Теория и методика обучения и воспитания Method softraining and education
Научная статья
DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-3-13-22 УДК 37.01
Дарина Константиновна Алферовская
Кубанский государственный университет Россия, г. Краснодар http://orcid.org/0000-0003-1112-188X [email protected]
Владлен Константинович Игнатович
Кубанский государственный университет Россия, г. Краснодар http://orcid.org/0000-0002-1625-772X [email protected]
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДОУ КАК СИСТЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация: В статье приводится сущность понятия «развивающая среда дошкольной организации», которое в литературе изучено достаточно обширно. Охарактеризована организация предметно-пространственной развивающей среды с учетом ФГОС ДО. Показано, что предметно-пространственная развивающая среда является открытой и незамкнутый системой, поддающейся корректировке и развитию. Выделены подходы к изучению предметной среды: исторический, эстетический, архитектурно-дизайнерский, экономический, социологический, социально-психологический, технико-технологический, средовой, специально-педагогический подходы. Отмечено, что проектирование игрового пространства как социокультурной развивающей среды способствует совершенствованию сфер развития ребёнка, что в последующем будет определять успешность самоактуализации и возможность ребёнку самостоятельно решать задачи. Подчеркнуто, что среда даёт возможность не только учиться и развиваться, корректировать девиации, но и просто играть. Были сделаны выводы о необходимости разработки модели игрового пространства, в соответствии с возрастными особенностями развития ребёнка, его потребностями, интересами, склонностями.
Ключевые слова: развивающая среда, игровое пространство, социализация, самоактуализация, познавательное развитие, воображение, образ «Я»
Для цитирования: Алферовская Д.К., Игнатович В.К. Образовательная среда доу как система психолого-педагогических условий развития игровой деятельности старших дошкольников // Педагогика: история, перспективы. 2021. Том. 4. № 3. С. 13-22. DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-3-13-22
Original article
Darina K. Alferovskaya
Kuban State University Russia, Krasnodar http://orcid.org/0000-0003-1112-188X [email protected]
Vladlen K. Ignatovich
Kuban State University Russia, Krasnodar http://orcid.org/0000-0002-1625-772X [email protected]
EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION AS A SYSTEM PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR DEVELOPING THE GAME ACTIVITY OF SENIOR PRESCHOOLERS
Abstract. The article describes the essence of the concept of "developing environment of preschool organization", which has been studied extensively in the literature. The organization of the subject-spatial developmental environment, taking into account the Federal State Educational Standard, is characterized.lt is shown that the subject-spatial developmental environment is an open and open system, amenable to adjustment and development. The approaches to the study of the subject environment are highlighted: historical, aesthetic, architectural and design, economic, sociological, socio-psychological, technical and technological, environmental, special-pedagogical approaches. It is noted that the design of the play space as a socio-cultural developing environment contributes to the improvement of the child's developmental spheres, which in the future will determine the success of self-actualization and the child's ability to independently solve problems. It was emphasized that the environment makes it possible not only to learn and develop, to correct deviations, but also to simply play. Conclusions were made about the need to develop a model of the play space, in accordance with the age characteristics of the child's development, his needs, interests, inclinations.
Keywords: developing environment, play space, socialization, self-actualization, cognitive development, imagination, the image of "I"
Forcitation: ALferovskaya D.K., Ignatovich V.K. Educational environment of a preschool educational institution as a system psychological and pedagogical conditions for developing the game activity of senior preschoolers. Pedagogy: history, prospects. 2021. Vol. 4. no. 3. PP. 13-22. (In Russ.) DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-3-13-22
Образовательная среда ДОУ как система психолого-педагогических условий представляет собой упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение и воспитание [1]
Развивающей средой дошкольной организации выступает совокупность условий, влияющих на всестороннее развитие ребёнка в условиях дошкольного образовательного учреждения, его физическое и психическое здоровье, успех и продуктивность его дальнейшего образования, деятельность всех участников образовательного процесса в ДОУ[2].
Структура развивающей среды непосредственно отражает ее структуру и содержание в процессе воспитательно-образовательной деятельности. В этом процессе и происходит развитие ребёнка. Для организации воспитательно-образовательной деятельности необходимо наличие предметов самостоятельной и совместной деятельности, разделение на зоны, возможность изменения предметного пространства, наличие игровых зон.
Отталкиваясь от ФГОС ДО и общеобразовательной программы предметно-пространственная развивающая среда создаётся с учетом индивидуальных потребностей, возможностей, интереса, уровня активности каждого ребенка [3].
Предметно-пространственная развивающая среда дошкольного образовательного учреждения обеспечивает образовательный потенциал пространства групповой комнаты, материалов, оборудования и инвентаря для всестороннего развития детей, их охраны, обеспечивает учёт индивидуальных особенностей и коррекции развития детей, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, их уединения. Также отметим возможность обеспечения различных программ с учётом применения инклюзивного образования, климатических, культурных, национальных условий.
Организация предметно-пространственной развивающей среды строится с учетом ФГОС ДО так, чтобы дать возможность развивать индивидуальность каждого ребёнка с учетом его индивидуальных потребностей, возможностей, интереса, уровня активности с наибольшей эффективностью. Грамотно организованная предметно-пространственная развивающая среда даёт возможность взрослым способствовать гармоничному развитию ребёнка, воссоздавая положительную эмоциональную атмосферу в группе, проводив игры и занятия способствующие самостоятельной игровой деятельности с последующим усложнением содержания [3].
К основным функциям предметно-пространственной развивающей среды относятся образовательная, развивающая, воспитывающая и стимулирующая функции.
В ходе организации предметно-игровой деятельности ребенка в развивающей среде дошкольного образовательного учреждения, по мнению С.Л. Новоселовой, Е.В. Зворыгиной у дошкольников развиваются: социальный игровой опыт; коммуникативный игровой опыт; деятельностный игровой опыт; информационный игровой опыт; здоровьесберегающий игровой опыт [4].
Граммотно создавая развивающую среду, взрослые тем самым побуждают ребёнка к предметно-игровой деятельности, его самостоятельности, ответсвен-ности и инициативе.
Особое внимание изучению среды в своих работах уделял В.А. Ясвин, который при анализе образовательных сред прошлого, отталкивался от работ таких
авторов как Я.А. Коменский, Я. Корчак, Д. Локк, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо.
В.А. Ясвин пришел к выводу, что образовательная среда, её влияния и условия влият на формирование детей, они стремительнее развиваются, чем их предшественники. Также он отметил что такие дети рано начинают ощущать потребность в новых впечатлениях [5].
Рассмотрим работы Ж.Ж. Руссо. Анализируя исследования он пришел к пониманию того, всё, что мы не имеем с рождения, предоставляется нам во время воспитания, то есть, роль предметов в жизни ребёнка достаточна важна, так она способствует их развитию (физическому, психическому, культурному) в процессе его взросления [6].
М. Монтессори отмечает, что начиная с дошкольного возраста детям необходимо помогать справляться с возникающими у них трудностями, тем самым у ребёнка без искажений сложится реальная картина мира и взаимодействия с людьми, их взаимоотношениями. Отталкиваясь от этого, можно сделать вывод, что именно взрослый, обладающий определёнными знаниями, умениями и навыками, может качественно оказать помощь ребёнку [7].
Важно отметить, что предметно-пространственная развивающая среда является открытой и незамкнутый системой, поддающейся корректировке и развитию. Среда не только развивает, но и развивается, ее необходимо пополнять и обновлять, приобщая ее к новообразованиям возрастной группы.
Таким образом, в процессе создания предметно-пространственной развивающей среды всех групп дошкольного образовательного учреждения, необходимо учитывать психологические основы гармоничного взаимодействия всех участников образовательного процесса, психологические особенности возрастной группы, дизайн и эргономику в дизайне пространства в ДОУ.
К требованиям ФГОС ДО к предметно-пространственной развивающей среде относятся [3]:
1. Полифункциональность материалов.
2. Доступность предметной среды.
3. Трансформируемость пространства.
4. Вариативность среды.
5. Безопасность среды.
Организация предметно-пространственной развивающей среды в ДО с учетом ФГОС создаётся с учетом индивидуальных потребностей, возможностей, интереса, уровня активности каждого ребенка, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать и формировать индивидуальность каждого ребёнка.
Предметно-пространственная развивающая среда формируется таким образом, чтобы каждый ребёнок мог свободно заниматься тем, что ему интересно. Именно поэтому необходимо обогащать среду элементами, способствующими познавательной, эмоциональной и двигательной деятельности детей. Зонирование пространства и размещение предметов по секторам стимулирует групповую и подгрупповую деятельность. Обязательными в оборудовании является развивающие игры, игрушки, модели, увеличительные стёкла, сосуды, весы, предметы
опытно-поисковой работы. Предметную среду также необходимо обогащать предметными материалами [8].
Активный сектор предметно-пространственной развивающей среды занимает самую большую часть в группе. Сектор включает центр игры, двигательной активности, конструирования и музыкально-театрализованной деятельности [9].
Спокойный же сектор включает центр книги, отдыха и природы.
Рабочий сектор занимает четверть от всей группы, в данной части размещено оборудование для совместной и регламентированной деятельности.
Между всеми частями имеются условные границы, которые зависят от конкретных задач. В одной части могут находиться одновременно все дети, так как они активно присоединяются к деятельности и интересам других детей. Рабочий сектор подразделяется на три центра [10]:
1. Центр продуктивной и творческой деятельности.
2. Центр исследовательской и познавательной деятельности.
3. Центр моторики и правильной речи.
Предметно-пространственную развивающую среду необходимо также наполнять материалами, учитывающими интересны мальчиков и девочек как в труде, так и в игре. Отметим, что данные материалы будут различаться. Так, например, предметную среду стоит основать как инструментами для работы с деревом, деталями военной формы, предметами обмундирования, техническими игрушками, схемами строения машин, так и инструментами для работы с рукоделием, украшениями, одеждой, сумочками, инвентарем парикмахерской, кухни.
Именно насыщенная предметно-пространственная развивающая среда является основой для формирования и проведения содержательно наполненной, увлекательной и развивающей каждого ребёнка. Именно такая среда является средством формирования гармоничной личности ребёнка, из которого ребёнок может получать новые знания и социальный опыт.
Общество развивается со стремительной скоростью. В настоящее время под смыслом института образования понимается выполнение функции социализации личности, включающих успешное овладение социальными компетенциями. При таких условиях личность без проблем сможет интегрироваться в общественные группы.
Изменение образования должно начинаться ещё с ДОУ, с дошкольного воспитания, именно в дошкольном возрасте начинает формироваться образ «Я», продуктивные виды деятельности, произвольное поведение. Перечисленные качества, несомненно, важны в старшем возрасте, но закладываются они ещё в дошкольном возрасте.
Преобладаниепозиции «Общество и Я» определяет готовность школьников-подростков воспринимать окружающий мир как заданную извне культурную форму усвоения, требующуюпроявлять активность. Подростки в свою очередь ориентированы на использование доступных им методов действия, чтобы изменить этосостояние объекта, то есть преобразовать его. Таким образомподростки формируют свою картину мира, в которой проектируются его модели поведения в бедующем, также происходит его самоактуализация [11].
Многие авторы обозначают в своих работах стремление к самоактуализации, так А. Маслоу в своих работах говорил о врожденной потребности к самоак-
туализации, Ш.А. Амонашвили - о страсти к развитию», М. Монтессори - о строителе самого себя.
Проектирование игрового пространства как социокультурной развивающей среды способствует совершенствованию сфер развития ребёнка, что в последующем будет определять успешность самоактуализации и возможность ребёнку самостоятельно решать задачи. В педагогической же литературе социализация трактуется в функционально-технологическом аспекте [12].
В процессе социализации процедура образования, нормы поведения, религия уступают воздействию материально-предметной, предметно-вещной среды. Связано это с постоянством действия предметной среды, как фактора социализации, изолироваться от которого практически невозможно. Внешняя среда воздействует на нас как позитивно, так и негативно. Анализ литературы по данной тематике показывает представление вещей и их комплексов, как объект многоаспектного исследования.
Выделяют исторический, эстетический, архитектурно-дизайнерский, экономический, социологический, социально-психологический подходы к изучению предметной среды. Однако, данную классификацию можно ещё дополнить.
Специальный технико-технологический подход. Данный подход включает изучение специфических задач и алгоритма разработки вещей и их комплексов.
Социально-педагогический подход. Данный поход исследует вещную среду для процесса формирования человека в вещной среде и средствами вещной среды.
Средовой подход. Данный подход представляется методологическим принципом исследования. Существует недооценка роли внешней среды предметно-пространственного окружения, материально-общественной и материально индивидуальной атрибутики. Отметим, что целью процесса социализации также должно стать формирование условий для самоактуализации человека, исходя из этого можно выделить проблему педагогического дизайна.
Объектом педагогического дизайна должен стать предметно-вещный мир, включаемый в социальную сферу ребенка и формирующий целостное (интегра-тивное, синтетическое) развитие ребенка.
В одной из своих работ О.М. Дьяченко писал: «Овладевая вещью, то есть, обучаясь непосредственно удовлетворять свои потребности, ребенок усваивает (и присваивает) общественное значение, превращая его в личностный смысл, усвоить общественное значение нельзя без действия, ведь только практическое употребление вещи как средства достижения цели раскрывает ее значение». Отталкиваясь от его слов, можно сделать вывод, что в процессе создания среды социализации, идентификации, как условием данной формы социализации, необходимо руководствоваться основными мотивами: субъектность, индивидуальность, социальность, творчество [13].
В таких условиях социализации ребёнок не просто адаптируется к окружающей среде, подстроиться к ней, а станет ее «хозяином». Исходя из этого в основе процесса идентификации ребёнка должно быть событие, которое бы связывало внутреннее противоречие, способствующее развитию общности, в которой каждый может самоопределиться.
Вещно-предметная игровая среда должна должна предоставлять возможности для:
- раннего развития сенсомоторных функций;
- развития высших психических функций с учетом возрастных периодов;
- формирования Я-концепции, самоактуализации ребенка;
- развития социальной компетентности;
- адекватного соотношения обучения и психологического развития ребенка.
Таким образом, мы видим, что развивающее обучение создаёт зону ближайшего развития, которая, в свою очередь, необходима для дальнейшего обучения и психического развития ребёнка. Такие понятия как ассамблейное взаимодействие ребенка и вещная среда в совокупности позволяют говорить о роли предметов как в качестве предметного мира жизнедеятельности ребёнка, так и его социального функционирования. Только в этом случае последовательно будут идти социальная предметность, социальное функционирование, социальные коммуникации и социальные качества личности.
Особое место среди значимых, мотивированных видов деятельности занимает игра. Она является самоценной деятельностью, которая даёт возможность ощутить свободу, власть, проиграть модели отношений, действий, достичь состояния комфорта [14].
Путём социально-личностного развития представлен путь от аффективных реакций к высшим эмоциям и чувствам. Социализация же напрямую связана с развитием эмоциональной сферы ребенка.
Общение, предметная деятельность и игра изначально представляют собой формы совместной деятельности взрослого и ребёнка. Именно социализация позволяет сформироваться иерархии мотивов, которые обеспечивают смысловой уровень регуляции.
Мотивы, возникающие в связи с усвоением и принятием норм поведения, имеют важное значение. Когнитивная и эмоциональная сфера неразрывно связаны друг с другом. Высокий уровень когнитивной сферы соответствует высокому уровню развития эмоциональной сферы.
Основным моментом в определении социально-личностного развития ребенка выступает общение. Именно в процессе общения ребёнок ориентируется на реакции другого человека и корректирует своё поведение для дальнейшего взаимодействия.
Проанализировав вышесказанное можно сделать вывод, что окружающая среда является организованным образовательным пространством, внутри которого происходит обучение и воспитание ребёнка. В рамках дошкольной организации под средой понимается совокупность условий, влияющих на всестороннее развитие ребёнка, его физическое и психическое здоровье, успех и продуктивность его дальнейшего образования, деятельность всех участников образовательного процесса в ДОУ. Исходя из этого необходимо разработать модель игрового пространства, в соответствии с возрастными особенностями развития ребёнка. Игровая деятельность является социокультурной практикой ребёнка, предметно-вещной среды. Все это способствует формированию и развитию социально-личностной сферы.
Предметно-пространственная развивающая среда должна быть вариативной, доступной, трансформируемой, безопасной и полифункциональной. Среда даёт возможность не только учиться и развиваться, корректировать девиации, но и просто играть.
Отметим, что среда так-же способствует познавательному развитию, что представляет собой важную сторону становления его психики. Отметим, что в
каждом возрасте на передний план выступают различные психические функции. Сделаем вывод о том, что развитие ребёнка можно рассматривать как последовательное развитие психических процессов: восприятие, память, мышление, воображение. Условием же развития выступает внимание. Становление всех этих процессов происходит в рамках предметно-пространственной развивающей среды [15].
Исходя из этого необходимо разработать модель игрового пространства, в соответствии с возрастными особенностями развития ребёнка. Игровая деятельность является социокультурной практикой ребёнка, предметно-вещной среды. Все это способствует формированию и развитию социально-личностной сферы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Левитан М. П. Проектный подход к управлению качеством дошкольного образования в дошкольной образовательной организации //Балтийский гуманитарный журнал. - 2018. - № 2. - С. 86-88.
2. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики. - Москва: Смысл, 2020.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден и введен в действие Приказом Министерства образования от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования». - Москва: Стандар-тинформ, 2015.
4. Новосельцева, А. А., Ворфоломеева О. А. Ребёнок в мире общения // Педагогика и современность. - 2012. - № 2. - С. 63-65.
5. Филиппова, Л. В., Волкова И. В., Дрягалова Е. А. Проектирование игрового пространства в образовательной среде дошкольного образовательного учреждения / / Мир психологии. - 2015. - № 1. - С. 235-249.
6. Руссо, Ж. Ж. Воспитание здорового образа жизни дошкольника. - Москва: Педагогика, 1981.
7. Монтессори, М. Мой метод. Руководство по воспитанию детей от 3 до 6 лет. -Москва: Центрополиграф, 2020.
8. Урбанская, М. В. Образовательная среда как фактор формирования готовности ребенка к обучению в условиях предшкольного образования: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Урбанская Маргарита Викторовна; Институт педагогического образования. -Санкт-Петербург, 2010. - 211 с.
9. Шапошникова, С.В. Групповые традиции в детском саду. - Волгоград: Учитель, 2009.
10. Федина, Н.В. Программа «Успех». - Москва: Просвящение, 2015.
11. ИгнатовичВ.К., Игнатович С.С. Диагностика степени сформированности компетенции студента в области дизайна, как неотъемлемое средство построения студентом индивидуального маршрута обучения / В.К. Игнатович, С.С. Игнатович // Европейский журнал современного образования. - 2015. - № 13. -URL: http: //www.ejournal1.com/ru/archive.html?number=2015-09-30-09:58:57&journal=13.
12. Кириллова, Г.Д. Развитие воображения в дошкольном детстве. - Орел: МП «Простор», 1992.
13. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника. - Москва: Мозаика-Синтез, 2007.
14. Абрамова, Г.С. Практическая психология / Г.С. Абрамова. - Москва: Академический проект, 2003.
15. Алферовская Д.К., Игнатович В.К.. Сущность понятия «Творческое воображение» и его изученность в научной литературе /Д.К. Алферовская, В.К. Игнатович // Педагогика: история, перспективы. - 2020. - № 5. - URL: https://dpo-journal.ru/index.php/pvsz/article/view/138/128.
REFERENCES
1. Levitan M.P. Project approach to quality management of preschool education in a preschool educational organization. Baltic Humanitarian Journal. 2018. № 2. P. 8688.
2. Leontiev A. N. Problems of the development of the psyche. Moscow: Meaning, 2020.
3. Federal state educational standard of preschool education. Approved and put into effect by the Order of the Ministry of Education dated October 17, 2013 No. 1155 "On the approval of the federal state standard for preschool education." Moscow: Standardinform, 2015.
4. Novoseltseva A.A., Vorfolomeeva O.A. Child in the world of communication. Pedagogy and modernity. 2012. № 2. P. 63-65.
5. Filippova L.V., Volkova I.V., Dryagalova E.A. Designing game space in the educational environment of a preschool educational institution. World of psychology. 2015. № 1. P. 235-249.
6. Zh.Zh. Russo Educating a healthy lifestyle for a preschooler. Moscow: Pedagogy, 1981.
7. Montessori, M. My method. A guide to raising children from 3 to 6 years old. Moscow: Tsentropoligraf, 2020.
8. Urbanskaya, MV Educational environment as a factor in the formation of a child's readiness for learning in preschool education: specialty 13.00.01 "General pedagogy, history of pedagogy and education": dissertation for the degree of candidate of pedagogical sciences. Urbanskaya Margarita Viktorovna; Institute of Pedagogical Education. St. Petersburg, 2010. 211 p.
9. Shaposhnikova S.V. Group traditions in kindergarten. Volgograd: Teacher, 2009.
10. Fedina N.V. Program «Success». Moscow: Education, 2015
11. Ignatovich V.K., Ignatovich S.S. Diagnostics of the degree of formation of a student's competence in the field of design, as an integral means of building an individual learning route by a student. V.K. Ignatovich, S.S. Ignatovich. European Journal of Contemporary Education. 2015. No. 13.
URL: http: //www.ejournal1.com/ru/archive.html?number=2015-09-30-
09:58:57&journal=13.
12. Kirillova G.D. Development of imagination in preschool childhood. Orel: MP "Prostor", 1992.
13. Dyachenko O.M Development of the preschooler's imagination. - Moscow: Mosaic-Synthesis, 2007.
14. Abramova G.S. Practical psychology. G.S. Abramov. Moscow: Academic project, 2003.
15. Alferovskaya D.K., Ignatovich V.K. The essence of the concept of "Creative imagination" and its study in scientific literature. D.K. Alferovskaya, V.K. Ignatovich. Pedagogy: history, perspectives. .2020. .No. 5. URL: https://dpo-journal.ru/index.php/pvsz/article/view/138/128.
Информация об авторах: Алферовская Дарина Константиновна, студент 4 курса, направление 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология образования» Кубанский государственный университет Краснодар, Россия
http://orcid.org/0000-0003-1112-188X [email protected]
Игнатович Владлен Константинович, доцент, канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Кубанский государственный университет Россия, Краснодар
http://orcid.org/0000-0002-1625-772X [email protected]
Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи
Information about the authors: Alferovskaya Darina Konstantinovna, 4rd year student, direction 44.03.02 "Psychological and pedagogical education", profile "Psychology of education" Kuban state University Krasnodar, Russia
http://orcid.org/0000-0003-1112-188X [email protected]
Ignatovich Vladlen Konstantinovich, associate professor, Ph.D. ped. Sci., Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology Kuban state University Krasnodar, Russia
http://orcid.org/0000-0002-1625-772X
The author have read and approved the final manuscript.
Статьяпоступилавредакцию / The article was submitted: 09.05.2021 Одобренапослерецензированияидоработки / Approved after reviewing and revision: 22.06.2021
Принятакпубликации / Accepted for publication: 25.06.2021
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. / The authors declare no conflicts of interests.
© Алферовская Д.К. 2021 © Игнатович В.К. 2021 © «Педагогика: история, перспективы». 2021