Научная статья на тему 'Компоненты профессиональной готовности сотрудника органов внутренних дел к профилактике делинквентного поведения несовершеннолетних'

Компоненты профессиональной готовности сотрудника органов внутренних дел к профилактике делинквентного поведения несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
82
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / СОТРУДНИК ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / СУБЪЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ / КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чуносов М.А., Таранин М.А.

В статье актуализируется проблема совершения несовершеннолетними правонарушений. Показано, что в отношении несовершеннолетних целесообразно использовать термин делинквентное поведение. Рассмотрены субъекты реализации профилактической деятельности с несовершеннолетними. Акцентировано внимание на сотрудниках органов внутренних дел, как субъектов профилактики. Отмечено, что результативность профилактической деятельности зависит от сформированности у сотрудников органов внутренних дел компонентов профессиональной готовности. Конкретизированы мотивационный, операционный и эмоционально-волевой компоненты профессиональной готовности сотрудников органов внутренних дел к профилактике делинквентного поведения несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чуносов М.А., Таранин М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компоненты профессиональной готовности сотрудника органов внутренних дел к профилактике делинквентного поведения несовершеннолетних»

Компоненты профессиональной готовности сотрудника органов внутренних дел к профилактике делинквентного поведения несовершеннолетних

Чуносов Михаил Александрович,

кандидат психологических наук, доцент, Краснодарского университета

voker.rb.sas@gmail.com

Крымский филиал МВД России,

Таранин Михаил Александрович,

преподаватель кафедры специальных дисциплин, Крымский филиал Краснодарского университета МВД России mifosia@mail.ru

В статье актуализируется проблема совершения несовершеннолетними правонарушений. Показано, что в отношении несовершеннолетних целесообразно использовать термин делин-квентное поведение. Рассмотрены субъекты реализации профилактической деятельности с несовершеннолетними. Акцентировано внимание на сотрудниках органов внутренних дел, как субъектов профилактики. Отмечено, что результативность профилактической деятельности зависит от сформированности у сотрудников органов внутренних дел компонентов профессиональной готовности. Конкретизированы мотивационный, операционный и эмоционально-волевой компоненты профессиональной готовности сотрудников органов внутренних дел к профилактике делинквентного поведения несовершеннолетних.

Ключевые слова: профессиональная готовность, сотрудник органов внутренних дел, делинквентное поведение, несовершеннолетние, субъекты профилактики, компоненты профессиональной готовности.

Введение. Современная социальная практика характеризуется повышением роли социальных институтов на глобальные социальные процессы, которые происходят в нашем обществе. Одной из современных проблем, является криминализация поведения несовершеннолетних, что принимает устойчивою динамическую тенденцию. Указанная тенденция актуализирует проблему профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних и детерминирует активизацию социально-профилактических мероприятий.

Категория «делинквентность» (delinquency) является родовым для определения социально-негативного поведения, связанная с нарушением правовых и других (моральных, этических) норм, а юридический термин «делинквентность» широко распространен в международном праве, а также в криминологии и законодательстве США, Великобритании и странах Западной Европы [1].

В целом, в зарубежной литературе категория «делинквентное поведение», применяется редко, вместо него чаще используется категория «делин-квентность», под которой понимается: пренебрежение обязанностями, вину, и в ряде выражает, с одной стороны наименьшую степень серьезности преступлений, с другой стороны - ученые отождествляют данные категории, с третьей стороны -«делинквентность» рассматривается как социальное явление.

В отечественном законодательстве и юриспруденции термины «делинквентное поведение», «делинквентность» не применяется. Однако, в гуманитарных науках («Социальная педагогика», «Юридическая психология», «Девиантология», «Социология» и др.), категория «делинквентное поведение» используется для обозначения одной из форм отклоняющегося поведения.

Многие авторы (Д. Еникеев. П. Коев, Э. Крайни-ков, А. Личко, В. Оржеховская, И. Стоименов, М. Стоименова, Т. Федорченко и др.), классифицируя виды делинквентного поведения, отождествляют его, в первую очередь, с асоциальным поведением в школе, и частично с правонарушениями; с действиями, которые не влекут за собой уголовной ответственности (А. Личко); с дерзкой манерой поведения, сквернословия, драчливости, совершения мелких краж, пьянства и др. (П. Павленок и М. Руднева); с систематическими прогулами школьных занятий, нарушением общественных норм поведения, мелким хулиганством, кражами, драками,

о о и и m 5 m

О m э m й А

X £ m О

х О m

0

01 и А ы О и А X X m

о с

в) ^

о

сч

01 г

отбиранием денег и вещей и др. (Д. Еникеев); с разнообразными асоциальными проступками подростков, которые не приводят к уголовной ответственности, систематическими прогулами школьных занятий, нарушенем общественных норм поведения, мелким хулиганством, попрошайничеством и др. (П. Коев, И. Стоименов и М. Стоимено-ва); с проблемами со школьным обучением, вандализмом, бродяжничеством, поджогами, кражами со взломом, грабежами, проституцией, злоупотреблением алкоголя и наркотиков и др. (Э. Край-ников); с различными формами бесчинства, хулиганства, вандализма и др. (В. Оржеховская и Т. Федорченко).

Анализ научной литературы (А. Блау, Ю. Гала-гузова, М. Еникеев, С. Есс, С. Колинс, Ю. Конрадт, Э. Крайников, Г. Кривонос, П. Талпен, Д. Уэстом, А. Эйчхорн и др.) показывает, что термин «делин-квентное поведение» должен применяться именно для обозначения поведения несовершеннолетних, нарушающих правовые нормы общества, с целью не клеймить их как преступников. В целом, под делинквентным поведением мы понимаем, такое поведение, при котором несовершеннолетние совершают «противоправные поступки», которые имеют внешние признаки правонарушений и преступлений, но они не могут нести юридическую ответственность в силу того что у них не наступило состояние юридической «дееспособности» [2].

Регуляция социально-профилактической деятельности осуществляется государством, которые структурируют данный вид деятельности, определяет субъектов: социальные работники; педагогические работники (учителя, социальные педагоги, воспитатели, психологи и др.); законные представители несовершеннолетних (родители, усыновители, опекуны и др.); сотрудники органов внутренних дел (сотрудники полиции по делам несовершеннолетних, сотрудники полиции общественной безопасности и др.). Несовершеннолетние являются особым объектом профилактической деятельности. Выделение этой категории в особый объект обусловлено спецификой становления личности несовершеннолетних на начальном этапе их жизненного пути, восприимчивостью к различным видам как положительного, так и отрицательного влияния, началом процесса формирования мировоззрения.

Проблема организации социально-

профилактической деятельности рассматривается современными авторами (Ю. Галагузова, Н. Никитина, М. Глухова, М. Шакурова, Ю. Василькова, А. Рахманова, П. Шептенко, Г. Воронина, Л. Олифренко и др). В целом, социально-профилактическая деятельности сводится к организации мероприятий в нескольких направлениях. Первое направление -профилактика дезадаптивного поведения (школьной и социальной дезадаптации), выявление детей, входящих в группу риска, социально-педагогический патронаж, и др. Второе направление - профилактика аддитивного (зависимого) поведения. [3, 4, 5, 6].

Анализ научной литературы позволяет утверждать, что профилактические мероприятия могут

реализовываться на различных уровнях социальной работы. Реализация профилактических мероприятий на социальном уровне зависит, от деятельности государственных органов власти, тогда как реализация мероприятий на социально-психологическом и социально-педагогическом уровнях, зависит от деятельности субъектов профилактики. Является очевидным, что качественная реализация социально-профилактических мероприятий зависит, прежде всего, от сформированное™ готовности субъектов к данному виду деятельности.

Формулировка цели статьи. Современная педагогическая наука подчеркивает, что подготовка будущих специалистов, должна быть ориентирована на овладение профессиональными знаниями и умениями при освоении дисциплин практической направленности.

Вопросы профессиональной подготовки рассматривались отечественными и зарубежными авторами, причем с разных научных позиций: непрерывности профессионального образования (А. Алексюк, И. Зязюн, В. Луговой, В. Майборода, А. Мороз, Н. Ничкало, В. Полищук и др.); психологических аспектов профессионального становления (Л. Божович, Е. Климов, И. Кон, А. Леонтьев, С. Рубинштейн); технологий профессиональной подготовки, влияния форм и методов учебно-воспитательного процесса на формирование личности будущего специалиста (П. Анохин, Ю. Ба-банский, М. Данилов, А. Леонтьев, Т. Шамова, Г. Щукина и др.); формирование профессионально важных личностных качеств специалиста (Д. Бру-нер, Б. Гершунский, А. Петровский, С. Рубинштейн, С. Чистякова и др.); организационно-педагогических аспектов сотрудничества педагогов и студентов (В. Кан-Калик, А. Леонтьев, А. Мудрик и др.); соотношение развития личности и ее саморегуляции (Ю. Охотничий, В. Мухина, В. Мудрик); формирования и развития профессионального мастерства, творчества (И. Зязюн, В. Па-ламарчук, М. Поташник, В. Семченко, Р. Хмелюк и др.); проблем профессионального самоопределения (Г. Балл, Т. Васильев, А. Витковская, М. Гинзбург, М. Дьяченко, А. Журкина, Д. Закатнов, Я. Каминецкий, В. Мачуський, А. Мельник, И. Михайлов; Г. Субтельным, Б. Федоришин, С. Чистякова и др.); довузовской подготовки в системе непрерывного педагогического образования (А. Линенко; М. Полищук, Л. Райко, В. Федяева и др.) и др.

Формирование содержания подготовки будущих специалистов является следствием сложного взаимодействия внутренних и внешних социально-экономических процессов, которые вызывают спрос на потребность в обществе. Их количество и требования к квалификационному уровню определяются совокупным действием ряда факторов, которые связаны не только с условиями и стилем жизни населения, но и с наличием мотивации и способностью отечественного рынка одновременно формировать, поддерживать и удовлетворять социальные нужды. Таким образом, в современных условиях важным является максимальное

приближение уровня подготовки специалистов к непосредственной практической деятельности после завершения профессионального обучения. Проведенный анализ научной литературы позволил сделать вывод, что готовность субъектов к профессиональной деятельности трактуется учеными как личностное образование, которое обеспечивает внутренние мотивы деятельности, профессиональное самосознание, педагогические способности, теоретические знания, практические умения и навыки, а также способности к интегрированию полученных знаний в профессионально значимые качества личности.

Подготовка сотрудников органов внутренних дел как субъектов профилактики правонарушений в целом, и профилактики делинквентного поведения , в частности, реализуется в системе профессионального обучения. Следует отметить что в функциональных обязанностях сотрудников органов внутренних дел зафиксированы особые требования к профессиональным характеристикам, которые по нашему мнению нуждаются в дополнительном теоретического обосновании. Таким образом, наша статья посвящена рассмотрению проблемы конкретизации теоретического компонента профессиональной готовности сотрудников органов внутренних дел, к профилактике делин-квентного поведения несовершеннолетних.

Изложение основного материала статьи. Теоретический анализ литературных источников (Н. Болтенков, Г. Григоренко, Г. Троцко, А. Линен-ко, Н. Левитов, К. Платонов, Л. Вейланде и др.) позволяет утверждать что профессиональную готовность к деятельности ученые рассматривают как: целостное устойчивое психологическое образование, мобилизацией к предстоящей деятельности, специфическое психологическое состояние личности; особую активацию психических функций, оптимальное рабочее состояние и др. Обобщая сказанное раннее, профессиональную готовность к сотрудника органов внутренних дел к профилактике делинквентного поведения несовершеннолетних, мы будем рассматривать, как способность решать профессиональные задачи по профилактике делинквентного поведения несовершеннолетних, посредством практической реализации усвоенных в процессе профессионального обучения теоретических знаних и практических умений.

Обобщая научные подходы (Ю. Галагузова, И. Зверева, А. Капская, А. Карпенко, И. Козубовский, А. Лактионова, Л. Мищик, И. Мигович, С. Харченко и др.) можно утверждать, что профессиональная готовность сотрудника органов внутренних дел к профилактике делинквентного поведения несовершеннолетних содержит мотивационный, операционный и эмоционально-волевой компоненты. Мотивационный компонент готовности характеризует сформированность у сотрудника органов внутренних дел познавательных и профессиональных установок, потребностей, интересов, убеждений о необходимости, значимости и социальной ценности социально-профилактической

работы с несовершеннолетними. Операционный компонент, отражает теоретическую и практическую стороны профессиональной готовности к деятельности. «Теоретическая готовность», характеризуется наличием знаний, позволяющих сотруднику органов внутренних дел качественно осуществлять профилактическую деятельность. Анализ научных подходов, нормативно-правовых документов, а также наш собственный практический опыт позволяет утверждать, что для реализации профилактической деятельности сотрудник органов внутренних дел должен «знать»: нормативно-правовые документы регламентирующие профилактику правонарушений в обществе; функции, направления и уровни социально-профилактической работы; задачи государственных органов власти по профилактике правонарушений (делинквентного поведения несовершеннолетних); особенности организации и функционирования правовой системы в отношении несовершеннолетних; правовые знания; современные научные подходы к организации профилактики де-линквентного поведения; факторы, причины и условия формирования делинквентного поведения; мотивы появления делинквентного поведения; психологический механизм, обуславливающий усиление контролирующей функции сознания; психолого-педагогические технологии профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних; психолого-педагогические технологии общения с субъектами профилактики делинквентно-го поведения - педагогическими работниками социальными работниками, законными представителями несовершеннолетних; формы, методы, приемы и средства профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних и др. «Практическая готовность», характеризует сформированность у сотрудника органов внутренних дел «умений», которые позволяют: реализовывать на практике технологии профилактики делинквентного поведения; проводить индивидуальную и групповую профилактическую работу с несовершеннолетними; осуществлять диагностику делинквентного поведения; оценивать результаты профилактической деятельности; анализировать применение методов, средств и приемов профилактики делин-квентного поведения, определять из них наиболее эффективные; ставить прогноз относительно эффективности выбранных действий; реализовывать методы и приёмы психологической саморегуляции профессиональной деятельности и др.

Эмоционально-волевой компонент профессиональной готовности, предполагает сформирован-ность у сотрудника органов внутренних дел личностных качеств, позволяющих качественно реа-лизовывать профессиональную деятельность: личностная направленность на социально-профилактическую деятельность и осуществление гуманистически-ориентированной работы с несовершеннолетними; наличие эмоционально-оценочных установок, связанных с такими профессионально важными качествами как социальная ориентация профессиональной деятельности

о о и и т

г

т

О т э т Д А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

и активная социально-профилактическая позиция; эрудиция, контактность, языковая и личная эмоциональность и др.

Выводы. Качественная реализация профилактической деятельности зависит от сформирован-ности у сотрудников органов внутренних дел профилактики профессиональной готовности. В структурном плане профессиональная готовность содержит мотивационный, операционный и эмоционально-волевого компоненты. Профессиональная готовность формируется в процессе профессионального обучения и является личностным качеством, которое позволит сотруднику органов внутренних дел на качественном уровне реализовы-вать профилактическую деятельность с несовершеннолетними.

Литература

1. Саламатина И.И. Ресоциализация делин-квентных групп несовершеннолетних (на материале США и Англии): дис. ... д-ра псих. наук. М., 2007. 368 с.

2. Чуносов М. А. Теоретический анализ категории «делинквентное поведение» // Вестник академии знаний. 2013 №4 С. 154-159.

3. Методика и технологии работы социального педагога / под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Марда-хаева. М. 2004. 192 с.

4. Никитина Н.И. Методика и технологии работы социального педагога / Никитина Н.И., Глухова М.Ф. М. 2007. 399 с.

5. Социальная педагогика: курс лекций / под ред. М.А. Галагузовой. М. 2000. 416 с.

6. Шептенко П.А. Методика и технология работы социального педагога / П.А. Шептенко, Г.А. Воронин; под ред. В.А. Сластенина. - М.: 2001. 208 с.

Components of professional preparedness of an employee of the internal affairs bodies for the prevention of delinquent behavior of minors Chunosov M.A., Taranin M.A.

Crimean branch of the Krasnodar University of the Ministry of

internal Affairs of Russia The article actualizes the problem of juvenile delinquency. It is shown that in relation to minors it is advisable to use the term delinquent behavior. The subjects of the implementation of preventive activities with minors are considered. Attention is focused on employees of internal affairs bodies as subjects of prevention. It is noted that the effectiveness of preventive activities depends on the formation of the components of professional readiness among employees of internal affairs bodies. The motivational, operational, and emotional-volitional components of the professional readiness of employees of the internal affairs bodies to prevent delinquent behavior of minors are specified.

Key words: professional readiness, an employee of internal affairs bodies, delinquent behavior, minors, subjects of prevention, components of professional readiness. References

1. Salamatina I.I. Resocialization of delinquent groups of minors

(based on material from the USA and England): dis. ... Dr. crazy. sciences. M., 2007.368 s.

2. Chunosov M. A. Theoretical analysis of the category "delinquent

behavior" // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2013 No. 4, pp. 154-159.

3. Methodology and technology of work of a social educator / ed.

M.A. Galaguzova, L.V. Mardakhaev. M. 2004.192 p.

4. Nikitina N.I. Methods and technologies of work of a social teacher

/ Nikitina N.I., Glukhova M.F. M. 2007.399 p.

5. Social pedagogy: lecture course / ed. M.A. Galaguzova. M. 2000.416 p.

6. Sheptenko P.A. Methodology and technology of work of a social

educator / P.A. Sheptenko, G.A. Voronin; under the editorship of V.A. Slenin. - M.: 2001.208 s.

о

E

о ^

о

СЧ

SI

Z

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.