Научная статья на тему 'Социально-профилактическая работа с несовершеннолетними делинквентного поведения (на примере общеобразовательных учреждений)'

Социально-профилактическая работа с несовершеннолетними делинквентного поведения (на примере общеобразовательных учреждений) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
227
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимофеева Валерия Вадимовна

В статье даются определения понятий «делинквентное поведение», «делинквентное поведение несовершеннолетних». Рассматриваются факторы, влияющие на процесс формирования делинквентного поведения у несовершеннолетних, а также проанализирован опыт осуществления социально-профилактической работы с данной категорией в рамках общеобразовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тимофеева Валерия Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-профилактическая работа с несовершеннолетними делинквентного поведения (на примере общеобразовательных учреждений)»

гий; дает отличную возможность формирования личной активности - проверке себя, демонстрации индивидуального мастерства и профессиональных навыков, рекомендации себя как профессионала своего дела.

В ближайшем будущем университет продолжит профессиональные состязания в подобном формате, а также внедрит систему демонстрационных экзаменов по международным стандартам в рамках итоговой государственной аттестации по различным направлениям подготовки. Использование технологии WorldSkills Russia позволит выпускникам стать более подготовленными к специфической деятельности в профессиональной среде и их безболезненной профессиональной адаптации.

1. Турарова, О.С. Проблема трудоустройства молодых специалистов // Молодой ученый. - 2016. - № 6. -С. 567-570.

2. Кибанов, А.Я. Основы управления персоналом: учебник. - М: ИНФРА-М, 2013. - 447 с.

3. Вставская, Н.В. Стандарты WorldSkills Russia как инструмент повышения качества среднего профессионального образования // Инновационные технологии в науке и образовании : материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». - 2017. - № 1 (9). - С. 82-84.

4. Кочетков, В.В. Движение WorldSkills Russia как система независимой оценки квалификаций // История и педагогика естествознания. - 2016 . - № 1. -С. 25-27.

УДК 331 (556)

В.В. Тимофеева

СОЦИАЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ)

В статье даются определения понятий «делинквентное поведение», «де-линквентное поведение несовершеннолетних». Рассматриваются факторы, влияющие на процесс формирования делинквентного поведения у несовершеннолетних, а также проанализирован опыт осуществления социально-профилактической работы с данной категорией в рамках общеобразовательных учреждений.

Ключевые слова: несовершеннолетние, делинквентное поведение, профилактика, общеобразовательные учреждения, социально-профилактическая работа.

SOCIAL-PROPHYLACTIC WORK WITH THE MINORITY OF SELF-DEGENERATE BEHAVIOR (ON THE EXAMPLE OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS)

The article defines definitions of delinquent behavior, delinquent behavior of minors. The factors influencing the process of forming delinquent behavior in minors are examined, as well as the experience of implementing social and preventive work with this category within the framework of general education institutions.

Key words: minors, delinquent behavior, prevention, general educational institutions, social and preventive work.

В настоящее время чрезвычайную актуальность приобретают проблемы, обусловленные значительным ростом числа несовершеннолетних делинквентного поведения. Делинквентность поведения несовершеннолетних зависит от социально-экономических условий и психолого-педагогических факторов, способствующих возникновению молодежного асоциального поведения. Существующая ранее профилактика, основанная на мерах общественно-административного и уголовного наказания, дополняется профилактикой, представленной комплексом мер медико-психологической и социально-педагогической поддержки и помощи несовершеннолетним.

В большинстве случаев делинквентное поведение рассматривается как антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощенное в его проступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом, которое регулируется специальными социальными институтами: судами, следственными органами, пенитенциарной системой.

В свою очередь делинквентное поведение несовершеннолетних - форма приспособления человека к социальным и психологическим реалиям отрочества и юности. Особенности делинквентного поведения несовершеннолетних представлены на рис. 1.

Рис. 1. Особенности делинквентного поведения несовершеннолетних.

Делинквентное поведение несовершеннолетних является следствием негативно-патогенного формирования личности под воздействием многих факторов, в том числе антисоциального окружения, неверных представлениях о культурных ценностях, желания занять определенный социальный статус и т.д. Все это формирует определенные негативные жизненные ценности, нравственно-этические установки, что ведет к противоправному поведению.

Рассматривая проявления делинквентного поведения несовершеннолетних в рамках общеобразовательных учреждений, необходимо отметить следующие признаки: прогулы занятий, приобщение к асоциальной группе сверстников, мелкое хулиганство, издевательство над слабыми и уязвимыми. Поэтому в общеобразовательных учреждениях особая роль при организации работы с несовершеннолетними отводится первичной и вторичной социальной профилактике с целью не допустить обострения ситуации делинквенции.

Социально-профилактическая работа с данной категорией осуществляется посредством применения ряда социально-педагогических, социально-психологических, культурно-воспитательных и иных технологий. В частности, анализируя опыт социально-профилактической работы с несовершеннолетними делинквентного поведения в общеобразовательных учреждениях, следует выделить несколько перспективных форм ее проведения [1].

1. Школьная служба примирения (ШСП).

Данная форма работы предполагает организацию детско-взрослой команды, реализующей в общеобразовательном учреждении восстановительный подход к конфликтам и правонарушениям. Активисты ШСП проводят работу с несовершеннолетними делинквентного поведения, помогают решить конфликты конструктивным и мирным путем. Главным методом работы ШСП является ме-

диация. Задача медиатора заключается в воспитании ответственности правонарушителя не через наказание, а как обязательство по заглаживанию причиненного вреда [2].

2. Волонтерское движение.

Волонтерство - это добровольный благотворительный, нематериальный труд, направленный на помощь нуждающимся.

Волонтерское движение в школе - одна из форм вовлечения подростков, в том числе склонных к делинквентному поведению, в социально активную деятельность, призванная способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения.

3. «Социальная гостиная».

Предполагает оказание комплексной социально-психолого-педагогической поддержки и помощи несовершеннолетним делинкветного поведения, воссозданию утраченных эмоциональных связей и позитивное отношение родителей из социально-дезадаптированных семей к своим детям. Выделяют следующие направления деятельности «социальной гостиной»:

организация индивидуальной работы, включающей поэтапное выполнение индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетних, психолого-педагогическую коррекцию и социально-юридическое сопровождение в сложных жизненных ситуациях;

помощь в подготовке домашних заданий, проведение дополнительных занятий по предметам, организация воспитательных мероприятий;

восстановление нарушенных связей со школой, развитие навыков общения со взрослыми и сверстниками на основе норм и правил поведения; профилактика отклонений в поведении;

восстановление утраченных межличностных отношений внутри семьи; вовлечение детей в разнообразные виды деятельности;

оказание помощи родителям в воспитании детей и преодолении семейных конфликтов; оказание экстренной психологической помощи семьям; консультирование родителей по вопросам психологии и педагогики; организация семейных детских праздников, конкурсов, тематических вечеров.

4. Социальное и художественное кино.

Предполагает индивидуальный или групповой просмотр и обсуждение фильма, выбранного с учетом возрастных особенностей, с целью привития навыков общения, анализа, критики.

Правильно подобранный фильм может заставить несовершеннолетнего делинквентного поведения:

задуматься о каких-либо проблемах, способствовать развитию у подростка нравственных, моральных, эстетических качеств, социальных норм поведения;

показать, «что такое хорошо и что такое плохо», показать примеры различных жизненных ситуаций и возможных путей выхода из них.

Технология профилактики делинквентного поведения включает три этапа.

I этап - подготовительный, направленный на проведение организационных мероприятий, к которым относятся: определение объекта профилактического действия, подбор методов и средств профилактического действия, что осуществляется в зависимости от объекта профилактического действия, при этом учитываются особенности психолого-социального развития и ведущая деятельность несовершеннолетних.

II этап - основной, когда осуществляются непосредственные профилактические меры - логика шагов, которые обеспечивают формирование условий появления «профилактического эффекта».

1 шаг - правовое образование - включает ознакомление с понятием правонарушения, основными признаками правонарушений, а также с особенностями наказания. Цель - научить несовершеннолетних распознавать правонарушение во внешней среде.

2 шаг - актуализация эмоционально значимых и референтных лиц несовершеннолетних (родители, братья, сестры, друзья, подруги и др.), социально значимых явлений (например, играть в футбол, ходить с друзьями на дискотеки и др.).

3 шаг - формирование у несовершеннолетних негативного эмоционального отношения к правонарушению как явлению, что позволит сформировать негативную внутреннюю установку через ассоциативное представление о последствиях противоправных действий, если бы они были осуществлены по отношению к эмоционально значимым лицам.

4 шаг - информирование об особенностях наказания за осуществление правонарушения.

5 шаг - формирование умения предвосхищать последствия осуществления правонарушения в логике: «узнаю правонарушение» - «вспоминаю последствия» - «рассчитываю потери (эмоциональные, социальные, биологические)» - «делаю выводы» - «принимаю решение».

III этап - завершающий, проверка результативности проведенной работы [3].

Таким образом, социально-профилактическая работа с несовершеннолетними делинквентного поведения в общеобразовательных учреждениях - одно из приоритетных направлений работы с данной категорией, что обусловлено особенностями процессов ее социализации. Данная технология является комплексно-ориентированной и должна учитывать социально-экономические условия и психолого-педагогические факторы, способствующие возникновению делинквентного поведения несовершеннолетних.

1. Безопасное детство как правовой и социально-педагогический концепт: матер. III Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей и специалистов в рамках Недели науки на факте правового и социально-педагогического образования ПГГПУ (25-28 апреля 2016 г., г. Пермь, Россия): В 2 т. / отв. за вып. Л.А. Метлякова; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь, 2016. - Т. 1. -251 с.

2. Девиантное поведение // Политический словарь. - С. 209-210. Режим доступа: http://enc-dic.com/politic/ Povedenie-Deviantnoe-3843.html

3. Чуносов, М.А. Социально-педагогическая технология профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних // Альманах современной науки и образования. - Тамбов: Грамота, 2013. - № 2 (69). -C. 192-194.

4. Щедрина, В.И. Понятие и формы делинквентного поведения // Девиантное и делинквентное поведение несовершеннолетних правонарушителей в контексте права, психологии и педагогики. - Курск, 2007. -С. 119-122.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.