Теория и методика обучения и воспитания Methods of training and education
DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-2-30-40
УДК 37
Игнатович Владлен Константинович
Кубанский государственный университет Krasnodar, Russia ORCID http://orcid.org/0000-0002-1625-772X e-mail: vign62@mail.ru
Игнатович Светлана Сергеевна
Кубанский государственный университет Krasnodar, Russia ORCID iD: http://orcid.org/0000-0003-0479-6117 e-mail: ssign67@mail.ru
Чолакян Каринэ Дживановна
Центр дополнительного образования детей «Хоста» г. Сочи, Russia e-mail: cholakyan_karina@mail.ru
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕТНЕГО ЛАГЕРЯ ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ В СОБЫТИЙНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ФОРМАТЕ
Аннотация. Статья посвящена проблеме повышения образовательного потенциала лагерей летнего отдыха. Предложенный подход к ее решению базируется на представлениях о детско-взрослом коллективе как о событийной общности участников совместной творческой деятельности. Охарактеризованы теоретические основания проектирования образовательного процесса в условиях летнего лагеря, описаны его результаты как новые компетентности, не достигаемые в традиционной классно-урочной системе обучения. Идея индивидуализации образовательного процесса раскрыта как ведущее методологическое основание проекта летнего лагеря в событийно-деятельностном формате. Образовательное событие представлено в качестве проектной единицы образовательного процесса. Охарактеризованы социокультурные практики, творчески осваиваемые участниками лагерной смены. Раскрыты принципы их освоения на примере искусства театра и кино. Описана логика построения социокультурной практики как последовательности определенных фаз и погружений.
Ключевые слова: летний лагерь, социокультурная практика, образовательное событие, совместная творческая деятельность, социальный опыт
Для цитирования: Игнатович В.К., Игнатович С.С., Чолакян К.Д., Модель организации летнего лагеря дневного пребывания детей в событийно-деятельностном формате. Педагогика: история, перспективы. 2020. Том. 3. № 2. С. 30-40. DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-2-30-40
Vladlen K. Ignatovich
Kuban State University ORCID http://orcid.org/0000-0002-1625-772X
Svetlana S. Ignatovich
Kuban State University ORCID iD: http://orcid.org/0000-0003-0479-6117
Karene D.Cholakyan
Director of the Center for Additional education of children «Hosta», Sochi
MODEL OF ORGANIZATION OF SUMMER CAMP DAY STAY OF CHILDREN IN EVENT AND ACTIVITY FORMAT
Abstract. The article is devoted to the problem of increasing the educational potential of summer camps. The proposed approach to its solution is based on ideas about the children's and adult collective as an event community of participants in joint creative activity. The theoretical foundations of the design of the educational process in the conditions of a summer camp are described, its results are described as new competencies not achieved in the traditional class-lesson teaching system. The idea of individualization of the educational process is disclosed as the leading methodological basis of the summer camp project in the event-activity format. The educational event is presented as a design unit of the educational process. Sociocultural practices, creatively mastered by the participants of the camp shift, are characterized. The principles of their development by the example of the art of theater and cinema are disclosed. The logic of building sociocultur-al practice as a sequence of certain phases and immersions is described.
Key words: summer camp, sociocultural practice, educational event, joint creative activity, social experience
For citation: Vladlen K. Ignatovich, Svetlana S. Ignatovich, Karene D.Cholakyan, Model of organization of summer camp day stay of children in event and activity format. Pedagogy: history, prospects. 2020. Vol. 2. № 4. P. 30-40. DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-2-30-40 (In Russ., аbstr. in Engl.)
Организация летнего отдыха детей в оздоровительных лагерях уже с конца 80-х годов прошлого столетия рассматривалась как форма дополнительного образования, обеспечивающая процессы творческого самовыражения, самопознания, самореализации и самоопределения воспитанников. Научно-методическую основу деятельности таких летних лагерей чаще всего составляла известная под названием «коммунарская» методика коллективных творческих дел И.П. Иванова.
В 90-х годах получило развитие более современное направление развития этой методики, названное авторами «личностно ориентированное коллективное творческое дело» (С.Д. Поляков, В.Р. Ясницкая, Э.С. Зимин). В отличие от исходной версии, эта методика была направлена, в первую очередь, на развитие индивидуального творческого начала каждого ребенка и его способности «желать и уметь действовать демократически», что вполне отвечало главным векторам развития российского государства на рубеже XX - XXI веков.
Реалии настоящего времени и ситуация развития современного российского общества существенно смещают смысловые акценты, присущие этим моделям воспитательной деятельности в условиях летних лагерей. Можно выделить, по крайней мере, два из них.
Во-первых, усложнение мира и порожденный им принцип «образование через всю жизнь» (как новый шаг развития уже известной идеи непрерывности образования) определяет повышение интереса педагогической общественности именно к образовательному потенциалу летнего отдыха детей, что, в свою очередь, несколько изменяет традиционные представления о сущности летнего лагеря как о воспитательной системе. Современные проекты организации летнего отдыха как программ дополнительного образования характеризуются, прежде всего, направленностью на развитие образовательной самостоятельности воспитанников и мотивации их участия в современных видах образовательной деятельности, выстраиваемых их организаторами «от ребенка», от его интересов и творческих инициатив.
Во-вторых, усиление многообразия мира, отмечаемое сегодня практически всеми исследователями в сферах социологии, культурологии, политологии и т.д.) ставят под сомнение само по себе существование «единой» модели воспитания и образования подрастающего поколения. В этой связи одним из базовых становится принцип вариативности образовательного (воспитательного) пространства, согласно которому его единство определяется как единство разнообразного, достигаемое путем диалога и творческого сотрудничества [1]. По выражению известного социолога З. Баумана, XXI век - это век переговоров [2].
В то же время приходится признавать, что эти новые представления об организации летнего отдыха детей, порождаемые охарактеризованными изменениями в жизни нашего общества, не становятся сами по себе новыми практиками воспитания и образования. Новая идея, не прошедшая инновационный цикл ее преобразования в новые модели практики через институты научно-исследовательской и проектной деятельности, порождает лишь воспроизводство ранее известного и во многом устаревшего опыта. Этим определяется необходимость внедрения новых моделей организации летнего отдыха школьников в логике становления инновационной образовательной практики.
В настоящей статье представлены теоретические основания и инновационный опыт проектирования летнего лагеря дневного пребывания как событийной общности детей и взрослых. Основная идея проекта, реализованного на базе Центра дополнительного образования «Хоста» г. Сочи, состоит в том, что в условиях со-бытийности максимально раскрывается творческий потенциал каждого участника совместной творческой деятельности, и летний отдых на деле становится творческой, привлекательной для ребенка формой дополнительного образования. Его актуальность связана и с тем обстоятельством, что формирующиеся в обществе представления о качестве современного образования требуют организации новых видов образовательных практик учащихся, ориентированных на становление у них принципиально новых компетентностей, не достигаемых в
традиционной модели классно-урочного обучения [4]. Прежде всего речь идет о таких компетентностях, как способность к продуктивному сотрудничеству в процессе совместной деятельности по решению проблемных задач и способность ставить и достигать цели своего дальнейшего продвижения по индивидуальному образовательному маршруту, мотивированные ценностями творческой самореализации в обществе и понимаемой в этом же ключе социальной успешности. Это связано с новыми реалиями жизни общества, для устойчивого развития которого необходима неразрывная взаимосвязь между самореализацией человека - обладателя своей творческой индивидуальности и общественным признанием его индивидуального вклада в решение проблем социокультурного развития (именно в этом смысле мы используем понятие «социальная успешность»). Вполне очевидно, что становление этих компетентностей возможно лишь в особых психолого-педагогических условиях, обеспечивающих ребенку возможность моделировать процессы своей интеграции в общество в интерактивных взаимодействиях с окружающими людьми. Переход из начальной в основную школу сопряжен для ребенка в этом смысле трудностями особого рода, связанными с необходимостью не просто освоить новые способы действий, но и получить возможность творчески их использовать в решении задач на преобразование окружающей действительности, не имеющих аналога в его индивидуальном опыте проживания младшего школьного возраста.
Наиболее перспективным для решения этой проблемы представляется использование событийных форматов организации совместной образовательной деятельности детей и взрослых. Однако обоснование и практическое воплощение этой идеи в современной ситуации развития российского образования требует выполнения педагогами и психологами особой работы в режиме социокультурного проектирования.
Главным методологическим основанием данного проекта выступает идея индивидуализации образовательного процесса, осуществляемого в логике проектирования индивидуальной образовательной траектории каждого ребенка, проходящей через различные образовательные события. В этой логике образовательное событие выступает проектной единицей образовательного процесса как «узловой точки», в которой происходит оценка достигнутых результатов и определяются дальнейшие перспективы их развития.
Разработанная в рамках настоящего проекта образовательная программа летнего лагеря базируется на современных теоретических представлениях об образовательном событии как о специально проектируемом совместном действии его участников, направленном на решение личностно значимой для них проблемы, в результате которого возникает обновленная смысловая картина мира [3]. В этой связи образовательная деятельность участников летнего творческого лагеря осуществляется ими как совместное освоение социокультурных практик, в ходе чего ими не просто усваиваются знания и умения в определенных сферах социально ориентированной деятельности, но, в первую очередь, моделируются проблемно насыщенные сферы человеческих отношений, выстраиваемых в процессе этой деятельности. В настоящей программе в качестве базовых социокультурных практик выступают искусство кино и (частично) театра. Такой выбор базовых практик связан прежде всего с высокой степенью их универсальности и поликультурности, поскольку и кино и театр содержат широчайший спектр выразительных средств, при помощи которых ребенком может строиться индивидуальное отношение к самым разнообразным культурным содержаниям окружающего мира.
Программа была рассчитана на детей младшего школьного возраста и предполагала осуществление ими трех последовательных «погружений» в мир кино и театра, в каждом из которых моделируются различные аспекты этих видов искусства.
В характеристике кино и театра как видов социокультурных образовательных практик детей младшего школьного возраста акцент делается, с одной стороны, на синтезе различных выразительных средств, используемых для творческого отражения социокультурной проблематики окружающей действительности, с другой стороны, на многообразии социально-ролевых позиций участников совместной деятельности. В частности, выделяются такие аспекты данных социокультурных практик, как:
- трансляция и осмысление культурно-исторического опыта художественно-творческого отражения действительности на основе создания новых выразительных средств;
- возможность создания динамичных художественных образов, запечатля-ющих индивидуальное отношение автора к культурным содержаниям, представленным в окружающем мире;
- возможность использования выразительных средств кино и театра в качестве особого языка общения со зрителем, в ходе которого обсуждаются значимые проблемы совместного бытия;
- возможность каждого участника находить в поле совместной деятельности оптимальное применение своим творческим способностям, обретения таким путем чувства личностного достоинства и сопричастности общему делу.
Учет возрастных особенностей детей младшего школьного возраста определяет выбор в качестве главного психолого-педагогического механизма освоения ими социокультурных практик кино и театра совершение пробного действия (Б.Д. Эльконин [5]). Именно пробный характер совершаемых действий и использованием вновь обретаемых преобразовательных средств выступает главным условием становления событийной общности участников совместных творческих проектов. Данный механизм противопоставлен здесь традиционной педагогической практике демонстрации обучающимся готовых образцов формируемых действий и их воспроизведения в стандартных ситуациях.
С учетом сказанного были определены следующие принципы освоения воспитанниками искусства кино и театра как социокультурной образовательной практики.
1. Принцип необыденности. Согласно данному принципу освоение ребенком социокультурной практики должно уводить его из мира привычных рутинных представлений в сферу субъективно нового и непознанного, открывающего неизведанные ранее возможности строить отношения с окружающим миром при помощи особых культурных средств, требующих дея-тельностного освоения во взаимодействии с другими участниками.
2. Принцип игры. Данный принцип предполагает моделирование в совместной деятельности участников внутренних, глубинных смыслов прорабатываемых культурных содержаний окружающей действительности, которые могут быть открыты в особых игровых ситуациях, основанных на совмест-
ном совершении пробных действий. Игровой характер деятельности участников достигается путем осознанного принятия граничных условий этой деятельности, задающих оптимальный уровень неопределенности и творческой напряженности ситуации.
3. Принцип решения творческих задач. Согласно данному принципу освоение социокультурной практики происходит в процессе совместного решения участниками творческих задач, характер и способы постановки которых определяют конкретное содержание и вектор развития их деятельности, а также спектр необходимых для их решения продуктивных коммуникаций. Данный принцип также требует включения в структуру совместной деятельности участников процедур оценивания достигнутых результатов непосредственно в смысловом контексте решаемых творческих задач.
4. Принцип «взращивания» образовательного события. Данный принцип определяет понимание образовательного события как закономерной фазы развития совместной деятельности участников освоения социокультурной образовательной практики. С этой точки зрения образовательное событие не может быть спланировано в традиционной логике воспитательного мероприятия, а, напротив, должно органично прорастать из совместной деятельности участников и становиться для них концентрированной формой отражения, как самой деятельности, так и достигнутых результатов.
5. Принцип продуктивности. Согласно данному принципу результат совместной деятельности участников освоения социокультурной образовательной практики должен быть представлен в форме социально значимого продукта, презентация и защита которого составляет неотъемлемый компонент образовательного события.
В качестве главного требования к образовательному процессу летнего творческого лагеря выступала его целостность на основе внутренней преемственности основных фаз. Предложенная образовательная программа включала три основные фазы образовательного процесса:
1. фаза входа в общее культурное поле совместной деятельности;
2. основная фаза, состоящая из трех последовательных погружений в мир кино и театра;
3. рефлексивная фаза выхода и оценки достигнутых результатов. Первая и третья фазы осуществляются в общем образовательном пространстве лагеря, вторая фаза реализуется внутри отрядов.
Дадим их общую характеристику:
1. Фаза входа в общее культурное поле совместной деятельности. Главной задачей, решаемой на данной фазе образовательного процесса летнего лагеря, выступает выстраивание этого культурного поля как свода общих ценностей, норм и правил, которым должна быть подчинена совместная деятельность участников. Происходит знакомство участников лагеря, формируются отряды, обсуждаются и уточняются планы совместной деятельности. Участкам (отрядам) предлагается презентовать себя в качестве команды единомышленников, предъявить сообществу в творческой форме свои интересы, цели и ожидания. Здесь же может быть сформирована атрибути-
ка отрядов, оформлены их названия, кредо и символика. Целесообразно использование элементов тренинга общения в целях формирования первоначальных продуктивных коммуникаций между участниками.
2. Основная фаза состоит из трех погружений, каждое из которых посвящено решению творческой задачи и сопровождается созданием социально значимого продукта. Каждое погружение содержит последовательность этапов: проблематизации (обсуждения и осмысления поставленной проектной задачи именно как проблемной, то есть не решаемой при помощи уже известных стандартных средств); проектных проб (определения и реализации оригинальных средств решения поставленной проектной задачи, разработки и осуществления плана совместных действий); создания продукта и оценки достигнутых результатов. Последний этап осуществляется при участии внешних экспертов в форме защиты созданного продукта.
Было предусмотрено проведение следующих погружений.
1. «Ожившие страницы кинематографа». Проблематика данного погружения связана с осмыслением взаимосвязи прошлого и настоящего времени в киноискусстве. Открытие, которое могут сделать для себя участники, состоит в том, что заснятые на пленку сюжеты прошлых времен способны вызывать такие же переживания у современников, если эти сюжеты становятся предметом их творческой проработки. В ходе данного погружения группы участников (до 7 человек) получают предварительно разработанные педагогами - руководителями отрядов кейсы (минисценарии), воспроизводящие достаточно простые для младших школьников сюжеты известных кинолент прошлого (или их фрагменты). Желательно, чтобы участником эти киноленты не были известны заранее. Они получают задание снять небольшие видеоролики по данным сюжетам. Погружение завершается просмотром созданных продуктов, в ходе которого на экране созданные участниками видеоролики чередуются с демонстрацией их культурных аналогов.
2. «Удивительный мир вокруг нас». Это погружение связано с проблематикой эстетического отношения человека к окружающему миру, его способности не только видеть красоту, но и передавать свои чувства другим людям при помощи особых знаковых средств. Творческая задача, решаемая в ходе данного погружения, состоит в том, чтобы найти в окружающей природной, социальной и культурной среде что-либо, способное вызвать у зрителя подлинное удивление, и снять это в виде небольшого киносюжета. Подведение итогов погружения осуществляется в форме образовательного события «Наш маленький кинофестиваль» при участии специального экспертного жюри.
3. «Театр на экране». Проблематика данного погружения связана с фиксацией сценического действия и открывающимися возможностями ребенка видеть себя не только со стороны, но и глазами внешнего объективного наблюдателя. Проектная задача состоит в создании снятого на видео спектакля по какому-либо литературному произведению, сказке, придуманному сюжету - выбор содержания и жанра предоставляется авторам. В ходе ее решения осуществляется двойное пробное действие: и
как создание художественного образа сценическими средствами, так и перенос этого образа на экран с последующей возможностью его самостоятельного просмотра. Здесь мы также опираемся на возрастные особенности младших школьников, для которых, по утверждению Д.Б. Элько-нина, статичные модели отражения действительности в большей степени приемлемы по сравнению с моделями динамическими [6]. В данном случае сценическая интерпретация сюжета в большей степени статична, нежели его «настоящая» киноверсия, требующая, кроме всего прочего, искусства «вписать» этот сюжет в реальное окружение. Данное погружение завершается показом созданного видеопродукта и его обсуждением с участием внешних экспертов.
4. Рефлексивная фаза выхода и оценки достигнутых результатов. В ходе этой фазы участникам лагеря предстоит определить и презентовать сообществу наиболее значимые по их собственной оценке результаты совместной деятельности, поделиться полученными впечатлениями и занять рефлексивную позицию в отношении самих себя. Это итоговое образовательное событие может представлять собой «калейдоскоп» различных событий, состоявшихся в течение всей лагерной смены. Важным условием выступает здесь представление итогового образовательного события в какой-либо отчужденной форме, например, в виде кино-фоторепортажа.
Основными результатами реализации проекта стали следующие новообразования социального опыта участников:
1. обретение опыта решения творческих задач с использованием культурно-преобразовательных средств познания окружающего мира.
2. обретение опыта продуктивного творческого взаимодействия друг с другом и со взрослыми людьми в процессе решения проектных задач.
3. обретение опыта самостоятельного осуществления пробных действий в проблемных ситуациях и оценки достигнутых результатов.
4. обретение опыта предъявления достигнутых результатов деятельности экспертному сообществу и получения продуктивной обратной связи.
5. обретение опыта вхождения в со-бытийную общность участников совместной творческой деятельности и самопознания себя через значимого Другого.
Инновационный опыт, полученный в ходе разработки и реализации проекта, состоит, прежде всего, в том, что использование событийных форматов в организации различных видов творческой деятельности детей в условиях летнего лагеря приближает нас к «идеальному» пониманию его главного предназначения. Как отмечали авторы одного из значимых исследований проблем индивидуализации образования [4], это назначение можно сформулировать в виде следующих положений.
Летний лагерь - это шанс ребенка получить новый социальный опыт, попробовать и оценить свои силы в новых видах творческой деятельности, в новых видах общения со сверстниками и взрослыми.
Летний лагерь - это возможность ребенка по-новому понять, что такое образование, убедиться, что этот процесс может быть направлен на решение лич-ностно значимых задач и построение собственной жизненной перспективы.
Летний лагерь - это возможность ребенка стать автором важных событий, изменяющих представления о мире и самом себе.
Летний лагерь - это шанс ребенка убедиться, что в мире взрослых от него тоже что-то зависит.
И наконец, летний лагерь - это шанс для взрослых узнать, что дети могут быть совсем другими.
Организованный в событийном формате летний лагерь действительно может стать для ребенка местом, где закладывается будущий индивидуальный образовательный маршрут, формируется мотивация творчества, определяется путь к социальному успеху. Идея событийности, реализуемая в условиях летнего лагеря, дает дальнейшее развитие педагогическим концепциям прошлых лет, в частности, идее коллективных творческих дел как основы «коммунарского» воспитания. Но в современной ситуации развития российского общества эти идеи должны получать качественное приращение. В нашем случае таким приращением выступает понимание того, что главный социальный опыт, получаемый ребенком в событийной общности, позволяет ему не просто воспроизводить уже известные в прошлом схемы действий и социального поведения, но решать принципиально новые, проектные задачи, от решения которых зависит не только личная успешность, но и во многом перспективы развития всего общества.
В событийном пространстве летнего лагеря дети получают необходимый для дальнейшей успешной социализации заряд уверенности в собственных творческих возможностях [7]. Именно со-бытийность с другими людьми, в которых, как в зеркале, отражаются собственные поступки, ценности, надежды на будущее, является главной гарантией того, что окрепшего в своих творческих начинаниях ребенка не постигнет участь печально известного Бармалея, которому добрый доктор Айболит сделал крайне важное предупреждение: тебя погубят твои возможности. И в этом нам видится новое понимание роли коллектива в социализации современного человека, который не ограничивает его жесткими рамками единой для всех нормы, но помогает делать собственный ответственный выбор в проблемных, неопределенных, но крайне важных для дальнейшей жизни ситуациях.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Асмолов А.Г. Дополнительное образование детей как зона ближайшего развития образования России: от традиционной педагогики - к педагогике развития // Современные технологии социально-педагогического проектирования в дополнительном образовании. М., 2001.
2. Бауман З. Индивидуализированное общество / пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Логос, 2002. 390 с.
3. Гребенникова В.М., Игнатович В.К., Игнатович С.С. Принцип событийности в организации социокультурных практик учащихся как проектных единиц их индивидуальных образовательных маршрутов // Историческая и социально-образовательная мысль: научный журнал. 2015. Т. 7. № 5. Ч. 1. С. 207 - 2013. DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908.2015.7.5/1.207-213
4. Игнатович В.К., Игнатович С.С., Гребенникова В.М., Бондарев П.Б. Проектирование индивидуального образовательного маршрута: проблема готовности субъекта: монография / под науч. ред. В.К. Игнатовича. М.: Ритм, 2015. 144 с.
5. Концепция подростковой школы / под науч. ред. Б.Д. Эльконина, А.Б. Воронцова. М., 2003. URL.: http://www.ouro.ru/iro/exp/koncepciya/ 20.02.2015.
6. Эльконин Б.Д. Психология развития: М.: ИЦ «Академия», 2001. 144 с.
7. Гребенникова В.М., Игнатович В.К., Игнатович С.С., Чолакян К.Д. К вопросу о современных практиках социально-педагогической поддержки семьи как субъекта проектирования индивидуальной образовательной траектории ребенка. Педагогика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Том. 2. № 3. С.07-19. URL: http://dpo-journal.ru/index.php/pvsz/article/view/56
REFERENCES
1. Asmolov A.G. Additional education of children as a zone of the nearest development of education in Russia: from traditional pedagogy to development pedagogy. Modern technologies of socio-pedagogical design in additional education. M., 2001.
2. Bauman Z. Individualized society, trans. from English under the editorship of V.L. Inozemtseva. M.: Logos, 2002. 390 p.
3. Grebennikova V.M., Ignatovich V.K., Ignatovich S.S. The principle of events in the organization of sociocultural practices of students as design units of their individual educational routes. Historical and Social-Educational Idea. 2015.Vol. 7. No. 5. Part 1. P. 207 - 2013. DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908.2015.7.5/1.207-213
4. Ignatovich V.K., Ignatovich S.S., Grebennikova V.M., Bondarev P.B. Designing an individual educational route: the subject's readiness problem: monograph, under scientific. ed. VC. Ignatovich. M.: Rhythm, 2015.144 p.
5. The concept of a teenage school, under the scientific. ed. B.D. Elkonina, A.B. Voron-tsova. M., 2003. Available at: URL: http://www.ouro.ru/iro/exp/koncepciya/ 02/20/2015.
6. Elkonin B.D. Developmental Psychology: M.: IC «Academy», 2001. 144 p.
7. Grebennikova V.M., Ignatovich V.K. , Ignatovich S.S., Cholakyan K.D. On the question of modern practices of socio-pedagogical support of the family as a subject of de-signing the individual educational trajectory of the child. Pedagogy yesterday, today, tomor-row. 2019. Vol. 2. no. 3. PP. 07-19. (In Russ., аbstr. in Engl.). Available at: http://dpo-journal.ru/index.php/pvsz/article/view/56
Информация об авторах: Игнатович Владлен Константинович, доцент кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии, факультет педагогики психологии и коммуникативистики, Кубанский государственный университет, научный руководитель ЦДО «Хоста» г. Сочи, эксперт АНО ДПО Институт проблем образовательной политики «Эврика», г. Краснодар, Россия ORCID http://orcid.org/0000-0002-1625-772X e-mail: vign62@mail.ru
Игнатович Светлана Сергеевна, доцент, кафедра педагогики и психологии, факультет педагогики психологии и коммуникативистики, Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия
ORCID iD: http://orcid.org/0000-0003-0479-6117 e-mail: ssign67@mail.ru
Чолакян Каринэ Дживановна, директор Центра дополнительного образования детей «Хоста» г. Сочи, http://sochi.edu.ru/info/news/?ELEMENT_ID=1417, почетный работник общего образования, г.Сочи, Россия,
e-mail: cholakyan_karina@mail.ru
Поступила: 03.03.2020 После доработки: 14.04.2020 Принята к публикации: 25.04.2020
Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи
Information about the authors: Vladlen K. Ignatovich, Cand. ped Sciences, Assoc. FSBEI of the Kuban State University, Krasnodar, Russia
ORCID http://orcid.org/0000-0002-1625-772X e-mail: vign62@mail.ru
Svetlana S. Ignatovich, Cand. ped Sciences, Assoc. FSBEI of the Kuban State University, Krasnodar, Russia
ORCID iD: http://orcid.org/0000-0003-0479-6117 e-mail: ssign67@mail.ru
Karene D.Cholakyan, Director of the Center for Additional education of children «Hosta», Sochi, http://sochi.edu.ru/info/news/?ELEMENT_ID=1417, honorary worker of General education,
e-mail: cholakyan_karina@mail.ru
The paper was submitted: 03.03.2020
Received after reworking: 14.04.2020
Accepted for publication: 25.04.2020
The authors have read and approved the final manuscript.