Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ПРОБЛЕМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

975
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PRESCHOOL AGE / EMOTIONAL DEVELOPMENT / PERSONALITY / NEOPLASMS / SYSTEM-ACTIVITY APPROACH / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ЛИЧНОСТЬ / НОВООБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Става Виола Сергеевна, Игнатович Владлен Константинович

В статье дошкольный возраст рассматривается как важный этап в развитии ребенка, формирующий основу эмоциональной сферы личности. Показана проблема эмоционального развития детей этого возраста в трудах известных педагогов, психологов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин). Делается акцент на то, что эмоциональные переживания вызываются глубоким внутренним смыслом, связанным с ведущим мотивом деятельности ребенка. Отмечено, что ребенок в этом возрасте начинает предвидеть не только интеллектуальные результаты своей деятельности, но и эмоциональные. Выделены эмоциональные переживания в деятельности ребенка, направленной на достижение результата, полезного для окружающих. Охарактеризован системно-деятельностный подход, согласно которому эмоциональное развитие объясняется с позиции появления новообразований дошкольника. Эти новообразования зарождаются и развиваются благодаря сюжетно-ролевым играм, чтению сказок подражанию героям сказочных сюжетов. Определена сказка, которая помогает создать свой внутренний мир.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Става Виола Сергеевна, Игнатович Владлен Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF EMOTIONAL DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN

The article considers preschool age as an important stage in the development of a child, which forms the basis of the emotional sphere of a personality. The problem of emotional development of children of this age is shown in the works of famous teachers, psychologists (L.S.Vygotsky, A.N. Leontyev, S.L. Rubinstein, D.B. Elkonin). The emphasis is made on the fact that emotional experiences are caused by a deep inner meaning associated with the leading motive of the child's activity. It is noted that a child at this age begins to foresee not only the intellectual results of his activity, but also emotional ones. Emotional experiences in the child's activities aimed at achieving a result useful for others are highlighted. The systemic activity approach is characterized, according to which emotional development is explained from the standpoint of the appearance of neoplasms of a preschooler. These new formations arise and develop thanks to role-playing games, reading fairy tales and imitating the heroes of fairy tales. A fairy tale that helps create one’s inner world is defined.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Теория и методика обучения и воспитания Methods of training and education

Научная статья

УДК 373

DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-4-37-43

Виола Сергеевна Става

Кубанский государственный университет Краснодар, Россия e-mail: [email protected]

Владлен Константинович Игнатович

Кубанский государственный университет Краснодар, Россия ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-1625-772X e-mail: [email protected]

ПРОБЛЕМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье дошкольный возраст рассматривается как важный этап в развитии ребенка, формирующий основу эмоциональной сферы личности. Показана проблема эмоционального развития детей этого возраста в трудах известных педагогов, психологов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин). Делается акцент на то, что эмоциональные переживания вызываются глубоким внутренним смыслом, связанным с ведущим мотивом деятельности ребенка. Отмечено, что ребенок в этом возрасте начинает предвидеть не только интеллектуальные результаты своей деятельности, но и эмоциональные. Выделены эмоциональные переживания в деятельности ребенка, направленной на достижение результата, полезного для окружающих. Охарактеризован системно-деятельностный подход, согласно которому эмоциональное развитие объясняется с позиции появления новообразований дошкольника. Эти новообразования зарождаются и развиваются благодаря сюжетно-ролевым играм, чтению сказок подражанию героям сказочных сюжетов. Определена сказка, которая помогает создать свой внутренний мир.

Ключевые слова: дошкольный возраст, эмоциональное развитие, личность, новообразования, системно-деятельностный подход

Для цитирования: Става В.С., Игнатович В.К. Проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста. Педагогика: история, перспективы. 2020. Том. 3. № 4. С. 37-43

DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-4-37-43

Original article

Viola S. Stava

Kuban State University Krasnodar, Russia e-mail: [email protected]

Vladlen K. Ignatovich

Kuban State University Krasnodar, Russia ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-1625-772X

e-mail: [email protected]

THE PROBLEM OF EMOTIONAL DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN

Abstract. The article considers preschool age as an important stage in the development of a child, which forms the basis of the emotional sphere of a personality. The problem of emotional development of children of this age is shown in the works of famous teachers, psychologists (L.S.Vygotsky, A.N. Leontyev, S.L. Rubinstein, D.B. Elkonin). The emphasis is made on the fact that emotional experiences are caused by a deep inner meaning associated with the leading motive of the child's activity. It is noted that a child at this age begins to foresee not only the intellectual results of his activity, but also emotional ones. Emotional experiences in the child's activities aimed at achieving a result useful for others are highlighted. The systemic activity approach is characterized, according to which emotional development is explained from the standpoint of the appearance of neoplasms of a preschooler. These new formations arise and develop thanks to role-playing games, reading fairy tales and imitating the heroes of fairy tales. A fairy tale that helps create one's inner world is defined.

Key words: preschool age, emotional development, personality, neoplasms, system-activity approach

For citation: Stava V.S., Ignatovich V.K. The problem of emotional development of preschool children. Pedagogy: history, prospects. 2020. Vol. 3. No.4. P. 37-43 DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-4-37-43 (In Russ., abstract in Eng.).

Дошкольный возраст - один из важных этапов в развитии ребенка, который формирует основу эмоциональной сферы личности человека. В этот период закладываются качественно новые психологические механизмы поведения и деятельности. Происходят изменения в психики дошкольника. Расширяются знания о различных предметах и явлениях, которые ребенок до этого не наблюдал. Проблемой эмоционального развития детей дошкольного возраста занимались такие известные педагоги, психологи (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.), которые обосновали, что яркие впечатления и эмоции помогают создать оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются отличным стимулом для познания мира. Благополучное эмоциональное развитие также обеспечивает стабильную самооценку, формирует самоконтроль,

ориентирует на успех в достижении поставленных ребенком целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи. Именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности развития ребенка.

Эмоциональное развитие дошкольника происходит в связи с переменами, происходящими в его жизни, оно тесно связано с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. У ребенка дошкольного возраста также появляются новые переживания, возникают новые взаимоотношения в обществе, изменяется эмоциональное отношение ко многим вещам. Ребенок смотрит на мир по-другому. Поэтому начинают интенсивно развиваться социальные эмоции.

Постепенно ребенком-дошкольником осваиваются формы выражения эмоций - мимика, пантомимика, интонация, жестикуляция. Научение этим выразительным средствам помогает ему глубже понимать переживания и эмоциональный настрой другого человека. Эмоциональные переживания теперь вызываются не тем, как они непосредственно воспринимаются, а глубоким внутренним смыслом, связанным с ведущим мотивом деятельности ребенка. Чувства утрачивают ситуативность, становятся более глубокими и возникают в ответ на предполагаемые мысленные обстоятельства (П.М. Якобсон) [1]. Отсутствие эмоциональной децентрации, эмпатии, эмоциональной саморегуляции к концу старшего дошкольного возраста Г.М. Бреслав [2]рассматривает в качестве наиболее значимого фактора эмоционального неблагополучия дошкольников.

У детей дошкольного возраста формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов его личной деятельности, помогает предвидеть реакцию других людей, членов семьи на свои поступки. Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка существенно изменяется. Если до этого дошкольник испытывал радость оттого, что получал желаемый результат, то теперь он радуется тому, что может получить этот результат. Если раньше он следовал нравственной норме, чтобы получить похвалу, то теперь он ее выполняет, предвидя, как обрадует своим поступком окружающих его людей.

Постепенно ребенок дошкольного возраста начинает предвидеть не только интеллектуальные результаты своей деятельности, но и эмоциональные. Предполагая, как обрадуется бабушка, когда он сделает ей приятный подарок, приготовленный им на день её рождения.

Изменения в эмоциональном развитии связаны не только с мотивацион-ной, но и с познавательной сферой личности, самосознанием.

Включение речи в процесс развития ребенка обеспечивает его интеллектуализацию, в тот момент, когда она становится более осознанной, обобщенной. Развитие интеллектуальных чувств в дошкольном возрасте также связано со становлением познавательной деятельности. Ребенок в этом возрасте испытывает радость, положительные эмоции при узнавании чего-то нового, удивление и восхищение. Все эти положительные эмоции не только сопутствуют маленьким открытиям ребенка, но и сами вызывают их. Неизведанный окружающий мир, природа особенно манят малыша своей таинственностью и загадочностью. Удивление рождает вопрос, на который надо найти ответ.

Уже в 3-4 года у ребенка можно заметить первые попытки сдержать свои чувства, например во внешнем их проявлении - слезы, хотя малышу это еще плохо удается. Старший дошкольник в известной степени начинает управлять выражением эмоций, воздействуя на себя с помощью слова. В 5 лет ребенок всё ещё преувеличивает свои возможности, а к 6 годам завышенная самооценка всё еще имеет свойство сохраняться, однако в это время дети хвалят себя уже не в такой

открытой форме, как было раньше. К 7 годам у большинства детей самооценка умений становится более адекватной. Самооценка дошкольника, в целом очень высока и это помогает ему лучше осваивать новые виды деятельности, добиваться цели, без сомнений включаться в учебные занятия при подготовке к школе.

Если ребенок от 1 до 3 лет чаще был объектом чувств со стороны взрослого, то в возрасте от 4 до 7 лет сам превращается в субъект эмоциональных отношений, начиная сопереживать другим людям.

При практическом овладении социальными нормами поведения происходит развитие нравственных чувств. Переживания ребенка теперь вызываются общественным мнением, мнением детского общества. Опыт таких переживаний находит отражение в форме нравственности. Если младшие дошкольники дают оценку действиям с точки зрения их непосредственного значения для окружающих « Маленьких нельзя обижать, а то они могут упасть », то старшие дают оценку обобщенную « Маленьких нельзя обижать, потому что они слабее, им надо помогать, мы же старше ». В этом возрасте нравственные оценки действиям становятся собственными оценками ребенка и включаются в переживания.

В деятельности ребенка дошкольного возраста, направленной на достижение результата, полезного для окружающих, возникают новые эмоциональные переживания: радость от коллективного успеха, сопереживание усилиям товарищей, чувство удовлетворения от отличного выполнения своих детских обязанностей, огорчение от своей неудачной работы.

Сопереживание товарищам во многом зависит от сложившейся ситуации и позиции в ней самого ребенка. В ситуациях, когда происходит острое личное соперничество, эмоции захлестывают дошкольника, резко возрастает количество негативных эмоций в адрес товарища. Ребенок не приводит никаких аргументов против своего товарища, а просто в устной форме выражает свое отношение к нему, сопереживание товарищу резко снижается.

У детей дошкольного возраста наблюдение за деятельностью сверстника может вызывать двоякие переживания. Если ребенок уверен в своем успехе, то он способен радоваться и успехам другого ребенка, а если не уверен в своих силах, то испытывает зависть по отношению к товарищу.

При наглядном знакомстве детей с трудом и работой взрослых у детей формируется эмоциональные чувства такие, как любовь и уважение к нему. А положительное отношение к самому труду дошкольники переносят на собственную деятельность (Я.З. Неверович) [3].

В дошкольном возрасте интенсивно продолжает развиваться общение со взрослыми и сверстниками, появляются новые формы коллективной деятельности и, главным образом, сюжетно-ролевые игры приводят к дальнейшему развитию симпатии, сопереживания, формированию товарищества. Сюжетно-ролевая игра является важным фактором развития гуманных чувств. Ролевые действия и социальные отношения помогают ребенку понять другого члена семьи, товарища и учесть их положение, настроение, желание.

Дети учатся разделять переживания других, когда переходят от простого воссоздания действий и внешнего характера взаимоотношений к передаче их эмоционально-выразительного содержания.

Огромную роль на этом этапе играют сказки, которые интенсивно развивают высшие чувства: нравственные, эстетические, познавательные.

Сказка, как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка, помогает создать, при помощи того или иного сказочного героя, свой внутренний мир, согласно которому формируется темпера-

мент и эмоциональная предрасположенность ребенка. Сказка помогает затронуть струны души каждого ребенка дошкольного возраста, чтоб получить тот важный эмоциональный отклик, который станет началом верного формирования и развития нравственной личности.

Наконец, сказка - это то, что в ребёнке пробуждает и «выносит наружу» такие качества, как доброта, любовь, сострадание, желание прийти на помощь друг к другу.

Читая сказки и испытывая яркие эмоции, ребенок пытается быть похожим на положительного героя, перенимая его положительные качества и черты характера. Дошкольник может поставить себя на место персонажа в ту же ситуацию, в которой оказался сам герой сказки и мысленно осознавать, что поступил бы также в подобной ситуации.

Таким образом, сказка формирует у дошкольника симпатию к положительным героям, помогает проявить желание помочь, посочувствовать, поделиться. А симпатия и сочувствие мотивируют ребенка к совершению первых нравственных поступков.

Изучение общих закономерностей эмоционального развития на разных этапах дошкольного детства значительно углубляет понимание механизмов личностного и интеллектуального развития детей. В рамках системно-деятельностного подхода, положенного в основу современных образовательных стандартов, эмоциональное развитие объясняется преимущественно с позиции появления новообразований дошкольника. Именно они обеспечивают развитие на следующем возрастном этапе жизни ребенка [4].

К таким новообразованиям, согласно Л.С. Выготскому [5] и Д.Б. Эльконину [6], можно отнести:

- открытие ребенком мира собственных переживаний и чувств, изменение роли эмоций в деятельности ребенка, формирование эмоционального предвосхищения;

- воображение. Это одно из самых значимых новообразований дошкольного возраста. Сам процесс воображения имеет очень много общего с памятью. И всегда связан с образами и представлениями, а память можно как раз рассматривать, как « воспроизводящее воображение ». В то же время именно воображение позволяет ребенку создавать необычные, креативные, новые для него вещи, которых раньше в его опыте не было. Несмотря на то, что задатки воображения закладывались ещё в раннем детстве, наивысшей точки оно достигло именно в дошкольном возрасте;

- развитие эмпатии;

- осваивание ребенком социальных форм выражения чувств, желание помочь взрослому;

- развитие нравственных чувств, интеллектуальных, эстетических. Они становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными;

- возникновение произвольного поведения. В дошкольном возрасте поведение ребенка перерастает из импульсивного в опосредствованное нормами и правилами. У ребенка в этот период впервые возникают потребности вести себя так, как того требуют правила поведения, регулировать свое поведение;

- осознание своего поведения, поступков, личного самосознания это еще одно главное новообразование дошкольного возраста. В возрасте старшего дошкольника ребенок уже начинает понимать, что он умеет, а что ещё нет. Он осознает свое место в отношениях с другими людьми, а также понимает своё внут-

реннее состояние, свои действия, настроение, желания и внутренние переживания. Дошкольник проявляет самостоятельность в данный возрастной этап его жизни.

Все эти значимые новообразования зарождаются и развиваются благодаря сюжетно-ролевым играм, чтению сказок. Ведь сюжетно-ролевая игра, подражание героям сказочных сюжетов это и есть деятельность ребенка, в которой они берут на себя функции взрослых, моделируют отношения между взрослыми.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. 1998. 304 с.

2. Бреслав Г.М. эмоциональные особенности формирования личности в детстве. Норма и отклонения [эмоциональный ВЭД-особенности формирования личности в детском возрасте]. М., 1990. 144 с.

3. Неверович Я.З. О генезисе и функции эмоционального предвосхищения // Личность и деятельность: Тезисы докладов к V Всес. съезду общества психологов М., 1977. 73.с.

4. Урунтаева Г.А. Психология дошкольника: Хрестоматия. М.,1997.

5. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб. 1997. 224.с.

6. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 2000.

REFERENCES

1. Yakobson P. M. Psychology of feelings and motivation. 1998. 304. p.

2. Breslav G. M. emotional features of personality formation in childhood. Norm and deviations [emotional foreign economic activity-features of personality formation in childhood]. Moscow, 1990. 144p.

3. Neverovich Ya. Z. On the Genesis and function of emotional anticipation. Personality and activity: abstracts of reports to the V Vses. Congress of the society of psychologists Moscow, 1977. 73p.

4. Uruntaeva G. A. psychology of preschool children: Khrestomatiya. Moscow, 1997.

5. Vygotsky L. S. Questions of child psychology. SPb. 1997. 224p.

6. Elkonin D. B. Child psychology. Moscow, 2000.

Информация об авторах: Става Виола Сергеевн - студентка второго курса,

направление подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование

Направленность (профиль) «Психология образования»,

Кубанский государственный университет

Россия, Краснодар

[email protected]

Игнатович В.К. - научный руководитель, доцент, канд. пед. наук, доцент кафедры

педагогики и психологии Кубанский государственный университет

Россия, Краснодар

Автор, ответственный за переписку.

ORCIDid: http://orcid.org/0000-0002-1625-772X,

[email protected]

Information about the authors: Viola Sergeevna Stava - 2nd year student Direction of training 44.03.02 Psychological and pedagogical education

Orientation (profile) "Psychology of education", Kuban State University

Krasnodar, Russia

[email protected]

Vladlen K. Ignatovich - Scientific Adviser, Associate Professor, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology, Kuban State University, Krasnodar, Russia Corresponding author.

ORCID: http: //orcid.org/0000-0002-1625-772X e-mail: [email protected]

The authors have read and approved the final manuscript. Поступилавредакцию / Received: 11.07.2020

Поступила после рецензирования и доработки / Revised: 10.08.2020

Принята к публикации / Accepted: 27.08.2020

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов./ The authors declare no conflicts of interests

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.