Научная статья на тему 'ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ СКАЗОК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ'

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ СКАЗОК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

139
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКАЗКА / ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ / ДОШКОЛЬНИКИ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / РАЗВИТИЕ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Става Виола Сергеевна

Статья посвящена изучению эмоционального восприятия сказок, выявлению её как средство развития творческого воображения дошкольников непосредственно в процессе семейного воспитания. Выявлено, что именно семья дает ребенку жизненные установки, помогает развить творческие способности, формирует воображение путем чтения сказочных историй, которые оказывают влияние на сознательные и бессознательные процессы дошкольника. Именно взаимоотношения между родителем и ребенком являются той творческой средой, где происходит возникновение и осуществление личностного становления и развития каждого участника процесса. Раскрыты понятия «сказка», «дошкольный возраст», «воображаемая ситуация». Рассмотрены закономерности влияния сказочных сюжетов на развитие воображения дошкольников, их коммуникативных навыков, а также роль детско-родительских отношений. Проанализирована важность игры для воображения и её связь с развитием творчества. Сделан вывод о том, что если родители включают элементы сказки в деятельность ребёнка, то уровень его креативности будет значительно выше.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Става Виола Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL PERCEPTION OF FAIRY TALES AS A MEANS OF DEVELOPING THE CREATIVE IMAGINATION OF PRESCHOOLERS IN THE PROCESS OF FAMILY EDUCATION

The article is devoted to the study of the emotional perception of fairy tales, its identification as a means of developing the creative imagination of preschoolers directly in the process of family education. It was revealed that it is the family that gives the child life attitudes, helps to develop creative abilities, forms the imagination by reading fairy stories that affect the conscious and unconscious processes of the preschooler. It is the relationship between parent and child that is the creative environment where the emergence and implementation of the personal formation and development of each participant in the process takes place. The concepts of "fairy tale", "preschool age", "imaginary situation" are explained in detail. Patterns of the influence of fairy-tale plots on the development of the imagination of preschoolers, their communication skills, as well as the role of parent-child relationships are considered. The importance of play for the imagination and its connection with the development of creativity are analyzed. It is concluded that if parents include elements of a fairy tale in a child's activities, then the level of his creativity will be much higher.

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ СКАЗОК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ»

Теория и методика обучения и воспитания Method softraining and education

Научная статья

УДК 37/159.99

DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-4-21 -26

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ СКАЗОК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена изучению эмоционального восприятия сказок, выявлению её как средство развития творческого воображения дошкольников непосредственно в процессе семейного воспитания. Выявлено, что именно семья дает ребенку жизненные установки, помогает развить творческие способности, формирует воображение путем чтения сказочных историй, которые оказывают влияние на сознательные и бессознательные процессы дошкольника. Именно взаимоотношения между родителем и ребенком являются той творческой средой, где происходит возникновение и осуществление личностного становления и развития каждого участника процесса. Раскрыты понятия «сказка», «дошкольный возраст», «воображаемая ситуация». Рассмотрены закономерности влияния сказочных сюжетов на развитие воображения дошкольников, их коммуникативных навыков, а также роль детско-родительских отношений. Проанализирована важность игры для воображения и её связь с развитием творчества. Сделан вывод о том, что если родители включают элементы сказки в деятельность ребёнка, то уровень его креативности будет значительно выше.

Ключевые слова: сказка, творческое воображение, дошкольники, эмоциональное восприятие, семейное воспитание, развитие, детско-родительские отношения, процесс

Для цитирования: Става В.С. Эмоциональное восприятие сказок как средство развития творческого воображения дошкольников в процессе семейного воспитания // Педагогика: история, перспективы. 2021. Том. 4. № 4. с. 21-26. DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-4-21 -26

Благодарность: Выражаю благодарность научному руководителю, доценту, канд. пед. наук, доценту кафедры педагогики и психологии Владлену Константиновичу Игнатовичу за оказанную помощь при написании настоящей статьи, за ценные советы при планировании исследования и рекомендации по оформлению работы.

Виола Сергеевна Става

Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия https://orcid.org/0000-0003-3263-0157 viola. stava@mail. ru

Original article

EMOTIONAL PERCEPTION OF FAIRY TALES AS A MEANS OF DEVELOPING THE CREATIVE IMAGINATION OF PRESCHOOLERS IN THE PROCESS OF FAMILY EDUCATION

Viola S. Stava Kuban State University Krasnodar, Russia https://orcid.org/0000-0003-3263-0157 viola.stava@mail.ru

Abstract: The article is devoted to the study of the emotional perception of fairy tales, its identification as a means of developing the creative imagination of preschoolers directly in the process of family education. It was revealed that it is the family that gives the child life attitudes, helps to develop creative abilities, forms the imagination by reading fairy stories that affect the conscious and unconscious processes of the preschooler. It is the relationship between parent and child that is the creative environment where the emergence and implementation of the personal formation and development of each participant in the process takes place. The concepts of "fairy tale", "preschool age", "imaginary situation" are explained in detail. Patterns of the influence of fairy-tale plots on the development of the imagination of preschoolers, their communication skills, as well as the role of parent-child relationships are considered. The importance of play for the imagination and its connection with the development of creativity are analyzed. It is concluded that if parents include elements of a fairy tale in a child's activities, then the level of his creativity will be much higher.

Keywords: fairy tale, creative imagination, preschoolers, emotional perception, family education, development, parent-child relationship, process

For citation: Stava V.S. Emotional Perception of Fairy Tales as a Means of Developing the Creative Imagination of Preschoolers in the Process of Family Education. Pedagogy: history, prospects. 2021. Vol. 4. No. 4. PP. 21-26. (In Russ.) DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-4-21 -26

Acknowledgement: I would like to express my gratitude to my supervisor, associate professor, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology Ignatovich Vladlen Konstantinovich for his help in writing this article, for valuable advice when planning research and recommendations for the design of the work.

Дошкольный возраст - это период вхождения ребенка в большой мир социума, первого знакомства с правилами жизни в нем, усвоения норм и ценностей. В это время у дошкольника появляется собственное «Я» со своими мыслями и идеями, то есть бурно происходит развитие такой высшей психической функции, как воображение. Обнаруживает оно себя в игре и творчестве, а также при восприятии художественных произведений, сюда можно отнести и просмотр художественных роликов с их обсуждением, и созерцание картин, и в большей части прослушивание литературных произведений. Особенное внимание у дошкольников вызывают сказки, ее образы часто эмоционально окрашены, поэтому долго живут в сознании детей.

Сказка настолько прочно укрепилась в жизни ребёнка до 7 лет, что К. Бюлер называет дошкольный возраст «возрастом сказок» [1]. В дошкольном возрасте интенсивно продолжает развиваться общение с взрослыми и сверстниками, появляются новые формы коллективной деятельности. Если ребенок от 1 до 3 лет чаще был объектом чувств со стороны взрослого, то в возрасте от 4 до 7 лет сам превращается в субъект эмоциональных отношений, начиная сопереживать другим людям. При этом происходит переход к новому виду деятельности - игре, которая постепенно становится сю-жетно-ролевой, а значит, требует от ребенка понимания позиции своего товарища [2]. Стоит отметить, что все эти значимые новообразования дошкольника зарождаются и развиваются именно благодаря сюжетно-ролевым играм, а так же чтению сказок, продуктивному взаимодействию членов семьи с ребенком. Ведь сюжетно-ролевая игра, подражание героям сказочных сюжетов это и есть деятельность ребенка, в которой они берут на себя функции взрослых, моделируют отношения между взрослыми. Но порой ему требуется родительское одобрение и ли пояснение его чувств в конкретной ситуации.

Сама же сказка - это естественная форма общения и передачи опыта из поколения в поколения, из уст в уста [3]. Для ребёнка этот жанр литературы не является вымыслом, в его сознании она приобретает вид своей, особой реальности. Малыш не просто слушает текст, но вживается в роль, проникает в глубину воображаемой ситуации и на некоторое мгновение остается там. Он становится активным ее героем, преобразуя в этот момент и мир, и себя.

Воображаемая ситуация - это то, что роднит сказку с ведущим видом деятельности дошкольника - игрой. Именно в игре формируется воображение, без которого невозможно никакое творчество [4].

Поэтому, при восприятии такого литературного произведения, как сказка, в центре внимания дошкольника находится главный персонаж: его внешность, действия, поступки. При этом, чем ярче описан герой на страницах книги, тем ярче воссоздается этот образ у ребенка. Так как дошкольники обладают сильно развитым механизмом идентификации, через сказку возможно влияние на поведение самого ребенка. То есть, ребенок вживается в роль главного героя и проходит с ним путь от начала и до конца, присваивая себе его переживания и ценности. Именно поэтому так важно, чтобы ребенок прошел с героем весь путь: от начала и до конца. Благодаря этому, у него возникает чувство «плеча» и опоры, взаимопомощи, ощущения, что такие проблемы могут быть, но с ними всегда можно справиться. Ребенок учится проживать чувства и эмоции месте с литературным персонажем.

При анализе влияния сказочных сюжетов на развитие воображения дошкольника выявляется, что сказки помогают повысить уровень активности ребенка, когда его захватывают новые сказочные события. Позитивное влияние на развитие творческого воображения дошкольника оказывает также само сочинение сказки, когда есть только один главный герой или общая идея. В таком случае дошкольник учится не только фантазировать, но и применять плоды воображения на практике, а также оценивать причинно-следственные связи.

Сказка хороша ещё тем, что позволяет исключить множество стимульного материала. Главным средством развития творческого воображения выступает слово, которое не ограничено никакими рамками. Таким образом, ребенок может пробовать идею за идеей пока не придет к нужному ему самому финалу. При этом, чем больше развит кругозор малыша, тем неожиданней и интересней оказываются сюжеты.

Однако, следует отметить, что целостного изучения влияния сказок на развитие творческого воображения дошкольников в отечественной педагогической науке специально не предпринималось. Кроме того, традиция семейного чтения сведена до минимума, то есть родители стали особенно мало времени уделять развитию творческого

воображения у младших дошкольников. Из этого следует, что, несмотря на то, что ребенок довольно много времени проводит в стенах образовательного учреждения, очень большое влияние на него оказывает именно семья.

Таким образом, можно говорить о том, что семья - начальная структура членов общества, связанных между собой родственными отношениями, совместно живущих и несущих друг за друга моральную ответственность. Именно взаимоотношения между родителем и ребенком являются той творческой средой, где происходит возникновение и осуществление личностного становления и развития каждого участника процесса.

Изначально, ребенок, рождаясь в семье, окунается в те обычаи и традиции, которые уже устоялись до его рождения либо были сформированы уже после него [5]. При этом отношения в семье могут либо способствовать творческому развитию ребенка, либо наоборот, тормозить его. Это во многом зависит от родительских отношений. Родительские отношения - это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков (А.Я. Варга, В.В. Столин).

Именно в семье ребенок получает те установки, которые в будущем формируют ориентиры в жизни. Одной из таких установок может стать обучение и стремление к нему, как процесс овладение знаниями, умениями, а самое главное, способами творческой деятельности. Последний пункт возможен только в том случае, когда у ребенка достаточно развито воображение. Процесс его развития напрямую зависит от тех действий, которые предпринимаются семьёй ребенка.

Ян Амос Коменский писал: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать» [6]. У детей есть неиссякаемый источник энергии - любопытство и интерес, через который и происходит творческое развитие. Если в стремлении развить творческие способности ребёнка, родители думают и о формировании воображения, без которого творчество неосуществимо, то получается наиболее гармоничный результат. То есть, у ребенка появляется возможность к самовыражению.

Из всего этого можно сделать вывод, что решающую роль в развитии творческого воображения ребенка играют семейные отношения. При анализе семейных отношений и воздействия их на развитие творческого воображения ребенка можно выделить следующие параметры.

1. Гармоничность - дизгармоничность в отношениях между родителями и между родителями и детьми. При этом, с одной стороны, негармоничные и конфликтные отношения родителей дают толчок к высокой креативности ребенка, так как ему приходится постоянно искать выход из трудной ситуации. С другой стороны, дисгармоничные отношения в семье оказывает тормозящее воздействие на творческое развитие.

2. Творческая - нетворческая личность, которую ребенок выбрал в качестве образца для подражания. При этом, чем более творчески развит объект идентификации, тем больше будет творчески развит и сам ребенок, так как он будет стремиться к саморазвитию в этой области.

3. Общность интересов, в том числе и интеллектуальных, членов семьи либо ее отсутствие. При этом, если в семье принято делиться новыми знаниями, то и ребенок будет их носителем. Кроме того, он будет стремиться привнести и свою долю в общий багаж знаний, а это развивает стремление к саморазвитию и поиск новых решений.

4. Ожидания высоких достижений или же полной независимости родителей по отношению к ребенку. При этом, в постоянном ожидание побед и достижений воспитывается не творческая личность, а личность неуверенная и склонная к перфекциониз-му. А в полной независимости ребенок теряет ощущение причастности к миру и доверие к нему, а значит и творческое развитие становится достаточно затруднено.

В завершение можно сказать о том, что на развитие творческого воображения дошкольников оказывает влияние чтения сказок в условиях семейного воспитания. Если родители в процесс обучения и воспитания включают элементы сказки в деятельность ребёнка, то уровень его креативности будет значительно выше, чем у тех детей, которые не проявляют к сказке никакого интереса. А от отношения к ребенку родителей и других членов семьи, от удовлетворения его психических потребностей во многом зависит дальнейшее развитие ребенка, его самооценка, отношение к своей семье, окружающим людям [7].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 320 с. ISBN 5-7695-0888-4

2. Эриксон Э. Детство и общество. Питер, 2019.

3. Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником // Вопросы психологии, № 5. 1985. С. 117 - 122.

4. Игнатович В.К., Игнатович С.С. Сущность понятия творческое воображение и его изученность в научной литературе. Педагогика: вчера, сегодня, завтра. 2020. Том. 3. № 5.C. 4-5. - URL: https://dpo-joumal.ru/index.php/pvsz/article/view/138/128 (дата обращения: 24.08.2021).

5. Захарова, О.Г. Роль семейного воспитания в развитии креативности ребенка-дошкольника // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы V Меж-дунар. науч. конф. Санкт-Петербург: Свое издательство, 2019. С. 43 - 46. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/328/15000/ (дата обращения: 08.05.2021).

6. Коменский Я.А. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1989 г.

7. Игнатович В.К., Игнатович С.С. Детско-родительские отношения как фактор психического развития ребенка в раннем детстве. Педагогика: вчера, сегодня, завтра. 2021. Том. 4. № 3. C. 8 - 11. - URL: https://dpo-journal.ru/index.php/pvsz/article/view/190/183 (дата обращения: 24.08.2021).

REFERENCES

1. BogoyavlenskayaD. B. Psychologyofcreative abilities: Textbook for students. higher. Moscow: Publishing center "Academy", 2002. 320 p. ISBN 5-7695-0888-4(In Russ.)

2. Erickson E. Childhood and society. Peter, 2019. (In Russ.)

3. Zaporozhets A.V. Psychology of fairy tale perception by a preschool child. Questions of psychology, 1985. No. 5. pp. 117-122. (In Russ.)

4. Ignatovich V. K., Ignatovich S. S. The essence of the concept of creative imagination and its study in the scientific literature. Pedagogy: yesterday, today, tomorrow. 2020.Vol. 3. № 5. pp. 4-5. - URL: https://dpo-journal.ru/index.php/pvsz/article/view/138/128(accessed: 24.08.2021). (In Russ.)

5. Zakharova, O.G. The role of family education in the development of creativity of a preschool child. Aspects and trends of pedagogical science: materials of the V International Scientific Conference. Saint Petersburg: Svoje publishing House, 2019. pp. 43-46. -URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/328/15000/ (accessed: 08.05.2021). (In Russ.)

6. KomenskyYa. A. Pedagogical heritage. M.: Pedagogika. 1989. (In Russ.)

7. Ignatovich V.K., Ignatovich S.S. The concept of individual educational results of students in the context of the individualization of the process of additional education for children.Pedagogy: yesterday, today, tomorrow. 2021.Vol. 4. № 3. pp. 8 - 11. -URL: https://dpo-journal.ru/index.php/pvsz/article/view/190/183 (accessed:

24.07.2021). (In Russ.)

Информация об авторе: Става Виола Сергеевна, кафедра педагогики и психологии, факультет педагогики, психологии и коммуникативистики. Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия https://orcid.org/0000-0003-3263-0157 viola.stava@mail.ru

Научный руководитель: доцент, канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики и психологии Игнатович Владлен Константинович. Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия http://orcid.org/0000-0002-1625-772X Researcher ID (Web of Science): AAD-6776-2019 vign62@mail.ru

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи

Information about the author: Viola S. Stava, Department of Pedagogy and Psychology, Faculty of Pedagogy, Psychology and Communication Studies. Kuban State University Krasnodar, Russia

https://orcid.org/0000-0003-3263-0157 viola.stava@mail.ru

Scientific adviser: Vladlen K. Ignatovich is Associate Professor, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Departament of Pedagogy and Psychology Kuban State University Krasnodar, Russia

http://orcid.org/0000-0002-1625-772X Researcher ID (Web of Science): AAD-6776-2019 vign62@mail.ru

The author has read and approved the final manuscript.

Статья поступила в редакцию / Received: 02.07.2021

Одобрена после рецензирования и доработки / Revised: 19.08.2021

Принята к публикации / Accepted for publication: 27.082021

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов / The author declares no conflicts of interests

© Става В.С. 2021

© «Педагогика: история, перспективы». 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.