Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СВЯЗИ ДОУ И СЕМЬИ КАК ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СВЯЗИ ДОУ И СЕМЬИ КАК ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

172
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ДОУ / ДОШКОЛЬНИКИ / РОДИТЕЛИ / МОНИТОРИНГ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ / КРЕАТИВНОСТЬ / FAMILY / PRESCHOOL EDUCATION / PRESCHOOL CHILDREN / PARENTS / MONITORING OF MENTAL DEVELOPMENT / CREATIVE IMAGINATION / CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ромашко Елена Борисовна, Игнатович Владлен Константинович

В статье представлена модель взаимодействия ДОУ и семьи, основанная на включении родителей в мониторинг психического развития ребенка и выстраивании родителями стратегий взаимодействия, адекватных проявлениям психической активности ребенка. Инструментом вовлечения родителей в сотрудничество с ДОУ выступает родительский дневник, выполняющий роль «переговорной площадки» ДОУ и семьи по поводу развития творческого воображения ребенка. Оценка эффективности работы с родителями проводится посредством диагностики уровня креативных способностей дошкольников. Показана необходимость перехода от работы с родителями к социальному партнерству с ними, обозначается проблема поиска и внедрения инновационных методов взаимодействия ДОУ и семьи, определяющихся понятиями «сотрудничество» и «партнерство», которая в настоящее время остается актуальной в контексте становления новых видов деятельности ребенка и создания средовых условий его психического развития в семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ромашко Елена Борисовна, Игнатович Владлен Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING A DOW AND FAMILY COMMUNICATION SYSTEM AS A PROBLEM OF PEDAGOGICAL RESEARCH

The article presents a model of interaction between the DOE and the family, based on the inclusion of parents in monitoring the child’s mental development and the formation of interaction strategies by parents that are adequate to the manifestations of the child’s mental activity. The parental diary acts as an instrument for involving parents in cooperation with DOE, which acts as a “negotiation platform” for DOE and the family regarding the development of the child’s creative imagination. Evaluation of the effectiveness of work with parents is carried out by diagnosing the level of creative abilities of preschoolers. The necessity of the transition from work with parents to social partnership with them is shown, the problem of finding and implementing innovative methods of interaction between the Kindergarten and the family, defined by the concepts of “cooperation” and “partnership”, which currently remains relevant in the context of the formation of new types of activities of the child and the creation, is indicated. environmental conditions of his mental development in the family.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СВЯЗИ ДОУ И СЕМЬИ КАК ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

Психологические науки Psychological Sciences

DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-2-125-132

УДК 37

Ромашко Елена Борисовна

Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия e-mail: Romashko.elen@gmail.com

Научный руководитель: Игнатович Владлен Константинович

Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия ORCID http://orcid.org/0000-0002-1625-772X e-mail: vign67@mail.ru

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СВЯЗИ ДОУ И СЕМЬИ КАК ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация. В статье представлена модель взаимодействия ДОУ и семьи, основанная на включении родителей в мониторинг психического развития ребенка и выстраивании родителями стратегий взаимодействия, адекватных проявлениям психической активности ребенка. Инструментом вовлечения родителей в сотрудничество с ДОУ выступает родительский дневник, выполняющий роль «переговорной площадки» ДОУ и семьи по поводу развития творческого воображения ребенка. Оценка эффективности работы с родителями проводится посредством диагностики уровня креативных способностей дошкольников. Показана необходимость перехода от работы с родителями к социальному партнерству с ними, обозначается проблема поиска и внедрения инновационных методов взаимодействия ДОУ и семьи, определяющихся понятиями «сотрудничество» и «партнерство», которая в настоящее время остается актуальной в контексте становления новых видов деятельности ребенка и создания средовых условий его психического развития в семье.

Ключевые слова: семья, ДОУ, дошкольники, родители, мониторинг психического развития, творческое воображение, креативность

Для цитирования: Ромашко Е. Б., Игнатович В.К. Проектирование системы связи доу и семьи как проблема педагогического исследования. Педагогика: история, перспективы. 2020. Том. 3. № 2. С. 125-132. DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-2-125-132

Romashko Elena Borisovna

Kuban State University Krasnodar, Russia e-mail: Romashko.elen@gmail.com

Scientific adviser: Ignatovich Vladlen Konstantinovich

Kuban State University

Krasnodar, Russia e-mail: vign67@mail.ru

DESIGNING A DOW AND FAMILY COMMUNICATION SYSTEM AS A PROBLEM

OF PEDAGOGICAL RESEARCH

Abstract. The article presents a model of interaction between the DOE and the family, based on the inclusion of parents in monitoring the child's mental development and the formation of interaction strategies by parents that are adequate to the manifestations of the child's mental activity. The parental diary acts as an instrument for involving parents in cooperation with DOE, which acts as a "negotiation platform" for DOE and the family regarding the development of the child's creative imagination. Evaluation of the effectiveness of work with parents is carried out by diagnosing the level of creative abilities of preschoolers. The necessity of the transition from work with parents to social partnership with them is shown, the problem of finding and implementing innovative methods of interaction between the Kindergarten and the family, defined by the concepts of "cooperation" and "partnership", which currently remains relevant in the context of the formation of new types of activities of the child and the creation, is indicated. environmental conditions of his mental development in the family.

Keywords: family, preschool education, preschool children, parents, monitoring of mental development, creative imagination, creativity

For citation: Romashko E.B., Ignatovich V.K. Designing a dow and family communication system as a problem of pedagogical research. Pedagogy: history, prospects. 2020. Vol. 3. № 2. P. 125-132.

DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-2-125-132. (In Russ., abstr. in Engl.).

Семья и семейные отношения играют важнейшую роль в психическом и личностном развитии ребенка дошкольного возраста. Воспитательные функции ДОУ и семьи различны, но для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи в рамках организации единого образовательного пространства.

Проблеме взаимодействия ДОУ и семьи посвящены теоретико-практические исследования множества отечественных авторов (Н.К. Крупская, П.Ф. Лесгафт, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский).

Актуальными для современного ДОУ являются их научные взгляды о том, что семья - это социальный институт, закладывающий основы всесторонне развитой личности, а решением проблемы воспитания нравственно здорового поколения должны заниматься сообща семья, ДОУ и общество. Тесное взаимодействие семьи и педагогов дошкольного учреждения играет важную роль в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста [1].

В настоящий момент, с введением 1 января 2014-го года Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее -ФГОС ДО), неоднократно отмечающим необходимость вовлечения семьи в образовательную деятельность ДОУ, проблема включения семьи в образовательный процесс становится более актуальной.

К требованиям успешной реализации основной образовательной программы дошкольного образования ФГОС ДО относит такое психолого-педагогическое условие, как «построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребёнка; вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс».

Также среди компетенций педагогических работников ДОУ в стандарте представлено умение организации «непосредственного вовлечения их (семей) в образовательный процесс, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи», «взаимодействие с семьей по вопросам образования ребёнка, охраны и укрепления его здоровья, оказания при необходимости консультативной и иной помощи» [2].

Проблемам взаимодействия ДОУ и семьи посвящено множество научных работ отечественных исследователей (Т.Н. Доронова, Е.Г. Хайлова, Т.А. Маркова, Е.П. Арнаутова; А.В. Козлова, О.В. Солодянкина, Н.Ф. Виноградова, Г.Н. Година, Л.В. Загик и др.), обосновывающих необходимость перехода отношений семьи и ДОУ на новый уровень и предлагающих различные методики и технологии сотрудничества дошкольных организаций и семьи.

Анализу семьи и её отношений с ДОУ посвящены фундаментальные научные исследования Т.Н. Дороновой. В частности, анализ уровня образования современных родителей, их отношения к собственным детям, к педагогическому коллективу детского сада, позволил ей получить следующие данные.

1. Исследование компетентности родителей в области воспитания своих детей показало, что родители в областном центре предпочитают получение информации о воспитании детей из педагогической и психологической литературы (высказывания родителей: «Читаю кое-что, если что попадется или воспитатели посоветуют...», «Есть интересные публикации, но я не всегда нахожу ответ для себя»), в то время как родители в сельской местности в большинстве случаев опираются на интуицию (высказывания родителей: «У нас нечего читать...», «Воспитываем, как сердце подсказывает»). Также исследователи отмечают, что столичные родители имеют доступ к большему разнообразию источников информации о воспитании детей, чем родители, проживающие в сельской местности.

2. Исследование психологической грамотности родителей. Результаты исследования показали: подавляющее большинство респондентов (86,4%) осознает, что унижения достоинства ребенка крайне отрицательно влияет на его психику. Однако 51% родителей высказались в поддержку применения телесных наказаний в воспитании. Полностью отказываются от применения

телесных и иных унижающих ребенка наказаний лишь 10% опрошенных родителей.

3. Исследование принятия родителями ответственности за воспитание ребенка. Данные опроса показали, что родители не склонны делегировать ответственность за воспитание своих детей, что является позитивной предпосылкой для ведения коррекционной работы с ними. Лишь 10% опрошенных склонны перекладывать ответственность за воспитание ребенка на дошкольное учреждение.

4. Исследование отношения родителей к источникам информации. Опрос показал, что литература и советы педагогов представляют для родителей достаточную значимость, чтобы опереться на них в воспитательной работе. В качестве информации от детского сада родители хотели бы получить максимально полную информацию о ребенке; педагогические советы по общению с ребенком; рекомендации, как и чем лучше заниматься с ребенком дома.

Также результаты исследования Т.Н. Дороновой показали, что уже в дошкольном детстве у детей возникает множество проблем со здоровьем и развитием, но родители не всегда осознают это. Даже в случае осознания наличия

проблемы за помощью к персоналу ДОУ родители не обращаются, по ряду выявленных причин:

- не придают особого значения этим трудностям (82% респондентов);

- считают это неудобным, так как подобного рода консультации не входят в обязанность педагога (76% респондентов);

- испытывают затруднения в общении с педагогом (62% респондентов);

- считают, что с имеющимися проблемами справятся сами (48% респондентов);

- сомневаются в профессиональной компетентности педагога (11% респондентов);

- полагают, что за помощью нужно обращаться к врачам-психотерапевтам (27% респондентов), но осуществить это удается только 2% родителей [3, с. 48].

Также Т.Н. Доронова приводит в своем исследовании высказывания воспитателей ДОУ по теме проблем взаимодействия с родителями: «Родители молча выслушивают меня, а потом поступают по-своему»; «Мне трудно говорить с ними, потому что они благополучны, самодовольны и не терпят вмешательства в воспитание ребенка»; «Считаю, что мы, педагоги, не имеем права учить или воспитывать родителей. У нас нет такого морального права» [3, с. 70].

Данные рассмотренного нами исследования указывают на достаточно низкий уровень психолого-педагогической образованности родителей дошкольников. Большинство родителей беспечно относятся к проблемам своего ребенка и ощущают беспомощность в их решении. Взаимодействие ДОУ и родителей не осуществляется должным образом, необходима целенаправленная систематическая работа с педагогами ДОУ по вопросам налаживания этого контакта с родителями дошкольников.

Одна из проблем, о которой говорят научные исследователи - «угасание родительской инициативы». Она выражается в том, что современные родители склонны перепоручать образование и воспитание своего ребенка «третьим лицам», доля времени, посвящаемого ими семейному общению, достаточна мала [3, с. 74].

В настоящее время различными научными коллективами на базе дошкольных учреждений ведутся разработки модели взаимодействия ДОУ и семьи в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

В центре медико-психолого-социального сопровождения Выборгского района Санкт-Петербурга на базе дошкольного отделения ведется разработка программы «Школа успешного родителя» [4]. Данный проект рассчитан на три года. Разработчиками предполагается оказание всесторонней помощи и поддержки родителям по следующим проблемным направлениям:

- адаптация при переходе детей из дома в детский сад и на каждую возрастную ступень;

- повышение родительской компетентности в вопросах психологической готовности детей к школе;

- обучение родителей эффективным способам общения (активное слушание, разрешение конфликтов и др.);

- развитие у взрослых необходимых навыков сотрудничества;

- формирование культуры общения и преодоление сложившихся стереотипов в воспитании.

Работу с родителями разработчики проекта основывают на методе групповой консультационной работы. Основными принципами работы в группах предполагают добровольность, стремление к самосовершенствованию, готовность к принятию новой информации и пересмотру стереотипов. Перед педагогическим коллективом ДОУ разработчики ставят методическую задачу (выявление востребованных родителями форм и методов работы, на которые можно опереться в педагогической практике, а также выработка ряда принципов эффективного взаимодействия педагогов и семей) и просветительскую (готовность педагога к обсуждению с родителями позитивных и негативных особенностей той или иной педагогической системы с позиций возрастной психологии и педагогики) [4].

Самоаудит как инструмент партнерских взаимоотношений ДОУ и семьи рассматривается в научных работах Е.Г. Хайловой. Автор указывает на возможность проведения самоаудита в дошкольном учреждении при переходе от традиционного взаимодействия с родителями к социальному партнерству.

Необходимость перехода от работы с родителями к социальному партнерству с ними обозначается Е.Г. Хайловой как очевидная в современных условиях, так как «способствует повышению качества воспитательно-образовательного процесса, оказывает своевременную помощь на уровне предупредительного контроля» [5].

Основной целью проведения самоаудита в ДОУ автор называет «повышение качества взаимодействия с родителями воспитанников и совершенствование содержания взаимодействия детского сада и семьи на основе внедрения современных подходов в практическую деятельность педагогических работников» [5]. По результатам проведения самоаудита необходима организация методической помощи участникам по вопросам самоаудита.

Рассматривая актуальные пути взаимодействия ДОУ и семьи, а также требования ряда нормативных актов (Концепция дошкольного воспитания, Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации»), Е.В. Демко подчеркивает, что «важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является их взаимодействие, в котором родители - не пассивные наблюдатели, а активные участники воспитательного процесса» [1], и делает вывод о необходимости инновационных форм работы педагогов ДОУ с родителями.

Также Е.В. Демко производит анализ использующихся в педагогической практике нетрадиционных интерактивных форм работы с родителями, основанных на сотрудничестве и взаимодействии, таких как:

- семейные клубы, где отношения с семьей строятся на принципах добровольности и личной заинтересованности;

- дискуссия (одна из важнейших форм деятельности, стимулирующей формирование коммуникативной культуры), как способ обсуждения и разрешения проблемных вопросов;

- интерактивная игра, как интервенция ведущего в групповую ситуацию «здесь и теперь», которая организует активность членов группы в соответствии с определенной учебной целью;

- тематические акции, цель которых состоит в формировании системы педагогического взаимодействия ДОУ и семьи в интересах развития личности ребенка, разработке технологии реализации этого взаимодействия по различным направлениям [1].

Подводя итог, Е.В. Демко отмечает, что именно разнообразие интерактивных форм взаимодействия с родителями позволяет педагогам значительно улучшить отношения с семьями, а также повысить педагогическую культуру родителей [1].

Еще одна из проблем, о которой с тревогой говорят специалисты по работе с семьей - «угасание родительской инициативы» [6]. Она выражается в том, что современные родители склонны перепоручать образование и воспитание своего ребенка «третьим лицам», доля времени, посвящаемого ими семейному общению, ничтожно мала; вопросы педагогической культуры лежат вне сферы интересов родителей. В этом случае непрерывное образование взрослых выступает фактором поддержки социальной грамотности и компетентности.

Однако в этих и других работах не конкретизированы ресурсы психического развития детей и становления различных видов их творческой деятельности, лежащих в основе этого развития. В особой степени это относится к такому виду развивающей деятельности, как проектирование, которое сравнительно недавно стало привлекать внимание исследователей. Не является предметом анализа и организация развивающей образовательной среды ребенка по месту жительства.

Таким образом, анализ научной литературы по теме взаимодействия ДОУ и семьи дошкольника позволяет нам сделать вывод о том, проблема поиска и внедрения инновационных методов взаимодействия ДОУ и семьи, определяющихся понятиями «сотрудничество» и «партнерство», в настоящее время остается актуальной в контексте становления новых видов деятельности ребенка и создания средовых условий его психического развития в семье.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Демко Е.В. Интерактивное взаимодействие дошкольных организаций с семьей // Семья и личность: проблемы взаимодействия. Научный журнал. 2014. № 2.

2. Министерство образования и науки Российской Федерации. Совет по стандартам утвердил федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Available at: URL: http://минобрнауки.рф/новости/3597 (дата обращения: 19.04.2017).

3. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. М, 2002.

4. Центр медико-психолого-социального сопровождения Выборгского района Разработка программы «Школа успешного родителя» на базе дошкольного отделения Санкт-Петербурга

5. Хайлова Е.Г. Самоаудит как способ повышения качества воспитательно-образовательного процесса взаимодействия сотрудников ДОУ с родителями на этапе перехода к партнерству с ними - Психолого-педагогические исследования - 2013. Том. 5, № 4 - [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. Том 5. № 4. Available at: URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n4/65809.shtml (дата обращения: 19.04.2020) ISSN: 2587-6139 (online) Портал психологических изданий PsyJournals.ru

6. См. Крячко А.А. Стратегия развития родительской культуры на пороге третьего тысячелетия: поиск оптимального подхода: маетриалы и публикации семейного родительского центра «Рождество». Available at: URL: http://www.rojdestvo.ru/data/publish_pedag/publish_ped08.shtml

7. Грицай Л.А. Некоторые аспекты социально-педагогической технолдогии формирования род культуры совр молодежи. Available at: URL: https: / / cyberleninka.ru / article / n/nekotorye-aspekty-sotsialno-pedagogicheskoy-tehnologii-formirovaniya-roditelskoy-kultury-sovremennoy-molodezhi/viewer

Информация об авторе: Ромашко Елена Борисовна, магистр направления подготовки «Психолого-педагогическое образование», ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар, Россия e-mail: Romashko.elen@gmail.com

Научный руководитель: Игнатович Владлен Константинович, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар, Россия

ORCID http://orcid.org/0000-0002-1625-772X e-mail: vign67@mail.ru

Поступила: 08.03.2020 После доработки: 19.04.2020 Принята к публикации: 25.04.2020

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи

Information about the author: Romashko Elena Borisovna, Master of Education "Psychological and Pedagogical Education", Kuban State University, Krasnodar, Russia e-mail: Romashko.elen@gmail.com

Scientific adviser: Ignatovich Vladlen Konstantinovich, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology, Kuban State University, Krasnodar, Russia e-mail: vign67@mail.ru

ORCID http://orcid.org/0000-0002-1625-772X e-mail: vign62@mail.ru

The paper was submitted: 08.03.2020

Received after reworking: 19.04.2020

Accepted for publication: 25.04.2020

The author have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.