Психологические науки Psychological Sciences
Научная статья
DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-3-115-123 УДК 37/ 159.9
О РОЛИ ПОДВИЖНЫХ ИГР В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ПОДРОСТКОВ
Аннотация. В статье рассматривается вопрос влияния подвижных игр на развитие подростков и значения подвижных игр в процессе обучения. Особое внимание уделяется естественной потребности ребенка в движении, которая удовлетворяется в подвижных играх. В представленной статье также сделан акцент на то, что подвижные игры влияют на здоровье ребенка, интеллект, фантазию, воображение, формирование социальных качеств ребенка и физическое развитие. Рассмотрены существенные характеристики игры как деятельности, посредством которой субъект строит свои отношения с окружающим миром. Проанализированы возрастные предпосылки развития подростковой игры. Охарактеризованы различные функции игры в процессе психического развития подростка. Приведены примеры различных подвижных игр, влияющих на развитие воображения, формирование коммуникативных навыков, умений командного взаимодействия детей подросткового возраста. Показано, что наибольшим креативным потенциалом обладают игры, в ходе которых их участниками решаются своеобразные «за-дачи-на-смысл». Выявление сущностных характеристик подвижной подростковой игры как фактора психического развития составило проблему исследования.
Владлен Константинович Игнатович
Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия http://orcid.org/0000-0002-1625-772X [email protected]
Ольга Михайловна Алехина
Кубанский Государственный университет г. Краснодар, Россия [email protected]
Алина Олеговна Василевская
Кубанский Государственный университет г. Краснодар, Россия [email protected]
Ключевые слова: подросток, подвижная игра, игра, игровая деятельность
Для цитирования: Игнатович В.К., Алехина О.М., Василевская А.О. О роли подвижных игр в психическом развитии подростков // Педагогика: история, перспективы. 2021. Том. 4. № 3. С. 115-123. DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-3-115-123
Original article
ON THE ROLE OF OUTDOOR GAMES IN THE MENTAL DEVELOPMENT OF ADOLESCENTS
Vladlen Konstantinovich Ignatovich
Kuban State University Krasnodar, Russia http://orcid.org/0000-0002-1625-772X [email protected]
Olga Mikhaylovna Alekhina
Kuban State University
Krasnodar, Russia [email protected]
Alina Olegovna Vasilevskaya
Kuban State University Russia, Krasnodar, Russia [email protected]
Abstract. The article examines the issue of the influence of outdoor games on the development of adolescents and the importance of outdoor games in the educational process. It pays particular attention to the child's natural need for movement, which is satisfied in outdoor games. The presented article also emphasizes that outdoor games affect the child's health, intelligence, fantasy, imagination, the formation of the child's social qualities and physical development. It considers the essential characteristics of game as an activity through which the subject builds his relationship with the outside world. It analyzes the age-related prerequisites for the development of adolescent game. It characterizes various functions of game in the process of mental development of an adolescent. It provides examples of various outdoor games that affect the development of imagination, the formation of communication skills, team interaction skills of adolescent children. It is shown that the greatest creative potential is possessed by games, in the course of which their participants solve a kind of "meaning-based tasks". Revealing the essential characteristics of an outdoor adolescent game as a factor of mental development makes for the problem of the study.
Keywords: adolescent, outdoor game, game, game activity
For citation:. Ignatovich V.K., Alekhina O.M., Vasilevskaya A.O. On the role of outdoor games in the mental development of adolescents. Pedagogy: history, prospects. 2021. Vol. 4. no. 3. PP. 115-123. (In Russ.) DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-3-115-123
Игра как психологический феномен с давнего времени привлекает интерес множества исследователей, поскольку через игру человек способен вступать в особые отношения с миром окружающей действительности, лежащим в основе его креативности. В первую очередь это касается сюжетно-ролевой игры дошкольников, которая, как известно, является ведущей деятельностью развития в этом возрасте.
Игры подростков исследованы значительно меньше. Значительный вклад в развитии этой проблематики внесли исследования 90-х годов прошлого столетия, проведенные С.А. Шмаковым[1]. Их предметом выступали «фантазийные» игры, имеющие большое значение для развития воображения и творческих способностей подростков. Однако именно этот взгляд в наименьшей степени представлен там, где речь идет о подвижных подростковых играх.
Чаще всего исследователи делают акцент на том, что подвижные игры помогают снять негативные эмоциональные переживания, которые проявляются в поведении индивидов, вследствие стресса, эмоционального напряжения, а так же эмоциональной неудовлетворенности собой [2]. Характерной особенностью подвижной игры является комплексность воздействия на организм, все стороны личности. В игре одновременно осуществляется физическое, нравственное, умственное, эстетическое и трудовое воспитание, что очень актуально в наше время.
Выявление сущностных характеристик подвижной подростковой игры как фактора психического развития составило проблему нашего исследования.
Подростковый возраст - это уникальный период формирования личности. Уязвимость подростков к проблемам психического здоровья могут усиливать самые разнообразные факторы: социальные, физические и эмоциональные. Повышение уровня психологического здоровья в подростковом возрасте, а так же защита от факторов риска и тяжелых потрясений, имеют большое значение для обеспечения их благополучия, физического и психического здоровья в дальнейшем.
Подростки, в силу физиологических и социальных обстоятельств, часто испытывают эмоциональные нагрузки, но при этом, не всегда могут самостоятельно с ними справиться. Физическое развитие очень важно в период полового созревания. И не меньше, чем развивающие игры для подростков, подвижные игры формируют личность.
Психическое здоровье имеет важнейшее значение для нашей коллективной и индивидуальной способности в качестве разумных существ мыслить, проявлять эмоции, общаться друг с другом, зарабатывать себе на пропитание и получать удовольствие от жизни. Учитывая этот факт, укрепление, защита и восстановление психического здоровья могут восприниматься индивидуумами, сообществами и содружествами во всем мире как действия, имеющие жизненно важное значение.
В то же время установленным фактом является то, что для полноценной реализации возможностей подростка и его эффективного сопровождения необходимы особые средовые условия [3]. Не в последнюю очередь это относится и к организации подростковых подвижных игр.
Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности свойственный человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. Игровая деятельность является не только средством культуры, но и полезным средством воспитания детей и подростков. Вопрос о природе и сущности игры волновал и до сих пор продолжает привлекать внимание многих исследователей, таких как П.Я. Гальперин, В.Л. Данилова, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. Анализ научной литературы показывает, что подвижная игра, помимо собственно эмоциональной разрядки, может иметь множество развивающих функций.
Подвижная игра может являться элементом тренинга. Психологические и социально-педагогические тренинги - это увлекательные игры и упражнения, позволяющие практическое обучение. С.Д. Поляков считает, что тренинг общения можно использовать в качестве технологии воспитания, отмечая при этом, что разработка тренинга общения как воспитательной технологии во многом обусловлена часто возникающей в воспитательном процессе необходимостью коррекции отношений ребёнка. Технология тренинга общения применяется не только для развития коммуникативных навыков, но и для регулирования отношений в подростковом коллективе на основе приобретения участниками в результате тренинга определённого социального опыта[4]. Автор также выделяет такие функции подвижной игры в структуре социально-педагогического тренинга, как снятие двигательных стереотипов, поддержка группового единства, развитие тактильных контактов, развитие воображения и т.д. [5]. Примерами таких игровых упражнений могут служить: игра «Путанка» (один из членов группы должен «распутать» переплетенную шеренгу других участников, не разбивая рук, которыми они держатся друг за друга), «Восковая палочка» (водящий становится «восковой палочкой», которую бережно передают друг другу стоящие в плотном круге участники игры) и др.[5].
Значительный вклад в развитие практики игровой деятельности подростков внес А.Н. Тубельский. Развивающие подвижные игры долгое время являются неизменным атрибутом образовательного процесса в основанном им НПО «Школе самоопределения» [6]. Подвижная игра здесь выступает эффективным средством развития способности подростков к ориентации друг на друга в процессе группового взаимодействия на основе саморегуляции. Примером может служить подвижная игра «Рыбаки и рыбки». Участники делятся на две группы. Первая группа - это «рыбаки», которые, взявшись за руки, образуют рыбачью сеть. Вторая группа («рыбки»)действуют индивидуально, свободно перемещаясь по всему игровому пространству, избегая встречи с «рыбаками». Задача «рыбаков» состоит в том, чтобы, не отпуская рук, поймать своей сетью (окружить) как можно больше «рыбок».
Подвижные игры являются одним из средств релаксации, снятия эмоционального напряжения у подростков. Знание правил и определенные умения - это
то, что требуется от участников подвижной игры. При этом, не затрачивая особых усилий, получают определенный эффект: улучшение самочувствия, повышение настроения, удовлетворение потребности в общении.
К подвижным относятся игры, которые направлены преимущественно на общее физическое развитие и не требуют специальной подготовки играющих. Они построены на свободных, разнообразных и простых движениях и требуют вовлечения в работу больших мышечных групп.
Подвижные игры включают в себя различные двигательные элементы, такие как: бег, прыжки, работа с канатом, мячом и многое другое. Такие игры просты по своему содержанию и правилам.
Подвижные игры - это прекрасный способ, чтобы укрепить и закалить организм, развить и усовершенствовать движения. Главная ценность подвижных игр основаны на различных видах жизненно необходимых движений, именно эти движения выполняются в самых разнообразных условиях.
В отличие от игр для детей младшего школьного возраста, подвижные игры для подростков направлены на выполнение социально-психологической функции.
Положительное влияние на развитие эмоций и чувств - это одно из проявлений психологической составляющей подвижной игры. Радость движения усиливается наличием юмора, шуток, соревновательного настроя и возможности самовыражения.
Социальная направленность подвижной игры в подростковом возрасте проявляется в том, что, во-первых, это своего рода «школа общения», во-вторых, в том, что это возможность самовыражения и самопрезентации, в третьих, в том, что это своеобразный способ адаптации в группе сверстников.
Поэтому стоит увлекать формирующуюся личность в активную и здоровую жизненную позицию. Сделать это можно, организовывая развивающие подвижные игры для подростков.
Говоря о подростковом возрасте, нельзя забывать о физиологических особенностях быстрорастущего организма. На двигательную активность ребят влияет усиленное увеличение костей и медленное развитие дыхательной системы. Следовательно, игры должны быть ритмичными, а работа легких ровной и глубокой.
Примером такой игры может служить квест «В поисках сокровищ» [6]. Это игра, которая является не только подвижной, но еще и интеллектуальной. По правилам этой игры ребята разбиваются на две команды по несколько человек. Ведущий заранее продумывает маршрут и предоставляет участникам загадки, в которых будут содержаться элементы разгадок для дальнейшего продвижения по маршруту. Игра требует сосредоточенного внимания, познания в некоторых областях науки или истории, а также хорошей физической подготовки, так как команды должны передвигаться быстро и ловко, если хотят победы. Ведущий раздает одинаковые задания обеим командам. Задача игроков - найти тот или иной предмет, спрятанный в укромном месте. Но прежде чем игроки найдут его, они должны пройти некоторые препятствия, которые усложняют задачу игроков. Например, в задании может быть сказано: нужно перепрыгнуть через овраг или проползти под бревном, затем найти место, где отдыхают, любуясь природой или
красотой города. Это место может подразумевать скамейку. Игроки, выполнив часть задания, должны найти скамейку, а под скамейкой будет приклеен еще один листок бумаги, на которой будет следующая часть задания. И так до конца цели. «Приз» может находиться в самых необычных местах, вплоть до школы или библиотеки.
Подвижные игры не требуют от занимающихся специальной подготовки. Правила в них варьируются самыми участниками и преподавателем в зависимости от условий, где проводятся занятия. В них нет точно установленного числа играющих, точного размера площадки, а также варьируется и инвентарь. Игровой метод в силу присущих ему особенностей, является методом комплексного совершенствования двигательной деятельности. В наибольшей мере игровой метод позволяет воспитывать и совершенствовать такие качества, как ловкость, быстроту ориентировки, самостоятельность, инициативность, без которых спортивная деятельность не возможна.
Есть основания полагать, что подвижную игру рассматривают в основном, как одно из средств физического развития подростка, забывая при этом об интеллектуальной составляющей игры.
Однако наибольшим потенциалом для развития интеллекта обладают подвижные игры, в ходе которых участники сообща решают какую-либо «задачу-на смысл». Известный детский психолог В.Т. Кудрявцев приводит пример такой игры, ориентированной на старших дошкольников, однако наш опыт показывает, что весьма продуктивно эта игра может проходить и в младшем подростковом возрасте. Ведущий игры (взрослый) предлагает участникам по первому свистку начать интенсивно перемещаться (бегать) по площадке, стараясь удерживаться друг от друга на максимально возможном расстоянии. По второму же свистку они должны в максимально короткое время собраться друг возле друга. При этом он сознательно не указывает место этой встречи [8]. Этот пример показателен, прежде всего, тем, что здесь очень отчетливо проявляется главное свойство «за-дачи-на смысл», которое отметил А.В. Брушлинский: «требуемое» не может быть достигнуто, пока не будет осмыслено «искомое» - что конкретно нужно «отыскать», для того чтобы выбрать правильное решение[9]. Поскольку место встречи неизвестно (а значит, задача имеет неограниченное количество решений), а все участники находятся в равных позициях, необходимо найти понятный всем способ быстрого обозначения одного единственного места, где и состоится общая встреча. Именно это выступает здесь «искомым», без которого решить задачу невозможно. Кроме того, необходимость действовать быстро и сообща приводит к тому, что у участников практически нет возможности использовать уже известные им стереотипные решения, что повышает креативный потенциал задачи.
Не стоит забывать, что в игровой деятельности создаются благоприятные условия для развития внимания, уточнения имеющихся представлений, памяти, активности мысли. Некоторые игры требуют от подростка мгновенной реакции и оценки игровой ситуации, осознания представления и собственных действиях в данной пространственно-игровой среде. В ситуациях, когда развитие игрового действия по определенным обстоятельствам идут не по плану, требуется более быстрая моторно-зрительная и пространственно-ориентировочная реакция. Уме-
нию ориентироваться в окружающих игровых условиях содействует преднамеренное создание препятствий на пути к выполнению игровой задачи.
Подвижные игры в подростковом возрасте способствуют не только воспитанию физических качеств: сила, выносливость и координация, но и помогают подержать и укрепить психическое здоровье. Увлекательный игровой сюжет вызывает положительные эмоции. Таким образом, использование всего богатства эмоционально-оздоровительных, познавательных и воспитательных компонентов, заключённых в подвижных играх, способствует осуществлению задач всестороннего воспитания.
В целом, можно заключить, что игра - это жизненно важньш и необходи-мыи элемент в развитии, как индивидуума, так и общества в целом. Подвижная игра - незаменимое средство пополнения ребенком знании и представлении об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Шмаков С.А. Игра учащихся как педагогический феномен культуры: дисс. ... д-ра пед. наук: 13.00.01: Москва, 1997. 409 с.
2. Демчишин А.А. Спортивные и подвижные игры в физическом воспитании детей и подростков. СПб., 1998.
3. Шарапова И.В., Игнатович В.К. Социально-педагогическая среда как пространство условий и образовательных возможностей подростка. Педагогика: история, перспективы. 2020. Том3. No 1. С. 48-58. URL: https://dpo-journal.ru/index.php/pvsz/article/view/88
4. Поляков С.Д. Реалистическое воспитание. М.,2004.
5. Бородулина Н.Ф., Поляков С.Д., Дементьева Н.Н. и др. Тренинг общения. Групповые дискуссии. Сер. Воспитание-96. Вып. 2. Ульяновск, 1996. Ульяновск ИПК ПРО, 1996.
6. Трубельскии А.Н. Школа самоопределения: шагпервыи. М., 1998.
7. Санина А. Квест «В поисках сокровищ». [Электронный ресурс]. URL: https://event.ru/details/kvest-v-poiskah-sokrovishh-soveti-po-podgotovke/
8. Кудрявцев В.Т. Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход. Ч. 1. Современное детство и инновации в дошкольном образовании. Дубна: ИЦ семьи и детства РАО, 1997.
9. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: Ин-т практической психологии, 1996.
REFERENCES
1. Shmakov S.A. Students' Play as a Pedagogical Phenomenon of Culture: Dissertation. . doctoral candidate in pedagogy: 13.00.01: Moscow, 1997. 409 p. (In Russ.).
2. Demchishin A.A. Sport and mobile games in physical education of children and teenagers. SPb., 1998. (In Russ.).
3. Sharapova I.V., Ignatovich V.K. Social - pedagogical environment as space of conditions and educational possibilities of the teenager. Pedagogy: History, Perspectives. 2020. Vol. 3. No 1. PP. 48-58. (In Russ.). URL: https://dpo-journal.ru/index.php / pvsz / article/view/88
4. Polyakov S.D. Realistic Education. М.,2004.
5. Borodulina N.F., Polyakov S.D., Dementieva N.N. and others. Training of Communication. Group discussions. Ser. Upbringing-96. Vyp. 2. Ulyanovsk, 1996. Ulyanovsk: IPK PRO, 1996. (In Russ.).
6. Trubelsky A.N. School of Self-Determination: Step One. М., 1998. (In Russ.).
7. Sanina A. Quest "In Search of Treasure". (In Russ.). URL: https://event.ru/details/kvest-v-poiskah-sokrovishh-soveti-po-podgotovke/
8. Kudryavtsev V.T. Developed childhood and developing education: a cultural-historical approach. Part. 1. Modern childhood and innovations in preschool education. Dubna: IC Family and Childhood, RAO, 1997. (In Russ.).
9. Brushlinsky A.V. The Subject: Thinking, Learning, Imagination. Moscow: Institute of Practical Psychology, 1996. (In Russ.).
Информация об авторах: Игнатович Владлен Константинович, доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия https://orcid.org/0000-0002-1625-772X [email protected]
Алехина Ольга Михайловна, магистрант кафедры педагогики и психологии Кубанский Государственный университет г. Краснодар, Россия [email protected]
Василевская Алина Олеговна, магистрант кафедры педагогики и психологии, Кубанский Государственный университет г. Краснодар, Россия [email protected]
Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи
Information about the authors: Ignatovich Vladlen K., Associate Professor, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology Kuban State University. Krasnodar, Russia
https://orcid.org/0000-0002-1625-772X [email protected]
Alekhina Olga M., Graduate student, Department of Pedagogy and Psychology, Kuban State University Krasnodar, Russia [email protected]
Vasilevskaya Alina O., Graduate student, Department of Pedagogy and Psychology, Kuban State University Krasnodar, Russia [email protected]
The authors have read and approved the final manuscript.
Статья поступила в редакцию / The article wass ubmitted: 14.05.2021 Одобрена после рецензирования и доработки / Approved after reviewing and revision: 16.06.2021
Принята к публикации / Accepted for publication: 25.06.2021
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов./ The authors declare no conflicts of interests.
© Игнатович В.К. 2021 © Алехина О.М. 2021 © Василевская А.О. 2021 © «Педагогика: история, перспективы». 2021