Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ'

ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

3990
658
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ / ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЯ / ADOLESCENCE / YOUTH / SOCIAL SITUATION OF DEVELOPMENT / MENTAL DEVELOPMENT / SELF-DETERMINATION / PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Семенова Анна Витальевна

В данной статье раскрывается проблема личностных характеристик в подростковом и юношеском возрасте. Проанализированы психическое развитие подростков и юношей, центральные новообразования подросткового и юношеского возраста, социальные ситуации развития, роль и место в онтогенезе подростковости и юношества. Результаты данной статьи могут быть использованы в практической работе психологов, в семейном и возрастном консультировании, в рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса и для лучшего понимания процессов личностного развития подростков и юношей. Статья рекомендована к прочтению научным сотрудникам психологических и педагогических специальностей, педагогам, психологам, студентам психолого-педагогических направлений обучения, родителям, а также подросткам и юношам. Подростковый возраст характеризуется значимостью контактов, интенсивностью социализации, интересом к своей личности. Посредством рефлексии развивается самосознание. Активизируется интимно-личностное и стихийно-групповое общение, возникает чувство взрослости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL CHARACTERISTICS IN ADOLESCENCE AND ADOLESCENCE

This article reveals the problem of personal characteristics in adolescence and youth. The mental development of adolescents and young people, the central neoplasms of adolescence and youth, social development situations and the role and place in the ontogenesis of adolescence and youth were analyses. The results of this article can be used in the practical work of psychologists, in family and age counselling, as part of psychological and pedagogical support of the educational process and for a better understanding of the personal development processes of adolescents and young people. The article is recommended for reading by researchers of psychological and pedagogical specialties, teachers, and psychologists, students of psychological and pedagogical areas of study, parents, as well as teenagers and young men. Adolescence is characterized by the importance of contacts, the intensity of socialization and interest in one's personality. Through reflection, self-awareness develops. Intimate personal and spontaneous group communication becomes more active, and a sense of maturity emerges.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ»

Психологические науки Psychological Sciences

DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-3-74-83

УДК 159.92

Семенова Анна Витальевна

Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия ORCID iD: https://orcid.org/0000-0002-1937-5641 e-mail: anna-petrenko94@mail.ru

ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. В данной статье раскрывается проблема личностных характеристик в подростковом и юношеском возрасте. Проанализированы психическое развитие подростков и юношей, центральные новообразования подросткового и юношеского возраста, социальные ситуации развития, роль и место в онтогенезе под-ростковости и юношества. Результаты данной статьи могут быть использованы в практической работе психологов, в семейном и возрастном консультировании, в рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса и для лучшего понимания процессов личностного развития подростков и юношей. Статья рекомендована к прочтению научным сотрудникам психологических и педагогических специальностей, педагогам, психологам, студентам психолого-педагогических направлений обучения, родителям, а также подросткам и юношам. Подростковый возраст характеризуется значимостью контактов, интенсивностью социализации, интересом к своей личности. Посредством рефлексии развивается самосознание. Активизируется интимно-личностное и стихийно-групповое общение, возникает чувство взрослости.

Ключевые слова: подростковый возраст, юношеский возраст, социальная ситуация развития, психическое развитие, самоопределение, психология

Для цитирования: Семенова А.В. Личностные характеристики в подростковом и юношеском возрасте. Педагогика: история, перспективы. 2020. Том. 3. № 3. с. 74-83.

DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-3-74-83

Semyonova Anna Vitalievna

Kuban state University Krasnodar, Russia ORCID iD: https://orcid.org/0000-0002-1937-5641 e-mail: anna-petrenko94@mail.ru

PERSONAL CHARACTERISTICS IN ADOLESCENCE AND ADOLESCENCE

Abstract. This article reveals the problem of personal characteristics in adolescence and youth. The mental development of adolescents and young people, the central neoplasms of adolescence and youth, social development situations and the role and place in the ontogenesis of adolescence and youth were analyses. The results of this article can be used in the practical work of psychologists, in family and age counselling, as part of psychological and pedagogical support of the educational process and for a better understanding of the personal development processes of adolescents and young people. The article is recommended for reading by researchers of psychological and pedagogical specialties, teachers, and psychologists, students of psychological and pedagogical areas of study, parents, as well as teenagers and young men. Adolescence is characterized by the importance of contacts, the intensity of socialization and interest in one's personality. Through reflection, self-awareness develops. Intimate personal and spontaneous group communication becomes more active, and a sense of maturity emerges.

Keywords: adolescence, youth, social situation of development, mental development, self-determination, psychology

For citation: Semyonova A.V. Personal characteristics in adolescence and adolescence.

Pedagogy: history, prospects. 2020. Vol. 3. no. 3. PP. 74-83.

DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-3-74-83 (In Russ., abstr. in Engl.).

Подростковый возраст (отрочество) - период онтогенеза, в традиционной классификации от 11-12 до 14-15 лет, соответствующий переходу от детства к юности [1]. В этот период подростка ждут внутреличностные и межличностные конфликты, развитие «Я», становление эго-идентичности, развитие самосознания и эмоционально-волевой сферы, формирование ценностных ориентаций, общение со сверстниками.

Для подростков чрезвычайно важно становится личностью, осознать и развивать свою уникальность, однако это не совсем возможно, так как отрок еще не способен объективно оценивать самого себя, предъявлять себя миру как полноценная личность. В это время семейные отношения претерпевают изменения, проявляющиеся в негативизме, отчужденности - это и есть начало поиска своего собственного и уникального «Я».

Подростки стремятся переосмыслить, прочувствовать все то, что теперь их интересует, появляется потребность познать себя (идентификация с собственным «Я»). В подростковом возрасте чрезвычайно велик диапазон чувств, чувствительности, переживаний. Стремление достичь цель любой ценой, подчас, не в силах остановить никто: в это самое мгновенье для него не существует страха перед опасностью, подросток склонен к риску, необдуманным поступкам, которые мо-

гут угрожать его жизни. Подросток уходит в состояние психологического кризиса, открыв свое несовершенство посредством анализа себя и других. Для него это тяжелое испытание, через собственные душевные муки проходит идентификация себя с другими, так кризис отрочества обогащает знаниями о себе, сверстниках, взаимоотношениях людей, помогающими отстаивать своё право быть личностью [2].

Любой возраст начинается с изменения социальной ситуации развития. Подросток уже не ребенок, но еще и не взрослый, хотя очень желает им стать. Негласной целью подросткового возраста является избавление от родительского контроля и опеки, приобретение независимости. В этом возрасте происходит переоценка существующего до этого привычного мира, самоопределение, устанавливаются рамки и способы поведения. Появляется отчуждение, разлад отношений с семьей и в значимых областях.

Основные особенности старших подростков: повышенная, по сравнению с другими возрастами, значимость тесных эмоциональных контактов и интенсивная социализация, сменяющая характерное для подростков противопоставление себя взрослому обществу, активный поиск друзей и единомышленников, отведение много времени доверительному и эмоциональному общению, быстрая смена симпатий в общении со сверстниками 3]. Подростковый возраст сенситивный для формирования ценностей, нравственности, отношения и восприятия окружающего мира.

Подростковый возраст - возраст, относящийся к переходному и критическому периоду онтогенеза, основанием которого служит изменение социальной ситуации развития: стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира [4].

Подросток начинает проявлять интерес к себе как к личности, к своим возможностям и способностям. Половое созревание оказывает существенное влияние на работу внутренних органов; появляется половое влечение и связанные с ним переживания. Возникшее чувство взрослости выражается в стремлении стать полноправным членом общества, желании выставит свою самостоятельность и «взрослость», добиться уважения со стороны старших. Переоценка своих возможностей может привести к обидчивости, болезненному самолюбию, критичности по отношению к взрослым [5].

Социальная ситуация развития определяет переходность и кризисность подросткового возраста.

В подростковом возрасте происходит смена ведущей деятельности: общение со сверстниками (по Д.Б. Эльконину), учение (по Л.И. Божовичу), общественно-полезный труд (по Д.И. Фельдштейну).

В отрочестве во многих случаях жизнь продолжается в условиях семьи, школы. Сама социальная ситуация развития образует новые ценностные ориентации в сознании подростка, путем интенсивной рефлексии на себя, других и общества в целом и происходят сдвиги в шкале ценностей - все освещается проекцией рефлексии и прежде всего это семья и близкие. Если семья с высокой ответственностью и рефлексией понимают, что ребенок повзрослел, относится с уважением к его чувству взрослости, самоуважению, есть вероятность благополучного развития отрока, его ценностные ориентации в такие случаи направлены на понимание и усвоение многообразия действительности, духовное развитие. Семья отчужденная, авторитарная или же с попустительским отношением негативно влияют на тенденции развития в отрочестве, в частности на способы взаимоотношения с другими людьми, в следствии чего могут проявиться отчужденные формы пове-

дения, нигилизм, агрессивные реакции, пассивный стиль поведения, комплекс собственной неполноценности, лежащие в основе склонности к риску. Каков бы ни был микроклимат семьи, отношения и потребность в семье важны в отрочестве, однако, взаимоотношения со сверстниками становятся основой внутреннего интереса подростков [2]. Посредством общения постигаются различные нормы взаимоотношений, развивается рефлексия своих и чужих поступков, расширяются границы знаний, демонстрируются освоенные способы умственной деятельности.

В подростковом возрасте, посредством рефлексии, происходит интенсивное развитие самосознания. Подросток теперь может заниматься рефлексией собственных характерологических особенностей. Образование и воспитание, которое получил подросток в детстве, обуславливают богатство рефлексии. Какие бы ассоциации не пришли бы подростку в голову, он неизменно проидентифицирует себя с самим собой, возвратится к самому себе, к своему собственному «Я».

Рефлексия вызывает чувство восхищения собой и повышает самооценку. Подростку становится страшно опуститься в собственных глазах, из-за этого он может начать бояться общения с другими, вследствие чего может развиваться застенчивость [4]. Особое значение имеет внешность, так как именно ей подросток уделяет особое значение. Соответствие прически, манере одеваться по канонам референтной группы общая идентификация, создающая ощущение защищенности, объединяющая подростков в «Мы».

В подростковом возрасте человек стремиться понять себя как такового: дает оценки своим достоинствам и недостаткам, открыто восхваляет себя и свои потенциал Подросткам не нужна анонимность, им нужно заявить о себе, им нужно принятие их такими, какие они есть. С одной стороны - это вызов обществу, с другой - нормальная идентификация с собственным «Я» [4].

В подростковом возрасте со значительной скоростью происходят изменения, связанные с ростом организма. Многие подростки в этот период начинают нервничать, обвинять себя в несостоятельности. Многие подростки в это время пробуют «из любопытства», попав в «плохую компанию» наркотики и алкоголь. Подростки с большим любопытством относятся к сексуальным отношениям. Те, у кого слабо развито чувство ответственности за себя и другого, готовы вступить в сексуальные контакты с представителями противоположного или своего пола. Первые сексуальные впечатления могут оказать серьезное влияние на психику. Все это негативно отражается на психике, что может привести к потере самоидентичности, ввергая в состояние остро переживаемого кризиса.

В подростковый период происходит изменение социального статуса, возникают новые взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Несовпадение прежних представлений о себе с реальным образом, потеря идентичности с самим собой основное содержание подростковых переживаний.

Не всякий подросток проходит столь тяжелые проявления подросткового кризиса. А те, кто проходит, чаще всего, выбираются из него самостоятельно [4].

Подросток способен к усвоению норм человеческих взаимоотношений уже в более сложной деятельности. Пытаясь занять значимое место в обществе, утвердить свою социальную позицию, он стремиться проявить себя в новой сфере, самоутвердиться. Поэтому подростки активизируют интимно-личностное и стихийно-групповое общение.

Д.И. Фельдштейн подчеркивал, что формирование мотивационно-потребностной сферы личности подростка требует расширения всех форм общения, которое не может осуществляться на уровне «я» и «ты». А типом деятельно-

сти, обеспечивающим развитие взаимоотношений подростков, является социально одобряемая и признаваемая деятельность.

Деятельность, которая обеспечивает наиболее интенсивное развитие активности подростка, должна отвечать его потребностям в самоутверждении, создавать условия развертывания определенных форм отношений. Социально признаваемая и одобряемая деятельность выступает условием и средством подготовки подростков к высшим формам этой деятельности взрослых, представляя собой новый уровень развития ребенка по усвоению мотивов, целей деятельности, норм человеческих взаимоотношений.

Таким образом, просоциальная деятельность обуславливает изменения в психологических особенностях подростка, расширяя общение в системе «я и общество» [5].

Л.С. Выготский считал, что возникновение у подростка чувства взрослости и есть центральное и специфическое новообразование самосознания. Это некий структурный центр личности, который теперь выражает отношение подростка к самому себе, к другим людям, к миру, определяет его жизненную позицию, эмоциональное реагирование, стремления, переживания, цели [6].

К концу подросткового возраста представления о себе систематизируются, стабилизируются и образуют целостную систему «Я-концепцию» [7]. «Я-концепция» относительно устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе коей он строит взаимодействие с другими людьми и относится к себе [7].

Большой пласт «Я-концепции» образует реальное Я. Это представления о собственной внешности, привлекательности, способностях, уме, о силе характера, общительности, доброте и других качествах.

Помимо «Я»-реального, «Я» концепция включает «Я»-идеальное. При этом идеальное «Я» может сильно отличаться от реального. В такие случаи может проявляться упрямство, обидчивость, агрессивность. Идеальный образ, кажущийся достижимым, побуждает к самовоспитанию. Тогда подростки стремятся развивать в себе эти качества [7].

Роль и место юношеского возраста в онтогенезе

Юность - период в онтогенезе от 15-16 до 21-25 лет, идущий после отрочества и перед взрослостью, в который происходит непосредственное взросление. Именно в этот период возникает проблема выбора жизненного пути, формирование внутренней позиции по отношению к самому себе («Какой Я», «Кто Я?» , «Каким буду?», «Каким хочу быть?)», формирование нравственных и моральных ценностей, а следовательно выбор жизненной позиции.

В этом возрасте продолжается поиск своего места в семейной системе, пробуждается стремление к другому полу, переживание чувства первой любви, индивидуальное для каждого по возрасту, силе переживаний, связанное с успехом или неуспехом в любви.

Юноша продолжает познавать свою сущность через постоянную рефлексию, которая помогает предугадать возможное поведение другого, выстроить внутреннюю позицию по отношению к ситуации, окружению, собственному поведению или иным проявлениям.

После длительного усвоения социальных, нравственных, моральных норм, правил поведению в социуме в юности происходит становление человека как личности, стремление к самоопределению, поиск профессии.

Именно в юности открывается потенциал личности, приносящий с собою сильнейшие эмоциональные переживания, глубинные рефлексивные страдания и поиск истинных ценностей, необходимые для становления взрослой личности.

Психическое развитие в юношеском возрасте

Юношеский возраст в большинстве периодизаций рассматривается как переход от одного подросткового возраста во взрослость. В психологическом портрете сохраняются черты подростковой личности, появляются и развиваются особенности, характерные для взрослого.

Особенностью юношеского возраста является развитие когнитивных способностей, которые в свою очередь определяются интересами и требованиями будущей профессии, мышление становится более гибким, еще более развитым абстрактное мышление, оперативная память, становятся заметны индивидуальные познавательные особенности.

К. Ригел отмечал, что в этом возрасте развивается диалектическое мышление, главное свойство которого - интеграция противоречащих друг другу суждений. Приобретение новых социальных ролей, расширение социального окружения, стимулирует у юношей развитие собственной позиции, приобретается новый опыт, становятся гибче установки и когнитивные схемы, складывается индивидуальный стиль жизни. Все это помогает определить и установить комфортное для человека взаимодействие со средой.

А. Адлер одним из первых рассматривал жизненный стиль, как определяющее и систематизирующее опыт человека. Так, формируя свой собственный стиль жизни, юноша становится творцом своей личности, проявляет свое Творческое «Я», определяет цель жизни и средства ее достижения, что в свою очередь наделяет личность уникальностью, сознательностью и возможностью управлять своей судьбой.

Идея Творческого «Я» А. Адлера перекликается с убеждениями К. Роджерса, который отмечает открытость человека новому опыту, творческому подходу в ситуация осознания, необходимых для личностного роста. Однако в отличие от Альфреда Адлера Карл Роджерс настаивает на важности настоящего, осознанности ценности каждого момента своей жизни.

Центральное психическое новообразование - самоопределение. С.Ю. Головин в своем словаре определял самоопределение как сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях, особые формы которого - коллективное самоопределение и профессиональное самоопределение. Профессиональное самоопределение является еще и центральной задачей для данного возрастного этапа [8].

Личностное образование для данного возрастного этапа - идентичность, развивающаяся на протяжении всей жизни в соответствии с индивидуальными и социальными изменениями, индивидуальным опытом, кризисами личности. Идентичность есть компонент самосознания, согласно Э. Эриксону соответствующая чувству полноценности, сопричастности миру и другим людям, чувству обретения и управления собственным «Я». Элементы идентичности: личностная и социальная идентичность [8].

Если личная идентичность - самотождественность, целостность и уникальность личности, проходящая через нахождение сходных качеств со значимыми людьми и дифференциацию с ними, базирующаяся на способностях, потребностях, целях, ценностях и убеждениях личности, то социальная идентичность -схожесть индивида с членами своей группы и признание ими его. Проявления со-

циальной идентичности можно проследить во многих сферах жизни: гражданской, профессиональной, религиозной, этнической, семейной.

Э. Эриксон ввел понятие психосоциального моратория, который обозначает отрезок жизни между подростковым и взрослым возрастом. Психосоциальный мораторий можно проследить практически в каждом современном обществе, например, ступень высшего образования дает возможность в юношеском возрасте попробовать себя в различных социальных, профессиональных ролях, осуществить выбор. Так же Эрик Эриксон отмечал необходимость интеграции внутреннего опыта и качества личности, которые человек открывает для себя в процессе взаимодействии с социумом. Так личностная и социальна идентичность тесно переплетаются между собой и обуславливают друг друга. Кризис идентичности в юношеском возрасте зачастую бывает связан со сложностью выбора профессиональной деятельности, продолжением образования [8].

О необходимости профессионального самоопределения писали многие отечественные и зарубежные исследователи, позиционируя его как длительный процесс, основывающийся на профессиональных намерениях и завершающийся трудовой деятельностью.

Е.А. Климов, специализирующийся на психологии труда, выделил восемь основных причин, по которым в юношеском возрасте происходит выбор будущей профессии:

1) мнение семьи и старших;

2) мнение сверстников;

3) позиция педагогического коллектива (классного руководителя, учителей);

4) личное отношение, профессиональные взгляды, планы на жизнь;

5) способности, их выраженность и проявление;

6) притязание на общественное признание;

7) информированность о профессиональной деятельности;

8) склонности.

Также на выбор профессии влияют и субъективные факторы: направленность личности, увлечения, интересы. Многие специалисты выделяют уровень интеллекта, говоря о существовании критических параметров интеллекта для выбора разного рода профессий, зависящий от активности субъекта и степени развития контрольно-оценочной сферы. Еще один фактор - престижность и востребованность профессии, уровень социально-экономического статуса [9].

Л.И. Катаева и Т.А. Полозова говорили о профессиональном самоопределении как о процессе становления мотивационно - смысловой сферы, в которой успешная профессиональная деятельность - один из главных критериев счастливой и благополучной жизни.

Само самоопределение рассматривается как единство трех субъективно -личностных форм жизнедеятельности человека:

1) выбор личностного трудового пространства для реализации ресурсов трудовой активности;

2) выбор профессии;

3) реализация трудовой деятельности.

По их мнения на самоопределение влияют:

- социальное положение семьи;

- материальное положение семьи;

- уровень образования родителей;

- случайные факторы подростковых и юношеских увлечений [10].

Кризис самоопределения, проявляющийся в затягивании, откладывании

может быть связан с отсутствием устойчивых интересов или незрелостью личности. Раннее профессиональное самоопределение обычно имеет место быть при неблагоприятных семейных условиях, низкой успеваемости в школе, неосознанностью при выборе профессии (фокус внимания направлен при таком выборе на престижность профессии). Б.С. Волков и Н.В. Волкова отмечают, что чем младше возраст профессионального самоопределения, тем больше вероятность, что выбор несамостоятелен, низкий уровень притязаний оптанта, образ «Я» неустойчивый [11].

Э. Роу говорит о влиянии детско-родительских отношений на профессиональное становление в юношеском возрасте. Только зрелая личность может осмысленно выбирает профессию. А.П. Чернявская обозначает пять таких параметров.

1. Автономность. Человек сам принимает решения, ответственность за совершенные действия полностью принимает. При этом такой молодой человек инициативен, активен, ориентирован на успех, имеет и приобретает опыт в решении жизненных проблем, умеет принимать решения, исходя их своих желаний и возможностей.

2. Информированность о мире профессий.

3. Умение принимать решения.

4. Грамотное планирование своей профессиональной деятельности.

5. Эмоционально положительное отношение к ситуации выбора профессии.

Выбор в пользу той или иной специальности определяется ведущим мотивом, основные их которых - материальный (выбор в пользу той сферы, которая в будущем будет приносить наибольший доход), родительские установки, интерес к профессии (если наличие заинтересованности связано со знаниями, умениями в этой области, проявив творчество, человек может самоактуализироваться, достичь в ней успеха, в случаи поверхностного интереса возникает разочарование, ведущее к неуспеху или смене профессии).

После завершения профессионального образования наступает стадия профессиональной адаптации. Кризис профессиональных экспектаций может возникнуть при несовпадении желаний и представлений о работе с реальной профессиональной жизнью. Причиной может стать разновозрастной коллектив, система производственных отношений, социально-профессиональные ценности, новая социальная роль и ведущая деятельность. В большинстве случаев кризис разрешается путем:

1) адаптации к условиям труда;

2) нарабатыванием опыта;

3) эффективным выполнением профессиональных задач;

4) сменой места работы.

Адаптация включает в себя психофиолоогическую, социально-психологическую и профессиональную адаптации, проявляющиеся в:

1) научении жизни в новых условиях;

2) освоение профессиональной культуры;

3) освоение социальных ролей, норм и ценностей;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) идентификация себя с профессией;

5) включение в систему межличностных отношений;

6) включение в профессиональное сотрудничество.

Таким образом, мы видим, что в юношеском возрасте приобретается профессиональная компетентность и мастерство [12]. Еще одна сторона социальной ситуации развития в молодости - выбор спутника жизни и создание семьи. В.И. Зацепин отмечает, что сегодня в юношеском возрасте чаще идут в брак с потребительскими представлениями о брачно-семейных отношениях, которые основываются на желании удовлетворить физиологический, социальный и психологический планы. На физиологическом плане происходит освоение своего тела, свойств тела другого человека. На социальном плане часто происходит воспроизведение 16 творчестве [13].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Ильин Е.П. Психология Риска. СПб., 2012.

2. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. М., 2006.

3. Аверин В.А. Психология детей и подростков СПб., 1998.

4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996.

5. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1995.

6. Введение в психологию / Под ред. А. В. Петровского. М., 1996.

7. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. № 2. № 4. 1978.

8. Словарь практического психолога. / под ред. С.Ю. Головина. Минск, 1998.

9. Фролов Ю.И. Психология подростка. М., 1997.

10. Ниазашвили А.Г. Индивидуальные различия склонности к риску в разных социальных ситуациях развития личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2007.

11. Волков Б.С. Волкова Н.В. Возрастная психология. М., 2008.

12. Общая психология / состав. Е.И. Рогов, М., 1995.

13. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Психология Подростка. М., 1965.

REFERENCES

1. Ilyin E. P. Psychology Of Risk. Saint Petersburg, 2012. (In Russ.)

2. Mukhina V. S. Age psychology. Phenomenology of development, Moscow, 2006. (In Russ.)

3. Averin V. A. Psychology of children and adolescents St. Petersburg, 1998. (In Russ.)

4. Gippenreiter Yu. b. Introduction to General psychology. Moscow, 1996. (In Russ.)

5. Bayard R. T., Bayard D. Your restless teenager, Moscow, 1995. (In Russ.)

6. Introduction to psychology. Edited by A.V. Petrovsky, Moscow, 1996. (In Russ.)

7. Bozhovich L. I. Stages of personality formation in ontogenesis. Questions of psychology. # 2. # 4. 1978. (In Russ.)

8. Dictionary of practical psychology. ed S. Y. Golovin. Minsk, 1998. (In Russ.)

9. Frolov Yu. I. Psychology of a teenager. Moscow, 1997. (In Russ.)

10. Niazashvili A. G. Individual differences in risk propensity in different social situations of personality development: author's abstract. ... Cand. psikhol. nauk. Moscow, 2007. (In Russ.)

11. Volkov B. S. Volkova N. V. Age psychology. Moscow, 2008. (In Russ.)

12. General psychology, composition. E. I. Rogov, Moscow 1995. (In Russ.)

13. Krutetsky V. A., Lukin N. S. Psychology Of A Teenager. Moscow, 1965. (In Russ.)

Информация об авторе: Семенова Анна Витальевна, преподаватель кафедры педагогики и психологии, магистр психологии и педагогики, психолог-консультант в образовании, Кубанский государственный университет. г. Краснодар, Россия

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1937-5641 e-mail: anna-petrenko94@mail.ru

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи

Information about the author: Semyonova Anna Vitalievna, teacher of the Department of pedagogy and psychology, master of psychology and pedagogy, consultant psychologist in education, Kuban state University. Krasnodar, Russia

ORCID iD: https://orcid.org/0000-0002-1937-5641 e-mail: anna-petrenko94@mail.ru

The author have read and approved the final manuscript. Поступила в редакцию / Received: 19.05.2020

Поступила после рецензирования и доработки / Revised: 15.06.2020 Принята к публикации / Accepted: 25.06.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.