навыки командной работы, развивают творческие способности, умение работать сообща. Также деловая игра «Исполнение ролей» способствует повышению активности студентов, уровня теоретических и практических компетенций. Сравнивая три основных вида деловых игр, применимых к изучению педагогических дисциплин, можно сделать вывод о том, что все методы способствуют активизации обучения, повышению уровня теоретических знаний в областях педагогики, но каждый метод с его отличительными особенностями наиболее эффективен при грамотном использовании в соответствии с этапом и формой занятия. Так, имитационные деловые игры так же, как и операционные можно использовать в целях закрепления материала, отработки полученных навыков. Игра «Исполнение ролей» наиболее эффективна на этапе изучения материала, т. к. до подробного объяснения информации педагогом студентом предоставляется возможность предварительного самостоятельного поиска материала по заданной теме с последующим представлением материала в наглядной форме перед одногруппниками. Преимуществом данного вида также является развитие творческих способностей студентов. Обучающиеся с помощью данного метода могут попробовать реализовать себя как в роли педагога, так и обучающегося, понять, как проходит педагогический процесс с обеих сторон, определить мотивы тех или иных действий. Сравнительным преимуществом имитационного вида является возможность проявления скрытых способностей студента, развития критического мышления. На контрольном этапе форма имитационной игры позволяет происходит закрепление материала, проверка компетентности в вопросах педагогики в наиболее доступной, комфортной и объективной формах. Опыт, полученный в педагогической игре, может являться более продуктивным сравнительно с приобретенным в профессиональной деятельности по причине того, что ситуации, рассматриваемые в деловой игре, позволяют увеличить масштаб охвата действительности, дают возможность проверить альтернативные решения, наглядно представляют последствия принятых решений [26, 27].

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. Большинство научных работ направлены на определение возможностей использования метода деловой игры в школе, описанию методических рекомендаций по подготовке и проведению деловых игр, а также применению метода деловой игры в профессиональном образовании. Так, например, А.А. Вербицкий в своей работе дает классификацию игровых процедур, а также определению роли деловых игр в образовательном процессе. Работа И.В. Кулешова посвящена значению деловых игр для педагогических советов и метод объединений. Проведенное нами исследование позволило выявить, структурировать особенности и сформулировать возможности метода деловой игры при изучении

педагогических дисциплин в вузе.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования.

Использование деловой игры в профессиональном образовании является эффективным средством для становления конкурентоспособных специалистов и в настоящее время является потребностью формирующегося постиндустриального общества. Использование деловой игры при изучении педагогических дисциплин становится основополагающим условием эффективности образовательного процесса. В ходе деловой игры студентам предоставляется ряд возможностей: обучающиеся могут не только закрепить пройденный материал, но и развить навыки устной коммуникации, выработать чувство уверенности. В формате деловой игры реализуется главный фактор обучения - общение, диалог и познавательная активность, способствующие повышению самооценки студентов, развитию творческого потенциала, совершенствованию навыков самоконтроля, более глубокому усвоению учебного материала. Деловая игра в рамках изучения педагогических дисциплин является фактором успеха в формировании специалистов-педагогов нового поколения. Ценность деловых игр заключается в неоднозначности принимаемых педагогических решений, стимулировании большого количества возможных педагогических способов и идей их реализации, характер которых определяется конкретной ситуацией. Строение педагогических ситуаций отражает логику практической деятельности, по причине чего они являются эффективным способом подготовки студентов к профессиональному общению.

Перспективы дальнейших изысканий данного направления.

Деловые игры предоставляют широкие возможности для подготовки педагогов профессионального обучения, что обуславливает необходимость в дальнейшем их внедрении в процесс изучения профессиональных дисциплин.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Вербицкий А.А. Развивают ли деловые игры: к проблеме классификации игровых процедур //Проблемы психологии образования: Сб. статей. Вып. 2. М., 1994.

2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии. - М., 1966. - 541с.

3. Кулешов И.В. Деловые игры для педагогических советов и метод объединений/ И.В.Кулешова// Научно - методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. - 2005.-с.65-71.

4. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 19914. Вербицкий А. А. Компетентностно-контекстный подход к модернизации гуманитарного образования // Технологии построения систем образования с заданными свойствами: материалы Междунар. науч.-практ. конф. М., 2010. С. 18-26.

5. Мялкина Е.В. Диагностика качества образования в вузе // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С 4.

6. Маркова С.М. Ретроспективный анализ развития профессионального образования в России // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С

7. Кириллова И.К., Сорокина О.А. Развитие мотивации достижения студентов вуза //Казанская наука. 2015. № 10. С. 300-302.

8. Ваганова О.И., СмирноваЖ.В., Мокрова А.А. Применение игровых технологий в обучении студентов //Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 1 (35). С. 16-21.

9. Ваганова О.И., Карпова М.А., Смирнова Ж.В. Методы реализации технологии дискуссионного обучения//Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 7-Том 1 (33). С. 91-95.

10. Жукова Н. В. Роль внутреннего кросскультурного контекста в становлении личной культуры субъекта : моногр. / Н. В. Жукова ; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2009

11. Мальцева С.М., Ваганова О.И., Алешугина Е.А. Технология разработки электронного учебно-методического комплекса по дисциплине «Педагогические технологии» //Инновации в образовании. 2019. № 6. С. 103-109.

12. Кириллова И.К., Солуянова О.Н. Система активных методов в преподавании иностранного языка в техническом вузе // Казанская наука. 2015. № 4. С. 205-207.

13. Смирнов, Т. М. Методические рекомендации по подготовке и проведению деловых игр [Текст] / Т. М. Смирнов. — М. : ИМХО, 2011. — 57 с.

14. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии

[Текст] : учеб. пособие /Г. К. Селевко. — М. : Педагогич. о-во России, 2008. — 164 с.

15. Турнер, Д. Ролевые игры. Практическое руководство [Текст] / Д. Турнер. — СПб. : Питер, 2010. — 95 с.

16. Гладков А.В., Ваганова О.И., Прохорова М.П. Современные педагогические технологии как средство повышения учебной мотива-ции//Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 274276.

17. Кириллова И.К., Мельникова А.Я. Лабораторный метод обучения как средство формирования инновационного потенциала будущих бакалавров // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64-4. С. 91-94.

18. Гилязова О.С. Модель развития современного российского университета: ретроспектива и перспектива. В сборнике: Университет XXI века: старые парадигмы и современные вызовы Материалы XVIII Всероссийской научно-практической конференции. Редакционная коллегия: Л.А. Закс, Л.А. Мясникова, С.Д. Балмаева, Г.А. Брандт, А.В. Дроздова, С.А. Мицек, Н.В. Хмелькова. 2015. С. 39-43.

19. Кутепова Л.И., Ваганова О.И., Толчина М.А. Особенности реализации технологии дискуссионного обучения при изучении педагогических дисциплин//Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 1 (35). С. 34-39.

20. Репринцева Е.В. Деловая игра «емкость рынка» как метод интерактивного изучения дисциплины «маркетинг» // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 61-64.

21. Клинков Г.Т., Найденова В.Н. Современное обучение математике и взаимосвязь с экономической теорией и практико-методиче-скими деловыми аспектами // Гуманитарные балканские исследования. 2019. Т. 3. № 3 (5). С. 37-40.

22. Пчелинцева О.А. Обретение собственного смысла профессии в юношеском возрасте //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 6 (28). С. 139-144.

23. Кметь Е.Б. Многоуровневый образ успешного выпускника вуза в разрезе мнений старшеклассников и студентов // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 154-156.

24. Виленский В. Я. Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе / В. Я. Виленский, П. И. Образцов, А. И. Уман. М.: Педагогическое общество России, 2005. 192с. ISBN 5-93134207-9. Тирах 15000 экз.

25. Морева, Н. А. Об использовании активных методов обучения старших дошкольников в образовательной практике детского сада / Н. А. Морева, Ван Юй // Детский сад от А до Я. - 2014. - № 3. - С. 41-45.

26. Прохорова М.П., Ваганова О.И., Румянцева Н.А. Методика проектирования образовательного события в профессиональном образовании //Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 153-157.

27. Ваганова О.И., Лапшова А.В. Инновационная направленность профессионально-педагогической деятельности педагогов В сборнике: Проблемы развития современного общества // сборник научных статей 4-й Всероссийской научно-практической конференции. Юго-Западный государственный университет. 2019. С. 429-433.

Статья поступила в редакцию 13.04.2020 Статья принята к публикации 27.11.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.