УДК 316.4
СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЕЖИ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕСУРС СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА (НА ПРИМЕРЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ)
© 2014
Т.Н. Иванова, заведующий кафедрой «Социология», доктор социологических наук, доцент Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация: Развитие профессиональной готовности молодежи должно определяться следующими тенденциями: упрочение профессионального ориентирования; усиление ориентации общесоциальной и профессиональной направленности на качественное решение задач, стоящих перед современным российским обществом; профессионализация интересов студентов; повышение уровня притязаний; дальнейшее развитие коммуникативных и организаторских способностей; развитие общей культуры; повышение эмоционально-волевой устойчивости и психологической надежности; совершенствование физической подготовленности.
Ключевые слова: социальный потенциал, трудовой потенциал, молодежь, трудовая мобильность, социальная мобильность, экономическая среда, рынок труда, рабочая сила, производство, интеракционизм, конструирование, деятельность, активность, занятость, политика.
Под социально-трудовым потенциалом мы понимаем движущие силы молодежи и социально-экономической среды, дающие импульс, а, следовательно, в плане исследуемой проблемы - дающие импульс процессам конструирования модели социально-трудовой мобильности молодежи на рынке труда.
В анализе этой проблемы мы опираемся на концепцию интеракционизма. Мы считаем, что учет социально-групповых особенностей отдельных категорий молодежи будет способствовать верному конструированию модели ее социально-трудовой мобильности. Инновационные механизмы конструирования социально-трудовой мобильности на рынке труда рассматриваются на примере молодежи [1], как наиболее уязвимой социально-демографической группы в условиях современной России.
Актуальность проблемы социальной и трудовой мобильности молодежи как социально-экономического явления (проблемы перемещения, безработицы, несоответствия уровня квалификации выпускников требованиям работодателям, «модные» профессии и отрасли с низкой оплатой труда, широкого масштаба применения труда молодежи в неблагоприятных условиях и др.) инициируют развитие исследований в этой области и разработку новых форм практической деятельности. Речь идет о адаптировании социологической программы исследования уровня готовности выпускников к профессиональной деятельности и разработке соответствующих инновационных механизмов конструирования их социальной и трудовой мобильности как важнейших элементов активной политики занятости молодежи.
Готовность выпускников к профессиональной деятельности рассматривается по нескольким этапам: а) профессиональная деятельность до поступления в вуз; б) готовность к профессиональной деятельности в период обучения в вузе.
Развитие профессиональной готовности молодежи должно определяться следующими тенденциями: упрочение профессионального ориентирования; усиление ориентации общесоциальной и профессиональной направленности на качественное решение задач, стоящих перед современным российским обществом; профессионализация интересов студентов; повышение уровня притязаний; дальнейшее развитие коммуникативных и организаторских способностей; развитие общей культуры; повышение эмоционально-волевой устойчивости и психологической надежности; совершенствование физической подготовленности.
Предлагаемая в нашей работе система классификации показателей Семеновой Т.Ю.[3] выглядит следующим образом: а) объективные и субъективные характеристики деятельности социальных индивидов; б) субъект; в) деятельность; в) внутренние и внешние характеристики деятельности; г) динамичность процесса и т.д.
Для решения основных задач исследования необходимо: 1) изучить общий уровень готовности вы-
пускников к профессиональной деятельности, 2) проанализировать степень и направленность влияния на профессиональную готовность выпускников учебно-профессиональных факторов, 3) измерить зависимость готовности выпускников к профессиональной деятельности от факторов конкретной жизненной ситуации, 4) проанализировать тесноту и связь между уровнем профессиональной готовности выпускников и личностными факторами, 5) провести сравнительный анализ уровня профессиональной готовности выпускников и уровня готовности выпускников предыдущих и последующих выпусков, 6) изучить характер и динамику изменения основных элементов профессиональной готовности молодежи в процессе их обучения.
Изучение и формирование социально-трудового потенциала молодежи требует социальной переориентации экономических преобразований на макро - и ме-зоуровнях [6]. Единственно приемлемой нормой оценки развития регионального бытия должна стать ориентация на позитивную динамику параметров уровня и качества жизни молодежи. Устойчивое социально-экономическое развитие в значительной степени обусловлено потенциалом, отсюда очевидна актуальность исследования ресурсной обеспеченности, в том числе и в социально-трудовой сфере [2].
Понятие «социально-трудовой потенциал» имеет неоднозначное толкование у различных авторов.
Исследователи Л.Л. Тонышева, В.А. Чейметова [4], рассматривают социально-трудовой потенциал молодежи в виде системы, выделяя на основе ресурсно-функционального признака следующие подсистемы - трудовую, интеллектуально-волевую и социально-инфраструктурную. На основании этого мы предлагаем структуру социально-трудового потенциала молодежи.
Как отмечают Л.Л. Тонышева, В.А. Чейметова социально-трудовой потенциал молодежи - это резервы наращивания потенциала рабочей силы и повышения эффективности ее использования. Возможности улучшения образовательной и профессиональной структуры трудовых ресурсов выражаются в интеллектуально-волевом потенциале. Резервы региона в развитии социальной инфраструктуры, улучшении качества и доступности, предлагаемых ею услуг находят отражение в социально-инфраструктурном потенциале. Что касается демографического аспекта, то он выделен нами в самостоятельный ресурсный блок на том основании, что является базовым для формирования социально-трудового потенциала молодежи и характеризует возможности улучшения качества населения региона через изменение количества реального и потенциального трудоспособного населения [4].
Актуальность исследования социально-трудового потенциала обусловлена необходимостью наращивания потенциала рабочей силы и повышения её использования. В связи с этим возрастает значимость разработки новых подходов к изучению и регулированию социаль-
но- трудовой мобильности молодежи, являющейся важным стратегическим ресурсом современного общества [7].
На сегодняшний день существует ряд методик исследования социальной и трудовой мобильности личности. Наиболее известными являются: «методика измерения социальной мобильности». Единицей дистанции мобильности выступает шаг перемещений. Шаг может измеряться в 1) статусах, 2) поколениях. Если для описания шага социальных перемещений используется понятие статус, то обычно говорят о перемещении из низшего в высший статус — восходящая мобильность; перемещение из высшего в низший статус — нисходящая мобильность.
Методика построения индексов уровня жизни и ре-сурсообеспеченности Н.Е. Тихоновой [5]. Индекс уровня жизни определяется путем суммирования показателей шкал материальной депривации и благосостояния. Индекс ресурсообеспеченности включает 8 шкал: экономический ресурс, квалификационный ресурс (субшкалы «Навыки» и «Образование»), социальный ресурс (субшкалы «Сети повседневных контактов и поддержки» и «Связи»), властный ресурс, культурный ресурс (субшкалы «Запросы и досуговое поведение» и «Условия социализации»), личностный ресурс, символический ресурс и физиологический ресурс.
Образ, уровень и качество жизни определяют уровень инвестирования в человеческий капитал. Здоровье и физическое развитие, полученное образование, профессиональная квалификация, психоэмоциональные качества и мотивационные установки определяют конкурентоспособность личности, возможность успешного трудоустройства и получения дохода от наёмной трудовой или предпринимательской деятельности.
Человеческий потенци-
ал — это совокупность свойств и качеств человека, которые могут быть использованы (полностью или частично) в процессе общественного производства. Этот потенциал начинает формироваться в детском, подростковом и юношеском возрасте в процессе социализации, образования и воспитания.
Молодёжь является социальным ресурсом общества. Она, в конечном счёте, определяет будущее. В первое десятилетие нового века уровень занятости удерживается за счёт работающего старшего поколения. Однако уже в ближайшие десятилетия молодежь не сможет на надлежащем уровне, восполнить социально-трудовой потенциал общества, как в количественном, так и в качественном выражении.
Социально-трудовой потенциал включает в себя следующие основные компоненты:
- социальный потенциал (состояние здоровья, социальные условия, ценности, вопросы образования, семьи, жизни, эмоций и чувств, статуса);
- образовательный потенциал (наличие знаний и возможности молодого человека к усвоению новых знаний);
- профессиональный потенциал (наличие профессиональной подготовки и возможности молодого человека в области овладения различными видами трудовой деятельности);
- квалификационный потенциал (наличие определённого профессионального уровня и способность его повышения, освоения более сложного труда).
К числу ключевых социально-трудовых проблем, обусловленных процессами экономического реформирования на макро — и мезоуровнях и влияющих на эффективность экономики Самарского региона, относятся:
- низкий уровень жизни молодежи (отсутствие жилья, капитала и т.д.);
- отсутствие системы государственных социальных стандартов и финансовых нормативов;
- низкий уровень социальной инфраструктуры в Самарском регионе (необходимо создать условия для
инвестирования средств в данную сферу);
- проводимая налоговая реформа в стране, в частности, введение единого налога на пользование недрами и пересмотр на государственном уровне пропорций распределения поступающих средств между центром и регионом.
Решение указанных проблем должно осуществляться в рамках четко определенных параметров стратегического развития экономики региона, что в свою очередь требует уточнения теоретических положений выбора стратегий. Также исследователи Л.Л. Тонышева, В.А. Чейметова, используя матричный метод, выделяют следующие стратегии территориального развития:
- стратегия выживания, при активной поддержке со стороны государства;
- стратегия специализации, предполагающая развитие одной базовой отрасли в регионе с сопутствующим развитием производственной инфраструктуры;
- стратегия диверсификации, состоящая из стратегии активной диверсификации, направленной на создание многоотраслевого комплекса и стратегии пассивной диверсификации, то есть постепенного развития новых производств и отраслей;
- стратегия рационализации, означающая поддержание развития ряда отраслей (двух-четырех) при ограниченности ресурсного обеспечения [4]. На наш взгляд стратегия развития социально-трудового потенциала, должна осуществляться с учетом темпа роста экономики и типологии социально-трудовой мобильности молодежи.
В регионе необходимо развитие социально-экономических программ, связанных с развитием социальной инфраструктуры. В этих условиях важно выбрать рациональные пути решения социальных проблем. Для успешной реализации социально-экономических программ в регионе необходимы а) системы сберегательных программ, в которых должны участвовать финансовые структуры федерального уровня; б) региональные программы, предусматривающие использование ресурсов муниципального и федеральных бюджетов; в) наличие сильного регионального бюджета и доходов населения на уровне 30 - 40 тысяч рублей в месяц; г) ссуды на приобретение жилья предприятиями своим сотрудникам, что снимет нагрузку с местных и региональных бюджетов, а предприятиям даст возможность закрепить высококвалифицированные кадры и обеспечить приток молодежи.
Таким образом, разработанные и теоретически обоснованные инновационные технологии развития и формирования потенциала молодежи, связанного с мобильностью, представляют собой предпосылки для конструирования региональной модели социально-трудовой мобильности молодежи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аверьянов Л. Я. Умеем ли мы задавать вопросы. М., 1985.
2. Адам Ф. Подменик Д. Социальный капитал в европейских исследованиях // Социологические исследования. 2010. №11. С. 35-48.
3. Семенова Т.Ю. Формирование готовности выпускника вуза к профессиональной деятельности: соци-олого-управленческий аспект.: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2003. 23 с.
4.Тонышева Л.Л., Чейметова В.А. Социально-трудовой потенциал территории: выбор стратегии развития http://law.admtyumen.ru/noframe/ п^&М=466201045&пЪ [Дата обращения 20.09.2014г.].
5.Тихонова Н.Е. Социальная стратификация в современной России: опыт эмпирического анализа / Тихонова Н.Е. М.: Институт социологии РАН, 2007. 320 с.
6. Филиппов В.Э. Социальный потенциал современной молодёжи в условиях модернизации Российского общества: Социологический анализ.: Автореф. дис. ...
канд. социол. наук. М., 2007. 22 с. Московском регионе // Социологические исследования.
7. Фомин Н.Н. Специфика трудовой миграции в 2010. №4 . С. 130-133.
SOCIAL LABOUR POTENTIAL OF YOUTH AS A STRATEGIC RESOURCE OF MODERN SOCIETY (ON THE EXAMPLE OF SAMARA REGION)
© 2014
T. N. Ivanova, head of the Department of Sociology, doctor of sociological Sciences, associate Professor
Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Annotation: The Development of professional readiness of youth should be determined by the following trends: the consolidation of professional orientation; the strengthening of social orientation and vocational orientation for efficient solution of the problems facing contemporary Russian society; the professional interests of students; increase the level of claims; further development of communicative and organizational skills; the development of a common culture; increased emotional stability and psychological reliability; improving physical fitness.
Keywords: social capital, labour potential, youth, labour mobility, social mobility, economic environment, labor market, labor force, manufacturing, interactionism, construction, operation, activity, employment, and politics.
УДК 332: 330.15/502.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОСИСТЕМНЫХ УСЛУГ НА ТЕРРИТОРИИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
© 2014
Г.Э. Кудинова, кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник, руководитель группы «Экономика природопользования» А.Г. Розенберг, младший научный сотрудник группы «Экономика природопользования»
Институт экологии Волжского бассейна РАН, Тольятти (Россия)
Аннотация: Использование природного капитала в виде экосистемных услуг обеспечит установление рыночной заинтересованности в рациональном природопользовании и позволит перейти на путь устойчивого развития. Самарская область, располагая уникальными природными ресурсами, может являться источником экосистемных услуг.
Ключевые слова: природный капитал, окружающая среда, устойчивое развитие, рынок экосистемных услуг, особо охраняемые природные территории.
Развитие цивилизации в двадцать первом веке подошло к тому рубежу, когда антропогенная нагрузка приводит к деформации естественных экосистем, утрате биологического разнообразия, и как следствие - общему ухудшению качества жизни нынешнего поколения, а также ставит под вопрос качество жизни и вообще возможность существования будущих поколений. Экологические кризисы и катастрофы, глобальное потепление, таяние арктических льдов, истощение запасов пресной воды, вымирание видов и многие другие негативные последствия антропогенной деятельности настоятельно требует изменения существующих отношений между человеком и окружающей природной средой. Достижение высоких темпов экономического роста, необходимого при существующем темпе роста населения на планете, может быть обеспечено при соблюдении условий сохранения качества окружающей природной среды и улучшения её состояния в целях удовлетворения жизненных потребностей нынешнего и будущих поколений, то есть при реализации принципа «устойчивого развития». [1; 2.] Для обеспечения принципов «устойчивого развития» необходима разработка мероприятий по охране окружающей среды и внедрение этих мероприятий в рыночные отношения, регулируемые государством, что позволит установить рыночную заинтересованность в рациональном природопользовании [3] и создаст условия для формирования рынка экосистемных услуг.
В настоящее время в мире активно начинается разработка широкого круга вопросов, связанных с экоси-стемными услугами, включая их оценку, определение потенциальных продавцов и покупателей и механизмов компенсации, формирование рынков этих услуг. [4]
Однако сами понятия и определения «экосистемная услуга, природный капитал» вызывают множество вопросов. В связи с чем, необходимо определить, что является экосистемными услугами, природным капиталом, их видами и характеристиками, а так же прикладной характер данного вида нематериальных активов применительно к Самарской области.
При рассмотрении экосистемных услуг (экоуслуг), природного капитала и других понятий, связанных с экосистемами, определимся с понятием «капитал» с точки зрения экоуслуг.
В классическом виде «капитал» - это запас материалов или информации, имеющихся в определенный момент времени. Каждая часть того или иного основного капитала формируется, автономно или совместно с услугами из других капиталов, которые могут быть использованы для того, чтобы преобразовать материалы, или пространственную конфигурацию материалов для того, чтобы повысить благосостояние людей. Использование данного потока услуг человеком может и не затронуть первоначальный основной капитал.
Основной капитал может принимать различные формы, в особенности физические, включая природный капитал, а именно: деревья, полезные ископаемые, экосистемы, атмосфера и так далее; произведенный капитал, такой как оборудование, сооружения и здания; а так же человеческий капитал. Кроме этого, основной капитал может принять нематериальные формы, например, информация, хранимая в памяти как компьютеров, так и людей, а также биологических видах и экосистемах.
Экосистемные услуги состоят из потока материалов, энергии, и информации из природных капиталов, которые объединяются с услугами произведенного и человеческого капитала для улучшения человеческого благосостояния. Таким образом, можно рассматривать универсальный природный капитал как жизненно необходимый для человеческого благосостояния. Отсутствие природного капитала подразумевает отсутствие человеческого благосостояния, так как невозможно полностью заменить «неприродный капитал» на «природный». Для создания произведенного и человеческого капитала необходим «природный капитал». [5; 6]
Функции экосистемы по-разному относят к среде обитания, биологическим или системным свойствам или процессам экосистем. Товары экосистемы (такие как пища) и услуги (такие как ассимиляция отходов) представляют ту пользу, которую человечество, прямо или