Научная статья на тему 'Социально-профессиональное самоопределение молодежи в условиях крупного промышленного города (опыт социологического исследования на примере Г. О. Тольятти)'

Социально-профессиональное самоопределение молодежи в условиях крупного промышленного города (опыт социологического исследования на примере Г. О. Тольятти) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАЕКТОРИЯ / TRAJECTORY / ПРОФЕССИЯ / PROFESSION / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / SOCIAL MOBILITY / ТРУДОВАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / LABOR MOBILITY / РЫНОК ТРУДА / LABOR MARKET / СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / АКТИВНОСТЬ / ACTIVITY / ВЫБОРКА / SAMPLING / ИССЛЕДОВАНИЕ / RESEARCH / УЧАЩИЕСЯ / STUDENTS / ПЛАНЫ / PLANS / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ЗАНЯТОСТЬ / EMPLOYMENT / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / VOCATIONAL GUIDANCE / РАБОТА / SELF-EMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Татьяна Николаевна

Рыночные реформы способствовали развитию стагнацированности социально-трудовых траекторий у городских и сельских школьников к выбору рабочих профессий, которые достаточно высоко их оценивали, нынешние выпускники, независимо от национальности, в основном, выбирают специальности и профессии непроизводственной сферы, требующие высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIO-PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF YOUTH IN THE CONDITIONS OF A LARGE INDUSTRIAL CITY (THE EXPERIENCE OF SOCIOLOGICAL RESEARCH FOR EXAMPLE, O. TOGLIATTI)

Market reforms contributed to the development of stagnationist socio-employment trajectories in urban and rural students in the choice of professions that are high enough they are evaluated, today''s graduates, regardless of nationality, basically choose a profession non-productive areas of higher education.

Текст научной работы на тему «Социально-профессиональное самоопределение молодежи в условиях крупного промышленного города (опыт социологического исследования на примере Г. О. Тольятти)»

М.А. Дружинина

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ..

психолого-педагогическое направление

FORMATION SOCIAL SKILLS IN PRESCHOOL CHILDREN CASE BY TECHNOLOGY «ROLE DESIGN»

© 2014

M.A. Druzhinina, Deputy head of educational and methodical work

d/s №184 «Zhigulenok" ANO "ChildhoodPlanet" Lada ", Tolyatti (Russia)

Annotation: The article reveals aspects of the use case technology "role design" in the formation of social skills in preschool children. Stages of work with teachers in the organization of innovative activities in preschool educational institution.

Keywords: socialization; social skills; Case technology; role interaction; educational process of preschool educational organizations.

УДК 316.4

СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ КРУПНОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ГОРОДА (ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ Г.О.ТОЛЬЯТТИ)

© 2014

Т.Н. Иванова, заведующий кафедрой «Социология», доктор социологических наук, доцент Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация: Рыночные реформы способствовали развитию стагнацированности социально-трудовых траекторий у городских и сельских школьников к выбору рабочих профессий, которые достаточно высоко их оценивали, нынешние выпускники, независимо от национальности, в основном, выбирают специальности и профессии непроизводственной сферы, требующие высшего образования.

Ключевые слова: траектория, профессия, образование, молодежь, социальная мобильность, трудовая мобильность, рынок труда, специальность, активность, выборка, исследование, учащиеся, планы, самоопределение, занятость, профориентация, работа, образование.

Рассмотрим эти проблемы с точки зрения эмпирических исследований. Проблема социально-трудовой мобильности молодежи (возраст 14-30 лет) стоит особо остро. Специфичность данной демографической группы состоит в том, что в нее входят лица, только вступающие в жизнь, делающие свой выбор во всех сферах жизнедеятельности. Именно эта категория населения наиболее активна в своем самоопределении в силу юношеского оптимизма и мобильности.

Исходя из поставленной цели изучения факторов воздействующих на различных этапах выбора молодежи профессиональной сферы деятельности образовательного учреждения, образа жизни и места работы, в рабочий исследовательский инструментарий была включена разработка социологического исследования.

При осуществлении исследования «Социально-профессиональное самоопределение молодежи в условиях крупного промышленного города» методом анкетного опроса в ноябре-декабре 2013 года, при генеральной совокупности - 3254 человек, выборочная совокупность составила 732 человек - выпускники 9 и 11 классов средних школ города Тольятти, 126 человек-выпускников школ поселка Поволжский Самарской области, также методом случайной выборки были опрошены учащиеся профессиональных технических колледжей Автозаводского района города Тольятти. При генеральной совокупности обучающихся в 565 человек, выборочная совокупность составила 238 человек. Результатом пилотажного исследования явилась адаптация уже существующих анкет для изучения круга факторов, влияющих на социально-трудовую мобильность молодежи.

Всего было опрошено 732 человек (6,2 %) общеобразовательных школ города Тольятти. Выпускников 9-х классов - 376 человек, из них 182 юношей и 194 девушки, выпускников 11-х классов - 356 человек, соответственно - 149 и 207. Анкета содержит ряд вопросов позволяющих выявить уровень информированности выпускников о ситуации на рынке труда и образования Самарского региона и определить круг факторов, влияющих на выбор профессии. Что касается объективных характеристик личности, то среди них были выделены пол, класс, социально-профессиональный статус родителей.

Учитывая ситуацию, в которой находились учащиеся в момент опроса, мы сконцентрировали внимание на

образовательных и профессиональных планах учащихся 9 и 11 классов города Тольятти, необходимость конкретной постановки которых старшеклассникам диктует сама жизнь. Одним из важнейших факторов воздействия на профессиональное самоопределение является время выбора профессии и конкретного учебного заведения, в котором желал бы обучаться будущий специалист. По результатам исследования в целом для выпускников характерна высокая активность социально-трудовой мобильности: подавляющее большинство опрошенных уже имеют определенные планы на будущее.

Таким образом, можно сделать вывод, что к завершению 11 класса школьники уже имеют осознанные жизненные планы по дальнейшему направлению своей трудовой деятельности. Анкетировать данную аудиторию на освоение рабочих специальностей на ОАО «АВТОВАЗ» или других предприятиях практически бесперспективное занятие, за исключением случаев, когда такое решение было принято школьниками раньше. Результаты опросов показывают слабое знание учащимися учебных заведений, существующих в городе: не обозначены ряд ПТУ, ссузов, готовящих студентов по дефицитным специальностям, а также не просматривается возможность обучения в филиалах различных учебных заведений в гг. Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Хабаровске и других. Структура профессиональных устремлений выпускников представлена нами по семи группам профессий (правоохранительные органы; здравоохранение; экономика, финансы, управление; сфера обслуживания; работники культуры и искусства; работники транспорта; работники связи). Необходимо отметить, что никто из учащихся при планировании будущей профессиональной деятельности не имеет намерения пойти работать в систему образования или в коммерческие структуры. Возможно, непрестижность профессии и низкий уровень зарплаты преподавателей сформировали у учащихся стойкое нежелание работать с подрастающим поколением. Отношение к предпринимательству также оставляет желать лучшего вследствие того, что большинство молодых людей считают данную деятельность криминализированной и опасной.

Таким образом, результаты, полученные нами в ходе опросов и ранее осуществляемых социологических исследований по схожей тематике, свидетельствуют о том, что до рыночных реформ городские и сельские

психолого-педагогическое направление

Т.Н. Иванова

СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ...

школьники намного чаще выбирали рабочие профессии и достаточно высоко их оценивали, нынешние выпускники-горожане, независимо от национальности, в основном, выбирают специальности и профессии непроизводственной сферы, требующие высшего образования. Несколько отличаются от полученных по городскому округу Тольятти данных результаты опроса школьников 11- и 9-х классов поселка Поволжский Комсомольского района. Было опрошено (87,2% выпускников), выбор в отношении будущей профессии и образовательного учреждения характеризуется большей реалистичностью, чем у выпускников школ города. Определяя престижными профессии юриста, экономиста, программиста, большинство выпускников планирует учиться на специальности, обеспечивающие им освоение профессий, связанных с производительным трудом в реальном секторе экономики (инженеры транспорта и связи). Также называются профессии в области здравоохранения, образования. Степень влияния различных факторов на выбор профессии школьниками оценивалась по пятибалльной шкале. Например, такой фактор, как советы родителей, у школьников выпускных классов занимает вторую позицию после фактора «собственное мнение». Необходимо отметить, что, на наш взгляд, направленность на высшее образование и получение престижных профессий формируется чаще всего именно под воздействием родительских амбиций. Самые низкие оценки получили факторы формирования социально-трудовой мобильности как «информация служб занятости» (0,35 балла у 9-классников и 0,71 балла у 11-классников), «совет специалиста-профконсультанта» (0,49 балла и 0,68 балла), «профориентационные мероприятия в школе» (1,58 балла и 0,59 балла). Из этого можно сделать вывод, что профориентационная работа не осуществляется или осуществляется эпизодически. В то же время надо отметить, что профориентационные мероприятия, проводимые в школах, не вызывают у молодежи интереса к подобным мероприятиям, о чем свидетельствуют отчеты служб занятости, материалы СМИ, наши собственные наблюдения.

Подводя итоги анализа исследования, можно констатировать, что рыночные реформы способствовали развитию стагнацированности социально-трудовых траекторий у городских и сельских школьников к выбору рабочих профессий, которые достаточно высоко их оценивали, нынешние выпускники, независимо от национальности, в основном, выбирают специальности и профессии непроизводственной сферы, требующие высшего образования. Профориентационная работа осуществляется эпизодически, в то же время надо отметить, что профориентационные мероприятия, проводимые в школах, не вызывают у молодежи интереса, о чем свидетельствуют отчеты служб занятости, материалы СМИ, а также наши собственные наблюдения.

Выделены особенности выпускников школ: это ориентирование выпускников на высшее образование в промышленности и инфраструктуре собственного поселения [1]. Практически не согласованы планы молодежи по профессиональному самоопределению в Самарском регионе, городах и сельских районах, о видах профессионального труда, классификации профессий, характеристики специальностей по различным параметрам, о состоянии рынка труда, потребности в специалистах и рабочих, возможностях трудоустройства.

Важной теоретико-методологической проблемой является изучение экономического измерения социально-профессионального самоопределения молодежи в современном российском обществе [2-5] .

Анализ выявленных новых тенденций и изменений в системе профессиональной ориентации как фактора оптимизации социально-трудовой мобильности молодежи, где проведен социологический анализ изменения в рейтинге профессий среди выпускников школ, раскрывает критерии престижности на фоне изменения ценностно-нормативной системы и мотивационной сферы выбора профессий.

Таким образом, в настоящее время необходимо разрабатывать инновационные технологии по формированию социально-трудовой траектории как составной части системы социально-трудовой мобильности молодежи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Григорьева Э.Н. Непрерывное образование как фактор развития профессионально-квалифицированного потенциала предприятия (на материалах ОАО «ТатНефть».: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. К., 2007. 23 с.

2. Прокофьев О.В., Сёмочкина И.Ю. Факторы социально-экономического развития и рынка труда: оценка состояния, взаимосвязи, воздействие на профессиональное самоопределение выпускников // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. Т. 1. № 11 (15). С. 229-236.

3. Власенко С.В. Управление мотивацией профессионального самоопределения и профессионального развития // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 3. С. 49-51.

4. Палфёрова С.Ш., Иванов О.И., Бабенко Н.Г. Экономико-статистические методы в прогнозировании // Наука и современность. 2010. № 5-2. С. 349-355.

5. Писаренко В.Г. Педагогическое сопровождение развития профессионального самоопределения учащихся в условиях общеобразовательной среды // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3 (14). С. 220222.

SOCIO-PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF YOUTH IN THE CONDITIONS OF A LARGE INDUSTRIAL CITY (THE EXPERIENCE OF SOCIOLOGICAL RESEARCH

FOR EXAMPLE, O. TOGLIATTI)

© 2014

T. N. Ivanova, head of the Department of Sociology, doctor of sociological Sciences, associate Professor

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Annotation: Market reforms contributed to the development of stagnationist socio-employment trajectories in urban and rural students in the choice of professions that are high enough they are evaluated, today's graduates, regardless of nationality, basically choose a profession non-productive areas of higher education.

Keywords: trajectory, profession, education, youth, social mobility, labor mobility, labor market, profession, activity, sampling, research, students, plans, self-employment, vocational guidance, employment, education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.