Теория и методика обучения и воспитания Methods of training and education
Научная статья
УДК 37.02
DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-5-25-29
Дарина Константиновна Алферовская
Кубанский государственный университет Россия, г. Краснодар ORCID iD: http://orcid.org/0000-0003-1112-188X e-mail:[email protected]
Владлен Константинович Игнатович
Кубанский государственный университет Россия, г. Краснодар ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-1625-772X e-mail:[email protected]
СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ» И ЕГО ИЗУЧЕННОСТЬ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Аннотация: В статье приводится сущность понятия «творческое воображение», которое в литературе изучено достаточно обширно. Охарактеризовано познавательное развитие ребёнка как важная сторона становления его психики. Даны структура и индикаторы творческой деятельности. Показано, что творческая деятельность состоит в построении и выражении собственных смыслов по отношению к другому человеку. Именно эти две важные составляющие - смыслообразо-вание и адресность являются индикаторами этой деятельности. Отмечено, что сами смыслы ребенка - это материальная попытка построения диалога с миром, проба нахождения своего места в нем. Выделены три этапа развития воображения: опредмечивание, планирование, усвоение основных образцов поведения и видов деятельности. Подчеркивается, что скачок в развитии воображения находит своё отображение в игре ребёнка.
Ключевые слова: дошкольный возраст, творческое воображение, образ, познавательное развитие, восприятие, память, мышление
Для цитирования: Алферовская Д.К., Игнатович В.К. Сущность понятия «творческое воображение» и его изученность в научной литературе. Педагогика: история, перспективы. 2020. Том 3. № 5. С. 25-29. DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-5-25-29
Original article
Darina K. Alferovskaya
Kuban State University Russia, Krasnodar ORCID iD: http://orcid.org/0000-0003-1112-188X e-mail: [email protected]
Vladlen K. Ignatovich
Kuban State University Russia, Krasnodar ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-1625-772X, e-mail: [email protected]
THE ESSENCE OF THE «CREATIVE IMAGINATION» CONCEPT AND ITS STUDY IN SCIENTIFIC LITERATURE
Abstract. The article describes the essence of the concept of "creative imagination", which has been studied extensively in literature. The cognitive development of a child is characterized as an important aspect of the formation of its psyche. The structure and indicators of creative activity are given. It is shown that creative activity consists of building and expressing one's own meanings in relation to another person. It is these two important components - meaning formation and targeting - that are indicators of this activity. It is noted that the very meanings of a child are a material attempt to build a dialogue with the world, an attempt to find its place in it. Three stages of the development of imagination are identified: objectification, planning, mastering the basic patterns of behavior and types of activity. It is emphasized that the leap in the development of imagination is reflected in the child's play.
Keywords: preschool age, creative imagination, image, cognitive development, perception, memory, thinking
For citation: Alferovskaya D.K., Ignatovich V.K. The essence of the concept of "creative imagination" and its study in scientific literature. Pedagogy: history, perspectives. 2020.Vol. 3.No. 5.P. 25-29
DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-5-25-29 (In Russ.).
Познавательное развитие ребёнка представляет собой важную сторону становления его психики. Как утверждал Л.С. Выготский, развитие ребёнка предстаёт как изменение сознания. Это проявляется в том, что в каждом возрасте на передний план выходят различные психические функции [1, с. 32]. Исходя из этого, развитие ребёнка можно рассматривать как последовательное становление процессов: восприятие - память - мышление - воображение, где условием развития выступает процесс внимания [2, с. 64]. Воображение начинает развиваться наиболее интенсивно в старшем дошкольном возрасте. Е.И. Рогов говорит нам о том, что воображение - это процесс создания нового [3, с. 105]. Л.В. Артемова, изучая
воображение, утверждала, что воображение есть способность выразить один предмет за счёт другого [4, с. 45]. Исследуя работы Т.А. Рибо, под воображением мы понимаем, что это способность человека создавать определённые представления [5, с. 14]. Н.Е. Веракса, В.Т. Кудрявцев отмечают, что предпосылкой диалектического мышления ребенка является его продуктивное воображение, рассматриваемое с точки зрения своего смыслового реализма и тесно связанной с ним способности «видеть целое раньше частей» [6, с. 62]. Творческая деятельность состоит в построении и выражении собственных смыслов по отношению к другому человеку. Именно эти две важные составляющие - смыслообразование и адресность - являются индикаторами этой деятельности. Сами смыслы ребенка, выраженные им в каких-либо продуктах деятельности, - есть материальная попытка построения диалога с миром, проба нахождения своего места в нем. Если смотреть на процессы создания с этой стороны, то не остается сомнений в том, что навыковая сторона творчества - еще не творчество, ровно, как и безадресное, никому не предназначенное, создание продукта также творчеством назвать нельзя.
Воображение есть средство приведения «натуральной» функции - эмоции к ее культурной форме - чувству. Природа последнего, в свою очередь, и объясняет двунаправленность всей творческой деятельности. Чувство - то состояние, которое возникает в самом человеке, те смыслы и значения, которые он придает своей обыкновенной эмоции. Кроме того, чувство - всегда отношение к кому-либо, или к чему-либо, то есть к миру вокруг [7, с. 12]. Г.Д. Кириллова в трудах о воображении утверждал, что воображением можно считать лишь создание таких предметов, которые раньше не принимались [8, с. 33]. Вот почему можно говорить о развитии воображения, которое проходит в три этапа, рассмотрим их [9, с. 115].
Опредмечивание (3-4 года) - построение воображаемого образа. Это значит, что за основу берётся определённый предмет, который является основным в образе. На его основе создаётся новый предмет. Например, дошкольники очень часто дорисовывают кругу палочки, волнистые линии, дуги. Таким образом, ключевая фигура - круг, превращается в солнце, воздушный шар или цветок. Когда ребёнку исполняется четыре года, его рисунки становятся более детальными, однако опредмечивание всё еще остаётся главной способностью. К тому же, ребёнок еще не умеет точно планировать то, что он хочет нарисовать. Его дождик может одновременно превратиться в траву или дорогу. Это будет продолжаться на протяжении всего данного периода.
Планирование (4-5 лет) является вторым этапом развития воображения и носит ступенчатый характер. Младший дошкольник постепенно переходит в новую возрастную фазу - старший дошкольник. Его психические процессы становятся всё сложнее. Он уже способен планировать свои шаги, однако они ещё не точны. В них просматривается определённая логика. На результатах своих действий дошкольник планирует следующий шаг (например, «Сейчас я нарисую крышу, потом дым, а потом облака...»). Дошкольники уже способны придумывать сюжет, где преобладают несколько деталей. Но всё же, опредмечивание в этом возрасте все же является основным способом создания новых образов.
На третьем этапе (6-7 лет) ребёнок усваивает основные образцы поведения и виды деятельности и получает свободу в оперировании ими. Целостный образ воображения начинает строиться способом «включения», когда исходный элемент выступает в качестве второстепенного (например, треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину). Кроме того, на данном этапе впервые появляется целостное планирование: ребёнок может до
начала действий составить план их выполнения и последовательно реализовы-вать его, нередко корректируя по ходу выполнения.
Этот скачок в развитии воображения находит своё отображение в игре ребёнка, ведь, как известно, игра - ведущая деятельность этого периода. Они становятся целенаправленными и сюжетными. Окружающие предметы становятся материалом для воплощения различного рода образов. Ребёнок все лучше начинает рисовать, строить, лепить, переставлять и комбинировать вещи так, как он задумал. Именно в игре формируется воображение, без которого невозможно никакое творчество.
Итак, можно сделать вывод: понятие «творческое воображение» в литературе изучено достаточно обширно. Г.Д. Кириллова в трудах о воображении утверждала, что воображением можно считать лишь создание таких предметов, которые раньше не принимались [8]. «Воображение, по мнению С.Л. Рубинштейна, есть только у человека, и лишь только он способен творить новое» [10].
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Выготский Л.С. Психология: Мир психологии. М., 2012.
2. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология 20 столетия. Теоретические подходы. М., 2001.
3. Рогов Е.И. Психология человека. М.; Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1999. 320 с.: ил. [Электронный ресурс: http://booksonline.com.ua/view.php?book=141711 ].
4. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М., 2012.
5. Рибо Т.А. Творческое воображение. СПб., 1901.
6. Веракса Н.Е., Кудрявцев В.Т. Диалектика развивающегося познания: мышление и воображение ребенка-дошкольника // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2014. №20.
7. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / сост. Е.И. Рогов. М., 2014.
8. Кириллова Г.Д. Начальные формы творческого воображения у детей // Дошкольное воспитание. 1971.
9. Хорчева М.И., Кудрявцев В.Т. Воображение, социальная ситуация развития и школьная готовность // Детский сад: теория и практика. 2017. № 5.
10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989.
REFERENCES
1. Vygotsky L.S. Psychology: The World of Psychology. M., 2012. (In Russ).
2. Andreeva G.M., Bogomolova N.N., Petrovskaya L.A. Foreign social psychology of the 20th century. Theoretical approaches. M., 2001. (In Russ).
3. Rogov E.I. Human's psychology. M .; Fogs, ed. Center VLADOS, 1999.320 p .: ill. URL http://booksonline.com.ua/view.php?book=141711
4. Artemova L.B. The world around in didactic games for preschoolers. M., 2012
5. Ribot T.A. Creative imagination. SPb., 1901. (In Russ).
6. Veraksa N.Ye., Kudryavtsev V.T. Dialectics of developing cognition: thinking and imagination of a preschool child. Bulletin of the Russian State University for the Humanities. Series "Psychology. Pedagogy. Education". 2014. No. 20. (In Russ).
7. General psychology: A course of lectures for the first stage of pedagogical education. comp. E.I. Rogov. M., 2014. (In Russ).
8. Kirillova G.D. Initial forms of creative imagination in children. Preschool education. 1971. (In Russ).
9. Horcheva M.I., Kudryavtsev V.T. Imagination, social situation of development and school readiness. Kindergarten: theory and practice. 2017. No. 5. (In Russ).
10. Rubinstein S.L. Fundamentals of General Psychology. M., 1989. (In Russ).
Информация об авторах: Алферовская Дарина Константиновна студентка 4 курса, направление 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология образования» Кубанский государственный университет Россия, Краснодар
ORCID iD: http://orcid.org/0000-0003-1112-188X e-mail: [email protected]
Автор, ответственный за переписку: Игнатович Владлен Константинович -научный руководитель: доцент, канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Кубанский государственный университет Россия, Краснодар
ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-1625-772X, e-mail: [email protected]
Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи
Information about the authors: Alferovskaya Darina Konstantinovna 4rd year student, direction 44.03.02 "Psychological and pedagogical education", profile "Psychology of education"
Kuban state University Russia, Krasnodar
ORCID iD: http://orcid.org/0000-0003-1112-188X e-mail: [email protected]
Ignatovich Vladlen Konstantinovich - scientific adviser: associate professor, Ph.D. ped. Sci., Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology Kuban state University Russia, Krasnodar
ORCID iD: http://orcid.org/0000-0002-1625-772X e-mail: [email protected]
The authors have read and approved the final manuscript.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 13.09.2020 Одобрена после рецензирования и доработки / Approved after reviewing and revision: 22.10.2020
Принята к публикации / Accepted for publication: 27.10.2020
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов./ The authors declare no conflicts of interests.