Психологические науки Psychological Sciences
DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-3-84-97
УДК 159.92
Скрынникова Нина Валерьевна
Кубанский государственный университет Краснодар, Россия e-mail: ninascr@rambler.ru
Владлен Константинович Игнатович
Кубанский государственный университет
Краснодар, Россия ORCID id: http://orcid.org/0000-0002-1625-772X e-mail: vign62@mail.ru
ГЕНЕЗИС ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ В МЛАДШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Аннотация. В статье дано понятие младшего подросткового возраста, его возрастных психологических особенностей, а также социально-психологической адаптации. Рассмотрены основные задачи развития младших подростков данного возрастного периода, определяемые средой социального развития и генезис представлений о социально-психологической адаптации этого возраста. Объектом исследования выступал младший подростковый возраст. Предметом - процесс социально-психологической адаптации в младшем подростковом возрасте. Целью исследования стало выявление возрастных особенностей социально-психологической адаптации в этот период. Задачей исследования стало проведение анализа теоретической литературы и источников в области психологических особенностей подросткового возраста и социально-психологической адаптации. Были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ литературы, гипотетико-дедуктивный метод, метод моделирования. Полученные результаты являются основанием для дальнейшей работы в этой области.
Ключевые слова: младший подростковый возраст, социально-психологическая адаптация
Для цитирования: Скрынникова Н.В., Игнатович В.К. Генезис представлений о социально-психологической адаптации в младшем подростковом возрасте, Педагогика: история, перспективы. 2020. Том. 3. № 3. с. 84-97. DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-3-84-97
Nina V. Skrynnikova
Kuban State University Krasnodar, Russia e-mail: ninascr@rambler.ru
Vladlen K. Ignatovich
Kuban State University Krasnodar, Russia ORCID id: http://orcid.org/0000-0002-1625-772X e-mail: vign62@mail.ru
GENESIS OF THE CONCEPTS OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION
IN YOUNG TEENAGERS
Annotation. The article gives the concept of younger adolescence, its age-related psychological characteristics, as well as socio-psychological adaptation. The main tasks of development of younger adolescents of a given age period, determined by the environment of social development and the genesis of ideas about the socio-psychological adaptation of this age, are considered. The object of the study was the younger adolescence. The subject is the process of socio-psychological adaptation in early adolescence. The aim of the study was to identify the age-related characteristics of socio-psychological adaptation during this period.
The objective of the study was to analyze the theoretical literature and sources in the field of psychological characteristics of adolescence and socio-psychological adaptation. The following research methods were used: theoretical analysis of literature, hypothetical-deductive method, modeling method. The results obtained are the basis for further work in this area.
Key words: younger adolescence, socio-psychological adaptation
For citation: Skrynnikova N.V., Ignatovich V.K. Genesis of the concepts of social and psychological adaptation in young teenagers. Pedagogy: history, prospects. 2020. Vol. 3. no. 3. PP. 84-97.
DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-3-84-97 (In Russ., abstr. in Engl.).
Жизнь человека в современном мире динамично меняется. Постоянно растет стандарт жизни, все большее место в ней уделяется влиянию сети Интернет, присутствию в быту и работе различных устройств, росту потоков информации. Человек вынужден постоянно принимать решения, которые нельзя было себе представить даже некоторое время назад. В связи с этим постоянно возрастает необходимость в успешной социально-психологической адаптации личности, особенно в период прохождения кризисных этапов, а именно подросткового периода.
Подростковый период весьма закономерно считается кризисным. Мощные сдвиги происходят во всех отраслях жизнедеятельности подростка, вследствие чего подростковый возраст богат переживаниями, трудностями и кризисами. В этот период складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования. Подростковый возраст - это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений; становление
«Я», обретение новой социальной позиции. Именно поэтому так значимо в этот период качество прохождения адаптационных процессов к новым жизненным условиям, влияющим на подростка со всех сторон: со стороны собственного взрослеющего организма, а также со стороны общества, в лице школы, родителей, сверстников.
Эту проблему на протяжении многих лет исследовали психологи: Л.С. Выготский [1], Л.И. Божович [2], И.С. Кон [3], Д.И. Фельдштейн [4], Д.Б. Эльконин [5], С.Л. Рубинштейн [6], А.Е. Личко [7], О.В. Лишин [8], С. Холл [9], Э. Шпрангер [10], Ж. Пиаже [11], Э. Эриксон [12], З. Фрейд [13], А. Фрейд [14], Ф. Райс [15], В.В. Давыдов [16], Т.В. Драгунова [17], А.М. Прихожан [18], Е.П. Авдуевская [19], С.А. Баклушинский [19].
Также актуальность темы исследования возрастает на фоне локальных событий и глобальных мировых процессов, происходящих в обществе в связи с распространением COVID -19. Мы фактически живем в то время когда, такая микросистема как вирус влияет на макроэкономику и социально-культурную жизнь всей планеты. Социальная жизнь детей, школьников и подростков за последние месяцы сделала поворот в сторону обучения с использованием средств дистанционного обучения посредством сети Интернет. Новая реальность заставляет включать резервы адаптационных механизмов, как взрослого, так и детского населения. В свете рассмотренных аспектов вопрос социально-психологической адаптации подростков имеет немаловажную значимость в связи с психологическими особенностями данного переходного периода личности. Особенностями младшего подросткового возраста, проявляемыми в процессе адаптации, являются: неустойчивость эмоционального фона, обидчивость, восприимчивость к чужому мнению, противоречивые стремления, категоричность в суждениях, чувство взрослости.
В схеме возрастной периодизации, принятой на XII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии, подростковый возраст был определен: 12-15 лет для девочек и 13-16 лет для мальчиков [20]. Однако один из ведущих отечественных исследователей Д.Б. Эльконин, делал акцент не на физическом развитии организма, а на появлении новых психических образований, обусловливаемых сменой и развитием ведущих типов деятельности. Он называет подростковым возрастом период 11-17 лет, основываясь на критерии смены ведущих форм деятельности. В своих работах он подразделяет его на два этапа:
1) младший подростковый возраст, он же средний школьный возраст (11-15 лет), когда ведущей деятельностью является общение;
2) старший подростковый возраст, соответственно, старший школьный возраст (15-17 лет), когда ведущей становится учебно-профессиональная деятельность [5].
Тем не менее, пределы подросткового возраста у каждого ребенка сугубо индивидуальны и не укладываются в четкие временные рамки. В ходе настоящего теоретического исследования было выяснено, что возраст 10 - 12 лет соответствует младшему подростковому возрасту и является начальным этапом подросткового периода. Этот период онтогонестического развития человека характеризуется значительными физиологическими и психологическими изменениями детского организма. Меняется функционирование систем организма, претерпевает изменения социальная жизнь подростков, в ходе которой происходит социально-психологическая адаптация как закономерный и обоснованный процесс. Фи-
зиологически состояние взросления характеризуется частой сменой настроения, эмоциональной нестабильностью, снижением активности и повышенной утомляемостью. При этом в начале его, в 10-11 лет, характеристики различных систем организма подростка, его психики, поведения совсем не такие, как на пороге вступления в юность [21]. Подростка следует рассматривать в движении, постоянно приобретающего под влиянием социальной действительности, в которую он включен, и в процессе собственной деятельности новые качества, которые изменяют его и как субъекта познания, и как субъекта общения, и как субъекта труда.
Основные задачи развития младших подростков в этот период определяются средой социального развития и ведущей деятельностью. К таковым можно отнести:
а) формирование навыков обучения в средней школе и успешное овладение учебной программой;
б) развитие учебной мотивации, личностных интересов, с дальнейшим применением приобретенных навыков;
в) формирование образа своего «Я» с широкими возможностями развития в различных жизненных сферах;
г) развитие навыков партнерства в общении со сверстниками, умения соревноваться с другими, адекватно и разносторонне сравнивать свои успехи с результативностью других;
д) формирование навыков успешной деятельности, умение разумно относиться к результатам своей деятельности, развитие рефлексии и уверенности в себе.
Именно по этим направлениям социальной жизни происходит социально-психологическая адаптация. Существенная роль в психическом развитии подростка принадлежит устанавливающейся системе социальных взаимоотношений с окружающими. Залогом успешного процесса психологической адаптации подростков большинство отечественных и зарубежных исследователей признают эмоциональное благополучие, наличие которого является признаком полновесности социальной ситуации развития и залогом психического здоровья ребенка.
Л.С. Выготский [22] различал в подростковом периоде три точки созревания: органическое, половое и социальное. По его мнению, у человека в истории развития общества точки полового и социального развития совпадали, и это исторически отмечалось обрядом инициации, наблюдавшимся в разных культурах. Традиционно при этом органическое созревание наступало обычно еще через несколько лет. На данный момент в современном обществе у ребенка все линии развития разошлись. Сейчас мы наблюдаем сначала половое созревание, затем органическое и только потом - социальное. Это расхождение и вызванный им диссонанс обуславливает возникновение подросткового возраста, а также особенностей социально-психологической адаптации самого подростка.
Д.И. Фельдштейн, в свою очередь, ведущей деятельности подростка рассматривает деятельность по усвоению норм взаимоотношений [23]. Это проявляется у подростка в потребности не быть как взрослый, а стать таковым, осознать себя как уникальную личность. Он говорит о том, что центральным в личности подростка является активное стремление занять свою социальную позицию в мире взрослых и сверстников, утвердиться во взрослом мире. Пытаясь реализовать это, подростки выходят за рамки школьной жизни в сферу, дающую возможность самоутвердиться: интимно-личностное и стихийно-групповое общение.
Именно поэтому в подростковый период личность человека особенно восприимчива к влиянию социальной среды, так как стремится утвердить себя в общественной системе. В процессе подобного самоутверждения возникает необходимость появления связующего звено между подростком с его возрастными особенностями и системой взрослых общественных отношений. Таким звеном может быть только группа, семейная, разновозрастная но, чаще всего - группа ровесников, но не просто обеспечивающая взаимопонимание с товарищами, а дающая, в первую очередь, признание подростку как члену общества и связанная совместной деятельностью, соответствующей ведущему отношению подростка к миру.
Уже в возрасте 9-10 лет у ребенка появляется тенденция к самостоятельности и признанию этой самостоятельности во взрослом мире. В возрасте 10-11 лет подростку категорически важно получать признание своих личностных качеств от других людей, получить оценку своих возможностей. Позднее в 12-13 лет происходит накопление объема социально признаваемых и значимых дел и формирование потребности в общественном признании, осознаванию не только своих обязанностей, но и прав в обществе.
В работах Л.И. Божович [24] содержание социальной ситуации развития ребенка представлено системой объективных и субъективных аспектов. Объективный аспект, в понимании автора, - это «... определенное место в системе доступных ребенку общественных отношений, которые характеризуются известной системой прав и обязанностей ребенка, определенными требованиями к его поведению и деятельности, определенными социальными ожиданиями и санкциями». Субъективный аспект является определенной внутренней позицией ребенка, представляющей собой совокупность внутренних факторов и отражающий его отношение к своей жизненной позиции, опосредованное системой потребностей и мотивов. Наличие такой внутренней позиции к воздействию социальной среды свидетельствует об активнодейственном отношении ребенка к такому воздействию. Субъективными аспектами можно считать те аспекты, которые определяется его потребностями, мотивами и интересам, а также характеризует его самого как объект социализации.
Говоря об образовательной деятельности в подростковом возрасте, Е.В. Гелясина подчеркивает [25] основные «детерминанты организации образовательного процесса на второй ступени общего среднего образования:
1) у подростков познавательный интерес смещается с внешних объектов на самого себя;
2) происходит интеллектуализация познавательных процессов;
3) социально-психологическое экспериментирование становится ведущим видом деятельности;
4) формирование у обучающихся собственной картины мира, обуславливающей специфику восприятия и объяснения всего происходящего;
5) моделирование становится основным действием, осваиваемым в под-ростничестве,
6) развивается способность к проектированию и самоосуществлению в проектной деятельности». Данные направления определяют характер учебной деятельности в подростковом возрасте и всецело связаны с основными задачами социального развития в этот период.
Современное представление об адаптации основывается на работах Г. Селье [26], И.П. Павлова, И.М. Сеченова, П.К. Анохина, А.А. Ухтомского и др. [Цит. по 27]. Таким образом, к феномену адаптации существует два подхода. В одном подходе, адаптация рассматривается как способность любой живой саморегулируемой системы, обеспечивать устойчивость к условиям внешней среды. В другом подходе, адаптация рассматривается как непосредственный процесс приспособления к условиям внешней среды.
Главным отличием человека по сравнению с другими представителями животного мира является то, что он не может существовать, не соприкасаясь с социальной средой, так как многие свойства личности он приобретает, только находясь в социуме, так как человек - это не просто живой организм, а прежде всего биосоциальная система и элемент социальной макросистемы. Таким образом, адаптация человека протекает одновременно на трех уровнях и происходит за счет сложных механизмов физиологической, психической и социальной адаптации, а иногда рассматривают также психофизиологическую и социально-психологическую адаптацию. При этом существуют определенные физиологические и психические механизмы, обеспечивающие прохождение процесса адаптации на этих трех уровнях.
И.К. Кряжева пишет, что «обобщенная формула социально-психологической адаптации предполагает:
- адекватное восприятие индивидом окружающей действительности и самого себя;
- наличие достаточного психологического ресурса для осознания и удовлетворения своих потребностей в существующих условиях социальной среды;
- адекватное функционирование мотивационной сферы, обеспечивающее способность к продуктивной деятельности;
- включенность в систему отношений и общения с окружающими;
- психологическая гибкость, способность менять свое поведения в соответствии с изменяющимися условиями, умение использовать подходящие адаптационные стратегии» [23, с. 5].
В ходе социальной адаптации идет активное приспособления человека к условиям социальной среды, отношениям в отдельных социально-психологических общностях, установление соответствия поведения принятым в них нормам и правилам, которое способствует созданию наиболее благоприятных условий для саморазвития, самовыражения, принятия целей человеком, а также естественного усвоения ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. По сути, социально-психологическая адаптация происходит с нами в течение всей жизни, так как в каждый ее период человек вступает впервые.
Социальную адаптацию принято рассматривать не только как процесс активного приспособления человека к условиям социальной среды, но так же и как вид его взаимодействия со средой. При этом всегда социальная среда подлежит оценке самим человеком, и он рассматривает ее с точки зрения преимуществ и недостатков, и соответственно, приемлемости для себя.
Под социально-психологической адаптивностью понимают такое состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность продуктивно выполняет свою ведущую деятельность без длительных внешних и внутренних конфликтов. При этом удовлетворяются ее основные биологические и социальные потребно- 89 -
сти. Также она соответствует тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа и испытывает состояния самоутверждения [28].
А.В. Петровский [28] выделяет следующие три этапа вхождения индивида в новую социальную среду:
1) начальная адаптация - усвоение действующих в новой социальной среде ценностей и норм, овладение соответствующими формами деятельности, уподо-бие остальным членам сообщества (группы);
2) индивидуализация, или преодоление противоречия между необходимостью «быть как все» и стремлением индивида к персонализации;
3) интеграция, сопровождающаяся вхождением в сообщество; индивид полностью принимает групповые нормы поведения и предложенную ему социальную роль, группа включает индивида в свою среду.
С позиций возрастной периодизации эти этапы А.В. Петровский соотносит с периодами детства (адаптация), отрочества (индивидуализация) и юности (интеграция) (цит. по: [28]).
Понятие дезадаптация является противоположным понятию адаптация. Дезадаптация у подростков в этот период характеризуется деструктивным, агрессивным поведением, трудностями в учебе, конфликтами и непониманием с одноклассниками и учителям. Поиск подростком своего места в обществе связан с развитием самосознания и постепенным овладением нормами и правилами социальной жизни. В этот период ведущей является просоциальная деятельность, определяемая потребностью подростка занять определенное место в жизни общества. Процесс адаптации, происходящий с учетом возрастных особенностей подросткового возраста, где именно подросток становится новым человеком, начинающим принимать нормы социального поведения в обществе как его взрослый член общества. Таким образом, адаптация для него это принятие ряда норм, обязанностей и прав. При этом не стоит забывать, что подростковый возраст - это период эмоциональной дестабилизации, поэтому вопросы социально-психологической адаптации являются в этом возрасте особенно важными.
К функциям социально-психологической адаптации относятся:
- достижение оптимального равновесия в динамической системе «личность - социальная среда»;
- максимальное проявление и развитие творческих возможностей и способностей личности, повышение ее социальной активности, регулирование общения и взаимоотношений;
- формирование эмоционально-комфортных позиций личности;
- самореализация личности, самопознание и самокоррекция;
- повышение стабильности и сплоченности социальной среды;
- повышение эффективности деятельности как адаптирующейся личности, так и социальной среды, коллектива;
- сохранение психического здоровья [29].
Трудности социализации подростка современные отечественные авторы (Е.П. Авдуевская, С.А. Баклушинский) связывают с тем, что «сегодня социальные изменения происходят намного быстрее способности ребенка адаптироваться, когда едва полученный опыт оказывается неприемлемым в социальной практике. При этом усвоенные нормы не только не помогают ориентироваться, а, напротив, в первую очередь подвергаются пересмотру. Агентами социализации для под-
ростка являются члены семьи и сверстники. При этом подростки, которые в качестве значимых лиц указывают членов семьи, в большей степени склонны воспринимать социальную действительность как стабильную и устойчивую, чем их сверстники, для которых семья является менее значимой» [30, с. 57] .
В этот период социальной ситуацией развития становится освоение подростком области взаимоотношений людей и именно за рамками семейного круга. Интересы подростка при этом очень подвержены влиянию социального окружения, особенно сверстника и значимого взрослого. Тенденция к взрослости постепенно проявляется и в семейном поведении подростка, через изменение характера и проявлений эмоциональной привязанности к родителям. На смену авторитету родительской власти приходит, как правило, авторитет личности родителей и зависит он зачастую от уровня социальной или профессиональной компетенции мамы или папы. Вместе с тем, стремление подростков быстрее стать взрослым, повышенное внимание к своим желаниям и правам, при этом отсутствие социального, жизненного опыта приводят к разногласиям с взрослыми, порождает конфликтные ситуации.
По мнению отечественных психологов, таких как Д. Эльконин [5], Т. Драгунова [17], ведущей деятельностью в этот период является установление интимно-личностных отношений между подростками, или так называемая деятельность общения. Достижение успеха в этом предполагает включение механизмов социально-психологической адаптации через преодоление эгоцентризма и понимания желаний, психических состояний, мотивации поведения.
Важным аспектом подростковой социально-психологической адаптации является некоторая неопределенность жизненной позиции и отсутствие жизненного опыта, о чем писал К. Левин. У подростков, в особенности младших, при переходе из младшей в старшую школу и смене характера учебной деятельности нет своей устойчивой профессиональной среды, ни опыта межличностных взаимоотношений, связывающих его со сверстниками.
О.И. Зотова и И.К. Кряжева [23] рассматривают формирование социально-психологической адаптации как процесс взаимодействия личности и социальной среды: адаптация происходит тогда, когда социальная среда способствует реализации потребностей и стремлений личности, служит раскрытию ее индивидуальности.
По этому социально-психологическую адаптацию подростков имеет смысл рассматривать во взаимосвязи проблем по всем уровням: от семейно-бытового, до морального и социального. Подростки не спешат устанавливать доверительные отношения, что вовсе не говорит об отсутствии у них потребности устанавливать глубокие интимно-личностные контакты, таким образом, эта потребность не может быть удовлетворена.
Таким образом, как ранее отмечалось, отечественные психологи в большей мере рассматривают социально-психологическую адаптацию как процесс воздействия социума на личность. Проходя возрастной кризис, подросток в ходе социально-психологической адаптации претерпевает личностные изменения, встраиваясь в измененную среду, будь то общение со сверстниками, бытовые и семейные вопросы дома или учебный процесс в образовательных учреждениях.
Западноевропейские исследователи чаще всего сводят процесс социально-психологической адаптации к тому, чтобы позволить индивидууму оптимально пройти путь социального приспособления. Т. Парсон [31], исследуя взаимодействие индивидов в обществе, указывал, что поведение основывается на системе взаимных ожиданий, а также нормах и ценностях. Предложенная Т. Парсоном мо-
дель включает в себя три переменные: активность-пассивность, отношение индивида к нормам и отчуждение-подчинение. По его мнению, согласованность норм поведения обеспечивается благодаря усвоению социокультурных идей, идеалов и ценностей.
Необходимо также осветить взгляд социального психолога К. Левина на подростковую социализацию [Цит. по 8]. Он считал основанной проблемой социализации подростка отсутствие позиции маргинальности, описывая это состояние как «свой среди чужих, чужой среди своих». По его мнению, подросток находится в ситуации социального перехода от позиции ребенка ко многим жизненно важным аспектам взрослого поведения. Расплывчивость новых задач социализации во взрослой жизни как раз и создает зачастую негативные подростковые реакции. Такие реакции, как группирование, эмансипация, секс-реакции и хобби-реакции, хорошо описаны А.Е. Личко [7]. Этим же феноменом может быть объяснена тяга к экстремальности и конфиденциальности подростка во взрослом мире. Именно маргинальность побуждает подростков создавать особые субкультуры, отстраняясь от доминирующего мира взрослых, где главным средством разрешения этой проблемы становится противопоставление и негативизм.
Таким образом, исходя из описанных подходов к социально-психологической адаптации младших подростков, мы выявили, что она является закономерным процессом, позволяющим подростку пройти свой путь социального приспособления, имеющий свои отличительные особенности, определяемые содержанием данного переходного периода. Рассматривая психосоциальную теорию юношеского развития, написанную Р. Хэвигхерстом (Цит. по: [32]) совершенно закономерно выделяют восемь главных задач развития, соответствующих целям адаптации подростка по следующим направлениям:
1) Принятие своей внешности и умение эффективно владеть телом. Дело в том, что в этот период тело подростка стремительно меняется, переходя от детских черт и пропорций к взрослым, касается это и мальчиков и девочек. Этот факт может доставлять немало неудобств, начиная от того, что подростку самому приходится адаптироваться к изменениям, заканчивая его реакций на оценочные суждения, возникшие вследствие восприятия его внешности сверстниками.
2) Формирование новых и более зрелых отношений со сверстниками обоего пола. Детская дружба между представителями одного пола сменяется гетеросексуальной дружбой, происходит научение навыкам общения в группе.
3) Принятие мужской и женской психосексуальной роли. Психосоциальные роли определяются той культурой, в которой развивается подросток. Исходя из норм этой культуры, подростком определяется нормы и правила поведения для мужчин и женщин, соотношение себя с этими ролями, ощущение себя в них.
4) Достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых. Подростку предстоит научиться понимать себя и взрослых, улаживать конфликты и искать компромиссы, во взаимодействии с другими людьми.
5) Подготовка к трудовой деятельности, которая могла бы обеспечить экономическую независимость. В этой сфере подростку предстоит определиться со своими ожиданиями от жизни, со своей социальной ролью и профессиональной ориентацией.
6) Подготовка к вступлению в брак и к семейной жизни. Здесь происходит формирование системы социально-психологических установок личности, определяющей эмоционально-психологическое отношение к ценностям брака.
7) Появление желания нести социальную ответственность и развитие соответствующего поведения. Происходит усвоение идеологии и ценностей общества, поиск собственного места в жизни.
8) Обретение системы ценностей и этических принципов, которыми можно руководствоваться в жизни, формирование собственной идеологии и системы ценностей. Под этой задачей понимается принятие и применение в повседневной жизни осмысленной системы ценностей, норм и идеалов.
Все указанные задачи являются актуальными для подростков, и каждая из них является в полной мере важной в процессе социально-психологической адаптации.
Таким образом, успешную социально-психологическую адаптацию младших подростков можно охарактеризовать наличием следующих показателей:
- восприятие текущих проблем как временных и поддающихся изменению;
- активным поиском новых социальных ролей;
- ориентированность на большое число поверхностных контактов в групповом общении, сочетающееся с избирательностью глубокого интимно-личностного общения;
- стремление к социальной эффективности;
- сформированность адекватной системы самооценки и личностных ценностей [33, 34]. В общем, об успешной социально-психологической адаптации можно говорить в случае, когда подросток освоил различные способы взаимодействия с социальной средой, что предоставляет ему возможность успешного удовлетворения своих потребностей, не причиняя вреда себе и окружающим. Успешная социально-психологическая адаптация в данный возрастной период является основой формирования гармонично развитой личности. Решающее значение в этом имеет целенаправленное воздействия на ребенка со стороны взрослых в процессе воспитания и обучения на той или иной стадии его развития и социализации. В целом можно утверждать, что цель проведенного теоретического исследования достигнута, а полученные результаты являются основанием для дальнейшей эмпирической и практической работы в этой области.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ:
1. Выготский Л.С. Педология подростка / / Собр. соч.: В 6 т., М., 1984.
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные труды / под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001., 352 с.
3. Кон И.С., Психология ранней юности: Кн. Для учителя., М.: Просвещение, 1989., 255 с.
4. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989., 208 с.
5. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ред., сост. Б.Д. Эльконин., М.: Издательский центр «Академия», 2004., 384 с.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т., М.,1989.
7. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков: патохаракте-рологический диагностический опросник для подростков (ПДО), СПб.: Речь, 2013., 251 с.
8. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. Учебное пособие для школьных психологов и педагогов / Под ред. Д.И. Фельдштейна, М.: Институт практической психологии, 1997., 256 с.
9. Hall G.S. Adolescence: Its Psychology and Its Relations to Physiology, Anthropology, Sociology, Sex, Crime, Religion and Education., Vol. 2. New York: Appleton, 1904.
10. Шпрангер Э. «Психология юношеского возраста», 1924 г.
11. Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспект лекций. - 2005. - c.82.
12. Эриксон Э. Юность: кризис идентичности. М., 1996.
13. Фрейд З. Хрестоматия: монография / З. Фрейд; пер. с нем. А.М. Боковикова., Москва: Когито-Центр, 2016., Т. 1. Основные понятия, теории и методы психоанализа., 636 с.
14. Фрейд А. «Психология Я и защитные механизмы»: Пер. с англ., М.: Педагогика, 1993., 144 с.
15. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2010., 816 с.
16. Давыдов В.В., Эльконин Д.Б., Фельдштейн Д.И. Возрастные особенности учащихся и их учет в организации учебно-воспитательного процесса. М., 1975., 245 с.
17. Давыдов В.В., Драгунова Т.В., Ительсон Л.Б. и др. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов / под. ред А.В. Петровского, М.: Просвещение, 1979., 288с.
18. Прихожан А.М., Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика., М.: Московский - психологосоциальный институт, Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000., 304 с.
19. Авдуевская Е.П., Баклушинский С.А. Особенности социализации подростков в условиях быстрых социальных изменений. Труды по социологии образования, М., 1995, т.3, вып. 4, С.56-59.
20. Возрастные особенности учащихся и их учет в организации учебно-воспитательного процесса / Под ред. В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Д.И. Фельдштейна, М., 1975., 245 с.
21. Бодалев А.А. (ред.). В мире подростка. М., Медицина, 1982., 296 с.
22. Выготский Л.С. Педология подростка / / Собр. соч.: В 6 т., М., 1984.
23. Кряжева И.К. Социально-психологические факторы адаптированности: Дис. канд. психол. наук., М., 1980., 24 с.
24. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные труды / под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001., 352 с.
25. Гелясина Е.В. Психологические и педагогические детерминанты организации образовательного процесса в подростковой школе // Народная Асвета. 2019, № 12.
26. Селье Г. На уровне целого организма., М.: Наука, 1972.
27. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке. Под. ред. Д.В. Колесова, М.: Педагогика, 1987., 150 с.
28. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, М.: Политиздат, 1985.
29. Балабанова Н.В. Образовательная среда школы и проблемы социализации личности: Монография. Краснодар: КубГУ, 2002., 104 с.
30. Авдуевская Е.П., Баклушинский С.А. Особенности социализации подростков в условиях быстрых социальных изменений. Труды по социологии образования, М., 1995, т.3, вып. 4, С.56-59.
31. Немов Р.С. Психология: учебник в 3 книгах / Р.С. Немов., 5-е изд. Москва: Владос, 2013. Книга 1. Общие основы психологии, 688 с.
32. Марасанов Г.И. Социальная компетентность: психологические условия развития в юношеском возрасте: монография / Г.И. Марасанов, Н.А. Рототаева, М., 2003., 172 с.
33. Социально-педагогическая диагностика и сопровождение социализации несовершеннолетних: учебное пособие/ С.А. Беличева, А.Б. Белинская., Ростов н/Д: Феникс, 2013., 380 с.
34. Овчинникова С. В. Адаптация пятиклассников / С.В. Овчинникова., 2012 [Электронный ресурс].
REFERENCES
1. Vygotsky L. S. Pedology of a teenager. Collected works: In 6 vols., Moscow, 1984. (In Russ.)
2. Bozhovich L. I. Problems of personality formation: Selected works, ed. by D. I. Feldstein. Moscow: MPSI, Voronezh: NPO MODEK, 2001, 352 p. (In Russ.)
3. Kon I. S. Psychology of early adolescence: KN. For teachers, Moscow: Prosvesh-chenie, 1989, 255 p. (In Russ.)
4. Feldstein D. I. Psychology of personality development in ontogenesis. Moscow: Pedagogy, 1989, 208 p. (In Russ.)
5. Elkonin D. B. Child psychology: Textbook. Manual for students. higher. studies'. ed., comp. B. D. Elkonin, Moscow: publishing center "Academy", 2004, 384 p. (In Russ.)
6. Rubinstein S. L. Fundamentals of General psychology: In 2 vols., Moscow, 1989. (In Russ.)
7. Lichko A. E. Psychopathies and character accentuations in adolescents: pathohar-acterological diagnostic questionnaire for adolescents (PDO), St. Petersburg: Rech, 2013, 251 p. (In Russ.)
8. Lishin O. V. Pedagogical psychology of education. Textbook for school psychologists and teachers, ed. by D. I. Feldstein, Moscow: Institute of practical psychology, 1997, 256 p. (In Russ.)
9. Hall G.S. Adolescence: Its Psychology and Its Relations to Physiology, Anthropology, Sociology, Sex, Crime, Religion and Education., Vol. 2. New York: Appleton, 1904.
10. Spranger E. "Psychology of youth", 1924 (In Russ.)
11. Karabanova O. A. Age psychology. Lecture notes. 2005. P. 82. (In Russ.)
12. Erikson E. Youth: identity crisis, Moscow, 1996. (In Russ.)
13. Freud Z. Reader: monograph]. Z. Freud; transl. from it. A. M. Bokovikova., Moscow: Cogito-Center, 2016., Vol. 1. Basic concepts, theories and methods of psychoanalysis., 636 p. (In Russ.)
14. Freud A. "Psychology of the Self and protective mechanisms": TRANS. from English, Moscow: Pedagogy, 1993, 144 p. (In Russ.)
15. Rice F., Dolgin K. Psychology of adolescence and adolescence. Saint Petersburg: Piter, 2010, 816 p. (In Russ.)
16. Davydov V. V., Elkonin D. B., Feldstein D. I. Age characteristics of students and their accounting in the organization of the educational process. Moscow, 1975, 245 p. (In Russ.)
17. Davydov V. V., Dragunova T. V., Itelson L. B., etc. Age and educational psychology: Textbook for students, pod. ed. by A.V. Petrovsky, Moscow: Prosveshchenie, 1979., 288 p. (In Russ.)
18. Prikhozhan a.m., Anxiety in children and adolescents: psychological nature and age dynamics., Moscow: Moscow - psychosocial Institute, Voronezh: MODEK publishing house, 2000, 304 p. (In Russ.)
19. Avduevsky E. P., Bakushinskii S. A. features of socialization of teenagers in conditions of rapid social change. Proceedings on the sociology of education, Moscow, 1995, vol. 3, issue 4, Pp. 56-59. (In Russ.)
20. Age features of students and their accounting in the organization of educational process, ed. V. V. Davydov, D. B. Elkonin, D. I. Feldstein, Moscow, 1975., 245 p. (In Russ.)
21. Bodalev A. A. (ed.). In the world of a teenager. Moscow , Medicine, 1982., 296 p. (In Russ.)
22. Vygotsky L. S. Pedology of a teenager. Collected works: In 6 vols., Moscow, 1984. (In Russ.)
23. Kryazheva I. K. Socio-psychological factors of adaptation: Dis. kand. the course of studies. Sciences., Moscow, 1980., 24 p(In Russ.)
24. Bozhovich L. I. Problems of personality formation: Selected works, ed. by D. I. Feldstein. Moscow: MPSI, Voronezh: NPO MODEK, 2001, 352 p. (In Russ.)
25. Gelyasina E. V. Psychological and pedagogical determinants of the organization of the educational process in a teenage school. Narodnaya Asveta. 2019, № 12. (In Russ.)
26. Selye G. At the level of the whole organism., Moscow: Nauka, 1972. (In Russ.)
27. adaptation of the adolescent body to the learning load. Ed. by D. V. Kolesov, Moscow: Pedagogika, 1987, 150 p. (In Russ.)
28. Short psychological dictionary. Comp. L. A. Karpenko. Under the General editorship of A.V. Petrovsky, M. G. Yaroshevsky, Moscow: Politizdat, 1985. (In Russ.)
29. Balabanova N. V. Educational environment of the school and problems of socialization of the individual: Monograph. Krasnodar: Kubgu, 2002, 104 p. (In Russ.)
30. Avduevsky E. P., Bakushinskii S. A. features of socialization of teenagers in conditions of rapid social change. Proceedings on the sociology of education, Moscow, 1995, vol. 3, issue 4, Pp. 56-59. (In Russ.)
31. Nemov R. S. Psychology: textbook in 3 books. R. S. Nemov., 5th ed. Moscow: Vlados, 2013. Book 1. General principles of psychology, 688 p. (In Russ.)
32. Marasanov G. I. Social competence: psychological conditions of development in youth: monograph. G. I. Marasanov, N. A. Rototaeva, Moscow, 2003, 172 p. (In Russ.)
33. Social and pedagogical diagnostics and support of socialization of minors: textbook. S. A. Belicheva, A. B. Belinskaya., Rostov n/D: Phoenix, 2013., 380 p. (In Russ.)
34. Ovchinnikova S. V. Adaptation of fifth-graders S. V. Ovchinnikova., 2012 [Electronic resource]. (In Russ.)
Информация об авторе: Скрынникова Нина Валерьевна, студентка магистратуры, кафедра педагогики и психологии, факультет педагогики психологии и ком-муникативистики, Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия e-mail: ninascr@rambler.ru
Игнатович Владлен Константинович, доцент кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии, факультет педагогики психологии и коммуникативистики, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия
ORCID http://orcid.org/0000-0002-1625-772X e-mail: vign62@mail.ru
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
Information about the author: Skrynnikova Nina Valerievna, Master's student, Department of Pedagogy and Psychology, Faculty of Pedagogy of Psychology and Communication Studies, Kuban State University Krasnodar, Russia e-mail: ninascr@rambler.ru
Ignatovich Vladlen K., Cand. ped Sciences, Assoc. Kuban State University, Krasnodar, Russia
ORCID: http: //orcid.org/0000-0002-1625-772X e-mail: vign62@mail.ru
The author has read and approved the final manuscript. Поступила в редакцию / Received: 02.06.2020
Поступила после рецензирования и доработки / Revised: 18.06.2020 Принята к публикации / Accepted: 27.06.2020