Научная статья на тему 'К вопросу о готовности выпускников вузов к профессиональной деятельности'

К вопросу о готовности выпускников вузов к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
498
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / ВУЗ / UNIVERSITY / ПОТЕНЦИАЛ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVITIES / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / РЕГИОН / REGION / СТАТУС / STATUS / ПРОФЕССИЯ / PROFESSION / КОНСТРУИРОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ / TECHNOLOGY / МОБИЛЬНОСТЬ / MOBILITY / ТРУД / LABOUR / РЫНОК / MARKET / МОДЕЛЬ / MODEL / БЕЗРАБОТИЦА / UNEMPLOYMENT / РАБОТОДАТЕЛЬ / EMPLOYER ACTIVITY / BUILDING / ENGINEERING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Татьяна Николаевна

Автор статьи анализирует готовность выпускников вузов к профессиональной деятельности. Автор рассматривает систему классификаций показателей Семеновой Т.Ю., а также типологизацию уровня подготовленности к конкретному виду профессиональной деятельности выпускников вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ABOUT THE READINESS OF GRADUATES FOR PROFESSIONAL WORK

The author analyzes the readiness of graduates for professional work. The author considers the system of classifications of indicators Semenova T. Yu, as well as the typology of the level of preparedness to a particular kind of professional activity of graduates.

Текст научной работы на тему «К вопросу о готовности выпускников вузов к профессиональной деятельности»

внедрении в программу развития и формирования социально-трудового потенциала молодежи, с учетом региональных особенностей социальной и трудовой мобильности представителей данной социально-возрастной группы.

Таким образом, необходимо, интегрировать социально-трудовой потенциал молодежи в новую социально-профориентационную среду региона с целью формирования единого образовательного кластера, включающего базовое, профессиональное, высшее, дополнительное образование, деятельность предприятий, организаций и учреждений по подготовке, переподготовке и повышению квалификации молодых кадров. Создание социаль-но-профориентационной среды региона способствует развитию и формированию нового социально-трудового потенциала современной молодежи. Профессиональное образование должно стать приоритетом государственной политики, направленной на повышение качества рабочей силы, тогда реальный экономический прорыв

возможен.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Карпова Ю.А. Инновации, интеллект, образование. М., 1998. 213 с.

2. Карпова Ю.А. Введение в социологию инновати-ки. Спб.: Питер, 2004. 192 с.

3. Лапин Н.И. Функционально-ориентирующие кластеры базовых ценностей населения России и ее регионов // Социологические исследования. 2010. №1. С. 2836.

4. Мохначев С., Мохначева Е. Удмуртская Республика: кластеризация и ее влияние на региональный рынок труда и профессиональное образование // Человек и труд. 2010. № 5. С. 42-44.

5. Тимирясова А.В. Формирование образовательных кластеров как важнейшего элемента реформирования системы образования в республике Татарстан // Вестник Чувашского университета. 2009. № 4. С. 492-500.

THE QUESTION OF CREATING A CLUSTERED CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION SYSTEM OF THE SAMARA REGION

© 2014

T.N. Ivanova, head of the Department of Sociology, doctor of sociological Sciences, associate Professor

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Annotation: The Transition to an innovative way of development requires regions special attention to the search for and use of internal resources development based on the social and labour potential, improve management of business entities.

Key words: concept, region, young people, social mobility, labor mobility, labor market, integrity, consolidation, clustering, education, profession, Finance, parity, region, economy.

УДК 316.4

К ВОПРОСУ О ГОТОВНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© 2014

Т.Н. Иванова, заведующий кафедрой «Социология», доктор социологических наук, доцент Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация: Автор статьи анализирует готовность выпускников вузов к профессиональной деятельности. Автор рассматривает систему классификаций показателей Семеновой Т.Ю., а также типологизацию уровня подготовленности к конкретному виду профессиональной деятельности выпускников вузов.

Ключевые слова: молодежь, вуз, потенциал, деятельность, образование, регион, статус, профессия, конструирование, технологии, мобильность, труд, рынок, модель, безработица, работодатель, деятельность, вуз.

Реализация социально-экономических технологий конструирования региональной концептуальной модели социально-трудовой мобильности молодежи возможна в различных профессиональных сферах [1]. Поскольку в рамках исследований поставленной проблемы наиболее важным фактором является социально-трудовая мобильность молодежи на рынке труда, то целесообразно проанализировать социально-трудовой потенциал представителей данной социально-возрастной группы. Под социально-трудовым потенциалом мы понимаем движущие силы молодежи и социально-экономической среды, дающие импульс, а, следовательно, в плане исследуемой проблемы - дающие импульс процессам конструирования модели социально-трудовой мобильности молодежи на рынке труда.

Инновационные механизмы конструирования социально-трудовой мобильности на рынке труда рассматриваются на примере молодежи [2], как наиболее уязвимой социально-демографической группы в условиях современной России.

Актуальность проблемы социальной и трудовой мобильности молодежи как социально-экономического явления (проблемы перемещения, безработицы, несоответствия уровня квалификации выпускников требованиям работодателям, «модные» профессии и отрасли с низкой оплатой труда, широкого масштаба применения труда молодежи в неблагоприятных условиях и др.) инициируют развитие исследований в этой области и разработку новых форм практической деятельности. Речь идет о адаптировании социологической программы

исследования уровня готовности выпускников к профессиональной деятельности и разработке соответствующих инновационных механизмов конструирования их социальной и трудовой мобильности как важнейших элементов активной политики занятости молодежи.

Готовность выпускников к профессиональной деятельности рассматривается по нескольким этапам: а) профессиональная деятельность до поступления в вуз; б) готовность к профессиональной деятельности в период обучения в вузе.

Развитие профессиональной готовности молодежи должно определяться следующими тенденциями: упрочение профессионального ориентирования; усиление ориентации общесоциальной и профессиональной направленности на качественное решение задач, стоящих перед современным российским обществом; профессионализация интересов студентов; повышение уровня притязаний; дальнейшее развитие коммуникативных и организаторских способностей; развитие общей культуры; повышение эмоционально-волевой устойчивости и психологической надежности; совершенствование физической подготовленности [3].

Предлагаемая в нашей работе система классификации показателей Семеновой Т.Ю. [4] выглядит следующим образом: а) объективные и субъективные характеристики деятельности социальных индивидов; б) субъект; в) деятельность; в) внутренние и внешние характеристики деятельности; г) динамичность процесса и т.д.

В нашей работе адаптированы данные показатели следующим образом. В начале было проведено социо-

логическое наблюдение: а) за студентами в условиях учебной и внеучебной (общественной) деятельности и за преподавателями и служащими вуза в условиях учебной деятельности, факультета, кафедр и т.п. Данные наблюдения позволили выделить предположительный набор личностных факторов и факторов внешней среды, которые могут влиять на готовность выпускника к профессиональной деятельности. Этот набор вместе с показателями сформированности готовности к профессиональной деятельности был включен в специальную анкету, по которой проводилось исследование. При обработке результатов данного исследования определялись коэффициенты корреляции между признаками - показатели влияния и признаками - критериями готовности к профессиональной деятельности. Далее, в случае статистической значимости этих коэффициентов принималось решение о наличии связи данного фактора с изучаемым процессом.

Метод анализа главных компонент позволил установить два блока факторов, которые в той или иной мере влияют на процесс формирования готовности выпускников к профессиональной деятельности и имеют статистически значимые коэффициенты корреляции (при /><0,01). Это личностные (6.419) и средовые (4.800).

Собственные значения

В блоке личностных факторов можно условно выделить ряд групп:

1) социально-демографические показатели, 2) социально-профессиональные показатели, 3) показатели социальной активности студента, 4) удовлетворенность учебой в вузе, показателями которой являются удовлетворенность: статусом обучающегося, престижем образовательного учреждения учебно-образовательным процессом, получаемой специальностью, стимулированием, содержанием, формой организации и условиями обучения.

Средовой блок в свою очередь можно классифицировать:

1. Показателями условий учебы, являются: режим проведения учебных занятий, уровень автоматизации и компьютеризации, учебно-методическое обеспечение занятий, техническая оснащенность учебных занятий, стимулы учебы, техника безопасности.

Показателями содержания учебно-образовательного процесса, являются: качество и уровень преподавания, отношение к предмету специализации, обоснование тематических планов и программ.

Показатели организации учебно-образовательного процесса, показателями которой являются: соответствие учебных планов современным требованиям, обеспеченность учебы необходимой материальной базой, форма проведения учебных занятий, методы проведения учебных занятий, выполнение расписание занятий.

Качество планирования, показателями которого являются: распределение учебных часов по предметам обучения, по предметам специализации, по периодам обучения.

Социально-психологический климат, показателями которого являются: отношения с однокурсниками, отношения с руководством, с преподавателями предметов специализации, состояние здоровья, причины поступления в образовательное учреждение [4].

Факторы внешней среды можно развести на общие и специфические.

К общим факторам относятся:

- экономическая ситуация в стране, которая определяет профессиональную структуру и потребности общества в представителях конкретных профессий;

- характер социально-политических отношений в обществе, т.е. отношений между социальными стратами, социальными группами (в том числе профессиональными) и властью;

- состояние общественного сознания, определяющее характер и степень влияния на молодежь общественного

мнения, средств массовой информации и выражающееся в преобладании ориентации на определенные ценности, нормы морали, традиции (и в престиже профессий);

- социально-демографическая ситуация в стране, региональная инфраэко-структура и т.д. [4].

К личностным факторам относятся социально-демографические характеристики субъекта, его удовлетворенность трудом, профессионально-познавательная активность личности, содержание и уровень информированности о предстоящей профессиональной деятельности.

Прежде всего, следует выявить основные факторы и условия, влияющие на состояние и уровень профессиональной готовности обучающегося в процессе их обучения [8-12]. В связи с этим необходимо определить сущность и содержание этого процесса.

В качестве основных компонентов обучения выступают следующие:

1. Целево-содержательный компонент процесса обучения, который представляет собой осознание педагогами, организаторами учебного процесса и принятия обучаемыми целей и задач обучения.

2. Мотивационно-ориентированный компонент, предполагающий осуществление мер по стимулированию у обучаемых интереса, потребности в решении задач, определяемых целями учебы.

3. Планово-содержательный компонент, который определяется учебными планами и программами по данному предмету. При этом следует учитывать, что содержание отдельных занятий конкретизируется педагогом с учетом поставленных задач.

4. Деятельностно-технологический компонент, наиболее непосредственно отражающий процессуальную сущность обучения. Именно в деятельности педагогов и обучаемых, в их взаимодействии, протекающем во времени, реализуется задача приобретения необходимых профессионально важных качеств.

5. Контрольно-санкционирующий компонент, предполагающий одновременное осуществление контроля за ходом решения поставленных учебных задач со стороны педагогов и самоконтроля обучаемых за правильностью выполнения учебных операций, точностью и глубиной приобретаемых знаний, прочностью навыков и умений.

6. Результативно-итоговый компонент, выражающийся в оценке педагогами и самооценке студентами достигнутых в процессе обучения результатов, установлении их соответствия поставленным учебным задачам, выявлении причин обнаруженных отклонений, проектировании новых задач, учитывающих также и необходимость восполнения обнаруженных пробелов в подготовке [4].

Рассматривая «профессиональную ориентацию молодежи», исходим из того, что для обучающегося играет существенную роль в его будущей профессии: структура и уровень его профессиональных притязаний, оценка значимости избранного направления профессиональной подготовки.

Таким образом, для решения основных задач исследования необходимо: 1) изучить общий уровень готовности выпускников к профессиональной деятельности, 2) проанализировать степень и направленность влияния на профессиональную готовность выпускников учебно-профессиональных факторов, 3) измерить зависимость готовности выпускников к профессиональной деятельности от факторов конкретной жизненной ситуации, 4) проанализировать тесноту и связь между уровнем профессиональной готовности выпускников и личностными факторами, 5) провести сравнительный анализ уровня профессиональной готовности выпускников и уровня готовности выпускников предыдущих и последующих выпусков, 6) изучить характер и динамику изменения основных элементов профессиональной готовности молодежи в процессе их обучения.

В качестве признаков расслоения выступают призна-

61

ки, коррелирующие с исследуемыми характеристиками.

Районирование совокупности необходимо в тех случаях, когда она является неоднородной с точки зрения социальных, экономических и других характеристик формирующих ее социальных объектов [4].

Процедура формирования выборочной совокупности исследования предусматривает следующий порядок действий:

- на каждой ступени отбора объекты репрезентации группируются по определенным признакам в типологические группы;

- из этих групп определенным способом выделяется один или несколько типических представителей.

Параметры и признаки выбора направления подготовки определяются целями и задачами исследования и сопряжены с его основными проблемами [5].

Объектами репрезентации на второй ступени являются курсы обучения. Группировка объектов репрезентации на второй ступени производится по следующим признакам: 1-й курс обучения; 2-й курс обучения; 3-й курс обучения; 4-й курс обучения. Объектами репрезентации на третьей ступени являются формы обучения (очное, заочное, вечернее).

Отбор единиц наблюдения в этих отобранных объектах производится методом случайных чисел [5].

В данном случае для определения объема выборки математико-статистические методы не применяются. Однако, исходя из опыта ранее проводимых социологами исследований ВЦИОМ, опрос 78% от общей численности студентов вуза гарантирует статистически значимые результаты. Исследователь И.Г. Кондаурова отмечает, что уровень готовности к профессиональной деятельности каждого выпускника мы понимаем, как социальное духовное состояние, отличающееся от других как по степени сформированности элементов, так и по индивидуально-личностным характеристикам [6]. Уровень готовности выпускника к профессиональной деятельности не абсолютная, а относительная характеристика.

Нами использовался ряд основных методов сбора данных: анализ документов, опрос (анкетный и экспертный), метод наблюдения.

Экспертный опрос проводится с целью изучения структуры готовности выпускников к профессиональной деятельности; определить весовые значения каждого элемента, составляющего структуру профессиональной подготовки выпускника.

Анкетный опрос выпускников проводится в целях определения реального уровня их готовности к профессиональной деятельности; выявление характера и степени влияния различных социальных и личностных факторов на формирование этой готовности в процессе образования.

Стандартизированное интервьюирование респондентов проводится с целью определения их личностного и адаптационного потенциала, уровня интеллекта и структуры познавательных способностей. Исследователь Д.К. Войтюк предлагает алгоритм доказательства гипотез исследования, который включает в себя следующие шаги. Для решения первой задачи необходимо определить уровни профессиональной готовности респондентов. С этой целью на основании проведенной теоретической и эмпирической интерпретации понятия «уровень готовность личности к профессиональной деятельности» [4] Т.Ю.Семенова рассчитывает показатель профессиональной готовности респондента по следующей схеме:

1) оцифровка и ввод новых переменных по единой шкале от 0 до 1 для соответствующих вопросов анкеты;

2)опираясь на ранее проведенную интерпретацию основных понятий, структурную и факторную операци-онализацию, в исследовании вводится количественный показатель, характеризующий численную характеристику готовности выпускника к будущей профессиональной деятельности, как: 62

J * = I ЦК,

,=1

где: L, - поправочный «весовой» коэффициент, который определяется при помощи экспертного опроса, а IЦ, = 1; К, - бальная оценка выраженности совокупности факторов, определяющих структуру готовности выпускника к профессиональной деятельности.

Дисперсионный и регрессионный анализы позволили выявить основные факторы, оказывающие наибольшее влияние на исследуемый параметр. В результате выделены 5 значимых факторов, а именно: К1 - знание

требований, предъявляемых будущей работой по направлению подготовки; К2 - уровень успеваемости; К3 -самооценка студентом уровня подготовки в ходе учебно-образовательного процесса в сфере учебно-познавательной, научно-творческой и практико-познавательной деятельности; К4 - дополнительное повышение своей профессиональной квалификации во внеучебное время; К5 - убежденность в правильности выбора своего направления подготовки.

Методом экспертного опроса был выявлен и оценен вклад каждой из основных составляющих модели. Затем брался средний балл по образовательному учреждению и вычислялось квадратичное отклонение.

3) Путем сопоставления полученных значений субъ-индексов предрасположенности и подготовленности определяем тип профессиональной готовности респондента.

Для выявления наиболее оптимального количества уровней сформированности и готовности выпускников к профессиональной деятельности в исследовании был применен факторный метод кластерного анализа. Перед его выполнением использовались методы снижения размерности признакового пространства.

В соответствии с полученными результатами мы выделили три данных уровня.

Исследователи Б.С. Павлов и В.В. Багин предлагают следующую типологизацию уровне подготовленности к конкретному виду профессиональной деятельности выпускников [7]:

1. Высокий уровень выпускников-студентов, готовых к профессиональной деятельности отличающихся высоким уровнем подготовленности к ней.

2. Средний уровень выпускников-студентов, для которых характерен средний уровень подготовленности.

3. Низкий уровень выпускников-студентов, для которых характерен, низкий уровень подготовленности.

Таким образом, данная адаптированная программа позволяет не только определить состояние и уровень профессиональной готовности выпускников, но и выявить характер и степень влияния на эту готовность основных социальных и личностных факторов, а также, при проведении пролонгированного исследования, оценить динамику этой готовности. Анализ результатов проведенных исследований по данной программе может стать основой многих экономических и управленческих решений по совершенствованию качества образования, что позволит оценить их эффективность и своевременно осуществлять корректировку.

Таким образом, социологическая программа исследования уровня готовности выпускников к профессиональной деятельности включает в себя концептуальные положения теоретико-методологической модели изучаемого явления, адекватно отражает, их в конкретных методах исследования и позволила получить достаточно обоснованные данные по изучаемой проблематике и разработке соответствующих инновационных механиз-

мов по формированию социально-трудового потенциала молодежи на рынке труда.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдрахманов М.Ш. Формирование трудового потенциала молодежи Северного региона.: Дцс. канд. со-циол. наук. Москва, 2008. 146 с.

2. Аверьянов Л. Я. Умеем ли мы задавать вопросы. М., 1985.

3. Абрамова Н.Т. Ценности образования, новые технологии и неявные формы знания // Вопросы философии. 1998. № 6. С. 58-65.

4. Семенова Т.Ю. Формирование готовности выпускника вуза к профессиональной деятельности: соци-олого-управленческий аспект.: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2003. 23 с.

5. Кухно П., Подколзина Т. Работу над методикой прогнозирования потребности в кадрах надо продолжать // Человек и труд. 2009. № 9. С. 48-50.

6. Кондаурова И.Г. Целенаправленное руководство профессиональной ориентацией студентов ВУЗа на современном этапе развития системы образования. Кемерово: Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт. 2008.

7. Павлов Б.С., Багин В.В. Рынки труда и образовательных услуг в контексте социальной безопасности региона: Научн. Доклад. Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН. Чита, 2003.

8. Елисеева Е.А. К проблеме формирования готов-

ности студентов к профессиональной самореализации на основе социального партнерства // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 3. С. 121-123.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Фирсова Е.Ю. Формирование готовности экономистов-менеджеров к профессиональной деятельности // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012. № 1. С. 202-207.

10. Витвицкая С.С. Структура и критерии готовности магистров образования к педагогической деятельности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 2 (13). С. 59-62.

11. Руднева Е.Н. Особенность формирования готовности к профессиональному самоопределению у студентов технического вуза // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012. № 2 (18). С. 180-188.

12. Адам Ф. Подменик Д. Социальный капитал в европейских исследованиях // Социологические исследования. 2010. №11. С. 35-48.

13. Кижеватова В., Газетов В. Как сохранить и развить социально-трудовой потенциал российского общества // Человек и труд. 2010. № 7. С. 48-50.

14. Нуреев P.M. Введение в институциональный анализ. Трансформация экономических институтов в постсоветской России (микроэкономический анализ). Выпуск XIV. М.: МОНФ. 2000. С. 8.

TO THE QUESTION ABOUT THE READINESS OF GRADUATES FOR PROFESSIONAL WORK

© 2014

T. N. Ivanova, head of the department of Sociology, doctor of sociological sciences, associate professor

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Annotation: The Author analyzes the readiness of graduates for professional work. The author considers the system of classifications of indicators Semenova T. Yu, as well as the typology of the level of preparedness to a particular kind of professional activity of graduates.

Keywords: youth, University, building, activities, education, region, status, profession, engineering, technology, mobility, labour, market, model, unemployment, employer activity, the University.

УДК 373.32

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

© 2014

Е.С. Ищенко, магистрант кафедры «Педагогика и методики преподавания», учитель начальных классов МБУ СОШ №59

Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация: В статье рассматриваются различные подходы к определению понятий «эмоции», «эмоциональная отзывчивость». Рассматриваются особенности формирования эмоциональной отзывчивости у младших школьников. Описывается опытно-экспериментальная работа по формированию эмоциональной отзывчивости у младших школьников на уроках литературного чтения.

Ключевые слова: эмоции, младшие школьники, эмоциональная отзывчивость, нравственность, эмпатия, урок литературного чтения, рефлексия.

Обучение в современной начальной школе направлено не только на усвоение учащимися определенных знаний о предметном мире, повышение уровня интеллектуального развития, усвоение универсальных учебных действий, но и на развитие гуманной направленности личности, заключающейся в положительной установке на позицию другого человека [1].

Одной из наиболее актуальных на сегодняшний день становится проблема развития у учащихся эмоциональной отзывчивости. Акцентирование внимания именно этой сфере в развитии младших школьников связано с тем, что этот возраст является сензитивным для развития способности детей, ориентируясь на индивидуальный эмоциональный опыт, понимать и принимать особенности эмоционального состояния другого человека.

В своих исследованиях В.В. Зеньковский отводит эмоциональным явлениям одно из первых мест по их

значению в развитии ребенка, так как считает, что эмоциональная сфера имеет для ребенка центральное значение в системе психических сил [2]. Эмоции - это прежде всего сама естественность поведения ребенка, непосредственность и свобода.

Проявление эмоциональных реакций на тот или иной раздражитель окружающей среды в психолого-педагогической литературе рассматривается как отзывчивость. По В. В. Бойко, «эмоциональная отзывчивость как устойчивое свойство индивида проявляется в том, что он легко, быстро и гибко эмоционально реагирует на различные воздействия - социальные события, процесс общения, особенности партнеров и т. д. Это готовность человека откликаться на себя, на других, на состояние и эмоциональный фон окружающих» [3].

Успешности процесса формирования эмоциональной отзывчивости способствует, по мнению Т.А. Андреенко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.