Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ СИТУАЦИИ ВЫБОРА БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ СИТУАЦИИ ВЫБОРА БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

406
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ / КОНСТИТУЦИЯ ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ / ПРЕАДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мавян Сона Хачиковна, Игнатович Владлен Константинович

Введение: Статья посвящена проблеме социально-психологической адаптации старших подростков в условиях неопределенности выбора будущей профессии. Актуальность данной проблемы связанна с тем, что мир профессий огромен и с каждым днем появляется все больше профессий, но многие из них не долговечны. Подростки сталкиваются с неопределенностью жизни, неясность перспектив социального развития общества, неопределенностью выбора. Методы: Изучение и теоретический анализ литературы, сравнение, обобщение. Результаты: Описаны особенности социально-психологической адаптации старших подростков в современных социокультурных условиях, особенности ситуации выбора профессионального самоопределения современных подростков и ее влияние на процесс социально-психологической адаптации. Выделены факторы и условия процесса социально-психологической адаптации и мотивации в старшем подростковом возрасте. Выводы: Знания, умения, способности индивида к быстрой адаптации служит важным фактором в современной жизни подростков. Напротив, неэффективная адаптация приводит к ряду негативных явлений: эмоциональный дискомфорт, напряжённые отношения внутри коллектива, повышения уровня тревожности. Правильно организованная профориентационная работа поможет школьникам определиться с будущим профессиональным наклоном, в постановке целей и задач, приведет к успешной их реализации, к личностной сформированности и зрелости ученика, удовлетворенности личностным и социальным статусом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мавян Сона Хачиковна, Игнатович Владлен Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF OLDER ADOLESCENTS UNDER CONDITIONS OF UNCERTAINTY IN THE SITUATION OF CHOOSING FUTURE PROFESSION

Introduction: The article is devoted to the problem of socio-psychological adaptation of older adolescents in the face of uncertainty in choosing a future profession. The relevance of this problem is due to the fact that the world of professions is huge and every day more and more professions emerge, but many of them are not long-living. Adolescents are faced with the uncertainty of life, the uncertainty of the prospects for the social development of society, the uncertainty of choice. Methods: Study and theoretical analysis of literature, comparison, generalization. Results: The article describes the features of the socio-psychological adaptation of older adolescents in modern socio-cultural conditions, the peculiarities of the situation of choosing a professional identity of modern adolescents and its influence on the process of socio-psychological adaptation. It also identifies the factors and conditions of the process of socio-psychological adaptation and motivation in older adolescence. Findings: Expertise, skills, ability of an individual to quickly adapt are important factors in the modern life of adolescents. On the contrary, ineffective adaptation leads to a number of negative phenomena: emotional discomfort, tensions within the team, increased levels of anxiety. Properly organized vocational guidance work will help schoolchildren determine their future professional inclination, in setting goals and objectives, and will lead to their successful implementation, to the student's personal development and maturity, satisfaction with personal and social status.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ СИТУАЦИИ ВЫБОРА БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ»

Психологические науки Psychological Sciences

Научная статья

DOI: 10.17748/2686-9969-2022-5-2-66-76 УДК 376; 316.61

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ СИТУАЦИИ ВЫБОРА БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ

Сона Хачиковна Мавян

Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия ORCID Ш: https://orcid.org/0000-0002-7183-8201 s.m.232612@mail.ru

Владлен Константинович Игнатович

Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия ORCID Ш: http://orcid.org/0000-0002-1625-772X vign62@mail.ru

Аннотация. Введение: Статья посвящена проблеме социально-психологической адаптации старших подростков в условиях неопределенности выбора будущей профессии. Актуальность данной проблемы связанна с тем, что мир профессий огромен и с каждым днем появляется все больше профессий, но многие из них не долговечны. Подростки сталкиваются с неопределенностью жизни, неясность перспектив социального развития общества, неопределенностью выбора. Методы: Изучение и теоретический анализ литературы, сравнение, обобщение. Результаты: Описаны особенности социально-психологической адаптации старших подростков в современных социокультурных условиях, особенности ситуации выбора профессионального самоопределения современных подростков и ее влияние на процесс социально-психологической адаптации. Выделены факторы и условия процесса социально-психологической адаптации и мотивации в старшем подростковом возрасте.

Выводы: Знания, умения, способности индивида к быстрой адаптации служит важным фактором в современной жизни подростков. Напротив, неэффективная адаптация приводит к ряду негативных явлений: эмоциональный дискомфорт, напряжённые отношения внутри коллектива, повышения уровня тревожности. Правильно организованная профориентационная работа поможет школьникам определиться с будущим профессиональным наклоном, в постановке целей

и задач, приведет к успешной их реализации, к личностной сформированности и зрелости ученика, удовлетворенности личностным и социальным статусом.

Ключевые слова: старший подростковый возраст, формирование жизненной позиции, конституция личности, социально -психологическая адаптация, профориентация, неопределенность, преадаптация

Для цитирования: Мавян С.Х., Игнатович В.К. Социально-психологическая адаптация старших подростков в условиях неопределенности ситуации выбора будущей профессии // Педагогика: история, перспективы. 2022. Том 5. № 2 С. 66-76

DOI: 10.17748/2686-9969-2022-5-2-66-76

Благодарность: Выражаю особую благодарность своему наставнику, кандидату педагогических наук, доценту кафедры педагогики и психологии Игнатович Светлане Сергеевне, за ценные рекомендации. Также благодарю рецензента, переводчика, редактора, которые помогли оформить статью по всем редакционным требованиям.

Original article

SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF OLDER ADOLESCENTS UNDER CONDITIONS OF UNCERTAINTY IN THE SITUATION OF CHOOSING FUTURE PROFESSION

Sona Khachikovna Mavyan

Kuban State University Krasnodar, Russia ORCID iD: https://orcid.org/0000-0002-7183-8201 e-mail: s.m.232612@mail.ru

Vladlen Konstantinovich Ignatovich

Kuban State University Krasnodar, Russia ORCID iD: http://orcid.org/0000-0002-1625-772X e-mail: vign62@mail.ru

Abstract. Introduction: The article is devoted to the problem of socio-psychological adaptation of older adolescents in the face of uncertainty in choosing a future profession. The relevance of this problem is due to the fact that the world of professions is huge and every day more and more professions emerge, but many of them are not long-living. Adolescents are faced with the uncertainty of life, the uncertainty of the prospects for the social development of society, the uncertainty of choice. Methods: Study and theoretical analysis of literature, comparison, generalization. Results: The article describes the features of the socio-psychological adaptation of older adolescents in modern socio-cultural conditions, the peculiarities of the situation

of choosing a professional identity of modern adolescents and its influence on the process of socio-psychological adaptation. It also identifies the factors and conditions of the process of socio-psychological adaptation and motivation in older adolescence. Findings: Expertise, skills, ability of an individual to quickly adapt are important factors in the modern life of adolescents. On the contrary, ineffective adaptation leads to a number of negative phenomena: emotional discomfort, tensions within the team, increased levels of anxiety. Properly organized vocational guidance work will help schoolchildren determine their future professional inclination, in setting goals and objectives, and will lead to their successful implementation, to the student's personal development and maturity, satisfaction with personal and social status.

Key words: senior adolescence, formation of a life position, personality constitution, socio-psychological adaptation, career guidance, uncertainty, pre-adaptation.

For citation: Mavyan S.Kh., Ignatovich V.K. Socio-psychological adaptation of older adolescents under conditions of uncertainty in the situation of choosing future profession // Pedagogy: history, prospects. 2022. Vol. 5. No. 2. PP. 66-76 (In Russ.) DOI: 10.17748/2686-9969-2022-5-2-66-76

Acknowledgement: I express special gratitude to my mentor, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of pedagogy and psychology Ignatovich Svetlana Sergeevna, for valuable recommendations. I also thank the translator, editor, who helped to arrange the article in accordance with all editorial requirements.

Введение.

Подростковый возраст характеризуется активным психическим и физическим развитием и изменением социальных ориентиров, происходит перестройка всех сторон развития.

Данный возраст усложнен высоким динамизмом повседневной жизни, интенсификацией социальных связей, переживанием и волнением за будущее, необходимостью принимать срочные и ответственные решения в условиях неопределенной ситуации.

В данный период подросток обретает социальную позицию, меняется ЕГО мировоззрение, формируется жизненная позиция. Все это ново для подростков, естественно присутствует страх и тревожность не только за будущее, но и на данном этапе. В этот период для подростков характерно активное самовыражение, которые проявляются в поведении, образе и стили жизни, внешности, отношении к себе и окружающим. Так же ярко выражены как стремление противопоставить себя взрослым, отстаивая собственную независимость и права, так и ожидание помощи, защиты, доверия и поддержки. Для индивида существенна не столько возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими этой возможности и принципиального равенства его прав с правами взрослого человека.

На формирование личности в процессе социализации влияют разнообразные факторы:

- микрофакторы; (К микрофакторам относят «семью, микросоциум, подростковые сообщества. Все они имеют явное влияние на индивида в подростковом возрасте, в становлении личности и играют не последнюю роль социально-психологической адаптации).

- макрофакторы (общество в целом, страна, культура);

- мезофакоры (население, географическое положение места жительства)»

[1].

К основным факторам, влияющим на социализацию личности в обществе можно отнести:

- биологическую наследственность (темперамент, характер, способности);

- физиологическое окружение;

- культуру;

- социальное окружение;

- воспитание;

- социальная среда;

- групповой и индивидуальный опыт [1].

На успешность социально-психологической адаптации влияют характерологические и личностные особенности подростков. Умение контактировать с окружающими, реализовывать и выражать себя в обществе, адекватное восприятие критики, способность к самоконтролю - это то, к чему должен придти индивид в старшем подростковом возрасте.

Естественно, что семья оказывает большое влияние на подростка в целом как на личность, так и на адаптационные процессы. В старшем подростковом возрасте более действенным является влияние групп сверстников. Возрастает значение коллективных отношений, расположение товарищей, их оценки поступков.

Обзор литературы.

Рассматривая эту проблему, Г.И. Марасанова и Н.А. Рототаева в качестве характеристик «успешной социальной адаптации в подростковом возрасте выделили:

- сформированность и системная взаимосвязанность таких основных структур Я-концепции, как позитивное самоотношение, дифференцированный образ себя, адекватная система самооценок;

- стремление к социальной эффективности;

- осознанная готовность к саморегуляции непосредственных подростковых реакций (реакция эмансипации, хобби -реакции);

-ориентированность на множественность поверхностных контактов в групповом общении, сочетающихся с избирательностью и единичностью диади-ческих контактов интимно-личностного характера;

-поиск, моделирование и переживание испытательных ситуаций, подобных традиционным обрядам инициации;

- восприятие текущих личностных проблем как временных и подающихся изменениям;

- активный поиск и освоение новых для субъекта форм социального поведения, новых социальных ролей» [2].

Опираясь на исследования Л.Ю. Овчаренко в области социально-психологической адаптации подростков, можно выделить несколько признаков «успешной социализации подростка:

- находится в референтной группе и удовлетворен ею. Нормы и ценности данной группы играют решающую роль в его социализации, в усвоении им определенного социального опыта;

- имеет возможность реализовать и выразить себя в общегрупповой деятельности, которая одобряется членами группы и другими окружающими его людьми (соседи, учителя, сверстники и так далее);

- имеет признание и высокий статус в группе, способен считаться с «коллективными интересами», уважает нормы коллективной жизни;

- способен устанавливать длительные межличностные контакты с различными людьми, проявлять к ним внимательное отношение;

- имеет адекватное возрасту представление о самом себе, о своих способностях, умеет оценить результаты своей деятельности;

- имеет широкий выбор вариантов поведения, направленных на удовлетворение своих потребностей;

- способен конструктивно реагировать на сложную конфликтную ситуацию, владеет эффективными способами психологической защиты» [3, 4].

Рассмотрев позиции авторов, обобщим все выше перечисленное. Старший подростковый возраст - период перемен, в котором социально-психологическая адаптация играет весомую роль.Для ее успешности необходимы благоприятные условия, которые создает не только сам подросток, но и его окружение. Правильно организованная деятельность индивида, как в коллективе, так и за ее пределами, требует создания «необходимых условий:

- создание между взрослыми и подростками атмосферы сотрудничества;

- самовоспитание;

- эмоциональный комфорт;

- автономность, умение самостоятельно решать трудности;

- формирование адекватной самооценки;

- снижение уровня тревожности;

- развитие способностей к целеполаганию;

- вовлечение в общественно-полезную деятельность;

- создание условий для самоутверждения подростков в коллективе;

- содействие в профессиональном самоопределении;

- развитие коммуникативных способностей;

- реализация внутриличностного потенциала.

Когда подросток овладел различными способами взаимодействия с подростковой средой, научился успешно удовлетворять свои потребности, не причиняя вреда себе и другим, тогда можно с уверенностью говорить о том, что он успешно социализировался и адаптировался» [5].

В процессе перехода от подросткового возраста к юношескому периоду главной направленностью является выбор будущего жизненного пути, самоопределения, в первую очередь, профессионального. Когда наступает время выбора будущей профессии, подростки обычно теряются и оказываются не готовы

это сделать. Выбор профессии - это ответственный момент в жизни подростка, от правильности которого зависит его будущее.

Подростки отличаются друг от друга по конституции личности, уникальным особенностям, умениям, интересам и, следовательно, выбор профессии, в которой они могут в полной мере реализовать себя, используя свои навыки и возможности, это нечто личное, основывающееся на индивидуальных качествах подростка.

В качестве сущностных характеристик личностного самоопределения Г.И. Марасанова и Н.А. Рототаева выделяют следующие:

- оптимистическая личностная установка на будущее, склонность к конкретизации и планированию желаемого будущего;

- гармоничное сочетание разнонаправленных ценностных ориентаций, связанных с самореализацией в социальной сфере и одновременно с личностной независимостью от социума;

- сформированность открытой для изменений внутренней (субъективной) картины мира и начальных представлений об основных направлениях своего жизненного пути [2].

Е.А. Климов выделил движущей силой процесса профессионального самоопределения подростка противоречие между «надо», «хочу» и «могу» [6]. Компонент «могу» - это возможности, склонности, способности индивида. «Хочу» - это потребности, желания, стремления, планы, цели подроста. Компонент «надо» - это требования общества в соответствии с социально-экономической ситуации в стране.

Е.А. Климов предлагает модель - «восьмиугольник основных факторов выбора профессии, которые характеризуют ситуацию профессионального самоопределения и определяют само качество профессиональных планов подростка:

1) учет своих склонностей (по сравнению с интересами, склонности более

устойчивы);

2) учет способностей, внешних и внутренних возможностей;

3) учет престижности выбираемой профессии;

4) учет информированности о ней;

5) учет позиции родителей;

6) учет позиции одноклассников, друзей и сверстников;

7) учет потребностей производства «рынка»

8) наличие определенной программы действий по выбору и достижению про-

фессиональных целей с личной профессиональной перспективой» [6].

«Личная профессиональная перспектива (далее - ЛПП) считается удачной в том случае, когда она строится с учетом всех перечисленных факторов» [6].

Как и Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, предложил «модель выбора профессии:

1) позиция старших членов семьи;

2) позиция сверстников;

3) позиция учителей, классного руководителя;

4) сложившиеся к данному моменту ЛПП;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5) способности, умения, достигнутый уровень развития учащегося как субъ-

екта деятельности;

6) уровень притязания учащегося на общественное мнение;

7) информированность;

8) склонность к видам деятельности»[6,7].

Говоря об ЛПП, Н.С. Пряжников предлагает, выделить четыре типа: «отсутствие самостоятельного построенного учащимся профессионального плана; ЛПП построен самостоятельно, но на очень неполной ориентировочной основе; ЛПП построен с учетом многих нравственных обстоятельств конкретной ситуации выбора профессии; сформирована готовность самостоятельно строить новые ЛПП в усложняющихся условиях» [7].

Образовательные учреждения в помощь школьникам проводят профори-ентационные работы.

Профориентация - это комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства в соответствии с желаниями, склонностями и сформированными способностями, с учетом потребностей в специальностях на рынке труда [Большая психологическая энциклопедия. https://psychology.academic.ru/].

Основными «целями профориентационной работы является:

- активизация процесса формирования психологической готовности индивида к профессиональному самоопределению;

- выбор профессиональной деятельности соответствующей личностным

особенностям;

- знание сильных и слабых сторон своей личности;

- умение адекватно оценивать свои знания и имеющиеся навыки;

- умение сопоставлять требования профессии и свои актуальные возможности;

- осознание критериев профессионального выбора и умение осознанно осу-

ществлять выбор профессионального направления, соответствующего

своим склонностям, индивидуальным особенностями и интересам;

- готовность нести ответственность за сделанный выбор;

- высокий уровень учебной мотивации по избранному направлению» [8].

Для проведения данных работ используют предложенную Е.А. Климовым

типологию, в которой выделены пять сфер труда по принципу взаимодействия человека с преимущественным предмету труда: «человек - природа; человек -техника; человек - знаковые системы; человек - человек; человек-художественный образ» [6].

Однако, учитывая тот факт, что мир не стоит на месте и происходят изменения, которые естественно затрагивают и сферу профессии, можно сказать, что данная методика устарела.

Неопределенность на сегодняшний день проявляется в том, что с каждым днём в мире появляется все больше и больше профессий, неясна форм подготовки и получения образования и естественно присутствует неуверенность в устойчивости профессии. Благодаря пандемии COVID-19, которая длилась достаточно долгое время, бурного развития 1Т-технологий актуальными стали дистанционные профессии, которых сформировалось огромное количество. Многие современные востребованные профессии требуют всего лишь прохождения онлайн курсов, и ты специалист, такие как веб-дизайнеры, дизайнеры интерфейсов и

вертикальной среды, SEO-специалист (продвижение в поисковых системах), SMM, Java-разработчик, копирайтер, видеоредактор.

В связи с тем, что изменения на рынке труда происходят стремительно, невозможно предсказать какие изменения будут дальше, но они будут, и это факт. Профессии могут быть устойчивые и неустойчивые, они могу закрепиться в мире труда или же исчезнуть, не просуществовав долго, каждые пять - десять лет появляются новые никому неизвестные и неизученные. Эту же мысль выделил Анатолий Левенчук, сказав: «Профессии существовали десятки лет - этого достаточно, чтобы говорить о профессии как о профессиональном занятии. А сегодня даже массовые профессии появляются и исчезают, не просуществовав и десятилетия. Куда, например, делись такие массовые профессии как вебмастер или оператор ЭВМ?»[9].

«Действительно, бурное развитие IT-технологий «убьет», например, такие профессии, как водитель, юрисконсульт, сметчик, библиотекарь, экскурсовод и целый ряд других. А появление электронного бюджета, создание государственного финансового облака вытеснит с рынка труда огромный отряд бухгалтеров. Но, если учесть, что в природе нет пустых валентностей, их исчезновение компенсируется появлением новых. Их будет много, и они достаточно специфичные: ИТ-медик, биоэтик, архитектор медоборудования, проектировщик личной безопасности, личный тьютер по эстетическому развитию и т.д.» [10] - сказав данные слова, П.Г. Щедровицкий пытается донести о уже наступивших изменениях, о важности адаптационных процессов как у школьников, так и у педагогов.

Говоря об адаптации, нельзя не затронуть преадаптацию. В этом направлении работает доктор психологических наук А.Г. Асмолов, который определил, что «в отличие от необходимого развития при адаптации, преадаптивным ответом живой системы на неопределенность будущих вызовов является избыток разнообразия, как условия конструирования «вне-возможного» [11].

Учитывая все сказанное выше, можно сделать вывод, что социально -экономическое развитие, а также условия жизни, которые формируются в социуме с каждым днём новые, обуславливают практическую значимость проблемы адаптивности личности, предъявляя жесткие требования к способностям индивида адаптироваться к изменяющимся условиям. Знания, умения, способности индивида к быстрой адаптации служат важным фактором в современной жизни подростков. Напротив, неэффективная адаптация приводит к ряду негативных явлений: эмоциональный дискомфорт, напряжённые отношения внутри коллектива, повышения уровня тревожности.

Вывод.

В статье были рассмотрены особенности социально-психологической адаптации старших подростков в современных социокультурных условиях.К основным факторам относят: биологическую наследственность, физиологическое окружение, культуру, социальное окружение, воспитание, социальная среда, групповой и индивидуальный опыт. На социализацию индивида, влияют: семья, подростковые сообщества, общество в целом, население, город, страна, культура.

Профессиональное самоопределение в старшем подростковом возрасте, является основной задачей как для подростка, так и для школы, общества и родителей. Сделать правильный выбор, основываясь на своих индивидуальных качествах, образа «Я», интеллекта, интересов, потребностей и не сойти со своего пути конечно сложно, но еще сложнее, когда ты не определился с выбором. Помочь в решении данной проблемы поможет профориентация.

Происходящие изменения в мире, влияют и на мир труда, оставляя свой отпечаток в виде появления новых профессий. Естественно, что профессии актуальны на данный момент жизни, но нет уверенности в их устойчивости. Подростки находятся в состоянии неопределённости выбора будущей профессии, так как выбора много, но неясна форма подготовки к ним и нет гарантии в их долговечности.

Правильно организованная профориентационная работа поможет школьникам определиться с будущим профессиональным наклоном, с постановкой целей и задач и приведет к успешной их реализации, к личностной сформирован-ности и зрелости ученика, удовлетворенности личностным и социальным статусом. Это приведет к успешной социально-психологической адаптированности в изменениях профессионального мира, что в свою очередь, приведет к социально-психологической адаптации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бочарова Е.Е., Шаминионов Р.М. «Субъективное благополучие как существенный фактор социально-психологической адаптированности и личности». Адаптация личности в современном мире: Межвуз. сб. науч. тр. Ад 28 Саратов: ИЦ «Наука», 2011. Вып. 3. 110 с.

2. Марасанова Г.И., Рототаева Н.А. Социальная компетентность: психологические условия развития в юношеском возрасте. М.: Когито -Центр, 2003.

3. Овчаренко Л.Ю. Проблемы успешности социально-психологической адаптации подростков в современной среде. (Журнал 2015. № 13)

4. Селезневой А.Р. Магистерская диссертация: Развитие коммуникативных навыков как условие социально-психологической адаптации подростков, оставшихся без попечения родителей. М. 2019.

5. Шаймарданова А.А. Создание условий для успешной социальной адаптации подростков в среде сверстников // Трибуна ученого. 2020. № 1. С. 537541.

6. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990. 159 с.

7. Пряжников Н.С. «Имитационная игра как средство формирования у оптантов умения строить личные профессиональные планы». М., 1998. С. 37 -40.

8. Авдулова Т.П. Психология подросткового возраста. М.: Юрайт, 2019. 169с.

9. Левенчук АИ. Источник: eRazvitie. https://nisse.ru/articles/details.php?ELEMENT_ID=131725

10. Щедровицкий П.Г. Авторский интенсив-курс. Сайт ВятГУ: www.vyatsu.ru https://www.vyatsu.ru/internet-gazeta/buduschee-uzhe-nastupilo-petr-schedrovitskiy-o-per.html

11. Асмолов А.Г., Шехтер Е.Д., Черноризов А.М. Преадаптация к неопредлен-ности: непредсказуемые маршруты эволюции. М.: Акрополь, 2018. 212 с.

REFERENCES

1. Bocharova E.E., Shaminionov R.M. "Subjective well-being as an essential factor in socio-psychological adaptation and personality." Adaptation of personality in the modern world: Interuniversity. Sat. scientific tr. Hell 28 Saratov: Information Center "Nauka", 2011. Issue. 3. 110 Spryazhnikov N.S., "Imitation game as a means of forming the ability of optants to build personal professional plans" M, 1998 P. 37-40

2. Marasanova G.I., Rototaeva N.A. Social competence: psychological conditions of development in adolescence. M.: Kogito-Centre, 2003.

3. Ovcharenko L. Yu. Problems of successful social and psychological adaptation of adolescents in the modern environment. (Journal 2015. No. 13)

4. Selezneva A.R. Master's thesis: The development of communication skills as a condition for the social and psychological adaptation of adolescents left without parental care. M.:2019

5. Shaimardanova A.A. Creation of conditions for successful social adaptation of adolescents among peers. Tribune of the scientist. 2020. No.1.P. 537-541.

6. Klimov E.A. How to choose a profession. Moscow: Education, 1990. 159 p.

7. Pryazhnikov N.S., "Imitation game as a means of forming the ability of optants to build personal professional plans" M, 1998 P.37-40 8. Avdulova T.P. Psychology of adolescence. M .: Yurayt, 2019.169p.

8. Avdulova T.P. Psychology of adolescence. M.: Yurayt, 2019. 169p.

9. Levenchuk AI. Source: eRazvitie.

http s ://nisse.ru/articles/details. php?ELEMENT_ID= 131725

10. Shchedrovitsky P.G. Author's Intensive Course. Vyatka State University website: www.vyatsu.ruhttps://www.vyatsu.ru/internet-gazeta/buduschee-uzhe-nastupilo-petr-schedrovitskiy-o-per.html

11. Asmolov A.G., Shehter E.D. Preadaptation to Uncertainty: Unpredictable Routes of Evolution. Moscow: Acropolis, 2018. 212 dSBN 978-5-98807-079-5 https://vbudushee.ru/upload/iblock/9e2/9e2f20ef577a4b21d27dda5a674c4453.pdf

Информация об авторах: Сона Хачиковна Мавян, студентка 3 курса. Направление подготовки 44.03.02. Психолого-педагогическое образование . Направленность (профиль) Психология образования Россия, г. Краснодар https://orcid.org/0000-0002-7183-8201 s.m.232612@mail.ru

Владлен Константинович Игнатович канд. пед. наук, доц. ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» Краснодар, Россия http://orcid.org/0000-0002-1625-772X vign62@mail.ru

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи

Information about the authors: Mavyan Sona Khachikovna, student of FSBEI HE "Kuban State University". Krasnodar, Russia

ORCID iD: https://orcid.org/0000-0002-7183-8201 e-mail: s.m.232612@mail.ru

Vladlen Konstantinovich Ignatovich Associate Professor, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology, Kuban State University. Krasnodar, Russia

ORCID iD: http://orcid.org/0000-0002-1625-772X e-mail: vign62@mail.ru

The authors have read and approved the final manuscript.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 02.03.2022 Одобрена после рецензирования и доработки / Approved after reviewing and revision: 17.04.2022

Принята к публикации / Accepted for publication: 25.04.2022

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов / The authors declareno conflicts of interests

© Мавян С.Х. 2022 © Игнатович В.К. 2022 © «Педагогика: история, перспективы» 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.