Научная статья на тему 'Причины и факторы делинквентного поведения несовершеннолетних'

Причины и факторы делинквентного поведения несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
521
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛИНКВЕНТНОЕ И ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ ПРАВОНАРУШИТЕЛЬ / МЕЛКИЕ ХИЩЕНИЯ И КРАЖИ / DELINQUENT AND DEVIANT BEHAVIOR / JUVENILE DELINQUENT / PETTY THEFT AND THEFT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Стрельникова Юлия Юрьевна, Ильянкова Екатерина Ивановна

Дифференцированы понятия девиантного и делинквентного поведения, указаны причины и факторы, обуславливающие отклоняющееся поведение несовершеннолетних, приведены результаты анкетирования несовершеннолетних, совершивших мелкие хищения в форме кражи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Стрельникова Юлия Юрьевна, Ильянкова Екатерина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reasons and Factors of Delinquent Behavior of Minors

The concepts of deviant and delinquent behavior are differentiated, the causes and factors causing the deviant behavior of minors are indicated, and the results of a survey of minors who have committed petty theft in the form of theft are given.

Текст научной работы на тему «Причины и факторы делинквентного поведения несовершеннолетних»

УДК 159.9 ББК: 88.8

@ Ю.Ю. СТРЕЛЬНИКОВА, Е.И. ИЛЬЯНКОВА. 2019

ПРИЧИНЫ И ФАКТОРЫ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

REASONS AND FACTORS OF DELINQUENT BEHAVIOR OF MINORS

ЮЛИЯ ЮРЬЕВНА СТРЕЛЬНИКОВА,

профессор кафедры педагогики и психологии ФГКОУ ВО «Санкт-Петербургский университет МВД России», доктор психологических наук, доцент, майор полиции Email: [email protected]

ЕКАТЕРИНА ИВАНОВНА ИЛЬЯНКОВА,

адъюнкт 1 курса адъюнктуры очной формы обучения ФГКОУ ВО «Санкт-Петербургский университет МВД России», капитан полиции Email: [email protected]

JULIA YURYEVNA STRELNIKOVA,

Professor, Department of Pedagogy and Psychology FGKOU VO «St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia», Doctor of Psychology, associate professor, police major Email: [email protected]

EKATERINA IVANOVNA ILYANKOVA, Adjunct FGKOU VO «St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia»,

police captain Email: [email protected]

Научная специальность: 19.00.03 - Психология труда, инженерная психология, эргономика Для цитирования: Ю.Ю. СТРЕЛЬНИКОВА, Е.И. ИЛЬЯНКОВА. Причины и факторы делинквентного поведения несовершеннолетних. Журнал психологии и педагогики служебной деятельности. 2/2019. С. 69—71.

Аннотация. Дифференцированы понятия девиант-ного и делинквентного поведения, указаны причины и факторы, обуславливающие отклоняющееся поведение несовершеннолетних, приведены результаты анкетирования несовершеннолетних, совершивших мелкие хищения в форме кражи.

Ключевые слова: делинквентное и девиантное поведение, несовершеннолетний правонарушитель, мелкие хищения и кражи

Annotation. The concepts of deviant and delinquent behavior are differentiated, the causes and factors causing the deviant behavior of minors are indicated, and the results of a survey of minors who have committed petty theft in the form of theft are given.

Key words: delinquent and deviant behavior, juvenile delinquent, petty theft and theft

В современных социо-экономических условиях делинквентное поведение несовершеннолетних остается актуальной проблемой общества и является объектом пристального внимания государственных структур, социальных и образовательных учреждений, общественных организаций, направляющих совместные усилия на его снижение. В настоящее время преступность несовершеннолетних приобретает качественно новое содержание: наблюдается ее омоложение,

ожесточение и цинизм, вызванные употреблением алкоголя и наркотических веществ, усилением элементов организованности за счет участия рецидивистов старшего поколения и др. В этой связи существует потребность изучения причин и факторов, способствующих совершению правонарушений и преступлений несовершеннолетними, анализ которых позволит избирать направления и методы психологической коррекции делин-квентного поведения.

PSYCHOLOGY AND PEDAGOGY OF SERVICE ACTIVITIES

Под девиантным поведением понимают поведение, отклоняющееся от общепринятых норм. А.Е. Личко указывает, что это понятие более обширное и включает в себя делин-квентность, а также другие нарушения поведения [1].

Делинквентное поведение (по определению Л.Н. Костиной) — это поведение, отклоняющееся от установленных в обществе законов, угрожающее его благополучию или социальному порядку [2]. К делинквентному поведению относят: отступления от общепринятых норм (дисциплинарные проступки, не влекущие административной или уголовной ответственности), незначительные нарушения правовых норм (административные правонарушения), откровенные и дерзкие нарушения правовых норм (преступления).

Отечественные психологи полагают, что направленность поведения несовершеннолетних определяют: влияние внешней среды (А.В. Петровский, 1982), особенности воспитания (Л.С. Выготский, 1983) и процессы социализации (А.В. Мудрик, 2004). При этом выделяют две основные группы факторов, детерминирующих девиантное и делинквент-ное поведение: внутренние — биологические (психогенетические предпосылки) и психологические, внешние (психосоциальные условия воспитания и окружающей среды).

А.Е. Личко (1983) выявил, что девиант-ность определяется совокупностью генетических и социопсихологических факторов, при этом наследственность только обуславливает характерологические аномалии, вызывающие нарушения поведения, но конкретную форму девиантности она не определяет. Он выявил свойственные подростковому возрасту особенности и поведенческие реакции, определяющие нарушения поведения: чувствительность к оценке посторонними, борьба с авторитетами, общепринятыми нормами, фантазирование, обожествление случайных кумиров, кризис идентичности [1].

По данным исследований, к негативным факторам, обуславливающих нарушения в поведении несовершеннолетних, относятся: семейное неблагополучие (Л.С. Голубничая, 2011), стиль детско-родительских отношений

(И.А. Горьковая, 1998, В.В. Солодовников, 2003), воздействие референтной группы (Б.Н. Алмазов, 2004, В.В. Лозовой, 2006), деформация ценностно-смысловой сферы личности (О.А. Падун, 2005), низкая успеваемость и, как следствие, отчуждение от учебного процесса (В.Н. Кудрявцев, 1976, К. Долджин, 2012), негативный пример родителей (Б.Б. Грюнвальд, Г.В. Макаби, 2008), психосоциальная дезадаптация (С. А. Беличева, 1994) и др.

Исследования В.Н. Кудрявцева (1976) демонстрируют структуру формирования делин-квентного поведения несовершеннолетнего: низкая успеваемость — отчуждение от школы — отчуждение от семьи — вхождение в преступную группировку — совершение преступления. Автор указывает, что делинквентное поведение может обуславливаться совокупностью факторов, но алгоритм криминализации ребенка всегда соответствует данной схеме [3].

А.С. Душкиным (2010) установлено, что делинквентное поведение несовершеннолетних обусловлено совокупностью следующих факторов: личностными установками и характерологическими особенностями, детерминирующими склонность к отклоняющемуся поведению; направленностью личности и ценностными ориентациями, стилем детско-родительских отношений [4].

Д.И. Пономарева (2010) выявила, что специфика поведения несовершеннолетних преступников, отбывающих наказание в воспитательных колониях, заключается в их негативизме, враждебности, подозрительности, склонности к проявлению деструктивной (социально неприемлемой) агрессивности, а само поведение вызвано фрустрирующими факторами макро- и микросоциальной среды, обусловившими низкий уровень их адаптированно-сти, негативное отношение к моральным и правовым нормам [5].

Л.Н. Костина (2010), изучавшая психологические особенности преступных групп несовершеннолетних установила, что подростки в возрасте от 11 до 17 лет объединяются в небольшие группы (2—5 человек) и совершают кражи, разбои и грабежи по следующим причинам: стремление к праздности, безделью и наживе (приобретение трендовых вещей,

70

№ 2/2019

продуктов, алкогольных напитков и т.д.), потребность в признании референтной группой, неразвитые механизмы целеполагания, неспособность к самоконтролю поведения. Она выявила, что 78 % несовершеннолетних воспитывались в неполных или неблагополучных семьях, третья часть (29,6%) были либо ранее судимы, либо не уважают закон и не готовы соблюдать его [2].

Целью проведенного нами исследования (2019) было установление факторов и причин совершения несовершеннолетними мелких хищений и краж в магазинах г. Бабаево Вологодской области.

Объект исследования: 40 несовершеннолетних, возраст от 7 до 11 лет, совершивших мелкие хищения (административно наказуемые кражи) — правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 7.27 КоАП РФ. Метод исследования: авторская анкета, содержащая 27 открытых и закрытых вопросов.

В результате исследования установлены следующие причины совершения краж несовершеннолетними: 35% — отсутствие средств для приобретения желаемого, 22,5% — воздействие референтной группы (ответы типа «все воровали и я воровал», «кто-то предложил стащить чипсы, я решил поддержать» и т.д.), 15% — желание самоутвердиться перед сверстниками, 10% — чувство безнаказанности (ответы «думал, что не узнают», «не знал, что установлено видео» и т.д.), 7,5% — не могут объяснить свой поступок, 5% подростков совершили кражу «на слабо» и 5% имеют кумира, им нравится «положительный образ» преступника из СМИ, фильмов.

70% опрошенных осознают, что совершили правонарушение и раскаиваются, 22,5% — считают, что поступили правильно и гордятся своим поступком, а 7,5% несовершеннолетних безразлично относятся к совершению правонарушения. 60% респондентов считают,

что совершить кражу — это «неправильно, незаконно»; 22,5% — «круто, прикольно», 17,5% — «зависит от ситуации». Не имеют в своем кругу знакомых или друзей, совершивших кражи — 40% опрошенных, а 60% — поддерживают отношения с лицами, имеющими криминальный опыт. 77,5% подростков полагают, что в случае острой необходимости (чувство голода, отсутствие средств, желание накормить нуждающегося и т.д.) допускается совершить кражу, 22,5% несовершеннолетних считают этот поступок недопустимым.

Таким образом, многокомпонентность причин и факторов, обуславливающих деви-антное и делинквентное поведение несовершеннолетних, актуализирует необходимость проведения дальнейших исследований с целью выявления личностных особенностей, детерминирующих (способствующих или препятствующих) совершению правонарушений и преступлений.

Список литературы

1. Душкин А. С. Психологическое сопровождение профилактической деятельности сотрудников органов внутренних дел подразделений по делам несовершеннолетних: автореф. дис. ... канд. псих. наук: 19.00.06 / А. С. Душкин. СПб., 2010. 17 с.

2. Костина Л.Н. Психологическое обеспечение расследования групповых преступлений несовершеннолетних: дис. ... докт. псих. наук: 19.00.06 / Л.Н. Костина. М., 2010. 541 с.

3. Кудрявцев В.Н. Причины правонарушений. М., 1976, 286 с.

4. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М., 1983 126 с.

5. Пономарева Д.И. Профессиональная деятельность субъектов пенитенциарных учреждений по профилактике агрессивного поведения и психологической коррекции личности подростков-делинквентов: автореф. дис. ... канд. псих. наук: 19.00.03 / Д.И. Пономарева. Тверь, 2010. 21 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.